Научная статья на тему 'КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ'

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммерциализация космоса / космический туризм / запуски спутников / commercialization of space / space tourism / satellite launches

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.С. Смирнова, Т.М. Макарова, Е.А. Новичихина, Н.В. Федорова

Рассмотрены основные направления коммерциализации космоса, их развитие в будущем и выделение наиболее перспективных из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION OF SPACE: THE MAIN DIRECTIONS

The main directions of space commercialization, their development in the future and the allocation of the most promising of them are considered.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ»

УДК 339.138

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Е.С. Смирнова, Т.М. Макарова, Е.А. Новичихина Научный руководитель - Н.В. Федорова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail:katia3 874@gmail.com

Рассмотрены основные направления коммерциализации космоса, их развитие в будущем и выделение наиболее перспективных из них.

Ключевые слова: коммерциализация космоса, космический туризм, запуски спутников. COMMERCIALIZATION OF SPACE: THE MAIN DIRECTIONS

E.S. Smirnova, T.M. Makarova, E.A. Novichikhina Scientific Supervisor - N.V. Fedorova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail:katia3874@gmail.com

The main directions of space commercialization, their development in the future and the allocation of the most promising of them are considered.

Keywords: commercialization of space, space tourism, satellite launches.

Коммерциализация космоса - важная тенденция развития современной космонавтики [1]. В 1962 году был запущен спутник Telstar 1 для передачи телевизионного сигнала между США и Европой, который ознаменовал первое коммерческое использование космоса. В последующие годы стали разрабатываться и другие спутники: для научных исследований, для изучения погоды и для связи.

На мировом рынке космонавтики есть лидер, которым является США. Здесь частные компании инвестируют в отрасль, а также сами проводят космические запуски, создают ракеты и космолеты, разрабатывают орбитальные спутники и даже строят собственные космодромы. Начиная с 2006 года NASA привлекает частные компании к освоению космоса [2]. «SpaceX», «Blue Origin» и «Virgin Galactic» являются самыми крупными и главными американскими компаниями в космической отрасли, которые хотят отправить людей в космос.

Что касается России, то она уступает западной космонавтике, так как космическая отрасль здесь почти недоступна для частных компаний. Но все же частные компании в России есть. Это, например, «S7 Space», «Success Rockets», «Стратонавтика» и другие.

Рассмотрим направления коммерциализации космоса.

1. Космический туризм.

Космический туризм на данный момент представлен суборбитальными полетами.

Существует два основных вида суборбитальных полетов. Первый - суборбитальный самолет. Суть данного подхода заключается в том, что вначале взлетает самолет-носитель с ракетопланом, далее на высоте 15 километров происходит отделение ракетоплана,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

включение ракетных двигателей и, наконец, поднятие на высоту 86 километров и выше. На борту при этом могут находится до 6 пассажиров, а продолжительность полета составляет 90 минут. Суборбитальные самолеты разрабатывает компания Virgin Galactic. Согласно планам компании, коммерческие полеты начнутся в конце 2022 года, а с 2023 года космолеты будут совершать не менее трех полетов в месяц. С 16 февраля 2022 года стартовала продажа билетов на суборбитальные полеты по цене $450 000.

Второй вид - небольшие одноступенчатые ракеты. При таком подходе специальная пилотируемая капсула на шесть пассажиров взлетает на многоразовой одноступенчатой ракете на высоту до 100 километров, а затем отделяется от нее и приземляется на парашютах на землю. Такие проекты реализует компания Blue Origin в США. Первый суборбитальный полет ракеты NewShepard с пассажирами на борту был осуществлен 20 июля 2021 года, а в декабре того же года был совершен первый коммерческий полет. Цена полета варьируется от $200 000 до $250 000.

Направление суборбитального туризма является самым прибыльным и перспективным, даже несмотря на высокие затраты.

2. Запуски спутников.

Запуски спутников на орбиту Земли - наиболее активно развивающееся направление коммерческой космонавтики, на котором зарабатывают множество компаний. На данный момент наблюдаются две тенденции: разработка ракет сверхлегкого класса грузоподъемностью в сотни и даже десятки килограммов, а также появление и развитие большого количества микроспутников. Работа над величиной спутников является приоритетной, так как чем меньше объект, тем дешевле его запуск, и тем больше объектов может быть запущено за один раз. Наиболее успешным проектом в этой сфере стала ракета Electron компании RocketLab, которая впервые вывела на орбиту три малых спутника в январе 2018 года.

3. Космическая связь.

В современном космическом бизнесе одной из самых крупных частей является обеспечение связи с помощью геостационарных спутников. На данный момент на геостационарной орбите вращаются вокруг Земли более 150 спутников, большинство из которых занимаются передачей телевизионного и радио-сигнала. Телекоммуникационные спутники разрабатывают многие крупные компании, в том числе и российские - ИСС имени Решетнева и РКК «Энергия». При этом направление космической связи весьма убыточно -согласно информации «Газпром космические системы» спутники иностранных компаний начинают приносить доход лишь на четвертый год после запуска, спутники российских компаний - на шестой, при этом не окупая себя к концу службы. Но, несмотря на это, по прогнозам в ближайшие шесть лет космическая связь будет активно развиваться, так как эта услуга востребована бизнесом.

4. Доставка грузов

Доставка грузов так же является одним из самых перспективных направлений для развития. Сейчас идут активные разработки космических аппаратов для доставки грузов на луну, которыми занимаются такие компании, как Astrobotic, Moon Express и Ispace. В феврале 2021 года NASA в рамках реализации программы по доставке на Луну грузов заключила договор с компанией Firefly Aerospace. Доставка груза состоится в 2023 году на видимой стороне Луны. Таким образом, посадочный модуль доставит на поверхность спутника десять специальных приборов и прототипов, в числе которых устройства для использования сигналов GPS в условиях Луны, устойчивый к радиоактивному излучению компьютер и датчик тепловой активности недр Луны. Все это поможет реализовать основной план - возвращение человека на Луну и возможность жизни там в будущем.

5. Ракетостроение

Главными целями направления ракетостроения являются увеличение дальности полета и грузоподъемности возвращаемых аппаратов, а также удешевление стоимости запусков. В приоритетах — коммерческая сфера ракетостроения: доставка грузов и космический туризм. Единственным на сегодняшний день оптимальным решением является использование многоразовых ракет нового поколения.

Этот вариант развития стал возможным благодаря появлению частных компаний, благодаря чему космические программы больше не являются монополией государств. Коммерческое ракетостроение и частные перелеты существенно расширят сферу освоения космоса людьми [3].

Исходя из отчета американской Space Capital, бизнес за последнее десятилетие инвестировал в космическую индустрию более $186 млрд. Только за прошлый год — почти $30 млрд. Из них $8,9 млрд насчитывают вложения в инфраструктурные проекты - создание ракет и спутников, их объем стал рекордным для этого направления.

Если говорить про государственные космические программы, в общем объеме экономики в 2020 году, по оценке Euroconsult, составляют порядка $70 млрд. В сравнении NASA годовой бюджет составляет $22,6 млрд, когда «Роскосмоса» - 176 млрд. руб. ($2,4 млрд) [4].

Таким образом, коммерциализация космоса в ближайшие годы будет набирать большие обороты, активнее всего будут развиваться такие направления как запуск спутников, доставка грузов и космический туризм, что поможет улучшить качество жизни всего человечества в целом.

Библиографические ссылки

1. Коммерциализация космоса - важная тенденция развития современной космонавтики. [Электронный ресурс] URL: https://cosmos-online.ru/articles/kommercializaciya-kosmosa-vazhnaya-tendenciya-razvitiya-sovremennoj-kosmonavtiki.html (дата обращения: 3.04.2022).

2. Зуйкова А. Звездная экономика: кто зарабатывает на космосе в России и мире. [Электронный ресурс] URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/609e90409a794700dab35d24 (дата обращения: 3.04.2022).

3. Ракеты 2.0: космическая эпоха Возрождения. [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/future/100913-rakety-2-0-kosmicheskaya-epoha-vozrozhdeniya (дата обращения: 7.04.2022).

4. Пришло время космического предпринимательства | Тенденции на РБК+. [Электронный ресурс] URL: https://plus.rbc.ru/news/60a65e287a8aa97ed414799f (дата обращения: 5.04.2022).

© Смирнова Е С., Макарова Т.М., Новичихина Е.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.