Научная статья на тему 'КОМБИНИРОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НИЗКОЧАСТОТНОЙ ВИБРАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ И ШУМА'

КОМБИНИРОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НИЗКОЧАСТОТНОЙ ВИБРАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ И ШУМА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМБИНИРОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НИЗКОЧАСТОТНОЙ ВИБРАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ И ШУМА»

особую способность чешуевидных частиц графита к слипанию в легких подмечены Landwehr, Brukmann). Эта способность, с одной стороны, препятствует самоочищению легких от данной пыли, а с другой — способствует лимфостазу закупориваемых ею лимфатических сосудов, что, по мнению ряда авторов, может служить причиной развивающегося пневмосклероза. В связи с лимфостазом, по-видимому, замедляется транспорт всех составных частей смешанной шамотно-графитовой пыли в региональные лимфатические узлы.

При пересчете весовых показателей на вес тела крысы осталась та же закономерность, т. е. оба вида пыли вызвали заметные сдвиги весовых показателей по сравнению с контролем, причем обнаружена некоторая тенденция к увеличению показателей у животных под действием шамотного графита. Таким образом, судя по гистологическим изменениям в легких экспериментальных крыс, а также по некоторым количественным показателям (сырой и сухой вес легких, содержание оксипролина в них), степень кониозоопасности изучаемой пыли мало отличается друг от друга. Однако, несмотря на менее высокое содержание свободной двуокиси кремния в смеси под названием шамотного графита, ее влияние на легкие все-таки более выражено. Этот основной вывод, полученный в результате интратрахеального эксперимента, полностью подтверждается результатами хронического ингаляционного эксперимента. Крысы подвергались естественному (ингаляционному) воздействию тех же смесей по 5 ч в день 5 раз в неделю на протяжении 9 мес. В среднем концентрации обоих видов пыли за экспериментальный период составляли 150 мг/м3. При гистологическом исследовании легких животных существенных различий между опытными группами не выявлено. По количественным показателям, определенная тенденция к более значительным сдвигам в состоянии легких под влиянием графитосодержащей пыли по сравнению со сдвигами, вызванными глинисто-шамотной пылью, обнаруживается уже после 3 мес ингаляции.

К 9-месячному сроку запыления как по абсолютным величинам, так и по величинам, отнесенным к весу тела, сырой и сухой вес легккх, содержание в них липидов и, что наиболее важно, содержание оксипролина у животных под действием шамотного графита существенно и, как правило, статистически значимо выше, чем у животных под действием шамота.

Полученные экспериментальные данные, с одной стороны, свидетельствуют о том, что участки производства шамотно-графитовых изделий связаны с потенциально наиболее высоким риском развития пиевмокониоза по сравнению с другими участками шамотного производства и, следовательно, требуют широкого проведения мероприятий по борьбе с пылью, а также позволяют рекомендовать предельно допустимую концентрацию шамотно-графитовой пыли. Как известно, санитарным законодательством установлена ПДК пыли шамота, равная 2 мг/м3 (СН-245-71), глины — 4 мг/м3, углеродистых пылей — от 6 до 10 мг/м3. Исходя из этих величин, можно было бы предположить, что допустима более высокая концентрация смеси (шамот, глина, графит), чем наиболее агрессивного из них шамота. Однако полученные данные свидетельствуют о том, что графит потенцирует кониозогенное действие глинисто-шамотной смеси, дает основание приравнять ша-мотно-графитовую смешанную пыль в отношении санитарного нормирования к шамотной, т. е. рекомендовать ПДК этой смесн, равную 2 мг/м3.

При проектировании новых цехов по производству шамотно-графитовых изделий необходимо предусмотреть механизированную загрузку шаровой мельницы и беспыльную засыпку изделий в кюбеля или замену засыпки другим способом защиты огнеупоров от воздействия пламени при их обжиге.

ЛИТЕРАТУРА. Landwehr М., Brukmann Е., Beitr. Silikoseforsch., 1955, Bd 32, S. 1.

Поступила 19/VI I 1973 года

УДК 313.644

Канд. мед. наук В. И. Чершок

КОМБИНИРОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НИЗКОЧАСТОТНОЙ ВИБРАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ И ШУМА

Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний

Изучено комбинированное воздействие стабильного шума и низкочастотной вибрации рабочего места, характерной для самоходных машнн, в частности сельскохозяйственных, на организм человека в условиях эксперимента. Вибрацию воспроизводили в горизонтальном продольном направлении на внбростенде СВУС-1 в диапазоне частот 1 — 11 Гц с уровнями пиброскорости в октавных полосах со среднегеометрическими значениями 2 Гц — 124 дБ, 4 Гц—117 дБ, 8 Гц— 113 дБ. Такой исходный спектр виброскорости принят с учетом предельно допустимых величин ускорения для частоты 2 Гц (СН 480—64) с пересчетом на виброскорость, а для остальных частот — исходя из данных А. А. Меньшова о том, что указанные уровни внброскорости не вызывают выраженных сдвигов физиологических функций и близки к допустимым. Шум воспроизводили во всем диапазоне нормируемых частот (45 Гц— 11 кГц) с уровнями в октавных полосах спектра, соответствующими нормативным для рабочих мест производственных помещений (ПС—80),

4 Гигиена и санитария № Б

97

согласно «Гигиеническим нормативам допустимого уровня звукового давления и уровня звука на рабочих местах» № 1004—73.

О действии вибрации судили по изменениям специфического показателя — степени возбудимости вестибулярного аппарата, определяемой косвенно с помощью метода ста-билоскопии (видоизмененная стабилография), о действии шума — по изменению слуховой чувствительности на частотах 500 и 400 Гц. Выбор этих частот обусловлен данными литературы о том, что шум вызывает потерю слуха главным образом на высоких частотах, а вибрация — на средних и низких (3. М. Бутковская). В качестве интегральных показателей исследовали латентный период простой и дифференцировочной зрительномоторной реакции, а также пульс. Исследования проводили у лиц мужского пола в возрасте 20— 24 лет до и после часа воздействия вибрации и шума, а также через 15 и 30 мин отдыха для выяснения характера восстановления физиологических сдвигов.

Комбинированное воздействие вибрации и шума приводило к выраженному увеличению стабилоскопических показателей, особенно сагиттальных, которые возросли на 19 усл. ед. (Р> 0,05). В несколько меньшей степени возрастали фронтальные стабилоскопические показатели (на 14 усл. ед.)4. Из-за большого разброса данных эти изменения оказались недостоверными (Р > 0,05). Сдвиги сагиттальных показателей были стойкими, не исчезающими в течение 15 мин отдыха, даже через 30 мин эти показатели превышали исходный уровень на 16 усл. ед. Менее стойкими были изменения фронтальных показателей — через 15 и 30 мин отдыха они превышали исходные данные лишь на 3—7 усл. ед. Достоверно изменялся и латентный период простой зрительномоторной реакции — он возрастал с 208=£б до 228±7 мс (Р < 0,05). На последующих этапах исследований, через 15 и 30 мин отдыха, латентный период простой реакции также достоверно превышал исходную величину (Р < 0,05). Латентный период дифференцировочной зрительномоторной реакции при исходной продолжительности 216—5 мс после комбинированного воздействия увеличился до 2242=5 мс; после 15 мин отдыха произошло еще большее увеличение этого показателя (до 238—9 мс; Р<0,05), через 30 мин отдыха он составлял 236—6 усл. ед. (Р < 0,05). Происходили изменения слуховой чувствительности: на частоте 500 Гц она снизилась на 3 дБ (Р < 0,05), а на частоте 4000 Гц — на 4 дБ (Р <С <0,05). Пульс в процессе комбинированного воздействия учащался с 77— 1 (исходные данные) до 80^:1 в минуту (Р<0,05). Через 15 мин отдыха пульс был равен исходному.

Таким образом, сочетанное воздействие общей низкочастотной вибрации и шума нормативных уровней вызывало выраженные изменения изучаемых физиологических показателей. Изменения некоторых из них (сагиттальная стабилоскопия, латентный период простой и дифференцировочной зрительномоторной реакции) оказались стойкими, не исчезающими даже в течение 30 мин отдыха, что можно расценивать как признак неблагоприятного воздействия.

ч/ В следующей серии исследований при тех же уровнях вибрации рабочего места уровни шума во всем диапазоне воспроизводимых частот в октавных полосах спектра были уменьшены на 5 дБ (ПС — 75). Комбинированное воздействие вибрации и шума таких параметров вызывало достоверные изменения лишь продолжительности латентного периода простой зрительномоторной реакции и пульса. Латентный период простой реакции удлинился с 212±4 до 236:2=6 мс (Р<0,05), через 15 мин он составлял 228=Ы мс. а через 30 мин отдыха не отличался достоверно от исходного, составляя 220±5 мс (Р> >0,05). Пульс при исходной величине 75=Ы в минуту после воздействия вибрации и шума возрос до 79=Ы в минуту (Р < 0,05), но уже через 15 мин отдыха он составлял 74± 1 в минуту (Р > 0,05).

Что касается остальных физиологических показателей, то они не изменялись достоверно даже в процессе воздействия изучаемых факторов. Так, сагиттальные стабилоскопические показатели увеличились всего на 7 усл. ед., а фронтальные — на 5 усл. ед. (Р > 0,05). После прекращения комбинированного воздействия эти показатели быстро возвращались к исходным величинам. Латентный период дифференцировочной зрительномоторной реакции увеличился всего на 4 мс (исходный 224^=3 мс), а через 15 и 30 мин отдыха был равен исходному.

Слуховая чувствительность на частоте 500 Гц снизилась на 2 дБ, а на часототе 4000 Гц — на 1 дБ (Р > 0,05).

Таким образом, комбинированное воздействие низкочастотной вибрации рабочего места нормативных уровней и шума с уровнями на 5 дБ ниже нормативного приводило к достоверным изменениям лишь латентного периода простой зрительномоторной реакции и пульса, оказавшимся, однако, нестойкими, исчезающими уже в течение 15 мин отдыха.

Это позволяет считать, что действие низкочастотной вибрации рабочего места усугубляется при ее сочетании с шумом. Общая вибрация, не превышающая нормативных уровней, при ее сочетании с шумом с уровнями меньше нормативных на 5 дБ не вызывает неблагоприятных сдвигов в организме человека.

ЛИТЕРАТУРА. Бутковская 3. М. Влияние вибрации различных параметров на пороговое восприятие звуковых тонов. В кн.: Гиг. труда и проф. заболевания. М., 1960, № 5, с. 12. — Меньшов А. А. В кн.: Изучение действия вибрации на организм человека и пути профилактики вибрационной болезни. М., 1971, с. 12.

Поступила 19/1V 1973 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.