ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75270. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75270.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75270 УДК 37.013.42
Змиева Светлана Ивановна,
старший преподаватель АКИПКРО, аспирант ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул
«Командный подход» к воспитательной деятельности в школе
Аннотация. Описан опыт реализации социальным педагогом программы «Я + Мы!» в начальной школе в условиях внедрения ФГОС. Представлена технология коллективного творческого дела.
Ключевые слова: детский коллектив, программа развития, подготовка социального педагога,
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Программа развития детского коллектива «Я + МЫ» является по своему характеру развивающе-обучающей и направлена на формирование творчески развитой личности каждого члена коллектива, на выявление способностей к самовыражению через различные формы коллективно-творческой деятельности, начиная с первого класса.
Для реализации Программы не требуется изыскания дополнительных ресурсов, достаточно рационально использовать имеющуюся в распоряжении образовательного учреждения базу.
Важное место в начальной школе отводится формированию классного коллектива - процессу, который проходит два основных периода.
Этапы формирования классного коллектива в начальной школе
Период Срок Сущность происходящего
Адаптационный период 1 класс Закладывается фундамент, который позволит всему тому, что будет построено, быть устойчивым и нерушимым
Деловой период 2-4 классы Строится то самое здание, внешний вид и функциональность которого будет зависеть от архитектора и самих строителей
Деловой период - то время, когда реализуются планы коллектива, преодолеваются трудности, оттачиваются отношения. Требуется кропотливая работа не только классного руководителя, но и самих ребят. Особое внимание в это время имеет СОуправление и САМОуправление коллектива, что закладывает основу для дальнейшего саморазвития каждой личности.
В зависимости от решаемых задач, охватывающих все сферы «проживания» детей в коллективе вся воспитательная работа строится по следующим направлениям:
1. Гражданин «МЫ - граждане России».
2. Интеллект «МЫ - успешные ученики».
3. «МЫ - товарищи».
4. Нравственность «МЫ - культурные люди».
5. Общение «Мы творческие Личности».
6. Досуг «МЫ и досуг».
7. Здоровье «Мы - здоровые люди».
8. Семья «МЫ и семья».
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75270. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75270.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
В основе Программы развития детского коллектива «Я + МЫ» лежит методика КТД, разработанная доктором педагогических наук, профессором Игорем Петровичем Ивановым, единой целью которого становится раскрытие и развитие творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.
Что значит КТД? - Это:
Дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
Коллективное Дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива - воспитанников и воспитателей, т. е. является общей заботой;
Творческое Дело, так как предполагает непосредственный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.
Виды КТД, используемые в Программе:
- Организаторские (газета - молния, день рождения коллектива, чередование традиционных поручений).
- Познавательные (вечер разгаданных и неразгаданных тайн, литературнохудожественные конкурсы, турнир знатаков, школа - дом знаний).
- Трудовые (трудовой десант, фабрика Деда Мороза, «Снежная сказка»).
Условием успешного проведения КТД предполагает пошаговое выполнение
определенных операций:
Шаг 1 - Предварительная работа
Определяется роль данного КТД в решении конкретных воспитательных задач, готовятся варианты, которые будут предложены на выбор воспитанникам.
Шаг 2 - Коллективное планирование КТД.
Оно осуществляется на сборе старте, который решает такие задачи:
- Для кого провести это дело,
- Как лучше его провести,
- Кому участвовать,
- Кто войдет в совет дела,
- Кто будет руководить,
- Где и когда провести.
Шаг 3 - Коллективная подготовка дела.
Уточняется планирование, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника.
Шаг 4 - Проведение КТД.
Главная задача воспитателя - помочь незаметно преодолеть трудности при отклонении от плана, при явных ошибках учащихся, а главное возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолевать любые трудности.
Шаг 5 - Коллективное подведение итогов КТД:
Для этого проводится сбор - огонек, в ходе которого участники КТД отвечают на следующие вопросы:
- Какими мы были?
- Что было? Почему?
- Что надо сделать, чтобы было лучше.
Шаг 6 - Ближайшие последствия КТД
Идет переосмысление результатов КТД, задумываются новые КТД.
2
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75270. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75270.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Таким образом, хорошая работа зависит от:
- Знания ребят.
- Знания особенностей коллектива.
- Знания основ организаторской работы.
- Знания возрастной психологии.
- Умения организовать.
Механизмы реализации Программы
- Уроки самосовершенствования «Тропинка к коллективу».
- «Портфолио» класса.
- Участие в КТД, творческих конкурсах, соревнованиях;
- Работа классного актива.
- Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
- Занятия в воскресной школе при храме Иоанна Предтечи.
Принципы построения воспитательной работы в классе Принцип открытости
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
Принцип привлекательности
Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполнения дела.
Принцип деятельности
Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях в классе.
Принцип свободы участия
Представление возможности выбора заданий, дел, мероприятий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Принцип обратной связи.
Совместно с воспитанниками классный руководитель обсуждает, что получилось и что не получилось.
Принцип сотворчества
Объединение двух понятий - «сотрудничества» и «творчества», т. е. совместное осуществление задуманного.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо представлять конечный результат и понимать значимость и успешность получаемого результата.
Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы к концу 4-го класса (выпускники начальной школы) мы должны получить два самых действительно ожидаемых продукта -среду, в которой будет и дальше функционировать детский коллектив и сам КОЛЛЕКТИВ, имеющий несколько значимых качественных характеристик.
Список литературы
1. Александрова Е. А. Миры и меры ребенка в образовании с позиций нового стандарта // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 205-213.
2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
4. Концепция художественного образования в Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2002.
5. Логвинова И. М. Как формировать основную образовательную программу образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2010
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75270. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75270.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
6. Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.
7. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.
9. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (Начальное образование). - М.: Просвещение, 2009 .
10. Свиридов А. Н. ФГОС начальной школы: коллизия преемственности и социализации // Народное образование. - 2011. - № 6. - С. 64-71.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
12. Закон от 29 12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».
Svetlana Zmieva,
AKIPKRO teacher, a graduate student, Altai State Pedagogical University, Barnaul “Team approach” to educational activity at school
Abstract. The experience of the implementation of a social worker of the "H + We!" In an elementary school in the conditions of implementation of the GEF. The technology of collective creative affairs.
Key words: children's group, program development, training of social teachers.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Змиева С. И., 2015
www.e-koncept.ru
4