Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.
№ 81. С. 56-67.
Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 81. pp. 56-67.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Научная статья УДК 1(091)
doi: 10.17223/1998863Х/81/6
«КОММЕНТАРИЙ НА „СОН СЦИПИОНА"» МАКРОБИЯ: ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ ЦИЦЕРОНА В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ
Михаил Анатольевич Корниенко
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия,
mkornienko1@gmail. com
Аннотация. В статье изложен опыт прочтения, представленный в социнении Макро-бия «Комментарий на „Сон Сципиона"». Показано, что на исходе античности платоническая традиция стала тем плавильным котлом, в котором соединились лучшие достижения эллинистической мысли. Раскрыты особенности комментария Макробия. Показано, как, используя метод комментария, автор обосновывает положения неоплатонизма, в своей совокупности формирующие взгляд на душу и универсум в эпоху поздней античности.
Ключевые слова: комментарий, античность, неоплатонизм, натурфилософия, «Бог -Ум - Мировая душа», сон, добродетели, бессмертие души
Для цитирования: Корниенко М.А. «Комментарий на „Сон Сципиона"» Макробия: опыт прочтения Цицерона в эпоху поздней античности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 81. С. 56-67. doi: 10.17223/1998863Х/81/6
HISTORY OF PHILOSOPHY
Original article
"COMMENTARY ON THE DREAM OF SCIPIO" BY MACROBIUS: AN EXPERIENCE OF READING CICERO IN LATE ANTIQUITY
Mikhail A. Kornienko
National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, mkornienko1@gmail. com
Abstract. The article describes the experience of reading "The Dream of Scipio" - a fragment of the sixth part of Cicero's treatise "On the Commonwealth". The commentary was written by the famous grammarian of late antiquity Macrobius. It is shown how, using the commentary method, Macrobius substantiates the provisions of Neoplatonism, which together form the vector of analysis of the soul and the universe in the era of late antiquity. The commentary is constructed by referring to the triad "God - Mind - Soul". Like Aristotle, Macrobius divides philosophy into ethical, natural, and rational. The article shows how an idea of the universe is formed through reference to each of these parts. Macrobius' natural philosophy is inextricably linked with ethics: "We have a common mind with the stars"; the
© Корниенко М.А., 2024
immortal soul is a particle of the cosmos; virtues are similar to the virtues of the divine Mind. The specificity of the picture of the world in Macrobius's "Commentary on the Dream of Scipio" is defined as follows: the ethical component of the picture of the world includes the idea of the transcendence of the soul, the idea of the descent of the soul into the body, the idea of the immanence of the soul. The natural part of the picture of the world includes the idea of the Demiurge, the idea of the World Soul. The rational segment of the picture of the world is formed on the idea of three natures: God (the One), Mind, and the World Soul. As shown in the "Commentary", the world is a collection of numerical relations; natural is the death in which the end of the body is brought about by the "exhaustion of its numbers"; the soul is a "self-moving number". The soul is not only immortal, it is God. The central place in Macrobius' "Commentary" is occupied by the doctrine of virtues. Their structure is considered; Based on the analysis of the totality of virtues, the "Commentary" concludes that the true reward for fulfilled virtues is a heavenly reward: those who preserved the fatherland are assigned a clearly defined place in heaven. This is the Milky Circle ("It streams everywhere the light called the Milky Way" - "lactea lumen habet"), the blessed enjoy endless life there.
Keywords: commentary, antiquity, Neoplatonism, natural philosophy, "God - Mind - World Soul", sleep, virtues, immortality of soul
For citation: Kornienko, M.A. (2024) "Commentary On the Dream of Scipio" by Macrobius: an experience of reading Cicero in late antiquity. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Filosofya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 81. pp. 56-67. (In Russian). doi: 10.17223/ 1998863Х/81/6
В эпоху поздней античности происходит постепенное угасание ее ведущих философских школ, и в римской философии интерес мыслителей смещается от натурфилософских в сторону этических проблем. В этот период римская философия скорее подчинена жизненно-практическим задачам, среди которых - воспитание этических добродетелей. Платоническая традиция на исходе античности стала тем плавильным котлом, в котором соединились воедино лучшие достижения эллинистической мысли. Если же говорить о латинском неоплатонизме, то именно выполненные на этапе поздней античности переводы с греческого на латынь и комментарии к этим переводам проложили тот путь, благодаря которому античная философия пришла в средние века.
Одним из неоплатонических литературных памятников того времени является комментарий Макробия к шестой книге трактата Цицерона «О государстве» («De republica», около 53 г. до н.э.), которая включает в себя фрагмент, именуемый «Сон Сципиона». В настоящей статье автор предполагает рассмотреть особенности неоплатонического подхода Макробия к этическим проблемам, поставленным в тексте Цицерона, раскрыть специфику опыта прочтения Макробием «Сна Сципиона».
В «Комментарии» Макробия помимо трактата «О государстве» были использованы и иные произведения Цицерона, в которых изображено идеальное государство - римское государство в эпоху его процветания. В тексте Макробий обращается к переписке оратора (сегодня сохранено 864 письма), представляющей собой особый род писательской деятельности Цицерона, к сохранившимся отрывкам отдельных его трудов («De jure civili» («О гражданском праве»), «Timaeus» («Тимей»), «De gloria» («О славе» - это произведение было известно Петрарке)). Вероятно, Макробий знал и шестикнижие Цицерона «De Finibus Bonorum et Malorum» («О пределах Блага и Зла»), в котором изложено учение о высшем благе и о цели жизни человека, дано
опровержение позиции эпикурейцев, доказано единомыслие в этих вопросах стоиков и перипатетиков [1—3]. Макробий пишет о том, что Цицерон «рассеивает семена проблем»; обращаясь к этим проблемам, Макробий и пытается, используя метод комментария, обосновать положения неоплатонизма, в своей совокупности представляющие взгляд на душу и мироздание.
«Комментарий на „Сон Сципиона"», написанный Макробием в период 435-445 гг., замышлялся предположительно как учебное пособие для его сына Евстахия (Р1ойпш Eustathius): отец называет 10-11-летнего мальчика по имени, обращается к нему со словами «свет мой», «услада и гордость моей жизни», перемежает текст шутками, ориентированными на восприятие их ребенком. Просопографический анализ, выполненный М.С. Петровой [4, 5], результатом которого является выстроенная последовательность «отец - сын -внук», позволяет сделать вывод, что префектом города был Евстафий - сын Макробия.
Известно, что о жизни Макробия не сохранилось документальных свидетельств, но благодаря просопографическому материалу исследователи имели возможность восстановить основные этапы его биографии. Рожденный в Северной Африке около 390 г., Макробий имел аристократическое происхождение и был выходцем из латинской семьи с греческими корнями, что и послужило причиной того, что при рождении к имени Макробий было добавлено греческое имя Амвросий Феодосий. Макробий происходил из провинций, где говорили на греческом языке. Не вызывает сомнения и его принадлежность к сенаторскому роду (аристократические круги Претекстата и Симмаха). Макробий, титул которого звучал как «муж светлейший и сиятельный», занимал высокое положение в обществе и, вероятнее всего, был префектом претории в Италии (430 г.) [4, 5]. Из творческого наследия Мак-робия сохранились лишь три работы, время создания которых относится к первой половине V в. В их число входят «О различиях и сходствах греческого и латинского глаголов» (425 г.), «Сатурналии» (431 г.), «Комментарий на „Сон Сципиона"» (около 440 г.) [6, 7]. Причем сочинение «О различиях и сходствах греческого и латинского глаголов» (<Юе diffentiis et sosietatibus graesi latinique verЫ») дошло до нас лишь в извлечении Иоанна Скота, датируемом IX в. Христианская рецепция Макробия начата во время Каролингов (причины этого детально проанализированы Э. Жильсоном [8]). В работах Макробия «Комментарий на „Сон Сципиона"» и «Сатурналии» логика решения натурфилософских проблем выстроена с ориентацией на понимание Универсума представителями платонической традиции.
В натурфилософском «Комментарии на „Сон Сципиона"» Макробий излагает взгляд на Универсум и последовательно рассматривает космографию трех школ платонизма [9]. Согласно представлениям первой школы, мир разделен на две части. Одна его часть (неизменная, или действующая) простирается от сферы Апланес до лунной сферы. Другая часть (изменяемая, или «претерпевающая», бренное бытие) простирается от Луны до Земли, где Луна выступает в качестве границы; ниже этой границы пребывает природа смертного. Согласно представлениям второй школы, существует соответствие планетарных сфер и четырех элементов; подлунное царство заключает в себе землю, воду, воздух, огонь. Выше располагаются те же элементы, но более чистой природы. Согласно представлениям третьей платонической школы,
мир поделен на две части, но его границы расположены иначе. В то время как к неподвижной части относится лишь небо (Апланес), к другой части отнесены остальные семь сфер («блуждающие») и подлунный мир. Этой последней натурфилософской концепции Макробий отдает предпочтение.
Каковы основные черты натурфилософской концепции мироздания, изложенной Макробием в «Комментарии на „Сон Сципиона"»? Рассуждение Макробия строится посредством обращения к триаде Бог - Ум - Душа. Автор пишет о свойствах мировой души, небесных телах, планетарных сферах, рассматривает вопрос о трех родах земных тел, включающих разумных и неразумных животных, а также растения. Подобно Аристотелю, Макробий подразделяет философию на этическую, естественную и рациональную части: по мнению автора, этическая философия обучает «отточенному совершенству нравов», естественная акцентирует внимание на божественных телах (звездах, планетах), рациональная говорит о бестелесном, что способен объять лишь ум. Этическая часть картины мира (или учение о человеческой душе и теле) включает в себя идею трансцендентности души по отношению к телу, идею нисхождения души в тело и идею имманентности души. Естественная часть картины мира включает в себя идею Демиурга, идею Мировой души, идею отношения Демиурга к Мировой душе. Рациональная картина мира строится на представлении о трех природах, где первая природа - Бог или единое, вторая природа - ум, а третья - Мировая душа. Макробий отмечает, что philosophia naturalis включает в себя главы, в которых говорится о размерах небесных сфер, о созвездиях, о Солнце, о Земле и Океане. Примечательно, что натурфилософия Макробия неразрывно связана, прежде всего, с этикой, и следствием этого становится учение о добродетелях. Как пишет Макробий, «ум у нас общий со звездами», наша бессмертная душа - частица космоса, а добродетели подобны добродетелям божественного Ума.
В системе мироздания, изложенной Макробием, человек наделяется особой исключительностью и, подобно небу и звездам, обладает связью с высшим Умом. Ссылаясь в своих рассуждениях на философов прошлого, Макро-бий использует концепцию микрокосма и макрокосма. Бессмертной Душе отводится та же роль в управлении телом, что и Богу в управлении миром, таким образом, Душа имеет не просто божественную природу, но и является Богом. Согласно Макробию, смерти нет, в конечном итоге все возвращается к первоэлементам и началам.
Концепция Макробия строится на множестве источников, которое включает труды Порфирия, Плотина, Платона, Плутарха, Ямвлиха, Аристотеля, Нумения. Как отмечает М.С. Петрова, «.. .для образованных римлян V-VI вв. не существовало недостатка в греческих философских текстах. часто именно в этих латинских работах сохранились параллели с современными им греческими сочинениями, позволяющие предположить наличие некоего общего греческого источника» [10. С. 30]. В случае с Макробием - это аллегорическое толкование гомеровской золотой цепи, соединяющей небо и Землю и протянутой Зевсом, толкование, встречаемое и в комментариях Прокла к «Тимею» Платона: видимая вселенная является храмом для умопостигаемого Бога, человеку в этом храме надлежит жить подобно жрецу, совершающему религиозный обряд.
Наиболее полно натурфилософская концепция Макробия раскрывается в «Комментарии на „Сон Сципиона"», произведении, где автор философски осмысливает фрагмент текста, представленный в VI книге трактата «О государстве» («De re publica») Цицерона [1]. В повествовании, которое Цицерон развертывает во фрагменте, посвященном сну Сципиона, принимают участие следующие действующие лица: Публий Корнелий Сципион Африканский Старший (235-183 гг. до н.э.), Публий Корнелий Сципион Эмилиан Африканский Ну-мантинский (185-129 гг. до н.э.), усыновленный старшим сыном Сципиона Старшего Луцием Эмилием Павлом, также являющимся персонажем сна.
Корнелии (лат. Cornelii) представляли собой знатный род Рима, в котором можно выделить две ветви - плебеев и патрициев. Старшая патрицианская ветвь Малугиненсиев к пятому веку постепенно утратила свое значение. Выдающимися представителями этой фамилии были Сципионы. Название «Сципионы» происходит от scipio (посох). Известно, что представителей рода Корнелиев нарекли Сципионами, так как один из них сопровождал своего слепого отца, опиравшегося на посох (pro baculo regebat).
Публий Корнелий Сципион Африканский Старший - дед Сципиона Младшего, не родной, но по усыновлению. Участвовал во 2-й Пунической войне, занимал должность проконсула Испании и верховного командующего; после того как карфагеняне были изгнаны из Испании, занял должность консула. Получил прозвище «Африканский Старший», так как осуществлял руководство высадкой римлян в Африке. Позднее выполнял обязанности цензора, принцепса сената и повторно был избран на должность консула. Осуществлял жертвоприношение богам, являясь жрецом-салием, о чем свидетельствуют Полибий и Тит Ливий.
Публий Корнелий Сципион Эмилиан Африканский, усыновленный Луцием Эмилием Павлом, старшим сыном Сципиона Старшего, участвовал в 3-й Пунической войне и взятии Карфагена. Дважды избирался консулом. Во время второго консульства руководил войском при взятии испанского города Нуманции, после взятия и разрушения которого получил прозвище Ну-мантинский.
Во фрагменте VI книги трактата Цицерона, посвященном сну Сципиона, Сципион Младший видит во сне своего деда Сципиона Старшего, который предсказывает внуку как скорую победу, так и близкую смерть. Дед вдохновляет внука на победу и показывает ему с высот Карфаген, который будет разрушен Сципионом Младшим. Сципион Старший рассказывает внуку о том, что высшее божество (princeps deus) вознаграждает тех, кто хорошо послужил отчизне, а их души впоследствии обретают блаженную жизнь. Обителью для таких душ становится Млечный Путь («Млечный круг», Галаксия). Обращаясь к внуку, Сципион Старший назидательно произносит: «...знай, Публий Африканский, дабы тем решительнее защищать дело государства (rem publicam): всем тем, кто сохранил отечество, помог ему, расширил его пределы, назначено определенное место на небе, чтобы они, блаженные (beati), наслаждались там вечной жизнью. Ибо ничто так не угодно высшему божеству (illi principi deo), правящему всем миром, во всяком случае из происходящего на Земле, - как собрания и объединения людей, связанные правом (iure), что называется государством (civitates). Их правители и охранители, отсюда отправившись, сюда же и возвращаются» [1. С. 83].
Вращение девяти небесных сфер, на высшей из которых пребывает божество Princeps deus, порождает вселенскую гармонию, не замечаемую простыми смертными, подобно тому, как живущим на порогах Нила не слышен шум вод. По утверждению Макробия, из трех первоначал высшим является Первоединый, Бог, находящийся за пределом умопостигаемого, на вершине иерархии сущностей; Бог - первопричина сущего. Бог порождает Ум, который является совершенным подобием создателя; Ум, в свою очередь, порождает Душу. Возникает триада (Бог - Ум - Душа). В этой последовательности заключена иерархия, где Бог является первым началом, Ум - вторым, а Душа -третьим. В своем комментарии Макробий употребляет по отношению к Богу такие имена, как первопричина, Единое, первоединое, высший бог, Благо, Бог, первый из всех, единственный, единица. В отличие от предыдущих представителей платонической традиции, Макробий относит Бога не к естественной философии, а к рациональной. Следует отметить, что употребление по отношению к Богу таких имен, как «благо», «единое», «высший бог» является в платонической традиции распространенным.
В натурфилософской картине мира Макробия Бог как первоначало находится за пределами познания. Макробий придает этому утверждению следующие основания: Бог непостижим мыслью; Бог окружен тем, что превосходит как человеческую речь, так и мысль. Макробий также указывает, что человек не обладает достаточной силой для познания Бога. Первоначало у Макробия не только трансцендентно по отношению к тварному миру, но и связано с ним. Первоначало является причиной всего, все тварное ему со-причастно. Обладая беспредельным могуществом, первоначало порождает сущее: создает Ум и Мировую душу. Сохраняя свою сущность неизменной, первоначало имманентно присутствует во всем сущем. Первоначало у Мак-робия всегда целостно, неделимо и непрерывно в своем могуществе.
Второе начало, Ум, Макробий описывает по-разному. Ум является порождением Бога и, взирая на своего создателя, сохраняет полное его подобие. Заключая в себе два аспекта, Ум обращен в равной степени как к Единому, так и к Душе. Будучи обращен к низшему (к Душе), Ум порождает совершенные прообразы вещей, или «идеи», и, создавая их бесконечное множество, сам не поддается исчислению. Когда же Ум обращается к высшему, он порождает Мировую душу, и таким образом Душа обретает от Ума разумное начало.
В описании Мировой души у Макробия находим утверждение: Душа происходит от Ума и, всматриваясь в своего создателя, облачается в него. Природа Мировой души обладает как высшими, так и низшими проявлениями. Подобно Уму, Мировая душа представляет собой единицу, или монаду, она бестелесна и бессмертна, что и составляет совокупность ее высших проявлений. Низшим проявлением Мировой души является то, что из нее происходят все души. Описывая процесс создания душою тел, Макробий пишет, что душа порождает тело, сама же остается бестелесной; душа является источником жизни для всех живых существ; душа правит тем телом, которое она одушевляет. Таким образом, три первоначала (Бог - Ум - Мировая душа) выступают как фундаментальное основание картины мира Макробия.
Сфера естественной философии, выделяемая Макробием, подразумевает изучение небесных тел и планет, которые автор именует божественными [9].
Эта сфера включает в себя изучение и тех причин, которые порождают само движение небесных тел и планет. Причинами движения космоса являются Демиург и Мировая душа. Рассмотрим эти причины подробнее. В тексте «Комментария» встречаются упоминания о боге-создателе, творце мировой массы, устроителе всего. И то, что Макробий ссылается на диалоги Платона, вероятнее всего, указывает: это Демиург из платоновского диалога «Тимей» [11].
В рассуждениях Макробия о Мировой душе (mundi anima, anima mundana) также содержатся явные указания на то, что он говорит о Мировой душе, упоминаемой в диалоге «Тимей». Говоря о трех первоначалах, Макробий проводит параллель между словами Вергилия о «наделении мира душой» («mundo animam dedit») и образом гомеровской золотой цепи, свисающей с неба: «.из высшего Бога возникает Ум, из Ума - Душа, а Душа создает и наполняет жизнью все последующее, и одно блистание озаряет все и проявляется повсюду, как одно лицо во многих, поставленных в ряд зеркалах; все следует друг за другом в непрерывной последовательности, вырождаясь по мере движения вниз. Внимательному наблюдателю откроется, что от высшего Бога до последнего осадка вещей тянется, сплетаемая воедино взаимными узами, нигде не разрушаемая связь. Это и есть золотая цепь Гомера, которую Бог приказал свесить с неба на землю» [10. С. 31]. Мировая душа у Макробия обладает числовой структурой. Представление мира как числовых отношений Макробий видит в той разновидности платонизма, где мир поделен на три четверки элементов. В первой из этих четверок - земля, вода, воздух и огонь; вторая содержит элементы более чистой природы: в составе второй четверки - Луна, называемая «эфирной землей», водой здесь является сфера Меркурия, воздух представлен сферой Венеры, огонь - Солнцем. В третьей четверке - сфера огня (Марс), воздуха (Юпитер), воды (Сатурн), земли, где находятся Елисейские поля, место обитания чистых душ. Душа, «высылаемая» в тело, проходит через три ряда элементов, - это тройная смерть души, «вталкиваемой» в тело (см. об этом в «Комментарии на „Сон Сципиона"», перевод М.С. Петровой [10. С. 225]). Для сочетания души с телами существует определенное и установленное отношение чисел: «Пока эти числа сохраняются, тело продолжает быть одушевленным, когда же они иссякают, то тайная сила, которой поддерживалась связь, немедленно ослабевает, и это то, что мы называем судьбой или предначертанным временем жизни. сама душа не иссякает, поскольку она бессмертна и неугасима, но тело, после того, как числа исполнятся, распадается» [10. С. 237]. Подлинно естественна та смерть, в которой конец телу приносит «иссякновение его чисел», душа -«самодвижущееся число».
В своих рассуждениях Макробий связывает Демиурга и высшую часть Мировой души. К космологическим функциям высшей части Мировой души относятся следующие:
• душа, создав прежде всего небесные тела, - небо и звезды, - наделила их божественным умом;
• из всего живого на земле лишь человек, подобно небу и звездам, имеет связь с божественным умом или духом. Человек одушевлен той же частью Мировой души, посредством которой были одушевлены небо и звезды. Это та часть Мировой души, которая являет собой так называемый чистый ум.
Космологическая функция низшей части Мировой души заключается в том, что душа, последовательно проходя планетарные сферы, приобретает качества, каждое из которых соответствует своей определенной планетарной сфере: сфере Сатурна соответствуют рассудочное и умозрительное начала, сфере Юпитера - деятельное начало, сфере Марса - яростное начало, или мужество, сфере Солнца - чувственное и иммагинативное начало, сфере Венеры - вожделеющее начало, сфере Меркурия - истолковывающее начало. Сфера Луны создает растительное начало - способность сеять тела и давать им расти. Это низшая из божественных функций и высшая из телесных. Таким образом, Макробий утверждает, что низшие способности человеческой души обретаются ею от небесных тел.
Согласно Макробию, этика определяется как исследование «высшего совершенства нравов и обучение морали этической философии». Центральное место в этической философии Макробия занимает учение о добродетелях. Рассуждения о добродетелях Макробий начинает с рассмотрения фрагмента текста Цицерона. В этом фрагменте Сципион отвечает Лелию на вопрос, что является истинной наградой за добродетели: «хотя для мудрецов высочайшей наградой за добродетель является само сознание совершенных ими выдающихся деяний, однако упомянутая божественная добродетель желает не статуй, скрепленных свинцом, и не триумфов, с их быстро засыхающими лавровыми венками, но наград другого рода - непреходящих и неувядающих» [1. С. 80].
Воспоминания о встрече с Лелием побуждают Сципиона к пересказу сна, который он до этого момента хранил в тайне. Во сне, который пересказывает Сципион, дед, обращаясь к своему внуку, произносит следующие слова о небесной награде: «.. .всем тем, кто сохранил отечество, помог ему, расширил его пределы, отведено на небе четко определенное место, где блаженные наслаждаются нескончаемой жизнью. Такая жизнь - путь на него и к сонму людей, которые уже закончили свою жизнь и, освободившись от своего тела, обитают в том месте, которое ты видишь» [1. С. 84]. В этом фрагменте Сципион Старший говорит о Млечном пути, что подтверждается другим фрагментом в начале повествования Сципиона Младшего, - «.при этом с какого-то высоко вознесенного и полного звезд, сияющего и светлого места показал мне Карфаген. это был тот светлый круг, выделявшийся ярчайшим блеском средь прочих огней, который вы, следуя примеру греков, называете Млечным кругом. С того места все, что я созерцал, представилось мне прекрасным и изумительным» [1. С. 84].
Макробий, комментируя сон Сципиона, пишет о том, что лишь добродетели способны сделать человека блаженным, и не существует никакого иного способа достижения этого состояния. Макробий последовательно относит добродетели к категориям в соответствии с их свойствами. Свойство благоразумия определяется автором следующим образом: пребывая в созерцании божественного, презирать мир и все, что ему присуще; свойство умеренности определяется как необходимость оставить (насколько это возможно) все, что связано с потребностями тела. Свойство мужества определяется как способность души не чувствовать страха по мере восхождения к высшему. Наконец, свойство справедливости заключается в том, что возможен лишь путь полного следования добродетелям. Макробий обращается к тому распределению добродетелей, которое было осуществлено Плотином в его работе «О добро-
детелях» [12]. Он указывает на то, что Плотин классифицирует добродетели согласно их истинному и природному разделению. Вслед за Плотином Мак-робий говорит о том, что существует четыре рода четырех добродетелей: 1) гражданские; 2) очищающие; 3) добродетели очищенного духа; 4) добродетели-образцы. Добродетели, будучи осуществленными, делают человека блаженным. Человек, являясь частью общества, должен обладать гражданскими добродетелями. Тот, кто обладает гражданскими добродетелями, проявляет заботу о государстве, чтит родителей, заботится о близких, защищает города, оберегает сограждан и, благодаря личным добродетелям, подчиняет их справедливому милосердию. Макробий определяет и свойства, присущие гражданским добродетелям: свойство гражданского благоразумия (которому соответствуют ум, разум, осмотрительность, предвидение и осторожность); свойство гражданского мужества (для него характерно удерживать дух превыше страха опасности, бояться только бесчестья, стоически принимать и невзгоды, и благополучие. Это свойство наделяет уверенностью, великодушием, постоянством, величием, невозмутимостью, твердостью); свойство гражданской умеренности (ему присущи отсутствие стремления к тому, что влечет за собой раскаяние, знание меры во всем, умение подчинить влечения разуму. Свойство гражданской умеренности наделяет почтительностью, сдержанностью, целомудрием, порядочностью, трезвостью, скромностью); свойство гражданской справедливости (ему соответствует стремление сохранить для каждого то, что ему принадлежит; свойство гражданской справедливости порождает согласие, преданность, благочестие, дружбу, человечность). Обладая всеми перечисленными гражданскими добродетелями, человек вначале становится правителем себя, а затем и государства.
Человек, способный воспринимать божественное, обладает вторым родом добродетелей, именуемых очищающими. Данные добродетели способствуют высвобождению духа у тех, кто стремится получить свободу от взаимодействия с телом, а также у тех, кто удаляется от дел человеческих и стремится к божественному.
Далее следуют добродетели уже очищенного духа, совершенно свободного от связи с этим миром. Макробий определяет следующие свойства, присущие этому виду добродетелей. Благоразумию свойственно не столько отдавать предпочтение божественному, как если бы оно отдавалось на основе выбора, но познавать божественное и всматриваться в него, как если бы больше ничего не существовало. Умеренности свойственно не подавлять земные влечения, но предать их полному забвению. Мужеству свойственны не борьба и победа над страстями, но неведение их. Справедливости свойственно соединиться с божественным умом так, чтобы пребывать с ним в союзе вечно.
К четвертому, и последнему, роду добродетелей относятся те, что содержатся в божественном уме, по образцу которых созданы все прочие добродетели. Благоразумие здесь - сам божественный ум; умеренность - никогда не слабеющее внимание, обращенное на самого себя; мужество - совершенная неизменность; справедливость - полная непоколебимость в осуществлении своего делания.
Четыре рода добродетелей различаются и по своему отношению к страстям. В то время как первый род унимает их, второй род удаляет, третий род
забывает, четвертому роду совершенно чужды какие бы то ни было страсти. Таким образом, добродетели, будучи осуществленными, делают человека блаженным; следуя добродетелям на протяжении своего земного пути, человек уготавливает свой путь на небо.
Рассуждая о бессмертии души, Цицерон в трактате «О государстве» приводит диалог, где Сципион спрашивает своего деда, Сципиона Старшего: «.я хотел бы, чтобы ты ответил, продолжают ли быть живы вместе с тобой отец мой Павел Эмилий и другие?». На что Сципион Старший отвечает: «Разумеется, они живы, ведь они освободились от оков своего тела, словно это была тюрьма, а ваша жизнь, как ее называют, есть смерть. Если смерть есть схождение в преисподнюю, а жизнь - пребывание в высших (небесных) сферах, то ты легко различишь, что должно считать смертью души, а что жизнью. душа, когда она загоняется сюда (в тело), - умирает, а когда она далеко отсюда - наслаждается жизнью и воистину существует» [1. С. 83].
После рассмотрения вышеприведенного фрагмента Макробий говорит о том, что для души преисподняя, которую древние называли гробницей души, подземельем Плутона, - не что иное, как смертное тело. В подземном мире река забвения Лета являет собой лишь ошибку души, которая забыла о прежней дотелесной жизни; огненный Флегетон олицетворяет пылающие гнев и страсти, мрачный Ахеронт - скорбь или огорчение, к которым ведут неправильные действия или слова. Ледяной Коцит символизирует все то, что приводит нас к слезам, а ненавистный Стикс - все то, что вызывает взаимную ненависть. Вся панорама наказаний, представленных в преисподней, в конечном итоге сформирована самой историей существования человека: «.те терзаются от голода и чахнут от истощения перед выставленными яствами, кого жажда все большей и большей наживы заставляет не видеть уже имеющихся богатств. И в роскоши нищие, они страдают от лишений среди изобилия»; «.распятые, висят на спицах колес, кто ничего не обдумывает и не предусматривает, у кого ничего не сдерживается рассудком»; «.огромные катят камни, растрачивая свою жизнь в безуспешных и тяжких потугах. А мрачный валун, всегда готовый качнуться и, кажется, повалиться, нависает над головами тех, кто домогается величайших постов и хочет сделаться злосчастным тираном, кому никогда не одержать верх, не обретя страха» [10. С. 219].
Таким образом, пребывание души в смертном теле становится ее преисподней. Макробий задается вопросом: возможно ли понимать смерть души иначе, чем ее пребывание в преисподней тела? Возможно ли понимать жизнь иначе, чем ее переход в вышние сферы после оставления тела?
Стиль рассуждений Макробия основан на тех традициях, что положены в основание комментирования во времена пифагорейской школы. Комментарий создан под безусловным влиянием трудов Авла Геллия (Агеллий - римский писатель-компилятор, создавший «Аттические ночи»), комментариев Сервия к Вергилию, сочинений Сенеки и «Застольных бесед» Плутарха, хотя имена этих авторов не названы.
В заключение отметим, что немалое место в тексте Макробия занимают рассуждения о том, как предуготавливать душу, чтобы она была достойна неба. Подобное предуготовление подразумевает упражнение в добродетелях, что и позволяет впоследствии сделаться блаженным. Макробий цитирует фрагмент текста Цицерона, где приводит слова Публия Африканского:
«.Упражняй ее (душу) в наилучших делах! Самые благородные заботы - о благе отечества; дух, движимый ими, быстро перенесется в ту небесную обитель и в свое жилище. Он совершит это быстрее, если, еще будучи заключен в тело, вырвется наружу и, созерцая все, находящееся вне его, как можно более отделится от тела. Ибо дух тех, кто предавался чувственным наслаждениям, кто представил себя в их распоряжение как бы в качестве слуги, и, по побуждению страстей, повинующихся наслаждениям, оскорбил права богов и людей, дух тех носится подле земли, а в сие место возвращается только после многих веков терзаний» [1. С. 87].
Публий Африканский все больше вдохновляет внука и обращает его ум к небу и звездам, отвращая от земного, дабы показать, что станет наградой за добродетели. И после того, как ум Сципиона возвысился в радостном ожидании, ему велят пренебречь земной славой, которая ограничена как временем, так и земным пределом. Обративший взор к небу понимает ничтожность славы. Небо ведет счет не годами, а «великими годами», измеряемыми обращением всего неба: «Чтобы на своих путях совершить один оборот, требуется немыслимое число веков» [10. С. 259]. Отринувшему все человеческое Сципиону, ум которого теперь очищен, открывают, что он является Богом. Душа никогда не прекращает свое существование, заботясь лишь о вечном. Таким образом, душа не только бессмертна, но она - Бог.
Список источников
1. Цицерон, Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О законах : пер. с лат. М. : Наука, 1966. 224 с. URL: https://djvu.online/file/AkdKbsDe74OOK?ysdid=lutiuq3zvj198148477
2. Цицерон, Марк Туллий. Избранные сочинения : пер. с лат. М. : Худ. лит., 1975. 454 с. URL: https://djvu.online/file/P50eehnDGDav7?ysdid=lutjeb7jo9791897601
3. Цицерон, Марк Туллий. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М. : Рос. гос. гума-нит. ун-т, 2000.
4. Петрова М.С. Просопография как метод научного исследования: Просопография как метод исторического исследования: Макробий Феодосии и Марциан Капелла // История через личность: Историческая биография сегодня. М. : Квадрига, 2010. 720 с. С. 641-703.
5. Петрова М.С. Макробий Амвросий Феодосий: просопографический очерк // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2001. № 6. С. 164-176.
6. Макробий Амбросий Феодосий. Сатурналии / пер. В.Т. Звиревича; изд. подгот. М.С. Петровой. М. : Кругъ, 2013. 808 с.
7. Макробий Амвросий Феодосий. Комментарий на «Сон Сципиона» / пер. М.С. Петровой // Историко-философский ежегодник, 2002. 15. С. 45-60. URL: https://ife.iphras.ru/artic-le/view/7568/5464
8. Жильсон Э. Философия в средние века : От истоков патристики до конца XIV века. М. : Республика, 2004. 678 с.
9. Философия природы в античности и в средние века. М. : Прогресс-Традиция, 2000. 608 с.
10. Петрова М.С. Макробий Феодосий и представление о душе и о мироздании в поздней античности. М. : Кругъ, 2007. 464 с.
11. Платон. Тимей / Собрание сочинений : в 4 т. М. : Мысль, 1990. Т. III. С. 451-453. URL: https://plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/Losev/plato0312.pdf?ysclid=lutrfgi7bq814586468
12. Плотин. О добродетелях // Первая эннеада. Эннеады I-VI. СПб. : Изд-во Олега Абыш-ко, 2004. 320 с.
References
1. Cicero Marcus Tullius. (1966) Dialogi: O gosudarstve. O zakonakh [Dialogues: On the State. On the Laws]. Translated from Latin. Moscow: Nauka. [Online] Available from: https://djvu.online/file/AkdKbsDe74OOK?ysdid=lutiuq3zvj198148477
2. Cicero Marcus Tullius. (1975) Izbrannye sochineniya [Selected Works]. Translated from Latin. Moscow: Khudozhestvennaya literature. [Online] Available from: https://djvu.online/file/ P5OeehnDGDav7?ysclid=lutjeb7jo9791897601
3. Cicero Marcus Tullius. (2000) O predelakh blaga i zla. Paradoksy stoikov [On the Limits of Good and Evil. Paradoxes of the Stoics]. Translated from Latin. Moscow: Russian State University for the Humanities.
4. Petrova, M.S. (2010) Prosopografiya kak metod nauchnogo issledovaniya: Prosopografiya kak metod istoricheskogo issledovaniya: Makrobiy Feodosii i Martsian Kapella [Prosopography as a Method of Scientific Research: Prosopography as a Method of Historical Research: Macrobius Theo-dosius and Martianus Capella]. In: Repina, L.P. & Petrova, M.S. (eds) Istoriya cherez lichnost': Is-toricheskaya biografiya segodnya [History through Personality: Historical Biography Today]. Moscow: Kvadriga. pp. 641-703.
5. Petrova, M.S. (2001) Makrobiy Amvrosiy Feodosiy: prosopograficheskiy ocherk [Macrobius Ambrosius Theodosius: Prosopographical Essay]. Dialog so vremenem. Al'manakh intellektual'noy istorii. 6. pp. 164-176.
6. Macrobius Ambrosius Theodosius. (2013) Saturnalii [Saturnalia]. Translated by V.T. Zvi-revich. Moscow: Krug".
7. Macrobius Ambrosius Theodosius. (2002) Kommentariy na "Son Stsipiona" [Commentary on "The Dream of Scipio"]. Translated by M.S. Petrova. Istoriko-filosofskiy ezhegodnik. 15. pp. 45-60. [Online] Available from: https://ife.iphras.ru/article/view/7568/5464
8. Gilson, E. (2004) Filosofiya v srednie veka : Ot istokov patristiki do kontsa XIV veka [Philosophy in the Middle Ages: From the Origins of Patristics to the End of the 14th Century]. Moscow: Respublika.
9. Gaidenko, P.P. & Petroff, V.V. (eds) (2000) Filosofiyaprirody v antichnosti i v srednie veka [Philosophy of Nature in Antiquity and in the Middle Ages]. Moscow: Progress-Traditsiya.
10. Petrova, M.S. (2007) Makrobiy Feodosiy i predstavlenie o dushe i o mirozdanii v pozdney antichnosti [Macrobius Theodosius and the Concept of the Soul and the Universe in Late Antiquity]. Moscow: Krug".
11. Plato. (1990) Sobranie sochineniy: v 4 t. [Collected Works: in 4 vols]. Vol. 3. Moscow: Mysl'. pp. 451-453. [Online] Available from: https://plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/Losev/pla-to0312.pdf?ysclid=lutrfgi7bq814586468
12. Plotinus. (2004) Pervaya enneada. Enneady I—VI [First Ennead. Enneads I-VI]. St. Petersburg: Oleg Abyshko.
Сведения об авторе:
Корниенко М.А. - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Kornienko M.A. - Cand. Sci. (Philosophy), senior researcher at the Laboratory of Interdisciplinary Research, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.04.2024; одобрена после рецензирования 23.09.2024; принята к публикации 21.10.2024
The article was submitted 16.04.2024; approved after reviewing 23.09.2024; accepted for publication 21.10.2024