Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как условие формирования современного профессионального имиджа библиотечного специалиста'

Коммуникативная компетентность как условие формирования современного профессионального имиджа библиотечного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ОБЩЕНИЕ / ДИАЛОГ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИМИДЖ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INFORMATION LITERACY / LIBRARY AND INFORMATION ENVIRONMENT / COMMUNICATION / DIALOGUE / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Валентина Николаевна, Шадрина Валентина Никифоровна, Сагитова Лилия Кутузовна

В современной библиотечно-информационной среде изменился предмет общения библиотечного специалиста и пользователя. Если прежде их общение возникало по поводу книги и осуществлялось в ходе ее поиска у каталогов или у полки, сейчас все больше происходит поиск информации в справочно-поисковых системах. Приводится аргументация в пользу того, что в современной ситуации библиотекарям чрезвычайно важно уметь выстраивать различного рода отношения с читающей и нечитающей публикой, коллегами, социальными партнерами, органами власти, представителями бизнеса, общественными организациями. Раскрывается роль имиджа библиотекаря в различных коммуникациях, показано значение в его формировании коммуникативной компетентности.The subject of communication has changed in the modern library and information environment. The user and the librarian communicated about the book and was carried out in the course of its search in catalogs or on the shelf; now more and more information is being searched in the reference and search engines. It is extremely important for a librarian to be able to build various kinds of relationships with the reading and non-reading public, colleagues, social partners, government authorities, business representatives, and public organizations. Communication between librarians and users is becoming increasingly multifaceted, both in form and in content. In essence, this is communication between equal partners, implying equal relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как условие формирования современного профессионального имиджа библиотечного специалиста»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.11.P.31 УДК 378

В. Н. Маркова, В. Н. Шадрина, Л. К. Сагитова,

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Коммуникативная компетентность как условие формирования современного профессионального имиджа библиотечного специалиста

Работа в современной библиотеке требует постоянного повышения уровня профессиональной подготовки специалистов. Новые информационные технологии, проникающие в такие области знаний, как библиотековедение, библиография и информатика, все более кардинально меняют мышление и практическую деятельность библиотекаря, формируют его новый образ.

Именно коммуникативная компетентность выступает в настоящее время решающим фактором не только успешной деятельности, но и адекватного профессионального имиджа библиотечного специалиста. Тем более что в современной библиотеч-но-информационной среде изменился и предмет общения библиотекаря. Если раньше общение пользователя и библиотекаря возникало по поводу книги и осуществлялось в ходе ее поиска у каталогов или у полки, то в последний период оно во все большей мере происходит в процессе поиска информации в справочно-поис-ковых системах.

В федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения по направлению подготовки «Библиотечно-информаци-онная деятельность» отражены концептуальные особенности стратегии реформирования учебно-воспитательного процесса в вузах. В первую очередь они заключаются в переходе к практико-ориентированному образованию, которое должно разумно

Белгородский государственный институт искусств и культуры

сочетать фундаментальность и профессионально-практическую подготовку. В отличие от традиционного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение обучающимися, кроме знаний и умений, навыков и опыта практической деятельности. В основу новых образовательных стандартов положен компетентностный подход, призванный обеспечить приобретение обучающимся компетенций, определяющих профессиональную деятельность кадров.

Среди социально-личностных и общекультурных компетенций акцент сделан на компетенции, формирующие способность к освоению культуры социальных отношений. Ддя библиотекаря чрезвычайно важно уметь выстраивать различного рода отношения с

читающей и нечитающей публикой, коллегами, социальными партнерами, органами власти, представителями бизнеса, общественными организациями.

Следовательно, в составе универсальных компетенций коммуникативную компетенцию следовало бы, на наш взгляд, представить в образовательном стандарте как единое целое, выделив в ней сущностные элементы. К примеру, не отделять компетенцию, касающуюся культуры социальных отношений, от компетенции, характеризующей подготовленность библиотекаря к социально-культурному диалогу. Диалог возможен, если между партнерами установятся отношения взаимоуважения. Отношения служат предпосылкой диалога, они проявляются, развиваются в диалоге и определяют его эффективность.

© Маркова В. Н., Шадрина В. Н., Сагитова Л.К., 2018

ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА МАРКОВА

кандидат социологических наук, доцент Белгородского государственного института искусств и культуры. Сфера научных интересов: педагогика, коммуникативная культура личности, социология управления качеством информационных услуг. Автор 25 опубликованных научных работ

ВАЛЕНТИНА

НИКИФОРОВНА

ШАДРИНА

кандидат педагогических наук, доцент, профессор Белгородского государственного института искусств и культуры. Сфера научных интересов: педагогика, гипер-текстуализация в библиотечно-информа-ционной деятельности, социальные коммуникации. Автор 100 опубликованных научных работ

ЛИЛИЯ

КУТУЗОВНА

САГИТОВА

кандидат педагогических наук, доцент, профессор Белгородского государственного института искусств и культуры. Сфера научных интересов: педагогика, информационное обеспечение сферы культуры, информационные краеведческие ресурсы. Автор 120 опубликованных научных работ

В современной библиотечно-информационной среде изменился предмет общения библиотечного специалиста и пользователя. Если прежде их общение возникало по поводу книги и осуществлялось в ходе ее поиска у каталогов или у полки, сейчас все больше происходит поиск информации в справочно-поисковых системах. Приводится аргументация в пользу того, что в современной ситуации библиотекарям чрезвычайно важно уметь выстраивать различного рода отношения с читающей и нечитающей публикой, коллегами, социальными партнерами, органами власти, представителями бизнеса, общественными организациями. Раскрывается роль имиджа библиотекаря в различных коммуникациях, показано значение в его формировании коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, информационная грамотность, библиотечно-информационная среда, общение, диалог, практико-ориентированное образование, имидж.

The subject of communication has changed in the modern library and information environment. The user and the librarian communicated about the book and was carried out in the course of its search in catalogs or on the shelf; now more and more information is being searched in the reference and search engines. It is extremely important for a librarian to be able to build various kinds of relationships with the reading and non-reading public, colleagues, social partners, government authorities, business representatives, and public organizations. Communication between librarians and users is becoming increasingly multifaceted, both in form and in content. In essence, this is communication between equal partners, implying equal relations.

Key words: communicative competence, information literacy, library and information environment, communication, dialogue, practice-oriented education, image.

В библиотековедении, как и в психологии, изучаются различные компетенции в сфере общения, прежде всего коммуникативная и социально-психологическая. Исходя из подхода к общению как перцепции, интеракции и коммуникации, представленного в работе Г. М. Андреевой [1], можно выделить следующие виды социально-психологической компетенции: перцептивная (компетенция в восприятии и понимании себя и партнера), интерактивная (компетенция во взаимодействии людей), коммуникативная (компетенция в процессе обмена информации посредством речи и невербального языка общения).

По мнению Л. А Петровской, основанием коммуникативной компетенции служит готовность к диалогу [8]. В библиотечно-информационной сфере существуют различные подходы к определению этого понятия. Коммуникативная компетентность понимается как «совокупность знаний и умений личности в области организации взаимодействия с другими людьми, а также с организациями, профессиональными объединениями в деловой сфере» — такую трактовку дают В. В. Брежнева и В. А. Минкина, авто-

ры учебного пособия по информационному обслуживанию [4, с. 263].

М. Г. Вохрышева считает, что в процессе формирования системы профессиональных компетенций профессиональные знания и умения должны тесно связываться с готовностью их реализации в условиях конкретной деятельности [6, с. 387].

В период обучения в вузе процесс развития у студентов коммуникативной компетенции интенсивно продолжается с учетом профиля профессиональной подготовки. С этой целью в учебный план включены такие дисциплины, как «Социальные коммуникации», «Библиотечно-информацион-ное обслуживание», «Основы научно-исследовательской работы», «Русский язык и культура речи», «Библиотечная этика», «Адаптивные коммуникативные технологии».

В ходе формирования коммуникативной компетентности в процессе изучения дисциплины «Библиотеч-но-информационное обслуживание» акцент делается на различных видах речевого общения: монологе, диалоге, диалогическом принципе взаимодействия библиотекаря с читателем, коллегами, социальными партнерами и др. При изучении дисциплины

«Основы научно-исследовательской работы» основное внимание уделяется выработке у студентов коммуникативных умений использования ряда общенаучных методов: анкетирования, интервьюирования, метода экспертных оценок и др. Курс «Библиотечная этика» ориентирован на овладение студентами нормативной базой профессиональной этики библиотечного специалиста как регулятора его профессионального поведения.

Важно, чтобы студенты - будущие библиотекари осознавали целесообразность, значимость развития у себя коммуникативной компетенции. Один из путей коммуникативной рефлексии студентов - распознавание ими своих коммуникативных умений и личностных качеств, чему способствует тестирование, анализ их поведения с читателями, педагогом и библиотекарями во время учебной и производственной практик.

Вхождение библиотек в эру информационных технологий и расширение спектра услуг обострили внимание к задачам привлечения в библиотеку широкого круга пользователей и создания ее привлекательного имиджа.

Деятельность специалистов, выполняющих эти функции, получила отражение в сознании общества в виде обобщенной характеристики типичного представителя библиотечной профессии. На этой основе исторически сложился образ библиотечного работника и их профессионального сообщества - профессиональной группы библиотечных работников (специалистов) [1].

Когда мы говорим об имидже, то необходимо иметь в виду, что в ходе его становления в качестве имиджевых отбирались не любые черты и характеристики, а наиболее важные и яркие, отражающие эталоны профессиональной деятельности и профессионального поведения. Именно так исторически создавался и поддерживался позитивный имидж как библиотекаря, так и профессиональной группы, к которой он принадлежит. При этом индивидуальные качества библиотекарей создавали и продолжают создавать имидж группы.

Библиотечный труд основывается на коммуникации многих звеньев коллективного труда специалистов. Поэтому в сферу внимания попадают разнообразные направления деятельности библиотекаря, его индивидуальное «Я», собственная Я-концепция и ее восприятие в процессе многообразной коммуникативной деятельности с окружающими: коллегами по работе, читателями, общественностью. Здесь важны коммуникативные способности индивида: умение сходиться с людьми, уважать их профессиональное и человеческое достоинство, проявлять такт и уважение к окружающим. Категоризация члена библиотечного коллектива, понимаемая как отнесение его к профессиональному сообществу может состояться лишь в том случае, если библиотечный специалист осознает свою принадлежность к профессиональной группе, живет ее интересами, воспринимает правила и нормы взаимодействия в профессиональной среде, считает себя «своим» среди своих.

Дж. Тернер, характеризуя специфику вхождения человека в профессиональный коллектив, отмечает, что

в профессиональном процессе психологического взаимодействия у каждого члена коллектива формируется чувство идентичности с группой, осознается одинаковая принадлежность к профессии, воспринимаются и закрепляются выработанные гласные и негласные правила поведения. Психологи считают, что в коллективе человек чувствует себя более комфортно. Работа в группе, коллективе создает чувство поддержки, защищенности и уверенности, формирует благоприятный настрой в решении многих производственных задач в сложных ситуациях. В то же время ученые доказали, что групповое сознание порождает предубеждение членов определенной группы против других групп в пользу своей. Причем коллективное предубеждение сильнее индивидуального. Вхождение в состав группы одновременно порождает чувство индивидуальной защищенности и ощущение единения с членами коллектива. Эти разнонаправленные процессы тесно взаимосвязаны.

Групповой имидж библиотечного коллектива создается усилиями всех членов коллектива. Имея свои индивидуальные характеристики, свой Я-образ, Я-концепцию, принимая свои методы самопрезентации, каждый из специалистов не свободен от воздействия законов построения группового имиджа, который может быть создан только при условии согласованности, тесного взаимодействия и взаимоответственности. При высоком уровне межличностной совместимости формируется благоприятный морально-психологический климат в коллективе, которым определяется общий настрой сотрудников и руководителей на достижение целей, определенных фундаментом имиджа. Это суммарный показатель зрелости группового имиджа, при котором коллектив начинает стабильно и профессионально качественно выполнять стоящие перед ним задачи.

Каждую группу, входящую в коллектив библиотеки, характеризуют свои, присущие ей особенности. Они зависят от характера выполняемой работы (библиотекарь в отделе обслужи-

вания, библиограф, каталогизатор, специалист группы центральной библиотеки и ее филиалов и др.). Важно, чтобы в каждой из этих групп устанавливались межличностная совместимость, отношения взаимопонимания, равноправия и профессиональной солидарности. Гармонизация межличностных отношений облегчает условия работы в библиотеке. Если же какая-либо из групп настойчиво претендует на лидерство, в межличностных отношениях возникает дисгармония, продуцирующая конфликт в библиотечном коллективе [2].

На общественный имидж библиотекаря влияют различные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести: социальный заказ, социально-культурную ситуацию (уровень развития культуры, науки и образования в данном регионе), экономическую ситуацию и общие финансово-экономические проблемы библиотечного дела, расширение потребностей библиотек в связи с внедрением новых информационных технологий. В качестве внутренних факторов выделим качество работы библиотечного персонала, материально-техническую базу профессионализм и компетентность работников.

В целях совершенствования взаимоотношений «библиотекарь - читатель» и продуцируемого ими образа библиотечного специалиста сказываются недочеты и пробелы как в подготовке библиотечных специалистов, так и в формировании их позитивного имиджа. Когда мы говорим об имидже с позиций интеллектуальных и нравственных составляющих отношений «библиотекарь - читатель» и их оптимизирующей функции, то особо выделяем задачу формирования позитивного имиджа этих отношений в глазах читателя.

Важно при этом, чтобы соотношение противоположных моментов в общении (формальное, неформальное) не выходило за свои пределы, которые хотя нигде четко не зафиксированы, но, конечно, не являются тайной для библиотечных специалистов; чтобы ни один из этих мо-

ментов не превращался в свою крайность. Когда это происходит, то перед нами в одном случае предстанет образ библиотекаря - педантичного, строго официально выполняющего свои обязанности, сухого в общении, неулыбчивого и т.п.; а в другом - образ библиотекаря, к которому читатель может обращаться фамильярно, забалтывать его своими словесными тирадами и т.п. И в том и другом случае имидж библиотекаря в глазах читателя сильно проигрывает, а его оптимизирующая функция оказывается малодейственной, неэффективной. В общении с библиотечным специалистом названного нами типа читатель не сможет продуктивно извлекать полезные знания относительно работы с источниками и информацией. Как очевидно, сам способ общения в коммуникативной системе «библиотекарь - читатель» зависит от вида библиотечного мероприятия, условий его проведения. В общении при

рекомендации литературы, беседе о прочитанной книге, проведении библиографического обзора будет меньше официальности, больше теплых тонов. Свою специфику приобретает имидж библиотекаря в проведении устных, наглядных, комплексных мероприятий массового характера. Здесь библиотекарь выполняет роль организатора, ведущего, управляющего процессом обретения знаний специалистом. Соответствующие качества (в их имиджевой трактовке) выдвигаются на первый план, и с их учетом моделируется поведение ведущего. Макс Вебер отмечает важную особенность в работе библиотеки - ожидание [5]. От умения библиотекаря создать такой Я-образ, который соответствует ожиданиям людей, организаций, пользующихся услугами библиотеки, способен соответствовать этим ожиданиям, подбирая верные тона, ориентированные на восприятие, зависит авторитет библиотеки в глазах чита-

теля, содержатся стимулы ее регулярного посещения.

Экономические и политические преобразования в России привели к повышению роли библиотек в жизни общества. Требования к имиджу библиотечных специалистов возрастают и усложняются по мере технологического и организационно-творческого развития, ускоренной модернизации библиотечной сферы. Однако ни компьютеризация, ни автоматизация библиотечных процессов ничуть не снижают значение личностного фактора в профессиональной деятельности библиотекаря. И чем дальше продвигаемся мы в деле внедрения современных технологий, тем в большей степени понимаем, насколько важно овладевать навыками коммуникативной компетентности, которые помогут в работе с людьми, привьют хорошие манеры и помогут овладеть нормами делового этикета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева ГМ. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Аспект-пресс, 1998. 76 с.

2. Алтухова Г. А. Основы библиотечного имиджа: учеб.-метод. пособие. М.: Литера, 2008. 224 с.

3. Афанасьева О. В. Творчество как критерий интеллигентности // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: сб. ст. М., 2001. С. 130-138.

4. Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, представляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПб.: Профессия, 2004. 304 с.

5. Вебер М. Политические работы (1875-1919). М.: Парксис, 2003. 424 с.

6. Вохрышева М. Г. Компетентность^ подход к культурологическому образованию // Культура и образование в информационном обществе: материалы Междунар. науч. конф., Краснодар, 16-18 сент. 2003 г. Краснодар, 2003. С. 385-388.

7 Езова С. А. Культура общения библиотекарей: учеб.-метод. пособие. М.: Либерея, 2004. 144 с.

8. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1980. 216 с.

LITERATURA

1. Andreeva G. M. Social'naya psixoLogiya: ucheb. dlya vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Aspekt-press, 1998. 76 s.

2. Altuxova G. A. Osnovy bibliotechnogo imidzha: ucheb.-metod. posobie. M.: Litera, 2008. 224 s.

3. Afanaseva O. V. Tvorchestvo kak kriterij intelligentnosti // Social'nyj status i imidzh gumanitarnoj intelligent: sb. st. M., 2001. S. 130-138.

4. Brezhneva V. V, Minkina V. A. Informacionnoe obsluzhivanie: produkty i uslugi, predstavlyaemye bibliotekami i sluzh-bami informacii predpriyatij. SPb.: Professiya, 2004. 304 s.

5. Veber M. Politicheskie raboty (1875-1919). M.: Parksis, 2003. 424 s.

6. Voxrysheva M. G. Kompetentnostny'j podxod k kul4urologicheskomu obrazovaniyu // Kul4ura i obrazovanie v informa-cionnom obshchestve: materialy Mezhdunar. nauch. konf., Krasnodar 16-18 sent. 2003 g. Krasnodar, 2003. S. 385-388.

7 Ezova S. A. Kul4ura obshcheniya bibliotekarej: ucheb.-metod. posobie. M.: Libereya, 2004. 144 s. 8. Petrovskaya L. A. Kompetentnost* v obshchenii: social'no-psixologicheskij trening. M.: Izd-vo MGU, 1980. 216 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.