Научная статья на тему 'Коммерческое обозначение как вид фирменных наименований'

Коммерческое обозначение как вид фирменных наименований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
505
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанова К. К., Эриашвили Н. Д., Максютин М. В.

Дается общая характеристика средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг; анализируются особенности такого средства индивидуализации как коммерческое обозначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммерческое обозначение как вид фирменных наименований»

приоритет ГУБДД и его территориальных подразделений как субъекта административного надзора и контроля в сфере обеспечения БДД при условии внесения коррективов в организационно-правовое положение.

Методологической основой для развития законодательства в сфере обеспечения БДД должен стать закон «О безопасности дорожного движения». В последующем для

эффективного управления в сфере обеспечения БДД, устранения несогласованности правового регулирования целесообразно объединить все нормативные правовые акты в этой сфере в кодекс (дорожный или БДД) как единую эффективную систему законодательства по БДД.

1 Майоров В.И.Администра-тивно-правовые проблемы управле-

ния обеспечением безопасности дорожного движения : автореф. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997. С. 144.

2 Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения (тенденции, проблемы и перспективы развития) : автореф. ... д-ра юрид. наук. М., 1993. С. 346.

3 Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник ; 5-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2010. С. 353.

КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ КАК ВИД ФИРМЕННЫХ НАИМЕНОВАНИЙ

К.К. ГАСАНОВА

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

[email protected] Научный руководитель доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Н.Д. ЭРИАШВИЛИ Рецензент кандидат юридических наук, доцент М.В. МАКСЮТИН

Аннотация. Дается общая характеристика средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг; анализируются особенности такого средства индивидуализации как коммерческое обозначение.

Ключевые слова: коммерческое обозначение, средства индивидуализации, интеллектуальная собственность, исключительные права.

COMMERCIAL DESIGNATION AS A KIND OF BRAND NAME

K.K. GASANOVA

scientific supervisor - doctor of есопотics, candidate of law sciences, professor N.D. ERIASHVILI reviewer - candidate of law sciences, dotsent M.V. MAKSJUTIN

Annotation. The general characteristic of means of an individualization of participants of a civil turn, the goods and services is given; features of such means of an individualization as a commercial designation are analyzed.

Keywords: a commercial designation, individualization means, intellectual property, exclusive rights.

Насыщение рынка разными товарами и услугами является одним из условий существования рыночной экономики. Расширению спектра высококачественных товаров и услуг во многом способствует наличие системы объектов, индивидуализирующих не только сами товары или услуги, но и их производителей, выступающих участниками гражданского оборота.

От наличия такой системы, ее работоспособности и эффективности выигрывают все: потребители продукции, ее производители, посредники, государство. Потребители получают инструмент, позволяющий им ориентироваться на рынке товаров и услуг и выбирать продукт, обладающий должным качеством, или его производителя, имеющего надлежащую репута-

цию. Производители и посредники с помощью средств индивидуализации обретают возможность гарантировать качество производимой или продаваемой ими продукции, а также продвигать свои товары и услуги среди товаров и услуг, реализуемых другими участниками рынка. Государство может рассчитывать на высокий уровень цивилизованности экономики и

наличие дополнительных механизмов развития институциональной инфраструктуры национального рынка.

Средство индивидуализации — некий символ, который служит целям ориентирования в окружающей обстановке и принятия того или иного решения. Символ — носитель образной информации о производителе конкретного товара или услуги либо о самих предлагаемых товаре или услуге. По своей природе средства индивидуализации относятся к числу образных знаков, поскольку не являются частью того, что они обозначают.

К средствам, индивидуализирующим участников гражданского оборота, отнесены фирменные наименования и коммерческие обозначения, а к средствам, индивидуализирующим товары и услуги, — товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, указания происхождения. Объединение этих объектов в одну родственную группу средств индивидуализации обусловлено их главной и общей функцией распознавания товаров и их производителей, которую они призваны выполнять в гражданском обороте.

Между тем наличие общей функции не отвергает ряда принципиальных отличий между ними. Так, товарный знак или знак обслуживания, а равно наименование места происхождения товара для целей получения правовой охраны подвергаются экспертизе заявленного обозначения, а право на их использование удостоверяется специальными охранными документами — свидетельством на товарный знак и свидетельством на право пользования наименованием места происхождения товара. Фирменное наименование хотя и подлежит специальной регистрации, не подвергается процедурам экспертной оценки, а право на его использование не удостоверяется специальным охранным документом.

В отличие от фирменного наименования, использование которого является обязанностью коммерческих организаций, аналогичную обязанность по индивидуализации производимых ими товаров либо услуг они не несут. Использование средств индивидуализации продукции, с точки зрения идентификации последней, является правом, но не обязанностью лиц, ее производящих.

Коммерческое обозначение наряду с фирменным наименованием принято относить к числу средств, индивидуализирующих участников гражданского оборота. В арсенале средств индивидуализации на международном уровне оно появилось в качестве одного из объектов интеллектуальной собственности в результате принятия в 1967 г. Конвенции, учреждающей ВОИС.

Институт коммерческого обозначения известен законодательству промышленно развитых стран. Так, в Германии в качестве деловых обозначений охраняются коммерческие обозначения и названия произведений (§ 5 Закона ФРГ «О товарных знаках»). Коммерческими обозначениями выступают те обозначения, которые используются в коммерческом обороте в качестве имени фирмы либо особого обозначения торгового заведения или организации. Исключительное право на коммерческое обозначение возникает при наличии у обозначения различительной способности, которая может быть присуща ему изначально либо приобретается в процессе использования обозначения в коммерческом обороте. Исключительное право на использование коммерческого обозначения ограничено по территории и деловой сфере предпринимательской деятельности.

В российском гражданском законодательстве коммерческие обозначения фигурируют, в частности, в нормах ГК, посвященных коммерческой концессии (ст. 1027, 1032, 1037, 1039, 1040). Одна-

ко дальше простого упоминания о существовании такого средства индивидуализации и включении права на его использование в комплекс исключительных прав, предоставляемых по договору коммерческой концессии, законодатель не пошел. Кроме того, уточнения понятия «коммерческое обозначение» в разделе «Исключительные права (интеллектуальная собственность)» выделенного в части четвертой ГК. Юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или индивидуальный предприниматель могут использовать в своей деятельности, в том числе для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий, коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие включению в учредительные документы и государственный реестр.

В юридической литературе по отношению к существу коммерческого обозначения не выработано однозначного подхода, хотя предложений по его определению более чем достаточно: применяемое предпринимателем общеизвестное незарегистрированное наименование; незарегистрированное, но общеизвестное наименование предпринимателя или результатов его деятельности, охраняемое без специальной регистрации именно в силу его общеизвестности; то обозначение, которое юридическое лицо обычно использует в отношениях с контрагентами, в рекламе и т.д.

Некоторые специалисты подразумевает под коммерческим обозначением родовое понятие, разновидностями которого выступают указания происхождения и наименования места происхождения, т.е. средства индивидуализации продукции. Коммерческое обозначение — аналог фирменного наименования, выступающего средством индивидуализации индивидуального предпринимателя; своего рода средство индивидуа-

лизации организации; словесные обозначения, используемые в целях индивидуализации имущества (организации, магазина и т.д.); наименование коммерческой организации, принадлежащее юридическому или физическому лицу, призванное служить целям индивидуализации организации как объекта гражданских прав; средство индивидуализации организации в виде словесного обозначения (названия организации), которое может включать в себя элементы изобразительного характера. В литературе встречаются и экзотические представления о коммерческом обозначении, например как о внешнем проявлении организации как объекта права.

Анализ вышеприведенных точек зрения позволяет выделить три доминирующие позиции. Первая из них основывается на представлении о коммерческом обозначении как об общественном незарегистрированном наименовании; вторая базируется на представлении о коммерческом обозначении как средстве индивидуализации предприятия как имущественного комплекса; третья — на представлении о коммерческом обозначении как собирательном понятии, охватывающем группу средств индивидуализации продукции.

Конструирование понятия «коммерческое обозначение» происходит в отсутствие его легального определения. Законодательство не содержит определения коммерческого обозначения, не раскрывает ни его содержания, ни круга участников гражданских правоотношений, имеющих возможность использовать это средство индивидуализации. В то же время может создаться впечатление, что обладатели произвольно сочиненного обозначения наделены правом его исключительного использования, хотя само право законом ни за кем не закрепляется и, соответственно, не определяется его объем.

Отсутствие правовой регламентации отношений, складывающихся по поводу коммерческого обозначения, влечет за собой отсутствие каких-либо прав на его использование. Правило Конвенции, учреждающей ВОИС, перечисляющее права на коммерческие обозначения в ряду иных прав, охватываемых понятием «интеллектуальная собственность» (ст. 2), не может рассматриваться как норма прямого действия, автоматически вводящая режим исключительных прав на это средство индивидуализации на территории России. Граждане страны — участницы Конвенции не могут требовать применения ее положений в своей стране, если ее законодательство не дает им такого права.

Российский законодатель, оперируя термином «коммерческое обозначение», понимает под ним незарегистрированное, но признаваемое законодательством зарубежных стран в качестве объекта исключительного права средство индивидуализации предпринимателя, под которым он участвует в гражданском обороте на территории России и которое может не отвечать формальным требованиям, предъявляемым к фирменным наименованиям. И такое расширение имеет место, например, в Совместной резолюции о положениях в отношении охраны общеизвестных знаков, которая одобрена в 1999 г. Генеральной ассамблеей ВОИС и Ассамблеей Парижского союза. Резолюция оперирует термином «указатель делового предприятия», означающим любое обозначение, используемое для идентификации предприятия физического, юридического лица или ассоциации.

Субъектами права на коммерческое обозначение потенциально могут выступать предприниматели, представленные лицами, являющимися сторонами договора коммерческой концессии. При этом правообладатель (коммерческая

организация либо гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя) должен быть наделен исключительным правом на коммерческое обозначение по основаниям и в порядке, установленным законодательством. Основания и порядок легитимации правообладателя как носителя исключительных прав на коммерческое обозначение законодательством не определены. Ни правообладатель, ни пользователь в силу сложившейся ситуации не могут легально считаться субъектами права на коммерческое обозначение.

Несколько иная картина складывается, когда правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве. По законодательству ряда зарубежных стран (например, Германии) коммерческие обозначения охраняются в качестве деловых обозначений. При этом к коммерческим обозначениям согласно Закону ФРГ «О товарных знаках» отнесены обозначения, которые используются в коммерческом обороте как имя, фирма или особое обозначение торгового заведения либо организации. Исключительное право на коммерческое обозначение возникает при наличии различительной способности этого обозначения. Надлежащий легитимированный носитель исключительного права на коммерческое обозначение (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) может предоставить российскому пользователю (коммерческой организации или гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя по российскому праву) в составе комплекса исключительных прав, в том числе исключительное право на коммерческое обозначение. И это, пожалуй, единственная возможность для российских предпринимателей быть субъектами права на коммерческое обозначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.