Научная статья на тему 'Колыбель Российской бальнеологии (к 150-летию Русского бальнеологического общества)'

Колыбель Российской бальнеологии (к 150-летию Русского бальнеологического общества) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колыбель Российской бальнеологии (к 150-летию Русского бальнеологического общества)»

Колыбель российской бальнеологии (к 150-летию Русского бальнеологического общества)

Уйба В.В., Полозков И.М., ФМБА России, г. Москва Ефименко Н.В., Глухов А.Н. ФГБУ ПГНИИК ФМБА России, г. Пя тигорск

17 июля 2013 года исполнилось 150 лет со дня основания в Пятигорске Российского бальнеологического общества (РБО), которое стало первым отечественным бальнеологическим обществом. Подвижническая деятельность РБО на Кавказских Минеральных Водах (КМВ) открыла новый этап не только в развитии бальнеологической науки, но и в становлении и развитии многих отечественных курортов. Длительное время РБО было единственным общественным центром, ведущим научно-практическую деятельность в области организации курортного дела и освоения целебных природных ресурсов. Благодаря РБО бальнеология выделилась в отдельную самостоятельную науку и отрасль медицины. РБО внесло огромный вклад в развитие не только бальнеологии, но и смежных с нею наук: гидрогеологии, климатологии, метеорологии, сейсмологии, а также кумысолечения, туризма, в благоустройство и организацию управления курортами. С 1863 г. Общество стало выпускать первое в России печатное издание по бальнеологии — «Записки Русского бальнеологического общества».

РБО не без основания называют «колыбелью бальнеологической науки»: именно оно стало инициатором создания Пятигорского бальнеологического института.

История создания РБО уходит своими корнями в глубину веков. Сегодня всем нам достаточно хорошо известны исторические вехи освоения и изучения бальнеологических факторов на КМВ. Мы хорошо знаем имена первых ученых и врачей, внесших значительный вклад в изучение региона КМВ: П.С. Палласа, Г.М. Ловица, И.А. Гюльден-штедта, Я. Рейнегса, П. И. Шателевича, П.А. Гординского, К. Крушневича. Без их исследований и самоотверженного труда, наверное, не состоялось бы подписание в 1803 году Александром I рескрипта (указа) о признании Кавказских Минеральных Вод лечебной мест-

«Наука, страждущее человечество и Родина»

Герб и девиз РБО

ностью государственного значения, положившего начало планомерному изучению природных богатств КМВ. Эту деятельность первыми начали такие ученые, как Ф.П. Гааз, А.Б. Цеэ, Ф.П. Конради, А.П. Нелюбин, Ф.А. Баталин, и продолжили их последователи, в числе которых были и основатели Русского бальнеологического общества.

В течение сотен лет бальнеология как отрасль медицинских знаний не имела единой научной доктрины и представляла собой сумму разрозненных эмпирических познаний и практических наблюдений из области народной медицины. Разобраться в хаосе различных взглядов и мнений о роли минеральных источников в лечении болезней было в то время делом нелегким. Нужен был научный подход в разработке определенных правил применения минеральных вод. Выполнить эту задачу можно было только при совместных усилиях многих людей, объединенных единой целью, что и было предначертано осуществить Оществу. Именно в РБО впервые в

России было произнесено в научном понимании слово «бальнеология».

Тогда, в середине XIX столетия, состояние минеральных источников и благоустройство КМВ не соответствовали тому значению, которое мог иметь этот район в развитии курортного дела в России. Лечебные учреждения должным образом не развивались, число посетителей было незначительным. К тому же русским врачам были лучше известны заграничные минеральные воды, чем отечественные, и поэтому они рекомендовали своим пациентам поездки на европейские курорты.

Однако российская научно-медицинская общественность считала, что ресурсы отечественных курортов, в частности КМВ, чрезвычайно велики, целебные свойства кавказских вод разнообразны, и поэтому следует проводить изучение и освоение этого района для устройства здесь отечественного курорта.

В те годы не было четкого понимания, кто должен развивать курорты, государство или предприниматели, шел непростой поиск новых форм хозяйствования. Наилучшим казалась тогда передача курортов в аренду частным предпринимателям, что и было осуществлено 1 декабря 1861 г. — курорты КМВ были переданы в аренду предпринимателю Н.А. Новосельскому. Именно он по рекомендации выдающегося русского врача Ф.И. Иноземцева пригласил на должность директора Кавказских Минеральных Вод известного московского врача и видного общественного деятеля Семёна Алексеевича Смирнова. Смирнов неоднократно бывал на лучших европейских курортах, был хорошо знаком с постановкой курортного дела, и это очень помогло ему в его деятельности на КМВ. «При первом знакомстве с замечательным богатством и разнообразием наших вод я был поражен богатством этого края, — писал Смирнов одному из своих знакомых, — но вместе с тем болела душа и оскорблялось национальное чувство, видя это богатство в таком первобытном, полудиком состоянии...».

С.А. Смирнов обозначил основные направления работ по развитию Кавминвод и в качестве первостепенного — улучшение технического состояния источников и проведение реконструкции лечебной базы ку-

рортов. Он хорошо понимал, что минеральные источники являются главным богатством КМВ и что только длительные и систематические наблюдения за ними, за их химическим и газовым составом, за колебаниями дебита могут дать правильное представление о них. При дирекции КМВ была организована первая на российских курортах физико-химическая лаборатория, в которой проводились сравнительные анализы минеральной воды источников и лечебных грязей КМВ. Тем самым закладывались научные основы изучения природных богатств КМВ. Для изучения климатических особенностей Кавказских Минеральных Вод были организованы метеорологические станции в Пятигорске, Кисловодске и Ессентуках. Тем самым было положено начало регулярным метеорологическим наблюдениям.

Обладая организаторским талантом и имея опыт создания медицинского общества в Москве, Смирнов решает организовать в Пятигорске Русское бальнеологическое общество, главная цель которого — «способствовать развитию самостоятельной русской бальнеологии, и в частности изучение и исследование Кавказских Минеральных Вод в научном и практическом отношении».

Организация РБО в Пятигорске была поддержана научно-медицинской общественностью Москвы, Петербурга и других городов России. Кроме врачей, членами РБО были известные геологи, химики, архитекторы, общественные деятели, а также именитые заграничные бальнеологи, работавшие на известных курортах Франции, Чехии и Германии, что взаимно обогащало бальнеологов. К 1913 году, за период своего пятидесятилетнего существования, РБО провело более 500 заседаний, обсудило около 1000 докладов, насчитывало в своем составе 127 членов. В разные годы председателями РБО были известные специалисты и общественные деятели: С.А. Смирнов, Р.И. Ненсберг, М.К. Милютин, О.А. Халецкий, Ф.Я. Богданов, П.М. Борисов, В.А. Кобылин, П.А. Ржак-синский, А.Н. Огильви; действительными членами РБО являлись известные российские ученые и врачи: Г.В. Абих, Л.Б. Бертенсон, В.С. Богословский, Д.А. Бурмин, В.В. Владимирский, Н.А. Вертепов, К.И. Грумм-

Гржимайло, Л.Ф. Змеев, М.С. Зернов,

B.Д. Зипалов, Ф.И. Иноземцев, Е.Д. Курдю-мов, Э.Э. Карстенс, А.А. Крюков, Н.О. Ковалевский, А.А. Лозинский, А.И. Лебедев, Д.Ф. Лямбль, А.М. Левковский, И. В. Мушкетов, В.В. Марковников, О.О. Мочутков-ский, Н.Н. Оболонский, И. П. Павлов,

C.Н. Паренаго, В. И. Разумовский, Н.Н. Славянов, Г.В. Струве, О.А. Чеччот, В.А. Штанге.

Всего за период с 1863 по 1931 г. в Обществе состояло свыше 400 действительных членов из разных городов России: Москвы, Киева, Петербурга, Казани, Харькова, а также практически из всех медицинских университетов и медицинских обществ России.

Фактически долгое время РБО было единственным общественным центром, ведущим научно-практическую деятельность в области организации курортного дела и освоения целебных природных ресурсов.

Активная деятельность РБО позволила ему установить тесную связь с другими курортами и медицинскими сообществами. Публикации о русских курортах содействовали популяризации последних, а информация о научных работах, выполняемых членами РБО, способствовала накоплению научных знаний и активизировала научную деятельность врачей других курортов. Вслед за Русским бальнеологическим обществом появились бальнеологические общества в Одессе и других курортных городах.

На заседаниях РБО обсуждались научные и практические вопросы развития курортов. Все они освещались на страницах специального издания — «Записок Русского бальнеологического общества», первого в России специального медицинского журнала по бальнеологии, основанного Смирновым в 1863 г. В «Записках...» содержались обширные сведения о минеральных источниках: их химическом составе и его изменениях, дебите источников, действии вод на организм, показаниях и противопоказаниях к их применению. Обсуждая состояние всех курортов Кавминвод и каждого в отдельности, члены РБО предлагали конструктивные решения, касающиеся вопросов благоустройства КМВ и улучшения организации управ-

ления курортами. Помимо «Записок...», РБО издавало сочинения русских врачей, путеводители по КМВ, занималось переводами иностранных книг и статей по бальнеологии. «Записки.» направлялись во все медицинские общества, университетские библиотеки, курортные управления и, естественно, всем действительным членам РБО, что, конечно, существенно содействовало широкому информированию научно-медицинского сообщества о развитии отечественной бальнеологии.

Огромным достижением РБО стало создание собственной библиотеки, поистине уникальной. Библиотечный фонд Общества насчитывал несколько десятков тысяч российских и зарубежных изданий. В 1920 г. весь библиотечный фонд РБО был передан организованному Бальнеологическому институту, который продолжил традицию РБО и начал выпускать свои научные работы, назвав их вместо «Записок.» «Трудами Бальнеологического института». Сегодня в библиотеке ФГБУ ПГНИИК ФМБА России имеются практически все «Записки.» и издания протоколов Общества.

С 1865 г. по инициативе Смирнова стал издаваться «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод» — первая в России курортная газета, на страницах которой освещались будни курортной жизни.

По инициативе РБО в 1866 г. в Пятигорске был учрежден Геогностический музей, в котором экспонировалось более 1500 образцов горных пород, имевших важное значение для изучения происхождения и состава минеральных вод. Этот музей послужил в дальнейшем основой для создания музея РБО, а затем музея Пятигорского бальнеологического института и музея «Курортная выставка» в Михайловской галерее.

С самого начала своей деятельности РБО предприняло попытки научного обоснования механизма действия курортных факторов, что обозначило отличительную черту русской бальнеологической школы, базировавшейся не на «утешении больных», приехавших на курорт, а на рациональном, научно обоснованном их лечении. РБО предложило организовать постоянный штат курортных врачей, которые изучали бы курортное

дело как в России, так и за границей, неоднократно поднимало вопросы о необходимости преподавания бальнеологии на кафедрах университетов.

Большим событием в жизни РБО стал Первый Всероссийский съезд деятелей климатологии, гидрогеологии и бальнеологии в Петербурге в 1898 г. На съезде впервые прозвучало предложение РБО «об учреждении на Кавказских Минеральных Водах клинического института для всестороннего изучения действия наших вод на больной и здоровый организм».

В конце XIX в. на заседаниях РБО неоднократно ставился вопрос о необходимо -сти разработки показаний и противопоказаний для лечения на курортах Кавказских Минеральных Вод. Многолетние наблюдения, проводимые членами РБО, накоплен -ный ими опыт позволили сделать обобщения и приступить к составлению руководства для врачей, содержащего перечень показаний и противопоказаний для направления больных на курорты. Руководство было составлено в 1904 г. Оно достаточно четко определило лечебный профиль для каждого курорта КМВ и сыграло исключительную роль в организации лечебной работы на курортах.

Таким образом, к началу XX столетия был заложен основательный фундамент для развития отечественной бальнеологической науки, и подвижническая деятельность РБО сыграла в этом процессе значительную роль.

За период своей деятельности на курортах КМВ не было ни одного вопроса, на который бы Обществоне обратило внимания. На первом месте, безусловно, стояли вопросы медицинского характера, касающиеся как рекомендаций по применению бальнеотерапии, водолечения, грязелечения, физиотерапии, диетического питания, кумысолечения, виноградолечения, так и лечения отдельных заболеваний. Деятельность Общества в области бальнеологии и смежных наук оказала колоссальное влияние на развитие курортного дела не только на Кавказских Минеральных Водах, но и на всех отечественных курортах и стала огромным вкладом в российскую и мировую бальнеологию.

Опыт, накопленный за более чем семидесятилетний период существования РБО,

послужил основой для создания в Пятигорске Бальнеологического института. Известно, что членами РБО на бальнеологических съездах в 1898 г. в Петербурге, в 1903 г. в Пятигорске и в 1915 г. в Петрограде неоднократно предлагалось организовать бальнеологический институт в Пятигорске с филиалами в городах Кавминвод.

Благодаря инициативе членов РБО в 1920 г. был создан Бальнеологический институт — первый курортологический институт в стране. Научно-методическим центром во вновь организованном институте стал ученый совет. В план научно-исследовательской работы были включены все вопросы, которые выдвигало РБО. Открытие института снизило активность в работе РБО, к тому же большинство активных членов Общества, вернувшись после Первой мировой и Гражданской войн, перешли в организованный Бальнеологический институт. Председатель РБО А.Н. Огильви был избран директором института. Ввиду того что работа РБО по существу прекратилась, некоторые члены Общества ставили вопрос о его ликвидации. Все эти обстоятельства побудили на специально созванном в 1931 г. совещании членов РБО принять решение о прекращении деятельности Общества и передаче всего имущества, в том числе и библиотеки, Бальнеологическому институту.

Так закончилась почти 70-летняя деятельность Российского бальнеологического общества, вписавшего свое имя золотыми буквами в историю развития отечественной и мировой бальнеологической науки.

Подвижнические традиции и активная гражданская позиция РБО продолжались в деятельности его преемника — Пятигорского бальнеологического института (ныне ФГБУ ПГНИИК ФМБА России), которому удалось осуществить практически все идеи и мечты своего замечательного предшественника.

В ФГБУ ПГНИИК ФМБА России уважительно относятся ко всему тому, что связано с деятельностью Русского бальнеологического общества. Организован музей, где есть специальная экспозиция, посвященная деятельности РБО. В Пятигорском некрополе захоронены председатели РБО В.А. Кобылин и П.А. Ржаксинский, секре-

тарь РБО Е.А. Ларин и нескольких членов РБО. Были проведены значительные реставрационные работы по приведению в порядок мест их захоронений. В журнале «Курортная медицина», который издается в институте, во всех номерах отводится место для публикации информации о деятельности членов РБО. Авторами статей являются специалисты и краеведы, хорошо известные на Кавминводах.

К юбилею сотрудниками Института курортологии и Пятигорского краеведческого музея было подготовлено к печати уникальное издание, вместившее в себя подробную информацию о 104 наиболее известных членах РБО, полный перечень членов РБО, состоявших в обществе в разные годы, и полный библиографический указатель работ членов РБО.

В ознаменование выдающегося события — юбилея РБО — в период 17—18 октября согласно плану основных мероприятий ФМБА России в Пятигорском государственном НИИ курортологии ФМБА России была проведена научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы курортологии: прошлое, настоящее и будущее». В конференции приняли участие более 200 человек: руководители, ученые и специалисты Минздрава России, ФМБА России, ФГБУ ПГНИИК ФМБА России, представители органов законодательной и исполнительной власти Ставропольского края и города Пятигорска, руководите -ли и специалисты санаторно-курортных

учреждений Кавказских Минеральных Вод, ведущие ученые профильных научно-исследовательских университетов и кафедр медицинских университетов, представите -ли медицинских и общественных организаций, прессы и телевидения. Программа конференции включала в себя шесть пленарных заседаний. В ходе конференции было заслушано 29 докладов по актуальным вопросам курортной науки, в том числе освещавших исторические аспекты развития бальнеологической науки, вклад Русского бальнеологического общества в развитие и становление отечественной и мировой курортной науки. В докладах участников нашли широкое отражение вопросы дальнейшего развития санаторно-курортного лечения, оценки состояния и перспектив использования природных лечебных ресурсов Кавказских Минеральных Вод, Северного Кавказа, Черноморского побережья, регионов Урала, Башкирии и ряда других. Были представлены разработки инновационных лечебно-диагностических технологий санаторно-курортного и реабилитационно-восстановительного лечения социально -значимых заболеваний, в том числе при работе в особо опасных и вредных условиях труда, поднят вопрос подготовки медицинских кадров по курортологии, а также многие другие важные вопросы, нашедшие свое отражение в изданном сборнике материалов конференции. По результатам работы конференции была принята соответствующая резолюция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.