Научная статья на тему 'Командные подвижные игры как средство развития координационных способностей юных баскетболистов'

Командные подвижные игры как средство развития координационных способностей юных баскетболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / БАСКЕТБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна, Колесников Андрей Романович

В статье раскрывается влияние командных подвижных игр на развитие координационных способностей у юных баскетболистов. Авторы считают, что использование командных подвижных игр формирует жизненно важные для человека двигательные умения и навыки, развивает двигательные способности, что способствует всестороннему развитию организма занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Елена Николаевна, Колесников Андрей Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Командные подвижные игры как средство развития координационных способностей юных баскетболистов»

7. ПенцикБ.Н. Развивать двигательные качества у детей // Физическая культура в школе, 1981. № 12. С. 57.

8. Спортивные и подвижные игры / Учебник для физ. техникумов. Изд. 2-е, перераб. Под ред. Ю.И. Портных. М. «Физкультура и спорт», 1977. 382 с. с ил.

9. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. Изд. 2-е, дополнен. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 635 с. Библиотека учителя.

КОМАНДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ Алексеева Е.Н.1, Колесников А.Р.2

'Алексеева Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Колесников Андрей Романович — студент, Филиал в г. Ессентуки Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

Аннотация: в статье раскрывается влияние командных подвижных игр на развитие координационных способностей у юных баскетболистов. Авторы считают, что использование командных подвижных игр формирует жизненно важные для человека двигательные умения и навыки, развивает двигательные способности, что способствует всестороннему развитию организма занимающихся.

Ключевые слова: командные подвижные игры, координационные способности, баскетбол.

Баскетбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. Баскетбол как учебный предмет включен в программы по физической культуре в виде учебных и внеклассных (факультативных) занятий.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа в школе решает такие задачи, как укрепление здоровья, хорошее физическое развитие; повышение двигательной работоспособности и выработка умения целесообразно использовать силы; воспитание у обучающихся навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия; формирование нравственных качеств, развитие эмоциональной и волевой сфер личности; привитие потребности в занятиях физическими упражнениями и спортом [5, с. 358].

Большую роль при обучении элементам баскетбола и развитии двигательных способностей играет применение командных подвижных игр. Использование командных подвижных игр на внеклассных занятиях по баскетболу формирует жизненно важные для человека двигательные умения и навыки, развивает двигательные способности, что, несомненно, способствует всестороннему развитию организма занимающихся [1, с. 42].

Подвижные игры должны включать комбинацию простых движений ног и рук, постепенно усложняя их, ритмичный бег, ходьбу в разных сочетаниях, танцевальные движения, прыжки со скакалкой с различными дополнительными движениями рук, прыжки через различные препятствия, упражнения с малым и большим мячами, перебрасывания мяча в парах и т.п. [7, с. 21]. Следует принимать во внимание характерные черты регулировки нагрузок и развлечений в упражнениях, намеренно направленных на усовершенствование формирования координационных способностей: их количество и частоту повторений в рамках каждого отдельного урока рационально дорабатывать только вплоть до подобных величин, какие никак не исключают эффективного преодоления координационных проблем [3, с. 58].

Выполнение упражнений, нацеленных на формирование новейших, либо на изменение ранее сформировавшихся форм координационных движений, правильнее в целом осуществлять в начале главной части обучения.

Одно из слагаемых единого движения обучения ловкости считается развитие возможности сохранять баланс тела, пытаться удержать равновесие в статистических и динамических утверждениях, предопределенных житейскими разными.

Умение стремительно менять моторную работу, у ребенка младшего возраста считается весьма значимой. Умение к перестроению — данная «способность стремительно изменять выработанные формы моторных операций либо переходить от одной к иным в соответствии с этим меняющимися обстоятельствами».

В концепции и методологии физического обучения данное умение рассматривается как одно из 2-х главных возможностей, определяющих ловкость, и в настоящее время она является одной из основных общих координационных способностей ребенка.

Ребёнок стремительнее и успешнее перестраивает моторные воздействия в одних обстоятельствах, горазд таким же образом продуктивно изменять их в иных, аналогичных обстоятельствах, неожиданно изменившейся ситуации. Необходимо отличать характерные проявления в этой способности.

Для развития данной возможности более подходят упражнения, вызывающие стремительного, порой моментального реагирования в неожиданно меняющейся ситуации. При исполнении конкретных моторных операций, в частности непростых в координационном отношении, необычных, либо исполняемых в первый раз, бессознательно увеличивается напряжённость мускул, которые напрямую никак не принимают участие в движениях. Избыточное мускульное напряжение и малая расслабленность приводит к тому то, что моторные операции не приводят к положительному результату. Игру можно использовать во всех частях урока, это зависит от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников. Игры, способствующие общей организации обучающихся, повышению внимания, ориентировки в пространстве, быстроты реакции, с низкой двигательной активностью включаются в подготовительную часть [2, с. 50]. Они, как правило, не продолжительные, чтобы не мешать усвоению материала основной части урока, отличаются небольшой сложностью и подвижностью. Игры на внимание нужно проводить в самом начале урока.

В основной части занятия применяют игры, направленные на закрепление и совершенствование пройденного материала. Обычно, игры располагают в конце основной части. Нагрузка в них выше, чем в других частях. Упражнения прыжкового характера, с сопротивлением, преодолением препятствий, направленные на развитие выносливости, точности двигательных действий рекомендуется использовать в основной части занятия. Игры основной части урока по двигательному содержанию содержат упражнения комплексного характера и направлены на проявление и совершенствование основных двигательных качеств, которые неразрывно связаны с формированием двигательных навыков [6, с. 28]. В содержание игр входят упражнения с бегом, с прыжками, метанием, с преодолением препятствий и другими видами движений, которые требуют проявления большой подвижности. Игры, применяемые в основной части, должны способствовать закреплению техники выполнения ранее изученных движений. Применение игр на уроках помогает снизить нагрузку, подготовить их к последующим занятиям и сохранить у занимающихся приятное впечатление об уроке.

Подвижные игры заключительной части урока направлены на снижение интенсивности и переключение играющих с активных двигательных действий на более спокойные упражнения и элементы двигательного отдыха [2, с. 50]. Подвижные игры заключительной части урока призваны обеспечить переход от двигательных действий к активному отдыху. Методически правильно организованный процесс обучения подвижным играм будет способствовать гармоничному всестороннему развитию обучающихся [4, с. 28].

Список литературы

1. Костарев А.Ю. Русская лапта в детско-юношеской спортивной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2004. № 5. С. 28-29.

2. Курысь В.Н., Баршай В.М., Стрельченко В.Ф. Подвижные игры. М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. 352 с.

3. Прохорова М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетенции специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: Дис. ... д-ра акад. наук. СПб., 2013. 429 с.

4. Сирис П.З., Гайдарская П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. М.: Физкультура и спорт, 1983. 103 с.

5. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 520 с.

6. Степанова Н.М., Прилипко И.В. Подготовительные упражнения в баскетболе: учебное пособие. Павлодар, 2007. 64 с.

7. Цвек С.Ф. Физическая культура школьников 1-3-х классов. 2 изд., перераб. и доп. Киев, «Здоровье», 1979. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.