Научная статья на тему 'КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВЛИЯНИЕ COVID-19'

КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВЛИЯНИЕ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ / СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / COVID-19 / COMMERCIAL DESIGNATION / MEANS OF INDIVIDUALIZATION / BUSINESS ACTIVITY / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свищева Екатерина Игоревна

Ситуация с пандемией новой короновирусной инфекции обострила давно существующие проблемы в части использования коммерческого обозначения. В статье рассмотрены риски, возникшие в период пандемии, даны предложения по совершенствованию действующего законодательства. В том числе, предлагается использование коммерческого обозначения для индивидуализации предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIAL DESIGNATION AS A MEANS OF INDIVIDUALIZATION OF BUSINESS ACTIVITY: INFLUENCE OF COVID-19

The situation with the new coronavirus pandemic has exacerbated long-standing problems with the use of commercial designations. The article considers the risks that arose during the pandemic and offers suggestions for improving the current legislation. In particular it is proposed to use a commercial designation for individualization of business activities.

Текст научной работы на тему «КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВЛИЯНИЕ COVID-19»

Свищева Екатерина Игоревна

начальник отдела мониторинга и анализа данных информационных систем в сфере контрактных отношений Управления по контролю в сфере контрактных отношений

Федерального казначейства, соискатель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации e-mail: svishcheva_ekaterina@list.ru

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации предпринимательской деятельности: влияние COVID-19

Аннотация.Ситуация с пандемией новой короновирусной инфекции обострила давно существующие проблемы в части использования коммерческого обозначения. В статье рассмотрены риски, возникшие в период пандемии, даны предложения по совершенствованию действующего законодательства. В том числе, предлагается использование коммерческого обозначения для индивидуализации предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: коммерческое обозначение; средство индивидуализации; предпринимательская деятельность; интеллектуальная собственность; COVID-19.

Svishcheva Ekaterina I.

Applicant of the Financial University under the Government of the Russian Federation e-mail: svishcheva_ekaterina@list.ru

Commercial designation as a means of individualization of business activity: influence of COVID-19

Abstract.The situation with the new coronavirus pandemic has exacerbated long-standing problems with the use of commercial designations. The article considers the risks that arose during the pandemic and offers suggestions for improving the current legislation. In particular it is proposed to use a commercial designation for individualization of business activities.

Keywords: commercial designation; means of individualization; business activity; intellectual property; COVID-19.

«.. .Не мне вам рассказывать, что сегодня мир движется в сторону цифровых технологий. Это стало уже насущной реальностью. Как в промышленности, так и в быту - вы сталкиваетесь с этим везде.»1.

Невозможно не согласиться с Ю. И. Борисовым, что наша жизнь и предпринимательская деятельность напрямую зависят от цифровых технологий. В том, числе в связи с наступлением непредвиденных обстоятельств -пан де мии но вой ко ро но ви рус ной ин фекции, введе нии во мно гих ре ги о нах Российской Федерации ситуации повышенной готовности предпринимательская деятельность существенно изменила свой формат.

Множество предпринимателей вынуждены были перейти на ведение деятельности дистанционным образом. С начала введения карантинных мер стало в 8 раз больше сотрудников, ведущих свою деятельность в удаленном режиме2.

Соответственно складывающаяся ситуация еще больше обострила давно назревшую проблему индивидуализации объектов с помощью коммерческого обозначения. В период ведения дистанционной работы предприятия как имущественные комплексы, для индивидуализации которых используется рассматриваемое средство индивидуализации, перешли на второй план.

Потребность в индивидуализации предпринимательской деятельности

Для тех предприятий и организаций, которые не приостанавливали свою деятельность становится логичным использование коммерческого обозначения как средства индивидуализации предпринимательской деятельности в цифровом пространстве. В настоящее время подобная концепция не предусмотрена законодательством.

Однако, давно используется на практике, например, для продвижения своей торговой деятельности предпринимателем использовалось ком-

1 Брифинг Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Юрия Борисова по завершении совещания о развитии электронной промышленности от 25.03.2020/0фициальный сайт Правительства Российской Федерации URL: http://government.ru/news/39271/.

2 Данные исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и 000 «Социал Бизнес групп» по теме «Цифровая грамотность и удаленная работа в условиях пандемии» (8Вв)/0фициальный сайт ВЦИОМ URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10280.

длительного времени использовала коммерческое обозначение «Сады Приморья», а при рекламе для индивидуализации именно предпринимательской

4

деятельности .

Вместе с тем мы имеем много примеров того, что не только предприниматели, но и суды различных инстанций понимают коммерческое обозначение как символ, внешнее проявление бизнеса на которое ориентируются потребители5.

Не только в повседневной жизни, журналистике, но и в судебных решениях часто используется термин «бизнес».В нормативных актах также появился указанный термин, например: в Налоговом кодексе Российской Федерации6, Указе Президента РФ «Об организационных мерах по разви-

п

тию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» , Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»8, Федеральном стандарте об оценке бизнеса9 и многих других.

Несмотря на многообразие выдвигаемых понятий «бизнеса» [4: с.31, 6: с.53, 7: с.138-139], «предпринимательской деятельности» и «пред-

3 Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2014 по делу № А40-57136/14 [Электронный ресурс]/Электронное правосудие: Картотека арбитражных дел. -Режим доступа:https://kad.arbitr.ru/Card/9c6653ab-1e3e-4902-9c9a-d7be7c0c1b5e.

4 Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.08.2019 по делу № А51-10204/2019 [Электронный ресурс]/Электронное правосудие: Картотека арбитражных дел. - Режим

доступа:https://kad.arbitr.ru/Card/a29e4b39-905c-42d9-a0db-f1e5836d69fa.

5 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.07.2016 по делу № А60-25769/2016[Электронный ресурс]/Электронное правосудие: Картотека арбитражных дел. - Режим

доступа:https://kad.arbitr.ru/Card/c31eb276-194b-4bbc-a28f-d5a199d51ebf.

6 Статья 129.2 «Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса»/«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146 - ФЗ [Электронный ресурс]/СПС Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.

7 Указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/СПС Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1155/.

8 Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]/СПС Консультант Плюс: Законодательство. - Режим

доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/.

9 Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка бизнеса (ФСО № 8)» [Электронный

дательного положения статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федера-

10

ции , понятие «предпринимательской деятельности» гораздо уже понятия «бизнес», и указанные понятия совершенно нельзя приравнивать друг дру-гу[8: с.18].

Для целей настоящей статьи считаем правильным все же использовать понятие «предпринимательская деятельность», так как понятие «бизнес» не имеет нормативного закрепления и по своей сути включает в себя ведение предпринимательской деятельности рискового характера юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по средствам использования основных (материальных) или нематериальных активов, приобретения и использования деловых связей, деловой репутации, фирменного стиля, имиджа для получения определенного результата и дохода от его реализации. Иными словами, «бизнес» — это комплексное понятие включающее в себя множество объектов и действий при осуществлении предпринимательской деятельности и на наш взгляд, не нуждается в индивидуализации.

Говоря, об индивидуализации предпринимательской деятельности, считаем возможным использование коммерческого обозначения и некоммерческими организациями.С учетом изменения законодательства такие организации теперь вправе осуществлять приносящую доход деятельность, что подтверждается положениями части 4 статьи 50 Гражданского кодекса

Российской Федерации , а также согласнопозиции Верховного суда Россий-

12

ской Федерации вправе использовать коммерческие обозначения. Об активности использования коммерческого обозначения некоммерческими организациями свидетельствует например иск между ЧОУ ДПО «Учебный центр «Академик» и ЧОУ ДПО «Учебный центр «Академик - Плюс», часть

ресурс]/СПС Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180654/.

10 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]/СПС Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.

11 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс]/СПС Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.

12 Пункт 177 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]/СПС Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323470/d34ed8217771dba9 f108da2edcea4f052953ae38/.

фирменного наименования которых использовалась в качестве сходного до степени смешения коммерческого обозначения13.

Риск прекращения действия исключительного права на коммерческое обозначение

В соответствии с пунктом 2 статьи 1540 Гражданского кодекса14 Российской Федерации исключительное право на коммерческое обозначение автоматически прекращает свое действие если правообладатель не использует его непрерывно в течение одного года.

Неиспользование коммерческого обозначения в обычных обстоятельствах доказать достаточно сложно, только если предприятие действительно не функционирует длительное время. Но в период пандемии новой короновирусной инфекции многие предприятия, не ведущие свою деятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не имеющие доставки или работающие исключительно с юридическими лицами и сфера их деятельности не является неотложной, были вынуждены приостановить свою деятельность.

Для правообладателей коммерческих обозначений такая приостановка деятельности, санкционированная указами главы государства, руководителей регионов несет большой риск утраты своего коммерческого обозначения, так как имеется официальная и общедоступная возможность подтверждения приостановления деятельности различных предприятий. А это значит наличие перерыва в использовании коммерческого обозначения.

Имеется соответствующая судебная практика, так по мнению судебной коллегии нельзя говорить о широком использовании коммерческого обозначения, если оно размещено в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на выставочных стендах и полиграфической продукции, но вывеска размещена на фасаде не функционирующего

13 Дополнительное постановление Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу № А12-19528/2019 [Электронный ресурс]/Электронное правосудие: Картотека арбитражных дел. - Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Card/003b20f9-4b7f-4d92-87b9-786fb7927235.

14 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ Электронный ресурс]/СПС Консультант Плюс: Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/.

коммерческое обозначение не может быть подтверждено.

Кроме того, если некоторые из мелких предприятий при поэтапном снятии карантинных мер не приступят сразу к своей деятельности, например в силу нахождения на грани банкротства, можно говорить о стопроцентной утрате ими своих коммерческих обозначений.

Если бы действующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации допускали индивидуализацию с помощью коммерческого обозначения и предпринимательской деятельности, деятельности, приносящей доход, то для ряда организаций возможно было бы избежать подобного риска утраты исключительного права на коммерческие обозначения.

Таким образом, СОУГО-19 оказал обширное влияние на судьбу коммерческого обозначения, выявились некоторые слабые места: исключительная индивидуализация предприятий, как имущественных комплексов, и возможная утрата исключительного права на данное средство индивидуализации в силу приостановления деятельности предприятий.

Наиболее простым выходом из сложившейся ситуации было бы однозначное предложение: срочно внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и сразу будет видно улучшение.

К сожалению, обозначенные проблемы невозможно решить только лишь прямой корректировкой действующего законодательства. На наш взгляд, в текущем времени будет утерян ряд коммерческих обозначений, но в большей степени тех, правообладатели которых прекратят полностью свою деятельность, ликвидируют предприятия.

Для комплексного решения проблемы следует:

а) предусмотреть в Гражданском кодексе Российской Федерации отложенную норму о введении в действие пилотного проекта по добровольной регистрации коммерческих обозначений в цифровом реестре, обеспечивающим интеграцию с реестрами товарных знаков, знаков обслуживания, общеизвестных товарных знаков, фирменных наименований и доменных имен;

б) указанный цифровой реестр сможет обеспечивать фиксирование возникновения, приостановления и прекращения действия исключительных прав на коммерческие обозначения, в том числе возможность «заморозки прав» на период неблагоприятных обстоятельств при наличии соответствующего акта Президента Российской Федерации или руководителя региона Российской Федерации. Таким образом, будет исключен риск прекращения

Решение Суда по интеллектуальной собственности от 18.11.2019 № СИП-437/2019 [Электронный ресурс]/Электронное правосудие: Картотека арбитражных дел. -Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Card/9230087a-f5bf-4e50-9317-2ede589e2973.

тельств непредвиденной силы;

Соответственно потребуется создание необходимого цифрового реестра и обеспечение его функционирования.

в) в отношении возможности индивидуализации предпринимательской деятельности, деятельности приносящей доход, можно говорить лишь тогда, когда для ее осуществления не является обязательным наличие какого-либо имущественного комплекса.

Введение подобной возможности при сохранении действующей концепции индивидуализации позволит исключить путаницу при использовании коммерческих обозначений субъектами предпринимательской деятельности, позволит поддержать субъекты малого и среднего предпринимательства, некоммерческие организации, а также «самозанятых граждан», которые повсеместно используют в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для индивидуализации деятельности коммерческие обозначения.

В пе ри од и по сле пан де мии но вой ко ро но ви рус ной ин фекции подо бная поддержка будет способствовать сохранению действующих коммерческих обозначений (и прав на них), а также будет обеспечено наличие новых возможностей для развития не только крупного, а также среднего и малого предпринимательства.

Библиографический список.

1. Александрова В. А. Влияние мер по борьбе с COVID на мировую экономику/В. А. Александрова/E-Scio. - 2020. - № 4 (43). - С. 353-360.

2. Воин А.М. Системный кризис цивилизации/А.М. Воин//Ви11ейпйе1'Асаййт1е1п1егпайопа1еСопсоЫе. - 2020. - № 1. -С. 92-102.

3. Ерохин В. Л. Возможные сценарии изменения объемов мировой торговли вследствии влияния пандемии COVID-19/В. Л. Ерохин//Маркетинг и логистика. - 2020. - № 2 (28). - С.11-22.

4. Кузеванова А.Л. Теоретические проблемы определения понятий «бизнес» и «культура»/А.Л. Кузеванова//РптоАБресШ. - 2007. - Т.3 №4 - С.31-34.

5. Лисова Е.В. Воздействие COVID-19 на социально-экономическую деятельность регионов/Е. В. Лисова//Путеводитель предпринимателя. - 2020. - Т.13 № 2. - С.119-125.

6. Сергеева О.Е. Компаративный анализ понятия «бизнес»/ О.Е. Сергеева// Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 16. -С.49-53.

зование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2015. -№ 1. - С. 137-140.

8. Сюбарева И. Ф. Генезис понятия предпринимательства в науке и законодательстве/ И. Ф. Сюбарева// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - С. 17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.