Научная статья на тему 'КОММОДИФИКАЦИЯ ДРУЖБЫ: СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ДРУЗЕЙ В РОССИИ'

КОММОДИФИКАЦИЯ ДРУЖБЫ: СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ДРУЗЕЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДРУЖБА / КОММОДИФИКАЦИЯ ДРУЖБЫ / РЫНОК ДРУЗЕЙ / СТАТУСА "ДРУГ" / FRIENDSHIP / FRIENDSHIP COMMODIFICATION / FRIENDS MARKET / "FRIEND"STATUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Полина Павловна

Данная статья посвящена рассмотрению понятия "рынок друзей". Дружба сегодня является не только сакральным благом, которое тщательно оберегается обществом, но и объектом рыночного обмена. Тем самым, понятия друг, дружба сталкиваются с социальным сопротивлением процесса коммодификации, который находит свое отражение в услугах "друг на час", "друг на время". Однако понятие "дружба" в терминах рыночного обмена обретает иное значение: рынок друзей выполняет функции, которые плотно закреплены в социальных порядках иных рынках, - поэтому, несмотря на социальные сопротивления, рынок продажи дружбы существует. В данной статье предпринимается попытка описать, каким образом данный рынок связан с дружбой, как именно происходит процесс коммодификации понятия "друг", и что выступает предметом купли-продажи на рынке друзей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMODIFICATION OF FRIENDSHIP: THE SPECIFICITY OF FUNCTIONING OF THE MARKET FRIENDS IN RUSSIA

This article is devoted to the concept of "friends market". Friendship today is not only a sacred good that is carefully protected by society, but also an object of market exchange. Thus, the concepts of friend and friendship face social resistance to the process of commodification, which is reflected in the services "friend for an hour", "friend for a time". However, the concept of "friendship" in terms of market exchange takes on a different meaning: the market of friends performs functions that are tightly fixed in the social orders of other markets , so despite the social resistance, the market for selling friendship exists. This article attempts to describe how this market is connected with friendship, how exactly the process of commodification of the concept of "friend" occurs, and what is the subject of purchase and sale in the friends market.

Текст научной работы на тему «КОММОДИФИКАЦИЯ ДРУЖБЫ: СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ДРУЗЕЙ В РОССИИ»

THE COMMODIFICATION OF FRIENDSHIP: THE SPECIFICITY OF FUNCTIONING OF THE MARKET FRIENDS IN RUSSIA

Kuznetsova Polina Pavlovna, student, National Research University Higher School of Economics, Moscow This article is devoted to the concept of "friends market". Friendship today is not only a sacred good that is carefully protected by society, but also an object of market exchange. Thus, the concepts of friend and friendship face social resistance to the process of commodification, which is reflected in the services "friend for an hour", "friend for a time". However, the concept of "friendship" in terms of market exchange takes on a different meaning: the marlvet of friends performs functions that are tightly fixed in the social orders of other markets, so despite the social resistance, the market for selling friendship exists. This article attempts to describe how this market is connected with friendship, how exactly the process of commodification of the concept of "friend" occurs, and what is the subject of purchase and sale in the friends market.

Keywords: friendship; friendship commodification; friends market; "friend"status. DOI 10.24923/2305-8757.2020-3.8

О c^

О

*)

r\ £

*) CO

УДК 316.77

ВАК 22.00.06

© Кузнецова П.П., 2020

КОММОДИФИКАЦИЯ ДРУЖБЫ: СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ДРУЗЕЙ В РОССИИ

Данная статья посвящена рассмотрению понятия "рынок друзей ". Дружба сегодня является не только сакриаьным благом, которое тщательно оберегается обществом, но и объектом рыночного обмена. Тем самым, понятия друг, дружба стгихкиваются с социальным сопротивлением процесса коммодификации, который находит свое отражение в услугах "друг на час", "друг на время". Однако понятие "дружба" в терминах рыночного обмена обретает иное значение: рынок друзей выполняет функции, которые плотно закреплены в социгьаьных порядкгос иных рынках, - поэтому, несмотря на социгичьные сопротивления, рынок продажи дружбы существует. В данной статье предпринимается попытка описать, каким образом данный рынок связан с дружбой, как именно происходит процесс коммодификации понятия "друг", и что выступает предметом купли-продажи на рынке друзей.

Ключевые слова: дружба; коммодификации дружбы; рынок друзей; статуса "друг".

КУЗНЕЦОВА Полина Павловна, студентка, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва

Согласно опросу общественного мнения, для россиян друг -человек, который обладает следующими качествами: верность, преданность, порядочность, готовность прийти на помощь в трудную минуту и быть близким по духу [3] .Обретение статуса "друг" сопровождается долгими временными рамками, человек постепенно доказывает другому, что он обладает нужными качествами и заслуживает права называться другом, поэтому выше перечисленные характеристики тяжело представить в качестве товаров или услуг. В то же время возникает вопрос: прийти в трудную минуту на помощь - разве это не услуга? С одной стороны, - да. Но в данном случае за оказанной услугой "прийти на помощь в трудную минуту" не следует контруслуга, выраженная в экономическом эквиваленте или в ответной услуге схожего характера. Чаще всего, оказывая дружественную услугу, человек ожидает обратной контруслуги, спустя время, в тот момент, когда она ему будет необходима. Следовательно, дружба - процесс обмен услугами через определенный период вре-

мени, [9] которые по своей сути не являются калькулируемыми,

Опираясь на данное определение, в процессе осмысления существования сайтов и групп в социальных сетях под названием "друг на час" или "друг напрокат", где транслируются предложения о возможности приобрести друга за фиксированную плату, возникает вопрос: можем ли мы рассуждать о дружбе в категориях рынка? Для исследования данного вопроса, необходимо дать определение понятия "рынок". Существует множество теорий, окружающих рынок и его масштаб. [12] Но каждая из них объединена общей мыслью, что рынок - поле, где осуществляется акт купли-продажи. [5] Если отойти от многозначности понятия рынка в рамках изучаемого вопроса, тогда следует дать определение понятия "рыночной обмен". Это процесс взаимного получения выгоды участниками рынка, где выгода отражает экономический интерес всех акторов данного процесса, [б] Значит, опираясь на определение, можно сделать вывод, что дружба - товар, который можно приобрести в рамках сделки купли-продажи, где каждый участник данного процесса реализует свой экономический интерес. Следовательно, рынок друзей имеет место быть. Но коммерционализация дружбы наталкивается на социальное сопротивление: друзья (дружба) - не товар, созданный для рыночного обмена, это социальное явление, которое должно тщательно от него оберегаться. [1]

Данное социальное сопротивление проявляется в следующем: недавно созданные компании по аренде друзей закрываются, не проработав и года. [7] Подобные предложения давно не обновляются в группах в социальных сетях. Тем не менее, существуют частные объявления, которые время от времени обновляются, и которые имеют определенный рейтинг по качеству оказанной услуги, значит, опция по аренде друзей все-таки имеет спрос.

Исследовательской задачей в контексте проблематики рынка дружбы становится воп-

рос о специфике функционирования рынка друзей в России: сначала мы рассмотрим, как именно происходит процесс коммодифика-ции бесценного для людей понятия "друг", с какими проблемами сталкивается данный процесс. В ключе данного определения нам предстоит ответить на вопрос: каков именно предмет купли-продажи на рынке дружбы. Затем проанализируем, основываясь на опубликованных интервью в журналах "Сноб" и "Российская газета", почем}' данный товар, относящийся к жизненно важным благам, обретает экономическую ценность.

Коммодицификация дружбы на

рынке друзей

Рынок друзей можно описать следующим образом: существуют сайт "ЯеМАРпепсГ, группы в социал ьных сетях с одноименными названиями, а также частные предложения на "Авито", "Юла" (сайты для осуществления купли-продажи вещей). Любой человек обладает возможностью зайти на один из порталов, прочитать подробное описание услуги, которая включает в себя описание личных качеств выбираемого друга, цену за услугу, исчисляемую в руб./час, а также примечания. Примечания - пожелания самого "друга": пол и возраст человека, который может обратиться за услугой, темы для разговора, места встречи и т.п.

Постоянно функционирующий вышеописанный рынок друзей, не находит признания у всего общества, наоборот, возникают социальные запреты на коммодификацию дружбы. Коммодификация - процесс преобразования социальных сфер жизни из изначально не связанных с производством товаров и услуг в ориентированные на их производство с целью продажи, [и] Так как дружба изначально не была ни товаром, ни услугой, созданной для продажи, то, обращаясь к теории К. Поланьи, дружба является фиктивным товаром. [2]

Название фиктивных товаров говорит само за себя: люди не склонны принимать данный товар как цель рыночного обмена,

поэтом}', как было сказано выше, фиктивные товары сталкиваются с социальным сопротивлением. В случае рынка друзей фиктивный товар - дружба - в то же время, выступает сакральным благом, обладающим высокой культурной и моральной ценностью. [1] С появлением данного рынка, изучаемые блага начинают рассматривать как измеримое и калькулируемое, что угрожает его духовной идентичности.

Также существует четкое разделение на то, что принадлежит рынку и то, что относится к сфере нерычного обмена. Ценности двух сфер должны всегда оцениваться в системе тех ценностей, к сферам которых они принадлежат. [14] И социальное сопротивление относительно оценки одного из существующих благ происходит тогда, когда категория из сферы нерыночного обмена начинает оцениваться в системе финансовых взаимоотношений. Дружба как категория, принадлежащая к сфере нерыночных взаимоотношений, не принимается обществом как ценность, измеряемая в денежных единицах - системе оценок рынка.

Таким образом, можно заметить, что дружба с трудом проходит процесс коммо-дификации. Данное жизненно важное благо, на сегодняшний момент, тяжело назвать товаром, т.к. для этого необходимо приобрести определенные социально значимые характеристики, разделяемые всем обществом. Благо должно быть полностью объек-тивизированно и сингуляризированно, [ю] т.е. перейти в ранг "вещей", давать возможность обладать собой и распоряжаться. Вследствие этого, данное благо может стать калькулируемым и стать объектом рыночного обмена. [1]

Но, как было обозначено, данный рынок все же существует. Возникает вопрос: как

при вышеперечисленных, пока не выполненных условиях, - дружба все еще не прошла окончательный процесс маркетизации - и рынок друзей может функционировать?

Существует система нескольких ценностей одновременно: благо является не калькулируемым, но выступает товаром в системе рыночного обмена. [1] Данное явление называется системой двойных сигналов: противостояние сфер рыночного и нерычного обмена сохраняется, но осуществление сделки все же происходит. [13] В таком случае, можно предположить, что понятие дружбы обрело несколько значений, разделяемых людьми одновременно, либо разделяемых только одного из значений.

На протяжении всего рассуждения дружба рассматривалась как духовное, наделенное несингулярными качествами и категориями понятие. Данный смысл разделяется большинством российского общества [3]. В то время как дружба, которая выступает в качестве товара на рынке друзей в Интер-нет-порталах, социальных сетях, обладает иным смыслом, другой системой ценностей. В понятие "друг" в данном случае вкладывается степень временной ограниченности оказанной услуги, т.е. "друг напрокат" также придет в трудную минуту на помощь, но контруслуга должна последовать в тот же момент и время, которое будет проведено вместе, и иметь четко определенные рамки. Можно утверждать, что сама услуга "друг на час/на прокат" от истинного понятия дружбы сохраняет только название, придавая оказанной услуге степень сакральности. О предмете данной услуги будет рассказано ниже.

Рынок друзей, в данном случае, рассматривается под двумя разными углами: с точки зрения истинного, привычного человеку

БЛАГО ЯВЛЯЕТСЯ НЕ КАЛЬКУЛИРУЕМЫМ, НО ВЫСТУПАЕТ ТОВАРОМ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ОБМЕНА. ДАННОЕ ЯВЛЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ СИСТЕМОЙ ДВОЙНЫХ СИГНАЛОВ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ СФЕР РЫНОЧНОГО И НЕРЫЧНОГО ОБМЕНА СОХРАНЯЕТСЯ, НО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СДЕЛКИ ВСЕ ЖЕ ПРОИСХОДИТ.

понятия дружбы, и с точки зрения того смысла, который вкладывают участники рынка в данное понятие, предлагая свои услуги под названием "друг на прокат".

Таким образом, проанализировав процесс коммодификации дружбы, можно сделать вывод, что понятие, рассматриваемое в ключе рынка друзей, не тождественно понятию, существующему в обществе. Дружба - как товар, предлагаемый на сайтах и в социальных сетях, - нечто временное, не наделенное особым духовным смыслом. Следовательно, возникает вопрос: каков тогда в этом случае смысл понятия дружбы?

Понятие дружбы и предмет купли-продажи на рынке друзей

Как было оговорено выше, дружба, рассматриваемая в ключе рынка друзей, обретает иное понятие. Попробуем выявить его характерные черты, основываясь на интервью, опубликованных в журналах "Сноб", "Российская газета".

Вначале определим приведенные в статьях причины, согласно которым люди обращаются к услуге "друга на час": помочь вскопать бабушке огород, провести вечер, поговорить с девочкой-подростком, имеющей мысли о самоубийстве, поговорить "по душам" после развода с мужем, [4] помочь в починке домашнего хозяйства, помочь принять решения в трудную минуту [7].

Проанализировав цели каждой из причин, их условно можно разделить на две группы: группа-помощь во ведении домашнего хозяйства, и группа, помогающая людям с их душевными переживаниями, предлагающая возможность "выслушать". Две вышеприведенные группы относятся к уже существующим рынкам: к рынку, осуществляющем}' работу по дому (ремонтные работы, клиннинг услуги и т.п.), и к рынку оказания психологических услуг.

Рынок друзей, сочетая в себе две выше-представленные групповые функции, перераспределяет доли владения рынков работ по дому и по оказанию психологических ус-

луг. Участники рынка друзей учитывают запросы потребителей услуг двух уже действующих рынков и культурный контекст социального феномена дружбы, тем самым являясь альтернативными игроками данного рыночного обмена [8]. Рынок друзей удовлетворяет спрос потребителей по видам уже существующих услуг работ по дом}' и психологической помощи, где агентами предложения данных услуг являются не специалисты в данном виде услуги, а люди, назвавшие себя "другом". Согласно интервью, иногда потребители выбирают альтернативных поставщиков необходимой им услуги.

Также среди приведенных интервью, можно заметить еще одну отличительную черту: что касается помощи во ведении домашнего хозяйства, то люди обращаются за услугой "друг на час/напрокат" в том случае, когда данная помощь соприкасается с чем-то сакральным. Например, вскопать огород бабушке, т.к. сам человек не располагает необходимым временем, он обращается не просто к работникам, а к "друг}' на час", ведь бабушка - семья, нечто святое и дорогое. Поэтому можно сказать, что рынок друзей ориентирован на оказание помощи не просто как фиксированной услуги, а с подтекстом духовности и сакральности, которая содержится в первом и общепризнанном (как уже было описано) понятии "друг".

Что касается группы услуг по оказанию психологической помощи, в этом случае временные друзья выполняют роль слушателей. В проанализированных интервью, люди, пользовавшиеся данными услугами, утверждали, что их главная цель - желание быть выслушанным, а в последствии - получить совет по сложившейся проблеме. В таком случае функции "друга напрокат" оказываются тождественными функциям психологов. Но, важно заметить, что эти услуги довольно посредственны и обыденны, они не требуют какой-либо профессиональной подготовки, поэтому "друзья на час" могут выступать рыночными агентами по оказанию такого рода услуг.

В исследовании предпринята попытка установить, с какими проблемами сталкивается развитие данного рынка. Среди основных были выявлены: социальное сопротивления процесса коммодификации дружбы, не принятие иного понятия "друг" в рамках указания услуги "друг на час/на время", которое противопоставляется высокодуховному, наделенному сакральным смыслом понятию.

Также были проанализированы возможные причины существования данного рынка в России. К ним можно отнести следующие: рынок друзей отчасти выполняет функции иных, плотно закрепленных в социальном порядке рынках по оказанию психологической помощи и работ по ведению домашнего хозяйства. Можно сделать вывод, учитывая культурный контекст востребованных услуг в поле рыночного обмена и понятия дружбы, что рынок друзей предлагает повседневные услуги, которые сопровождаются тем самым сакральным смыслом понятия "дружба", разделяемое обществом на данный момент. Представленные факторы помогают функционировать рынку друзей сегодня.

Литература:

1. Бердышева Е. От критики к аналитике: коммо-дификация жизненно важных благ как актуальная исследовательская проблема в новой экономической социологии // Экономическая

СОЦИОЛОГИЯ. - 2012. - №i. - С. 67-85.

2. Великая трансформация Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / под ред. P.M. Нурее-вой. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

3. Как и с кем мы дружим (опрос "ВЦИОМ", 13.09.13, 1600 респондентов) // ВЦИОМ. URL: https:// wciom.ru/ index.php?id= 236&uid=1149

4. Косован А. Вскопать грядку и спасти от самоубийства. Что делают "друзья на час" // Сноб. -2017. URL: https://snob.ru/selected/entry/127g44 (Дата обращения: 17.03.2019

5. Павлюткин И. Рынок как метафора: критический анализ маркетизации образования // НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/data/548/064/1238/ 205).pdf (дата обращения: 23.02.2019)

6. Радаев В. Что такое рынок: экономико-социо-логический подход // Общественные науки и современность. - 2007. - №3. - С. 115-127.

7. Рыбникова И. Продам дружбу Недорого // Российская газета. 2017. №231. URL: https://rg.ru/ 2017/ io/ii/kto-i-zachem-stanovitsia-v-moskve-drugom-na-chas.html (Дата обращения: 17.03.201g)

8. Слейтер Д. Забирая рынок у экономистов / / Экономическая социология. - 2008. - №2. -С. 2д-43.

д. Хархордин О. Дружба: классическая теория и современные заботы // Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. URL: https:/ /www.eupress.ru/upl0ads/files/S-0g2_pages.pdf (дата обращения: 17.03.20ig). C.ig. lo.Callon М., Muniesa F. Economic Markets as Calculative Collective Devices // Organization Studies.

- 2005. - Vol. 26. - №4. - PP. I22g-1250.

B. Fairclough N. Commodification // Discourse and Social Change. - Cambridge : Polity Press, igg2.

12. Lie J. Sociology of Markets // Annual Review of Sociology. - 1997. - Vol. 23. - PP. 341-360.

13. Radin M. Contested Commodities. The Trouble with Trade in Sex, Children, Body Parts, and Other Things.

- London: Harvard University Press, igg6. - C. 131.

14. Sunstein C. Free Markets and Social Justice. - New York: Oxford University Press, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.