Научная статья на тему 'КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ: ОБЗОР ПЕРЕДОВОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ: ОБЗОР ПЕРЕДОВОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
403
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОЕКТ / ИННОВАЦИИ / РАЗРАБОТКА / ИДЕЯ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMERCIALIZATION / PROJECT / INNOVATION / DEVELOPMENT / IDEA / INDUSTRIAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шматко А.Д., Ван Анькэ

В статье рассмотрен вопрос коммерциализации инновационных проектов на примере опыта известных компаний. Также раскрывается понятие коммерциализации, показаны возможные методы коммерциализации результатов исследований и разработок. В качестве примера успешной коммерциализации проектов был рассмотрен опыт компаний McDonalds, Facebook, Snap Inc., а также рассмотрен механизм монетизации результатов научно-исследовательских работ в израильском Институте имени Вейцмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE PROJECTS: REVIEW OF EXCELLENT FOREIGN EXPERIENCE

The article deals with the commercialization of innovative projects on the example of the experience of well-known companies. The concept of commercialization is also revealed, possible methods of commercialization of research and development results are shown. The experience of McDonalds, Facebook, Snap Ins was considered as an example of successful commercialization of projects., as well as the mechanism of monetization of the results of scientific research at the Israeli Weizman Institute.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ: ОБЗОР ПЕРЕДОВОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

УДК 658

Шматко А. Д., доктор экономических наук, доцент

профессор кафедры Менеджмента и инноваций главный научный сотрудник ИПРЭ РАН Россия, г.Санкт-Петербург

Ван Анькэ

студент магистратуры 1 курса факультета Менеджмента Shmatko A. D. Doctor of Economics, Associate Professor Professor of Management and Innovation,

Chief Researcher of IEPRAN Russia St. Petersburg Wang Anke 1st year undergraduate student КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ: ОБЗОР ПЕРЕДОВОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Аннотация. В статье рассмотрен вопрос коммерциализации инновационных проектов на примере опыта известных компаний. Также раскрывается понятие коммерциализации, показаны возможные методы коммерциализации результатов исследований и разработок. В качестве примера успешной коммерциализации проектов был рассмотрен опыт компаний McDonalds, Facebook, Snap Inc., а также рассмотрен механизм монетизации результатов научно-исследовательских работ в израильском Институте имени Вейцмана.

Annotation. The article deals with the commercialization of innovative projects on the example of the experience of well-known companies. The concept of commercialization is also revealed, possible methods of commercialization of research and development results are shown. The experience of McDonalds, Facebook, Snap Ins was considered as an example of successful commercialization of projects., as well as the mechanism of monetization of the results of scientific research at the Israeli Weizman Institute.

Ключевые слова: коммерциализация, проект, инновации, разработка, идея, промышленные технологии.

Keywords: commercialization, project, innovation, development, idea, industrial technology.

Сегодня модно говорить об инновациях, новых технологиях, идеях, которые, как считается, могут помочь в обеспечении красивой безбедной жизни. Товаров стало настолько много, что у покупателей просто разбегаются глаза при входе в магазин. Однако инновационный товар, как и прежде, вызывает интерес у потребителя.

Основная проблема инновационных продуктов состоит в том, что большинство из них либо появляется не в том месте, либо не в то время, что обрекает новый, пусть даже очень хороший, продукт или технологию на провал. Основная часть инноваций так и не выходит на открытый рынок и, как следствие, не получает финансирования.

В связи с чем мы и рассмотрим подробнее процесс коммерциализации инновационных проектов.

Прежде всего разберемся, что же из себя представляет «коммерциализация».

Коммерциализация - это деятельность лица или организации, предприятия, направленная на извлечение прибыли всеми способами, это также, если говорить в государственном масштабе, первые шаги при приватизации государственных предприятий, увеличение числа коммерческих предприятий [1].

Относительно инновационного проекта, коммерциализация представляет собой процесс объединения разработчика идеи и заказчика, в качестве которого могут выступать: венчурные фонды, транснациональные компании, частные инвесторы и инвестиционные компании, а также коммерческие банки, консалтинговые и иные центры [2].

Коммерциализация результата научно-технической деятельности заключается в переходе полученных результатов в товар или услугу, и их последующую реализацию в промышленных масштабах.

Эксперты выделяют несколько методом коммерциализации результатов исследований и разработок [3]. Так выделяют следующие методы:

1. Продажа результатов по лицензии.

2. Продажа готового бизнеса по производству новой продукции.

3. Получение заказа на новую научно-исследовательскую и/или опытно-конструкторскую работу.

Одним из самых удачных примеров процесса коммерциализации может послужить история компании братьев Дика и Мака Макдональдов -McDonald's.

Свой бизнес в сфере общественного питания они начали еще в 1940 году с открытием ресторана барбекю в городе Сан-Бернардино, Калифорния. Братья Макдональды очень любили свое дело и буквально жили им, потому их ресторанчик стал одним из самых любимых мест уже через 5 лет после открытия, в том числе для автомобилистов.

Популярность места росла, спрос на питание подчас не покрывался тем, что могли предложить Макдональды. На это обратили внимание предприимчивые граждане соединенных штатов и решили открыть свои точки питания. Так у Макдональдса появились первые конкуренты.

Конкуренция была столь масштабной, что стали возникать проблемы с наймом персонала. Не хватало поваров и обслуживающего персонала. Ресторанчики буквально бились за их привлечение.

Среди прочих проблем, которые были у ресторана Макдональдов, это узкий круг посетителей. Их основная целевая аудитория была молодежь, что конечно же не могло не сказаться на показателях прибыли ресторана. В том числе была постоянная проблема с посудой - то она пропадала, то просто разбивалась по вине той же молодежи.

Проанализировав свою работу за несколько лет, в том числе по части бухгалтерии, Макдональды поняли, что основная часть гамбургеры. В связи с чем было принято решение пересмотреть свой бизнес и опереться именно на эту сильную сторону. Так наступила пора перемен.

В 1948 году было принято решение закрыть ресторан, произвести в нем кардинальные изменения в части формата работы заведения. И спустя несколько месяцев был представлен новый ресторан быстрого питания, в котором была опробирована известная ранее, но не нашедшая удачной реализации идея обслуживания Speedee Service System, ставшая прототипом современной системы обслуживания в ресторанах.

Основные принципы данной системы заключались в трех компонентах:

1) высокая скорость обслуживания посетителей;

2) низкие цены на продукцию;

3) максимизация объемов товарооборота.

С этого момента у ресторана пропал ряд проблем. Не надо было больше думать о разбитой и пропавшей посуде - она была заменена на одноразовую. Пропала потребность в официантках, которые к тому же негативно воспринимались семейными парами.

Однако самое основное, что поменялось в ресторане - это кухня. Макдональды поставили себе цель - максимизация производства и минимизация времени обслуживания посетителей. Так при проектировании новой кухни им удалось предусмотреть все до мелочей и цель была достигнута.

Так братьям Макдональдам удалось реализовать свою идею в одном ресторанчики, который все еще был очень популярен. Теперь необходимо было распространить идею быстрого питания повсеместно. Настала пора выхода на новые горизонты.

В распространении компании Макдональдс ключевую роль сыграла фигура Рэй Крока (Ray Kroc) [4]. Именно ему в 52 года удалось заложить фундамент под самую известную и крупную ныне компанию мира. История успеха компании Макдональдс лишний раз доказывает, что для реализации идеи необходимо найти заинтересованного исполнителя, и все получится.

Братьям Макдональдам поступило предложение от Рейя Крока, который имев за плечами огромный опыт в торговле смог представить план распространения ресторанов быстрого питания по всей стране, а также

убедить их в успехе кампании. За неимением других предложений братья Макдональды одобрили кандидатуру Рэйя Крока на роль агента по франчайзингу.

Помимо представления своего видения работы по продвижению ресторанов Крок также увидел особенности, а точнее недостатки в работе «современного» франчайзинга. Он видел, что основная цель, которую преследовали франчайзеры - обогащение. Их не интересовала дальнейшая судьба франчайзи. Они не занимались их обучением, продвижением, не контроли бизнес, кто конечно же отрицательно сказывалось на всем бизнесе. Именно этот анализ позволил Кроку выработать другие принципы для взаимодействия участников франчайзинга, а именно - ориентация бизнеса на перспективу.

Так основатели Макдональдса вместе с Рейем Кроком создали уникальную для того времени систему франчайзинга.

Уже в 1955 году Рей Крок основал компанию McDonald's System, Inc. В 1960 году компания была переименована в McDonald's Corporation. Спустя 5 лет Рей Крок выкупил эксклюзивные права на имя McDonald's.

К 1958 году McDonald's продал свой 100-миллионный гамбургер.

Так произошел процесс коммерциализации инновационного проекта братьев Макдональд.

Еще одним примером успешной коммерциализации проекта можно считать всемирно известную социальную сеть Марка Цукерберга Facebook, которая 4 февраля 2004 года появилась в станах общежития Гарвардского университета под названием «The Facebook».

Изначально «The Facebook» ориентировался исключительно на Гарвардский университет. За первый месяц существования социальной сети в ней зарегистрировалось около половины студентов Гарварда.

Уже в марте 2004 года «The Facebook» вышел за стены Гарварда и подключил к своей сети студентов Стэнфорда, Колумбийского университета и даже Йеля [5]. Марк Цукерберг нацелился на университеты так называемой «Лиги Плюща», в которую входили все элитные учебные заведения. Затем к Facebook постепенно было подключено большинство крупнейших учебных заведений США и Канады.

Так сеть стала набирать свою популярность и интерес со стороны инвесторов. Так началась постепенная монетизация проекта.

Сегодня число пользователей социальной сетью Facebook превышает 2 миллиарда человек. Также как Вконтакте и Instagram она используется не только для общения, но и для бизнеса. Активно создаются группы и бизнес-странички, где можно приобрести сегодня почти любой товар и услугу.

Также огромное количество финансовых поступлений происходит от покупки дополнительных стикеров, открыток, бонусов в приложениях, музыки и рекламы.

В качестве успешного проекта в IT сфере можно считать пример компании Snap Inc., которая создала социальную сеть Snapchat.

Данная компания активно занимается развитием сервисов дополнительной реальности (AR) [6]. Snap разработала набор AR-фильтров, которые могут накладываться на изображения реальных объектов. Например, за первый день праздника Cinco de Mayo фильтр для рекламы ресторанов Taco Bell собрал 224 млн просмотров. Пользователи соцсети Snapchat охотно делились снимками с гигантским тако вместо головы. Еще один пример: для рекламы фильма Everything, Everything используется фильтр, делающий снимок более романтичным.

Данной технологией пользуются сегодня почти все социальные сети, привлекая с помощью AR огромное количество молодежи, которая не смотрит телевизор. Тем самым с помощью наложения вертуальной реальности на изображение или видео можно не только дать пользователю пошутить и снять интересный контент для своей странички, но и прорекламировать тот или иной продукт.

Тем самым данная технология начинает быть интересной для рекламодателей, а значит и приносить доход для создателей.

Интересный опыт коммерциализации результатов исследований и разработок имеет израильский Институт имени Вейцмана.

При Институте Вейцмана функционирует коммерческий фонд Yeda (Yeda Research and Development Company Ltd), основанный в 1959 г. Его основная задача — трансфер промышленных технологий, базирующихся на изобретениях ученых из Института. Фонд занимается оценкой и отборов научно-исследовательских работ с точки зрения коммерческой привлекательности, осуществляет лицензирование изобретений и технологий промышленности, а также занимается поиском каналов финансирования результатов прошедших отбор проектов.

Стандартный путь коммерциализации инноваций университетами Израиля заключается в выборе одного из двух вариантов: передача технологий крупным компаниям (доля изобретателя в роялти от проданных прав на результаты интеллектуальной деятельности составляет в среднем около 30%, лишь иногда может доходить до 60%) или создание новых стартапов и безлицензионных прав (доля изобретателя в компании также составляет изначально около 30%), при этом изобретатели остаются консультантами [7, 8].

Прибыль, полученная от коммерциализации инноваций, в том числе направляется на поддержку дальнейших исследований и образование.

Проведенные примеры коммерциализации проектов говорят о том, что для того, чтобы идея начала приносить деньги необходимо появление тех, кто в нее поверит. Только последние должны иметь достаточное финансирование для ее реализации. Так сегодня даже самые безумные и странные товары становятся в миг популярными при помощи достаточной рекламы. В качестве примера можно привести спиннер, дополнительные «инструменты» для компьютерных игр и т.д.

Использованные источники:

1. Марков А.В., Шматко А.Д. Функциональное моделированиеи процессов в организационно-технических системах // учебное пособие для вузов / А. В. Марков, А. Д. Шматко; Балтийский государственный технический университет "Военмех". Санкт-Петербург, 2005.

2. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. № 3. С. 78-81.

3. А. Вотина, Пути коммерциализации научной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://4science.ru/guidealias/Puti-kommercializacii-nauchnih-issledovanii

4. Пономарёва В.В. Особенности маркетинговой и корпоративной деятельности компании «McDonalds» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/03/10077

5. М. Блинкина-Мельник, История Facebook [Электронный ресурс]. URL: http://www.seoded.ru/istoriya/internet-history/facebook.html

6. Коммерциализация дополнительной реальности [Электронный ресурс]. URL: https://ffin.ru/market/review/82/59974/

7. Е. Тищенко, С. Тищенко Коммерциализация инновационных проектов в Израиле на примере Института имени Вейцмана // Наука и Образование. 2017. №5 -132с. -138с.

8. Сайт института [Электронный ресурс]. URL: http://www.weizmann.ac.il/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.