УДК 82.085
Р.Ф. КОВТУН
Челябинский государственный педагогический университет
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Коммуникативная компетентность педагога - совокупность сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю. Реализация программы по формированию коммуникативной компетентности будущего педагога является основой профессиональной подготовки.
Communicative competence of a teacher - a set of generated professional knowledge, communicative and organizing skills, abilities to self-checking. Realization of the program on the formation of communicative competence of the future teacher is the basis of vocational training.
К педагогической коммуникации, как особой сфере педагогической деятельности, от организации которой во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в целом, повысился интерес психологов, педагогов, лингвистов.
Проблема формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста является важной частью широкой и сложной проблемы формирования его профессионально значимых качеств. Разработка и реализация на практике данной проблемы имеет большое значение в повышении уровня успешности педагогической деятельности.
Большинство ученых считает, что коммуникативная компетентность предполагает определенный уровень развития социальной сенситивности, социальной наблюдательности, памяти и мышления (понимания), воображения, проявляющихся наиболее полно в рефлективности, эмоциональной отзывчивости (эмпатии) и так далее. Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень знаний в области коммуникативных дисциплин и практических умений, обеспечивающих успешность коммуникации. Преподаватель должен владеть социальной перцепцией, понимать, а не только видеть, то есть адекватно моделировать личность студента, его психическое состояние по внешним признакам; «подавать себя» в общении со студентами; опти-
мально строить свою речь в психологическом плане, то есть владеть умениями речевого и неречевого контакта со студентами (А.А. Леонтьев, А.Б. Зверинцева, В.А. Якунин и другие).
Коммуникативную компетентность преподавателя мы понимаем как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии и культуры вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативная компетентность рассматривается в связи с характеристикой взаимодействия людей, знаниями и умениями в области межличностных отношений; как личностное качество, проявляющееся в отношении с людьми; как коммуникативные и организаторские умения, связанные с взаимным обменом информацией и познанием людьми друг друга; с формированием межперсональных взаимоотношений; с управлением собственным поведением и поведением других, организацией деятельности.
Коммуникативная компетентность учителя выражается также в гуманистической направленности, способности чувствовать другого, адекватно воспринимать его, быть готовым сотрудничать, взаимодействовать, быть лично заинтересованным в благе других, то есть в проявлении эмпатии. Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, к самому
себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию. Она проявляется также в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, то есть продуктивно выходить из конфликтной ситуации.
Важность умений организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними на уроке и вне уроков, управлять их отношениями подтверждена исследованиями А.А. Леонтьева, В.А. Кан-Калика, B.C. Грехнева, А.В. Мудрика, Б.Ф. Ломова и других.
Основными показателями и признаками коммуникативной компетентности можно считать степень сформированности ее основных структурных компонентов: теоретические знания в области коммуникативных дисциплин, коммуникативные и организаторские умения, коммуникативный самоконтроль, умение продуктивно выходить из конфликтной ситуации, коммуникативные качества речи, эмпатия.
Проявлением динамики содержательных компонентов коммуникативной компетентности молодого преподавателя можно считать следующее:
• идет, хотя и медленный, процесс формирования коммуникативной компетентности;
• наибольшую корреляционную зависимость в структуре коммуникативной компетентности показывают коммуникативный самоконтроль, коммуникативные и организаторские умения;
• наблюдается неравномерное развитие содержательных компонентов коммуникативной компетентности: лучше представлен самоконтроль, менее - продуктивные способы выхода из конфликтной ситуации.
Условия для наиболее полного проявления и развития коммуникативных организаторских умений, самоконтроля и продуктивного выхода из конфликтных ситуаций путем включения студентов - будущих педагогов в различные формы взаимодействия и общения, предполагающих сотрудничест-
во и диалог обучаемых, создаются в групповой и коллективной организации обучения.
Групповые взаимоотношения направлены на формирование таких коммуникативных умений, как умение организовывать общение; умение пользоваться речевым этикетом; использовать различные методы организации общения (беседы, делового разговора, полемики, дискуссии, диалога, дебатов, диспутов, «круглых столов», коммуникативной игры и так далее); умение пользоваться законами логики и практикой аргументации и так далее.
Таким образом, реализация программы по формированию коммуникативной компетентности будущего педагога показала следующее:
• организация групповой и коллективной работы обеспечила отработку основных коммуникативных умений, характеризующих содержательные компоненты коммуникативной компетентности;
• создание условий для работы творческих коллективов студентов обеспечило возможность для закрепления и развития основных структурных компонентов их коммуникативной компетентности.
Доказательством результативности работы по целенаправленному формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов - студентов педагогических вузов - явились данные заключительного среза уровней сформированности отдельных компонентов коммуникативной компетентности, которые доказывают значительный рост сформированности коммуникативных и организаторских умений, наблюдается динамический рост показателей эмпатии.
Важнейший компонент коммуникативной культуры молодого преподавателя -ценностное отношение к обучаемому, что является краеугольным камнем гуманистической педагогики. Именно на фоне этих отношений разворачивается коммуникативная деятельность учителя, которая ведет к успеху или неуспеху при решении педагогических задач. Однако взаимосвязь и взаимовлияние общения и отношения входят в число самых неразработанных проблем психологии и педагогики. Результаты педагоги-
_ 43
Санкт-Петербург. 2005
ческого общения предполагают стимулирование познавательной активности обучаемых, формирование положительного отношения к учебному процессу. Полагаем, что отношение к обучаемому как к ценности, являясь структурным компонентом коммуникативной культуры педагога, положительно влияет на познавательную активность и развитие творческого потенциала обучаемых.
Изучая условия развития коммуникативной культуры будущего преподавателя, в первую очередь приходится рассматривать тот факт, что, наблюдая за деятельностью преподавателя, обучаемый невольно запоминает увиденные приемы и способы, которые он затем применяет в своей трудовой деятельности. Преподаватель является образцом для будущего учителя, и этот факт является одним из условий развития коммуникативной культуры будущего учителя.
Учитель с высокой коммуникативной культурой, умеющий создать на занятиях положительный психологический климат, относящийся к обучаемому как к ценности, окажет положительное влияние на развитие и становление будущего учителя. В этом своеобразие профессиональной подготовки учителя. Поэтому считаем необходимым
оценить уровень ценностного отношения учителей к обучаемому в обычной общеобразовательной школе с точки зрения вчерашних выпускников, студентов первого курса университета, будущих учителей. Считаем, что достаточный уровень объективности гарантируется тем, что школа для них уже в прошлом, и оценка формируется на основе сравнения и анализа.
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в современной школе преобладает авторитарный, ориентированный на учителя подход во взаимодействии обучающего и обучаемого. Такой компонент коммуникативной культуры учителя, как ценностное отношение к обучаемому, нуждается в развитии. Существует проблема педагогических условий развития коммуникативной культуры будущего учителя, необходимость в которых иллюстрирует данное исследование. Таковыми являются: обобщение собственного жизненного опыта будущего учителя; обратная связь как источник познания своих индивидуальных особенностей, способностей и профессионально значимых качеств; организация специальных обучающих и развивающих коммуникативных ситуаций на занятиях. Достаточными условиями являются их единство и взаимосвязь.