Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как условие успешной социализации и профессиональной адаптации выпускников вузов'

Коммуникативная компетентность как условие успешной социализации и профессиональной адаптации выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕРЦЕПЦИЯ / ИНТЕРАКЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна

Статья посвящена развитию коммуникативной компетентности в сфере высшего образования в России. Автор рассмотрел проблемы становления коммуникации выпускников вузов, в контексте развития предметных компетенций в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как условие успешной социализации и профессиональной адаптации выпускников вузов»

УДК 316.6

Е.В. Жулина

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К. МИНИНА

Статья посвящена развитию коммуникативной компетентности в сфере высшего образования в России. Автор рассмотрел проблемы становления коммуникации выпускников вузов в контексте развития предметных компетенций в образовательном процессе.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, компетентность, перцепция, интеракция, коммуникация, предметные компетенции.

Теории управления рассматривают коммуникацию как основу развития социальных систем. Коммуникативное взаимодействие обеспечивает достижение взаимопонимания, создает возможность сотрудничества и управления организацией, способствует повышению удовлетворенности работников - выпускников вузов, посредством формирования чувства сопричастности к работе компании.

Под коммуникативной компетентностью следует понимать способность и готовность правильно строить контакт, с целью передачи, либо получения необходимой информации для профессиональной деятельности. В связи с тем, что выпускники вузов легко владеют различными техническими средствами - они более мобильны, менее инертны в получении конкретной информации, но испытывают значительные сложности в коммуникативном взаимодействии - решению этого вопроса и посвящена статья. Я.Л. Гор-шенина рассматривает компетенцию как способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность [1, с. 164-169].

Современность настаивает на динамике перемен, поэтому многие педагоги высшей школы отходят от старых схем, и традиций, которые не работают с современной молодежью, что обусловливает смену обычных тетрадей и ручек на планшеты, и другие технические средства. По первым строкам лекции студент уже нашел материал и знает по какому учебнику (автору) будет построен учебный процесс сегодня, поэтому автору статьи проще дать материалы в электронном виде перед занятиями и работать над предметными компетенциями, но не над навыками письменной речи. Деловые игры в учебном процессе вуза, посредством моделирования реальной ситуации, способствуют формированию коммуникативных способностей студентов. А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели [2, с. 65]. Безусловно, для студентов педагогических специальностей широкие возможности открывает создание преподавателями электронных (дистанционны) курсов, в рамках которых представлена следующая информация: рабочая программа, учебно-методический комплекс, электронные учебники, рейтинг планы, рейтинг ведомости (для ознакомления со своими результатами), лекции, глоссарий, презентации, тестирование и т.д.

Предлагая все свои материалы в электронном виде, преподаватель получает уникальную возможность в освободиться от рутины и попробовать себя в новой, качественно иной роли. В процессе интерактивного педагогического взаимодействия происходит формирование коммуникативной компетентности студентов, которая реализуется на трех базовых уровнях - коммуникативном, интерактивном и перцептивном в общении с коллегами, но только на одном с техническими средствами.

Перцептивный уровень определяет ваше отношение к внешнему облику собеседника ( как выглядит, рост, внешность, одежда т.е. внешний облик). Иногда этого достаточно, чтобы контакт не состоялся (человек надменный, агрессивный и т.д.) Следует понимать, что вы и являетесь этим объектом наблюдения. Чистая, аккуратная одежда, стрижка, сдержанный макияж - все это следует учитывать как условие профессиональной успешной коммуникации. Вычурность, яркие цвета, парфюмерия - скорее недостатки, которые быстрее станут барьером при взаимодействии.

Интерактивный уровень - это то, как вы держитесь и ведете себя в процессе общения. Этот уровень человек контролирует хуже всего: мимика, жестикуляция, суетливость, выполнение стереотипных движений, вегетативные реакции (потливость, покраснение кожи и т.д.). Даже дистанция между собеседниками, которую вы выбираете, может стать барьером.

Коммуникативный уровень самый важный, так как вы либо передаете, либо получаете необходимую информацию. Основное условие успешной коммуникации - правильно построенное высказывание, соответствующее этикету и правилам родного языка.

Под речевым общением понимается такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они с помощью знаков, в том числе и языковых, организуют свою совместную деятельность. В рамках теории речевой деятельности языковая и коммуникативная способности рассматриваются как высшие психические функции, которые в своем становлении детерминированы деятельностью. Коммуникативная способность - более широкое понятие, чем языковая способность, поскольку включает в себя экстралингвистические факторы, а также подразумевает наличие совпадения мотивационной и познавательной базы у субъектов общения. С точки зрения лингвистов, существует выраженная корреляция между языковой и коммуникативной способностями, между языковой и коммуникативной компетентностью. В настоящее время в России идет перестройка системы высшего образования. Традиционные способы формирования компетенций дополняются информационно-коммуникативными технологиями. В этих условиях необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений.

Согласно концепции модернизации российского образования, вуз должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, что и определяет современное качество образования по русскому языку. Компетенции представляют собой внутренние, потенциальные новообразования (знания, представления, программы, алгоритмы и др.). Названные составляющие, которые в совокупности определяют содержание компетенций, проявляются в готовности человека актуализировать имеющийся опыт для решения разного рода задач. В процессе профессиональной деятельности специалиста-выпускника, реализуются лингвистические компетенции (знание языка, его норм), коммуникативные компетенции, создающие возможность сотрудничества с другими членами трудового коллектива способствует повышению удовлетворенности работников, культороведческие компетенции (уважение к русскому языку).

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся с ТНР специальной (коррекционной) школы на разных этапах.

Лингвистическая компетенция предполагает освоение основных норм русского языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Языковая способность не является социально приобретаемой способностью человека. Результаты длительных наблюдений за развитием детей различного возраста свидетельствуют о наличии у индивидуума врожденных предпосылок к овладению системой языка — потенциальных возможностей осуществлять на неосознанном, интуитивном уровнях процессы речевого и языкового анализа, синтеза и обобщения. Можно предположить, что дефектность собственно языковой базы (сужение словарного запаса, особенно профессиональной терминологии), аграмматизмы (ошибки при формулировании своих мыслей), несформированность звуковой стороны речи являются причиной возникновения трудностей при общении, а в наиболее выраженной форме приводят к упорному отказу от речевой коммуникации. Иначе говоря, низкая мотивация общения (т.е. несформированность целей деятельности общения или нарушение их иерархии) может обусловливать трудности профессиональной коммуникации. В этом случае несовершенство коммуникативной способности выступает первичным нарушением по отношению к языковой некомпетентности.

Поскольку коммуникация - один из видов произвольной деятельности, необходимо подчеркнуть, что успешность вербального общения обеспечивается достаточно высоким уровнем самоорганизации индивидуума, так как общение - специфическая форма координированной активности нескольких лиц. Диалогическая форма речи более сложна, чем монологическая, так как в ней наряду с характерной для этой коммуникативной деятельности сменой говорящего происходят существенно более сложные процессы, чем в монологе. Это касается прежде всего сложной иерархии целей.

Рассмотрим фундаментальные (инициальные) и общие цели, которые не только определяют начальные реплики диалога, но и обусловливают всю последовательность действий коммуникантов, а следовательно, макроструктуру диалога. Особенно важной оказывается возможность вариативных реакций на изменение неречевого поведения собеседника при сохранении собственных целей и задач. Отсутствие целенаправленной активности у одного из коммуникантов превращает диалог в формализованную вопросно-ответную «беседу». В качестве общих целей рассматриваются цели типа «сообщить», «потребовать (попросить)», «побудить к действию», «получить информацию». Фундаментальными (инициальными) целями могут считаться «уяснение сути профессиональной задачи» (а не решение ее), «выяснение порядка выполнения задания» (а не прослушивание и выполнение его) [4, с. 215]. В ходе общения коммуниканты вынуждены ставить и разрешать частичные цели, которые далеко не всегда согласуются с фундаментальными. Иерархия целей может разрушаться меняющейся ситуацией, реакцией собеседника, кроме того, возможно, что фундаментальные и частичные цели коммуникантов противоречат друг другу. При протекании диалога нельзя рассматривать одного партнера в качестве ведущего (говорящего), другого — как реципиента (слушающего). В ходе коммуникации оба участника рассматриваются как равноправные субъекты, при этом реципиент, оценивая текущий процесс со своих собственных позиций, решающим образом может влиять на дальнейший его ход, например, при непонимании отдельных деталей или высказывания в целом.

Немаловажную роль в общении играет общность у коммуникантов психических образов, связанных с языковыми значениями. При передаче языкового сообщения основную нагрузку несут языковые знаки. Осмысление сообщения на начальном этапе происходит при помощи языковых значений. Однако языковые знаки не отображают объекты реальной дей-

ствительности напрямую. Они включают в себя операциональные и предметные значения обозначаемых объектов. Таким образом, для осуществления речевого взаимодействия субъектов необходимо наличие у них соотносимых друг с другом профессиональных знаний и общность денотатов, или «личностных смыслов», лежащих в основе значений языковых единиц различного уровня. Барьерами общения являются: искажение сообщений (собственная трактовка); информационные перегрузки (объем); некомпетентность персонала - коммуникативная, профессиональная (профессиональная терминология); конфликты, неумение слушать. В современных условиях развитие компетентного служебно-делового общения происходит посредством установления правильной психологической дистанции между партнёрами. Иначе деловой партнер приобретает статус ближнего и взаимодействие становится доверительным, что часто мешает решению служебной задачи. Коммуникативная компетентность включает: социально-психологический прогноз (предвидеть эффективность общения); социально-психологическое программирование процесса общения (правильно выбрать тактику); социально-психологическое управление (задавать траекторию и придерживаться ее).

В процессе деловой коммуникации происходит обмен информацией и опытом, с целью повышения качества совместной деятельности. Знание норм и правил, технологий «эффективного» общения является залогом успешной служебно-деловой коммуникации, в рамках которой реализуются: способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров, реализовать собственную программу общения. Повышение эффективности коммуникации зависит от достижений современных информационных технологий, интернета, систем обратной связи, объема информационного потока и т.д., поэтому молодые специалисты должны быть компетентны. В рамках современной антропоцентричной парадигмы высшего профессионального образования бакалавр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности: коррекционно-педагогической; диагностико-консультативной; исследовательской; культурно-просветительской [3, с. 3-4].

К моменту завершения вуза он должен характеризоваться способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4); способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными способностью и готовностью: способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии; в области исследовательской деятельности: готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

С нашей точки зрения, эффективность в профессии непосредственно обусловлена коммуникативной компетентностью выпускника вуза: умением выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверчивости в беседе и делового настроения, найти тонкий психологический подход к собеседнику, разрешить конфликт, снять напряжение. Развитию коммуникативной компетентности студентов способствует применение в учебном процессе вуза технологий, перечисленных далее.

Технология разноуровневого обучения. Современное информационное общество предъявляет высокие требования в отношении усвоения учебного материала, в связи с чем резко возрастают перегрузки и снижается мотивация студентов.

Данная проблема в технологии разноуровневого обучения решается введением так называемого базового уровня: одним студентам дают стандартный объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При этом обязательно овладение всеми учениками общим базовым уровнем подготовки.

Эта технология воплощает гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике, так как студент рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях.

Для студентов вузов характерна психология избирательного выбора интересного (значимого) предмета

Технология обучения в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в образовании.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Одни обучающиеся быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие студенты не задают вопросы, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. В таких случаях следует объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им общее задание, оговорив роль каждого в выполнении задания. Тогда возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Совместная работа дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь. Педагог в это время может уделить значительно больше внимания отдельным студентам, поскольку все заняты делом.

Компьютерные технологии.

Использование компьютерных технологий в коррекционной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы студентов не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты). Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебнику или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет представить обширный и разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, «извлечь» любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.

Технология проблемного обучения - форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний [5, с. 18-20].

Технология проектного обучения очень популярна в практике вузовского обучения. Модульная технология максимально соответствует основным направлениям модернизации образования, является инновационной и достаточно продуктивна, поскольку инициирует значительные изменения в качестве знаний.

Современная профессиональная ситуация для молодых специалистов сложна: большие нагрузки, высокие требования, сложности профессиональной адаптации, поэтому сформированная у молодых специалистов коммуникативная компетентность станет основой их дальнейшего развития или причиной отказа от выбранной профессии. Решением данной проблемы на уровне вузов может стать практический курс «Деловой коммуникации», который должны вести профессиональные психологи. Необходимо создать условия для развития межличностной коммуникации, когда студент хочет научиться коммуникативным навыкам общения, быть коммуникативно-компетентным специалистом, обладать коммуникативно-речевой активностью. Таким образом, коммуникативная компетентность является условием успешной социализации и профессиональной адаптации выпускников вузов.

Библиографический список

1. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование [Текст] / А.А. Кидрон. — дисс. канд. психол. наук. — Ленинград, 1981. — 235 с.

2. Горшенина, Я.Л. Критерии и показатели оценки педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности будущего специалиста в деятельности кафедры вуза [Текст] // Международные юридические чтения: материалы научно-практической конференции. - Омск: Омский юридический институт, 2006. С. 164-169.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» от 18 января 2010 г. N 49. — 15 с.

4. Трошин, О.В. Жулина Е.В. Логопсихология: учебное пособие [Текст] / О.В. Трушин, Е.В. Жулина. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с.

5. Жулина, Е.В. Методика (специальная) преподавания русского языка [Текст] / Е.В. Жулина. — Н. Новгород.: изд-во НОДНП, 2013. — 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.