Научная статья на тему 'Комитеты совета директоров в акционерных обществах с государственным участием: к вопросу о совершенствовании корпоративного законодательства'

Комитеты совета директоров в акционерных обществах с государственным участием: к вопросу о совершенствовании корпоративного законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ / КОМИТЕТ ПРИ СОВЕТЕ ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНОМ СОВЕТЕ) / КОМИТЕТ ПО АУДИТУ / ОРГАН ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / PUBLIC JOINT STOCK COMPANY / CORPORATE GOVERNANCE / BOARD OF DIRECTORS / COMMITTEE UNDER THE BOARD OF DIRECTORS (SUPERVISORY BOARD) / AUDIT COMMITTEE / BODY OF A LEGAL ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филякина Д.Д.

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью комитетов при совете директоров (наблюдательном совете) акционерных обществ, акции которых принадлежат Российской Федерации. Проводится краткий обзор корпоративного управления шести акционерных обществ с государственным участием. Исследование основано на анализе внутренних локальных корпоративных актов рассматриваемых обществ, актуального законодательства, российской и зарубежной правовой доктрины. Автор приходит к выводу, что чаще всего в акционерных обществах с государственным участием при совете директоров (наблюдательном совете) создаются комитеты по аудиту, комитеты по стратегии, а также по кадрам и вознаграждениям. Деятельность комитета по аудиту в свете изменений акционерного законодательства подвергнута более подробному анализу. В результате исследования формулируются авторские выводы о положительной динамике в области совершенствования российского корпоративного управления и о перспективах развития инструментов такого управления, обозначается место комитетов при совете директоров в иерархии органов хозяйственных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMITTEES OF THE BOARD OF DIRECTORS IN JOINT-STOCK COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION: ON THE ISSUE OF IMPROVING CORPORATE LEGISLATION

This article discusses issues related to the activities of committees under the board of directors (supervisory board) of joint stock companies whose shares are owned by the Russian Federation. A brief review of the corporate governance of six joint-stock companies with state participation is under way. The study is based on the analysis of the internal regulatory acts of the societies under consideration, current legislation, and Russian and foreign legal doctrine. The author comes to the conclusion that most often in joint stock companies with state participation, audit committees, strategy committees, as well as personnel and remuneration committees are created under the board of directors (supervisory board). The activities of the audit committee in the light of changes in shareholder legislation are analyzed in more detail. As a result of the research, author’s conclusions are formulated on the positive dynamics in the area of improving Russian corporate governance and on the development prospects of such management tools, the place of the committees of the board of directors in the hierarchy of business company’s bodies is indicated.

Текст научной работы на тему «Комитеты совета директоров в акционерных обществах с государственным участием: к вопросу о совершенствовании корпоративного законодательства»

------ ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО --------------------------

DOI: 10.18287/2542-047X-2019-5-3-126-133 УДК 346.52

Д. Д. Филякина

Дата поступления статьи: 17/VIII/2019 Дата принятия статьи: 3/IX/2019

КОМИТЕТЫ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ В АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ: К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

© Филякина Дарья Дмитриевна (darya@filyakina.ru), аспирант кафедры граждaнского права, Кубанский государственный агрaрный университет имени И. Т. Трубилина, 350044, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Кялинина, 13.

Тема планируемой кандидатской диссертации: «Защита прав публично-правовых образований как акционеров при реорганизации корпораций». Автор 3 научных публикаций, в том числе научной статьи «К вопросу о понятии и формах реорганизации корпораций» (2018).

Область научных интересов: гражданское право, предпринимательское право, корпоративное право.

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью комитетов при совете директоров (наблюдательном совете) акционерных обществ, акции которых принадлежат Российской Федерации. Проводится краткий обзор корпоративного управления шести акционерных обществ с государственным участием. Исследование основано на анализе внутренних локальных корпоративных актов рассматриваемых обществ, актуального законодательства, российской и зарубежной правовой доктрины. Автор приходит к выводу, что чаще всего в акционерных обществах с государственным участием при совете директоров (наблюдательном совете) создаются комитеты по аудиту, комитеты по стратегии, а также по кадрам и вознаграждениям. Деятельность комитета по аудиту в свете изменений акционерного законодательства подвергнута более подробному анализу. В результате исследования формулируются авторские выводы о положительной динамике в области совершенствования российского корпоративного управления и о перспективах развития инструментов такого управления, обозначается место комитетов при совете директоров в иерархии органов хозяйственных обществ.

Ключевые слова: публичное акционерное общество; корпоративное управление; совет директоров; комитет при совете директоров (наблюдательном совете); комитет по аудиту; орган юридического лица.

Цитирование. Филякина Д. Д. Комитеты совета директоров в акционерных обществах с государственным участием: к вопросу о совершенствовании корпоративного законодательства // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т 5. № 3. С. 126-133. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-047X-2019-5-3-126-133.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

DOI: 10.18287/2542-047X-2019-5-3-126-133 Submitted: 17/УШ/2019

UDC 346.52 Accepted: 3/IX/2019

D. D. Filyakina

COMMITTEES OF THE BOARD OF DIRECTORS IN JOINT-STOCK COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION: ON THE ISSUE OF IMPROVING CORPORATE LEGISLATION

© Filyakina Darya Dmitrievna (darya@filyakina.ru), postgraduate student, Department of Civil Law, Kubаn State Agrarian University, 13, Kalinina Street, Krasnodar, 350044, Russian Federation.

Subject of planned Candidate’s thesis: «Protection of the rights of public law entities as shareholders during the reorganization of corporations». Author of 3 scientific works, including scientific paper «On the Concept and Forms of Reorganization of Corporations» (2018).

Research interests: civil law, business law, corporate law.

ABSTRACT

This article discusses issues related to the activities of committees under the board of directors (supervisory board) of joint stock companies whose shares are owned by the Russian Federation. A brief review of the corporate governance of six joint-stock companies with state participation is under way. The study is based on the analysis of the internal regulatory acts of the societies under consideration, current legislation, and Russian and foreign legal doctrine. The author comes to the conclusion that most often in joint stock companies with state participation, audit committees, strategy committees, as well as personnel and remuneration committees are created under the board of directors (supervisory board). The activities of the audit committee in the light of changes in shareholder legislation are analyzed in more detail. As a result of the research, author’s conclusions are formulated on the positive dynamics in the area of improving Russian corporate governance and on the development prospects of such management tools, the place of the committees of the board of directors in the hierarchy of business company’s bodies is indicated.

Key words: public joint stock company; corporate governance; board of directors; committee under the board of directors (supervisory board); audit committee; body of a legal entity.

Citation. Filyakina D. D. Komitety soveta direktorov v aktsionernykh obshchestvakh s gosudarstvennym uchastiem: k voprosu o sovershenstovanii korporativnogo zakonodatel ’stva [Committees of the board of directors in joint-stock companies with state participation: on the issue of improving corporate legislation]. Iuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Juridical Journal of Samara University], 2019, Vol. 5, no. 3, pp. 126-133. DOI: https://doi. org/10.18287/2542-047X-2019-5-3-126-133 [in Russian].____________________________________________

Вопросы развития института комитетов совета директоров в акционерных обществах с государственным участием занимают особое место среди актуальных задач совершенствования корпоративного управления в России. Важным инструментом повышения эффективности деятельности советов директоров и качества системы корпоративного управления является создание узконаправленных комитетов при советах директоров (наблюдательных советах).

Для обеспечения интересов государства в акционерных обществах, акции которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, создания эффективных инструментов внешнего и внутреннего аудита, а также организации единого подхода в данной области в настоящее время существует ряд документов, имеющих чисто рекомендательный характер (отнесем к ним Кодекс корпоративного управления [1] и методические рекомендации Росимущества [2]).

В ходе исследования нами была проанализирована ситуация в области корпоративного управления в следующих акционерных обществах с участием Российской Федерации: ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Феде-

ральная гидрогенерирующая компания - РусГи-дро», ПАО «Сбербанк России», Банк ВТБ (ПАО), ОАО «РЖД».

Исследование показало, что наиболее популярными в российской корпоративной практике являются: комитеты по аудиту, тем более что с 1 июля 2020 года на публичные акционерные общества (далее - ПАО) возлагается обязанность проводить внутренний аудит, организовывать систему управления рисками и внутреннего контроля [3]; по стратегии (стратегическому планированию); по кадрам, в том числе назначениям, и вознаграждениям. Функции каждого конкретного комитета даже с идентичными названиями в различных акционерных обществах будут отличаться в зависимости от сферы деятельности компании, в которой комитет создан.

Комитеты действуют на основе положений, утверждаемых советами директоров. На наш взгляд, в целях упорядочивания полномочий и ответственности каждого члена конкретного комитета совета директоров общества, а также для лучшего раскрытия потенциала самого комитета обязательно наличие положения о нем. Данные положенияотносятсяквнутреннимдокументамюри-

дического лица или, как более точно было указано Лесковой Ю. Г. и Диденко А. А. [4, с. 20], к корпоративным актам ненормативного характера.

Значение указанных документов не следует занижать и принимать их советы «шаблонно», не концентрируя внимания на детальной разработке их положений. Здесь логично обратиться к судебной практике, показывающей нам должную важность работы комитетов при совете директоров (наблюдательном совете) и их членов, полномочия которых должны быть легитимны. В апелляционном определении Московского городского суда указано, что доводы представителя истца о фактическом исполнении трудовых обязанностей истца в качестве члена Комитета по аудиту при Совете ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» признаны судом первой инстанции обоснованно несостоятельными, в связи с тем что предметом исковых требований установление факта трудовых отношений после расторжения с истцом трудового договора 23.12.2016 не было, доказательств продолжения трудовых отношений после увольнения истцом не представлено, а само ее участие в заседаниях Комитета по аудиту при совете ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» не свидетельствует о наличии таких отношений между истцом и ответчиком [5]. Здесь имеется в виду отсутствие оснований для участия лица в заседаниях комитета, и, соответственно, появляется возможность ставить под сомнение решения такого комитета.

Рассмотрим более подробно, каким комитетам в настоящее время отдается предпочтение крупнейшими российскими акционерными обществами. Начнем разбирать данный вопрос с глобальной энергетической компании страны - ПАО «Газпром». Здесь при совете директоров созданы комитет по аудиту; комитет по назначениям и вознаграждениям; а также комиссия по вопросам укрепления платежной дисциплины при поставках природного газа на внутреннем рынке Российской Федерации [6], которая по своим функциональным характеристикам соответствует работе комитета. Наличие всего трех консультативных органов для совета директоров в одной из ведущих компаний мира в секторе энергетики никоим образом не сказывается на эффективности ек управления. Комитет совета директоров по аудиту в ПАО является одним из субъектов четко выстроенной системы внутреннего контроля организации в части ее финансово-хозяйственной деятельности, а также реализует тесное взаимодействие с внешними аудиторами общества.

В ПАО «НК ‘‘Роснефть’’» на данный момент функционируют три постоянно действующих комитета совета директоров: по аудиту; по кадрам и вознаграждениям; по стратегическому планированию [7]. Указанные органы формируются из членов совета директоров, которые не являются исполнительными директорами, а возглавляются независимыми директорами. Главенствующая функция комитетов - предварительное рассмотрение наиболее важных вопросов и подготовка

рекомендаций совету директоров для принятия окончательных решений по этим вопросам, таким образом, комитеты выступают в обществе как консультативно-совещательные органы.

В крупнейшем российском энергетическом холдинге ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро» образовано шесть комитетов при совете директоров: по вопросам развития энергетики Дальнего Востока; по стратегии; по аудиту; по кадрам и вознаграждениям (номинациям); по инвестициям; по надежности, энергоэффективности и инновациям [8]. Здесь мы также наблюдаем рекомендательный характер решений комитетов. Приоритетными функциями комитета по аудиту выступает в первую очередь функция контроля за финансовой отчетностью общества, системой внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, а также обеспечение независимости и объективности внутреннего и внешнего аудита.

В банковской сфере, на наш взгляд, руководство действует более прогрессивно в сфере приоритетов управления. В ПАО «Сбербанк России» создано 5 комитетов: по аудиту; по кадрам и вознаграждениям; по информационным технологиям; по стратегическому планированию и по управлению рисками [9]. Последний комитет создан в 2018 году с выделением полномочий разработки квалифицированных рекомендаций наблюдательному совету, что позволяет организации выработать верную практику в налаживании системы управления рисками и функционирования в современных экономических реалиях. В банке, в отличие от ранее рассмотренных компаний, разделены аудиторские полномочия и полномочия по управлению рисками и капитала Группы ПАО «Сбербанк».

Банк ВТБ (ПАО) имеет при наблюдательном совете 3 комитета: по аудиту (наделенный достаточно широким кругом полномочий); кадрам и вознаграждениям; стратегии и корпоративному управлению [10]. Здесь стоит обратить внимание на последний комитет, являющийся признанием корпоративного управления необходимым элементом для эффективной работы всей организации. К основным задачам данного комитета относятся установление стратегии приоритетов в развитии банка с поддержкой и совершенствованием системы корпоративного управления и управления собственным капиталом банка. Это подтверждает, что устойчивое развитие организации возможно при тесном взаимодействии системы корпоративного управления и долгосрочных стратегических элементов ее деятельности.

В ОАО «РЖД» функционирует три комитета при совете директоров: по стратегическому планированию; по аудиту и рискам; по кадрам и вознаграждениям [11]. Исследователи практики организации управления в данном акционерном обществе связывают повышение уровня корпоративного управления и эффективность внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности

в компании с налаженной системой организации работы комитета по аудиту и рискам совета директоров, который обеспечивает своевременную и качественную подготовку материалов для него, тем самым противодействуя мошенничествам и коррупции внутри корпорации [12, c. 65].

Комитеты, назначаемые ответом, занимаются конкретными вопросами и принимают обоснованные решения в рамках делегированных полномочий, а также выносят конкретные рекомендации ответу по вопросам каждый в своей области или сфере компетенции. Все решения комитетов представляются совету для информации или утверждения.

Чтобы обеспечить более сфокусированное внимание на делах корпорации, совет директоров делегирует определенные полномочия комитетам совета, созданным для этой цели, которые подробно изучают вопросы, прежде чем они будут переданы на рассмотрение совета. Таким образом, комитеты вносят ощутимый вклад для гармоничного функционирования компании, подготавливая основу для принятия высокоэффективных решений советом директоров.

Комитеты позволяют совету директоров: решать значительное количество задач с большей эффективностью, заставляя экспертов сосредоточиться на конкретных областях; развивать предметную экспертизу в таких вопросах, как корпоративное управление, управление рисками, финансовая отчетность; повышать объективность и независимость решений совета.

Большая специализация и тонкости современной работы совета директоров являются одной из причин более широкого использования комитетов. Причины здесь можно выделить следующие:

- разделение обязанностей у различных комитетов;

- больше участников становятся вовлеченными в число названных комитетов;

- специальные навыки членов комитетов могут быть использованы для лучшего преимущества в решении текущих проблем;

- неопытные члены обретают уверенность, а рассмотрение вопросов может стать более детализированным.

Залогом успешной деятельности корпораций с участием РФ является такой инструмент корпоративного управления, как комитет по аудиту. 19 июля 2018 года был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘Об акционерных обществах’’». В нем установлена обязанность по формированию комитета по аудиту в публичных акционерных обществах.

Согласно информационному сообщению Минфина России от 07.08.2018 № ИС-аудит-24 «О новом законодательстве в области аудиторской деятельности» [13], целью формирования комитета по аудиту является предварительное внутреннее рассмотрение вопросов контроля финансово-хозяйственной деятельности ПАО. Указывается, что одним из основных направлений функцио-

нирования комитета выступает взаимодействие с внешним аудитором компании и систематическое наблюдение за его работой. Данная деятельность комитета призвана обеспечить доверие акционеров ПАО в отношении независимости и качества аудита компании; всестороннее рассмотрение проблем и рисков деятельности компании, выявленных внешним аудитором, неформальное, эффективное взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета) с внешним аудитором.

Первые комитеты по аудиту появились в 1939 году в США, но в большинстве компаний так и не были востребованы до 1977 года. В начале 2000-х годов произошли серьезные корпоративные потрясения с банкротством крупнейших американских компаний, которые показали отсутствие эффективности в абсолютном саморегулировании контроля финансовой и хозяйственно-экономической деятельности хозяйствующих субъектов как метода обеспечения качества аудита компаний. И как следствие - в 2002 году в США был принят закон Сорбайнс-Оксли (SOX), который усилил ответственность менеджмента компании и роль комитетов по аудиту при советах директоров [14, с. 205]. Настало время, чтобы комитет по аудиту утвердил свою уникальную роль в качестве профессионального консультанта перед советом директоров по всем вопросам управления рисками и вынесения решений по финансовой отчетности, а также для укрепления доверия между корпоративными группами, особенно акционерами.

Финансовые неудачи в Соединенных Штатах обратили на себя пристальное внимание мирового сообщества, но подобные ситуации повторялись не только в США. В британской компании Allied Carpets были выявлены существенные финансовые нарушения. Цена акций упала до предела, руководители были уволены, в 2008 году в отношении компании была начата процедура банкрот-ства[15]. В период с 2005 по 2007 год было подано более 3000 пересмотренных отчетов о прибылях и убытках, что является убедительным доказательством необходимости уделять больше внимания надежности в процессе аудита.

Комитет по аудиту, выполняя ряд поставленных перед ним задач, подходит для оценки риска, стоимости и результатов реорганизации и реструктуризации акционерных обществ, а также для обеспечения согласованности стратегических целей в финансовой деятельности компании.

При создании комитет по аудиту становится полностью независим от исполнительных органов акционерного общества, что гарантирует защиту интересов акционеров в отношении контроля за финансовой отчетностью компании. Для достижения данной цели комитет по аудиту обязан регулярно предоставлять совету директоров отчеты об осуществлении контроля полноты и достоверности финансовой деятельности общества.

В доктрине отсутствует единый подход к формированию состава комитета по аудиту. С одной стороны, существует позиция, что все директора,

входящие в состав комитета по аудиту, должны быть независимы [16, c. 19]. Другими исследователями высказывается мнение о том, что комитет по аудиту должен состоять из членов совета директоров, а председателем обязательно должен выступать независимый директор [12, c. 56]. Кодексом корпоративного управления рекомендовано формировать комитет по аудиту только из независимых директоров, причем по крайней мере один из независимых директоров - членов данного комитета должен обладать опытом и знаниями в области подготовки, анализа, оценки и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности [1].

Не стоит забывать, что члены комитета по аудиту относятся к лицам, отвечающим в том числе за эффективное корпоративное управление в обществе. В связи с этим неимоверно важно скрупулезно и ответственно подходить к выбору и назначению членов в данный комитет, ведь профессионализм и эффективность их работы будет сказываться на финансово-хозяйственной деятельности всей корпорации.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-Фз (в ред. 15.04.2019) «Об акционерных обществах»[17], в статье 66 регулирует вопросы избрания совета директоров акционерного общества, но каких-либо требований, касающихся квалификации и/или профессионального опыта кандидатов, претендующих на избрание в состав комитетов, не содержит. Однако Банк России в целях совершенствования корпоративного управления и внедрения его лучших практик на российском финансовом рынке рекомендует к применению публичными акционерными обществами типовые положения о совете директоров и о комитетах совета директоров публичного акционерного общества [18]. В данных положениях уже усматриваются некоторые требования, предъявляемые к кандидатам в члены совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ.

В зарубежных странах создана обширная база для совершенствования практики правления в секторе акционерных обществ с участием государства. Такие акционерные общества именуются State-Owned Enterprises (SOE).

В различных зарубежных законодательствах установлены минимальные квалификационные критерии для отбора и назначения членов советов директоров акционерных обществ. Данные критерии чаще всего связаны с образованием, профессиональным опытом и компетентностью кандидатов и разработаны для того, чтобы способствовать более сбалансированному составу совета директоров (в том числе комитетов при них) и оптимизировать процесс оценивания их деятельности. Однако в некоторых случаях пробел между законом и практикой образуется из-за отчасти слабой ответственности в вопросах управления государственной собственностью.

К примеру, в Китае, согласно Положению о государственных активах предприятий, директора должны иметь профессиональные знания и ком-

петентность, наличие «хорошего характера» также является одной из обязательных квалификаций [19, с. 14]. В Индии квалификационные критерии разрабатываются отраслевым министерством, контролирующим определенное предприятие, совместно с рекомендациями соответствующего предприятия, и они обычно варьируются в зависимости от функциональной роли заинтересованного директора [19, с. 14]. В Марокко проект закона о государственном управлении и финансовом контроле государственных предприятий и учреждений (Etablissements et Entreprises Publics: EEPs) требует создания прозрачного и институционализированного механизма назначения членов совета директоров на основе заранее определенных критериев отбора [19, с. 15]. В Малайзии Малайзийской академии директоров (MINDA) поручено разработать и создать Реестр директоров, из которого комитетам по назначениям предлагается выбирать потенциальных членов совета директоров. Лидерские качества, национальный и региональный опыт включены в критерии. В настоящее время большинство членов совета директоров SOE являются отставными специалистами или государственными служащими из министерства финансов или соответствующих отраслевых министерств. Кандидаты идентифицируются в основном по рекомендациям и знакомствам, как говорится, «из уст в уста» [19, с. 15].

Такое разнообразие отражает институциональные механизмы в практике управления SOE. Различные законодательные правила о корпоративном управлении, уровень участия государства в акционерных обществах и в некоторой степени установление квалификационных и профессиональных требований к членам советов директоров определяют преобладающую практику в общем корпоративном секторе на международном уровне. Процессы, применяемые правительствами для назначения членов совета директоров SOE, зависят от степени, в которой государство централизовало и профессионализировало свою функцию владения компанией, размера доли участия государства в SOE и баланса между коммерческими и некоммерческими приоритетами. Обеспечение сильной автономной роли советов директоров SOE является проблемой, с которой сталкивается большинство стран, и предстоит еще многое сделать для повышения работоспособности и эффективности деятельности совета директоров путем внедрения желательных стандартов управления и подотчетности, установленных в Руководящих принципах OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) по корпоративному управлению.

Бесспорно, в современной корпоративной практике комитеты при совете директоров (наблюдательном совете) можно смело отнести к органам юридического лица, ведь такие определяющие признаки органа, как порядок образования, состав, организационная структура, собственная узкая компетенция и определенные локальным актом полномочия, легко просматриваются и в от-

ношении комитетов. Каково тогда же их место в иерархии органов хозяйственного общества?

Здесь нам стоит обратиться к лаконичной дифференцированной классификации органов юридического лица по выполняемым функциям, предложенной С. Д. Могилевским. Помимо общих и специальных, он выделяет категорию вспомогательных органов, характеризуя их как органы, существующие как бы внутри органов юридического лица и обеспечивающие их деятельность [20, с. 137-138]. В этой связи представляет интерес решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону, в котором было указано, что в акционерном обществе существует специализированный комитет при совете директоров по вознаграждениям и компенсациям, полномочия которого достаточно широки в части назначения вознаграждений и компенсаций председателю правления банка и обоснования такого назначения/не назначения [21]. Указанные полномочия реализуются комитетом в виде предоставления рекомендаций совету директоров.

Изучив положения о различных комитетах вышерассмотренных акционерных обществ, можно выделить одну прослеживаемую в них функцию - консультативно-совещательную, посредством которой комитеты помогают (содействуют) совету директоров (наблюдательному совету) квалифицированными рекомендациями реализовывать грамотное и эффективное управление обществом. Таким образом, проанализированное выше определение вспомогательных органов юридического лица непосредственно отражает суть рассматриваемых комитетов.

Комитеты за свою деятельность несут ответственность перед советом директоров (наблюдательным советом), в то время как члены совета директоров всегда несут ответственность за работу своих комитетов перед обществом или акционерами (абз. 2 ч. 2 ст. 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах»), позволяя последним сосредоточиться на углубленном исследовании вопросов, входящих в их компетенцию. Тем не менее комитеты способны дестабилизировать систему управления до такой степени, что они могут скрыть прямую ответственность совета директоров перед акционерами общества и ослабить целостность совета. Следовательно, важно понимать ясность делегированных полномочий и обеспечивать для комитетов невозможность фактического исполнения ими роли совета директоров посредством предоставления комитетам официально установленных в положениях о них выполняемых функций, одновременно предоставляя им возможность оценивать эффективность рекомендаций, используя свои собственные критерии.

Проведенное исследование позволяет нам заключить, что приоритетное лидирующее место среди комитетов при совете директоров (наблюдательном совете) в акционерных обществах с участием Российской Федерации, несомненно, за-

нимает комитет по аудиту, функции которого уже вовсю реализуются с позиций взаимодействия внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления и проведения внутреннего и внешнего аудита с учетом противодействия нарушениям финансового и корпоративного законодательства, а также прав и законных интересов акционеров обществ, в том числе РФ.

Внутренний аудит как инструмент защиты прав акционеров и повышения эффективности деятельности развивается в российских акционерных обществах с начала 2000-х годов, о внутреннем аудите сказано в Кодексе корпоративного управления, с 2005 года - в правилах по аудиту листинговых компаний для фондовых бирж, внутренний аудит регулируется специальным законодательством в отдельных сферах деятельности, но на уровне акционерного законодательства это понятие введено только в 2018 году.

В связи с данными выводами следует предположить, что создание комитета по аудиту в ПАО позволит акционерам публичного акционерного общества быть уверенными в том, что качество исследования соответствует современным актуальным стандартам, аудит корпорации отражает реальное состояние дел, а степень независимости внутреннего аудита от менеджмента компаний достигнет более прогрессивного уровня.

Библиографический список

1. Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // Вестник Банка России. № 40. 18.04.2014. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70540276.

2. Приказ Росимущества от 20 марта 2014 № 86

«Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Комитетов по аудиту Совета директоров в акционерном обществе с участием Российской Федерации»; приказ Росимущества от 04 июля 2014 № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации». Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.07.2019). URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosimushchestva-

ot-04072014-n-249-ob.

3. Федеральный закон от 19.07.2018 (последняя редакция) № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘Об акционерных обществах’’» // СЗ РФ. № 30. Ст. 4544. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_302836.

4. Лескова Ю. Г., Диденко А. А. Корпоративные акты как источники корпоративного права // Журнал предпринимательского и корпоративного права.

2016. № 4. С. 15-20. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=27508001.

5. Московский городской суд. Апелляционное определение от 22.09.2017 по делу № 33-33633/2017. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=SOCN&n=952887#001830525133052019 (дата обращения: 21.07.2019)

6. Структура корпоративного управления ПАО

«Газпром». URL: http://www.gazprom.ru/investors/

corporate-governance (дата обращения: 21.07.2019).

7. Комитеты Совета директоров. URL: https:// www.rosneft.ru/governance/corpboard/corpcommittees (дата обращения: 21.07.2019).

8. Комитеты при Совете директоров. URL: http://www.rushydro.ru/corporate/committees (дата обращения: 21.07.2019).

9. Комитеты Наблюдательного совета. URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/ corporate-governance/supervisory-board-committee (дата обращения: 21.07.2019).

10. Наблюдательный совет. URL: https://www. vtb.ru/akcionery-i-investory/korporativnoe-upravlenie/ nablyudatelnyj-sovet (дата обращения: 21.07.2019).

11. Структура ОАО «РЖД». Совет директоров ОАО «РЖД». URL: http://www.rzd. ru/ent/public/ru?STRUCTURE_ID=5185&layer_ id=5554&id=5408#6059 (дата обращения: 21.07.2019).

12. Иванов О. Б., Степашин С. В. Система организации работы комитета по аудиту совета директоров крупной компании холдингового типа (практика ОАО «Российские Железные Дороги») // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика.

2015. № 2. С. 55-66. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23770611.

13. Информационное сообщение Минфина

России от 07.08.2018 № ИС-аудит-24 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и

комментарии». URL: https://www.minfin.ru/ru/

document/?group_type=&q_4=%D0%98%D0%A1-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82-24&DOCUMENT_NUMER_4 = &M_DATE_ from_4=&M_DATE_to_4=&P_DATE_from_4=&P_ DATE_to_4=&t_4 = 3 5 3 6432 81&order_4=P_ DATE&dir_4=DESC (дата обращения: 21.07.2019).

14. Carol Padgett. Corporate Governance. Theory and practice. - Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2012.240 p.

15. Sherman H. David, Carey Dennis, Brust Robert. The Audit Committee’s New Agenda // Harvard Business Review, the june 2009 issue. URL: https://hbr. org/2009/06/the-audit-committees-new-agenda.

16. Филатов А., Кузнецов М., Севастьянова О.,

Джураев Э. Организация работы совета директоров: практические рекомендации. М.: Альпина

Паблишер, 2014. 172 с. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=27903590.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. 15.04.2019 г.) «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743.

18. Письмо Банка России от 15.09.2016 № ИН-

015-52/66 «О положениях о совете директоров и о комитетах совета директоров публичного акционерного общества». Доступ из СПС

«КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.07.2019). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71393158.

19. Professionalising Boards of Directors of State-Owned Enterprises: Stocktaking of National Practices. OECD, 2018. 33 p. URL: https://www.oecd.org/ corporate/Professionalising-boards-of-directors-of-SOEs.pdf (дата обращения: 24.07.2019).

20. Могилевский С. Д. Органы управления

хозяйственными обществами: правовой аспект:

дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03. М., 2001. 375 с. URL: https://www.lawbook.org.ua/aa/12.00.03/2016/02 /01/030522038.doc.html.

21. Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 15 января 2016 года по делу № 2-197/2016. URL: https://sudact.ru/regular/

doc/ViW1eNF74JVg/?regular-txt=%D0%BA% D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5 %D1%82+%D0%BF%D0%BE+%D0%B2%D0 %BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B3% D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5 %D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC&regul ar-case_doc=&regular-lawchunkinfo=&regular-doc_type=&regular-date_from=&regular-date_ to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&_=1563658212162&snippet_ pos=3558#snippet (дата обращения: 21.07.2019).

References

1. Pis ’mo Banka Rossii ot 10.04.2014 № 06-52/2463 «O Kodekse korporativnogo upravleniya» [Letter of the Bank of Russia dated 10.04.2014 № 06-52/2463 «On the Corporate Governance Code”]. «Vestnik Banka Rossii» [Bank of Russia Bulletin], no. 40, 18.04.2014. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70540276 [in Russian].

2. Prikaz Rosimushchestva ot 20 marta 2014

№ 86 «Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsii po organizatsii raboty Komitetov po auditu Soveta direktorov v aktsionernom obshchestve s uchastiem Rossiiskoi Federatsii»; prikaz Rosimushchestva ot 04 iyulya 2014 № 249 «Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsii po organizatsii raboty vnutrennego audita v aktsionernykh obshchestvakh s uchastiem Rossiiskoi Federatsii» [Order of the Federal Property Management Agency dated March 20, 2014 № 86 «On approval of the Methodological recommendations on the organization of work of the Audit Committees of the Board of Directors in a joint stock company with the participation of the Russian Federation»; Order of the Federal Property Management Agency dated July 4, 2014 № 249 «On approval of Methodological recommendations for organizing the work of internal audit in joint-stock companies with the participation of the Russian Federation»]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus» (accessed 02.07.2019). Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosimushchestva-ot-

04072014-n-249-ob [in Russian].

3. Federal’nyi zakon ot 19.07.2018 (poslednyaya redaktsiya) № 209-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal’nyi zakon «Ob aktsionernykh obshchestvakh» [Federal Law as of 19.07.2018 (last revision) № 209-FZ «On amendments being made to the Federal Law On Joint-Stock Companies»]. SZRF [Collected Legislation of the Russian Federation], no. 30, Article 4544. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_302836 [in Russian].

4. Leskova Yu. G., Didenko A. A. Korporativnye akty kak istochniki korporativnogo prava [Corporate acts as a source of corporate law]. Zhurnal predprinimatel’skogo i korporativnogo prava [Journal of entrepreneurship and corporate law], 2016, no. 4, pp. 15-20. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27508001 [in Russian].

5. Moskovskii gorodskoi sud. Apellyatsionnoe opredelenie ot 22.09.2017 po delu № 33-33633/2017 [Moscow City Court. Appelate decision as of 22.09.2017 with regard to case № 33-33633/2017]. Retrieved from legal reference system ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=SOCN&n=952887#001830525133052019 (appeal date 21.07.2019) [in Russian].

6. Struktura korporativnogo upravleniya PAO «Gazprom» [Corporate governance structure of PJSC «Gazprom»]. Available at: http://www.gazprom.ru/

investors/corporate-governance (accessed 21.07.2019) [in Russian].

7. Komitety Soveta direktorov [Board of directors’

committees]. Available at: https://www.rosneft.ru/

governance/corpboard/corpcommittees (accessed 21.07.2019) [in Russian].

8. Komitety pri Sovete direktorov [Committees at the board of directors’]. Available at: http://www. rushydro.ru/corporate/committees (accessed 21.07.2019) [in Russian].

9. Komitety Nablyudatel’nogo soveta [Committees of the Supervisory Board]. Available at: https:// www.sberbank.com/ru/investor-relations/ corporate-governance/supervisory-board-committee (accessed 21.07.2019) [in Russian].

10. Nablyudatel’nyi sovet [Supervisory Board]. Available at: https://www.vtb.ru/akcionery-i-investory/ korporativnoe-upravlenie/nablyudatelnyj-sovet (accessed 21.07.2019) [in Russian].

11. Struktura OAO «RZhD». Sovet direktorov OAO

«RZhD» [Structure of PJSC «Russian Railways». Board of Directors of PJSC «Russian Railways»]. Available at: http://www.rzd.ru/ent/public/ru?STRUCTURE_

ID=5185&layer_id=5554&id=5408#6059 (accessed

21.07.2019) [in Russian].

12. Ivanov O. B., Stepashin C. V. Sistema organizatsii raboty komiteta po auditu soveta direktorov krupnoy kompanii kholdingovogo tipa (praktika OAO «Rossiyskiye Zheleznyye Dorogi») [Russian Railways Experience in Organizing Activities of the Audit Committee of the Board of Directors of a Large Holding Company]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice], 2015, no. 2, pp. 55-66. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=23770611 [in Russian].

13. Informatsionnoe soobshchenie Minfina Rossii ot 07.08.2018 № IS-audit-24 «Novoe v auditorskom zakonodatel’stve: fakty i kommentarii» [Informational announcement of the Ministry of Finance of Russia dated 07.08.2018 № IS-audit-24 «New in the auditing legislation: facts and comments»]. Available at: https://www.minfin.ru/ ru/document/?group_type=&q_4=%D0%98%D0%A1-%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%82-24&DOCUMENT_NUMER_4 = &M_DATE_ from_4=&M_DATE_to_4=&P_DATE_from_4=&P_ DATE_to_4=&t_4 = 3 5 3 6432 81&order_4=P_ DATE&dir_4=DESC (accessed 21.07.2019) [in Russian].

14. Carol Padgett. Corporate Governance. Theory and practice. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2012, 240 p. [in English].

15. Sherman H. David, Carey Dennis, Brust Robert. The Audit Committee’s New Agenda. Harvard Business Review from the June 2009 issue. Available at: https://

hbr.org/2009/06/the-audit-committees-new-agenda [in English].

16. Filatov A., Kuznetsov M., Sevast’yanova O., Dzhurayev E. Organizatsiya raboty soveta direktorov. Prakticheskie rekomendatsii [Organization of the work of the board of directors. Practical recommendations]. M.: Al’pina Pablisher, 2014, 172 p. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27903590 [in Russian].

17. Federal’nyi zakon ot 26 dekabrya 1995 g. № 208-FZ (v red. 15.04.2019 g.) «Ob aktsionernykh obshchestvakh» [Federal Law as of December 26, 1995 № 208-FZ (as amended by 15.04.2019) «On joint-stock companies»]. SZ RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 1996, no. 1, Article 1. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ [in Russian].

18. Pis’mo Banka Rossii ot 15.09.2016 № IN-

015-52/66 «O polozheniyakh o sovete direktorov i o komitetakh soveta direktorovpublichnogo aktsionernogo obshchestva» [Letter of the Bank of Russia dated 15.09.2016 № IN-015-52/66 «On Regulations on the Board of Directors and on Committees of the Board of Directors of a Public Joint-Stock Company»]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus» (accessed

02.07.2019). Available at: https://www.garant.ru/

products/ipo/prime/doc/71393158/ [in Russian].

19. Professionalising Boards of Directors of State-Owned Enterprises: Stocktaking of National Practices. OECD, 2018, 33 p. Available at: https://www.oecd. org/corporate/Professionalising-boards-of-directors-of-SOEs.pdf (accessed 24.07.2019) [in English].

20. Mogilevskiy S.D. Organy upravleniya khozyaistvennymi obshchestvami: pravovoi aspekt: dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.03 [Management bodies of economic societies: legal aspect: Doctoral of Laws thesis: 12.00.03]. M., 2001, 375 p. Available at: https:// www.lawbook.org.ua/aa/12.00.03/2016/02/01/0305220

38.doc.html [in Russian].

21. Reshenie Kirovskogo raionnogo suda g. Rostova-na-Donu ot 15 yanvarya 2016 goda po delu № 2-197/2016 [Decision of the Kirovsky District Court of Rostov-on-Don dated January 15, 2016 with regard to ease № 2-197/2016]. Available at: https:// sudact.ru/regular/doc/ViW1eNF74JVg/?regular-tx t=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1 %82%D0%B5%D1%82+%D0%BF%D0%BE+% D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0 %D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4 %D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC& regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=&regular-doc_type=&regular-date_from=&regular-date_ to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&regular-judge=&_=1563658212162&snippet_ pos=3558#snippet (accessed 21.07.2019) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.