УДК 82.02
Т. В. Мельниченко
(Симферополь)
к.ф.н., ассистент кафедры английской филологии Таврического национального университета им. В.1. Вернадского
Коммуникативная функция искусства
Современная философия выделяет следующие функции искусства: преобразующую, компенсаторную, познавательно-эвристическую, художественно-концептуальную, функцию предвосхищения, коммуникативную, информационную, воспитательную, внушающую. Специфическими функциями являются гедонистическая и эстетическая [1, с. 95]. В философии коммуникативная функция искусства исследовалась в трудах М. С. Кагана, К. Н. Любутина, Л. Н. Столовича, В. Н. Сагатовского, А. П. Шепту-лина, в эстетике — Ю.Б. Борева, О.А. Кривцуна, А.Я. Зися, А.В. Лилова, А.Ф. Еремеева, Ю.А. Лукина.
Вопрос о функциях искусства являлся актуальным на протяжении всей истории развития эстетико-философской мысли и рассматривался в работах не только философов и культурологов, но и литературных критиков и писателей. Стремительные изменения в жизни общества породили необходимость заново сформулировать понимание роли искусства и его назначения в жизни общества. Практически каждое литературно-критическое направление или школа в начале двадцатого столетия предложили свое решение данного вопроса, обусловленное спецификой собственной методологической платформы.
Начало и середина ХХ в. в английском литературоведении ознаменовались попытками утвердить принципы научного литературоведческого анализа и противопоставить «научную» критику импрессионистской, имевшую большое влияние на рубеже XIX - XX веков. В центре внимания таких известных английских литературоведов и критиков как Т.С. Элиот, А. Ричардс, Г. Рид были вопросы о назначении художественного творчества, его значении для жизни общества и индивида, о роли художника и функциях искусства. Необходимость сформулировать новые принципы литературного творчества особенно остро ощущалась на фоне стремительно меняющегося мира, мира, в котором, как никогда ранее, обострились противоречия между человеком и обществом, в котором сам смысл существования цивилизации подвергался сомнению. Пересмотру существовавших взглядов в значительной степени способствовали достижения психологии: психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.Г. Юнга, бихевиоризм, гештальт-психология. Бурное развитие средств массовой
© Мельниченко Т. В.
информации потребовало от искусствоведов и критиков обратить внимание на коммуникативную функцию искусства, определить предмет коммуникации, условия ее осуществления, роли участников, выработать критерии оценки произведения искусства с точки зрения «массовости» и «элитарности».
Интерес к достижениям современной психологии особенно ярко проявился в работах английских литературоведов Г Рида и А. Ричардса. Оба исследователя разработали оригинальные теории художественного творчества, в которых были рассмотрены такие аспекты как особенности личности художника, условия протекания творческого процесса, роль формальной и содержательной сторон произведения, функции искусства. В своих научных поисках Г. Рид опирался на теорию бессознательного -положения З. Фрейда и К.Г. Юнга, А. Ричардс использовал достижения экспериментальной психологии (бихевиоризм, теория инстинктов, теория сознания У Джгймса).
Оба исследователя уделили внимание анализу коммуникативной функции искусства. Целью данной работы является определение специфики, сравнительный анализ и оценка взглядов английских литературоведов А. Ричардса и Г. Рида на сущность коммуникативной функции искусства. Взгляды на данную проблему изложены в лекции Г. Рида «Искусство и коммуникация» (Art and Communication) и работе А. Ричардса «Принципы литературной критики» (Principles of Literary Criticism) в главах «Теория коммуникации» (A Theory of Communication) и «Коммуникация и художник» (Communication and the Artist).
Оба критика признают важность коммуникативной функции искусства, благодаря которой реализуется возможность устанавливать контакты как между отдельными индивидами, так и между народами, поколениями. Искусство не только создает информацию, оно является наиболее эффективным способом ее передачи, обеспечивая установление социальных контактов и социальное взаимодействие.
Коммуникативная функция искусства проявляется и в том, что оно выполняет роль специфического «языка», посредством которого воплощаются и передаются определенные чувства, идеи, отношения, это исторически оформившаяся знаково-символическая система, посредством которой фиксируются, выражаются, сохраняются и становятся всеобщим достоянием результаты эстетически-художественного постижения и преобразования действительности. И Г. Рид, и А. Ричардс развивают эту мысль в контексте сложной, вызывавшей в то время полярно противоположные суждения проблемы «сосуществования» науки и искусства. Известно, что многие мыслители конца XIX и начала XX в. склонны были ставить науку выше поэзии, в частности, это мнение поддерживалось эстетикой натурализма.
Г. Рид говорит о двух принципиально разных способах познания - рациональном, дискурсивном, непоэтическом, и недискурсивном, иррациональном, интуитивном, который обеспечивает только искусство. Для его теории художественного творчества это разделение носит принципиальный характер. «Искусство дает возможность создавать и использовать для коммуникации недискурсивные символы для выражения состояний, чувств и интуитивных прозрений, которые находятся вне границ концептуальной мысли», - писал критик [6, с. 4]. Искусство включает в себя различные типы символической коммуникации, способной объединить людей, и в его символах может проявляться работа как сознательного, так и бессознательного. Художник, таким образом, способен материализовывать жизнь инстинктов глубинных уровней сознания.
А. Ричардс не проводит столь резкого разграничения между познавательным аспектом науки и искусства, но говорит о двух уровнях поэтического произведения - значащем (референтном) и эмоциональном. В поэзии не так значима содержательная часть, гораздо важнее эмоциональный уровень, которые не способна обеспечить наука. Именно предмет коммуникации, считает А. Ричардс, определяет выбор средства коммуникации - поэзию или науку «Коммуникация, в которой задействованы мнения (или отношения), глубже, чем та, в которой речь идет о конкретных вещах. Успех абстрактной и аналитической прозы, фактически, зависит от ее простоты. Ей следует избегать любого проявления эмоций...» [8, с. 164]. Как и Г. Рид, А. Ричардс утверждает, что именно искусство способно передавать тончайшие нюансы чувств и ощущений, которые невозможно уловить в обычной жизни.
Говоря о предмете коммуникации, оба исследователя используют понятие «впечатления, переживания» (experiences). А. Ричардс связывает транслируемые впечатления/ переживания с понятием ценности, и утверждает, что искусство «фиксирует наиболее значимые суждения относительно ценности наших впечатлений/опыта» и что «без помощи искусства мы смогли бы сравнить весьма немногие наши впечатления, а без этого сравнения вряд ли смогли бы согласиться относительно того, какие предпочтительнее» [8, с. 27]. Иными словами, коммуникативная функция искусства для А. Ричардса теснейшим образом связана с понятием ценности. Искусство, по его мнению, созидатель и хранитель нравственных ценностей, укорененных в общественном опыте.
Г. Рид различает предмет коммуникации в зависимости от направления художественного творчества - классического или романтического. Предметом коммуникации классического искусства, считает он, являются «вещи правдивые и справедливые», а современного - «описание уникального опыта без оценки его правдивости или справедливости» [6, с. 19].
Понимание Г Ридом ценности индивидуального опыта проясняется в полемике с социологом Р. Вильямсом при решении вопроса о том, что является предметом коммуникации. Последний утверждает, что «коммуникация - это процесс превращения уникального опыта в социальный / общественный» [6, с. 20]. Г. Рид считает, что в данном случает речь идет о процессе, известном психологам как интеграция, т.е. «примирение индивида в его уникальности с обществом в его целостности» [6, с. 21], обеспечить который призвана сбалансированная система образования, включающая обучение искусству
Полемическим для английского критика становится вопрос об уникальности опыта, который, собственно, художник и транслирует. В основе его рассуждений - положение К.Г. Юнга о коллективном бессознательном, присутствующем в каждом человеке, на которое уже впоследствии накладываются все индивидуальные различия. Отсюда следует, утверждает Г. Рид, что «вопрос не в том, чтобы превратить уникальный опыт в социальный: социальный опыт уже здесь, активно присутствует в каждом из нас, а то, что является уникальным в каждом индивиде, это, скорее, бунт против этого общего опыта, попытка достичь индивидуальной свободы...» [6, с. 23]. Поэтому художнику следует культивировать свою уникальность, вместо того, чтобы приводить ее в соответствие с требованиями общества. Неповторимость опыта - не в нем самом, а в том, как его организует художник. «Он (художник -Т.М.) передает или проявляет то, что приходит к нему из глубин его психики, и в процессе передачи происходит трансформация. Он не передает уникальный опыт - скорее, он передает социальный опыт, но придает ему точность и определенность, которой не было ранее. Что он добавляет от себя, так это определенную степень личной дисциплины, концентрации и интроспекции, которые освобождают и одновременно трансформируют в красивые объекты те энергии, которые исходят из безличного бессознательного» [6, с. 25]. Другими словами, задача художника - придать форму, упорядочить, особым образом организовать хаос впечатлений и чувств, «сообщить жизненность аморфным чувствам» [6, с. 27]. И далее: «Искусство заключается в упорядочивании опыта, а не в его природе». В концепции Г. Рида миссия художника реализуется вначале не на уровне общества, а на уровне индивида. Гармоничное развитие, интеллектуальное и психическое, каждого отдельного человека - залог благополучия на уровне общества в целом. Доступ к коллективному бессознательному, свободному от традиционных установок и норм, выработанных обществом, позволяет художнику, как никому другому показать людям, что они являются сообществом, коллективом (community) на самом глубинном уровне. Тогда художник
сможет выразить нечто большее, чем собственное «Я», и Г Рид называет это «выражением жизни».
То, что описывает Р. Вильямс Г. Рид считает проявлением пропагандистской функции искусства и противопоставляет процесс «коллективизации», которым занято массовое искусство, процессу индивидуального общения между художником и читателем. Процесс коммуникации посредством искусства не может быть массовым, и Г. Рид не скрывает своей антипатии к попыткам представить художника «винтиком» этой машины. Выражение «средства массовой коммуникации» для него лишено смысла, т.к., с иронией замечает критик, «с массами не общаются, им диктуют» [6, с. 32], Процесс коммуникации посредством искусства, в представлении критика, очень индивидуален, это диалог между художником и зрителем, слушателем, читателем. Это общение происходит только тогда, когда художник не только способен прозреть сокровенную природу души, но и «найти родственную душу, в которую можно заронить семена мудрости» [6, с. 30]. Вот как он подытоживает это различие: «это различие между безличной системой или сетью коммуникаций и обменом, диалогом между человеком и человеком» [6, с. 32]. Общность создается не за счет массовости, она существует на уровне ощущений и чувств, мысли и интуиции, и ей нет нужды в искусственном навязывании путем средств массовой коммуникации. «Настоящее чувство общности рождается из личных отношений, и его внешнее проявление в любой форме и есть произведение искусства», и далее «Произведение искусства является символом взаимопонимания, а не средством массовой коммуникации» [6, с. 33]. «Очень немногие философы понимают, что искусство и общество неразрывно связаны между собой, — пишет Г. Рид, — что общество, как жизнеспособное органической целое, во многом зависит от связующей, будоражащей и вдохновляющей силы искусства».
В трактовке Г. Рида возможность диалога автора с читателем (реципиентом) обеспечивается схожестью уровней организации личности того и другого. Критик настаивает на важности такого диалогического взаимодействия, но почти не объясняет, при каких условиях оно возможно. А. Ричардс уделяет большое внимание процессу организации и протекания этого взаимодействия. Он придает первостепенное значение наличию «тесного естественного соответствия между импульсами поэта и возможными импульсами его читателя» [8, с. 24]. Чем больше психологических импульсов вызывает произведение искусства, тем оно значительнее. Его выводы базируются на достижениях экспериментальной психологии, и в главе «Анализ поэтического произведения» (The Analysis of a Poem) критик анализирует процесс восприятия произведения искусства и те изменения, которые происходят с человеком. «Ни одно переживание не оставляет челове-
ка прежним; его возможности меняются в той или иной степени. И среди всех средств, с помощью которых возможно расширение сферы человеческой чувствительности, искусство является самым могущественным, поскольку именно с его помощью люди могут наиболее успешно взаимодействовать; и это те впечатления, которые разум (психика) наиболее легко и с наименьшим сопротивлением организует самостоятельно» [8, с. 121].
А. Ричардс проводит параллели между коммуникацией на обыденном уровне, например, обмен впечатлениями, переживание одних и тех же событий, и коммуникацией посредством художественного произведения, например, поэтического. Поэзия, с его точки зрения, дает возможность вызывать и организовывать в человеке сложные психологические импульсы. Ключом, позволяющим автору вызвать желаемую им комбинацию импульсов, является правильно найденное слово. В этом случае важным становится контекст, в котором находится слово, вся совокупность взаимосвязанных элементов.
Механизм этого взаимодействия определяется «наложением» авторских и читательских контекстов, результатом которого становится то, что каждый читатель воспринимает произведение неповторимо, иначе, чем автор. А. Ричардс уделяет особое внимание задачам, стоящим в процессе коммуникации перед автором и читателем. Так, со стороны автора / говорящего требуется «обращение к прошлому опыту/ использование сходства в опыте прошлого и контроль над этими элементами путем использования их взаимозависимости». От реципиента требуется «способность различать, восприимчивость, свободное и ясное оживление элементов прошлого, отдельно друг от друга, и контроль над нерелевантными деталями личного характера» [8, с. 165].
У обоих исследователей прослеживается мысль о том, что специфика коммуникативной функции искусства проявляется в художественной деятельности, которая носит двусторонний характер. Со стороны автора - это процесс оформления своего уникального опыта, выбор и организация определенной системы художественных образов, своего рода «кодировка». Со стороны реципиента - активный процесс соотнесения этих художественных образов со своими взглядами, представлениями, эмоциями с последующим восприятием и трансформацией содержания.
Подводя итоги, следует сказать, что коммуникативная функция искусства, по мнению английских литературоведов Г. Рида и А. Ричардса, в первую очередь обеспечивает социальное взаимодействие людей, позволяет им обмениваться мыслями, дает возможность приобщаться к опыту других народов и других поколений, повышая духовный потенциал и об-щ-ность человечества и, что особенно важно, предлагая не только эстетические, но и нравственные ориентиры. Предметом коммуникации они назы-
вают недискурсивный вид знания, включающий в себя различные типы символической коммуникации. В символах искусства может проявляться работа как сознательного, так и бессознательного. Художник передает свои впечатления, переживания, опыт. Для А. Ричардса первостепенное значение имеет этическая ценность этого опыта. Г. Рид больше внимания уделяет искусству упорядочить и придать форму переживаниям и впечатлениям. Оба конечной целью коммуникации видят гармонизацию чувств, впечатлений, импульсов. Коммуникация между художником и реципиентом рассматривается ими, главным образом, на индивидуальном уровне. Возможность коммуникации обеспечивает общность жизненного опыта. Восприятие произведения для обоих - это диалог, активный процесс, в котором опыт читателя, зрителя, слушателя взаимодействует с опытом художника.
В качестве перспективы дальнейшего исследования данной проблемы видится изучение специфики взглядов на коммуникативную функцию искусства американских и европейских литературоведов, и последующий сравнительный анализ их позиций.
Список использованной литературы
1. Борев Ю.Б. Эстетика : Учебник / Ю.Б. Борев. - М. : Высш. шк., 2002. - 511с.
2. Кривцун О.А. Эстетика : Учебник / О.А. Кривцун - М. : Аспект Пресс, 2000. - 434 с.
3. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика ХХ века / Т.Н. Красавченко Т.Н. - М., 1994. - 282 с.
4. Козлов А. С. Литературоведение Англии и США XX века / А. С. -Козлов. - Симферополь, 1994. - 256 с.
5. Цурганова Е. А. Панорама Западного литературоведения XX века : энциклопедия / Е. А. Цурганова. - М. : Интрада, 2004. - С. 9-20.
6. Read H. Education through Art / H. Read. - London, Faber and Faber, 1946. - 320 p.
7. Read H. Poetry and Experience / H. Read. - NY : Horizon Press, 1967. - 160 p.
8. Richards I.A. Principles of Literary Criticism / I.A. Richards. -Routledge Classics, 2001. - 285 p.