7. ПенцикБ.Н. Развивать двигательные качества у детей // Физическая культура в школе, 1981. № 12. С. 57.
8. Спортивные и подвижные игры / Учебник для физ. техникумов. Изд. 2-е, перераб. Под ред. Ю.И. Портных. М. «Физкультура и спорт», 1977. 382 с. с ил.
9. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. Изд. 2-е, дополнен. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 635 с. Библиотека учителя.
КОМАНДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ Алексеева Е.Н.1, Колесников А.Р.2
'Алексеева Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Колесников Андрей Романович — студент, Филиал в г. Ессентуки Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки
Аннотация: в статье раскрывается влияние командных подвижных игр на развитие координационных способностей у юных баскетболистов. Авторы считают, что использование командных подвижных игр формирует жизненно важные для человека двигательные умения и навыки, развивает двигательные способности, что способствует всестороннему развитию организма занимающихся.
Ключевые слова: командные подвижные игры, координационные способности, баскетбол.
Баскетбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. Баскетбол как учебный предмет включен в программы по физической культуре в виде учебных и внеклассных (факультативных) занятий.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа в школе решает такие задачи, как укрепление здоровья, хорошее физическое развитие; повышение двигательной работоспособности и выработка умения целесообразно использовать силы; воспитание у обучающихся навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия; формирование нравственных качеств, развитие эмоциональной и волевой сфер личности; привитие потребности в занятиях физическими упражнениями и спортом [5, с. 358].
Большую роль при обучении элементам баскетбола и развитии двигательных способностей играет применение командных подвижных игр. Использование командных подвижных игр на внеклассных занятиях по баскетболу формирует жизненно важные для человека двигательные умения и навыки, развивает двигательные способности, что, несомненно, способствует всестороннему развитию организма занимающихся [1, с. 42].
Подвижные игры должны включать комбинацию простых движений ног и рук, постепенно усложняя их, ритмичный бег, ходьбу в разных сочетаниях, танцевальные движения, прыжки со скакалкой с различными дополнительными движениями рук, прыжки через различные препятствия, упражнения с малым и большим мячами, перебрасывания мяча в парах и т.п. [7, с. 21]. Следует принимать во внимание характерные черты регулировки нагрузок и развлечений в упражнениях, намеренно направленных на усовершенствование формирования координационных способностей: их количество и частоту повторений в рамках каждого отдельного урока рационально дорабатывать только вплоть до подобных величин, какие никак не исключают эффективного преодоления координационных проблем [3, с. 58].
Выполнение упражнений, нацеленных на формирование новейших, либо на изменение ранее сформировавшихся форм координационных движений, правильнее в целом осуществлять в начале главной части обучения.
Одно из слагаемых единого движения обучения ловкости считается развитие возможности сохранять баланс тела, пытаться удержать равновесие в статистических и динамических утверждениях, предопределенных житейскими разными.
Умение стремительно менять моторную работу, у ребенка младшего возраста считается весьма значимой. Умение к перестроению — данная «способность стремительно изменять выработанные формы моторных операций либо переходить от одной к иным в соответствии с этим меняющимися обстоятельствами».
В концепции и методологии физического обучения данное умение рассматривается как одно из 2-х главных возможностей, определяющих ловкость, и в настоящее время она является одной из основных общих координационных способностей ребенка.
Ребёнок стремительнее и успешнее перестраивает моторные воздействия в одних обстоятельствах, горазд таким же образом продуктивно изменять их в иных, аналогичных обстоятельствах, неожиданно изменившейся ситуации. Необходимо отличать характерные проявления в этой способности.
Для развития данной возможности более подходят упражнения, вызывающие стремительного, порой моментального реагирования в неожиданно меняющейся ситуации. При исполнении конкретных моторных операций, в частности непростых в координационном отношении, необычных, либо исполняемых в первый раз, бессознательно увеличивается напряжённость мускул, которые напрямую никак не принимают участие в движениях. Избыточное мускульное напряжение и малая расслабленность приводит к тому то, что моторные операции не приводят к положительному результату. Игру можно использовать во всех частях урока, это зависит от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников. Игры, способствующие общей организации обучающихся, повышению внимания, ориентировки в пространстве, быстроты реакции, с низкой двигательной активностью включаются в подготовительную часть [2, с. 50]. Они, как правило, не продолжительные, чтобы не мешать усвоению материала основной части урока, отличаются небольшой сложностью и подвижностью. Игры на внимание нужно проводить в самом начале урока.
В основной части занятия применяют игры, направленные на закрепление и совершенствование пройденного материала. Обычно, игры располагают в конце основной части. Нагрузка в них выше, чем в других частях. Упражнения прыжкового характера, с сопротивлением, преодолением препятствий, направленные на развитие выносливости, точности двигательных действий рекомендуется использовать в основной части занятия. Игры основной части урока по двигательному содержанию содержат упражнения комплексного характера и направлены на проявление и совершенствование основных двигательных качеств, которые неразрывно связаны с формированием двигательных навыков [6, с. 28]. В содержание игр входят упражнения с бегом, с прыжками, метанием, с преодолением препятствий и другими видами движений, которые требуют проявления большой подвижности. Игры, применяемые в основной части, должны способствовать закреплению техники выполнения ранее изученных движений. Применение игр на уроках помогает снизить нагрузку, подготовить их к последующим занятиям и сохранить у занимающихся приятное впечатление об уроке.
Подвижные игры заключительной части урока направлены на снижение интенсивности и переключение играющих с активных двигательных действий на более спокойные упражнения и элементы двигательного отдыха [2, с. 50]. Подвижные игры заключительной части урока призваны обеспечить переход от двигательных действий к активному отдыху. Методически правильно организованный процесс обучения подвижным играм будет способствовать гармоничному всестороннему развитию обучающихся [4, с. 28].
Список литературы
1. Костарев А.Ю. Русская лапта в детско-юношеской спортивной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2004. № 5. С. 28-29.
2. Курысь В.Н., Баршай В.М., Стрельченко В.Ф. Подвижные игры. М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. 352 с.
3. Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетенции специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: Дис. ... д-ра акад. наук. СПб., 2013. 429 с.
4. Сирис П.З., Гайдарская П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. М.: Физкультура и спорт, 1983. 103 с.
5. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 520 с.
6. Степанова Н.М., Прилипко И.В. Подготовительные упражнения в баскетболе: учебное пособие. Павлодар, 2007. 64 с.
7. Цвек С.Ф. Физическая культура школьников 1-3-х классов. 2 изд., перераб. и доп. Киев, «Здоровье», 1979. 208 с.