Научная статья на тему '«Командный подход» к воспитательной деятельности в школе'

«Командный подход» к воспитательной деятельности в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / CHILDREN''S GROUP / PROGRAM DEVELOPMENT / TRAINING OF SOCIAL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Змиева Светлана Ивановна

Описан опыт реализации социальным педагогом программы «Я + Мы!» в начальной школе в условиях внедрения ФГОС. Представлена технология коллективного творческого дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Team approach" to educational activity at school

The experience of the implementation of a social worker of the "H + We!" In an elementary school in the conditions of implementation of the GEF. The technology of collective creative affairs.

Текст научной работы на тему ««Командный подход» к воспитательной деятельности в школе»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75270. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75270.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75270 УДК 37.013.42

Змиева Светлана Ивановна,

старший преподаватель АКИПКРО, аспирант ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул

«Командный подход» к воспитательной деятельности в школе

Аннотация. Описан опыт реализации социальным педагогом программы «Я + Мы!» в начальной школе в условиях внедрения ФГОС. Представлена технология коллективного творческого дела.

Ключевые слова: детский коллектив, программа развития, подготовка социального педагога,

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Программа развития детского коллектива «Я + МЫ» является по своему характеру развивающе-обучающей и направлена на формирование творчески развитой личности каждого члена коллектива, на выявление способностей к самовыражению через различные формы коллективно-творческой деятельности, начиная с первого класса.

Для реализации Программы не требуется изыскания дополнительных ресурсов, достаточно рационально использовать имеющуюся в распоряжении образовательного учреждения базу.

Важное место в начальной школе отводится формированию классного коллектива - процессу, который проходит два основных периода.

Этапы формирования классного коллектива в начальной школе

Период Срок Сущность происходящего

Адаптационный период 1 класс Закладывается фундамент, который позволит всему тому, что будет построено, быть устойчивым и нерушимым

Деловой период 2-4 классы Строится то самое здание, внешний вид и функциональность которого будет зависеть от архитектора и самих строителей

Деловой период - то время, когда реализуются планы коллектива, преодолеваются трудности, оттачиваются отношения. Требуется кропотливая работа не только классного руководителя, но и самих ребят. Особое внимание в это время имеет СОуправление и САМОуправление коллектива, что закладывает основу для дальнейшего саморазвития каждой личности.

В зависимости от решаемых задач, охватывающих все сферы «проживания» детей в коллективе вся воспитательная работа строится по следующим направлениям:

1. Гражданин «МЫ - граждане России».

2. Интеллект «МЫ - успешные ученики».

3. «МЫ - товарищи».

4. Нравственность «МЫ - культурные люди».

5. Общение «Мы творческие Личности».

6. Досуг «МЫ и досуг».

7. Здоровье «Мы - здоровые люди».

8. Семья «МЫ и семья».

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75270. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75270.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

В основе Программы развития детского коллектива «Я + МЫ» лежит методика КТД, разработанная доктором педагогических наук, профессором Игорем Петровичем Ивановым, единой целью которого становится раскрытие и развитие творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.

Что значит КТД? - Это:

Дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

Коллективное Дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива - воспитанников и воспитателей, т. е. является общей заботой;

Творческое Дело, так как предполагает непосредственный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Виды КТД, используемые в Программе:

- Организаторские (газета - молния, день рождения коллектива, чередование традиционных поручений).

- Познавательные (вечер разгаданных и неразгаданных тайн, литературнохудожественные конкурсы, турнир знатаков, школа - дом знаний).

- Трудовые (трудовой десант, фабрика Деда Мороза, «Снежная сказка»).

Условием успешного проведения КТД предполагает пошаговое выполнение

определенных операций:

Шаг 1 - Предварительная работа

Определяется роль данного КТД в решении конкретных воспитательных задач, готовятся варианты, которые будут предложены на выбор воспитанникам.

Шаг 2 - Коллективное планирование КТД.

Оно осуществляется на сборе старте, который решает такие задачи:

- Для кого провести это дело,

- Как лучше его провести,

- Кому участвовать,

- Кто войдет в совет дела,

- Кто будет руководить,

- Где и когда провести.

Шаг 3 - Коллективная подготовка дела.

Уточняется планирование, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника.

Шаг 4 - Проведение КТД.

Главная задача воспитателя - помочь незаметно преодолеть трудности при отклонении от плана, при явных ошибках учащихся, а главное возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолевать любые трудности.

Шаг 5 - Коллективное подведение итогов КТД:

Для этого проводится сбор - огонек, в ходе которого участники КТД отвечают на следующие вопросы:

- Какими мы были?

- Что было? Почему?

- Что надо сделать, чтобы было лучше.

Шаг 6 - Ближайшие последствия КТД

Идет переосмысление результатов КТД, задумываются новые КТД.

2

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75270. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75270.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Таким образом, хорошая работа зависит от:

- Знания ребят.

- Знания особенностей коллектива.

- Знания основ организаторской работы.

- Знания возрастной психологии.

- Умения организовать.

Механизмы реализации Программы

- Уроки самосовершенствования «Тропинка к коллективу».

- «Портфолио» класса.

- Участие в КТД, творческих конкурсах, соревнованиях;

- Работа классного актива.

- Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

- Занятия в воскресной школе при храме Иоанна Предтечи.

Принципы построения воспитательной работы в классе Принцип открытости

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

Принцип привлекательности

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполнения дела.

Принцип деятельности

Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях в классе.

Принцип свободы участия

Представление возможности выбора заданий, дел, мероприятий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Принцип обратной связи.

Совместно с воспитанниками классный руководитель обсуждает, что получилось и что не получилось.

Принцип сотворчества

Объединение двух понятий - «сотрудничества» и «творчества», т. е. совместное осуществление задуманного.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо представлять конечный результат и понимать значимость и успешность получаемого результата.

Ожидаемые результаты

В результате реализации Программы к концу 4-го класса (выпускники начальной школы) мы должны получить два самых действительно ожидаемых продукта -среду, в которой будет и дальше функционировать детский коллектив и сам КОЛЛЕКТИВ, имеющий несколько значимых качественных характеристик.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Александрова Е. А. Миры и меры ребенка в образовании с позиций нового стандарта // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 205-213.

2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

4. Концепция художественного образования в Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2002.

5. Логвинова И. М. Как формировать основную образовательную программу образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2010

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75270. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75270.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

6. Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.

7. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.

9. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (Начальное образование). - М.: Просвещение, 2009 .

10. Свиридов А. Н. ФГОС начальной школы: коллизия преемственности и социализации // Народное образование. - 2011. - № 6. - С. 64-71.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.

12. Закон от 29 12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

Svetlana Zmieva,

AKIPKRO teacher, a graduate student, Altai State Pedagogical University, Barnaul “Team approach” to educational activity at school

Abstract. The experience of the implementation of a social worker of the "H + We!" In an elementary school in the conditions of implementation of the GEF. The technology of collective creative affairs.

Key words: children's group, program development, training of social teachers.

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Змиева С. И., 2015

www.e-koncept.ru

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.