Научная статья на тему 'Комикс как современная технология обучения'

Комикс как современная технология обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4249
751
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / КОМИКСЫ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TECHNOLOGY / COMICS / MODERN EDUCATION / THE EDUCATIONAL PROCESS / STUDENTS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Татьяна Ивановна, Высоков Мария Ивановна, Зыкова Светлана Ивановна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования нетрадиционных методов обучения в учебном процессе. Целью статьи является обоснование использования комиксов при обучении студентов вуза. В статье анализируются современные потребности и тенденции в области профессиональной педагогической подготовки кадров. Отражены изменения, происходящие в современном педагогическом образовании. В статье приведен анализ взглядов исследователей на применение комиксов в учебном процессе. Особое внимание уделено преимуществам использования комиксов при обучении студентов и внедрению современных педагогических технологий. Подробно рассматриваются вопросы обучения с использованием комиксов. В статье обобщен теоретический и практический материал по исследуемой проблеме. Основное содержание исследования составляет анализ эффективности использования комиксов в учебном процессе. Исследование показывает, что комиксы могут улучшить память и быть более эффективными в обучении студентов, чем традиционный учебник. Комиксы имеют очевидную ценность как инновационный инструмент, который, обеспечивают ценную отправную точку для профессионального развития студентов. Статья подводит некоторые итоги применения комиксов в обучении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMICS AS A MODERN LEARNING TECHNOLOGY

The purpose of the article is to justify the use of comics in the educational process when The article is devoted to the current problem of using non-traditional methods of teaching in the educational process. The purpose of the article is to justify the use of comics in teaching University students. The article analyzes the current needs and trends in the field of professional pedagogical training. The changes taking place in modern pedagogical education are reflected. The article analyzes the views of researchers on the use of comics in the educational process. Special attention is paid to the advantages of using comics in teaching students and introducing modern pedagogical technologies. The issues of training using comics are discussed in detail. The article summarizes the theoretical and practical material on the problem under study. The main content of the research is an analysis of the effectiveness of using comics in the educational process. Research shows that comics can improve memory and be more effective in teaching students than a traditional textbook. Comics have an obvious value as an innovative tool that provides a valuable starting point for students ‘ professional development. The article summarizes some results of the use of comics in teaching students.

Текст научной работы на тему «Комикс как современная технология обучения»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Комикс как современная технология обучения

Авдеева Татьяна Ивановна,

кандидат педагогических наук, ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования E-mail: avdeeva-t-i@mail.ru

Высокое Мария Ивановна,

кандидат физико-математических наук, ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», доцент кафедры математики и физики E-mail: mvysokos@mail.ru

Зыкова Светлана Ивановна,

кандидат химических наук, ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», доцент кафедры химии E-mail: svetlana-zykova@mail.ru

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования нетрадиционных методов обучения в учебном процессе. Целью статьи является обоснование использования комиксов при обучении студентов вуза. В статье анализируются современные потребности и тенденции в области профессиональной педагогической подготовки кадров. Отражены изменения, происходящие в современном педагогическом образовании. В статье приведен анализ взглядов исследователей на применение комиксов в учебном процессе. Особое внимание уделено преимуществам использования комиксов при обучении студентов и внедрению современных педагогических технологий. Подробно рассматриваются вопросы обучения с использованием комиксов. В статье обобщен теоретический и практический материал по исследуемой проблеме. Основное содержание исследования составляет анализ эффективности использования комиксов в учебном процессе. Исследование показывает, что комиксы могут улучшить память и быть более эффективными в обучении студентов, чем традиционный учебник. Комиксы имеют очевидную ценность как инновационный инструмент, который, обеспечивают ценную отправную точку для профессионального развития студентов. Статья подводит некоторые итоги применения комиксов в обучении студентов.

Ключевые слова: технологии, комиксы, современное образование, учебный процесс, студенты, профессиональное развитие.

I. Введение

На сегодняшний день существует множество методов построения различных моделей и технологий для решения задач развития современного образования. Так, одним из инструментов для целенаправленных изменений в российском образовании может служить применение нетрадиционных технологий.

Среди образовательных трендов, которые обсуждаются в рамках обновления системы образования в России с учетом глобальных тенденций, актуальными были определены следующие направления:

• STEAM-Образование (Наука, техника, инженерия, искусство, математика);

• Формирование компетенций (предметных и ключевых);

• Персонализация обучения и адаптивное обучение;

• Практико-ориентированное обучение, направленное на достижение конкретных результатов;

• Развитие нетрадиционных форм образования, открытость и доступность образования;

• Мобильное обучение (использование мобильных интеллектуальных устройств для обучения).

В связи с выделенными направлениями обновления системы образования России традиционные методы и приемы не всегда будут эффективными в учебном процессе. Это делает актуальными для российского образования использование нетрадиционных технологий в преподавании. В нашей статье остановимся на вопросе использования комиксов в учебном процессе студентов. Комикс отвечает запросам современного мира, когда скорость - это требование, наглядность - правило, а доступность - закон. На сегодняшний день людьми лучше воспринимается броская, визуализированная информация, подающаяся маленькими фрагментами. Так привык функционировать мозг человека XXI века.

II. Обзор литературы

Комикс (от англ. comic - смешной) - рисованные истории, рассказы в картинках. [4] о Комиксы - это графические романы, содер-

жащие текст и изображения для передачи информации учащимся.[7]

~ «В Японии комиксы принято называть

«манга», в Корее -»манхва», в Китае -»маньхуа»,

а во Франции -BD. В США комиксы по понятию схожи со словом «cartoon» -»карикатура», что может обозначать и комикс и мультфильм». [1]

Исследование комикса как формы искусства, его возможностей и особенностей, а также каковы его базовые элементы описано на страницах книги С. Макклауда «Понимание комикса». [1] Комиксы могут так же рассматриваться как образовательная среда. [6] Таким образом, «Комикс является мощным инструментом воздействия на ребёнка и, естественно, может и должен использоваться в сфере образования». [2] Преимущества комиксов в образовании. Комиксы обеспечивают повествовательный опыт для студентов. Студенты следят за началом и концом истории, сюжетом, персонажами, временем и обстановкой, выстраивая последовательность. Изображения поддерживают текст и дают учащимся важные контекстуальные подсказки к значению изучаемого материала. Комиксы выступают в качестве подмостков для понимания студентов. Stephen Cary в книге «Going Graphic: Comics at Work in the Multilingual Classroom» отмечает, что комиксы мотивируют неохотных читателей. «Они вовлекают студентов в литературный формат, который является их собственным. Комиксы говорят со студентами так, как они понимают и идентифицируют себя с ними. Комиксы дают студентам возможность читать материал, который: сочетает изображения с текстом, выражает сатиру, символизм, точку зрения, драму, каламбур и юмор способами, которые невозможно описать только текстом». [9]

Исследования показали, что студенты сегодня имеют продолжительность концентрации внимания около 20 минут. Этого времени не всегда достаточно, чтобы передать что-либо с помощью традиционных методов обучения. [7]

Janette Combs в книге «Creating Comics: Visual and Verbal Thinking in the Ultimate Show and Tell» обобщает основные преимущества, которые создают комиксы в процессе обучения студентов. [10].

По мнению Morrison T.G., Bryan G., Chilcoat G.W. проектирование своих собственных комиксов может помочь студентам развивать навыки понимания и исследования [13].

Josh Elder, основатель и президент компании Reading With Pictures, описывает сильные стороны комиксов как образовательных инструментов: [8]

Взаимодействие: комиксы передают смысл через активное взаимодействие читателя с письменным языком и сопоставленными последовательными изображениями. Читатели должны активно извлекать смысл из взаимодействия текста и изображений. Эффективность: комический формат передает большое количество информации за короткое время. Это особенно эффективно для преподавания содержания в таких предметных областях, как математика, естественные науки, обществознание. Командная работа: обработка текста и изображений вместе приводит к лучшему запоминанию и усвоению.

Современные педагоги много спорят по поводу использования комиксов в образовательном процессе. И если в Америке[12], в Канаде [11] частично в Европе и, в Японии, рисованные истории давно стали инструментом обучения, то в России [5] против такого «слишком лёгкого» пути восстают ещё очень многие учителя и преподаватели.

III. Предлагаемая методология

3.1. Общее описание. Теоретическое исследование проводилось на основе анализа научной литературы по исследуемой проблеме. В рамках исследования одна группа участников (экспериментальная группа 50 человек) прочитала небольшой отрывок из комикса (использованы комиксы Ларри Гоника). Вторая группа участников читала материалы из традиционного учебника, охватывающего ту же тему (контрольная группа 26 человек). В исследовании приняли участие 76 студентов вуза.

После прочтения участникам была дана короткая викторина о материале, охваченном в тексте. В ходе исследования участники, прочитавшие комикс, лучше прошли викторину, чем те, кто читал традиционный учебник.

В исследовании студентов, работавших с комиксом (экспериментальная группа 50 человек), попросили представить отзывы о своем опыте работы, где участникам было предложено выявить свое мнение по перспективам использования комиксов в учебном процессе, а так же возможностям применения комиксов в их собственной практике. Так более 80 процентов студентов указали, что комиксы выгодно отличается от традиционных учебников.

3.2. Алгоритм. На первом этапе исследования был проведен анализ научной литературы по проблеме применения комиксов в учебном процессе. На втором этапе исследования было проведено исследование по эффективности использования комиксов в учебном процессе.

IV. Анализ результатов

4.1. Результаты. Обратим внимание на результаты исследования респондентов студентов. Полученные результаты показывают, что процент студентов, заинтересованных в освоении комиксов достаточно велик. То есть студенты готовы к внедрению и использованию комиксов в образовательном процессе для повышения качества образования. Данное исследование может служить руководством для подготовки программ повышения квалификации. В частности, полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне внимания студентов к использованию нетрадиционных средств в их обучении и формированию их как специалистов. Результаты исследования показывают, что современные студенты, в отличие от предыдущих поколений, живут в поистине глобальной реальности. В то же время нетрадиционные технологии могут быть использованы как средство для привлечения студентов к учебной деятельности, так и для их мотивации

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

и подготовки к реальной жизни. В частности, использование комиксов делает обучение интересным, а студенты извлекают пользу из знаний.

В целом отношение студентов к использованию комиксов в образовательном процессе было благоприятным. Почти все студенты придерживались позитивных взглядов на ценность комиксов как педагогического подхода, который развивает критическое мышление. Однако некоторые ограничения исследования очевидны. Никаких сравнений с другими инструментами обучения не проводилось, и это, возможно, повлияло на взгляды студентов. Ценность для будущего обучения, заключаются в том, что комиксы имеют очевидную привлекательность как инновационный инструмент. Они обеспечивают ценную отправную точку для профессионального развития студентов. Кроме того, использование комиксов открывает возможность для нового измерения в образовании, так как обеспечивают полезный механизм для организации занятий оригинальным способом.

4.2. Обсуждение. Нетрадиционные технологии трансформируют образование. Сегодняшние обучение должно обеспечить преподавателям и студентам легкий и быстрый способ к интерпретации и использованию информации. Студенты могут использовать нетрадиционные технологии для общения с другими студентами, для выражения своей позиции по изучаемому вопросу, а также самостоятельной работы. Использование образовательной среды с нетрадиционными инструментами является ключевым фактором для долгосрочного успеха студентов. На это указывают несколько причин. Во-первых, персонали-зация. Персонализированное обучение является целью многих стран, таких как ОАЭ, Южная Корея и Финляндия. Кроме того, персонализированное обучение помогает студентам модернизировать обучение, адаптируя учебные темы и методы обучения к их собственным потребностям и интересам. Комиксы предоставляет новую возможность получить образовательный опыт, который подходит индивидуально для каждого студента. Во-вторых, доступность. Комиксы решают многие проблемы, которые возникают в сфере образования. Используя нетрадиционные технологии, студенты могут не только устанавливать контакт друг с другом для повышения уровня обмена опытом, но и распространять знания, опыт и развивать коммуникативные навыки. Доступность, на наш взгляд, жизненно важна для обеспечения образовательных возможностей для всех студентов. В-третьих, эффективность. Комиксы позволяют студентам и преподавателям сосредоточиться на материале, где наиболее часто требуется дальнейшее применение. Таким образом, персонализация, доступность, и эффективность 5 нетрадиционных технологий помогает визуали-§ зировать, смоделировать и интерпретировать информацию, что позволяет сделать учебную среду ° богаче для более полного понимания концепций ав и теорий.

Преимущества использования нетрадиционных средств в учебном процессе заключаются в следующем:

• Многозадачность (возможность изменять действия с помощью инструментов визуализации);

• Контроль учебной ситуации (индивидуализация учебных заданий);

• Поддержка совместного обучения (взаимодействие со студентами и преподавателями во время изучения материала).

V. Заключение

Результаты исследования позволяют говорить о том, что нетрадиционные технологии являются важными инструментами для современных студентов, предоставляя им, новые возможности и вовлекая их в изучение окружающей среды, в которой они находятся и готовят их к будущему. Кроме того, комиксы позволяют преподавателям воплотить «теорию» в жизнь, что приводит к приобретению и передаче богатого педагогического опыта. Но не следует забывать, что нетрадиционное обучение эффективно тогда, когда новые средства используются в качестве вспомогательных элементов учебного процесса и при использовании правильно подобранных традиционных методов и технологий обучения.

Литература

1. Калитина К.В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. -Т. 3. - С. 2256-2260. - URL: http://e-koncept. ru/2013/53454.htm

2. Комикс в образовании: Есть ли польза для дела? // Народное образование. - 2002. - № 9.с 131.

3. Макклауда С. Понимание комикса. / Скотт Мак-клауд - М.: Изд-во «Белое яблоко», 2016. - 224 с.

4. Roussou, Christina & Papavramidou, Zoi & Antoniou, Angeliki & Lepouras, George & Wallace, Manolis. (2019). An Observational Study on the Use of Comics in education. 1-4.\ https://www. researchgate.net/publication/337042844_An_ Observational_Study_on_the_Use_of_Comics_ in_education

5. Русский комикс: Сб. статей / Идея Ю. Александрова; составление Ю. Александрова и А. Бар-заха - М.: Новое литературное обозрение, 2010352 с. https://b-ok2.org/book/3097635/38e356

6. W. W.D. Sones Журнал социологии образования Том. 18, No. 4, The Comics as an Educational Medium (Dec., 1944), PP https://www.jstor.org/ stable/2262696?seq=1

7. https://www.collegebasics.com/blog/benefits-of-comics/

8. https://teach.com/blog/why-comics/

9. https://plasq.com/education/the-benefits-of-comics-in-education/

10. https://www.academia.edu/26025163/Creating_ Comics_Visual_and_Verbal_Thinking_in_the_ Ultimate_Show_and_Tell

11. McCloud Scott (2006). Making Comics, Northampton MA Kitchen Sink Press Inc. Morrison, T., Bryan, G., & Chilcoat, G. (2002). Using student-generated comic books in the classroom. Journal of Adolescent & Adult Literacy, 45, pp. 758-767. https://www.researchgate. net/publication/266494492_The_Learner_as_ Teacher_Using_Student_Authored_Comics_to_ Teach_Mathematics_Concepts

12. Sturm, James. (2002, April 5). Comics in the classroom. The Chronicle of Higher Education, pp. B14-5.

13. Morrison, T.G., Bryan, G., Chilcoat, G.W. (May 2002) Using student-generated comic books in the classroom// Journal of Adolescent & Adult Literacy, p. 402.

COMICS AS A MODERN LEARNING TECHNOLOGY

Avdeeva T.I., Vysokos M.I., Zykova S.I.

State Humanitarian-Technological University

The purpose of the article is to justify the use of comics in the educational process when The article is devoted to the current problem of using non-traditional methods of teaching in the educational process. The purpose of the article is to justify the use of comics in teaching University students. The article analyzes the current needs and trends in the field of professional pedagogical training. The changes taking place in modern pedagogical education are reflected. The article analyzes the views of researchers on the use of comics in the educational process. Special attention is paid to the advantages of using comics in teaching students and introducing modern pedagogical technologies. The issues of training using comics are discussed in detail. The article summarizes the theoretical and practical material on the problem under study. The main content of the research is an analysis of the effectiveness of using comics in the educational process. Research shows that comics can improve memory and be more effective in teaching students than a tradition-

al textbook. Comics have an obvious value as an innovative tool that provides a valuable starting point for students ' professional development. The article summarizes some results of the use of comics in teaching students.

Keywords: technology, comics, modern education, the educational process, students, professional development.

References

1. Kalitina K.V. The use of comics in educational technology as an important tool for the transfer of knowledge // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2013. - T. 3. - P. 2256-2260. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53454.htm

2. Comics in education: Is there any use for business? // Public education. - 2002. - No. 9. P. 131.

3. McCloud C. Understanding Comics. / Scott McCloud - M .: Publishing house "White Apple", 2016. - 224 p.

4. Roussou, Christina & Papavramidou, Zoi & Antoniou, Angeliki & Lepouras, George & Wallace, Manolis. (2019). An Observational Study on the Use of Comics in education. 1-4. \ Https://www. researchgate.net/publication/337042844_An_0bservational_ Study_on_the_Use_of_Comics_in_education

5. Russian comic book: Sat. articles / Idea by Yu. Alexandrov; compilation by Yu. Alexandrov and A. Barzakh - M.: New Literary Review, 2010-352 p. https://b-ok2.org/book/3097635/38e356

6. W. W.D. Sones Journal of the Sociology of Education Vol. 18, No. 4, The Comics as an Educational Medium (Dec., 1944), PP https://www.jstor.org/stable/2262696?seq=1

7. https://www.collegebasics.com/blog/benefits-of-comics/

8. https://teach.com/blog/why-comics/

9. https://plasq.com/education/the-benefits-of-comics-in-educa-tion/

10. https://www.academia.edu/26025163/Creating_Comics_ Visual_and_Verbal_Thinking_in_the_Ultimate_Show_and_Tell

11. McCloud Scott (2006). Making Comics, Northampton MA Kitchen Sink Press Inc. Morrison, T., Bryan, G., & Chilcoat, G. (2002). Using student-generated comic books in the classroom. Journal of Adolescent & Adult Literacy, 45, pp. 758-767. https://www. researchgate.net/publication/266494492_The_Learner_as_ Teacher_Using_Student_Authored_Comics_to_Teach_Mathe-matics_Concepts

12. Sturm, James. (2002, April 5). Comics in the classroom. The Chronicle of Higher Education, pp. B14-5.

13. Morrison, T.G., Bryan, G., Chilcoat, G.W. (May 2002) Using student-generated comic books in the classroom// Journal of Adolescent & Adult Literacy, p. 402.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.