Научная статья на тему '"КОММЕРСАНТ": СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ В РОССИЙСКИХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКАХ'

"КОММЕРСАНТ": СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ В РОССИЙСКИХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1263
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО / КОММЕРСАНТ / КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТОРГОВОЕ ПРАВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / КОММЕРЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцов С.Г.

В странах с единой системой частного права, к которым относится и Россия, обычно не принято выделять коммерсанта в отдельный вид субъектов, и, как следствие, определение этого понятия чаще всего отсутствует как в доктрине, так и в нормативно-правовых источниках этих стран. С появлением электронной коммерции, не стесненной границами отдельных государств и территорий, подобная понятийная неопределенность становится неуместной, и в юридической литературе все чаще высказываются мнения о необходимости разработки единой стандартизированной системы категорий коммерческого права. В настоящей работе понятие «коммерсант» исследуется с позиций международного, зарубежного и российского права с целью выработки общих теоретических подходов к пониманию базовых категорий коммерческого и предпринимательского права России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“MERCHANT”: CONTENT OF THE CONCEPT IN RUSSIAN, INTERNATIONAL AND FOREIGN REGULATORY LEGAL SOURCES

In countries with a unified system of private law, to which Russia also belongs, it is usually not customary to single out a merchant as a separate type of entity, and as a result, the definition of this concept is most often absent both in the doctrine and in the legal sources of these countries. With the advent of e-commerce, not constrained by the borders of individual states and territories, such conceptual uncertainty becomes inappropriate and opinions are increasingly expressed in the legal literature about the need to develop a unified standardized system of commercial law categories. In this paper, the concept of "merchant" is studied from the standpoint of international, foreign and Russian law in order to develop common theoretical approaches to understanding the basic categories of commercial and business law.

Текст научной работы на тему «"КОММЕРСАНТ": СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ В РОССИЙСКИХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКАХ»

УДК.346.2

«КОММЕРСАНТ»: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ В РОССИЙСКИХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКАХ

С. Г. Воронцов

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры предпринимательского права,

гражданского и арбитражного процесса

Пермский государственный

национальный исследовательский университет

614990, Россия, г. Пермь,ул. Букирева, 15

E-mail: medeo2006@mail.ru

Аннотация: в странах с единой системой частного права, к которым относится и Россия, обычно не принято выделять коммерсанта в отдельный вид субъектов, и, как следствие, определение этого понятия чаще всего отсутствует как в доктрине, так и в нормативно-правовых источниках этих стран. С появлением электронной коммерции, не стесненной границами отдельных государств и территорий, подобная понятийная неопределенность становится неуместной, и в юридической литературе все чаще высказываются мнения о необходимости разработки единой стандартизированной системы категорий коммерческого права. В настоящей работе понятие «коммерсант» исследуется с позиций международного, зарубежного и российского права с целью выработки общих теоретических подходов к пониманию базовых категорий коммерческого и предпринимательского права России.

Ключевые слова: коммерческое право; коммерсант, коммерция; коммерческие организации; торговое право; предпринимательское право.

"MERCHANT": CONTENT OF THE CONCEPT IN RUSSIAN, INTERNATIONAL AND FOREIGN REGULATORY LEGAL SOURCES

S. G. Vorontsov

Perm State University

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

E-mail: medeo2006@mail.ru

© Воронцов С. Г., 2022

Annotation: in countries with a unified system of private law, to which Russia also belongs, it is usually not customary to single out a merchant as a separate type of entity, and as a result, the definition of this concept is most often absent both in the doctrine and in the legal sources of these countries. With the advent of e-commerce, not constrained by the borders of individual states and territories, such conceptual uncertainty becomes inappropriate and opinions are increasingly expressed in the legal literature about the need to develop a unified standardized system of commercial law categories. In this paper, the concept of "merchant" is studied from the standpoint of international, foreign and Russian law in order to develop common theoretical approaches to understanding the basic categories of commercial and business law.

Key words: commercial law; merchant; commerce; commercial organizations; trade law; business law.

Правовое содержание термина «коммерсант» в Российской Федерации не определено. В широком употреблении находится лишь одноко-ренное прилагательное «коммерческий». Со времен Г. Ф. Шершеневича отношение к подобным иностранным заимствованиям (коммерция, коммерческий, коммерсант) практически не изменилось, и в отечественной юридической литературе они употребляются нечасто либо не используются вообще: «Не желая пользоваться иностранными словами: негоциант, коммерсант, не получившими прав гражданства у нас, мы предпочитаем воспользоваться выражением "купец"»1.

Надо сказать, что подобное положение является распространенным для стран с единой системой частного права, и этот факт не раз отмечался в научной и учебной литературе. Об этом пишет, к примеру, А. В. Грибанов: «Понятие коммерсанта чаще всего не выделяется в отдельное понятие в странах с единой системой частного права, поскольку торговое право в них не существует в качестве отдельной отрасли, соответственно, все вопросы, связанные с участием субъектов предпринимательской деятельности в гражданско-правовых отношениях, урегулированы нормами гражданского права»2.

Вместе с тем в настоящее время много пишут об «электронной коммерции», и необходимость точного определения этого понятия, а также различных однокоренных производных относится к активно обсуждаемым темам.

1 Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права: в 4 т. Т. I. Введение. Торговые деятели. М.: Юрайт, 2017. С. 127.

2 Гражданское и торговое право зарубежных государств: учебник: в 2 т. / М. А. Андрианова, Е. А. Васильев, А. В. Грибанов [и др.]. М.: Статут, 2019. Т. 1: Общая часть. С. 192.

Так, например, А. В. Лашина совершенно справедливо отмечает, что «отсутствие географических границ электронной коммерции предполагает ее международный характер, что можно продемонстрировать на конкретных примерах (такие интернет-площадки, как eBay, Amazon и AliExpress, не ограничены только локальной или региональной территорией, они осуществляют свою деятельность по всему миру). Поэтому одной из наиболее актуальных задач в сфере правового регулирования электронной коммерции является создание стандартизированного определения этого явления»1.

Решение подобных доктринальных задач, как правило, начинается со сбора имеющегося фактологического и теоретического материала по теме, с его анализа и систематизации. Настоящая статья является первым шагом автора на пути к осмыслению правового содержания категории «коммерсант» и посвящена сопоставлению имеющихся отечественных представлений о «коммерции», «коммерческом» и «коммерсантах» с международными и некоторыми зарубежными источниками, так или иначе затрагивающими исследуемую тематику.

«Коммерсант» в российском законодательстве

До июня 2017 г. термин «коммерсант» можно было встретить в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию2 (укрупненная группа специальностей 080300 Коммерция; 080301 Коммерция (торговое дело); 080302 Коммерция (по отраслям) с наименованием классификаций: бакалавр коммерции; магистр коммерции; специалист коммерции; коммерсант; коммерсант с углубленной подготовкой. С 1 июля 2017 г. этот документ утратил силу, а в новом ОКСО ни коммерция, ни коммерсанты не упоминаются.

В других актах современного российского законодательства (в широком смысле) этот термин не употребляется. Активно используется только однокоренное прилагательное. К примеру, согласно статье 50 Гражданского кодекса РФ3 (далее - ГК РФ) коммерческими организациями у нас именуются юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

1 Лашина А. В. Электронная коммерция как объект правового регулирования // Юридическая наука: история и современность. 2019. № 3. С. 149.

2 Общероссийский классификатор специальностей по образованию: утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 сент. 2003 г. № 276-ст. (ред. от 31.03.2010) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Российская газета. 2014. № 238-239.

Список этих субъектов невелик и состоит из шести организационно-правовых форм: хозяйственные общества, товарищества и партнерства, государственные муниципальные унитарные предприятия, крестьянские фермерские хозяйства, производственные кооперативы. Не вдаваясь в описание сущностных характеристик, можно уверенно считать их коммерсантами, как минимум по названию. Но это единственные субъекты российского права, для которых можно найти достаточно оснований для подобного вывода.

Ко всем другим смежным юридическим конструкциям (индивидуальным предпринимателям, самозанятым, потребительским кооперативам, публичным субъектам гражданского права, Банку России, госкорпорациям, учредителям коммерческих организаций и т.п.) есть определенные вопросы.

Например, многие считают, что коммерсант и предприниматель -это синонимы. Соответственно, список коммерсантов, состоящий у нас пока только из коммерческих организаций, вполне можно было бы дополнить индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, поскольку они относятся в России к числу основных субъектов предпринимательской деятельности.

Но спешить с этим не стоит, как минимум потому, что отождествление коммерческой и предпринимательской деятельности является не единственной позицией, озвученной в отечественной цивилисти-ческой доктрине.

Если говорить о законодательных положениях, необходимо заметить, что согласно статье 2 ГК РФ предприниматель движется к своей единственной легальной цели (прибыли) «активным способом» - путем осуществления «реализационных операций», говоря терминами налогового права, через самостоятельную продажу товаров, производство работ, оказание услуг и использование имущественных прав.

Коммерсант в отличие от предпринимателя не связан этими ограничениями, что существенно расширяет круг субъектов коммерческой деятельности. К примеру, учредитель общества с ограниченной ответственностью, создавая единолично или совместно с другими лицами юридическое лицо, рассчитывает на коммерческий результат - прибыль, но сам имущество не использует, товаров не продает, работ не производит, услуг не оказывает и поэтому не обладает статусом предпринимателя и его деятельность не подлежит обязательной государственной регистрации.

Тем, кому этот аргумент кажется не вполне убедительным, можно указать еще и на то, что российский законодатель, между прочим, не отождествляет понятия «предприниматель» и «коммерсант». Напри-

мер, в тексте Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ1 среди субъектов малого и среднего предпринимательства мы находим потребительские кооперативы, которые, как известно, являются некоммерческими организациями и по определению коммерсантами быть не могут.

Другими словами, не все предприниматели являются коммерсантами и не все коммерсанты есть предприниматели. Хотя, конечно, вполне можно допустить, что в список предпринимательских структур малых и средних форм потребительские кооперативы попали по ошибке или по недосмотру российского законодателя. К сожалению, ясности в этом вопросе не добавляет и отечественная доктрина.

Так кто же такие коммерсанты? В теории российского права высказываются различные мнения на этот счет. Во-первых, коммерсанты могут рассматриваться как субъекты торгового предпринимательства. Такого мнения придерживается, к примеру, Б. И. Пугин-ский: «Коммерсантом может называться любое лицо, осуществляющее торговлю товарами в виде предпринимательства»2. Эта позиция основана на буквальном переводе латинского термина «коммерция» - торговля. И коммерсант - это торговец. Правда, вопрос о том, чем этот субъект в конечном итоге «торгует», остается открытым, поскольку он неоднозначно решается как в нормативных правовых актах, так и в научной и учебной юридической литературе.

Второй точкой зрения является представление о том, что коммерсант - это синоним термина «предприниматель». Коммерсант, как и предприниматель, преследует цель извлечения прибыли и в этом смысле от последнего совершенно не отличим. Эту точку зрения отстаивают в своих работах, в частности, ученые Санкт-Петербургского3 и Казанского университетов4.

Согласно третьей позиции, которая нашла свое отражение в работах отдельных представителей пермской школы предпринимательского права, считается, что понятие «коммерческая деятельность» гораздо шире «предпринимательской»5.

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: Федер. закон (ред. от 02.07.2021) // Парламентская газета. 2007. № 99-101.

2 Пугинский Б. И. Коммерческое право России: учебник. М.: Зерцало, 2005. С. 39.

3 Коммерческое право: учебник в 2 т. / под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. СПб.: Изд.-во СПбГУ, 1998.

4 Илюшин М. Н., Челышев М. Ю., Ситдикова Р. И. Коммерческое право: учеб. пособие; практикум; учебная программа. М: Юрайт-Издат, 2002. С. 14.

5 См. об этом подробнее: Воронцов С. Г. Легальные признаки предпринимательской деятельности: проблемы терминологической определенности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 34. С. 402-412; Предпринимательское право: учебник / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. В. Г. Голубцов; Пермский гос. нац. ис-след. ун-т, юрид. фак. М.: Статут, 2021. С. 72-80.

С позиции этой теории круг субъектов коммерческой деятельности гораздо шире списка предпринимателей. Коммерсантами, в частности, предлагается считать всех тех, кто на законных основаниях получает внереализационные доходы на постоянной, систематической основе. А это могут быть и обычные физические лица, которые приобретают акции, доли, паи коммерческих организаций, дают деньги в долг под проценты, покупают иностранную валюту в надежде получить от этого положительные курсовые разницы, открывают металлические счета и размещают золото, платину, палладий и т.д. во вкладах и мн. др.

Все это не является предпринимательством, поскольку по ряду признаков не подпадает под определение статьи 2 ГК РФ и, бесспорно, выходит за рамки некоммерческого поведения обычного физического лица. В то же время называть этих лиц коммерсантами в российской правовой традиции не принято, хотя при таком понимании терминов «коммерция» и «коммерсант» это вполне логично.

Таким образом, мы наблюдаем явную понятийную неопределенность как в российском законодательстве, так и в отечественной ци-вилистической доктрине.

Международные и зарубежные источники о понятиях «коммерция» и «коммерсант»

Среди числа международных источников, использующих исследуемую терминологию, можно назвать Венскую Конвенцию ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г.1 (далее - Конвенция), Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА2, Правила толкования международных терминов (ИНКОТЕРМС-2020) и др. Формат публикации не позволяет рассмотреть и проанализировать все из перечисленных вариантов, поэтому ограничимся одним.

Что касается Конвенции, необходимо сказать следующее. В русском переводе исследуемые термины употребляются в следующем контексте: «Настоящая Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах» (ст. 1 Конвенции), но в английском варианте текста термин «коммерческое предприятие» звучит

1 Актуальная информация о Конвенции регулярно обновляется на веб-сайте ЮНСИТ-РАЛ. URL: www.uncitral.org/uncitral/en/uncitral_texts/sale_goods/1980CISG_status.html.

2 Документ разработан Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), имеющим статус межправительственной организации, членом которой является и Российская Федерация. International Institute for the Unification of Privat Law (UNIDROIT), 1994. URL: https://www.docs.cntd.ru/document/901784163.

как "places of business", т.е. фактически это «место работы». «Коммерческое предприятие» по-английски это не "place of business". Более точный вариант для перевода - "commercial enterprise", но, как мы видим, он в тексте международного источника не используется.

Для понимания изучаемых терминов больше подойдет французский вариант текста: "La présente Convention s'applique aux contrats de vente de marchandises entre des parties ayant leur établissement dans des États différents". Из процитированного фрагмента «коммерческое предприятие» собственно тоже никакое не «коммерческое», а просто учреждение, но в переводе фразы «договоры купли-продажи товаров» мы все-таки можем увидеть знакомый латинский «исходник», позволяющий «оправдать» тех, кто привык писать о том, что коммерция есть торговля в переводе с французского. "Merx" по-латыни - это товар1, и поэтому совершенно логичным выглядит перевод фразы «договор купли-продажи товара» по-французски как "contrats de vente de marchandises".

Таким образом, можно заключить, что коммерция в международно-правовом понимании - это деятельность по купле-продаже товаров или торговля. Остается уточнить вопрос о том, что в международной торговле считается товаром.

Согласно статье 3 Конвенция применяется исключительно к товарам и не распространяется на договоры, предметом которых выступают работы и услуги.

Не считаются коммерцией продажа товаров для личного, семейного или домашнего использования (ст. 2 Конвенции). Кроме того, Конвенция содержит ряд исключений, касающихся отдельных форм и видов торговли (продажа товара с аукциона, посредством исполнительного производства или иных случаев в силу закона) и отдельных товарных позиций (электроэнергия, суда водного и воздушного транспорта, фондовые бумаги, акции и др.) На эти позиции ее положения не распространяются, а следовательно, и это не считается коммерцией в контексте данного международного источника. Это очень важные уточнения, поскольку в России термин «товар» используется совершенно в других значениях.

Согласно основному российскому специальному законодательному установлению, регулирующему сферу купли-продажи товаров, под торговой деятельностью понимается «вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей това-

1 Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения): пер. с чешск. М.: Юрид. лит., 1998. С. 78.

ров»1. В этом аспекте мы солидарны с положениями Конвенции. Но далее мы видим, что в российском законодательстве термин «товар» определен совершенно иначе: «товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот»2.

Статья 128 ГК РФ расшифровывает термин «объекты гражданских прав» и фактически делает термин «товар» безграничным. Поэтому, если ставить знак равенства между терминами «товар» и «объекты гражданского права», как это делает российский Федеральный закон «О защите конкуренции», торговля будет абсолютно не отличима от предпринимательства, коммерции, производства, потребления, творчества и т.п. Это является примером отечественных представлений о торговле и коммерсантах.

Есть ли более удачные законодательные схемы? Обратимся за рецептами к классическим зарубежным источникам. Например, к Германскому торговому уложению3 (далее - ГТУ), где юридический статус коммерсанта определен и его можно приобрести следующими способами:

- по осуществляемой деятельности. Коммерсантом признается физическое или юридическое лицо, которое занимается одним из видов коммерческой деятельности (Handelsgewerbe - торговый промысел), указанных в ГТУ;

- по факту занесения в торговый реестр. В ряде случаев, например, когда ремесленное предприятие соответствует определенным параметрам, регистрация является обязательной. Так называемый обязательный статус коммерсанта (Istkaufmann). Другим вариантом является регистрация в торговом реестре, осуществленная добровольно, без особой необходимости. Другими словами, добровольный статус коммерсанта (Kannkaumann) можно «приобрести», и не занимаясь коммерческой деятельностью, и не обладая исключительно коммерческой организационно-правовой формой, и не подчиняясь какому-то нормативному предписанию;

- по организационно-правовой форме. Речь идет о торговых обществах и товариществах, которые считаются коммерсантами уже в силу организационно правовой формы.

1 Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федер. закон от 28 дек. 2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. 2009. № 253.

2 О защите конкуренции: Федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета, 2006. № 162.

3 Торговое уложение Германии / сост. В. Бергманн; пер. с нем. Е. А. Дубовицкой. М.: Волтерс Клувер, 2005.

Выводы

1. Из содержательного анализа российских юридических источников представляется, что коммерсант - это физическое или юридическое лицо либо приравненный к ним иной субъект права, действующий с целью извлечения прибыли и осуществляющий реализационные и (или) внереализационные операции.

Виды реализационных и внереализационных доходов могут быть сформулированы подобно правовым предписаниям Налогового кодекса РФ (ст. 248 «Порядок определения доходов. Классификация доходов»).

2. При полном или частичном совпадении операционной сферы предпринимателя и коммерсанта государственная регистрация субъекта обязательна, поскольку в этом случае коммерция не отличима от предпринимательства.

При извлечении прибыли субъектами коммерческой деятельности исключительно путем осуществления внереализационных операций, процедура государственной регистрации может отсутствовать или носить добровольный характер.

3. Статус коммерсанта в России по факту приобретается способами, в общих чертах повторяющих порядок, закрепленный в ГТУ:

- путем осуществления коммерческих видов деятельности. Имеется в виду деятельность, направленная на получение прибыли путем осуществления реализационных и внереализационных операций на самостоятельной, профессиональной и легальной основе;

- в результате государственной регистрации в качестве предпринимателя. Этот вариант сопоставим или аналогичен немецкому включению в торговый реестр (коммерсант по названию);

- путем использования коммерческих организационно-правовых форм.

4. Правовое понимание «коммерческой деятельности», «коммерции», «коммерсантов» в отечественной доктрине и законодательстве можно отнести к разряду слабо разработанных и урегулированных, а имеющийся правовой материал принципиально не совпадает с международно-правовыми установлениями в этой сфере, что делает любые научные изыскания в этой области, бесспорно, актуальными.

Библиографический список

1. Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения): пер. с чешск. М.: Юрил. лит., 1998. 448 с.

2. Воронцов С. Г. Легальные признаки предпринимательской деятельности: проблемы терминологической определенности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 34. С. 402-412.

3. Гражданское и торговое право зарубежных государств: в 2 т.: учебник / М. А. Андрианова, Е. А. Васильев, А. В. Грибанов [и др.]. М.: Статут, 2019. 559 с.

4. Илюшин М. Н., Челышев М. Ю., Ситдикова Р. И. Коммерческое право: учеб. пособие; практикум; учеб. программа / под ред. Н. А. Ба-ринова. М.: Юрайт-Издат, 2002. 383 с.

5. Коммерческое право: учебник в 2 т. / под ред. В. Ф. Попондопу-ло, В. Ф. Яковлевой. СПб.: Изд.-во СПбГУ 1998. 480 с.

6. Лашина А. В. Электронная коммерция как объект правового регулирования // Юридическая наука: история и современность. 2019. № 3. С. 148-152.

7. Предпринимательское право: учебник / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. В. Г. Голубцов; Пермский гос. нац. исслед. ун-т, юрид. фак. М.: Статут, 2021. 444 с.

8. Пугинский Б. И. Коммерческое право России: учебник. М.: Зерцало, 2005. 328 с.

9. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права: 4 т. Торговые деятели. М.: Юрайт, 2017. Т. 1. 458 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.