Научная статья на тему 'Коммерческий банк как специфическая деловая организация'

Коммерческий банк как специфическая деловая организация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
245
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ / БИЗНЕС-ФУНКЦИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ / BUSINESS ORGANIZATION / BANK SYSTEM / COMMERCIAL BANK / THE FUNCTIONS OF ORGANIZATION / ORGANIZATION'S POINTS / BUSINESS FUNCTIONS / BUSINESS PROCESSES / EXTERNAL ENVIRONMENT OF ORGANIZATION / INTERNAL ENVIRONMENT OF ORGANIZATION / ORGANIZATION STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаян Альберт Нелсонович

Существование современной экономики, деятельность различных организаций и социальных групп невозможно представить без банков. Банк весьма сложная организация. Описание банка с позиции теории организаций продиктовано необходимостью изучения различных процессов, которые могут в нем протекать, к примеру, карьерные. Понимание типа бизнес-функций и бизнес-процессов, состояния внешней среды, структуры, внутренней среды банковской организации позволяет более точно определить и проанализировать ее роль в становлении и развитии субъекта деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commercial bank as a specific business organization

Today, it is impossible to imagine modern economy, organizations activities and socials groups without banks. Bank is a very compound organization. The description of bank, using organization theory, is dictated by necessity of studying different processes, which can be taken there, for example career. Understanding of business functions and business processes, state of external and internal environments, structure of bank organization, let us define and analyze in detail its role in the making and progressing the subjects activity.

Текст научной работы на тему «Коммерческий банк как специфическая деловая организация»

А.Н. Бабаян

КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ДЕЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Существование современной экономики, деятельность различных организаций и социальных групп невозможно представить без банков. Банк -весьма сложная организация. Описание банка с позиции теории организаций продиктовано необходимостью изучения различных процессов, которые могут в нем протекать, к примеру, карьерные. Понимание типа бизнес-функций и бизнес-процессов, состояния внешней среды, структуры, внутренней среды банковской организации позволяет более точно определить и проанализировать ее роль в становлении и развитии субъекта деятельности.

Ключевые слова: деловая организация, банковская система, коммерческий банк, функции организации, цели организации, бизнес-функции, бизнес-процессы, внутренняя среда организации, внешняя среда организации, организационная структура организации.

Данная статья представляет собой попытку осмысления специфики коммерческого банка как деловой организации, выполняющей особые функции в системе социально-экономических отношений.

Изучение деятельности коммерческих банков и банковского дела нельзя отнести к новым и слабо изученным темам. Это традиционно популярная тема у исследователей, действующих в рамках многих поведенческих и управленческих наук. При этом исторически сложилось так, что в силу специфики банков как организаций, выполняющих по преимуществу финансовые функции, эта тема обычно рассматривается в работах экономистов, а также специалистов по финансовому менеджменту и юристов. Однако данная тема недостаточно разработана в работах социологов, несмотря на то,

© Бабаян А.Н., 2011

что именно эта группа ученых, как в России, так и за рубежом, внесла наиболее существенный вклад в изучение деловых организаций и в становление положений современной теории организаций.

В экономических науках коммерческий банк (как, впрочем, и банк любого типа) обычно рассматривается в привязке к состоянию и уровню развития общей банковской системы. При этом акцент в этих работах обычно делается на изучении не столько специфики самой организации, сколько на процессах и банковских технологиях, а также на выявлении особенностей банковского дела. Нельзя не отметить и того, что сфера интересов в рамках этих работ обычно не выходит за пределы предметной проблематики экономической науки. К числу специалистов, работающих в рамках такой логики, можно отнести А.А. Казимагомедова, Т.А. Саф-ронову, В.М. Усоскина, В.А. Москвина, П.О. Савичева и ряд других авторов1.

Несколько иная линия в изучении банков просматривается в группе исследователей, работающих в поле финансового менеджмента. Здесь акцент делается на изучении банковских процессов и специфики той деятельности, которую осуществляют эти банки с целью извлечения прибыли. К числу авторов, изучающих данное явление, можно отнести В.А. Трайнева, М.Б. Багиян, Т.Н. Лобанову, К.А. Нажмутдинову, И.В. Пещанскую и др.2

И в том, и в другом случае финансово-экономическая деятельность банка здесь отрывается от специфики банка как организации - специфического коллективного социального субъекта, деятельность которого напрямую связана с выполнением банковских функций3. Именно попытка соединить финансово-экономические функции коммерческого банка с их социальной спецификой и составляет содержание данной статьи.

Мы попытаемся рассмотреть банк как специфическое социальное образование, сущность, функции и структуру которого, по нашему мнению, можно понять и воспроизвести только на стыке двух специальных социологических теорий: социологии организаций и экономической социологии.

Переходя к решению этой задачи, мы обратимся сначала к существующим определениям банка как субъекта экономической деятельности и социального образования. Характерно, что большая часть этих определений была сформулирована экономистами и финансовыми менеджерами. Хотя на сегодняшний день есть множество различных определений банка, по факту все их можно свести к трем базисным определениям, берущим в свою основу выделение в качестве главной той или иной выполняемой ею по отношению к обществу социальной функции.

Первое определение трактует банк как специфический денежно-кредитный институт (Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Ф.С. Мишкин, В.В. Тен, Б.И. Герасимов и др.)4.

Второе определяет банк как посреднический институт, который связывает между собой различных хозяйствующих субъектов (И.Т. Балабанова, О.И. Лаврушин и др.)5.

Третье трактует его как деловую организацию, производящую определенный тип продукта (или услуги), принципиально отличающегося от продуктов, создаваемых в сфере материального производства (О.И. Лаврушин, Е.В. Иода, И.Р. Унанян, Е.Ф. Жуков и др.)6.

Характерными чертами всех рассмотренных определений являются следующие: во-первых, все авторы при определении сущности банка делают попытку определить банк либо как воспроизводимую систему социальных отношений, которая противопоставляется организации (здесь воспроизводится типичная для институциональной экономики трактовка понятия «институт»), либо, в противовес социальному институту, как организацию. Последняя трактуется как созданное людьми специфическое инструментальное социальное образование (система средств социальной регуляции), ориентированное на выполнение какой-либо одной, наиболее важной экономической или социальной функции или задачи.

Во-вторых, в основу понимания специфики банка кладутся определения организации, отдельные социальные и экономические функции, которые те или иные авторы рассматривают как базовые.

Оставляя пока открытым вопрос о том, насколько правомочным с точки зрения социолога является противопоставление социального института организации, остановимся на второй проблеме -проблеме уточнения базовых функций банка. Как нам представляется, ни одна из названных выше социальных или экономических функций применительно к банку не является главной и ни одна не исключает другую. При этом и сам перечень таких функций может быть существенно дополнен.

В этом свете правомочно обобщенное определение банка, данное О.Ю. Свиридовым, а также названный им перечень выполняемых банком базовых функций7.

Свиридов трактует банк как институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли. Он утверждает, что сущность банка проявляется в его функциях. В качестве таковых он называет:

- аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. С помощью этой функции банков происходит сосредоточение вре-

менно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;

- посредничество в кредите. При этом прямые отношения между кредиторами и заемщиками невозможны из-за несовпадения суммы и срока капитала, предлагаемого в ссуду, и потребностью заемщика в них. Банки, выполняя роль посредника в кредите, устраняют эти затруднения;

- создание кредитных денег. Данная функция является особой функцией банков по созданию кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, электронных переводов.

Что же касается проблемы типичных для экономической науки противопоставлений при определении сущности банка (социальный институт или организация), то, по нашему мнению, такое противопоставление в рамках социологии не представляется оправданным. Дело в том, что в рамках социологии сама проблема формирования воспроизводства социальных отношений (что и составляет содержание процесса институционализации) не сводится к системе создания и юридического закрепления или неких рационально установленных, или манифестированных правил.

В отличие от трактовки института, принятого у экономистов и юристов, для социологов процесс институционализации социальных или экономических взаимодействий (формирование повторяющихся и воспроизводимых взаимодействий) - это слабо социокультурный процесс, неотделимый от процесса постепенного формирования системы средств контроля и агентов контроля. Но одновременно именно с формированием таких средств, а также агентов контроля и связано формирование самой организации. Именно поэтому она нередко описывается как имеющая двойственную природу. Организация определяется социологами и как специфический целевой социальный институт (средство социальной регуляции и воспроизводства определенного типа социальных взаимодействий), и как коллективный субъект целенаправленной деятельности - целевая общность (Ф. Селзник, А. Гоулд-нер, Н.И. Лапин, В.В. Щербина и др.).

Перейдем теперь к формированию представлений о коммерческом банке как о специфической кредитной банковской организации, являющейся объектом наших исследовательских интересов. До сих пор мы рассматривали банк как некий обобщенный образ организации определенного типа, выполняющий достаточно широкий набор четких финансово-экономических функций в социуме.

Кредитный банк, как и другие банки, - это важная составляющая часть общей банковской системы экономических отношений.

Следует начать с того, что деятельность банков как таковых регулируется и регламентируется юридическими, экономическими, социальными, политическими нормами. К примеру, в современной России существует закон «О банках и банковской деятельности», в котором в ст. 2 говорится, что «Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков»8. Здесь стоит более подробно остановиться на определении «банковская система».

Проблема определения типа банков в рамках банковской системы особенно подробно проработана в трудах экономистов А.М. Тавасиева и Н.Д. Эриашвили. Они, во-первых, рассматривают банковскую систему как часть экономической системы страны, а во-вторых, как единую и целостную (взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию (функции).

Банковская система включает в себя все экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции. При этом каждый тип организаций, входящий в ее состав, проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности9.

Необходимо отметить, что к числу данных экономических организаций, которые вправе осуществлять банковские операции, можно отнести кредитные организации, к которым, в свою очередь, относятся банки и так называемые небанковские кредитные организации (НКО). «Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным выше Федеральным законом. Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции»10. Отличие небанковской кредитной организации от банка заключается в том, что для первой характерен неполный спектр банковских операций в отличие от второго. НКО в кредитной системе РФ узкоспециализированны: они существуют лишь в сфере расчетов. Российские НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях размещения от своего имени и за свой счет.

В рамках банковской системы обычно выделяются четыре укрупненных элемента системы, которые активно взаимодействуют, причем каждый из них выполняет свою особую функцию (функции), в результате чего реализуются все необходимые функции системы (схема).

Банковская система (схема)

В нашем исследовании мы будем рассматривать наиболее распространенный тип кредитной организации - коммерческий банк. Таким банком является «кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц»11.

Мы можем определить банк в целом как коммерческий в связи с тем, что по сложившейся в РФ терминологии это название всех банков, кроме Центрального банка РФ (который, в свою очередь, является контролирующим органом, напрямую не взаимодействующим с населением); основой для такого определения является признание банка коммерческой организацией по гражданскому законодательству.

Тем не менее нельзя не упомянуть про наличие такого типа коммерческого банка, в котором большая доля акций принадлежит государству. В целом можно сказать, что не существует существенных функциональных различий между банками с преобладающим

частным и государственным капиталом, за исключением некоторых аспектов:

- в государственных банках доминирующим пакетом акций владеет государство, что делает его более конкурентоспособным;

- только данные банки могут кредитовать компании с государственным долевым участием (к примеру, крупные государственные предприятия: Автоваз, Газпром и т. д.);

- государственные банки могут выступать в роли посредников в налаживании общей финансовой конъюнктуры в стране. К примеру, во время кризиса осени 2008 г. через данные банки государство выделяло денежные средства для поддержания ликвидности коммерческих банков.

Таковы базовые отличия банков с преобладающим частным и государственным капиталом. Следует отметить, что все эти типы банков управляются наемными управленцами - менеджментом. Характерным является и тот факт, что законодательство РФ не выделяет банки, находящиеся в государственной собственности, в качестве особой категории банков. То есть мы можем сказать, что коммерческий банк может подразделяться на два типа: с преобладающим государственным участием и с преобладающим частным капиталом.

В рамках приведенной классификации организаций банковской системы коммерческий банк может быть отнесен к числу кредитных банковских организаций, которые могут быть построены как на принципах частной собственности, так и на принципах организаций со смешанным или государственным капиталом. Банк этого типа относится к разряду сервисных деловых организаций, оказывающих широкий перечень финансовых услуг клиентам (кредитных, посреднических и других операций) на коммерческой основе и приносящий прибыль за счет их осуществления. При этом специфической чертой этой коммерческой сервисной организации является то, что она призвана делать деньги из денег.

Как видно из приведенного выше текста, представленные характеристики коммерческого банка, выделенные специалистами экономической, управленческой и юридической ориентаций, фиксируют внимание либо на специфике выполняемых организацией функций, либо на форме собственности, либо на юридических полномочиях этого типа организации. Однако за кадром остается представление о природе, строении, механизмах функционирования и развития организации. Очевидно, что эти черты коммерческого банка могут быть определены только в рамках организационной теории, и прежде всего той ее части, которую принято обозначать как социология организаций. Именно на этом основании мы

и попытаемся реконструировать специфические черты коммерческого банка как деловой организации.

Однако в процессе такой реконструкции у нас возникают определенные проблемы. Как мы помним, в первой части статьи нами была предпринята попытка воссоздания специфики банковской деятельности, а также функций, выполняемых коммерческим банком, с опорой на итоги многочисленных исследований, реально выполненных экономистами, специалистами в области финансового менеджмента, отдельными специалистами по экономической социологии. Исходя из обозначенных в начале статьи задач, было бы целесообразно попытаться реконструировать специфику коммерческого банка как особого типа деловой организации в той же логике, опираясь именно на итоги исследований коммерческих банков. Выполнение этой задачи в той же логике оказывается фактически невозможным. Дело в том, что, хотя современная организационная теория действительно опирается на многочисленные исследования разнотипных деловых организаций, исследования собственно банков (тем более одного из типов банков) как специфических деловых организаций крайне редки. В западной организационной науке они единичны, а в отечественной науке практически отсутствуют.

С учетом сказанного, в качестве основания для реконструкции специфики коммерческого банка мы попытаемся идентифицировать черты коммерческого банка с чертами деловых организаций, уже изученных в организационной науке. В принципе речь может идти об: а) выявлении некоторых сходных экономических, социальных и политических функций, выполняемых организациями этого типа; б) сходных бизнес-процессах и бизнес-технологиях; в) сходных чертах организационной структуры; в) сходных чертах системы управления организацией; г) сходных представлениях о внешней среде; д) сходном наборе используемых организационных ресурсов; е) сходных требованиях к персоналу; ж) сходной логике организационного развития; з) сходной логике работы организации с внешней средой и т. д. Некоторые из указанных черт коммерческого банка как специфической организации мы и попытаемся воссоздать во второй части данной статьи, опираясь на известные теоретические схемы функционирования и развития деловых организаций.

Рассмотрение данных проблем мы начнем с описания некоторых черт формирования внутренней среды этого типа организации и, прежде всего, ее структуры. Применительно к банкам, как специфическому типу деловых организаций, речь пойдет об их формировании.

При этом мы будем опираться на представления о природе, функциях, структуре, социальных функциях и логике организационных изменений деловых организаций, выработанные рядом отечественных ученых (Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин, А.И. Пригожин и В.В. Щербина, Е.П. Попова, В.Н. Ермолаев и др.), а также рядом зарубежных специалистов (Дж. Вудворд, Дж. Хиксон, Б. Хайнингс и Дж. Чайлд, Д. Катц и Р. Кан, П. Лоуренс, Дж. Лорш, Дж. Томпсон, Ф. Селзник, Г. Саймон и др.)12.

Отправной точкой для реконструкции природы и строения коммерческого банка мы считаем то, что он является одним из типов деловой организации. Поэтому мы считаем необходимым сначала обратиться к воссозданию общих черт любой деловой организации. Согласно этой логике, говоря о банке в широком смысле, мы будем рассматривать его (в том числе коммерческий) и как целевую общность (коллектив), и как социальный институт - систему воспроизводства и регуляции и социальных отношений (что предполагает выполнение определенного набора различных экономических, социальных функций по отношению к социуму)13.

Как уже говорилось выше, банк относится к числу деловых, коммерческих, сервисных организаций, действующих на рынке финансовых услуг и отличающихся:

- достаточно высоким уровнем неопределенности (высокая изменчивость и слабая предсказуемость вектора изменений);

- использованием в рамках ведения бизнеса особого типа координационных технологий - «посреднические технологии» (обеспечивающие задачу соединения и совмещения интересов разноориентированных клиентов, нуждающихся в финансовых услугах);

- работой в режиме так называемой избирательно открытой системы;

- решением на рынке финансовых услуг среднесрочных задач14.

Исходя из сказанного, можно легко воспроизвести некоторые

специфические черты, признаки строения и особенности функционирования таких организаций. Банк можно отнести к числу организаций, которые, начиная с работ Дж. Томпсона, принято обозначать как «сложные организации». Их специфическими чертами является то, что:

а) хотя банк сервисная организация и работает с клиентурой, приходящей извне, на рынке финансовых услуг, эта организация в то же время может быть охарактеризована как «частично или избирательно открытая система»;

б) в ней можно выделить два типа подразделений, которые различаются по известному критерию уровня «открытости» и «закры-

тости» организации (по факту, речь идет о степени влияния изменений в характеристиках внешней среды на поведение управленцев в организации)15. Первые - подразделения технического ядра, представители которых, работая с клиентами, не реагируют на изменения конъюнктуры рынка, они руководствуются инструкциями сверху, заданными правилами. То есть они работают в режиме модели закрытой системы. Вторые - представители буферных подразделений, деятельность которых напрямую ориентирована на работу с изменчивой внешней средой и связана с выстраиванием текущей политики и стратегии развития бизнеса. То есть их работа строится в рамках модели открытой системы.

Становится очевидным, что в рамках такой организации формируется как минимум два типа работников банка и как минимум два типа менеджеров, управляющих этой организацией16.

Определение в качестве ключевой проблемы, стоящей перед менеджерами организации такого типа, на рынке финансовых услуг заключается в проблеме снижения зависимости банка от клиентов, от поведения которых зависит получение доступа к главному организационному ресурсу - финансам. В соответствии с этим основной задачей менеджмента организации, предопределяющей логику ее развития, является расширение числа клиентов. В свете сказанного наиболее эффективной стратегией развития данной организации является создание многочисленных однотипных отделений и филиалов банка по принципу географической привязки. В соответствии с канонами организационного развития данное явление влечет за собой увеличение размера организации, рост структурной дифференциации и снижение зависимости от каждого клиента.

Среднесрочный характер решаемых банком задач в сочетании с обозначенной выше логикой развития организации формирует тип многосекционной организационной структуры, чертами которой являются такие признаки, как умеренная централизация управления; достаточно высокая автономия структурных подразделений; средний уровень структурной и профессиональной дифференциации; средний уровень стандартизации деятельности и средний уровень формализации документов17.

Другим основанием для идентификации организации является воссоздание специфики внешней среды как фактора, во многом предопределяющего специфику и условия жизнедеятельности любой деловой организации. Особый интерес к описанию специфики последней связан с тем, что само существование организации (не говоря уже о ее специфике) определяется тем, что представить себе ее жизнь без активного взаимодействия с окружением в принципе невозможно. Организационные

цели, стратегии, выпускаемые продукты и услуги, сырье, персонал, другие разнотипные ресурсы и т. д. заимствуются организацией из внешней среды. Потребители услуг организации, партнеры, конкуренты, надзирающие органы и т. д. тоже выступают элементами внешнего окружения.

Представляется очевидным, что состояние внешней среды - это важнейший фактор, предопределяющий саму возможность функционирования организации данного типа.

В соответствии с канонами общей организационной теории и социологии в наиболее широком смысле слова в качестве внешней среды организации принято рассматривать все, что не может быть рассмотрено в качестве самой организации18. Однако в практике управления и организационной теории такое определение внешней среды используется крайне редко, поскольку она здесь описывается как гетерогенная и сверхсложная система.

В процессе реконструкции мы будем опираться на серию более локальных, простых и взаимодополняющих друг друга моделей внешней среды, попытаемся опознать ее специфику для банка. В качестве базовых моделей внешней среды мы выделяем следующие: а) модель внешней среды как макроокружение; б) модель внешней среды как микроокружение (включая и целевое окружение); в) модель внешней среды как «кладовки ресурсов».

Анализируя модель внешней среды, именуемой макроокружением (применительно к специфике коммерческой банковской организации), можно сказать, что речь идет, во-первых, о правилах, законах, подзаконных актах, инструкциях, правительственных распоряжениях, регулирующих деятельность банковских коммерческих организаций на рынке финансовых банковских услуг; во-вторых, об организациях, контролирующих соблюдение этих законов и правил. Иными словами, рассматривая внешнюю среду коммерческого банка, мы имеем дело с важной сферой, где, во-первых, фиксируется свод государственных законов, подзаконных актов, инструкций и правил, регулирующих его деятельность; а во-вторых, с перечнем государственных и муниципальных органов, контролирующих их. Параметры данного типа окружения коммерческого банка (особенно в нашей стране) весьма динамичны и изменчивы и определяются проводимым государством политическим курсом, а также мировой и национальной конъюнктурой рынка финансов. Учет требований этой подсистемы очень важен для эффективной деятельности и выживания коммерческих банков.

Модель внешней среды как «кладовки ресурсов» тесно коррелирует с тем, что в экономической науке связывается с функционированием разнотипных рынков, открывающих доступ к разным

ресурсам, необходимым организации для ее нормальной жизнедеятельности (рынок финансовых услуг, рынок рабочей силы, рынок информации, рынок технологий и др.). С учетом профиля коммерческого банка как организации, делающей деньги из денег, главным ее ресурсом и одновременно продуктом деятельности является доступ к финансовым ресурсам и рынку финансовых услуг (который характеризуется достаточно высокой изменчивостью и слабой предсказуемостью). Однако этот тип рынка для данной организации не является единственным.

Следующая модель организационного окружения именуется «микроокружение». В данном случае речь идет о понимании внешней среды как совокупности разнотипных организаций, с которыми банк в той или иной степени вынужден считаться и вступать во взаимодействие для обеспечения своего выживания и эффективности. Сюда входит широкий спектр организаций от юридических и властных органов, центрального банка и налоговых органов до организаций клиентов, конкурентов и партнеров.

Еще одной моделью внешней среды организации, напрямую привязанной к деятельности данной организации на рынке финансовых услуг, является модель, именуемая окружением задачи или целевым окружением19. Последняя представляет собой наиболее значимую для организации часть микроокружения. Применительно к коммерческим организациям речь идет об организациях, которые, действуя на рынке финансовых услуг, либо контролируют доступ к наиболее значимым для организации ресурсам, либо претендуют на доступ к этому виду ресурсов, либо обеспечивают предоставление данной организации поставку этого вида ресурсов в обмен на финансовую услугу. Специфика этого типа окружения состоит в том, что отношения с этими организациями напрямую влияют на эффективность и выживание организации. Фактически, в нашем случае речь идет, прежде всего, о клиентах и банках-конкурентах. Несмотря на то что отношение банков с другими организациями этой сферы окружения часто строятся на договорной основе, оно тесно связано с состоянием и конъюнктурой рынков (прежде всего рынка финансовых услуг).

Представляется, что, опираясь на теоретические положения экономической социологии и теоретические положения социологии организаций, нам в целом удалось воссоздать специфику коммерческой организации и ее основных черт, соединив представления экономистов и юристов о специфике банковской деятельности с положениями, выдвинутыми специалистами в области организационной теории.

Примечания

1 Казимагомедова А.А. Организация денежно-кредитного регулирования. М.: Финансы и статистика, 2001. 271 с.; Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: Антидор, 1998. 319 с.

2 Трайнев В.А. Менеджмент: управление и организация кредитной и инвестиционной деятельности коммерческого банка. М.: МАНИПТ, 1998. 224 с.; Лобанова Т.Н. Банки: организация и персонал. М.: БДЦ-Пресс, 2004. 448 с. Пещанская И. Организация деятельности коммерческого банка. М.: ИНФРА-М, 2001. 320 с.

3 См.: Щербина В.В. Социология организаций // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 116-125.

4 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2007. С. 154; Мишкин Ф.C. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. 7-е изд. М.: Вильямс, 2006. С. 880; Тен В.В., Герасимов Б.И. Экономические основы стабильности банковской системы России. Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2001. С. 7.

5 Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 176; Балабанова И.Т. Банковское дело. СПб., 2001. С. 11.

6 Иода Е.В., Унанян И.Р. Основы организации деятельности коммерческого банка. Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2003. С. 4; Жуков И.Ф. Банки и банковские операции. М.: ЮНИТИ, 1997. С. 117.

7 Свиридов О.Ю. Банковское дело. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. С. 51.

8 Закон «О банках и банковской деятельности». № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.

9 Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 15.

10 Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 108.

11 Там же.

12 Гвишиани Д.М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2007. 672 с.; Катц Д., Кан Р. Социальная психология организаций. Киев, 1993; Пью Д., Хик-сон Д. Исследователи об организациях: Хрестоматия. М.: Линк, 1997. С. 37; Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М.: ИНФРА-М 2000. 264 с.

13 Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: ИНТЕР-ПРАКС, 1995. С. 73; Лапин Н.И. Проблемы социального анализа орга-

низационных систем // Вопросы философии. 1974. № 7; Щербина В.В. Социальные теории организации. С. 132-134.

14 Щербина В.В. Классические теоретические модели организационного развития как ориентиры диагностики организаций // ЛКО. 2010. Т. XII. Вып. 1-2 (53-56); Пью Д., Хиксон Д. Указ. соч. С. 65-71.

15 Катц Д., Кан Р. Социальная психология организаций.

16 Щербина В.В. Классические теоретические модели организационного развития.

17 Пью Д., Хиксон Д. Указ. соч. С. 65-71.

18 Щербина В.В. Социальные теории организации. С. 28-31.

19 Там же. С. 215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.