Серегина Е.В. ©
Юрисконсульт, ООО «Сегал»,
Магистрант, кафедра культуры и психологии предпринимательства Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩЕГО ЮРИСТА
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов. Отмечается, что индивидуальные особенности студента (ригидность, индивидуалистичность, личностная тревожность) оказывают влияние на степень развития коммуникативных навыков.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки,
профессиональное общение, юрист, студент.
Keywords: communicative competence, communicative skills, professional communication, lawyer, student.
Юристы в ходе своей профессиональной деятельности постоянно общаются с различными категориями граждан. Можно с уверенностью утверждать, что
коммуникативная функция во многом способствует достижению собственно юридических целей. В этой связи полагаем необходимым развивать такое профессионально важное качество, как коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность относится к числу базовых компетенций. В литературе не сложилось однозначного подхода к определению данного понятия. Приведем некоторые, часто встречающиеся трактовки.
Так, Ю.Н. Емельянов соотносит коммуникативную компетентность со способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, адаптироваться в социальных группах и ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения [5, 168]. В данном случае определение коммуникативной компетентности человека зависит от его способности устанавливать и поддерживать контакты с окружающими.
А.В. Карпов определяет коммуникативную компетентность как «обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах» [6, 553].
По мнению Е. В. Руденского, коммуникативная компетентность - это «система внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий» [1].
Полагаем целесообразным использовать определение Л.А. Петровской, согласно которому коммуникативная компетентность определяется как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [7]. При этом коммуникативная компетенция - это часть компетентности в общении.
Собственно к профессионально важным качествам юриста можно отнести: аналитическое мышление; высокий уровень развития памяти (как кратковременной, так и долговременной); развитую устойчивость внимания; хорошо развитые коммуникативные навыки, в том числе владение основами деловой коммуникации; хорошо развитые вербальные способности; способность убеждения.
© Серегина Е.В., 2015 г.
Мы полагаем, что непосредственно в коммуникативную компетентность должны быть включены навыки работы с информацией, знание различных психотехник убеждающего воздействия и стратегий правомерного психологического воздействия [2; 3]. Обязательным условием применения юристом стратегий психологического воздействия является его правомерность. Под правомерным психологическим воздействием следует понимать «активные, целенаправленные, подготовленные и инструментально оснащенные действия юриста, приводящие к изменению или коррекции мотивационных линий, взглядов и установок объекта воздействия в ходе осуществления прямого или опосредованного вербальными и невербальными средствами процесса убеждения при условии сохранения за допрашиваемым свободы выбора линии своего поведения и свободы в принятии решения» [4, 234]. Специалист должен уметь грамотно использовать их в зависимости от особенностей конкретной коммуникативной ситуации, личностных и психологических особенностей собеседника.
По нашему мнению, именно в ВУЗе в процессе профессиональной подготовки выпускника юридического факультета происходит основная работа по развитию коммуникативных навыков будущих специалистов.
Для определения степени развития коммуникативных навыков нами было проведено психологическое тестирование, в котором приняли участие 69 студентов юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского в период с 2014г. по 2015 г. По результатам оценивалась степень развития коммуникативных навыков у студентов. Нами использовались такие тесты, как: MMPI (сокращенный вариант для подростков), проективные рисуночные тесты, тест на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина, рисованный апперцептивный тест (РАТ) Г. Мюррея, тест Леонгарда-Шмишека, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича и некоторые другие. Также впоследствии нами определялось, насколько индивидуальные особенности студента влияют на степень развития коммуникативных навыков, помогают или препятствуют успешному осуществлению профессионального юридического общения.
Исследовались такие индивидуально-психологические особенности как:
эмоциональная лабильность, оптимистичность и пессимистичность, индивидуалистичность, импульсивность, конфликтность, ригидность, тревожность.
Поскольку рамки данной статьи ограничивают нас, мы рассмотрим полученные показатели шкал 6-й («ригидности») и 8-й («индивидуалистичности») теста MMPI, а также показатели уровня личностной тревожности.
Наше исследование показало, что показатели, превышающие норму по шкале «ригидности», выявлены у 34,5% студентов. Как указывает Л.Н. Собчик, превышение показателей по данной шкале выявляет активность позиции, устойчивость интересов, стеничность установок, упорство в отстаивании собственного мнения, активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил, прямолинейность и упорство в отстаивании собственных принципов [8, 39-40]. Данные качества могут быть очень полезны для юриста при осуществлении профессиональной деятельности (например, участие в судебном заседании), однако так же могут сформировать коммуникативные барьеры. Это связано с тем, что при отстаивании собственного мнения не хватает гибкости позиции, при противодействии быстро возникает конфликтная ситуация. Нежелание признать правоту оппонента и отказаться от своих принципов достаточно часто ведет к отреагированию вовне по внешнеобвинительному типу. Без сомнения, несмотря на ценность многих из этих качеств для профессии юриста, слишком сильная их выраженность может препятствовать успешному осуществлению коммуникативных процессов.
Далее. Превышение показателей по шкале «индивидуалистичности» выявлено у 24,3% студентов. Таких испытуемых отличает независимость взглядов, высокий субъективизм суждений и оценок других людей и происходящих вокруг них событий. Для них характерна некоторая избирательность в контактах. При этом от собеседника ждут признания своей личности, своей исключительности и оригинальности.
Одной из ведущих потребностей данных субъектов является потребность в актуализации своей индивидуалистичности. Иногда им не хватает активности в действиях -демонстрируя хорошие аналитические данные, нестандартный подход к решению возникающих вопросов, они с осторожностью претворяют свои идеи в жизнь, опасаясь не справиться с поставленным заданием на глазах у окружающих людей. Ситуация, субъективно воспринимаемая ими как стресс, вызывает чувство растерянности и блокирует действенную активность.
Высокая личностная тревожность была выявлена у 20,6 % студентов. Однако, данный показатель подлежит коррекции, поскольку во многих ситуациях профессионального юридического общения возможны возникновение конфликтов на фоне столкновения различных интересов (как в правовой, так и в личностной сфере), возникновение стрессовых ситуаций. В данном случае тревожность и сопутствующая ей нерешительность будут препятствовать эффективному осуществлению профессиональной деятельности.
Во многом помочь в коррекции указанных выше показателей могут интерактивные формы занятий, такие как: деловые игры, выступление с докладами в формате конференции, групповые дискуссии, дебаты. Непосредственно отрабатывая коммуникативные навыки, «проигрывая» ситуации профессионального юридического общения, аргументированно отстаивая перед слушателями свою точку зрения и сталкиваясь с необходимостью сразу разрешать поставленные вопросы, студенты учатся осуществлению эффективных профессиональных коммуникаций.
Литература
1. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994.
2. Васкэ Е.В. Психическое и психологическое воздействие в уголовном процессе - к определению понятий // Российский психологический журнал. 2010. Т.7. №1. С.25-36.
3. Васкэ Е.В. Стратегии психологического воздействия в ходе проведения допроса: теоретический и прикладной аспекты // Приволжский научный журнал. 2010. №1 (13). С.256-263.
4. Васкэ Е.В. Психология допроса несовершеннолетних правонарушителей и жертв сексуального насилия.- М.: Генезис, 2014.- 312 с.
5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 168с.
6. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. - 584 с: ил.
7. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг // Общение -компетентность - тренинг: Избранные труды. - М.: Смысл, 2007. - 688 с.
8. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности.- СПб.: Речь, 2003.- 219 с.