Научная статья на тему 'КОМИКС В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ГИБРИДИЗАЦИЯ ЖАНРА'

КОМИКС В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ГИБРИДИЗАЦИЯ ЖАНРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературно-исторический комикс / образовательный комикс / комикс / литературное образование / гибридизация комикса / типология комикса / полимодальный текст / текстовая информация / literary-historical comic book / educational comic book / comic book / literary education / comic book hybridization / comic book typology / polymodal text / textual information

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — И.А. Гулова, Е.А. Ерофеева

Статья посвящена изучению информационной составляющей литературно-исторического образовательного комикса, который реализует познавательно-развлекательную функцию как комплексную. Выявлена возможность этого вида полимодальных текстов транслировать существенный объем разноплановой образовательной информации гуманитарной направленности, что достигается совокупной реализацией нарративного потенциала комикса и познавательного потенциала энциклопедической справки. Определены существенные свойства образовательного комикса как жанра гибридной природы – проницаемость, пониженная нарративная плотность и метадисциплинарность. Последовательно используемые приемы репрезентации текстовой информации позволяют реципиенту четко дифференцировать достоверную и недостоверную информацию, определить ключевую учебную информацию и присвоить ее. Сделан вывод об актуальности литературно-исторического комикса как вида комиксовой литературы, ориентированной на решение образовательных задач в современной социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMIC BOOK IN OPEN EDUCATIONAL SPACE: THE HYBRIDIZATION OF GENRE

The article studies the information component of a literary-historical educational comic book, which realizes the cognitive and entertaining function as a complex one. The possibility of this type of polymodal texts to broadcast a significant volume of diverse educational information of humanitarian orientation is revealed, which is achieved by the combined realization of the narrative potential of the comic book and the cognitive potential of the encyclopedic reference. The authors define essential properties of an educational comic book as a genre of hybrid nature – permeability, reduced narrative density and metadisciplinarity. Consistently used techniques of textual information representation allow the recipient to clearly differentiate reliable and unreliable information, identify key educational information and assign it. The conclusion is made about the relevance of literary-historical comics as a type of comic literature oriented to the solution of educational tasks in the modern socio-cultural situation.

Текст научной работы на тему «КОМИКС В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ГИБРИДИЗАЦИЯ ЖАНРА»

УДК 372.882

Gulova I.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow State Linguistic University (Moscow, Russia), E-mail: gulova@yandex.ru

Erofeeva E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow State Linguistic University (Moscow, Russia), E-mail: elanter0701@yandex.ru

A COMIC BOOK IN OPEN EDUCATIONAL SPACE: THE HYBRIDIZATION OF GENRE. The article studies the information component of a literary-historical educational comic book, which realizes the cognitive and entertaining function as a complex one. The possibility of this type of polymodal texts to broadcast a significant volume of diverse educational information of humanitarian orientation is revealed, which is achieved by the combined realization of the narrative potential of the comic book and the cognitive potential of the encyclopedic reference. The authors define essential properties of an educational comic book as a genre of hybrid nature - permeability, reduced narrative density and metadisciplinarity. Consistently used techniques of textual information representation allow the recipient to clearly differentiate reliable and unreliable information, identify key educational information and assign it. The conclusion is made about the relevance of literary-historical comics as a type of comic literature oriented to the solution of educational tasks in the modern socio-cultural situation.

Key words: literary-historical comic book, educational comic book, comic book, literary education, comic book hybridization, comic book typology, polymodal text, textual information

И.А. Гулоеа, канд. филол. наук, доц., Московский государственный лингвистический университет, г. Москва, E-mail: gulova@yandex.ru

Е.А. Ерофеева, канд. филол. наук, доц., Московский государственный лингвистический университет, г. Москва, E-mail: elanter0701@yandex.ru

КОМИКС В ОТКРЫТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ГИБРИДИЗАЦИЯ ЖАНРА

Статья посвящена изучению информационной составляющей литературно-исторического образовательного комикса, который реализует познавательно-развлекательную функцию как комплексную. Выявлена возможность этого вида полимодальных текстов транслировать существенный объем разноплановой образовательной информации гуманитарной направленности, что достигается совокупной реализацией нарративного потенциала комикса и познавательного потенциала энциклопедической справки. Определены существенные свойства образовательного комикса как жанра гибридной природы - проницаемость, пониженная нарративная плотность и метадисциплинарность. Последовательно используемые приемы репрезентации текстовой информации позволяют реципиенту четко дифференцировать достоверную и недостоверную информацию, определить ключевую учебную информацию и присвоить ее. Сделан вывод об актуальности литературно-исторического комикса как вида комиксовой литературы, ориентированной на решение образовательных задач в современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова: литературно-исторический комикс, образовательный комикс, комикс, литературное образование, гибридизация комикса, типология комикса, полимодальный текст, текстовая информация

Комикс как полимодальный текст вызывает все больший интерес исследователей, работающих в различных отраслях гуманитарного знания - в сфере лингвистики, культурологии, искусствоведения, педагогики, философии, психологии, социологии, библиотековедения. Его востребованность объясняется жанровой мобильностью, суть которой заключается в способности продуцировать первичные и вторичные тексты различной тематической направленности, обладающие существенным креативным и трансмедийным потенциалом, характеризующиеся высоким уровнем коммуникативности и значительным адаптивным ресурсом. С. Макклауд, осмысляя перспективы комикса, исходит из представлений о полиаспектности как потенциала, так и функционала комикса и полагает, что «основной вызов комиксов в XXI веке - это не "движение вперед", как думают многие, а "рост вовне"» [1, с. 26].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что одним из векторов такого «роста вовне» комикса является образовательная сфера. Выработанные комиксографией за существенный временной период механизмы выраженного воздействия на реципиента, ее оперативное реагирование на вызовы времени и расширение адресованности могут продуктивно использоваться педагогическим сообществом, которое, отвечая на те же вызовы времени [2], находится и будет находиться в поиске механизмов повышения качества и модернизации процесса обучения, его соответствия динамике социокультурного и коммуникативного контекстов в их взаимообусловленности.

Цель работы: рассмотреть образовательный комикс гуманитарной направленности в аспекте конвертации и репрезентации в нем учебной информации для обеспечения включенной продуктивной деятельности обучающегося.

Основные задачи статьи:

1. Установить способ реализации жанровой модели литературно-исторического комикса, созданного с образовательной целью;

2. Выявить связь основных функций такого вида комикса и его основных характеристик;

3. Определить состав информационного поля, репрезентируемого таким комиксом;

4. Представить приемы дифференциации фактологически достоверной и недостоверной информации.

Научная новизна исследования состоит в экспликации обучающего потенциала литературно-исторического комикса как сложно организованного вербально-изобразительного текста, способного репрезентировать объемное информационное поле в форме, удобной для его восприятия, интерпретации, воспроизведения и присвоения реципиентом.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в выявлении причин повышения статуса комиксовой литературы и установлении оснований, мотивирующих его использование для повышения эффективности образовательного процесса.

Практическая значимость итогов работы состоит в рассмотрении информационной составляющей литературно-исторического комикса, совмещающего

подачу объемного учебного материала в формате комикса и энциклопедической справки, для экспликации его дидактического и методического потенциала.

Академическая легитимизация комикса [3] сейчас не вызывает сомнений, так как она мотивирована особенностями развития и современного бытования полимодальных текстов этой жанровой принадлежности. К важнейшим из этих особенностей следует отнести три. Во-первых, существенное расширение функциональной и информационной составляющих комикса, а также способов и приемов их трансляции, в результате чего «комиксы, которые традиционно обвинялись в упрощенном взгляде на мир, обнаружили способность говорить своими художественными средствами о сложности мира» [4, с. 184]. Во-вторых, значительные изменения в читательской практике: неоднократно отмечалось как падение интереса реципиентов к мономодальным вербальным текстам, так и изменение качества самого чтения на фоне экспансии визуализированного информационного пространства и возрастания интереса к визуальной культуре в широчайшем спектре ее проявлений. В-третьих, активная межкультурная диффузия, вызванная глобальными социально-историческими процессами, результаты которой в большей или меньшей степени обнаруживаются в различных сферах жизни социума и манифестируются, в том числе, в динамике читательских предпочтений и политике издательств, одним из проявлений чего служит упрочение позиций комикса в читательских и издательских портфелях и распространение его воздействия на текстопорождение в различных дискурсивных сферах.

Относительно длительная история отечественного комикса [5] складывалась из периодов запрещений, замалчиваний и подмен жанра как откровенно девиантного для отечественного культурного ландшафта, традиционно признаваемого литературоцентричным. Это делало принципиально невозможным его включение в парадигму образовательной литературы. Исследователи, занимающиеся изучением комикса в России, неоднократно отмечали единодушное неприятие этого жанра советскими критиками и писателями. Действительно, во многих статьях, выступлениях, а иногда и в стихотворениях К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Б.Н. Полевого и др. в соответствии с духом времени комиксы оценивались, безусловно, отрицательно. Прежде всего, подчеркивалась их ориентация на коммерциализацию, искореняющую, по мнению авторов, все содержательные достоинства и идиостилевые особенности исходного литературного произведения. С учетом этого в аспекте данной статьи представляется целесообразным обратить внимание на статью К.И. Чуковского, опубликованную в 1948 году, с показательным названием «Растление детских душ». В ней, делая упор на «буржуазном», «кровавом» содержании комиксов, писатель не мог не обозначить две продуктивные характеристики комикса: последовательную ориентированность его формы именно на юного читателя и динамичное развитие фабулы [6]. Как видим, сквозь пейоративно окрашенное отношение К.И. Чуковского к комиксу проступает признание достоинств этого жанра и действенности, эффективности ее использования.

К настоящему времени образовательные комиксы, среди которых преобладают переводные тексты, охватывают широкий круг дисциплин - физику, химию,

биологию, историю и пр. Это свидетельствует об уместности и состоятельности такого формата конверсии и передачи информации процессе обучения школьников. Однако практика использования комиксовой литературы в общеобразовательных школах носит преимущественно спорадический характер, хотя это противоречит результатам научных изысканий. В частности, А.П Сониным еще на рубеже XXI века было убедительно доказано преимущество полимодального текста по сравнению с вербальным, который сложнее понимается и запоминается, и был сделан вывод о целесообразности использования дидактических возможностей комикса [7].

Боязнь расширения контента учебных пособий за счет комикса обусловлена непреодоленностью в обществе стереотипных представлений о комиксе как о паралитературе; лакунарностью программ подготовки педагогических кадров, хотя в этой сфере наблюдается некоторый прогресс [8; 9]; профессиональным выгоранием учителей, неоднородностью состава учащихся и стагнированием родителей; наконец, высокой стоимостью комиксов и ограниченностью их тиражей. Как представляется, эти и иные причины объективного и субъективного характера ограничивают использование комикса на уроках литературы, хотя, по справедливому утверждению Н.П. Терентьевой, ресурсы комикса в литературном образовании не разработаны, требуют творческого подхода к их освоению и способны предложить интересные методические решения [10].

В рамках литературного образования представляют интерес комиксы, объектом интерпретации, переосмысления и перевоплощения в которых становятся литературные произведения, и комиксы-биографии. Оба этих вектора мы наблюдаем в пушкинской комиксографии. В формат комикса конвертируются как поэтические, так и прозаические произведения поэта, причем эта культура переработки пушкинских текстов является достаточно длительной и охватывает не только Россию. Следует упомянуть «Бронзового ангела» - многотомную мангу Сайто Тихо о жизни Пушкина и ее же приквел «Бронзовый ангел. 1812» о лицейском периоде жизни писателя. Необходимо также отметить шаги, предпринимаемые издательствами для расширения адресованности комиксов по произведениям Пушкина. Например, экспериментальным является издание комикса «Евгений Онегин», изобразительная составляющая которого принадлежит театральному режиссёру и художнику Р. Мовсесян, а вербальная -выполнена восьмилетней А. Фёдоровой и может служить примером наивного народного пушкинизма в духе хармсовской традиции. Здесь же укажем, что сам сборник комиксов «Хармсиниада» (художник А. Никитин, автор Д. Хармс) выдержал не одно издание.

В центре нашего внимания находится выпущенный в 2022 году в серии «Исторический комикс», как обозначено издательством, образовательный комикс Марии Коноплястой «Проделки Саши П. и его друзей» [11], ориентированный на подачу объемного учебного материала в доступной и удобной для реципиентов форме. Специфика этого текста формируется совмещением жанра комикса, традиционно ориентированного на нарратив, и жанра энциклопедической справки, предполагающего объективированное описание фактологической информации в максимально лапидарной форме. Установка на доминирование достоверной информации имплицитно обозначена уже в позиции посвящения, которое одновременно служит самопрезентацией М. Коноплястой: «Моему учителю, профессору-пушкинисту Д.П. Ивинскому».

Пибридизация жанровой модели этого образовательного комикса прослеживается прежде всего в субъектной цепочке автор - вымышленный персонаж - персонажи, имеющие реальные прототипы, - поэт А.С. Пушкин. Характер субъектного взаимодействия создает плотное многомерное полилогическое пространство, позволяет выделить такие жанровые характеристики комикса, как полифоничность и интертекстуальность. В рамках данной статьи следует особо отметить такую значимую образовательную составляющую субъектной цепочки, как поэт А.С. Пушкин. Пушкинский идиостиль органично входит в комикс через цитирование эпиграмм [11, с. 15, 23] и фрагмента стихотворения «19 октября 1825 года» [11, с. 47], причем композиционно актуализированного размещением в абсолютно сильной позиции конца текста.

Изобразительная составляющая комикса, автором которой является Анна Хопта, в субъектной сфере репрезентируется тремя стратами: изображения, созданные на основе реальных портретов; изображения-реконструкции по сохранившимся карикатурам А. Илличевского и вымышленные изображения, причем разная степень достоверности составляющих визуального ряда оговорена в авторском тексте. Выделенность онимов лицеистов - Саша Пушкин (Француз), Володя Вольховский (Суворочка), Ваня Малиновский (Казак) и под. - на фоне последовательно используемых полных именований иных персонажей функционально нагружена. Она поддерживает антиципацию современного двенадцатилетнего школьника в направлении, обозначенном в удачно найденном названии книги, актуализирует для учащегося сюжетную линию и далее при чтении делает ролевое поведение всех героев в вымышленном коммуникативном контексте вполне понятным и, более того, современным. Этим обеспечивается повышение доступности текста в полноте его информационных составляющих, так как изучаемый историко-литературный процесс (ср., на форзаце архаичную орфографию Саша Пушкинъ, Володя Вольховскй, Ваня Малиновский и под.) приобретает личностный характер, а восприятие собственно учебной информации деавтома-тизируется, что способствует повышению мотивации школьников к включенной учебной деятельности.

Обратимся к селекции информации, репрезентируемой комиксом. Традиционно эта жанровая модель предполагает диалоговый принцип реализации, в котором авторские ремарки выполняют функцию навигации. Однако в рассматриваемом комиксе фактологическая информация, исходящая от автора и от сыщика Краснопольского, форсируется. Это обусловливает изменение традиционного для комикса соотношения объемов монолога автора и диалога персонажей. Авторский текст формирует не художественную, а историографическую кольцевую композицию комикса: вначале справками-ретроспекциями приводится реальный историко-событийный фон, а в конце даются персональные справки-проекции, представляющие основные этапы жизненного пути «реальных» героев комикса в формате кратких биографических описаний, заглавными статьями которых служат официальные формы именований Иван Малиновский, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и т. д. с соответствующими «возрастными» изображениями в форменной и партикулярной одежде на белом фоне.

В качестве значимого для решения учебных задач элемента авторского текста можно выделить вставки-навигаторы, задача которых - дифференцировать для реципиента исторически достоверную и вымышленную информацию. Например, история <. . .> - скорее исторический анекдот; случай <. . .> произошел на самом деле. Не менее интересен композиционный функционал сыщика Краснопольского, который является вымышленным персонажем, особый статус которого отмечается увеличенными кадрами. Он, с одной стороны, продолжает линию, заявленную автором на передачу информации энциклопедической направленности, а с другой - обращен к персонажам и включен в нарратив. Все это позволяет говорить о нем, наряду с автором, как о медиаторе, координирующем проспекцию «текста в тексте».

Гибридная природа образовательного комикса позволяет без отказа от следования канве, заданной фабулой, но с закономерным понижением нарративной плотности установить связи между школьными дисциплинами гуманитарной направленности - литературой, историей, русским языком, родным языком - и передать существенный объем образовательной информации. Ее состав свидетельствует о большом дидактическом и методическом потенциале образовательного комикса как метадисциплинарного учебного текста. В частности, в сферу познания реципиента включаются:

1) филологическая информация: литературная (биография писателя, жанры литературы, литературные журналы) и лингвистическая (устаревшая лексика, графические архаизмы, антропонимы, стилистический потенциал языковых средств различных уровней);

2) событийно-историческая информация: политика Александра I в сфере образования, появление новых университетов в России, организация Царскосельского лицея, деятельность М.М. Сперанского по созданию новых типов образовательных учреждений и др.;

3) социокультурная информация: гендерные аспекты обучения в царской России описываемого периода, типы учебных учреждений для детей разных сословий, домашнее образование и т. п., в том числе прагматической направленности - особенности пространства лицея, организация учебного и досугового времени его воспитанников, стандарты коммуникации преподавательского и административного состава с лицеистами, системы оценок и наказаний, лицейские традиции;

4) общекультурная информация: архитектура, интерьер, одежда и под.

Репрезентация информационного поля, реализующего комплексную двуа-

спектную познавательно-развлекательную функцию, осуществляется с опорой на стандарты комикса. В эпилоге состав достоверной, частично достоверной и недостоверной информации буквально описывается в авторском тексте, в основной композиционной части недостоверная информация единожды иконируется звездочкой и использованием более мелкого шрифта. Энциклопедические сведения для активизации внимания реципиента приводятся в виде сплошного авторского текста либо маркируются прямоугольниками, либо представлены на изображениях страниц вертикально расположенной тетради / листов бумаги. Последнее в завуалированном виде отсылает читателя к формату учебника, побуждает реципиента к конспектированию. Реплики и размышления героев оформлены в виде филактеров (речевых пузырей). Среди них особо следует отметить филактеры обобщающего характера, имеющие фиксированное место на странице. Они ранжируют текстовую информацию, указывают на ключевую учебную информацию и позволяют легко ее обнаружить при повторении материала.

Речь идет о репликах медиатора Краснопольского, размещенных в левом верхнем углу страниц, и о его финальном размышлении, находящемся в правом нижнем углу страницы. Они выполняют не только композиционную функцию, но и служат своеобразными дискурсивными маркерами. Эти филактеры выводят на передний план восприятия достоверные сведения о лицее, лицеистах и лицейских преподавателях, находящиеся в фокусе изучения: Итак, что же мне известно? - Итак, что я узнал о лицеистах? - А теперь неплохо бы пообщаться с их учителями - Интересно, кем станут эти проказники в будущем? В то же время они служат для идентификации реципиента с главным героем, что повышает «включенность» чтения. Формулировки реплик не только демонстрируют ментальные операции сыщика по аналитической переработке информации, но и «переносят» их на читателя, тем самым способствуя развитию его персональных навыков восприятия, переработки и отбора информации в соответствии с поставленной учебной задачей.

Таким образом, в результате исследования литературно-исторического комикса установлено, что его специфика формируется жанровой гибридизацией как результатом использования нарративного потенциала комикса и приемов его реализации солидарно с информационным потенциалом и приемами реализации энциклопедической справки. Текст такого рода преследует познавательно-развлекательную функцию как доминирующую комплексную, что позволяет, наряду с такими характеристиками комикса, как информативность, доступность, коммуникативность и лаконичность, выделить также проницаемость, пониженную нарративную плотность, интертекстуальность и метадисциплинарность, которые в совокупности расширяют представления о перспективах комикса в сфере образования. Литературно-исторический комикс способен передать широкий спектр образовательной информации -филологической, событийно-исторической, социокультурной - с последовательной дифференциацией фактологически достоверной и недостоверной информации. Достоверная информация манифестируется в авторском тексте и в филактерах, соотносимых с персонажным модератором, что приводит к

Библиографический список

качественным изменениям в соотношении авторского и персонажного повествования. Она транслируется в форме справок-ретроспекций, справок-проекций, а также вставок-навигаторов. Использование литературно-исторического комикса сохраняет интенцию развития учащегося в качестве центральной, но делает процесс обучения более неформальным, личностным, игровым. И, что представляется репутационно важным, формирует образ педагога-литератора как современный, мобильный, принимающий сферу интересов молодого поколения и включенный в нее.

Данное исследование является перспективным в области теоретических изысканий с точки зрения проницаемости образовательного дискурса, типоло-гизации образовательных комиксов, изучения специфики координации учебной и развлекательной составляющих образовательного комикса как перспективного жанра гибридной природы. Кроме того, оно представляет интерес для последующей практической разработки различных видов учебных материалов и учебных мероприятий, нацеленных на преодоление ригидности всех сторон, включенных в образовательный процесс.

1. Макклауд С. Переосмысление комикса. Эволюция формы искусства. Перевод В. Кистяковского. Москва: Белое Яблоко, 2018.

2. Перминова Л.М. Современная дидактика: от Коменского до наших дней. Москва: Школьные технологии, 2021.

3. Джумайло О.А. Новые книги о комиксах. Практики и интерпретации. 2023; Т. 8, № 2: 148-167.

4. Козлов Е.В. Символы superгероического в современности и постсовременности. Вестник культурологии. 2023; № 4 (107): 179-190.

5. Заславский М.Г. День рождения русского комикса. Изотекст. Москва: Российская государственная библиотека для молодежи, 2017: 33-42.

6. Чуковский К.И. Растление детских душ. Chukfamily.ru. Available at: https://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/kritika/rastlenie-detskix-dush-2

7. Сонин А.Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. Москва: Институт языкознания РАН, 2005.

8. Садуов РТ. Современный российский комикс: аспекты изучения. Уфа: РИЦ БашГУ 2018.

9. Сергеев Д.В., Иванова Ю.В. Книжка-картинка и комикс: история, теория, практика. Чита: ЗабГУ, 2020.

10. Терентьева Н.П. Комикс: «тексты новой природы» в литературном образовании (заметки на полях дискуссии). Чтение на Евразийском перекрестке. Челябинск: ЧГИК, 2019: 112-115.

11. Коноплястая М. Проделки Саши П. и его друзей. Москва: Абраказябра, 2022. References

1. Makklaud S. Pereosmyslenie komiksa. 'Evolyuciya formy iskusstva. Perevod V. Kistyakovskogo. Moskva: Beloe Yabloko, 2018.

2. Perminova L.M. Sovremennaya didaktika: ot Komenskogo do nashih dnej. Moskva: Shkol'nye tehnologii, 2021.

3. Dzhumajlo O.A. Novye knigi o komiksah. Praktiki i interpretad i. 2023; T. 8, № 2: 148-167.

4. Kozlov E.V. Simvoly supergeroicheskogo v sovremennosti i postsovremennosti. Vestnik kul'turologii. 2023; № 4 (107): 179-190.

5. Zaslavskij M.G. Den' rozhdeniya russkogo komiksa. Izotekst. Moskva: Rossijskaya gosudarstvennaya biblioteka dlya molodezhi, 2017: 33-42.

6. Chukovskij K.I. Rastlenie detskih dush. Chukfamily.ru. Available at: https://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/kritika/rastlenie-detskix-dush-2

7. Sonin A.G. Ponimanie polikodovyh tekstov: kognitivnyj aspekí. Moskva: Institut yazykoznaniya RAN, 2005.

8. Saduov R.T. Sovremennyjrossijskij komiks: aspekty izucheniya. Ufa: RIC BashGu, 2018.

9. Sergeev D.V., Ivanova Yu.V. Knizhka-kartinka i komiks: istoriya, teoriya, praktika. Chita: ZabGU, 2020.

10. Terent'eva N.P. Komiks: «teksty novoj prirody» v literaturnom obrazovanii (zametki na polyah diskussii). Chtenie na Evrazijskom perekrestke. Chelyabinsk: ChGIK, 2019: 112-115.

11. Konoplyastaya M. Prodelki Sashi P. i ego druzej. Moskva: Abrakazyabra, 2022.

Статья поступила в редакцию 24.07.24

УДК 37.02

Gutnik I.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: iragutnik@mail.ru

DESIGNING AN ALGORITHM FOR PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS WITH DIFFICULTIES IN SCHOOL. The article is dedicated to solving a problem of supporting students who have difficulties and problems at school by means formative diagnosticating of students, the basis of which is pedagogical reflection. The structure of the model of pedagogical support for students with learning problems is substantiated. The work presents results of a content analysis of the concept of "pedagogical support" in 20 scientific studies. The researcher shares interpretation of results in the focus groups with school teachers and reveals stages of the algorithm of pedagogical support. The work shows necessity of using tactics for each of the stages of student self-determination support. Separate methods of formative diagnosis of students' self-determination are described. The work mentions existing and created electronic educational resources and complexes that allow the introduction of pedagogical support into the practice of schools.

Key words: pedagogical support, pedagogical diagnostics, formative diagnosis, development support groups

И.Ю. Гутник, д-р пед. наук, доц. Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: iragutnik@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ШКОЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ

Статья посвящена решению проблемы поддержки учащихся, имеющих школьные затруднения, при помощи формирующего диагностирования, основой которого является педагогическая рефлексия. Обоснована структура алгоритма педагогической поддержки обучающихся, имеющих школьные затруднения. Приведены результаты контент-анализа понятия «педагогическая поддержка» из 20 научных исследований. Представлены результаты интерпретации данных фокус-групп с педагогами школ, проведенных с целью выяснения их представлений о педагогической поддержке. Выявлены этапы алгоритма педагогической поддержки. Показана необходимость применения тактик поддержки для каждого из этапов алгоритма поддержки самоопределения ученика. Описаны отдельные методики формирующего диагностирования самоопределения ученика. Предложены действующие и создаваемые электронные образовательные ресурсы и комплексы, позволяющие внедрять педагогическую поддержку в практику работы школ.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, педагогическая диагностика, формирующее диагностирование, группы поддержки развития, алгоритм педагогической поддержки, педагогическая рефлексия, самоопределение ученика

Публикация подготовлена в рамках проекта «Педагогическая диагностика самоопределения ученика в профессиональной деятельности педагога основной школы», поддержанного в рамках конкурса на выполнение перспективных фундаментальных научно-исследовательских работ учеными -кандидатами наук РГПУ им. А.И. Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.