Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс'

Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1323
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / PROFESSIONAL SUCCESS / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ACMELOGICAL DEVELOPMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PSYCHOLOGICAL INTERACTION / МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ / MODELS OF COMMUNICATION / ИНТЕРИОРИЗИРОВАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / INTERIORISATION PSYCHOLOGY SCIENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Татьяна Николаевна, Кладько Алла Ивановна

В статье рассматривается потенциал коммуникативной компетентности как профессионального ресурса педагога. Приведен анализ различных подходов к изучению проблемы. Описаны проекции коммуникативной компетентности в профессиональной педагогической деятельности. Выделены и описаны показатели уровня развития коммуникативной компетентности. Представлена структура этого вида компетентности и дана характеристика ее компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щербакова Татьяна Николаевна, Кладько Алла Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHER AS PROFESSIONAL RESOURCE

The article deals with the potential of communicative competence as a professional resource of pedagogue teacher. It presents the analysis of different approaches to the study of the given problem. It also describes the projection of communicative competence in the educational process. It also points out and describes the parameters of communicative competence and gives the structure of the competence of this kind as well as its characteristics.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс»

УДК 37.01

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТ ЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРС

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (344011, Россия, г. Ростов-на-Дону, Гвардейский пер., 2) E-mail: tatiananik@list.ru

старший преподаватель кафедры иностранных языков и речевых коммуникаций,

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: alla.kladko@yandex.ru Аннотация

В статье рассматривается потенциал коммуникативной компетентности как профессионального ресурса педагога. Приведен анализ различных подходов к изучению проблемы. Описаны проекции коммуникативной компетентности в профессиональной педагогической деятельности. Выделены и описаны показатели уровня развития коммуникативной компетентности. Представлена структура этого вида компетентности и дана характеристика ее компонентов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, педагог, профессиональная успешность, акмеологическое развитие, педагогическое взаимодействие, модели общения, интериоризированные психологические знания.

В психологии процесс обучения рассматривается как коммуникативная система, включающая следующие компоненты: цель, конструирование информации в соответствии с педагогическими задачами. Преподаватель является координирующим и управляющим субъектом системы.

Проблема компетентности принадлежит к классу мультинаучных проблем и рассматривается в философии, социологии, акмеологии, психологии и педагогике. В кластере антропоцентрированных профессий приобретает особый статус психологическая и коммуникативная компетентность, обеспечивающая успешность взаимодействия и продуктивность сотрудничества.

Осмысление психологической компетентности как интегрального образования относится к разряду актуальных проблем развития теории и практики психологического и ак-меологического знания. Ее значимость повышается в связи с наличием социального заказа, сформировавшегося к началу XXI века, на выявление механизмов, условий и факторов становления психологической компетентности как атрибута зрелой личности и важнейшего условия ее конструктивного полагания себя в мир и продвижения к акме.

Актуальным представляется исследование системогенеза коммуникативной компетентности как интегральной, амеологической характеристики субъекта педагогической деятельности и возможности моделирования ее развития. Существует связь между развитием психологической и коммуникативной компетентностью.

Высокий уровень психологической компетентности позволяет педагогу как субъекту профессиональной деятельности целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития.

Щербакова

Татьяна

Николаевна

Кладько

Алла

Ивановна

В структуре психологической компетентности интегрально представлены когнитивная, коммуникативная, социальная и аутопсихологическая подсистемы. В качестве структурных элементов выступают интериоризированные психологические знания, действующие комплексы умений, личностные качества, система субъективного контроля, обеспечивающая устойчивость компетентного стиля. Содержательная наполненность структурных элементов психологической компетентности определяется спецификой педагогической деятельности. Гетерохронность индивидуального развития структуры психологической компетентности проявляется в наличии различных типов ее носителей: когнитивно-компетентном, коммуникативно-компетентном, социально-компетентном, аутокомпетентном и гармоничном.

Влияние психологической компетентности на успешность педагогической деятельности проявляется в целесообразном использовании психологических ресурсов ситуации, в расширении информационной базы принятия профессиональных решений, в организации позитивного взаимодействия, в сохранении профессионального здоровья при высокой эффективности; в продуцировании позитивных вкладов в развитие других; в интеграции ценностей, смыслов и способов их реализации в конструктивные стили профессиональной деятельности и общения.

Профессиональная педагогическая деятельность лежит в событийном пространстве взаимодействия, именно здесь реализуются, обретают свою конкретику образовательные проекты. В связи с этим правомерно было бы начать анализ видов профессиональной психологической компетентности учителя с коммуникативной компетентности. В психологии под коммуникативной компетентностью понимают сложную личностную характеристику, включающую коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности, психологические состояния, сопровождающие процесс общения. Исследование коммуникативной компетентности первоначально лежит в русле психологии общения и развития теории и практики социально-психологического тренинга, а также практико-ориентированных технологий совершенствования коммуникаций.

В современной зарубежной психологии можно выделить ряд подходов к изучению проблемы содержания и развития коммуникативной компетентности субъектов социального взаимодействия [1-3].

Психологи бихевиористического направления связывают коммуникативную компетентность с расширением тезауруса поведенческих паттернов, обеспечивающих успешность в общении, с освоением различных способов и средств управления ситуацией общения и способностью формировать гибкие модели поведения в конкретных ситуациях.

Когнитивная психология подчеркивает зависимость коммуникативно-компетентного поведения от сложности когнитивной сферы субъекта, знаний в области психологии людей, когнитивной компетентности, а также социального мышления, социального восприятия и социального воображения.

В гуманистической психологии, провозглашающей в качестве главной ценности эксклюзивное в человеке, и подчеркивающей фасилитативный характер интеракций, коммуникативная компетентность связывается с ценностным, творческим, субъектным потенциалом участников и их способностью поддерживать открытые, развивающие межличностные отношения, обеспечивающие возможность личностного роста.

Психология новой волны, ориентированная на развитие психологического потенциала человека за счет применения разнообразных глубинных психологических практик, рассматривает общение как пространство презентации и апробации субъективных моделей управления собственной активностью и активностью партнера. Здесь коммуникативная компетентность связывается, прежде всего, с развитием способности субъективного контроля, формированием позитивного образа мира, установок на успех и преуспевание, с умением конструировать позитивную реальность взаимодействия. В качестве залога коммуникативной компетентности рассматривается оптимизация внутренней психической среды индивида.

Так теория коммуникативной компетентность ставит во главу угла исследования эффективного межличностного общения структуру коммуникативной компетентности, взаимодействующих партнеров. В русле данного понимания коммуникативной компетентности можно выделить следующие ее характеристики: поведение должно соответствовать контексту взаимодействия, связанному с характером отношения между партнерами, для успешного достижения компетентных взаимоотношений требуется знание принципов и правил общения и адекватных способов их реализации; компетентные отношения, связанные со способностью партнеров сохранять «желательные» отношения. Таким образом, компетентные отношения могут квалифицироваться как таковые, когда их участники в достаточной мере удовлетворены совместно определенным содержанием, мерой и формой контроля и аффи-лиации, а также способны и психологически готовы работать над их изменением или конструктивным прерыванием контакта. Основной акцент в данной теории делается на изучение отношения, формирующегося в диаде, в качестве критерия компетентности отношений рассматривается уровень аффилиации и контроля. Во главу угла ставится проблема баланса соперничающих требований аффилиации, способности контролировать и быть контролируемым с общими межличностными ресурсами. Успешность в общении зависит от способности человека использовать эти ресурсы для адаптации в коммуникативной среде и одновременно сохранения своей индивидуальности.

Процесс взаимодействия предполагает встречную творческую активность участников, адресованную как друг другу и самой ситуации общения, так и каскаду будущих интеракций. В этом проявляется прогностическая функция компетентности. Так как любые отношения подвержены динамике, проходят периоды стабилизации и кризиса, и от партнеров взаимодействия требуется конструктивная работа по их созданию, именно это повышает уровень компетентности отношений. Таким образом, коммуникативная компетентность может рассматриваться, как способность конструировать и творчески преобразовывать как ситуацию общения, так и собственную внутреннюю и внешнюю активность, направленные на позитивное экспериментирование в интерактивном пространстве.

Значимым является осознание возможных трудностей в общении и барьеров как стимулов для переосмысления и развития себя как партнера взаимодействия, а также содержательного и операционального параметров контакта. Коммуникативная компетентность связывается с психологической готовностью к преодолению препятствий, возникающих в процессе интеракции, Здесь важно насколько субъект способен осознать характер затруднений, различить и персонифицировать их, ассоциировать с ранее пережитым в личном опыте общения. Показателем коммуникативной компетентности выступает также способность использовать внутренние ресурсы входе педагогического взаимодействия. В отечественной психологии разработка проблемы коммуникативной компетентности в основном велась в рамках исследований успешности совместной деятельности и эффективности социально -психологического тренинга. Л.А. Петровская рассматривает компетентность как атрибут общения в субъект-субъектной парадигме, включающий определенный уровень развития коммуникативных, социально-перцептивных и интегративных умений [4].

Анализируя компетентность в общении, Л.А. Петровская акцентирует внимание на том, что здесь проявляется два взаимосвязанных уровня - операционально-технический или поведенческий и глубинный, личностно-смысловой [4]. В формировании компетентного коммуникативного поведения участвуют, прежде всего, смыслы, личностные ценности, глубинные побуждения, социогенные потребности и резервы знаний, умений и навыков.

Коммуникативная компетентность определяется как сложная личностная характеристика, как совокупность способностей, умений, психологических знаний и коммуникативных личностных качеств, которая проявляется в различных ситуациях общения.

В других работах коммуникативная компетентность определяется как компонент внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного педагогического взаимо-

действия [5]. Здесь эффективность предполагает наличие у субъекта способности анализировать и давать адекватную оценку ситуации общения; выдвигать цель взаимодействия и конструировать систему оптимальных способов ее достижения, а также регулировать, контролировать и преобразовывать ход коммуникативной активности. Немаловажную роль играет знание законов, принципов и правил построения оптимального взаимодействия, а также умение быстро и правильно ориентироваться в разнообразных ситуациях общения.

В последнее время отдельно исследуется вербальная компетентность как составляющая коммуникативной компетентности. Проблема состоит в том, что люди, принадлежащие к различным социальным, этническим, профессиональным и возрастными группам, при отсутствии должного уровня развития вербальной компетентности на смысловом и эмоциональном уровне, не сензитивны к посылаемым друг другу сообщениям.

Коммуникативная компетентность связана с семантизацией своего поведения для других в интерперсональном опыте жизни. Именно способность донести смысл своих действий в ситуации общения партнеру становится залогом взаимопонимания и обеспечивает субъекту чувство удовлетворенности собой как субъектом социального партнерства. В конечном счете, высокий уровень коммуникативной компетентности обеспечивает успешность в социуме и соответственно повышает самоуважение человека. Выступая участником актуальных межличностных контактов, субъект рефлексирует их ход и результат и формирует умения и навыки, модели и стратегии поведения, необходимые для дальнейшего взаимодействия.

Данный вид компетентности, таким образом, заключается в системном владении когнитивными, эмоциональными и моторными способами реализации активности в коммуникативных ситуациях, что приводит к оптимальному балансу положительных и отрицательных отставленных эффектов [6].

Анализ зарубежных исследований позволяет определить главные феноменологические и опреациональные параметры коммуникативной компетентности.

Содержательно коммуникативная компетентность может быть представлена как ин-тегративная характеристика педагога как субъекта профессиональной деятельности, определяющая его потенциал как успешного партнера социального взаимодействия. Коммуникативная компетентность включает мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий компоненты [7]. Мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели. К когнитивному компоненту относятся социальное восприятие, воображение и мышление; социально-перцептивные гештальты, когнитивный стиль и индивидуальный уровень когнитивной сложности, а также рефлексивные, оценочные и аналитические способности. В когнитивный компонент входят знания из области психологии взаимоотношений людей. В качестве личностной составляющей выступают смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально -перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности. На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения. Коммуникативная компетентность операционализируется в успешных конструктивных актах межличностного взаимодействия; чувстве собственной компетентности; умении гибко и адекватно динамично трансформировать ситуацию общения, собственную коммуникативную активность и поведение партнера. Одним из проявлений коммуникативной компетентности выступает ориентация на поддержку «Я» партнера взаимодействия, его позитивного самоотношения.

В профессиональной педагогической деятельности оказание психологической поддержки партнеру общения важная составляющая педагогического успеха.

Здесь акцент делается на умении выбирать широту, глубину контактов и степень понимания партнерами общения друг друга. Выделяется также личностная составляющая

коммуникативной компетентности, включающая определенную совокупность индивидуальных качеств: высокая мотивация на успешную коммуникацию, эмпатийность, эмоциональная стабильность, устойчивость самооценки, позитивная Я-концепция конгруэнтность, гибкость, креативность, рефлексивность, любознательность, инициативность, высокий коммуникативный контроль и другие.

В современной психологии неоднократно рассматривался вопрос о структуре коммуникативной компетентности. Сопоставление работ посвященных структуре коммуникативной компетентности показывает, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются специфические способности: определенный набор личностных характеристик, психологических умений и индивидуальный стиль общения.

Различные подсистемы психологической компетентности - когнитивная, коммуникативная, социальная и аутопсихологическая - выполняют специфические функции в профессиональном развитии педагога.

Коммуникативная компетентность дает возможность успешно позиционировать себя как субъекта общения, продуцируя позитивные отношения с другими, эффективное решение проблем профессионального взаимодействия, и обеспечивает оптимальное транслирование смыслов, ценностей, технологий, содержания предмета деятельности, конструктивных моделей взаимодействия с миром [8].

В качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных элементов психологической компетентности как интегральной акмеологической характеристики, выступают интериоризированные психологические знания, действующие комплексы умений, личностные качества, конструктивные стратегии и субъективный контроль, регулирующий и контролирующий взаимосвязь компонентов и обеспечивающий их взаимодействие и интеграцию в компетентный стиль. Специфика профессиональной деятельности педагога определяет содержательную наполненность структурных элементов [9].

Коммуникативная компетентность обеспечивает осуществление персонализации в адекватных формах в процессе педагогического общения. Психологическая компетентность может использоваться двояко: как инструмент конструктивного транслирования субъектно-сти либо как инструмент манипуляции, что определяется нравственной позицией педагога и интегрированостью концептуального, тактического и операционального уровней субъективного контроля.

Существуют значимые различия в проявлении коммуникативной компетентности педагогов разного уровня профессионализма по параметрам: поведение в конфликте, коммуникативный самоконтроль, выраженность эмпатии, субъективный контроль, отношение к сотрудничеству, способность к самоанализу, прогнозированию и моделированию профессиональной деятельности, а также содержательные различия в формировании запроса на психологическую помощь и акмеологическую поддержку.

Литература

1. Riggio R.E., Riggio H.R., Salinas C., Cole E.J. The Role of Social and Emotional Communication Skills in Leader Emergence and Effectiveness // Group Dynamics: Theory, Research and Practice. 2003. Vol. 7. № 2. P. 78-103.

2. Stuart C. Speak for yourself: The complete guide to effective com-munication and presentations. London; Piths, 2000. 294 p.

3. The Development Psychology of Personal Relationships / Ed. by Rosemary S.L. Mills & Steve. Willy Cop, 2000. 287 p.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально -психологический тренинг. М., 1989.

5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М., 2002.

6. Щербакова Т.Н., Малкарова Р.Х. Коммуникативный ресурс как акмеологический фактор профессионального развития педагога // Российский психологический журнал: научный журнал. М., 2013. Т. 10. № 1. С. 40-45.

7. Щербакова Т.Н., Рощевская Е.В. Коммуникативный ресурс как акмеологическая детерминанта успешности профессионального становления специалистов в области медицины // Российский психологический журнал. М., 2013. Т. 10. № 3. С. 44-54.

8. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.

9. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: Монография. Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010. 160 с.

Scherbakova Tatyana Nikolaevna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, the Head of the Department, Rostov Institute of Training and Raising the Professional Skills of Educational personnel (2, Gvardeysky Lane, Rostov-on-Don, 344011, Russian Federation). E-mail: tatiananik@list.ru.

Kladko Alla Ivanovna, the senior teacher of the Department of Foreign Languages and Speech Communication, the South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: alla.kladko@yandex.ru.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHER AS PROFESSIONAL RESOURCE

Abstract

The article deals with the potential of communicative competence as a professional resource of pedagogue teacher. It presents the analysis of different approaches to the study of the given problem. It also describes the projection of communicative competence in the educational process. It also points out and describes the parameters of communicative competence and gives the structure of the competence of this kind as well as its characteristics.

Keywords: communicative competence, professional success, acmelogical development, models of communication, psychological interaction, interiorisation psychology sciences.

References

1. Riggio R.E., Riggio H.R., Salinas C., Cole E.J. The Role of Social and Emotional Communication Skills in Leader Emergence and Effectiveness // Group Dynamics: Theory, Research and Practice. 2003. Vol. 7. № 2. P. 78-103.

2. Stuart C. Speak for yourself: The complete guide to effective communication and presentations. London; Piths, 2000. 294 p.

3. The Development Psychology of Personal Relationships / Ed. by Rosemary S.L. Mills & Steve. Willy Cop, 2000. 287 p.

4. Petrovskaja L.A. Kompetentnost' v obshhenii. Social'no-psihologicheskij trening. M., 1989.

5. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshhestve. M., 2002.

6. Shherbakova T.N., Malkarova R.H. Kommunikativnyj resurs kak akmeologicheskij faktor professional'nogo razvitija pedagoga // Rossijskij psihologicheskij zhurnal: nauchnyj zhurnal. M., 2013. T. 10. № 1. S. 40-45.

7. Shherbakova T.N., Roshhevskaja E.V. Kommunikativnyj resurs kak akmeologicheskaja determinanta uspeshnosti professional'nogo stanovlenija specialistov v oblasti mediciny // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. M., 2013. T. 10. № 3. S. 44-54.

8. Asmolov A.G. Po tu storonu soznanija. Metodologicheskie problemy neklassicheskoj psihologii. M., 2002.

9. Shherbakova T.N. Psihologicheskaja kompetentnost' uchitelja: Monografija. Rostov n/D.: Izd-vo RO IPK i PRO, 2010. 160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.