Научная статья на тему 'Комментарии'

Комментарии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комментарии»

искреннего вдохновения - Майков забывает современность и переносится в античный мир. Что, кажется, можно найти общего между рыбной ловлей и древнегреческим божеством? Но таков пластический гений нашего поэта. Его фантазия превращает все, к чему ни прикоснется, в мрамор и высекает из него дивные изваяния. Так и рыбная ловля представляется его неисправимо-языческому воображению новою богиней, «чистою музой, витающей между озер». И мало-помалу он начинает так ее любить, что воплощает в этой богине рыболовного искусства свою собственную музу. Он обращается к ней:

И пусть бегут твои балованные сестры За лавром, и хвалой, и памятью веков: Ты ночью звездною на мельничной плотине В сем царстве свай, колес, и плесени, и мхов Таинственностью дух питай в святой пустыне!.. И в миг, когда спадет с природы тьмы завеса И солнце вспыхнет вдруг на пурпуре зари, — Со всеми криками и шорохами леса Сама в моей душе ты с Богом говори! Да просветлен тобой, дыша, как часть природы Исполнюсь мощью я и счастьем той свободы, В которой праотец народов, дни катя К сребристой старости, был весел, как дитя!10

Такова муза нашего поэта. Если она и осталась навеки чуждой современности, то все-таки нельзя в ней отрицать того общечеловеческого, понятного всем векам, что дает ее лучшим песням право на бессмертие.

Комментарии

1 ЗлатковскийМ.А. Н. Майков, биографический очерк. - СПб.: Изд-во А.Ф. Маркса, 1888; изд. 1-е. - СПб., 1898. - С. 46-47.

1 Лермонтов М.Ю. Поэт. (1838). Лермонтов размышляет о судьбе поэта, о назначении поэзии в этом мире.

3 МайковА.Н. Три смерти (1851). Впервые опубликовано: Библиотека для чтения. - (СПб., 1857. - № 10. - С. 195) с подзаг. «Лирическая сцена из древнего мира». Окончательный текст впервые - Полн. собр. соч. А.Н. Майкова. - СПб.: Типография А.Ф. Маркса, 1893. - Т. 3. - С. 3.

Лирическая драма «Три смерти» представляет собой часть обширного творческого замысла Майкова, связанного с интересом поэта к истории Античности и раннего христианства. Эта пьеса представляет три взгляда на жизнь людей Древнего мира (Лукан, Сенека, Люций). В набросках предисловия к «Трем смертям» поэт дает истолкование того периода истории, к которому относится его произведение, и характеризует главных действующих лиц -выразителей определенных философских систем.

Д.И. Писарев назвал «Три смерти» в числе лучших произведений Майкова (ПисаревД.И. Собр. соч.: В 4 т. - М.; Л.: Худ. лит., 1955-1956. - Т. 1. - С. 196). -Режим доступа: http://azlib.rU/m/majkow_a_n/text_0090.shtml

4 Майков А.Н. Два мира. (1872). Впервые полностью: Русский вестник. - М., 1882. - № 2. - С. 659. Ранее (1872) печаталось без ч. 2. Опубликовав в 1857 г. «лирическую драму» «Три смерти», Майков продолжал работать над замыслом, связанным с историей раннего христианства в его столкновении с языческим миром. Трагедия «Два мира» завершает собой многолетний поэтический труд Майкова. За трагедию «Два мира» ему была присуждена Пушкинская премия Академии наук. (1882). - Режим доступа: http://azlib.rU/m/majkow_a_n/text_0150.shtml

5 Майков А. Н. На берегах Нормандии (1858). - Режим доступа: https://books.google.ru/books7istaF5998922727

6 Майков А. Н. На мысе сем диком, увенчанном бедной осокой (1840). -Режим доступа: https://books.google.ru/books7istaF5998922727

7 Майков А.Н. Претор (1857). - Режим доступа: https:// books.google.ru/books7istaF5998922727

8 Майков А.Н. Два мира. (1872). - Режим доступа: https://books.google.ru/books7istaF5998922727

9 Майков А.Н. Три смерти. (1851). - Режим доступа: https://books.google.ru/books7istaF5998922727

10 Там же. - Режим доступа: https://books.google.ru/books7istaF5998922727

11 Там же. - Режим доступа: https://books.google.ru/books7istaF5998922727

12 Здесь уместны, быть может, некоторые оговорки к заключениям уважаемого критика. Образ Сенеки в драме «Три смерти», стихотворения «Из гностиков» и мн. др. не позволяют считать творчество Майкова исключительным воплощением языческого материализма. Мистические элементы вливаются,

очевидно, широкою волною в эту поэзию. Да и сам «классицизм», от «Федона» и «Тускуланских бесед» до неоплатоников, далеко не всегда ограничивал свои цели земными стремлениями. «Язычник», «классик», по справедливому диагнозу г. Мережковского, - индивидуалист, другими словами, Майков умел понимать и мистицизм древних, окрашивая свой индивидуализм идеалистическими цветами. Если в юных произведениях (в так называемой «антологии») он является певцом яркого материализма, то не следует забывать, что таково обычное настроение молодости. Наклонная ли к «язычеству» или к «христианству» - к индивидуализму или к коллективизму, она одинаково удовлетворена еще землею. Наряду с ликующим песнопением языческой антологии, вспомним упрямый материализм наших наивных коллективистов - шестидесятников. Но с годами приходят иные требования. Как античный мир, старея, искал «неведомого Бога», так ищет его и майковский Сенека, так смутно угадывают его гностические строфы. Конечно, жертвенник Павла в Афинах не разрешил загадки для Эллады -не решают ее и искания Майкова. Отдельная личность здесь идет тем же путем, каким шел некогда весь родственный ей народ. Песни Анакреона сменяются гимнами «Аполлодора Гностика». До чистого христианства, до мистического коллективизма здесь, действительно, далеко, но не ближе было и прежнее расстояние от первобытного эпикуреизма до элементарной суровости коллективистов. Это два разных духовных типа, две различные дороги... Не «орлиные крылья» нужны были музе Майкова, чтобы оторваться от классицизма, а лишь другое оперение. Не «бездна» отделяет античный мир от христианского -это две соседние области, хотя изолированные и закрытые друг от друга. Усилия Майкова «перейти в веру великого Назареянина» были больше чем бесплодны -они не нужны. Рядом с беззаботным эгоизмом Люция, рядом с мятежными порывами полупрозревшего Лукана, звучит высшая проповедь индивидуализма в устах Сенеки:

Смерть шаг великий! Верь, мой друг, Есть смысл в Платоновом ученьи -Что это миг перерожденья. Пусть здесь убьет меня недуг -Но, как мерцание Авроры, Как лилий чистый фимиам. Как лир торжественные хоры, Иная жизнь нас встретит - там! В душе, за сим земным пределом, Проснутся, выглянут на свет Иные чувства, роем целым,

Которым органа здесь нет. Мы — боги, скованные телом, И в этот дивный перелом, Когда я покидаю землю, Я прежний образ свой приемлю, Вступая в небо — божеством! 13

Трудно представить себе более точное и яркое выражение мистики индивидуализма, и уже одной этой выписки достаточно, чтобы заметить всю неосторожность утверждения со стороны г. Мережковского, будто для античного мира «земное счастье являлось крайним пределом желаний», и певец его -влюбленный, как язычник, как индивидуалист, в «красоту плоти» - остался «равнодушным ко всему остальному».

П. Перцов

13 Майков А.Н. Три смерти (Лирическая драма) // Майков А.Н. Соч.: В 2 т. -М.: Правда, 1984. - Т. 2.

14 Майков А.Н. Три смерти и два мира (Из Аполлодора Гностика). - Режим доступа: http://soloinc.ru/майков_аполлон.htm)

15 М.Ю. Лермонтов. Молитва (1837).

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред Твоим образом, ярким сияньем, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

Впервые опубликовано в 1840 г. Отечественные записки. СПб., 1840. - Т. 11. -№ 7, отд. III. - С. 1. В автографах (их два) стихотворение озаглавлено «Молитва

странника». В сборнике 1840 г. «Стихотворения М. Лермонтова» датировано 1837 г. Возможно, стихотворение написано перед отъездом Лермонтова на Кавказ, в ссылку. А.П. Шан-Гирей называет это стихотворение в числе тех, которые создавались поэтом во время следствия по делу «О непозволительных стихах...» на смерть Пушкина.

ЛермонтовМ.Ю. Собр. соч.: В 4 т. / АН СССР ИРЛИ (Пушкинский Дом). -2-е изд. - Л.: Наука. - Т. 1: Стихотворения 1828-1841 г. - С. 380. - Режим доступа: www.all-poetry.ru

16 Renan E. Saint Paul. - G.W. Carleton, 1869. - 415 с.

17 Майков А.Н. «Странник». (1864). Поэма посвящена Ф.И. Тютчеву и напечатана в «Русском вестнике», в первой книжке за 1867 г. В «Страннике» отразились взгляды Майкова на своеобразный мир сектантства. Создавая драматическую поэму о раскольниках, Майков, по его признанию, почерпнул основные образы и картины из «рукописной раскольничьей литературы». Захваченный «поэтическими красотами» далекой старины, преданиями «людей древнего благочестия», Майков попытался. воспроизвести их «в новой, нынешней форме поэзии» (Предисловие к «Страннику» // Майков А.Н. Избр. произведения. - Л.: Сов. писатель, 1977. - С. 847). Поэма имела успех, получила высокую оценку у Ф.М. Достоевского, назвавшего ее «шедевром из всего того», что написано Майковым. (Гапоненко П.А. О языке поэмы А.Н. Майкова «Странник» // Русская речь. -М., 2000. - № 6. - С. 11-17.)

18 Майков А.Н. Очерки Рима (1847). Цикл опубликован в журнале «Отечественные записки» в начале 1847 г. (№ 1).

В «Очерки Рима» вошли 27 стихотворений. Очерки представляют собой существенный этап в поэзии Майкова: значительно расширился круг тем, явственнее звучат социальные мотивы.

19 Майков А.Н. «Рыбная ловля». (1855). Опубликовано: Отечественные записки. - № 3, март 1856 г. - С. 287-292.

Идиллия «Рыбная ловля» - новаторский романтический опус. (Русская поэзия Х1Х в. - М.: Худ. лит., 1974. - Т. 2. - С. 148-152.)

20 Там же.

С.Я. Левит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.