Научная статья на тему 'Коммодификация интимных отношений на постсоветском пространстве: «Свидания за вознаграждение» в России, Украине и Белоруссии'

Коммодификация интимных отношений на постсоветском пространстве: «Свидания за вознаграждение» в России, Украине и Белоруссии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
287
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммодификация интимных отношений на постсоветском пространстве: «Свидания за вознаграждение» в России, Украине и Белоруссии»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

К. С. Сводер, Е. А. Бунич, О. В. Стрелкова, А. Е. Сутормина,

Коммодификация интимных отношений на постсоветском пространстве: «свидания за вознаграждение» в России, Украине и Белоруссии

Сроки реализации: 2011-2012 годы

Участники проекта: К. С. Сводер (руководитель проекта), Е. А. Бунич, М. М. Гольдберг, В. Ю. Сёмина, О. В. Стрелкова, А. Е. Сутормина, И. А. Федорова.

СВОДЕР Кристофер Скотт (Swader, Christopher S.) — PhD по социологии, доцент кафедры анализа социальных институтов факультета социологии НИУ ВШЭ (Москва, Россия).

Email: cswader@hse.ru

3

БУНИЧ Екатерина Александровна —

студентка 4-го курса факультета социологии НИУ ВШЭ (Москва, Россия).

Email: ekaterina_ bunich@mail.ru

Финансирование проекта: исследование будет осуществлено в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ»

Актуальность темы

Со времён Советского Союза, когда тема сексуальности и интимности практически не затрагивалась, положение вещей существенно изменилось — сейчас в России происходит либерализация в сфере интимных отношений. Всё чаще молодые люди вступают в сексуальные отношения до свадьбы, о внебрачных отношениях стали говорить более открыто в обществе; проституция в Восточной Европе распространена в той же мере, как и во всём мире. Благодаря исчезновению табу появляется возможность вслух обсуждать интимные отношения.

С одной стороны, происходит либерализация, то есть освобождение частной жизни от власти социалистической морали. С другой стороны, рыночные отношения проникают в сферу интимности, что проявляется отчасти в том, что физическую и эмоциональную близость теперь можно купить, продать или обменять на что-либо. В то же время, вне всяких сомнений, на характер сексуальных отношений в постсоветских странах влияет зависимость от особенностей предшествующего развития, наследия советского общества.

Свидания за вознаграждение (compensated dating) — это практики обмена, при которых физическая близость предоставляется за материальное вознаграждение. Более точно это явление описывается японским термином «Enjo Kosai», подразумевающим чаще всего сексуальные отношения школьниц с мужчинами более старшего возраста, за что школьницы получают от партнёра подарки или денежное вознаграждение [Ueno 2003]. Нам необходимо выяснить, насколько распространённы свидания за вознаграждения в пост-

СТРЕЛКОВА Ольга Владимировна —

студентка 2-го курса магистерской программы «Комплексный социальный анализ» факультета социологии НИУ ВШЭ (Москва, Россия).

Email: Strelkova_ Olya@mail.ru

СУТОРМИНА Алёна Евгеньевна —

студентка 1-го курса магистерской программы «Комплексный социальный анализ» факультета социологии НИУ ВШЭ (Москва, Россия).

Email: aesutormina@ yandex.ru

советских странах, а также мотивы и восприятие этих практик их участниками.

Из личных интервью и анализа онлайн-контента видно, что свидания за вознаграждения встречаются и в России. В ходе неформальной беседы одна женщина сообщила, что, проведя ночь с мужчиной, ожидает, что тот поведёт её по магазинам. В другом примере женщина говорит мужчине: «Ну, вообще-то ты мне не очень нравишься, но я готова провести с тобой время, если ты свозишь меня на выходные в Рим». Ещё одной иллюстрацией коммерционализации интимных отношений являются сайты знакомств (например, mamba.ru), где большое количество женщин, отмечая качества, которые они хотели бы видеть в своём избраннике, упоминают нечто вроде: «Кто-нибудь, кто купил бы мне айфон». Оба партнёра обозначают границы отношений, соблюдая неформальные правила игры, которые предполагают свидания за вознаграждение.

Существует ряд отличий в практиках свиданий за вознаграждение между Россией и Восточной Азией. Российские девушки, принимающие участие в таких практиках, чаще всего уже вышли из школьного возраста, и, кроме того, обмен такими услугами является безденежным. Следовательно, исследуемое нами явление — это практика оказания интимных услуг за подарки. При изучении этого феномена нам необходимо ответить на два исследовательских вопроса:

Каким образом процесс трансформации экономики в капиталистическую систему повлиял на восприятие индивидами так называемых свиданий за вознаграждение и их вовлечённость в эти практики?

Насколько распространены практики свиданий за вознаграждения на постсоветском пространстве?

Теоретическая часть

В теоретическом плане наше исследование обмена интимных отношений на различного рода подарки опирается на два блока теорий.

Во-первых, это теории, рассматривающие проблему «ежедневного» обмена подарками в рамках романтических отношений, а именно — теории даро-обмена и реципрокности. Подарок в рамках этих теорий рассматривается как проявление символического капитала [Bourdieu 1990; 1998] и средство для установления реципрокных связей [Mauss 1990] между дарителем и получателем (см. также: [Adloff, Mau 2006]). В такой трактовке значимыми являются субъект, осуществляющий процедуру дарения, и смысл, который он в неё вкладывает. Теоретики решают вопросы о роли интересов, присущих субъекту, в частности скрытых, и о возможности или невозможности предоставления «свободных» или бескорыстных подарков. В рамках нашего исследования будут изучены причины, по которым субъект предпочитает дарообмен денежной выплате. Таким образом, подобная практика представляет собой нечто большее, нежели простой обмен, осуществляемый в случае проституции.

Во-вторых, мы используем теории, рассматривающие проблему чистой коммодификации, предполагающей продажу тела на рынке. Пример чистой коммодификации — практики коммерческого секса (проституции) или торговли людьми. Данная трактовка предполагает, что тело становится товаром либо в результате действия абстрактных экономических сил, либо через самокоммодификацию, осуществляемую самими субъектами. Во время проведения исследования планируется изучить, представляет ли собой свидание за вознаграждение форму квазикоммодификации, которая проявляется в форме бартера или прямого денежного обмена. Применительно к этому вопросу для обнаружения границ, отделяющих интенции дарителя от объективного экономического содержания дарообмена, а также для выяснения особенностей конвертации символического и экономического капитала будет необходима работа Пьера Бурдье [Bourdieu 1986].

Таким образом, основная цель данного исследования заключается в тщательном изучении как субъективных трактовок свиданий за вознаграждение, так и объективных последствий, которые выражаются в форме скрытых субъективных или макроэкономических интересов.

Представляется важным сделать ещё ряд пояснений. Во-первых, мы не будем исходить из того, что романтическая и коммодицированная стороны отношений являются взаимоисключающими. Скорее сфера романтических отношений будет рассматриваться в её проявлении в рамках капиталистической системы, следуя логике, предложенной Евой Иллоиз [Illouz 1997]. Согласно ей, капитализм создаёт утопический образ сферы романтического как не содержащей в себе материального интереса. Однако по сути эта сфера достаточно сильно коммерционализирована, что подтверждается фактом наличия целой индустрии, обслуживающей её потребности (см. также: [Horkheimer, Adorno 2002]). Во-вторых, необходимо определить границы культурного контекста, в рамках которого возникает практика вознаграждения за свидание. Важно обратиться к практикам романтических и сексуальных отношений, доставшимся в наследство от прошлого, в том числе советского (например, анализируя сказки и кинофильмы), а также к формам, которые такие отношения принимают в современной России. Упомянутые источники могут предоставить данные, раскрывающие архетипические и стереотипические особенности гендерных отношений. И наконец, было бы полезным сопоставить практики свиданий за вознаграждение с теорией Энтони Гидденса, описывающей современные так называемые чистые отношения и феномен пластичной сексуальности [Giddens 1993].

В конечном счёте планируется проинтерпретировать полученные данные сквозь призму культурных изменений, в рамках которых старые институциональные практики взаимодействуют с новыми культурными веяниями, привнесёнными рыночной экономической системой. В ходе исследования будут использованы теории дарообмена, коммодификации, романтического консюмеризма, а также анализ особенностей российской и советской культуры интимности, что поможет наиболее полно описать и объяснить практику свиданий за вознаграждение.

Методология исследования

В ходе исследования предполагается использование нескольких методов. Сначала будет проведено качественное исследование, которое создаст базис для понимания изучаемого феномена участниками проекта. Это также будет способствовать и более точному построению инструментария количественного исследования.

Методы, обозначенные ниже, будут использоваться для получения ответа на первый исследовательский вопрос: каким образом процесс трансформации экономики в капиталистическую систему повлиял на восприятие индивидами свиданий за вознаграждение и их вовлечённость в эти практики?

Первым шагом в исследовании будет контент-анализ сначала российских сайтов знакомств, а потом — блогов и онлайн-форумов. В рамках свиданий за вознаграждение на сайтах знакомств мужчины и женщины открыто вовлечены в практики обмена. Проанализировав профили вовлечённых в эти практики людей на сайтах знакомств, мы определим способы вербализации и общие характеристики этих практик. Благодаря возможности оставаться анонимными люди могут более открыто обсуждать в Интернете свидания за вознаграждения и отношение к материальной стороне в рамках практик встреч и свиданий. Для получения подобной информации планируется провести анализ блогов и онлайн-форумов, которые будут отбираться и анализироваться с точки зрения публикуемых там историй и рассуждений о материальном неденежном обмене во время свиданий. Эти источники обеспечат нас информацией о том контексте, в котором реализуются практики свиданий за вознаграждение.

Фокус-группа, проведённая как экспресс-свидание1, с одной стороны, поможет получить первичные данные, а с другой — отобрать респондентов для последующих интервью. Сначала три члена нашей группы сами посетят экспресс-свидания, чтобы выяснить, насколько релевантно использование этого метода в исследовании, и получить представление о том, как проводятся подобные мероприятия. После этого мы сами соберём фокус-группу в форме экспресс-свиданий, в которую войдут 15 мужчин и 15 женщин. Коммуникация каждого молодого человека с каждой девушкой продлится 10 минут, после чего юноша перейдёт к столику другой девушки. Происходящее будет полностью зафиксировано с помощью аудио- и видеоаппаратуры. По окончании вечера его участники выберут тех, с кем они хотели бы встретиться ещё раз, и в случае совпадения предпочтений им будут предоставлены контакты этих людей. В качестве стимула участникам будут предложены бесплатные напитки и проч. и разыграны два приза (по итогам лотереи) — для одного мужчины и одной женщины. Участники более молодого поколения (20-35 лет) будут отобраны среди тех, кто откликнется на наше объявление, с учётом различий в уровнях их доходов, образования и сферы занятости.

Цель анализа — выявление методов, с помощью которых участники пытаются получить информацию о материальном положении собеседника, понять, какие субъективные ощущения, стремления и ожидания возникают в ходе бесед на подобных встречах. Будет проведён как анализ речевой коммуникации, так и визуальный анализ. При изучение аудиоматериалов мы сфокусируемся на обмене между респондентами информацией, связанной с их профессией, доходом, материальными ориентациями и ожиданиями от знакомства. Визуально мы будем анализировать стиль одежды, бренды и другие показатели материального статуса и ожиданий от свидания. Планируется сосредоточиться на ключевой информации, отражающей степень готовности респондентов предложить или принять материальную плату за близость.

Цель глубинных полуструктурированных интервью с представителями обоих полов — выявление роли материального обмена и материальных ориентаций участников в ходе встреч. Мы будем отбирать респондентов как из участников фокус-группы экспресс-свиданий, так и целевым поиском на сайтах знакомств, а также методом «снежного кома». Планируется провести около 10 интервью с мужчинами и столько же — с женщинами. Половина из них будет рекрутирована в ходе проведения фокус-группы; 50% из отобранных по итогам фокус-группы составят, если это окажется возможным, участники, у которых появились пары в результате организованной вечеринки экспресс-знакомств. Планируется отобрать и сравнить наиболее интересных респондентов и пары, среди которых есть выраженные материалисты и идеалисты, разнящиеся по социально-экономическим характеристикам. Также возмож-

Формат вечеринок, основной целью которых является поиск партнёра для отношений. Обычно приглашается одинаковое количество мужчин и женщин, и в течение определённого времени (5-15 минут) происходит общение пар, участники которых по сигналу переходят друг к другу. В конце вечера у собравшихся спрашивают, с кем они хотели бы продолжить знакомство, и в случае, если предпочтения взаимны, даются контакты тех, кого эти люди выбрали. — Здесь и далее примеч. авторов.

но проведение сравнительных интервью с людьми смежных ориентаций — стремящихся к чистым романтическим практикам дарообмена и коммерческого секса.

Следующий метод соотносится с нашим вторым исследовательским вопросом: насколько распространены практики свиданий за вознаграждения на постсоветском пространстве?

Для оценки таких практик свидания, степени экономического (имеющего как денежный, так и неденежный характер) обмена и представлений о романтической любви на территориях с различным уровнем экономического развития (вероятно, в Москве, Киеве и Минске) будет разработан инструментарий для проведения количественного опроса. Скорее всего в выборку войдут студенты университетов в трёх городах, учащиеся смежных специальностях. С целью выявления различий в стратегиях отбора планируется сравнить студентов экономической специальности и представителей других гуманитарных профессий по степени их вовлечённости в практики свиданий за вознаграждение. Предполагается, что студенты-экономисты чаще реализуют подобные практики в связи с более высоким материальным статусом в отличие от более идеалистичных студентов других гуманитарных специальностей.

Кроме того, ожидается, что существует зависимость практик свиданий за вознаграждение от уровня экономического развития общества. Предполагается, что московские студенты наиболее вовлечены в эти практики, в то время как минские — наименее. Используя данную выборку (студенты в городах), мы вряд ли сумеем что-либо сказать о распространённости таких практик в сельских регионах и среди людей старшего поколения, но, тем не менее, такая выборка предоставит нам базовые характеристики этого нового явления в пределах его предполагаемого окружения.

Ожидаемые результаты

Планируется провести количественный и качественный анализ феномена свиданий за вознаграждение, появившегося впервые в Восточной Европе. Эта практика чаще всего встречалась в Азии и, как мы предполагаем, начала распространяться в Восточной Европе при переходе к капитализму. Ожидается, что в ходе анализа будет выработана концептуальная схема, которая позволит осмыслить эти практики. С помощью такой схемы будут изучены особенности восприятия данных практик коммодификации в контексте соответствующих культурных и экономических изменений, которые имеют место в интимной сфере советского и российского периодов. Следуя указанной логике, мы рассмотрим изучаемый предмет во времени, на протяжении которого на постсоветском пространстве возникают новые формы данного явления.

Литература

Adloff F., Mau St. 2006. Giving Social Ties, Reciprocity in Modern Society. European Journal of Sociology. 47: 93-123.

Bourdieu P. 1986. The Forms of Capital. In: Richardson J. (ed.). Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood; 241-258.

Bourdieu P. 1990. The Logic of Practice. Stanford: Stanford University Press.

Bourdieu P. 1998. Practical Reason, On the Theory of Action. Stanford: Stanford University Press.

Giddens A. 1993. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love, and Eroticism in Modern Societies. Stanford: Stanford University Press.

Horkheimer M., Adorno T. W. 2002. Dialectic of Enlightenment: Philosophical Fragments. Stanford: Stanford University Press.

Illouz E. 1997. Consuming the Romantic Utopia: Love and the Cultural Contradictions of Capitalism. Berkeley: University of California Press.

Mauss M. 1990. The Gift. The Form and Reason for Exchange in Archaic Societies. Translated by D. Hallis. London: W. W. Norton & Company.

Ueno C. 2003. Self-Determination on Sexuality? Commercialization of Sex Among Teenage Girls in Japan. Inter-Asia Cultural Studies. 4 (2): 317-324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.