Научная статья на тему 'КОММЕМОРАЦИЯ ПАМЯТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЙН'

КОММЕМОРАЦИЯ ПАМЯТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЙН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммеморация / юбилей / Отечественная война 1812 г. / Отечественная война 1941–1945 гг. / периодическая печать / юбилейные мероприятия / Российская империя / СССР / commemoration / anniversary / the Patriotic War of 1812 / the Patriotic War of 1941–1945 / periodical press / anniversary events / the Russian Empire / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Огородова Ольга Анатольевна

Статья отражает взаимодействие деятельности государственной власти и российского общества в осознании необходимости увековечивания памяти о событиях Отечественных войн 1812 и 1941–1945 гг. в различных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Огородова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY COMMEMORATION OF THE PATRIOTIC WARS

The article reflects the interaction between the activities of the state authorities and Russian society in the awareness of the need to perpetuate the memory of the Patriotic Wars' events in 1812 and 1941–1945 in various forms.

Текст научной работы на тему «КОММЕМОРАЦИЯ ПАМЯТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЙН»

УДК 94(470.53)

Огородова Ольга Анатольевна

студентка 4-го курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: ogorodova_o@mail.ru

КОММЕМОРАЦИЯ ПАМЯТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЙН

Olga A. Ogorodova

4th year Student of Historical Faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: ogorodova_o@mail.ru

MEMORY COMMEMORATION OF THE PATRIOTIC WARS

Аннотация. Статья отражает взаимодействие деятельности государственной власти и российского общества в осознании необходимости увековечивания памяти о событиях Отечественных войн 1812 и 1941-1945 гг. в различных формах.

Ключевые слова: коммеморация; юбилей; Отечественная война 1812 г.; Отечественная война 1941-1945 гг.; периодическая печать; юбилейные мероприятия; Российская империя; СССР.

Abstract. The article reflects the interaction between the activities of the state authorities and Russian society in the awareness of the need to perpetuate the memory of the Patriotic Wars' events in 1812 and 1941-1945 in various forms.

Key words: commemoration; anniversary; the Patriotic War of 1812; the Patriotic War of 1941-1945; periodical press; anniversary events; the Russian Empire; USSR.

Отечественная война - это справедливая война за свободу и независимость отечества против иноземных захватчиков. Русское общество пережило немало войн, в том числе и военные конфликты, имевшие общественный, национальный характер: Московская битва 1612 г., Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В каждой из этих Отечественных войн независимость и территориальную целостность страны отстаивал обычный народ, спасая не только свою родину, но и суверенитет государства.

Примером для поднятия патриотического духа как в 1812 г., так и в 19411945 гг. являлась Московская битва 1612 г. К сожалению, нам мало что известно о судьбе Кузьмы Захарьевича Минина после освобождения страны от

© Огородова О.А., 2021

польских интервентов, но мы точно знаем, что правительство высоко оценило его труды: «11 июля 1613 г., при коронации Михаила Фёдоровича, Минину пожаловано думное дворянство, дом против Преображенского собора в Нижнем и вотчина, село Богородицкое» [2, с. 223]. И в дальнейшем Кузьма Минин был не забыт царем: «В 1615 г. новое известие: вследствие поданной Мининым царю челобитной на притеснения воеводами его родственников и крестьян, живших в Нижнем Новгороде, послана была туда грамота, по которой сын, братья и крестьяне Минина освобождались от суда в Нижнем» [2, с. 223]. О судьбе Дмитрия Пожарского известно больше. В один день с Мининым он был пожалован из стольников в бояре, «при совершении священного миропомазания царского нес царский чин. Ему пожалованы поместья: в Московском уезде - село Вельяминово и в Суздальском - село Холуи» [2, с. 224]. В дальнейшем Пожарский занимался различными делами на благо Отечества, на обеих свадьбах Михаила Фёдоровича (первого русского царя из рода Романовых) был дружкой с государевой стороны. Но современники не сразу оценили по достоинству заслуги организаторов второго ополчения, не говоря уже о тех простых людях, которые в него входили. Лишь в эпоху Петра I память о Минине и Пожарском предстала перед народом в новом свете. А события 1812 г. еще живее напомнили обществу о героях.

Память о героях царской России в советское время предается забвению. Героев народного ополчения 1612 г. начинали вспоминать лишь тогда, когда независимости России грозила смертельная опасность. Так, в речи И.В. Сталина во время парада 7 ноября 1941 г. на Красной площади, через 20 лет забвения, вновь «появляются» герои-освободители: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» [7]. Имена героев стали символом единства народа в борьбе с врагом.

Национальный патриотический подъем русского народа в 1812 г. не позволил наполеоновской армии захватить русские земли, Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. освободили европейские страны от наполеоновского нашествия. И после возвращения на родину офицеры и солдаты ожидали преобразования от правительства. «Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие смерти в глаза, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы» [6, с. 321].

Усиливалась политическая мощь Российской империи, но в то же время забывались ветераны войны. Память о тех днях в первую очередь по инициативе очевидцев стихийно фиксировалась в поэзии, мемуарах, исторической литературе, изобразительном искусстве, музыкальных произведениях. Например, Федор Глинка в 1812-1816 гг. написал «Песнь сторожевого воина перед Бородинскою битвою», а Денис Давыдов в 1829 г. -элегию «Бородинское поле». Хотя Александр I сразу же принял решение о строительстве первого храма в честь Отечественной войны 1812 г., строительство в 1825 г. было заморожено и восстановлено лишь в 1839 г., а полностью храм Христа Спасителя был завершен в 1883 г. Первой в увековечивании памяти героев становится вдова генерала Александра Тучкова, которая на свои сбережения решается возвести храм Спаса Нерукотворного (икона Ревельского полка, которым командовал Тучков) в память о муже и всех погибших на Бородинском поле. Этот храм начали возводить через два года после битвы, он стал не только первым памятником героям, но и символом великой любви. Лишь в 1830-х гг. властные структуры стали полноценно внедряться в сохранение, преумножение воинской памяти, целенаправленно актуализируя увековечивание героев. Этот процесс в народе был связан с 25-летием Отечественной войны 1812 г., но В.М. Земцов отмечает: «Эксплуатация властью памяти о 1812-1814 гг. казалась делом чрезвычайно привлекательным. Тем более что разразившееся в 1830-1831 гг. польское

восстание стало искушать прямыми аллюзиями с событиями 1812 г. В связи с этим 25-ю годовщину было решено отметить максимально широко» [1].

Но ни один год в XIX в. не был столько пугающим для всей династии Романовых, как послереволюционные годы начала XX в. Николай II пытается решить насущные проблемы в обществе, укрепить монархическую власть, поднять патриотические настроения через консолидацию всех слов населения в организации и реализации юбилейных праздничных торжеств. Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 г. и Бородинской битвы по масштабам и пышности уступает лишь празднованию 300-летия дома Романовых.

Подготовка к юбилею началась в 1899 г., когда московским генерал-губернатором великим князем Сергеем Александровичем был предложен план подготовки, который заключал в себе идею мемориализации Бородинского сражения как центрального события войны. В 1908 г. император поддержал идею создания в Москве специального музея 1812 года. В 1909 г. было торжественно отмечено 200-летие Полтавской битвы и представляло из себя репетицию бородинских торжеств. А в 1910 г. император Николай II одобрил доклад военного министра В.А. Сухомлинова об утверждении Междуведомственной комиссии для обсуждения вопросов, связанных с юбилейными торжествами Отечественной войны. Император и его сподвижники, чувствуя революционный дух в народе, не раз в обращении призывали население объединиться в одном духовном порыве, соблюдать спокойствие, не поднимая революционные мятежи.

Манифест императора Николая II от 26 августа 1912 г. по случаю 100-летней годовщины Бородинского сражения гласил: «Ныне, в сотую годовщину Бородинского боя, вспоминая великий подвиг народа нашего, мы призываем всех верных наших подданных, вместе с нами, возблагодарить Господа сил за милость, явленную Им Отечеству нашему в годину испытаний, и вознести к Престолу Всевышнего горячую молитву: да пребудут во веки веков в памяти народной высокие примеры военной и гражданской доблести предков в Отечественную войну; да воодушевятся сим примером все верные сыны

91

России в доблестном служении Родине и да ниспошлет нам Всемогущий святую помощь Свою в исполнении непоколебимого желания нашего -в единении с возлюбленным народом нашим направлять судьбы Державы нашей к славе, величию и преуспеянию ея» [8, с. 11].

В обращении московского губернатора В.Ф. Джунковского к населению Можайского уезда 11 августа 1912 г. говорится: «Населению надлежит сообразовать свое поведение во время торжеств и сохранением спокойствия, порядка и строгого подчинения распоряжениям властей достойно отпраздновать столетие знаменитой битвы и пребывание по этому случаю в Можайском уезде Государя Императора и Царской Семьи» [8, с. 13].

Программа торжеств во время празднования 100-летия Отечественной войны 1812 г. была рассчитана на 5 дней, в которые императорская чета посещала бородинские и московские торжества. Коммеморативной памятью в этой программе являются: учреждение Николаем II медали в память 100-летия Отечественной войны 1812 г.; крестный ход с иконой Одигитрии, находившейся в 1812 г. в действующей армии; «заупокойная панихида с поминовением Благочестивейшего Великого Государя Императора Александра I и павших в Отечественную войну вождей и воинов; крестный ход к памятнику и благодарственное молебствие за избавление России от нашествия двунадесяти языцев с возглашением многолетия Их Императорским Величествам и всему Царствующему Дому и вечной памяти Императора Александра I и павшим в Отечественную войну вождям и воинам»; парады войск и смотр учащихся московских средних учебных заведений, ремесленных школ и городских училищ города Москвы, земских и церковно-приходских школ Московской губернии и представителей от учащихся в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения в Империи, на Царской и Сенатской площадях; открытие панорамы Бородинского сражения художника Франца Рубо; открытие выставки, посвященной Отечественной войне 1812 г. в помещении Московского исторического музея [4].

Как бы правительство не призывало народ оставаться в дни памяти спокойным в честь прадедов, все же не обошлось без инцидента: 28 августа 1912 г. во время высочайшего смотра и парада войск Московского военного округа на Ходынском поле «из рядов 2-го Софийского пехотного Императора Александра III полка из строя неожиданно для всех с винтовкой вышел рядовой Бахурин и быстрыми шагами направился к Государю, держа в руках прошение. В этом прошении он просил об освобождении его от военной службы в силу семейного положения. Его пытался остановить военный министр и дежурный генерал-адъютант, но он все же проскочил к Государю и был остановлен уже Великим Князем Николаем Михайловичем. Это удручающе подействовало на всех и значительно омрачило торжество, особенно было стыдно перед французами. Государь ни слова не сказал, объявив уже после парада выговор генералу Плеве и приказав расследовать этот инцидент. Все начальствующие лица этого рядового были подвергнуты взысканиям, а Бахурин был предан военно-окружному суду» [8, с. 226].

Одним из самых памятных мероприятий в торжественные дни стало посещение Николаем II 25 августа 1912 г. Инвалидного дома, где собрались ветераны и очевидцы войны. Всего их было пять, но особое впечатление оставил отставной фельдфебель Аким Бентенюк, служивший в 53-м пехотном Волынском полку, которому на тот момент было 122 года [5].

Установление советской власти в 1917 г. привело к коммеморации событий пролетарской борьбы, историческая память о Бородино в официальной пропаганде вплоть до середины 1930-х гг. не была актуализирована, в российском самосознании символы патриотизма, воинского долга, чести начинают ярче себя проявлять тогда, когда власти испытывают в них нужду.

Великая Отечественная война напомнила людям о героях страны,

И.В. Сталин провозгласил их примером для подражания. Трагические страницы

Великой Отечественной войны не могли быть забыты в нашей стране, герои

войны стали использоваться в коммеморативных практиках. В годы войны

и в послевоенное время память начинает стихийно «складывается» в первую

93

очередь обществом, появляются стихи (Ольга Берггольц, Михаил Исаковский и др.), выпускаются фильмы («Два бойца», «В шесть часов вечера после войны» и др.), пишутся картины (Александр Дейнека - «Оборона Севастополя», Александр Лактионов - «Письмо с фронта» и др.). Но 9 мая после победы в войне не становится традиционным днем памяти, с 1947 г. это обычный рабочий день.

В 1964 г. Первым секретарем КПСС становится Л.И. Брежнев. Чтобы снискать у народа поддержку, он своим указом возвращает в сферу культурной жизни населения День Победы, который вновь становится нерабочим праздничным днем. Учреждается юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. шести городам (Ленинграду, Киеву, Волгограду, Севастополю, Одессе, Москве), а также Брестской крепости было официально присвоено почетное звание «Город-Герой» и «Крепость-Герой». С этого времени по указу правительства начинается масштабное увековечивание памятных мест времен Великой Отечественной войны, увеличивается список награжденных званием «Герой Советского Союза».

В коммеморативные практики входит праздничный салют: приказ министра обороны СССР Маршала Советского Союза Р. Малиновского от 9 мая 1965 г. гласит: «В ознаменование этой славной даты приказываю: сегодня, 9 мая, в 21 час по местному времени произвести салют в столице нашей Родины Москве, в столицах союзных республик, в городах-героях: Ленинграде, Волгограде, Севастополе и Одессе, в городах, где расположены управления войсками военных округов и флотов, а также в городах: Бресте, Брянске, Горьком, Грозном, Днепропетровске, Донецке, Иркутске, Красноярске, Курске, Мурманске, Новороссийске, Омске, Орджоникидзе, Орле, Петропавловске-Камчатском, Смоленске, Туле, Харькове, Челябинске, Южно-Сахалинске тридцатью артиллерийскими залпами».

Из материалов газеты «Труд» можно понять, как масштабно проходило празднование 9-го Мая в городах СССР и в первую очередь в городах-героях

94

и в крепости-герое Бресте: «Ленинград: Вчера в 12 часов здесь начался парад Ленинградского гарнизона. Его открыли воспитанники суворовского училища. На площади - боевая техника. Грохочут танки, машины-амфибии, торжественно движутся прославленные "катюши". Следом появляются ракетчики. Кончается военный парад на Дворцовой площади - и празднество "передислоцируется" на Неву. Здесь выстроились корабли Дважды краснознаменной Балтики. Командующий военно-морским парадом адмирал И.И. Байков объезжает на быстроходном катере строй кораблей, по незыблемой традиции открываемый легендарной "Авророй". Среди боевых судов, бросивших якори на Неве, крейсер "Варяг". Это имя сейчас носит один из самых современных кораблей советского Военно-морского флота. До поздней ночи продолжались празднества в городе Ленина. Сотни тысяч ленинградцев вновь заполнили набережные Невы, над которой прогремели залпы праздничного салюта. <...> Брест: В 11 часов после парада гарнизона начался митинг. К жителям города, к гостям его, ко всем защитникам Брестской крепости обратился легендарный защитник крепости Герой Советского Союза Пётр Михайлович Гаврилов. Он не один приехал в Брест. Здесь же гостят С. Матевосян, П. Котельников, Р. Семенюк, другие герои первых дней войны на брестской земле. А в 21:00 9 мая 1965 г. в Бресте впервые прозвучали мирные залпы: так город отсалютовал Дню Победы, так он поздравил свою крепость с геройским званием, с орденом Ленина и Звездой Героя» [3].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1965 г. было внесено дополнение к закону СССР от 1 сентября 1939 г. «О всеобщей воинской обязанности», п. 2 гласил: «Предоставлять с 1965 г. отсрочку от призыва на действительную военную службу студентам, обучающимся в дневных, вечерних и заочных высших учебных заведениях, их филиалах, факультетах и отделениях, а также в заводах-втузах, до получения высшего образования».

В преддверии 20-летнего юбилея Дня Победы издавались указы

о присвоении звания Героя Советского Союза за образцовое выполнение

боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецко-фашистскими

захватчиками в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом

95

отвагу и геройство. Таким образом, это звание присвоили младшему лейтенанту Борисову Михаилу Алексеевичу, сержанту Боровиченко Марии Сергеевне, полковнику Борсоеву Владимиру Бузинаевичу и др.

В газетах «Звезда» и «Труд» публикуются материалы к юбилею Победы. Например, в «Звезде» от 7 февраля 1965 г. появляется статья «Богатырь земли уральской» о разведчике И.Н. Лысенко. «Труд» от 8 апреля 1965 г. опубликовал репортаж из Мурманска о встрече двух людей, прошедших войну, а также о душевной щедрости мурманчан в годы войны.

Дань памяти героям Отечественных войн 1812 и 1941-1945 гг. была инициирована стихийно обществом, лишь через 20 лет актуализация исторической памяти была поддержана властью, атрибутируется, становится традицией. Коммеморативные практики в основном демонстрируют военную мощь и силу государства наряду с общественными практиками, которые в большей мере сохраняют дань памяти героям.

Список литературы

1. Земцов В.Н. Память, убивающая прошлое (О праздновании юбилеев Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.) // Запад, Восток и Россия: историческая политика и политика памяти. Екатеринбург, 2014. С. 169.

2. Исторический календарь. Десять веков российской империи (от князя Владимира до Николая II) / сост. В.В. Алексеев, В.А. Степанов. Донецк: Сталкер, 1996. С. 528.

3. Ликуют герои: люди, города, крепости // Труд: газ. 1965. № 109. С. 3.

4. Лиманова С.А. Столичные торжества Российской империи в царствование Николая II. Кучково поле, 2017. С. 364.

5. Очевидцы войны 1812 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ru-sled.ru/ochevidcy-vojny-1812-goda/ (дата обращения: 18.05.2021).

6. Сахаров А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX в. М.: АСТ-ЛТД, 1998.

С. 544.

7. Сталин И.В. Речь на Красной площади 7 ноября 1941 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marxists.org/russkij/stalin/t15/t15_14.htm (дата обращения: 18.05.2021).

8. Юбилейные торжества в память 100-летия Отечественной войны 1812 г. в высочайшем присутствии. Бородино. Москва. Смоленск: альбом. М.: Полиформ, 2012. С. 320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.