Научная статья на тему 'Комбинированное фильтрование, эффективный метод повышения качества тонкой очистки моторного масла в судовых дизелях'

Комбинированное фильтрование, эффективный метод повышения качества тонкой очистки моторного масла в судовых дизелях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
518
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кича П. П., Таращан Н. Н., Голенищев А. В.

Излагаются результаты исследований по повышению эффектив-ности тонкой очистки моторного масла в ДВС комбинированным фильтрованием. Приводятся схемы включения комбинированных фильтрующих элементов и фильтров в смазочную систему дизеля. Показаны преимущества и перспективы использования в судовых ди-зелях для очистки моторного масла комбинированного фильтрования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кича П. П., Таращан Н. Н., Голенищев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комбинированное фильтрование, эффективный метод повышения качества тонкой очистки моторного масла в судовых дизелях»

УДК 621.431.74-729.3

П.П. Кича, Дальрыбвтуз; Н.Н. Таращан, А.В. Голенищев,

МГУ им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток

КОМБИНИРОВАННОЕ ФИЛЬТРОВАНИЕ - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ МОТОРНОГО МАСЛА В СУДОВЫХ ДИЗЕЛЯХ

Излагаются результаты исследований по повышению

эффективности тонкой очистки моторного масла в ДВС комбинированным фильтрованием. Приводятся схемы включения

комбинированных фильтрующих элементов и фильтров в смазочную систему дизеля. Показаны преимущества и перспективы

использования в судовых дизелях для очистки моторного масла комбинированного фильтрования.

Улучшение качества очистки масла при полнопоточном фильтровании за счет уменьшения тонкости и увеличения полноты отсева вступает в противоречие с гидравлическим сопротивлением фильтра, что снижает надежность защиты пар трения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) от попадания крупных абразивных частиц. В этом случае при пуске и работе на холодном масле

предохранительный клапан фильтра тонкой очистки масла полнопоточного (ФТОМП) открывается чаще и на более продолжительное время, в результате чего долговечность подшипниковых узлов двигателя уменьшается. Кроме того, снижение показателя тонкости отсева сокращает срок службы фильтрующих элементов и увеличивает эксплуатационные расходы на маслоочистку.

Цель проводимых нами исследований, основные результаты которых излагаются в данной статье, предусматривает разработку новых принципов очистки масла в ДВС комбинированным фильтрованием с обеспечением полной защиты пар трения от попадания крупных частиц механических примесей и поддержанием на низком безопасном уровне загрязнения масла нерастворимыми продуктами. Предложенные методы очистки масла состоят в использовании в системе смазки двух и более фильтрующих перегородок с придачей каждой из них специфических свойств, характеристик, режимов работы и разграничением их функций.

Разработка требований к качеству очистки масла в ДВС, исследование загрязнения масла нерастворимыми продуктами, раскрытие механизма фильтрования с учетом основных факторов, действующих на данный процесс, послужили базой для создания систем комбинированной тонкой очистки моторного масла фильтрованием.

Очистка предусматривает использование комбинированных систем, фильтров и элементов. В системах комбинированию подлежат

агрегаты очистки, в фильтрах - элементы, в элементах - фильтрующие перегородки.

Возможно двойное комбинирование. Разные фильтрующие элементы (ФЭ) могут устанавливаться в отдельных очистителях, совмещаться в одном агрегате и быть составными (комбинированными).

Шторы, элементы, фильтры при комбинированной очистке масла находятся в сложной гидравлической связи между собой и с системой смазки. Принципиально важен способ подключения их к системе смазки: полнопоточно, т.е. с фильтрованием всего потока масла, поступающего в распределитель и далее - в пары трения; частичнопоточно - с очисткой части масла и сбросом в картер или присоединением к основному потоку. Возможна частично- и полнопоточная (комбинированная) схема очистки.

На рис. 1 показаны способы подключения фильтров (ФЭ и их штор) к системе смазки двигателя. Для ограничения потока масла через частичнопоточные фильтры, элементы (шторы) предусмотрен дроссель. Регулировочный клапан (рис. 1, в) автоматически вводит в процесс фильтрования вспомогательный элемент при тяжелых (критических) режимах работы основного.

Разработка фильтрующих элементов для комбинированной тонкой очистки масла в дизелях базировалась на изобретениях [1-5]. Для дизелей мощностью 20-4000 кВт предложены пять типоразмеров элементов емкостью 0,6-10,2 дм3.

При создании типоразмерного ряда масляных сменных фильтрующих элементов использовался ГОСТ 22858-97. Для комбинированной очистки масла рекомендуются элементы полнопоточные (ЭП), частичнопоточные (ЭЧ) и комбинированные (ЭПК, ЭК). ЭПК (элемент полнопоточный, комбинированный) [1, 2] работает в системе смазки по схеме г (рис. 1). Частично- и полнопоточная очистка масла ЭК [3] осуществляется по схеме д (рис. 1).

Основные размеры и характеристики элементов приведены в работе [5]. Там же указаны формы укладки фильтрующих перегородок и материалы. В элементах поверхностные фильтровальные материалы сформированы в виде многолучевой звезды (код такой формы укладки 1). Для улучшения гидравлической характеристики элементов многолучевая звезда изготовлялась с гребенчатыми вставками или подложкой. Эти фильтрующие перегородки обозначены соответственно 1В и 1П. Штора в виде многолучевой звезды с поперечными складками оптимизирована [4, 5]. Ее применение закодировано цифрой 4.

В табл. 1 приведены характеристики фильтровальных материалов, рекомендованных к использованию при комбинированной очистке масла. В основном это листовые материалы толщиной 0,42-0,98 мм с тонкостью отсева 5-60 мкм. Для их изготовления применяются натуральные и синтетические волокна, скрепляемые латексом, поливинилацетатной эмульсией и другими клеящими составами.

Бумаги для фильтрования масла (БФМ) формуются мокрым способом, остальные материалы - сухим.

В материалах типа ФМ (ОФМ) [5] используются как грубые, толщиной 60-120 мкм при длине 15-35 мм, так и тонкие, 9-25 мкм, волокна. Поровая структура таких материалов неоднородна.

На рис. 2 приведены фильтровальные характеристики современных материалов для комбинированной очистки моторного масла в ДВС. Анализ и оптимизация зависимости фракционного коэффициента отсева да от размера б частиц показали, что для полнопоточных элементов она должна быть крутой, для частичнопоточных - пологой. При совместном использовании элементов 2 или 4 с 3 достигаются высокие показатели качества очистки масла от тонкодисперсной фазы нерастворимых загрязнений и грязеемкости при хорошей гидравлической характеристике ЭП, что надежно защищает узлы трения ДВС от крупных частиц в течение длительного времени. В комбинированных фильтрах для ЭП желательно применять материал с регулярной поровой структурой, в котором используются однородные одинаковой толщины волокна, ориентированные в плоскости листа [5].

Сочетание элементов 1 и 3 наиболее эффективно при значительном поступлении в масло механических примесей размерами выше

5 мкм. Расположенные в правой части рис. 2 гистограммы показывают, как соотносятся интенсивности очистки от нерастворимых в бензине (НРБ) продуктов и грязеемкости ЭП, ЭЧ одинаковых габаритных размеров при работе в системах смазки форсированные дизелей, использующих масла группы Г2.

Эффективность ЭПК подробно изложена в работе [5]. При их применении происходит саморегулирование потоков масла через шторы с разной поровой структурой, что в конечном итоге улучшает очистку масла от НРБ и гидравлику ЭПК. Однако более полно возможности мелкопористого материала могут быть реализованы только в элементах, которые к системе смазки подключаются безопасно.

24

10

11

Рис. 1. Схемы включения очистителей в систему смазки двигателя при комбинированном фильтровании масла: а - комбинированная система очистки масла с ЭП и ЭЧ; б, в - системы очистки с комбинированными фильтрами; г, д - системы с ЭПК и ЭК; 1 - масляный насос; 2 - ЭП; 3 - ЭЧ; 4 - главная магистраль; 5 - картер двигателя;

6 - маслоприемник; 7 - перепускной клапан; 8 - дроссель; 9 - комбинированный фильтрующий элемент;

10 - вспомогательный фильтрующий элемент; 11 - регулирующий клапан

б

а

в

24

Таблица 1

Фильтровальные материалы для комбинированной очистки моторного масла в ДВС

Фильтрующий материал, область применения Тип материала Толщина , мм Тонкость очистки, мкм Максимальн ый размер пор, мкм Пористо сть, % Удельная пропускная способность, м/ч Коэффицие нт отсева**,

Для полнопоточного Поверхност

комбинированного фильтрования ный

масла: 0,92 25 83 86 22 33

КФМ-25* 0,69 40 90 87 51 9

КФМ-40 0,50 35 113 69 57 13

НКФМ-35 0,42 45 140 81 100 4

ДРКБ-45 0,70 40 128 83 108 6

БМ-40 0,50 45 140 80 134 5

БМ-45 0,55 30 128 75 65 12

МФ-30 0,98 35 126 77 52 11

МФ-35

Для частичнопоточного Объемный

фильтрования масла в

комбинированных системах

очистки: 1,80 10 31 89 14 79

КФМ-10 0,70 20 58 76 18 46

НКФМ-20*** 0,42 10 40 87 12 75

БМ-10 0,47 15 52 85 17 52

БМ-15 4 35 118 83 13 71

ФМ-35 4 60 152 86 28 34

ФМ-60 - 5 - 87 - 98

ОФМ-5

* В условном обозначении фильтровального материала число указывает величину тонкости отсева, определенную по

ГОСТ 14146-69.

** Приводится для кварцевого загрязнителя с удельной поверхностью 1,05 м2/г (ГОСТ 8002-74).

24

Рис. 2. Зависимость коэффициента отсева от размеров частиц загрязнений масла и характеристики эффективности различных фильтровальных материалов: 1, 2, 4 - фильтрующие ЭЧ; 3 - ЭП

Типоразмеры и основные параметры ФМК (фильтров масляных комбинированных), разработанных для дизелей мощностью свыше 100 кВт, приведены в работах [5, 6]. В системе смазки фильтры подключаются по схеме б (см. рис. 1). В ФМК-2/1 - 2ФМК-12/8 используются фильтрующие элементы типа ЭП-6,4 и ЭЧ-6,4 в количестве 2-12. Полный поток обрабатывают один-восемь элементов. Прокачка масла через них может составлять 7,5-60 м3/ч.

Регулирование (ограничение) потока масла через ЭЧ

осуществляется для условий достижения ими максимальной грязеемкости. Начальная пропускная способность ЭЧ-6,4 устанавливается 0,1-1 м3/ч. Нижний предел соответствует применению объемного материала ОФМ-5, верхний - поверхностного НКФМ-20. Соотношение между числом ЭЧ и ЭП в комбинированных

маслоочистителях составляет 1:2, 1:1 и 2:1, что позволяет

удовлетворить потребности систем смазки ДВС с любыми характеристиками масла и параметрами его старения.

При удельной скорости загрязнения масла НРБ продуктами ниже

0,02 и выше 0,05 г/(кВтч) используются комбинированные фильтры соответственно с заниженным и завышенным числом ЭЧ. В диапазоне скоростей 0,03-0,04 г/(кВтч) числа ЭЧ и ЭП в ФМК одинаковы.

Окончательно типоразмер фильтра выбирается исходя из характеристик дизеля, системы смазки и применяемых масел по результатам расчета поверхности полнопоточной фильтрации.

Моторная проверка эффективности комбинированного фильтрования масла осуществлялась в судовых форсированных среднеоборотных двигателях 5ВАН22 и 8ВАН22 (5ЧН22/32 и 8ЧН22/32; Ре = 220 и

350 кВт; п = 8,3 с-1; рте = 0,87 МПа), 5А25 (5ЧН25/30; Ре = 430 кВт; п = 12,5 с-1; рте = 0,94 МПа) фирмы «Зульцер». Эксперимент проводился также в дизелях 5Т23НН и 8Т23НН (5ЧН22,5/30 и 8ЧН22,5/30; Ре = 460 и 735 кВт; п = 12,5 с-1; рте = 1,23 МПа) с повышенным наддувом фирмы «Бурмейстер и Вайн».

Двигатели работали на дизельном Л-0,5 (ГОСТ 305-73) и моторном ДТ (ГОСТ 1667-68) топливах. Содержание серы в них соответствовало

0,32-0,47 и 0,96-1,12 %. В системе смазки использовались

отечественные М-10В2 (МРТУ 38 101-278-72), М-10Г2(цс) (ТУ 38 101548-75) и зарубежное Мобилгард-312 моторные масла. Начальная щелочность их находилась в пределах 5,2-12,1 мг КОН/г масла. Ей соответствовала сульфатная зольность 0,62-1,6 %.

Подбор ДВС для испытаний осуществлялся таким образом, чтобы можно было сопоставить эффективность комбинированных фильтров с показателями лучших современных маслоочистителей, являющихся штатными в системах смазки рассматриваемых двигателей. Сравнение осуществлялось с полнопоточным самоочищающимся фильтром (СОФ) S-6 Скаматик (размер щелей 30 мкм), ФТО ^С типа НDU 38/100 (тонкость отсева 2 мкм), работающим совместно с фильтром грубой очистки (ФГО) пластинчато-щелевого типа (толщина промежуточных пластин - 0,1 мм).

Представляет интерес сравнение ФМП и ФМК в условиях использования масла со средними и высокими диспергирующими свойствами при повышенной скорости его загрязнения нерастворимыми продуктами. В маслоочистителях ФМП-2 и ФМП-4 применялись фильтрующие элементы «Нарва-6-4». ЭК заряжались элементами ЭП-6,4-4 и ЭЧ-6,4-1 [5] из материала БМ-40 и БМ-15, выпускаемые ООО «Приско-Экофил».

Судовой эксперимент проводился по методике, изложенной в работе [6], основные результаты которого приведены в табл. 2. Параметры качества масла и коэффициент очистки указаны к моменту отработки маслом 2 тыс. ч. Показатели по износу и нагаро- и лакообразованию определены за 4 тыс.ч работы дизелей.

Анализ состояния масла при включении в систему смазки ФТОМП, штатных и комбинированных фильтров показал более глубокую его очистку агрегатами ФМК. Концентрация НРБ продуктов (ГОСТ 2068495) как общих, так и зольных во всех случаях, кроме варианта с НDU 38/100, при использовании комбинированных фильтров была в 1,23-

1,78 раза ниже, чем при применении штатных и ФТОМП. Максимальный уровень накопления нерастворимых примесей в масле дизеля 8Т23НН при штатной и опытной системах очистки примерно одинаков.

24

Моторная эффективность очистки масла комбинированным фильтрованием

Показатели Типы дизелей и маслоочистителей

5ВАН22 8ВАН22 5А25 5Т23НН 8Т23НН

ФМП-2 ФМК-3/1 ФМП-4 ФМК-4/2 ФМП-4 ФМК-6/3 Скамат ик Э-6 ФМК-4/2 ФТО і-юи 38/100 ФМК-6/3

Концентрация в масле НРБ продуктов, %: общих зольных 1,2 0,23 0,8 0,14 1,6 0,36 1,3 0,21 1,5 0,24 1,1 0,17 1,2 0,32 0,9 0,18 1,2 0,22 1,3 0,24

Интенсивность очистки масла от НРБ, г/ч: общих зольных 29 53 175 203 33 65 117 280 40 101 212 374 12 29 149 316 204 377 123 234

Периодичность обслуживания маслоочистителей, ч 686 519 928 862 753 884 500 1133 3000 1543

Трудоемкость обслуживания системы очистки, чел. ч/1000 ч 0,4-0,5 0,8-1 0,6-0,8 0,7-0,9 0,8-1 0,9-1,2 2-3 0,4-0,6 3-4 0,5-0,8

Скорость изнашивания поршневых колец, г/1000 ч 4,1 2,8 4,3 2,5 6,2 3,5 4,9 2,9 3,1 3,6

Скорость изнашивания цилиндровых втулок, мкм/1000 ч 6,4 4,6 7,2 4,6 8,6 5,7 7,9 4,5 8,2 8,5

Скорость изнашивания вкладышей подшипников, мкм/1000 ч 7,8 6,1 8,9 5,8 12,9 6,6 8,3 7,7 11,5 7,8

Нагаро- и лакообразование на поршнях, баллы 6,9 4,5 4,2 4,0 5,3 4,8 5,1 4,3 3,2 3,6

Применяемые топлива и масла Л-0,5; М-10 В2 Л-0,5; М-10 В2 ДТ; М-10 Г2(цс) ДТ; М-10 Г2(цс) Л-0,5; Мобил- гард- 312 Л-0,5; Мобил- гард- 312 Л-0,5; М-10 Г2(цс) Л-0,5; М-10 Г2(цс) ДТ; Мобил- гард- 312 ДТ; Мобил- гард- 312

Наибольший эффект в снижении общего загрязнения при комбинированном фильтровании масла получен в дизеле 5ВАН22 при работе на масле M-10В2 со средними моюще-диспергирующими свойствами за счет усиления роли частичнопоточного режима очистки путем использования фильтра ФMК-3/1 с двумя ЭЧ. По зольным нерастворимым продуктам аналогичный результат достигнут при применении масла

M-1О Г2 (цс) и топлива ДГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интенсивность очистки масла ФMК во всех дизелях, за исключением 8T23НН, где штатным является фильтр сверхтонкой очистки, самая высокая. У комбинированных маслоочистителей этот показатель выше в 3,6-6 по сравнению с ФTOMП и в 10,9-12,5 раза по сравнению с S-6 Скаматик. СОФ плохо задерживает мелкодиспергированные частицы нерастворимых примесей. Интенсивность очистки масла от НРБ продуктов фильтром S-6 Скаматик самая низкая. По этому показателю ФMК-6/3 уступает НDU 3в/100. Наибольшее снижение концентрации зольных нерастворимых примесей в масле наблюдалось после перехода с самоочищающегося на комбинированный фильтр.

Сравнение коэффициентов очистки подтверждает следующую расстановку фильтров по интенсивности удаления из масла нерастворимых продуктов: НDU - ФMК - ФMП - Скаматик. Значения их сильно зависят от моюще-диспергирующих и стабилизирующих свойств масла. За 2 тыс. ч фильтрования масла M-10В2 коэффициент очистки ФMК-3/1 повышается до 60 %. При очистке комбинированным фильтром масел с лучшими детергентами этот показатель для об,

щих и зольных НРБ находится на уровне 12,3-24,6 и 21,1-45,5 %. Использование штатных очистителей и ФMП дает результат 1,5-33,2 %.

Срок службы фильтрующих элементов в полнопоточных и комбинированных маслоочистителях примерно одинаков и в среднем составлял 519-1543 ч. Фильтрация масла в ФMК ЭЧ с более высокими скоростями не привела к значительному снижению срока их службы вследствие перераспределения части «грязевой» нагрузки на ЭЧ. Последние менялись одновременно с ЭП-6,4-4.

Tрyдоемкость обслуживания ФПК несколько выше, чем ФMП. Испытания показали, что обслуживание фильтров со сменными фильтрующими элементами в дизелях мощностью до 1000 кВт по сравнению с самоочищающимися менее трудоемко - в 3,3-7,5 раза. Затраты на обслуживание систем очистки, включающих ФГО пластинчато-щелевого типа со скребками и ЭЧ большой емкости, такие же, как и для СОФ.

Сравнение скоростей изнашивания деталей ДВС с разными системами маслоочистки показало преимущество ЭК. Наибольшее снижение износа деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) от использования ФMК зафиксировано в дизеле 5T23НН, наименьшее - в

5ВАН22. В среднем, за исключением данных по объекту 8Т23НН, оно составляло 30,5-42 %. Уменьшение интенсивности изнашивания деталей кривошипно-шатунного механизма (КШМ) выражалось в меньшей степени - в 1,1-1,65 раза.

Анализ результатов эксперимента показал, что снижение уровня загрязнения масла общими и зольными НРБ продуктами в значительной мере сказывается на износе поршневых колец и цилиндровых втулок. Проникновение в пары трения ДВС большого числа крупных частиц механических примесей оказывает влияние в первую очередь на долговечность коленчатого вала и его подшипников. Доказательством служит сопоставление качества очистки масла и износов в дизелях типа ЧН22,5/30.

Фильтр Э-6 Скаматик полностью защищает пары трения двигателя 5Т23НН от попадания частиц диаметром более 30 мкм, НDU 380/100 качественно очищает масло от мелкодиспергированных нерастворимых примесей. Эффект от использования комбинированного фильтра, сочетающего оба достоинства, существенно проявляется в снижении износа деталей ЦПГ и КШМ в сравнении соответственно с СОФ и фильтром СиС.

В дальнейшем комбинированное фильтрование масла в ДВС будет совершенствоваться в основном за счет улучшения характеристик фильтрующих элементов. Многие направления повышения эффективности комбинированной очистки могут реализовываться не только путем совершенствования элементов, но и конструкции фильтров и систем очистки. Будущее за комплексным повышением эффективности очистки масла в ДВС комбинированным фильтрованием.

Анализ результатов моторных испытаний комбинированных фильтров показал рациональность более глубокой очистки масла от мелкодисперсной абразивной фазы зольных нерастворимых загрязнений. Это особенно важно при использовании в форсированных ДВС моторного и тяжелого топлив, масел М-10Г2(цс) и Мобилгард-312. Наиболее полно очищают масло от этих продуктов ЭЧ. Износ деталей двигателей при комбинированной очистке масла М-10В2 по сравнению с ФТОМП снижается менее заметно. Однако при этом, как видно по двигателю 5ВАН22, более чем в полтора раза уменьшается нагаро- и лакообразование на поршнях.

Перспективные пути улучшения показателей эффективности ЭК показаны на рис. 3. Они состоят в оптимизации характеристик материалов, элементов и саморегулирования процесса фильтрования с учетом начальных свойств и кинетики старения моторного масла. При этом принимаются во внимание режимы и условия использования масла, параметры системы смазки и двигателя. Конструктивное совершенствование элементов предусматривает унификацию их с тем, чтобы они были универсальны и удовлетворительно функционировали

в ДВС разного назначения как при использовании минеральных, так и синтетических масел.

24

Рис. 3. Пути улучшения основных характеристик ЭК тонкой очистки масла в ДВС

Из рассмотренного материала можно сделать следующие выводы:

1. Предложены методология и комплекс разработок для совершенствования тонкой очистки масла в дизелях комбинированным фильтрованием. На этой основе созданы типоразмерные ряды комбинированных фильтров и фильтрующих элементов высокой эффективности, намечены пути их развития. В разработанных конструкциях за счет применения новых материалов, изменения геометрии штор и рационального распределения потоков фильтруемого масла оптимизированы фильтровальные, гидравлические и ресурсные характеристики.

2. Комбинированное фильтрование масла по частично- и полнопоточной схеме надежно защищает пары трения ДВС от попадания опасных частиц примесей и поддерживает загрязнение масла нерастворимыми продуктами на низком уровне. В результате при работе на высокозольных топливах и маслах по сравнению с очисткой ФТОМП скорость изнашивания форсированных дизелей снижается в

1.2-1,8 раза.

3. Разработаны фильтры, способные очищать с тонкостью до 30-45 мкм 7,5-60 м3/ч масла. Трудоемкость их обслуживания равна 0,4-1,2 чел.ч/1000 ч. При комбинированном фильтровании масел с высокими моюще-диспергирующими свойствами срок службы фильтрующих элементов составляет 0,5-1,5 тыс. ч, удельная (на единицу объема элемента) интенсивность очистки по НРБ продуктов -

3.3-11,1 г/(дм3ч). Применение ФМК в серийных судовых ДВС позволит увеличить срок службы моторного масла в 1,5-4 раза.

4. Очистка масла комбинированным фильтрованием особенно перспективна в дизелях с повышенным наддувом, работающих на моторных и тяжелых топливах, маслах групп Г2 и Д2 при низких (0,2-0,3 МПа) давлениях в системе смазки. Использование ее рационально также в ДВС, эксплуатируемых с большой долей перегрузок и неустановившихся режимов, когда поступление в масло продуктов неполного сгорания топлива велико.

■, Библиографический список

1. А.с. 633556. Фильтрующий элемент / Г.П. Кича, Н.М. Свистунов, В. А. Ященков // Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки. 1978. № 43. С. 14.

2. А.с. 647002. Комбинированный фильтрующий элемент / Г.П. Кича, Н.М. Свистунов, В.А. Ященков // Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки. 1979. № 6. С. 16-17.

3. А.с. 762924. Комбинированный фильтрующий элемент / Г.П. Кича, Н.М. Свистунов // Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки. 1980. № 34. С. 40.

4. А.с. 808100. Фильтрующий элемент / Г.П. Кича, Н.М. Свистунов // Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки. 1981. № 8. С. 12.

24

5. Кича Г.П. Комбинированная очистка моторного масла в судовых тронковых дизелях: новые принципы и схемы очистки, результаты испытаний / Г.П. Кича, Н.Н. Таращан, А.В. Голенищев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.