Научная статья на тему 'КОМБИНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФТОРИСТОГО ВОДОРОДА И СЕРНИСТОГО АНГИДРИДА НА ОРГАНИЗМ БЕЛЫХ КРЫС'

КОМБИНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФТОРИСТОГО ВОДОРОДА И СЕРНИСТОГО АНГИДРИДА НА ОРГАНИЗМ БЕЛЫХ КРЫС Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМБИНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФТОРИСТОГО ВОДОРОДА И СЕРНИСТОГО АНГИДРИДА НА ОРГАНИЗМ БЕЛЫХ КРЫС»

Сопоставляя оба способа, необходимо отметить, что рентгеновский анализ позволяет установить более точно и быстрее массовое содержание хризотила, чем при использовании ПЭМ. Погрешность рядовых анализов в случае применения рентгено-структурного метода 5%, время анализа 30 мин. Рассмотрение препарата под ПЭМ не исключает известного субъективизма при подсчете числа и размеров частиц, а общее время анализа колеблется от 12 до 24 ч. Вместе с тем применение ПЭМ позволяет получить счетную концентрацию волокон в единице объема воздуха, а также весовую долю волокон различных фракций в общей массе хризотила. Последнее преимущество особенно важно при выполнении экспериментальных работ, а также для прогнозирования потенциальной фиброгенно-сти еще неизученных асбестсодержащих микстов.

Выводы. 1. Предложенный метод рентгеновского анализа позволяет с достаточной точностью определить массовое содержание хризотила в пылевой смеси при совместном присутствии вмещающих пород: лизардита, антигорита и брусита.

2. Исследование дисперсно-морфологического состава пыли под электронным микроскопом позволяет расширить представления об истинном числе волокон и весовой доле их различных размерных классов в общей массе хризотила.

3. Разработанные методики могут быть использованы при оценке биологической агрессивности различных асбестсодержащих пылей и разработке соответствующих ПДК. '

Литература. Бачинская\ Л.' Г.,£3евин Л. С. — Труды ВНИИпрсектасбестцемент, 1973, вып. 29, с. 160—170.

Коган Ф. М. — Гиг. труда, 1981, № 2, с. 5—9.

At/гон Ф. М., Троицкий\С. Ю., Удилова Н. Н.— Гиг. и сан.4 1966, № 11, с. 10—13.

Месторождения хризотил-асбеста СССР. Под ред. П. М. Та-таринова, В. Р. Артемова. М., 1967, с. 369—370.

иерлин В. Д., Шкурсгст Б. А., Зевин J1. С. и др. — В кн.: Рентгенография минерального сырья. М., 1977, с. 6—17.

Anderson Ch. И. — In: National Bureau of Standards. Spes. Publ. Washington, 1978, № 506, p. 365—376.

Beaman D. R., Walker H. G. — Ibid., p. 249—269.

Bridbord et al. — Estimates of the fraction of cancer in the U. S. related to occupational factors Washington 1978, p. 8—15. '

Stanley D. S. — In: National Bureau of Standards. Spec. Publ. Washington, 1978, № 506, p. 162—186. *

Stanton M. F., Layard M. Ibid., —p. 143—151.

Stewart J. jИ. — Ibid., p. 271—280.

Trattner R. В. et al. — Plant Eng., 1980, v. 34, p. 219— 220.

Поступила 15.03.82

УДК 613.632:661.4811-092.9-07

Т. X. Айтбаев

КОМБИНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФТОРИСТОГО ВОДОРОДА И СЕРНИСТОГО АНГИДРИДА НА ОРГАНИЗМ БЕЛЫХ КРЫС

НИИ краевой патологии Минздрава Казахской ССР, Алма-Ата

При оценке особенностей комбинированного действия химических веществ от их изолированного влияния на организм большее значение имеет установление степени участия каждого в отдельности вредного фактора в возникновении патологического эффекта. Это поможет выяснению некоторых отличительных черт патогенеза нежелательного последствия влияния химических веществ при совместном воздействии от их влияния в отдельности, а также в разработке эффективных мероприятий по предупреждению интоксикаций.

В литературе имеется ряд сообщений, посвященных применению дисперсионного анализа для вы-

яснения роли и дели вклада во влияние на организм химических агентов (Р. Е. Сова и соавт.; Е. А. Ершов и соавт.; Л. А. Тиунов и В. А. Ива- * нова; Т. X. Айтбаев и соавт.), физических факторов (А. С. Егоров и соавт.; Г. А. Суворов и соавт.), возраста и должности (Г. К. Семеновых),[ биоритма (В. А. Доскин).

В данной работе проведен дисперсионный анализ (Н. А. Плохинский) результатов исследования комбинированного действия фтористого водорода (НИ) и сернистого ангидрида (502). В качестве результативного признака выбрали изменения количества общего белка и его фракционного состава.

Т а б"л и ц а I

Фактическая концентрация газов (в мг/м®), использованных для затравки крыс (М±т)

Воздействующий фактор Серия опытов

I II ш IV

Фтористый водород Сернистый ангидрид Фтористый водород + сернистый ангидрид 0,049±0,006 0,90±0,01 0,40±0,0008 0,95±0,04 0,13±0,03 2,61±0,14 0,13±0,06 2,16±0,33 0,25±0,09 4,91rfcO, 15 0,26±0,09 5,85±0,85 0,50±0,03 10,40±0,80 0,48±0,03 9.87±0,45

Опыты проведены на 248 белых крысах, распределенных на 4 серии по 4 группы в каждой. Животные 1-й группы каждой серии служили контролем, а 2-й и 3-й группы подвергались изолированному воздействию соответственно НР и 502, 4-й совместному их действию. Затравку животных осуществляли в течение 4 мес по 4 ч в день, кроме выходных. Картину белкового спектра сыворотки крови изучали методом электрофореза на бумаге при воздействии 1/10, 1/4, 1/2 и 1 ПДК БО,,, НР и 1, 2,5, 5 и 10 ПДК НР, принятой для воздуха рабочей зоны. Фактическая концентрация газов приведена в табл. 1. Общий белок определяли рефрактометрически.

У подопытных крыс 2-й группы I серии,"подвергавшихся изолированному воздействию НР по сравнению с контрольными животными, отмечалось статистически достоверное повышение количества общего белка (6,7±0,2 г % в контроле, 7,3±0,1 г% в опыте, Р<0,02), аг и а2-фракций глобулинов, резкое снижение уровня альбуминов. Содержание (}- и у-глобулинов существенно не изменялось. Альбумин-глобулиновый коэффициент был достоверно низким.

При изолированном воздействии БО.. (3-я группа) количество общего белка и а2-глобулинов было достоверно повышенным (на 8,4 и 31,9% соответственно), отмечались также резкая гипо-альбуминемия (на 20%), незначительная аг- и у-гиперглобулинемия, а содержание ^-фракции глобулинов существенно не изменялось. Альбумин-глобулиновый коэффициент был снижен.

При комбинированном действии НР и 502 сдвиги в содержании общего белка сыворотки крови были незначительными. Если при раздельном действии газов уровень альбуминов в крови был достоверно снижен, то при их совместном действии он несколько возрастал. У этих животных содержание а у и а2-глобулинов, повышенное при изолированном действии газов, в данном случае не увеличивалось. Определялись лишь небольшое уменьшение концентрации и у-глобулинов, а также рост альбумин-глобулинового коэффициента.

Дисперсионный анализ материала показал, что сила влияния на сдвиги белкового состава сыворотки крови НР (фактор А) и 502 (фактор В) имеет различный характер. Так, более выраженное влияние на альбуминовую Р- и у-фракции глобулинов оказывал НР, а на а! и а2-фракции — 50.а, в то время как на содержание общего белка в сыворотке крови сила вляния обоих факторов была равной (табл. 2). Следует отметить, что, несмотря на определенное различие в доле вклада и статистически несущественную силу влияния каждого токсичного агента, их совместное воздействие (фактор АВ) приводило к сдвигам в содержании общего белка и альбуминовой, а1 и а2-фракций глобулинов. Значительной была сила действия всех учтенных факторов (X) на изменение этих же показателей сыворотки крови.

Из этих данных, вероятно, следует, что при комбинированном воздействии указанных газов в данной концентрации наблюдается эффект по типу суммирования.

С целью более детального выяснения характера влияния газов при комбинированном действии, а также уточнения доли вклада каждого из изученных факторов в результативный признак в 21/2 раза увеличили концентрацию газов, подаваемых в затравочные камеры (II серия опытов). При этом были получены следующие данные. При изолированном воздействии НР наблюдалась диспротеи-немия, которая характеризовалась достоверным уменьшением количества общего белка, некоторым снижением содержания а1( а2-, и р-глобулинов. Незначительно возрастало количество альбуминов и у-глобулинов.

При изолированном воздействии 502 также уменьшалось количество общего белка. В противоположность влиянию НР в этих случаях отмечалось снижение уровня альбуминов, Р-глобулинов и оставалось без изменений содержание у-глобу-линов.

Совместное воздействие газов характеризовалось достоверным уменьшением количества общего белка, р-фракции глобулинов и увеличением количества а2-фракции. Содержание альбуминов, ах и у-глобулинов имело лишь тенденцию к снижению.

При обработке материала данной серии методом дисперсионного анализа установлено, что сила влияния НР на все показатели белкового состава сыворотки крови не была статистически достоверной и, наоборот, резко возрастала сила влияния Э02. Так, она была достоверно высока в отношении количества общего белка и в высшей степени достоверна в отношении уровня а2- и р-глобулинов. Отмечено также возрастание силы влияния этого фактора на динамику содержания других белковых фракций, за исключением а^глобулинов.

Следует отметить, что совместное воздействие изученных факторов на белковый спектр сыворотки крови в отличие от предыдущей серии было незначительным, то время как сила влияния всех учтенных факторов на количество общего белка, а2- и р-глобулинов оказалась достоверно высокой.

Из этих данных, вероятно, можно заключить, что при нарастании концентрации газов в смеси проявляется преимущественное действие 502, которое в определенной степени нивелирует влияние НР.

Для выяснения этого факта в следующей серии опытов вновь повысили концентрацию газов в смеси до 1/2 ПДК (III серия). При этом в белковом спектре сыворотки крови у подопытных животных возникли следующие изменения. При изолированном воздействии НР наблюдалось небольшое уменьшение количества общего белка, статистически достоверное снижение уровня альбуминов и повышение содержания Р- и у-глобулинов.

Под влиянием чистого БО.,, как и в предыдущей серии, несколько уменьшалось количество общего

белка, достоверно падал уровень альбуминов, но возрастало количество аг и у-глобулинов.

Совместное воздействие газов привело к некоторому увеличению количества общего белка, статистически достоверному снижению содержания альбуминов и возрастанию уровня а!- и р-глобу-линов. Количество а2- иу-фракций мало отличалось от контроля. *

Полученный материал подвергли дисперсионному анализу и было установлено достоверное возрастание вклада НР в сдвиги количества общего белка и а глобулинов, заметное увеличение силы его влияния на уровень а2- и р-глобулинов, но по отношению к альбуминам и ■у-глобулинам он существенно не менялся. Сила же влияния Б02 оставалась достоверно высокой в отношении общего белка и а ^глобулинов, а в отношении остальных фракций белков — незначительной.

Из этих данных, по-видимому, следует, что с увеличением концентрации газов в смеси параллельно нарастает сила влияния каждого нз ее компонентов и в связи с этим не улавливается преимущественное действие какого-либо одного из токсичных веществ. Данное предположение подтверждается тем, что в этой серии по сравнению с предыдущими значительно возросло влияние организованных факторов на белковый состав крови.

Результаты исследования животных при повторном двукратном увеличении концентрации газов в затравочных камерах (IV серия опытов) оказались следующими. При изолированном действии НР увеличивалось количество общего белка, Р-, и у-глобулинов и резко снижался уровень альбуминов. Белковая картина сыворотки крови при раздельном действии БО., характеризовалась рядом изменений: общее количество белка в сыворотке крови несколько увеличивалось, относительное содержание альбуминов статистически достоверно снижалось, а Р-глобулинов повышалось, уровень остальных белковых фракций существенно не из- у менялся. В белковом спектре сыворотки крови при комбинированном действии газов у животных данной серии отмечалось некоторое снижение количества общего белка, более выраженное уменьшение содержания альбуминов, чем в предыдущей серии, в которой крысы подвергались совместному их воздействию.

При проведении дисперсионного анализа получены достоверные данные о силе влияния НР на общий белок, альбумины, а 502 — на Р-глобулины. Степень выраженности влияния всех учтенных факторов и совместного действия газов оказалась незначительной.

Таким образом, путем использования дисперсионного анализа при комбинированном действии НР и 502 в зависимости от возрастания их концентраций в смеси была установлена различная сила влияния. При малых концентрациях газов в смеси * (0,040±0,008 мг/м3 НР и 0,95±0,04 мг/м3 БО*) величина частных факториальных влияний была незначительной, в то время как сила влияния сум-

мы изученных факторов была в высокой степени достоверна. При действии средних концентраций (0,13±0,06 и 2,16±0,33 мг/м3, а также 0,26±0,09 и 5,85±0,85 мг/м3) наблюдалось увеличение силы влияния одного фактора по отношению к другому (в нашем опыте 502). Под влиянием высоких кон-^ центраций газов (0,48±0,03 и 9,87±0,45 мг/м3) возрастала сила как частных факториальных (А и В), так и сочетаний градаций факторов (АВ) и учтенных факторов (X). Эти данные согласуются с приведенными данными литературы о том, что эффект одного фактора зависит от градации другого и концентрации изучаемых токсичных веществ.

Выводы. 1. При комбинированном действии НР и 502 наблюдается значительная диспротеине-мия при небольших изменениях общего содержания белка в сыворотке крови.

2. Сила влияния НР при совместном действии 50г зависит от градации последнего в комплексе и их концентраций в смеси.

3. При воздействии малых концентраций газов в смеси проявляется преимущественное влияние HF, а с нарастанием их концентраций усиливается как влияние каждого из них, так и совместное действие.

Литература. Айтбаев Т. X., Баэарбаева Ш. Т., Сагнаева Г. Б. и др. — В кн.: Всесоюзная учредительная конф. по токсикологии. Тезисы докладов. М., 1980, с. 33.

Доскин В. А. — Гиг. труда, 1981, № 1, с. 9—12. Егоров А. С., Загрядский В. П., Мордвинов Е. Ф. — Гиг.

труда, 1973, № 4, с. 30—33. Ершов А. Е., Каган Ю. С., Сова Р. Е. — Там же, 1975,

№ 7, с. 52-54. Плохинский Н. А. Биометрия. М., 1970. Семеновых Г. К. — Гиг. и сан., 1977, № 2, с. 35—40. Сова Р. Е., Цапко В. Г., Гохман В. Л. — Гиг. труда,

1974, № 2, с. 46—48. Суворов Г. А., Денисов Э. И., Колганов A.B. — Там же,

1980, № 1, с. 5—8. Тиунов Л. А., Иванова В. А. — Там же, 1976, № 1, с. 29— 34.

Поступила 28.06.82

^ УДК 615.9:612.821.1/.3].076.9

В. Н. Пульков

СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ ОРИЕНТИРОВОЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ

ЖИВОТНЫХ

Ленинградский НИИ радиационной гигиены Минздрава РСФСР

В санитарно-токсикологическом эксперименте значительное внимание уделяется изучению поведенческих реакций, в том числе ориентировочных. Выделено 2 типа взаимоподавляющих друг друга и вследствие этого чередующихся реакций (Р. Хайнд): одни связаны с прекращением движения — «замиранием», другие — с активным перемещением относительно обследуемого объекта или * территории. Прекращая движение, животное повышает чувствительность сенсорных систем.

Наиболее распространена визуальная регистрация ориентировочных реакций (ОР). Так, в течение «открытого поля» подсчитывается число пересеченных животным квадратов на дне манежа, число вставаний на задние лапы, время начальной неподвижности (Д. А. Кулагин и В. К. Федоров). Предложена модификация этого теста — применение площадки с отверстиями, в которые животное заглядывает (Е. С. Балынина и И. В. Березовская; Л. В. Марцонь и Н. Р. Шепельская).

Для регистрации горизонтального компонента ориенти ровочно- иссл едовател ьс кого поведен и я (ОИП) лабораторных животных используются ак-тометры, наиболее совершенные из которых (типа «анимекс») позволяют получать графическое изображение пути животного (ЬКВ-приборы).

Вследствие высокой чувствительности и вариабельности поведенческих реакций к воздействию различных факторов, а также большой вариабельности рекомендуется проводить их количествен-

ную оценку в возможно более_сжатые ^рокн и на достаточных выборках, что сложно обеспечить таким малоэффективным способом, как визуальное наблюдение. Поэтому мы предлагаем несложный в изготовлении актограф для регистрации ОИП в «открытом поле».

Устройство содержит пишущий узел в виде дискообразной капсулы, с обеих сторон которой выступает стержень фломастера типа «Tinten реп» (рис. 1). Капсула крепится к корню хвоста животного на гибком поводке разрезанным резиновым колечком. При перемещении животного в манеже остается след на бумаге, которая постлана на его дно. В местах остановок образуются точечные следы, по размеру которых с известной точностью можно определить длительность остановок, как правило не превышающих нескольких секунд. Длина следа измеряется курвиметром, в котором колесико постоянно смачивается из баллончика чернилами более яркого цвета, для отметки измеренных участков актограммы, имеющей довольно запутанный вид. При анализе учитывается качественный характер активности, т. е. пространственное распре-

Рис. 1. Схема пишущей капсулы.

1 — стержень фломастера:

2 — отверстие для заправки чернилами: 3—наполнитель; 4 — поводок: 5 — резиновое кольцо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.