Научная статья на тему 'Комедии Жумата Шанина'

Комедии Жумата Шанина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / ДРАМА / ПЕРСОНАЖ / ФОЛЬКЛОР / ХАРАКТЕР / КОНФЛИКТ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кобланов Жоламан Таубаевич

Встатье анализируются художественное мастерство казахского драматурга Ж. Шанина в жанре комедии. В статье также расматриваются вопросы новизны и эстетические взгляды этого писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комедии Жумата Шанина»

КОМЕДИИ ЖУМАТА ШАНИНА Кобланов Ж.Т.

Кобланов Жоламан Таубаевич - кандидат филологических

наук, профессор, кафедра казахской филологии, педагогический факультет, Каспийский государственный университет технологии и инжиниринга им. Ш. Есенова, г. Актау, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются художественное мастерство казахского драматурга Ж. Шанина в жанре комедии. В статье также расматриваются вопросы новизны и эстетические взгляды этого писателя. Ключевые слова: казахская драматургия, драма, персонаж, фольклор, характер, конфликт, диалог.

Жанр комедии в казахской драматургии появился на основе устного народного творчества. Исследовав комедийное искусство западных и русских классиков, глубоко познакомившиеся с ними казахские писатели быстро поняли, правильно заметили необходимость вновь прибегнуть к событиям в комедии. Первый режиссер казахского народа, написавший труд на основе народных рассказов - Жумат Шанин. В 1928 году появились его смешные комедии под названием «Торсыкбай», «Айдарбек». До Шанина основоположником жанра комедии был Бейимбет Майлин. В начале 20-х годов он поставил на сцене свои малоактные комедии. В 1928 году появились его смешные комедии под названием «Бракосочетание», «Шаншар мулла», «Тайное собрание». Комедии Ж. Шанина «Торсыкбай» и «Айдарбек» были написаны за 10 лет до написания комедии Ж. Аймурзаева «Своя же палка себе самому»[1, с. 45]. Тогда мы не можем отрицать того факта, что Ж.Аймурзаев возможно был знаком с произведениями Ж. Шанина. Как бы там ни было, мы замечаем, что обе комедии являются подражанием комедии Мольера «Уловка Скапена».

Пьеса «Торсыкбай» впервые была издана в 1925 году в журнале «Тан» («Рассвет»), а в 1928 году была издана отдельной книгой в Кызылорде. События в пьесе, поставленной силами казахской молодежи в Москве весной 1925 года, взяты из реальной жизни. В пьесе немного персонажей. Всего лишь четыре человека: Торсыкбай (30 лет), Кайыр (33 года), Карыкбол (50 лет) и мулла Ыбырай (45 лет).

Автор начинает пьесу словами: «Горная степь, неподалеку от новой могилы две-три другие могилы». Здесь Торсыкбай и Кайыр ждут бая Карыкбола, который недавно похоронил сына, и муллу Ыбырая. Карыкбол, дав семидневные поминки сына, позвал сюда муллу Ыбырая, чтобы тот прочитал молитву. Цель Торсыкбая - опозорить этих двоих. Так как они сделали много зла беднякам. Они злы на бая и муллу, особенно, на Торсыкбая. С самого начала событий в пьесе можно наблюдать, как много раз Торсыкбай издевался над ними.

«Торсыкбай (смеясь): ему есть из-за чего со мной враждовать. В том году, когда он был муллой в ауле Жартыбая, он приставал к жене Бердыгула и не мог уговорить ее. Однажды я узнал об этом, и мы с этой молодой женщиной, посоветовавшись, решили проучить его, заставив пролезть в юрту через жабык (верхнюю часть юрты, которая открывается для вентиляции). А на то место, в которое он должен был забраться мы поставили куби (высокий деревянный сосуд) с иркитом (перебродившим молоком -перекисшей простоквашей). Несчастный, который вот уже долгое время не мог уговорить женщину, готов был забраться в юрту не то чтобы через жабык, а даже через шанырак (купол юрты). Таким образом, пробираясь в юрту через жабык, мулла угодил в куби с иркитом, и своим грохотом разбудил всех, с просонок все подумали, что это собака и стали бить муллу чем попало. Мулла был опозорен. Позже мулла Ыбырай узнал о случившемся и с тех пор очень зол на меня» [2, с. 123].

Вот такая ситуация произошла между муллой и Торсыкбаем. Теперь тот самый Торсыкбай ждет такого самого муллу с баем Карыкболом у могилы. Рядом с ним есть

Кайыр. Через некоторое время появляется Карыкбол с вареным свежим мясом и кумысом, рядом с ним есть мулла. Когда мулла, закрыв глаза, начинает мелодично читать молитву, из могилы поднимается Торсыкбай, вырядившийся в саван.

- Боже, упаси! - произносят все кругом.

- Субхан..., - произнес мулла и не в состоянии проговорить «алла», падает.

Все собравшиеся разбегаются, кто куда. Вырядившийся в саван Торсыкбай делает с муллой все, что ему только взбредет в голову, в конце концов он запихивает его в могилу, а сам вместе с Кайыром убегают, прихватив с собой кумыс с мясом.

События в пьесе «Айдарбек» появились на основе смешных рассказов, широко распространенных среди народа. Хитрец по имени Айдарбек вместе со своим другом-борцом Жакупом в пути останавливаются на ночлег в одном доме. Они замечают беспокойство женщин в доме и расспрашивают их. Оказывается, несколько парней хотят силой украсть дочь старухи по имени Бактыбала. У Айдарбека и Жакупа хватает сил на то, чтобы дать отпор пришельцам. Однако, они решают проблему по-другому. Они превращают девушку в старуху, а старуху - в девушку. Таким образом, вместо девушки они отдают замуж старуху. Во второй сцене, во время обряда беташар (открывание лица), народ собравшийся на свадьбу, в ужасе стихает, увидев старуху. Таким образом, люди, которые хотели украсть девушку, были опозорены на весь народ.

- Боже мой, собачий сын! ЭтоАйдарбек обвел нас вокруг пальца... - говорит Асылбек.

Здесь для того, чтобы затронуть тему казахских обычаев и традиций, автор использует смешные действия. Интересны также и слова женщин, дерущихся из-за подаренного платка.

- Ну-ка прекрати... Тебе все мало, ты же только вчера взяла один подарок? - переговариваются. Они, на самом деле, не дают друг-другу слова сказать, перебивают друг-друга, снохи старого аула. В ауле, ждущем невестку, стоит

большой переполох. А сколько тех, кто заранее спорит из-за еще неполученных подарков? Неожиданные поступки,вещи, противоречащие обычным ситуациям, всегда вызывают смех. Народ, который с нетерпением ждет расдачи подарков, в момент, когда открывают лицо невесты, видит там старуху, теряется и пугается. Вдруг один из парней говорит: «А, вот почему она была невесомой, словно легкие мертвого барана!» [3, с. 57].

Красотой пьесы всегда был характер. Там, где пропадает красота слова персонажей, находит свое место пустая декламация, дешевое показное умничество, произведение теряет свою красоту, точнее сказать, без четких характеров жизнь сценического произведения сложна. То, что эти обе небольшие одноактные пьесы написаны с учетом сценических условностей и в соответствии с игрой актеров, показывает нам то, что драматург Ж.Шанин хорошо знает внутренние закономерности жанра.

Список литературы

1. Нургалиев Р. Поэтика драмы. Алматы, 1979. 320 с.

2. Тэжгбаев Э. Казак драматургиясынын, дамуы мен калыптасуы. Алматы, 1971. 360 с.

3. Ордалиев С. Конфликт жэне характер. Алматы, 1976. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.