Научная статья на тему 'КОММЕНТИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

КОММЕНТИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
410
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / КОММЕНТИРОВАНИЕ ТЕКСТА / РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ / THE RUSSIAN LANGUAGE OLYMPIAD / COMMENTING ON THE TEXT / AROUSING INTEREST IN LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белкина Юлия Алексеевна

Автор статьи обосновывает значимость организации комментирования текстов на древнерусском языке («Остромирово Евангелие», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Домострой») в процессе подготовки школьников 9-11 классов к олимпиаде по русскому языку и делится опытом такой работы. Типология заданий по русскому языку определяется в зависимости от направления анализа (от того, что «дано», к тому, что нужно «найти» или «доказать»). Приводятся примеры типовых заданий, направленных на обучение школьников анализу архаичного текста в рамках занятий по подготовке к олимпиаде. Автор подчеркивает, что школьное комментирование имеет иную цель, чем комментирование текста в вузе, - это прежде всего развитие интереса к русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIVING A COMMENT ON A TEXT IN THE OLD SLAVIC LANGUAGE AS PART OF TRAINING SCHOOLCHILDREN FOR THE RUSSIAN LANGUAGE OLYMPIAD (SHARING THE EXPERIENCE)

The author of the article proves the importance of commenting on texts in the old Slavic language (“The Ostromir Gospels”, “Vladimir Monomakh’s Instruction”, “The Tale of Igor’s Campaign”, “Zadonshchina”, “Domostroy”) in the process of their training for the Russian language Olympiad and shares her own experience. The typology of the assignments comes from the analysis aspect (from what is given to what is to be found out or proved). The examples of the tasks aimed at teaching schoolchildren how to analyze archaic texts when training them for the Olympiad are given. The author emphasizes that the goal in that case is different from commenting such texts at the university. This is arousing schoolchildren’s interest in learning the Russian language.

Текст научной работы на тему «КОММЕНТИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Актуальные вопросы методики обучения русскому языку

Ohallenging Issues in the Russian Language Teaching Methodology

УДК 81-139

КОММЕНТИРОВАНИЕ ТЕКСТА НА СТАРОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(из опыта работы)

GIVING A COMMENT ON A TEXT IN THE OLD SLAVIC LANGUAGE AS PART OF TRAINING SCHOOLCHILDREN FOR THE RUSSIAN LANGUAGE OLYMPIAD

(sharing the experience)

© 2019

Ю.А. Белкина J.A. Belkina

Автор статьи обосновывает значимость организации комментирования текстов на древнерусском языке («Остромирово Евангелие», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Домострой») в процессе подготовки школьников 9-11 классов к олимпиаде по русскому языку и делится опытом такой работы. Типология заданий по русскому языку определяется в зависимости от направления анализа (от того, что «дано», к тому, что нужно «найти» или «доказать»). Приводятся примеры типовых заданий, направленных на обучение школьников анализу архаичного текста в рамках занятий по подготовке к олимпиаде. Автор подчеркивает, что школьное комментирование имеет иную цель, чем комментирование текста в вузе, - это прежде всего развитие интереса к русскому языку.

Ключевые слова: олимпиада по русскому языку; комментирование текста; развитие интереса к русскому

языку.

The author of the article proves the importance of commenting on texts in the old Slavic language ("The Ostro-mir Gospels", "Vladimir Monomakh's Instruction", "The Tale of Igor's Campaign", "Zadonshchina", "Domostroy") in the process of their training for the Russian language Olympiad and shares her own experience. The typology of the assignments comes from the analysis aspect (from what is given to what is to be found out or proved). The examples of the tasks aimed at teaching schoolchildren how to analyze archaic texts when training them for the Olympiad are given. The author emphasizes that the goal in that case is different from commenting such texts at the university. This is arousing schoolchildren's interest in learning the Russian language.

Keywords: the Russian language Olympiad; commenting on the text; arousing interest in learning the Russian language.

Современная олимпиада по русскому языку ставит своей задачей развитие интереса к языку, расширение лингвистического и культурологического кругозора и углубление знаний в различных областях лингвистики [1-3].

Этими задачами обусловлен характер предлагаемых заданий: они ориентированы не только на выявление фактических знаний по всем разделам русского языка в пределах

школьной программы, но и на установление степени самостоятельности мышления и начитанности учащихся, на определение уровня их творческих способностей. Поэтому большое место в комплектах занимают задания, требующие сообразительности, догадливости, языковой рефлексии, умения самостоятельно описать и классифицировать языковые факты. Основное место среди них занимают задания по этимологии, истории языка,

Ю.А. Белкина

а также задания творческого характера, связанные с различными аспектами анализа текста.

Рассмотрим задания по тексту, предлагавшиеся с 2000-го по 2012 годы в олимпиадах по русскому языку (в том числе и всероссийского уровня), исходя из опыта подготовки автором статьи школьников к данным олимпиадам.

Возможны задания по тексту следующих типов:

- «Напишите сочинение-миниатюру на лингвистическую тему»;

- «Определите стилевую принадлежность фрагмента текста»;

- «Переведите на современный язык следующие фрагменты русских летописей...»

Укажем, что критерии оценивания заданий нацелены на определение наличия у учащихся языкового чутья и умения наблюдать за языковым явлением. Именно такие навыки требовались при выполнении комментария к архаичному тексту, а вовсе не вузовские знания в области древнерусского или старославянского языков.

В зависимости от направления анализа (от того, что «дано», к тому, что нужно «найти» или «доказать») эти задания можно распределить на несколько групп.

1. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление; требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, обеспечивающего правильное понимание текста.

2. От языка к тексту. Здесь моделируется активная речевая деятельность, то есть процесс письма с целью выражения и сообщения мысли. Исходным условием являются правила, закономерности языка, свойства языковых единиц. Требуется применить эти сведения к анализу предложенных фактов речи.

3. От языковых фактов к системе языка. Эту группу представляют довольно раз-

нородные задания структурно-лингвистического характера, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять соответствующий условиям текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода к материалу. Необходимо показать понимание системных связей как на одном уровне языковой системы, так и межу-ровневых.

Опыт автора, на протяжении 15 лет готовящего к олимпиадам учащихся 9 и 11 классов, позволяет назвать наиболее часто встречающиеся тексты, фрагменты которых предлагаются: «Остромирово Евангелие», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Домострой».

Предлагаем вашему вниманию апробированную и результативную методику работы по комментированию текста. Рассмотрим ее на примере работы с текстом «Остромирова Евангелия» (в разные годы для анализа предлагались самые разные его фрагменты).

1. Прочтение текста и попытка первичного его перевода школьниками позволяет оценить уровень их готовности к подобной работе и построить индивидуальный образовательный маршрут для каждого участника олимпиады.

2. Прослушивание информации о данном тексте (рассказ учителя с презентацией).

3. Чтение фрагмента текста школьниками и создание с помощью преподавателя его перевода на современный русский язык.

4. Предъявление эталонного перевода (выведение его на экран). Выявление расхождений между переводами школьников и эталонным, их комментирование.

5. Беседа по тексту, основой которой являются следующие вопросы:

- Как вы объясните название текста?

- Какие сведения о создании текста содержатся в исторических источниках?

- Кто подготовил первое научное издание данного текста?

Комментирование текста на старославянском языке как часть подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку

- Каковы особенности структуры рассматриваемого текста в целом и предлагаемого для анализа отрывка в частности?

6. Выполнение заданий по тексту фрагмента, например:

- С помощью толковых словарей русского языка установите лексические значения слов, неясных при первом прочтении текста.

- При помощи этимологического словаря объясните происхождение этих слов.

Работа со словарями и неоднократное вдумчивое прочтение предлагаемого отрывка позволит обучающимся соотнести факты

архаичного текста и его перевода на современный русский язык.

На наш взгляд, предлагаемые вопросы и задания к фрагментам текстов направлены на научение школьников объяснять изменения в истории русских слов и словоформ, свободно пользоваться приёмами анализа, сравнения и обобщения данных, полученных из нескольких источников. Также предлагаемые задания позволяют учащимся самостоятельно изучить те вопросы, которые вызвали у них особый интерес, что немаловажно при подготовке к олимпиаде по предмету.

* * *

1. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. М. : Айрис-пресс, 2006. 160 с.

2. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 учебном году по русскому языку. URL: http://www.rosolymp.ru/?Itemid=6877&option=com_xmap&sitemap=1 (дата обращения 12.02.2018).

3. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе (Из опыта работы учителей русского языка и литературы) / сост.: Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова. 2-е изд., доп. Казань : ИРО РТ, 2017. 295 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.