Цепилова Е. С.
КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ГЛАВЕ 26.2 НК РФ «УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»
В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие специальные налоговые режимы:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);
- упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).
В 2006 г. порядок применения систем налогообложения в виде УСН и ЕНВД значительно изменился в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 №101-ФЗ. Так как применение упрощенной системы налогообложения является экономически оправданным для многих предприятий, то прокомментируем внесенные изменения с практической точки зрения.
Привлекательность упрощенной системы налогообложения заключается в замене целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результа-
там хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.
С 01.01.2006 г. были изменены условия для применения УСН хозяйствующими субъектами. Организации имеют право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором подаётся заявление о переходе, доходы не превысили 15 млн. руб., причем доходы с этого года нужно исчислять в соответствии со ст. 248 НК РФ, т.е учитывать как доходы от реализации, так и внереализационные. При этом сама величина предельного дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Некоммерческим организациям, хозяйственным обществам и союзам, организациям потребительской кооперации также предоставлено право перехода на УСН при выполнении условий п.З.ст. 346.12. Лишены права применять УСН адвокатские образования, бюджетные учреждения, иностранные организации, имеющие обособленные подразделения на территории РФ. С этого года для расчета остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов берется аморти-
зируемое имущество, определяемое в соответствии с гл. 25 НК РФ. И наконец, снято ограничение по размеру дохода от реализации исходя из всех осуществляемых видов деятельности, теперь для подсчета критерия берутся лишь доходы, подпадающие под УСН. Индивидуальные предприниматели, как и прежде, могут перейти на УСН, независимо от объёма выручки, при осуществлении соответствующих видов деятельности.
Также увеличена до 20 млн. руб. планка доходов налогоплательщика по итогам отчетного (налогового) периода, после достижения которой он утрачивает право на применение УСН. Эта величина также подлежит индексации на коэффициент-дефлятор.
Несомненно, увеличение предельных показателей снижает барьер для применения «упрощенки», тем более что теперь он будет увеличиваться ежегодно в соответствии с ростом потребительских цен на товары (работы, услуги). И хотя иные настаивают на ещё большем увеличении значения этого критерия, на взгляд автора, годовой доход свыше 20 млн. достигают в основном крупные и часть средних предприятий, а УСН задумывалась для упрощения налоговой нагрузки на малое предпринимательство, а не корыстного её использования крупным и средним бизнесом.
Вновь созданному хозяйствующему субъекту с 2006 г. предоставлен пятидневный срок (с даты постановки на учет в налоговом органе) для подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, т.е. дано время подумать о выборе.
Что касается объекта налогообложения, то теперь он не может меняться в течении трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения, а не всего срока её применения, как было ранее. Это, несомненно, позитивный сдвиг, так как позволяет предприятиям хотя бы раз в три года пересматривать своё налоговое планирование.
Расширен состав расходов, на которые уменьшаются полученные доходы,
хотя он так и остался закрытым. В их состав включены: расходы на сооружение и изготовление основных средств; создание нематериальных активов; расходы на бухгалтерские и юридические услуги; расходы на выплату комиссионных, вознаграждений по договорам (агентскому и поручения); расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; сертификацию; обязательную оценку в целях контроля за правильностью уплаты налога; плата за предоставление информации о зарегистрированных правах; оплата услуг кадастрового и технического учета; оплата услуг специализированных организаций по проведению экспертизы и предоставлению документов, обязательных для получения лицензии; судебные расходы и арбитражные сборы, периодические платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации; расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика; расходы в виде отрицательной курсовой разницы. Исключены из состава расходов и доходов суммовые разницы.
Также уточнен порядок отнесения к расходам сумм НДС: можно отнести лишь НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), подлежащим включению в состав расходов. То есть, если приобретенные товары (работы, услуги) в качестве расходов не учитываются, то и НДС по ним на расходы не спишешь.
Определена в новой редакции ст. 346.17 дата признания доходов и расходов при оплате векселем: ею является дата оплаты векселя или день передачи векселя третьему лицу. Ранее этот вопрос был обойден вниманием законодателя.
До 2006 г. Налоговый кодекс РФ не предусматривал каких-либо особенностей в учете материальных расходов. Теперь же они учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы или иным способом погашения. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитывают-
ся в составе расходов по мере их списания в производство.
Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются по мере их реализации, а для их оценки для целей налогообложения применяется один из четырех бухгалтерских методов. Также подлежат включению в состав расходов оплаченные расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров.
Что касается налогов и сборов, то они включаются в состав расходов после их фактической оплаты, т. е. учитываются уплаченные, а не начисленные налоги и сборы.
Узаконен порядок распределения расходов у налогоплательщиков, применяющих разные налоговые режимы по различным видам деятельности - расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объёме доходов.
Уточнен порядок уплаты минимального налога: с 01.01.2006 г. его сумма исчисляется только за налоговый период, но никак не за отчетные периоды тоже, как это можно было неверно понять из старой редакции.
Ужесточился порядок исчисления налога, уплачиваемого с доходов. Начиная с этого года сумму исчисленного по ставке 6% налога (авансового платежа) возможно уменьшить не на всю сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности; эти суммы в совокупности со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование не могут уменьшать сумму налога более чем на 50%. Впрочем, это нововведение коснется лишь субъектов бизнеса с маленькими декларируемыми доходами и большим штатом сотрудников.
В ст. 346.24 фраза «налоговый учет показателей деятельности» заменена на «учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы», что устранило терминологическую неточность старой редакции. Все-таки термин «налоговый
учет» был введен гл. 25 НК РФ и касается исключительно налога на прибыль.
Обновленная ст. 346.25 позволяет законно воспользоваться ею для исчисления налоговой базы при переходе на УСН и обратно не только с общего, а и с иных режимов налогообложения.
И, наконец, законодатели вспомнили уже подзабытый старый опыт, несколько его изменив в сторону ужесточения. С 2006 г. индивидуальные предприниматели смогут вновь применять упрощенную систему на основе патента. Приобрести патент могут лишь предприниматели, осуществляющие определенные виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ и не использующие труд наемных работников, в т.ч. по договорам гражданско-правового характера. Причем добровольный порядок перехода с обычной «упро-щенки» на патент оставлен, а применяться патентная система будет в тех субъектах РФ, где приняты соответствующие законы. Суть нововведения в том, что предприниматель уплачивает не налог с доходов или с доходов, уменьшенных на величину расходов, а фиксированную стоимость патента, не зависящую от фактических результатов деятельности.
В целом, комментируя все произошедшие изменения в гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», можно сделать вывод, что они носят положительный характер, устранены многие неточности и спорные моменты, присутствовавшие в прежней редакции, приближены к реалиям сегодняшнего дня максимальные значения доходов, позволяющие применять УСН, также продуман механизм их индексации. А введение «упрощенки» на основе патента значительно облегчит процедуру налогообложения достаточно большому кругу лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, позволив им «выйти из тени» и стать добросовестными налогоплательщиками.