Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность молодого преподавателя'

Коммуникативная компетентность молодого преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р Ф. Ковтун

Коммуникативная компетентность педагога – совокупность сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю. Реализация программы по формированию коммуникативной компетентности будущего педагога является основой профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р Ф. Ковтун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative competence of a teacher – a set of generated professional knowledge, communicative and organizing skills, abilities to self-checking. Realization of the program on the formation of communicative competence of the future teacher is the basis of vocational training.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность молодого преподавателя»

УДК 82.085

Р.Ф. КОВТУН

Челябинский государственный педагогический университет

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Коммуникативная компетентность педагога - совокупность сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю. Реализация программы по формированию коммуникативной компетентности будущего педагога является основой профессиональной подготовки.

Communicative competence of a teacher - a set of generated professional knowledge, communicative and organizing skills, abilities to self-checking. Realization of the program on the formation of communicative competence of the future teacher is the basis of vocational training.

К педагогической коммуникации, как особой сфере педагогической деятельности, от организации которой во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в целом, повысился интерес психологов, педагогов, лингвистов.

Проблема формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста является важной частью широкой и сложной проблемы формирования его профессионально значимых качеств. Разработка и реализация на практике данной проблемы имеет большое значение в повышении уровня успешности педагогической деятельности.

Большинство ученых считает, что коммуникативная компетентность предполагает определенный уровень развития социальной сенситивности, социальной наблюдательности, памяти и мышления (понимания), воображения, проявляющихся наиболее полно в рефлективности, эмоциональной отзывчивости (эмпатии) и так далее. Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень знаний в области коммуникативных дисциплин и практических умений, обеспечивающих успешность коммуникации. Преподаватель должен владеть социальной перцепцией, понимать, а не только видеть, то есть адекватно моделировать личность студента, его психическое состояние по внешним признакам; «подавать себя» в общении со студентами; опти-

мально строить свою речь в психологическом плане, то есть владеть умениями речевого и неречевого контакта со студентами (А.А. Леонтьев, А.Б. Зверинцева, В.А. Якунин и другие).

Коммуникативную компетентность преподавателя мы понимаем как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии и культуры вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативная компетентность рассматривается в связи с характеристикой взаимодействия людей, знаниями и умениями в области межличностных отношений; как личностное качество, проявляющееся в отношении с людьми; как коммуникативные и организаторские умения, связанные с взаимным обменом информацией и познанием людьми друг друга; с формированием межперсональных взаимоотношений; с управлением собственным поведением и поведением других, организацией деятельности.

Коммуникативная компетентность учителя выражается также в гуманистической направленности, способности чувствовать другого, адекватно воспринимать его, быть готовым сотрудничать, взаимодействовать, быть лично заинтересованным в благе других, то есть в проявлении эмпатии. Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, к самому

себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию. Она проявляется также в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, то есть продуктивно выходить из конфликтной ситуации.

Важность умений организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними на уроке и вне уроков, управлять их отношениями подтверждена исследованиями А.А. Леонтьева, В.А. Кан-Калика, B.C. Грехнева, А.В. Мудрика, Б.Ф. Ломова и других.

Основными показателями и признаками коммуникативной компетентности можно считать степень сформированности ее основных структурных компонентов: теоретические знания в области коммуникативных дисциплин, коммуникативные и организаторские умения, коммуникативный самоконтроль, умение продуктивно выходить из конфликтной ситуации, коммуникативные качества речи, эмпатия.

Проявлением динамики содержательных компонентов коммуникативной компетентности молодого преподавателя можно считать следующее:

• идет, хотя и медленный, процесс формирования коммуникативной компетентности;

• наибольшую корреляционную зависимость в структуре коммуникативной компетентности показывают коммуникативный самоконтроль, коммуникативные и организаторские умения;

• наблюдается неравномерное развитие содержательных компонентов коммуникативной компетентности: лучше представлен самоконтроль, менее - продуктивные способы выхода из конфликтной ситуации.

Условия для наиболее полного проявления и развития коммуникативных организаторских умений, самоконтроля и продуктивного выхода из конфликтных ситуаций путем включения студентов - будущих педагогов в различные формы взаимодействия и общения, предполагающих сотрудничест-

во и диалог обучаемых, создаются в групповой и коллективной организации обучения.

Групповые взаимоотношения направлены на формирование таких коммуникативных умений, как умение организовывать общение; умение пользоваться речевым этикетом; использовать различные методы организации общения (беседы, делового разговора, полемики, дискуссии, диалога, дебатов, диспутов, «круглых столов», коммуникативной игры и так далее); умение пользоваться законами логики и практикой аргументации и так далее.

Таким образом, реализация программы по формированию коммуникативной компетентности будущего педагога показала следующее:

• организация групповой и коллективной работы обеспечила отработку основных коммуникативных умений, характеризующих содержательные компоненты коммуникативной компетентности;

• создание условий для работы творческих коллективов студентов обеспечило возможность для закрепления и развития основных структурных компонентов их коммуникативной компетентности.

Доказательством результативности работы по целенаправленному формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов - студентов педагогических вузов - явились данные заключительного среза уровней сформированности отдельных компонентов коммуникативной компетентности, которые доказывают значительный рост сформированности коммуникативных и организаторских умений, наблюдается динамический рост показателей эмпатии.

Важнейший компонент коммуникативной культуры молодого преподавателя -ценностное отношение к обучаемому, что является краеугольным камнем гуманистической педагогики. Именно на фоне этих отношений разворачивается коммуникативная деятельность учителя, которая ведет к успеху или неуспеху при решении педагогических задач. Однако взаимосвязь и взаимовлияние общения и отношения входят в число самых неразработанных проблем психологии и педагогики. Результаты педагоги-

_ 43

Санкт-Петербург. 2005

ческого общения предполагают стимулирование познавательной активности обучаемых, формирование положительного отношения к учебному процессу. Полагаем, что отношение к обучаемому как к ценности, являясь структурным компонентом коммуникативной культуры педагога, положительно влияет на познавательную активность и развитие творческого потенциала обучаемых.

Изучая условия развития коммуникативной культуры будущего преподавателя, в первую очередь приходится рассматривать тот факт, что, наблюдая за деятельностью преподавателя, обучаемый невольно запоминает увиденные приемы и способы, которые он затем применяет в своей трудовой деятельности. Преподаватель является образцом для будущего учителя, и этот факт является одним из условий развития коммуникативной культуры будущего учителя.

Учитель с высокой коммуникативной культурой, умеющий создать на занятиях положительный психологический климат, относящийся к обучаемому как к ценности, окажет положительное влияние на развитие и становление будущего учителя. В этом своеобразие профессиональной подготовки учителя. Поэтому считаем необходимым

оценить уровень ценностного отношения учителей к обучаемому в обычной общеобразовательной школе с точки зрения вчерашних выпускников, студентов первого курса университета, будущих учителей. Считаем, что достаточный уровень объективности гарантируется тем, что школа для них уже в прошлом, и оценка формируется на основе сравнения и анализа.

Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в современной школе преобладает авторитарный, ориентированный на учителя подход во взаимодействии обучающего и обучаемого. Такой компонент коммуникативной культуры учителя, как ценностное отношение к обучаемому, нуждается в развитии. Существует проблема педагогических условий развития коммуникативной культуры будущего учителя, необходимость в которых иллюстрирует данное исследование. Таковыми являются: обобщение собственного жизненного опыта будущего учителя; обратная связь как источник познания своих индивидуальных особенностей, способностей и профессионально значимых качеств; организация специальных обучающих и развивающих коммуникативных ситуаций на занятиях. Достаточными условиями являются их единство и взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.