КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Савина В. С.
В статье рассмотрен правовой режим товарного знака, являющийся важнейшим средством индивидуализации товаров, охраняется как объект права интеллектуальной собственности. Одной из задач гражданско-правовой науки в современном информационном обществе является определение условий использования товарного знака в сети Интернет. С учетом широкого распространения электронной коммерции становится все труднее поддерживать существующий режим товарного знака, актуальным также остается вопрос о соотношении доменных имен и товарных знаков.
Ключевые слова: средства индивидуализации, товарный знак, исключительное право, авторское право, доменное имя.
COMMERCIALIZATION INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS IN CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY
Savina V. S.
The article is about trademark, one of important individualization marks which is protected by rules about intellectual property object. Creating conditions of use trademark in the Internet is one of civil law science objectives in the modern information society. Expanding of electronic commerce related with the problem of correlation domain names and trademarks.
Key words: individualization marks, trademark, exclusive right, copyright, domain name.
В современных условиях развития информационного общества разработка успешного, устойчивого бренда требует создания технологий, которые обеспечивают высокое качество товаров и услуг, а также маркетинговой стратегии, делающей эти товары и услуги привлекательными для потребителей. Сегодня потребителю небезразлично, запатентованы или нет используемые в продуктах технологии, они покупают продукты, ориентируюсь на определенные товарные знаки. Некоторые потребители отдают предпочтение форме и дизайну продукции (промышленный образец). Патенты, товарные знаки (или географические указания) и дизайн, используемые в сочетании, могут привести к наилучшим результатам в развитии бренда. Устойчивое развитие бренда также нуждается в поддержке со стороны правительства, так как экспорт и успешный маркетинг все чаще становятся целью совместных усилий правительства и производителей, особенно при работе с брендами для потребителей в других странах.
Некоторые исследователи отмечают, что сегодня потребители выбирают чаще тот
или иной продукт, потому что его бренд, по-видимому, ассоциируется с определенным образом жизни или набором идей. Суть этого предположения в том, что компании сегодня не столько сбывают товары, сколько формируют образы и ценности, вызывая доверие потребителя. Бренд стал более ценным и более важным (как для потребителей, так и правообладателей), нежели сам товар, продвижению которого на рынке он должен содействовать.
Предоставление правовой охраны промышленных образцов также направлено на то, чтобы определенные товары отличаются от других. Термин «промышленный образец» обычно относится к художественному оформлению или иным эстетическим аспектам товара, а также к его техническим или функциональным особенностям. Обладатель исключительного права - физическое или юридическое лицо - заинтересован в защите от несанкционированного копирования или имитации образца третьими лицами. Это позволяет обеспечить справедливую доходность от инвестиций. Эффективная система охраны
зз
ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2013. № 2.
также приносит пользу потребителю и обществу в целом, обеспечивая добросовестную конкуренцию и честную торговую практику, поощряя творчество, а также оказывая содействие более эстетически привлекательным продуктам1. Охрана промышленных образцов способствует экономическому развитию, активизируя художественное творчество в промышленности и на производстве, а также в традиционных сферах искусства и ремесел. Она способствует расширению коммерческой деятельности и экспорту национальной продукции. Правовая охрана промышленных образцов является относительно простой и недорогой, чтобы развивать и защищать; она достаточно доступна для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также для отдельных художников и ремесленников в промышленно развитых и развивающихся странах. Внешний вид изделия, рассчитанный на первое впечатление потребителя, часто играет решающую роль в принятии окончательного решения о его покупке. Промышленный образец, таким образом, вносит важный вклад в общую стратегию бизнеса и успеха. Эффективное использование и защита промышленного образца повышают ценность товара, его конкурентоспособность и позиции производителя на рынке.
Создание контрафактных экземпляров -это, прежде всего, имитация того или иного товара. Предложение такой продукции имеет смысл только в том случае, если подлинный продукт хорошо известен потребителю. Таким образом, контрафактные товары зачастую имитируют товары, относящиеся к категории предметов роскоши, и нарушают права на известный торговые марки. Вместе с тем, контрафактные товары могут также быть имитацией товаров массового потребления или товаров, не защищенных товарными знаками, а охраняемых в качестве других объектов права интеллектуальной собственности, таких как произведения науки, литературы или искусства, дизайнерские произведения. Они также могут быть потребляемы небольшой группой определенных потребителей (например, лекарства, косметика, сигареты).
Выбор между регистрацией товарного знака и охраной по нормам авторского права
1 Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. ”ШЬ: wto.ra>ru/content/documents/docs/Trips.doc
не всегда очевиден. Не случайно прослеживается аналогия между проставлением товарного знака на товаре и знака авторско-правовой охраны на произведении. Есть, однако, существенные различия между товарным знаком и объектами авторских прав. Авторское право является формой защиты для авторов оригинальных произведений, в том числе литературных, драматических, музыкальных, художественных и некоторые другие творческих работ. Авторские права не распространяются на имена, стереотипные фразы и лозунги (зачастую используемые в рекламе), знакомые символы и конструкции или простые вариации типографских орнаментов, надписей или цветов. Этот вид объектов интеллектуальной собственности часто более адекватно защищен товарным знаком. Товарный знак может включать слово, фразу, символ, дизайн (или их сочетание), которые идентифицируют и отличают товары или услуги одного производителя от других. Некоторые вещи, такие, как более сложные логотипы, могут квалифицироваться одновременно как товарный знак и объект авторских прав потому, что количество оригинальных авторских логотипов может сильно варьироваться. Наиболее легко узнаваемыми логотипами являются чрезвычайно простые объекты, такие как «галочка» №ке, не дающие оснований претендовать на защиту авторских прав. Там, где творческий характер деятельности автора знака не вызывает сомнений, объект может одновременно квалифицироваться как товарный знак и объект авторских прав.
В заключение отметим, что сегодня возникают все новые и новые вопросы, вызванные широким внедрением сети Интернет во все сферы жизни современного общества, в том числе, предпринимательскую сферу. Так, имена доменов в сети Интернет все чаще используются в качестве бизнес-идентификаторов для электронной коммерции. Многие из них включают в себя торговые марки или имена компаний, которые были зарегистрированы в качестве товарных знаков. В случаях, когда предполагается использование товарного знака в сети Интернет, имеет смысл зарегистрировать его в качестве доменного имени в сети Интернет. Поэтому при выборе товарного знака нужно убедиться в том, что соответствующее доменное имя (например, адрес в Интернете) доступно для регистрации.
Преимущества использования товарного знака в сети Интернет состоят в том, что можно привлечь потенциальных клиентов во всех странах мира. Однако получение всемирной охраны товарного знака стоит очень дорого, и стоимость защиты должна соответствовать потенциальной прибыли. Очень важно получить защиту в странах, где у компании есть значительные продажи. После регистрации также есть возможность получения дополнительного дохода от продажи лицензий на товарный знак другим лицам.
Преимущества и недостатки параллельного импорта можно рассматривать с точки зрения страны-импортера, потребителей, правообладателя товарного знака, параллельных импортеров и промоутеров международной свободной торговли. Параллельный импорт снижает способность владельца товарного знака использовать свое монопольное положение путем установки более высоких цен на некоторых рынках, чем другие, а также усиливать конкуренцию в распределении товаров, что в конечном итоге ведет к снижению цен для потребителей. Точнее, можно утверждать, что основной функцией товарного знака является защита потребителей, для чего и ограничивается создание элементов монополии на рынке. В силу развития таких новых тенденций, как покупки через Интернет, становится все труднее поддерживать существующий порядок2. Если продукты были законно приобретены по какой-либо
гражданско-правовой сделке, владелец торговой марки исчерпал на них исключительное право. Несмотря на то, что товары, импортируемые через параллельный импорт, являются подлинными продуктами, качественными и безопасными, введение технических стандартов и стандартов безопасности в любом случае ограничивает параллельный импорт во многих сферах экономики, что приводит к падению цен и увеличению объема продаж, который затем, в свою очередь, влечет увеличение занятости населения.
Вместе с тем можно отметить следующие минусы параллельного импорта: потеря доходов или их снижение у владельцев товарных знаков, снижение продаж на внутреннем рынке, возможное снижение качества и послепродажного обслуживания; трудности в обеспечении единых технических стандартов безопасности; негативное влияние на будущее экономическое развитие стран с развитой экономикой, которые полагаются в основном на продукцию со значительной, снижение уровня возможностей обнаружения и предотвращения распространения контрафактных товаров.
Об авторе
Савина Виктория Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического института Северо-Кавказского федерального университета, тел. 89624494927, savin-viktoriya@yandex.ru.
2 См.: Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 07.02.2012.