Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность личности современного пожарного'

Коммуникативная компетентность личности современного пожарного Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
365
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ПОЖАРНЫЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопатченко А. А.

Современному специалисту необходим высокий уровень коммуникативной компетентности. Особенную значимость она приобретает в деятельности пожарного, компетентность которого при выполнении должностных обязанностей в экстремальных ситуациях должна быть на высочайшем уровне. Для повышения уровня коммуникативной компетентности нами был предложен социально-психологический тренинг, разработанный с учетом профессиональной деятельности современного пожарного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лопатченко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность личности современного пожарного»

УДК 159.9.316.6

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЖАРНОГО

© А. А. Лопатченко

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450077, ул. Фрунзе, 40.

Тел./факс: + 7 (347) 272 10 77.

E-mail: aal_ufa@rambler.ru

Современному специалисту необходим высокий уровень коммуникативной компетентности. Особенную значимость она приобретает в деятельности пожарного, компетентность которого при выполнении должностных обязанностей в экстремальных ситуациях должна быть на высочайшем уровне. Для повышения уровня коммуникативной компетентности нами был предложен социально-психологический тренинг, разработанный с учетом профессиональной деятельности современного пожарного.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, взаимодействие, деятельность, эффективность, экстремальная ситуация, пожарный.

Ежедневно из средств массовой информации мы узнаем о произошедших взрывах, пожарах, крушениях и иных чрезвычайных ситуация, в ликвидации которых непосредственное участие принимают пожарные. Современная ситуация такова, что эта профессия стала все более востребована, и к личности пожарного предъявляются новые требования. Помимо высокой профессиональной подготовки, владения узкоспециальными знаниями, умениями и навыками для успешной и продуктивной деятельности по предотвращению, ликвидации пожаров и спасению людей современному пожарному необходимо обладать достаточно высоким уровнем коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность предполагает не только владение комплексом коммуникативных умений и навыков, но и определенным уровнем межличностного опыта, степенью обученности взаимодействия с окружающими, включающей ситуативную адаптивность, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения [1, с. 70].

Выделяются различные типы компетентности, в зависимости от видов деятельности человека, уровней, критериев и динамики ее развития. Большинство исследователей данного феномена склоняются к определению компетентности как многопараметрического и интегрального понятия, характеризующего не только деятельность, но и личность [2, с. 23]. В рамках этого подхода коммуникативная компетентность рассматривается в качестве составляющей профессиональной и личностной компетентности, последняя их которых является более широким понятием. Таким образом, следуя принципу индукции, повышая уровень компетентности в более узкой сфере, мы увеличиваем степень эффективности деятельности человека как в профессиональном, так и в личностном плане.

В Уставе службы пожарной охраны содержатся положения, выполнение которых предусматривает наличие определенного уровня коммуника-

тивной компетентности личного состава органов управления и подразделений противопожарных формирований. Степень владения коммуникативной компетентностью проявляется в характере взаимодействия специалистов различных подразделений, начальства и подчиненных, личного состава пожарной охраны и населения в различных ситуациях гарнизонной службы и боевых действий. Так успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте личного состава пожарной охраны, мужестве, дисциплинированности специалистов [3, с. 62]. А для эффективных и надежных действий в особых и экстремальных ситуациях они должны обладать функциональными (профессиональными, интеллектуальными) возможностями, которые не сводятся только к резервам организма, мобилизируемым волевыми усилиями, а представляют собой дополнительные знания, умения и навыки и включаются в деятельность для компенсации экстремальных факторов [4, с. 117].

В Приложении к приказу министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. №712 «О квалификационных требованиях к профессиональным навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» приводится перечень знаний и навыков, которыми должны обладать лица, относящиеся к категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей. В него входят:

Знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства

198

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ и КУЛЬТУРОЛОГИЯ

рации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению своих должностных обязанностей, прав и ответственности; регламента МЧС России; правил внутреннего трудового распорядка; порядка работы со служебной информацией; норм и правил охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности; должностного регламента; правил делового этикета.

Навыки: работы в конкретной сфере деятельности; работы с законодательными и иными нормативными правовыми актами; оперативного принятия и осуществления решений; адаптации к новой ситуации и применения новых подходов к решению возникших проблем; эффективного и последовательного взаимодействия со специалистами других подразделений МЧС России; правильного распределения рабочего времени; владения приемами межличностных отношений; составления деловых писем; владения компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

В перечисленных знаниях и навыках присутствуют слагаемые как профессиональной, так и коммуникативной компетентности личности современного пожарного.

На базе учебного пункта противопожарной службы МЧС Башкортостана проводилось исследование коммуникативной компетентности личного состава, в котором приняли участие 46 слушателей, стаж работы которых в пожарной охране составлял на время прохождения обучения от 2 до 6 месяцев. Респондентами выступили мужчины в возрасте от 21 года до 45 лет с уровнем образования от среднего до высшего профессионального. В качестве одного из методов диагностики нами применялся тест коммуникативной социальной компетентности (КСК). Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности. По критериям, определяющим уровень общительности, логического мышления, эмоциональной устойчивости, беспечности, чувствительности, независимости, самоконтроля, склонности к асоциальному поведению, были получены следующие результаты.

По критерию «общительность» ответы лишь 2 респондентов свидетельствуют о высоком уровне развития данного качества, они открыты, легки в общении. Данные свидетельствуют о достаточной выраженности данного качества у 4 опрошенных, по сравнению с другими испытуемыми. Ответы 30 респондентов говорят о балансе между двумя полярными личностными качествами: общительностью и замкнутостью. По результатам тестирования, 4 слушателей можно охарактеризовать как необщительных, замкнутых.

По критерию «логическое мышление» 4 респондента показали высокие результаты, что характеризует их как людей с развитым логическим мышлением. Данные позволяют говорить об определенном преобладании этого качества у 8 испытуемых, примерном равновесии между двумя противоположными личностными качествами - у 20 опрошенных. Ответы 8 респондентов позволяют сделать вывод об их невнимательности или о слаборазвитом логическом мышлении.

По шкале «эмоциональная устойчивость» 8 слушателей выбрали ответы, свидетельствующие о достаточно высокой эмоциональной устойчивости, зрелости. Такое же количество ответов испытуемых говорит об определенном преобладании у них данного качества, соответствующего высокой оценке. 20 респондентов дали примерно одинаковые ответы в отношении характеристики своей эмоциональной устойчивости и неустойчивости. Ответы 4 респондентов дают возможность охарактеризовать их как эмоционально неустойчивых, изменчивых, поддающихся чувствам людей.

Высокие показатели по шкале «беспечность» были обнаружены у 4 испытуемых, что говорит об их жизнерадостности. Ответы такого же количества слушателей позволяют сделать вывод об определенном преобладании у них данных качеств. Приблизительно равное соотношение между двумя противоположными личностными качествами показали 24 респондента, а 8 дали ответы, свидетельствующие о трезвости их мышления, молчаливости, серьезности.

По критерию, определяющему чувствительность, потребность в других людях, художественное мышление, высоких результатов не было отмечено. Лишь в отношении 1 респондента можно говорить об определенном преобладании этих качеств, тогда как 26 испытуемых своими ответами показали примерное равновесие между чувствительностью и рациональностью, 13 из общего числа опрошенных полагаются на себя, они рациональны.

Высоких результатов по шкале «независимость» не отмечено, лишь у 3 респондентов данное качество достаточно ярко выражено, они больше предпочитают ориентироваться на себя. Основная часть слушателей - 26 человек своими ответами набрали среднее количество баллов, что говорит о примерно одинаковом соотношении у них таких качеств, как суверенность от общественного мнения и зависимость от него. Из общего числа респондентов, по данным тестирования, 10 можно охарактеризовать как зависимых от группы, следующих за общественным мнением.

По критерию «самоконтроль» высокие баллы получены у 12 респондентов: у них явно выражены такие качества, как контроль над собой, умение подчинять себя правилам. Выявлено 16 респонден-

тов с определенным преобладанием данных качеств, 12 слушателей своими ответами показали примерное равновесие между двумя противоположными личностными качествами - самоконтролем и импульсивностью. Низких баллов по данной шкале не набрал никто.

Из общего числа респондентов не было выявлено людей, склонных к асоциальному поведению, что объяснимо результатами специального профессионального отбора.

Интерпретация результатов теста КСК предлагает четырехуровневую оценку исследуемых факторов: максимальный уровень; преобладающая выраженность факторов; средний уровень; низкий уровень. В соответствии с этим, мы можем сделать вывод о том, что на момент проведения исследования коммуникативная компетентность большей части респондентов соответствовала среднему уровню, что, на наш взгляд, является не достаточным.

Деятельность будет эффективной и надежной в том случае, если специалист будет знать и уметь больше, чем требуется для выполнения конкретной работы в данных условиях. «Эти дополнительные знания и умения выступают в качестве функциональных (интеллектуальных) резервных возможно-

стей, которые обеспечивают эффективность и надежность деятельности в случае осложнения ситуации, в частности, действия экстремальной ситуации» [4, с. 116].

Исходя из этого принципа, нами был предложен комплекс тренинговых упражнений, разработанный с учетом специфики профессиональной деятельности личного состава противопожарной службы МЧС РБ и направленный на повышение уровня коммуникативной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левашов А. М. Оптимизация общения офицеров налоговой полиции в процессе профессиональной подготовки: Дис. ... канд. психол. Наук. М., 1999. -149 с.

2. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: Учебное пособие. М: Изд-во РАГС, 2006. - 108 с.

3. Об утверждении нормативных правовых актов в области организации деятельности Государственной противопожарной службы: Приказ МВД РФ от 5 июля 1995 г. № 257. 1995. - 110 с.

4. Деркач А. А., Зазыкин В. П. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М: Изд-во РАГС, 2003. - 156 с.

Поступила в редакцию 04.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.