Научная статья на тему 'Комментарии в социальной сети как гипертекст: на примере новостной группы Spiegel online на "Facebook"'

Комментарии в социальной сети как гипертекст: на примере новостной группы Spiegel online на "Facebook" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
245
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЛИНГВИСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / КОММЕНТАРИЙ / ГИПЕРТЕКСТ / ПОСТ / "ЛАЙК" / ФРАГМЕНТАРНОСТЬ / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / БЕСКОНЕЧНОСТЬ / РАЗНОРОДНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERNET LINGUISTICS / SOCIAL NETWORK / COMMENT / HYPERTEXT / POST / "LIKE" / FRAGMENTARITY / NONLINEARITY / ENDLESSNESS / DIVERSITY / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Имбер С.Ю.

В статье рассматриваются комментарии к новостным сообщениям, публикуемым в социальных сетях: описывается процедура сбора материала исследования; обосновываются выделенные автором принципы классификации новостных рубрик; выявляются рубрики, представляющие наибольший интерес для пользователей социальной сети «Facebook». На примере комментариев в социальной сети иллюстрируются явления, характеризующие их гипертекстуальную природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB COMMENTS AS HYPERTEXT:SPIEGEL ONLINE NEWS GROUP ON FACEBOOK

The article analyzes the users’ news post comments in the web. Web communication has become one of the novel and rapidly developing forms of information exchange, which accounts for the necessity of exploring its means and contributing to the relatively new area of media linguistics studies. The news posts published on newspaper websites and in social media are a powerful tool of forming public opinion which is provided with the help of multiple linguistic means and communicative techniques molding the public views. The article explores which news posts elicit the strongest response from the users, how the users evaluate them, which verbal and nonverbal means they adopt, etc. The article describes the material compilation procedure, explains the principles of news sections classification determined by the author, points out the sections which are of particular interest for Facebook users. It also examines the features of the web comments revealing their hypertextual nature.

Текст научной работы на тему «Комментарии в социальной сети как гипертекст: на примере новостной группы Spiegel online на "Facebook"»

УДК 81-13, 811.112.2

С. Ю. Имбер

преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области права Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета; e-maiL: yanaimber@yandex.ru

КОММЕНТАРИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК ГИПЕРТЕКСТ: НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНОЙ ГРУППЫ SPIEGEL ONLINE НА «FACEBOOK»

В статье рассматриваются комментарии к новостным сообщениям, публикуемым в социальных сетях: описывается процедура сбора материала исследования; обосновываются выделенные автором принципы классификации новостных рубрик; выявляются рубрики, представляющие наибольший интерес для пользователей социальной сети «Facebook». На примере комментариев в социальной сети иллюстрируются явления, характеризующие их гипертекстуальную природу.

Ключевые слова: интернет-лингвистика; социальная сеть; комментарий; гипертекст; пост; «лайк»; фрагментарность; нелинейность; бесконечность; разнородность; интерактивность.

S. Yu. Imber

Lecturer, Department of Linguistics and Professional Communication in Law, Institute of International Law and Justice, Moscow State Linguistic University; e-maiL: yanaimber@yandex.ru

WEB COMMENTS AS HYPERTEXT: SPIEGEL ONLINE NEWS GROUP ON FACEBOOK

The articLe anaLyzes the users' news post comments in the web.

Web communication has become one of the noveL and rapidLy deveLoping forms of information exchange, which accounts for the necessity of expLoring its means and contributing to the reLativeLy new area of media Linguistics studies.

The news posts pubLished on newspaper websites and in sociaL media are a powerfuL tooL of forming pubLic opinion which is provided with the heLp of muLtipLe Linguistic means and communicative techniques moLding the pubLic views. The articLe expLores which news posts eLicit the strongest response from the users, how the users evaLuate them, which verbaL and nonverbaL means they adopt, etc.

The articLe describes the materiaL compiLation procedure, expLains the principLes of news sections cLassification determined by the author, points out the sections which are of particuLar interest for Facebook users. It aLso examines the features of the web comments reveaLing their hypertextuaL nature.

Key words: internet Linguistics; sociaL network; comment; hypertext; post; "Like"; fragmentarity; nonLinearity; endLessness; diversity; interactivity.

Введение

Тексты массовой информации, или медиатексты, становятся сегодня всё более распространенными: от новостей, передаваемых разными каналами до постов1 конкретных людей в социальных сетях. Функционирование языка в СМИ изучает медиалингвистика - гуманитарная дисциплина, зародившаяся еще в 1970-е гг. как в Великобритании и США, так и в России [Добросклонская 2008]. К началу XXI в. был создан необходимый базис накопленных знаний в области исследования языка СМИ, что позволило в дальнейшем выделить медиалингвистику как самостоятельное научное направление.

Отечественная медиалингвистика начала свое развитие с исследований С. И. Бернштейн («Язык радио»), Б. В. Кривенко («Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект») и других работ, которые заложили фундамент для дальнейшего развития дисциплины. Одним из направлений медиалингвистики является интернет-лингвистика, изучающая особенности функционирования языка в интернет-коммуникации [Компанцева 2008; Лутовинова 2009]. Относительную новизну данной дисциплины можно объяснить тем, что Интернет широко распространился в мире лишь в последние 1015 лет. Теперь люди используют информационное пространство не только в профессиональных или учебных целях, как это было во время его появления, но и для развлечения, для того, чтобы заявить или напомнить о себе (примером этого являются страницы пользователей в социальных сетях), выразить свое мнение или же опровергнуть чужое (блоги, посты в социальных сетях, каналы на «YouTube»).

Интернет-пространство диктует пользователям свои правила относительно создания текстов (например, ограничение количества знаков в «Twitter», «хэштеги» в «Instagram» и других социальных сетях). Социальные сети, такие как «ВКонтакте» и «Facebook» (далее - FB), дают пользователям больше свободы для творчества и самовыражения через написание комментариев, сообщений и постов (например, максимальный размер комментария на FB - 7999 символов, в то время как в «Instagram» максимальная длина описания фотографии -2200 символов). Пользователи могут написать и опубликовать свой

1 Пост - это информационный блок, размещенный пользователем в социальной сети, блоге, микроблоге, форуме и пр. (www.glossary-internet.ru/ terms/%cf/3556/).

собственный текст, могут сделать «репост» чужого текста, со своим комментарием к написанному, или же могут просто прокомментировать чужой текст. Именно последний вариант привлек наше внимание.

Материал исследования и процедура его анализа

В данной статье мы попытались ответить на следующие вопросы: какие новости вызывают у пользователей наибольший интерес? Как пользователи выражают свое мнение о проблеме, затронутой в прокомментированном ими тексте? Какие языковые средства они используют? Насколько технические ограничения в сфере интернет-коммуникации влияют на выражение мысли? Учитывая непрямое взаимодействие пользователей, держатся ли они в рамках приличий или последние стираются в ситуации общения в Интернете?

За основу исследования мы взяли немецкоязычное интернет-пространство, а именно - социальную сеть FB, новостную группу SPIEGEL ONLINE, представляющей в социальной сети сайт www. spiegel.de печатного журнала DER SPIEGEL.

Процесс сбора информации и его анализ осуществлялся по следующему алгоритму:

1) за определенный период времени (календарный месяц) были выделены публикации, вызвавшие у участников группы наибольший интерес;

2) наиболее популярные посты были разделены на две группы: самые комментируемые и те, которые получили максимальное количество «лайков».

Таким образом, за 30 календарных дней в тренд выходили более 40 постов группы, так как одна и та же новость получала, к примеру, максимальное количество комментариев, но недостаточное количество «лайков», чтобы выйти вперед, и наоборот;

3) новости, попавшие в тренд за месяц, были разделены на рубрики, из которых мы выделили наиболее интересные для пользователей;

4) из всех новостей, получивших максимальное количество комментариев, был составлен рейтинг пяти самых популярных. Именно с комментариями к этим новостям была продолжена работа;

5) из новостей, получивших наибольшее количество «лайков» были выделены пять самых популярных. Эти данные послужили в дальнейшем для обозначения границ интересов пользователей.

При распределении новостей по рубрикам мы отклонились от классификации, предлагаемой редакцией SPIEGEL ONLINE по ряду причин. Во-первых, для анализа материала нам нужно более детальное деление на рубрики с учетом проблематики статьи. Например, статью «Frank Ribery mit beleidigenden Äußerungen auf Instagram und Twitter»1 SPIEGEL ON- LINE относит к рубрике «Sport» («Спорт»), так как главный герой - известный спортсмен, при этом статья не касается непосредственно спорта. Речь идет о поступках определенного человека, и неважно знаменитость он или нет. При этом в статье упоминается даже его имя, возраст и т. д. Таким образом, для нашего анализа будет целесообразнее выделить рубрику «Leute» («Люди»). В эту же группу мы отнесли такие статьи, как «Washington: Barack Obama als Weihnachtsmann im Krankenhaus»2, «Kongressabgeordnete kontert mit Tanzvideo»3. Похожая ситуация с новостями, в которых упоминаются имена политиков. Например, новости «FDP-Chef gegen Schülerdemos fürs Klima, Eine Sache für Profis'»4 и «Bär nennt gendergerechte Schreibweisen, gaga'»5, по версии SPIEGEL ONLINE, относятся к теме «Politik» («Политика»), хотя, по сути, политические вопросы в них не обсуждаются. В этом случае при подробном рассмотрении статей на первый план выходят проблемы общества, чем мы и руководствовались при распределении этих новостей в рубрику «Gesellschaft» («Общество»).

Во-вторых, в нашей классификации и при составлении рейтингов новостей мы акцентировали особое внимание на тех рубриках, которые наиболее актуальны и интересны для пользователей. По этой причине нам пришлось отказаться от нескольких подрубрик, предлагаемых SPIEGEL ONLINE. Например, рубрика «Gesellschaft» / «Konsum» («Общество / потребление) объединяет новости, затрагивающие

1 RUL: www.spiegel.de/sport/fussball/franck-ribery-mit-beleidigenden-aeus-serungen-auf-instagram-und-twitter-a-1246588.html.

2 URL: www.spiegel.de/panorama/leute/washington-barack-obama-als-weihnachtsmann-im-krankenhaus-a-1244719.html.

3 URL: www.spiegel.de/video/alexandria-ocasio-cortez-kontert-kritik-an-tanzvideo-video-99023985.html

4 URL: www.spiegel.de/politik/deutschland/christian-lindner-schueler-sollen-in-freizeit-fuer-klimaschutz-demonstrieren-a-1257086.html).

5 URL: www.spiegel.de/politik/deutschland/dorothee-baer-csu-gendergerech-te-schreibweisen-vergewaltigen-sprache-a-1256747.html.

покупательскую способность людей, их предпочтения и т. д. В среднем из 50 самых актуальных постов за месяц максимум только две новости будут относиться к этой подрубрике, за период с 6 марта по 6 апреля 2019 г. ни одна новость по этой теме не попала в наш рейтинг самых комментируемых или популярных. В связи в этим мы решили упразднить в нашей классификации рубрику «Gesellschaft» / «Konsum» («Общество» / «потребление») и включить все новости по этой теме в общую рубрику «Gesellschaft» («Общество»). По этой же причине мы объединили рубрики «Vorfall» («Происшествия») и «Justiz» / «Polizei» («Правосудие» / «полиция»). Такое обобщение в данном случае помогло нам не отвлекаться на менее важные под-рубрики, а сосредоточиться на более актуальных новостях.

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись при классификации новостей, состояла в широте охвата проблем в некоторых сообщениях. Так, в статье «Londons Bürgermeister zeigt Brexit den Mittelfinger»1, с одной стороны, речь идет о государственном деятеле, который однозначно показал свое отношение к внутренней и внешней политике своего государства. Таким образом, данную публикацию мы можем отнести к рубрике «Politik» («Политика»). С другой стороны, мы говорим о конкретном поступке отдельного человека, в нашем случае достаточно известного и экстраординарного политика. С этой точки зрения новость может быть включена в рубрику «Leute» («Люди»). По нашему мнению, данную статью можно подвести и под тему «Gesellschaft» («Общество»), так как мэр Лондона выражает своим поступком не только собственное мнение, но и позицию многих своих сограждан. Подобная сложность возникла с новостью «Der Fall Claas Relotius - Wir haben sehr viele Fragen an uns selbst»2, в которой речь идет о так называемых fake news, или сфабрикованных новостных материалах, которые журнал печатал на протяжении нескольких лет. «SPIEGEL ONLINE» отнес данную публикацию к рубрике «Politik» («Политика»), имея в виду внутреннюю политику журнала. Нам, однако, видится, что эта новость затрагивает одну из самых острых проблем СМИ сегодня - сфабрикованные, ложные новости, которые, с одной стороны, вызывают определенную реакцию

1 URL: www.facebook.com/spiegelonline/posts/10157400417209869.

2 URL: www.spiegel.de/politik/deutschland/der-fall-claas-relotius-wir-haben-sehr-viele-fragen-an-uns-selbst-a-1244196.html/

в обществе, с другой оказывают влияние на современную культуру. Данная новость в нашем анализе может быть отнесена к рубрикам «Gesellschaft» («Общество») и «Kultur» («Культура»).

Таким образом, мы выделили десять основных рубрик, а именно: «Politik» («Политика»), «Gesellschaft» («Общество»), «Leute» («Люди»), «Kultur» («Культура»), «Umwelt» («Окружающий мир»), «Justiz, Polizei, Vorfall» («Правосудие, полиция, происшествия»), «Mobilität» («Мобильность»), «Leben, Lernen» («Учеба и жизнь»), «Internet» («Интернет»), «Wirtschaft» («Экономика»).

За период с 6 декабря 2018 г. по 6 января 2019 г. и с 6 марта по 6 апреля 2019 г. максимальный интерес участников группы привлекли новости из рубрики «Политика», второе место разделили новости из рубрик «Общество», «Окружающая среда» и «Правосудие, полиция, происшествия».

Популярность новостной рубрики «Политика» можно объяснить следующими факторами:

1) частое освещение СМИ новостей по данной теме, например в анализируемой нами группе 30 % из публикуемых за день новостей можно отнести к данной рубрике, в то время как на рубрики «Культура», «Экономика», «Люди» приходится менее 10 0% всех новостей за день;

2) политическая ангажированность участников группы. Согласно классификациям МОТ и ВОЗ1 большинство пользователей можно отнести к возрастным группам «ранний взрослый возраст» (25-35 лет) и «средний взрослый возраст» (36-45 лет) [Цыганков, Жаркова 2009]. Как правило, такие люди интересуются политикой либо находятся в поиске единомышленников, чье мнение отвечает их видению ситуации, либо являются давними приверженцами определенной политической позиции или партии и живо защищают свои или ее интересы в спорах и разговорах с другими пользователями.

Характеристика комментариев

Анализируя язык пользователей, мы обнаружили, что в комментариях доминирует так называемая устно-письменная форма общения, когда в письменной форме общения прослеживаются признаки

1 Международная организация труда и Всемирная организация здравоохранения.

контактного устного общения [Казак 2012, с. 320-334]. Многие исследователи считают, что это вызвано новой формой речевого поведения пользователей социальных сетей. Комментирующие высказывают свою точку зрения, критикуют, спорят, вступают в открытую полемику с другими пользователями, что многие из них не позволили бы себе сделать в реальной жизни. Это говорит о «психологической раскрепощенности, ненормативности ... в выборе высказываний и поступков» [Горошко 2014, с. 30]. Данное явление можно проиллюстрировать следующим примером:

Новость «Asien: Brunei fuhrt Todesstrafe für gleichgeschlechtlichen Sex ein»1, опубликованная 27 марта 2019 г., в анализируемой группе получила максимальное число комментариев и «лайков» за день и попала в наш рейтинг. При анализе наше внимание привлек следующий комментарий от редакции «SPIEGEL ONLINE»:

SPIEGEL ONLINE Es ist ja nicht so, als hätten wir hier nicht schon viele werklich schlimme Kommentare gelesen - aber was zum Teil unter diesem Artikel steht, ist menschenverachtend. Wir werden die entsprechenden Kommentare löschen und NutzerInnen sperren. KEIN PLATZ FÜR HOMOPHOBIE!

Этот комментарий позволяет сделать вывод, что многие участники группы не стеснялись в выражениях, когда высказывали свою точку зрения. Отметим, что с 1 января 2018 г. согласно Закону об улучшении правоприменения в социальных сетях2 все оскорбительные или разжигающие ненависть комментарии, посты, видео и картинки подлежат немедленному удалению из социальных сетей, а пользователи, нарушившие данные правила, получают сначала предупреждение, а при повторном нарушении - блокируются.

Читая комментарии, можно прийти к выводу, что язык, которым пользуются участники, те лексико-грамматические средства, которые они выбирают, разительно отличаются от языка художественных текстов. Прилагательные сочетаются с существительными, относящимися к разговорному стилю, что подтверждает выявленное нами доминирование новой, устно-письменной формы общения: «Das ist totaler

1 URL: www.spiegel.de/panorama/justiz/branei-foehrt-todesstrafe-fuer-gleich-geschlechtlichen-sex-ein-a-1259961.html.

2 URL: www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2017/kw26-de-netzwerk-durch-setzungsgesetz-513398)

Humbug!». Преобладают прямолинейные высказывания, участники «не ходят вокруг да около», часто просто выражая свое мнение, при этом, никак не аргументируя его, например: «Also ich finde das nicht erschreckend», «nur klauen, das ist doof». Некоторые объяснили бы такое явление ленью, неначитанностью или недостатком образования у комментирующих. Мы придерживаемся несколько иной точки зрения. Интернет и, в частности, социальные сети, позволили людям высказываться практически по любому поводу, большинство хотят быть услышанными, считают, что просто промолчать и «пролистать» страницу - было бы неправильным, если есть свобода слова и самовыражения, этим непременно надо воспользоваться, именно поэтому под некоторыми новостями накапливается большое количество таких неаргументированных комментариев.

Размер и наличие аргументов в комментариях зависят, по нашему мнению, от многих факторов: от возраста комментатора, уровня образования, жизненного опыта и от индивидуальных качеств. Анализ показал, что люди постарше имеют тенденцию подкреплять свою точку зрения доказательствами, создавая при этом объемные комментарии. Мы думаем, что это может быть связано с тем, что к моменту распространения Интернета как средства коммуникации, у этих людей уже сложились свои традиции и привычки в написании текстов. Можно вспомнить о письмах, отправляемых по почте, написание которых для молодого поколения представляется проблематичным. Пользователи, связанные с обсуждаемой темой профессионально, приводят наглядные примеры; читающие могут получить своеобразную «профессиональную оценку» события, хотя здесь нельзя забывать о субъективных факторах.

Говоря о комментариях, содержащих негативную и / или скептическую оценку, стоит упомянуть фразы, эксплицитно демонстрирующие отношение комментатора к теме или предыдущему комментарию, например «selten so einen Schwachsinn gelesen und ich lese viel»; «das ist doch Blödsinn was du da kommentierst»1; «Sorry, Ihr Argument ist unsinnig».

Также стоит обратить внимание на графический язык идеограмм и на акронимы. Например:

1 Зд. и далее сохранена орфография и пунктуация автора.

Aber das spielt da ja keine Rolle, sind ja keine Rolle, sind ja auch nur

Menschen lol; Bierflasche am Kopf, Kasse klauen - ganz normale

Weihnachtsfeier. ^

Идеограммы, или эмодзи, добавляются пользователями в комментарий по следующим причинам: некоторым трудно подобрать подходящие слова для выражения своих эмоций - значок эмодзи в таких случаях продемонстрирует это нагляднее; многие пользователи ставят несколько эмодзи сразу друг за другом, например:

Ich dachte nur die Berliner Polizisten könnten feiern? ^

Gut angeschaut, liebe Hannoveraner!

Подобным способом можно привлечь внимание к посту или своему комментарию, получить «лайки» или репосты, вступить в беседу с другими пользователями. Что касается акронимов, они просто позволяют комментирующим сэкономить время написания текста. Некоторые акронимы можно заменить на соответствующий эмодзи, например, «lol» (laughing out loud) на „u , другие же пока не имеют альтернативы: «OMG ... das kann nicht sein ... wirklich schrecklich... bin sprachlos» (oh my god!) и др.

Интересными в этом отношении являются комментарии, содержащие иронию или сарказм. Чтобы понять, что имел в виду комментирующий, пользователю нужно разобраться в предыдущих комментариях, которые повлекли за собой подобную негативную реакцию. Ироничные замечания, смысл которых складывается из многих частей, свидетельствуют о гипертекстуальности комментариев, которая является одной из категорий, характеризующих медийный интернет-текст [Рязанцева 2010].

Комментарии в социальных сетях как гипертекст

На сегодняшний день существует несколько направлений исследования гипертекста. Остановимся на определении электронного гипертекста, предложенного О. В. Дедовой, и на видении гипертекста как способа коммуникации и организации сетевого социального пространства (А. Е. Войскунским, М. А. Гутник, Г. М. Дудниковой и др.) [Лутовинова 2009, с. 5]. Итак, под электронным гипертекстом как особым типом текста О. В. Дедова понимает «модель организации электронного текста, характеризующуюся специфической структурированностью и разветвленной системой программно поддерживаемых

внутритекстовых и межтекстовых переходов, предполагающую возможности читательского интерактивного воздействия на последовательность воспроизведения композиционных единиц» [Дедова 2006, с. 11]. К основным характеристикам можно отнести его фрагментарность, нелинейность, бесконечность, разнородность и интерактивность [Лутовинова 2009].

Фрагментарность комментариев выражается в том, что «отправную точку», откуда начать читать, определяет только сам пользователь. В связи с этим социальная сеть FB предлагает пользователям выстроить комментарии под каждым постом в зависимости от предпочтений каждого:

1) по актуальности (комментарии от друзей и комментарии с наибольшим числом просмотров, реакций и ответов отображаются сверху);

2) по новизне (новые комментарии и комментарии с новыми ответами отображаются сверху);

3) все комментарии (отображаются все комментарии, включая комментарии на иностранных языках и возможный спам);

Кроме того, информация в таком гипертексте представляется «в виде "гнезд", или звеньев-фрагментов» [Лутовинова 2009, с. 5]. Каждый комментарий - это своеобразное гнездо, которое порождает последующие реакции, таким образом часто возникает своеобразный полилог, в котором первоначальный комментирующий отвечает на вопросы других пользователей, защищает свою точку зрения и приводит дополнительные аргументы. Необходимо упомянуть различные виды гиперссылок, существующие на сегодняшний день. Например, чтобы открыть полилог, участник группы должен «кликнуть» на простую гиперссылку (внутренние ссылки с «выпадающим меню»).

Нелинейность комментариев как гипертекста выявляется при анализе ироничной оценки событий. Гипертекст комментариев выходит за рамки линейности традиционного, бумажного, текста и погружает пользователей в другое измерение - с помощью гиперссылок комментирующий может «погрузиться» в интересующую его тему, просмотреть похожие статьи на сайте газет или другие публикации в социальной сети по данному вопросу. Именно такая трехмерная модель является основой нелинейности гипертекста [Лутовинова 2009, с. 5].

Читая комментарии к публикации, мы можем просматривать только их, не открывая при этом полилоги, которые упомянуты выше. Мы

можем остановиться на самом актуальном комментарии и, проигнорировав другие, полностью погрузиться в полилог с другими пользователями, при этом часто можно наблюдать, как участники полилога переходят на страницы друг друга, выясняя тем самым возраст, пол, профессию и интересы своего визави. Для этого собеседники используют внутренние гиперссылки (ведущие на другую страницу того же самого сайта). Такую информацию они могут использовать для дальнейшей аргументации в споре или, если они не видят в этом дальнейшего смысла, для окончания беседы. Мы можем «пролистать» все комментарии, «выхватить» основные настроения и оценки других пользователей и перейти непосредственно к самой новости, прочитать ее полностью и составить свое мнение. Для этого используются внешние гиперссылки (ведущие на другой сайт). Разумеется, можно просто прочитать краткое содержание новости, не открывая при этом комментарии и не создавая свой. Все эти варианты поведения в социальных сетях свидетельствуют о том, что пользователи выходят за рамки линейности обычного текста, полностью меняя структуру, руководствуясь при этом лишь своими соображениями и желаниями.

Следующим признаком гипертекстуальности является бесконечность комментариев, так как они могут не иметь границ и окончания. Разумеется, наибольшее количество комментариев появляется под постом в течение нескольких часов после его опубликования, остальные могут добавляться в течение нескольких дней, а то и месяцев. Например, публикация «Süddeutschland: An Silvester droht Extremnebel und Feinstaubalarm»1 от 29 декабря 2018 г. получила последний комментарий 3 января 2019 г. Новость «Was wirklich in der SupermarktWurst steckt?»2 от 18 декабря 2018 г. комментировалась и на момент написания данной статьи. Каждый пользователь решает сам, до какого момента он будет читать или «пролистывать» комментарии, будет ли он в последующие дни следить за появлением новых, отвечать или реагировать на них, прибегая к помощи «лайков».

Разнородность электронного гипертекста объясняется отсутствием у него единого центра, что в целом применимо и к анализируемому нами материалу. С одной стороны, мы можем рассматривать в качестве отправной точки первичную публикацию, которая и породила,

1 URL: www.facebook.com/spiegelonline/posts/10157391968369869.

2 URL: www.facebook.com/spiegelonline/videos/vb.38246844868/28899365 5086690/?type=2&theater.

в свою очередь, все комментарии. С другой стороны - как и границы, так и центр такого гипертекста определяется субъективными факторами. Для одних пользователей центром действительно будет являться изначальный «пост», он вызвал у них наибольший интерес. Для других же - интереснее узнать мнение остальных участников группы по данной публикации. Для них центром является, к примеру, комментарий, набравший большинство «лайков» и других реакций.

Участники группы, читая и комментируя новость, не потребляют готовый продукт, они становятся сами творцами гипертекста [Лутовинова 2009, с. 6]. По нашему мнению, признак интерактивности гипертекста комментариев является объединяющим для всех признаков, перечисленных выше. В центре стоит пользователь, который подстраивает текст под себя, сам определяет свое движение по нему (фрагментарность), решает, что будет центром, а что периферией (разнородность), в какой момент и когда гипертекст закончится для него, т. е. просто перестанет вызывать интерес или же он постоянно будет вести диалог с другими пользователями (бесконечность). Вслед за О. В. Лутовиновой, мы считаем, что центральное положение пользователя, в нашем случае комментатора, в виртуальном дискурсе поощряет постоянное стремление личности к саморепрезентации и самовыражению [Лутовинова 2009, с. 6]. Здесь можно привести данные о публикациях, попавших в наш рейтинг с максимальным количеством комментариев. Например, публикация «Was wirklich in der Supermarkt-Wurst steckt?»1 имела за период с 6 декабря 2018 г. по 6 января 2019 г. 7.9 тыс. комментариев на момент составления рейтинга. При повторном просмотре новостей (6 июня 2019 г.) было обнаружено, что они не только по-прежнему актуальны, а число комментариев увеличилось до 14 тыс. Кроме того, интерактивность гипертекста комментариев подразумевает различные инструменты для работы с текстом в режиме он-лайн - от простого «пролисты-вания» или разворачивания «выпадающего меню» до копирования и цитирования.

Заключение

Проведенный нами количественный и качественный анализ показал, что новостные сообщения из рубрик «Политика», «Общество», «Окружающая среда», «Правосудие, полиция, происшествия»

1 URL: www.facebook.com/spiegelonline/videos/vb.38246844868/288993-655086690/?type=2&theater.

вызвали наибольший интерес у участников новостной группы «SPIEGEL ONLINE» в социальной сети «Facebook». Возможно, это объясняется частым упоминанием и обсуждением новостей из вышеуказанных рубрик в СМИ, а также социодемографическими факторами. При комментировании постов реализуется устно-письменная форма общения, основными компонентами которой являются языковые средства, относящиеся к разговорной речи, эксплицитно выражающие мнение, часто неаргументированное, иронию и сарказм, а также использование невербальных средств. Отметим широкое употребление идеограмм и акронимов, выделяющих комментарий среди прочих и усиливающих его экспрессивность.

Анализируя комментарии в социальной сети, мы выявили, что они обладают гипертекстуальными характеристиками: фрагментарностью, нелинейностью, бесконечностью, разнородностью, интерактивностью. Принимая во внимание непрямое взаимодействие среди участников диалога или полилога при комментировании публикаций, подчеркнем высокий уровень свободы при выражении своего мнения, нередко выходящий за рамки дозволенного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Горошко Е. И. Современная интернет-коммуникация: структура и основные параметры // Интернет-коммуникация как новая речевая формация / Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова (ред.). 2-е изд., стереотип. М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. С. 9-52. Дедова О. В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста (на материале русскоязычного Интернета): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2006. 536 с.

Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М. : ФЛИНТА : Наука, 2008. 264 с.

Казак М. Ю. Специфика современного медиатекста // Лингвистика речи. Медиастилистика : коллективная монография, посвященная 80-летию проф. Г. Я. Солганика. М., 2012. С. 320-334. URL: dspace.bsu.edu.ru/ handle/123456789/8687 (дата обращения: 02.05.2019). Компанцева Л. Ф. Интернет-лингвистика: когнитивно-прагматический и линг-вокультурологический подходы : монография. Луганск : Знание, 2008. 528 с.

Лутовинова О. В. Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу // Известия ВГПУ. 2009. Вып. 5.

URL: cyberleninka.ru/article/n/gipertekst-ponyatie-osnovnye-harakteristiki-vozmozhnye-podhody-k-lingvisticheskomu-analizu (дата обращения: 05.05.2019).

Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М. : Эдиториал УРСС, 2010. 256 с.

Цыганков В. А., Жаркова С. Л. Классификация и систематизация трудоспособного населения по возрастным группам // ОНВ. 2009. № 4 (79). URL: cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-i-sistematizatsiya-trudosposobnogo-naseleniya-po-vozrastnym-gruppam (дата обращения: 23.06.2019).

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Goroshko E. I. Sovremennaja internet-kommunikacija: struktura i osnovnye parametry // Internet-kommunikacija kak novaja rechevaja formacija / T. N. Kolokol'ceva, O. V. Lutovinova (red.). 2-e izd., stereotip. M. : FLINTA : Nauka, 2012. S. 9-52.

Dedova O. V. Lingvosemioticheskij analiz jelektronnogo giperteksta (na materiale russkojazychnogo Interneta): avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. M., 2006. 536 s.

Dobrosklonskaja T. G. Medialingvistika: sistemnyj podhod k izucheniju jazyka SMI: sovremennaja anglijskaja mediarech'. M. : FLINTA : Nauka, 2008. 264 s.

Kazak M. Ju. Specifika sovremennogo mediateksta // Lingvistika rechi. Mediastilistika : kollektivnaja monografija, posvjashhennaja 80-letiju prof. G. Ja. Solganika. M., 2012. S. 320-334. URL: dspace.bsu.edu.ru/ handle/123456789/8687 (data obrashhenija: 02.05.2019).

Kompanceva L. F. Internet-lingvistika: kognitivno-pragmaticheskij i lingvo-kul'turologicheskij podhody : monografija. Lugansk : Znanie, 2008. 528 s.

Lutovinova O. V. Gipertekst: ponjatie, osnovnye harakteristiki, vozmozhnye podhody k lingvisticheskomu analizu // Izvestija VGPU. 2009. Vyp. 5. URL: cyberleninka.ru/article/n/gipertekst-ponyatie-osnovnye-harakteristiki-vozmozhnye-podhody-k-lingvisticheskomu-analizu (data obrashhenija: 05.05.2019).

Rjazanceva T. I. Gipertekst i jelektronnaja kommunikacija. M. : Jeditorial URSS, 2010. 256 s.

Cygankov V. A., Zharkova S. L. Klassifikacija i sistematizacija trudosposobnogo naselenija po vozrastnym gruppam // ONV. 2009. № 4 (79). URL: cyberleninka. ru/article/n/klassifikatsiya-i-sistematizatsiya-trudosposobnogo-naseleniya-po-vozrastnym-gruppam (data obrashhenija: 23.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.