Научная статья на тему 'Командная форма организации обучения в вузе как условие формирования умения критически мыслить у студентов'

Командная форма организации обучения в вузе как условие формирования умения критически мыслить у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Командная форма организации обучения в вузе как условие формирования умения критически мыслить у студентов»

■■■ II II II

-ф- Л ■ ■ I I I

Педагогика и психология профессионального образования

КОМАНДНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ КРИТИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ У СТУДЕНТОВ

Д. М. Шакирова, кандидат химических наук, доцент, Казань,

Н. Ф. Плотникова, ст. преподаватель кафедры иностранных языков Института экономики, управления и права, г. Казань

Решение вопроса об отсутствии механизмов формирования компетенций и умений в системе школьного и вузовского образования, направленных на мотивацию к эффективному взаимодействию в группе, коллективе; к критике и самокритике своих и чужих идей, решений; самостоятельности и гибкости; творчеству и инновациям требует пересмотра содержания и технологий обучения в вузе, т. к. общество и экономика ждут специалистов особого рыночного типа сегодня, а не тогда, когда вступят в действие Болонские соглашения, сменится плеяда педагогов, будут реализованы стратегические цели российского образования.

В качестве новых подходов, позволяющих сформировать необходимые компетенции студентов вуза, нами выбраны концепции формирования критического мышления и командной формы организации обучения, т. к. опыт многих политических, научных и бизнес групп, которые действуют ад как сумма индивидов, а как единое целое, показывают свою эффективность.

Среди исследователей, изучающих методы командного подхода в управлении, можно выделить М. Уолтон [ 1 ] и П. Шолтерса [2]. В работах Д. Кат-ценбаха и Д. Смита [3] дается понятие команды и предлагаются пути создания рабочих команд в бизнесе, У.Бреддик [4], Д. Грейсон младший

и К. О’Делл [5] выделяют способы повышения эффективности деятельности команд. Среди отечественных авторов, которые занимаются изучением управленческих команд, следует назвать Г. Н. Маркова [6], А. Т. Базарова, Т. Пыркову, И. Рыбина [7].

Среди исследователей, которые занимаются проблемой формирования критического мышления с философской, психологической и педагогической точек зрения можно отметить таких исследователей, как Э. де Боно, Д. Дьюи, М.Липман, Д.Халперн, Д.Клустер, Р.X. Джонсон, П. Фрей-ре, Д. Стил, Д. Спиро, К. Меридит, Ч. Темпл. Лишь в последние 5-10 лет она привлекла внимание отечественных ученых (В. А. Болотов, А. В. Кор-жуев, Г. Б. Сорина, А. В. Бутенко, Д. М. Шакирова, Л. И. Шрашнаи др.) с точки зрения необходимости и возможности формирования критического мышления у студентов и педагогов, хотя исследования по формированию критического мышления у школьников были начаты еще в 70-е годы прошлого столетия (М. Векслер,

В. М. Синельников, А. И. Липкина, Л. А. Рыбак, У. М. Мунчаева, А. С. Байрамов) и возобновлены лишь в конце 1990-х годов.

Анализ умении, связанных с обучением и работой в команде, свидетельствует о совпадении многих из них с умениями, необходимыми при про-

Казанский педагогический журнал

2'2006

явлении критического мышления в деятельности.

Остановимся более подробно на описании тех понятий, которые позволяют [8] выделить умения мыслить критически. Анализ каждого из перечисленных понятий позволил нам выявить умения, которые позволяют реализовать в практической деятельности способности мыслить критически. Так, рефлексия связана с умениями осмыслить свои действия и осознать те схемы и правила, в согласии с которыми человек действует.

Критика и критичность проявляются в умении самостоятельно отстаивать свои убеждения и находить ответы на возражения; в умении анализировать информацию, мнение для оценки и проверки достоверности. В содержание критичности включается не только «оценка», но и умения диалектического мышления: умения научно использовать научные методы, принципы и правила логики (аргументация, доказательство, опровержение).

Самокритика связана с критикой, но имеет свои особенности, т. к. проявляется в умении анализировать свои убеждения, аргументы для критической оценки и коррекции,самооценки и самокоррекции, умения актуализировать такие качества личности как любознательность, наблюдательность, раскованность, смелость, тактичность.

Оценка и самооценка связаны с организацией контроля и самоконтроля и включают умения сопоставлять конечные результаты и цели, задачи, план деятельности; умения анализировать причины несоответствия и собственные ошибки; умения принимать решения по устранению несоответствий в работе.

Оценочное суждение проявляется в умении сравнивать, сопоставлять, обобщать, конкретизировать чужое и собственное мнение.

Критика может выступать в виде обычной ссоры для выяснения «кто прав», в виде научной дискуссии, в результате чего вырабатывается об-

■ принимать аргументы О уметь слушать

п независимость оценок

□ открыто излаг. мнение

■ владеть эмоциями

О формулировать пробл. О вносить идеи

□ объясн. мнение

□ находить выход

О 5 10 15 20 25

Удельные веса, %

Рис. I. Реферативная шкала характерных для студенческих команд сторон в терминах критического мышления

■ф- ' ■ ■ ТТЛ

Педагогика и психология профессионального образования

□ Любознательность

■ Раскованность

□ Взаимопонимание

□ Терпимость

□ Тактичность

■ Ответственность

□ Энергичность

□ Способность возражать

□ Смелость высказываний

□ Коммуникативность

10

Удельные веса, %

15

20

Рис. 2. Реферативная шкала для атрибутов критического мышления по отношению к характерным чертам, присущим командам

щее мнение или оппоненты расходятся каждый со своим мнением.

Нужно ли обучать студентов критическому мышлению или это умение формируется само по себе? Формирование критического мышления это -процесс обучения и воспитания, в результате которого актуализируются и развиваются такие природные качества личности как любознательность, восприимчивость, уверенность в себе, самостоятельность, коммуникабельность, свобода выражения мысли (раскованность), смелость в высказывании идей. Экспертная оценка данных, полученных различными авторами, и опрос двадцати трех экспертов, работающих в управленческих командах, позволили нам выявить умения, необходимые для командной организации деятельности:

- мыслить самостоятельно и делать независимые оценки;

- аргументировать свое мнение, доказывать и опровергать точку зрения;

- выявлять проблемы, искать альтернативные пути выхода из ситуации;

- вносить идеи и ставить цели;

- психологически верно вступать в процесс общения и владеть эмоциями;

- открыто и конструктивно критиковать;

- оценивать свою и чужую точку зрения и менять их под воздействием аргументов;

- владеть культурой дискуссии, спора, беседы, речи и доступно излагать свое мнение;

- слушать и слышать собеседника.

Многие из выделенных умений согласуются с теми, которые были описаны нами для критического мышления, т. е. их совместное формирование способно дать новое качество - интегративные умения мыслить критически в процессе выработки эффективных идей и решений в команде профессионалов.

25

■■■ II II II

-Ф- : ■ ■ им!

Казанский педагогический журнал 2'2006

Для выделения интегративных умений работать в команде с позиций критического мышления ее членов нами был выбран авторский метод [9] когнитивного представления критериев критического мышления в виде нечетких фреймов.

Для определения зависимости качеств личности и определения степени этой зависимости в четырехбальной шкале (1,2, 3, 4), т. е. ранжирования выбранных признаков, нами были проанкетированы пять групп экспертов: члены бизнес-команды, члены администрации вуза, которые изначально работали как «команда» и студенческие группы, которые обучались в командах. В результате ранжирования понятий, вычисления их весов нами была формализована исследуемая предметная область.

Полученная информация является входной для выбранной компьютерной программы [10], которая осуществляет следующие операции с исходными данными: производит контент-анализ; вычисляет все элементы матрицы по алгоритму сравнения; осуществляет механизм иерархической кластеризации.

В результате вышеперечисленных действий получили реферативную шкалу характерных для студенческих команд сторон в терминах критического мышления (см. рис. 1) и реферативную шкалу для атрибутов критического мышления по отношению к характерным чертам, присущим студенческим командам.

Для формирования умения независимости оценок необходимы все вышеперечисленные характеристики

критического мышления. Однако для независимости оценок, по мнению студентов, самыми важными качествами критического мышления являются коммуникативность и любознательность, которые, согласно реферативной шкале, занимают 1-е и 2 •(' места.

На 3 е место они выдвигают тактичность и смелость высказываний. Студенты формулируют свои оценки и убеждения независимо от остальных, сопоставляют точки зрения, обсуждают идеи в команде и находят ответы на интересующие их вопросы и лишь индивидуальный, самостоятельный характер делает мышление критическим. Умение находить выход занимает следующее место после независимости оценок, что согласуется с тем фактом, что при постановке вопросов и уяснении проблем члены команды проявляют любознательность. Команда студентов начинает собирать данные, необходимую информацию, сопоставлять альтернативные точки Зрения и, используя возможности командного обсуждения, искать и находить ответы на поставленные вопросы. В процессе поиска решения проблемы, обмена идеями, во время дискуссий и во время общения с преподавателями для студента важным условием является умение владеть эмоциями. Можно предположить, что владение эмоциями предполагает умение выслушивать собеседника, правильно вести беседу, таким образом, результаты проведенного эксперимента указывают на то, что командная форма организации обучения способствует формированию критического мышления у студентов. Количественные и качественные дан-

26

-ф- -і ■ итп

Педагогика и психология профессионального образования

ные экспериментальной работы подтверждают этот вывод, поскольку командная форма организации обучения требует систематического включения критического мышления в процесс обучения и воспитания студентов вуза.

Литература:

X.Mary Walton. The Deming Management Method. New York, 1986.— 360 p.

2, Sc bolters Peter R. The Team Handbook. How to use Teams to Improve Quality. Copyright 1988 by Joiner Associates Inc. 450 p.

3, Кагпценбах Джон P., Смит Дуглас К. Мудрость команд.- Тверь, 1997,- 232 с.

4, Брэддик У. Менеджмент в организации.- М.: ИНФРА, 1997,- 343 с»

5, Джексон Грейсон младший, Карл О'Деял. Американский менеджмент На по роге XXI дека.: Пер. с ашл. М.: .':)к'о номика, 1992.- 278 с.

6 .Марков Г.Н. Команда,- СПб., 1996,- С. 40.

7. Базаров Т., Рыбкин П., Пыркова Т. Управленческие команды / Консультант директора,- 1998 - № 2 (62).- С, 17-24.

8. Гамезо М. В, Домашенко И, А. Информационно мсгоди'кчтсое пособие по курсу «Психология человека». Педагогическое общество России.- М., 2001.- С. 182.

9. Шакирова Д. М., Сибгатудли-на И. Ф.. Сулейманов Д. Ш. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологий / Под ред. Махмутова М. И.

Казань: Центр инновационных технологий, 2006.- 280 с.

10. Шихалев А. М. Вариант структуризации предметной области «Социальный потенциал региона» (Апробация математического аппарата) // Научные труды.-Том 2 - Казань: НСЭПН АНТ, 1996.

С. 28.

11. Шихалев А. М. Ранговые модели миграционных процессов и способы их анализа // Научные труды,- Том 7.- Казань: НСЭПН АНТ, 1997,- С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.