Змеева О.В., Сулейманова О.А. «Север подставил плечо»: размещение и трудоустройство украинских «братьев» в Мурманской области // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 7. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2015. № 1 (27). С. 7-29.
Карпенко О. Как и чему угрожают мигранты? Языковые игры в «гостей с юга» и их последствия // Миграция и национальное государство / под ред. Т. Бараулиной и О. Карпенко. СПб.: ЦНСИ, 2004. С. 62-84.
Левинсон А. «Кавказ» подо мною: Краткие заметки по формированию и практическому использованию «образа врага» в отношении «лиц кавказской национальности» // Образ врага / сост. Л. Гудков. М.: ОГИ, 2005. С. 276-301.
Лурье М.Л., Разумова И.А. Анализ структуры устных демонологических рассказов // Живая старина. 2002. № 2. С. 10-12.
Неклюдов С.Ю. Исторический нарратив: между «реальной
действительностью» и фольклорно-мифологической схемой // Мифология и повседневность / Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998 г. СПб., 1998. С. 288-292.
Проблемы структурно-семантических указателей: Сб. ст. / Сост.
А.В. Рафаева. М.: РГГУ, 2006. 165 с.
Разумова И.А. Тема эвакуации в биографических рассказах старожилов Петрозаводска // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2012, май. № 3. С. 7-12.
Сведения об авторах Змеева Ольга Васильевна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН,
Сулейманова Олеся Анатольевна,
младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН Zmeyeva Olga Vasiliyevna,
PhD (History), Senior Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre RAS Suleymanova Olesya Anatolyevna,
Junior Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Kola Science Centre RAS
УДК 378.4(470.21):054"1985/1991 "
Я.Е. Гашкова, И.А. Разумова,
КОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОСВЕЩЕНИИ МЕСТНОЙ ПРЕССОЙ (1994-2014 гг.)
Аннотация
В статье рассматриваются особенности отражения деятельности Кольского филиала Петрозаводского государственного университета в г. Апатиты местной городской печатной прессой. Представлены общая характеристика и анализ содержания информационного потока, функциональная направленность публикаций, а также мнения представителей прессы о том, как отражается жизнь
27
и проблемы вуза в их изданиях. Статья основывается на результатах социологического исследования, выполненного на материале трех газет Апатитов и Кировска. Ключевые слова:
печатная пресса, Кольский филиал ПетрГУ, статус университета, журналисты. Ya. Ye. Gashkova, I.A. Razumova
KOLA BRANCH OF PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY IN THE COVERAGE OF THE LOCAL PRESS (1994-2014)
Abstract
The article considers the peculiarities of reflection of the Kola branch of Petrozavodsk state University, Apatity, in local city printing press. It presents a General overview and content analysis of the information flow, functional orientation publications, as well as the views of the representatives of the press, as reflected in the life and problems of the University in their publications. The article is based on the results of sociological research carried out on the material of the three Newspapers and on interviews with journalists.
Key words:
рпП media, Kola branch of PetrSU, the status of the University, journalists. Предпосылки исследования
Вопросы, связанные с функционированием высших учебных заведений и их взаимодействием с другими социокультурными институтами, для города Апатиты имеют особое значение. На сегодняшний день полноценная жизнь города во многом зависит от деятельности образовательных учреждений, в том числе вузов. С возможностью получить полноценное образование связаны шансы молодежи на трудоустройство и социальное продвижение, а для города и -шире - области в целом развитие учреждений высшей школы означает обеспечение региона кадрами высокой квалификации, возможность закрепления специалистов, а также стабилизацию демографической ситуации, сохранение культурно-образовательного потенциала и интеллектуальной среды. В свою очередь, деятельность вуза, который располагается хоть и в «академическом», но небольшом и дистанцированном от «столичной науки» городе, в высшей степени зависит от его взаимоотношений как с другими учреждениями науки, образования и культуры, так и с местными СМИ.
Сегодня СМИ не могут быть сведены лишь к сфере, где делается видимым культурное или политическое взаимодействие, так как через средства информации происходит само это взаимодействие. Посредством СМИ формируется общественное мнение, и часто доверие и поддержка со стороны общественности зависят от того, какой характер получило сообщение в прессе, на радио или телевидении. В нашем случае это означает, что освещение в СМИ деятельности учебного заведения влияет на отношение к нему городского сообщества и власти, формирует имидж вуза. Э. Тоффлер заметил, что «когда общество находится под непрерывным воздействием радио, телевидения, газет, журналов, когда доля спроектированных сообщений, получаемых индивидом, увеличивается, мы наблюдаем неуклонное увеличение скорости предоставления индивиду имиджсодержащей информации» [Тоффлер, 2002: 189]. Согласно Г. Лассуэллу и У. Липпману, в современных условиях в качестве стимула используется определенная информация, распространяемая с помощью СМИ,
28
которые могут осуществлять массовое внушение посредством манипулирования значимыми словами, значениями и образами [Лассуэлл, 2001; Фрумкина, URL: http://corp.fom.ru/uploads/socreal/post-112.pdf]. В современном обществе «именно посредством медиа те или иные события приобретают статус реального. Другими словами, лишь то, о чем говорят СМИ, независимо от их реального масштаба, является значимым событием, а то, о чем умалчивается, событием вообще не становится» [Иванов, Назаров, 2003: 28]. Это относится к любым социальным реалиям.
По нашему мнению, одной из важных задач СМИ городов Апатиты и Кировск является многообразное освещение проблем и различных аспектов жизни высших учебных заведений, особенно Кольского филиала Петрозаводского государственного университета, который входит в тройку крупнейших государственных ВУЗов широкого профиля в Мурманской области и в двадцать лучших классических университетов России, занимает второе место по численности студентов в регионе, сотрудничает с Кольским научным центром Российской академии наук и имеет партнёрские отношения с крупнейшими работодателями региона, среди которых ОАО «Кольская ГМК», ОАО «Апатит», ОАО «Ковдорский ГОК», ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания», ОАО «Колатом», ОАО «Росатом», ОАО «Апатитская ТЭЦ», судоремонтный завод «Нерпа» и др.
Подчеркнем: особенность классического университета состоит
в нацеленности на фундаментальные научные знания и высокую общую культуру. В отличие от других высших учебных заведений, в большей мере ориентированных на чисто профессиональную подготовку специалистов в определенной сфере, в университете «проводятся научные исследования, развиваются культура, производство новых знаний, а также обслуживающая деятельность для ближайшей социокультурной среды» [Задонская, 2007: 141]. Везде, где возникали университеты, периферия быстро преобразовывалась, наращивала свой научный и культурный потенциал. Положение и организация университетов сегодня вызывает много споров. Производство, развитие и распространение культуры - задачи университета в прошлом веке - отступают на второй план, и главными становятся вопросы адаптации к современным социальным изменениям, сотрудничества университета с государством, с одной стороны, и глобальным миром - с другой. «Для современной российской высшей школы характерны в основном те же черты, что и для университетов других развитых стран: сокращение бюджетного финансирования, введение новых платных форм образовательных услуг, децентрализация и регионализация образования, рост автономии университетов. В отличие от Запада эти тенденции происходят на общем фоне социально-экономических, политических и социокультурных трансформаций всего российского общества, что делает проблемы российских университетов более сложно разрешимыми, чем в университетах других стран. Особая роль сегодня отводится региональным университетам. Они должны учитывать потребности трех уровней - собственного региона, государства, мирового сообщества в целом. В современной парадигме регионального образования университет как научно-образовательная система становится региональным центром развития науки, культуры и открытого образования, что создает условия для его продуктивного взаимодействия с социально-экономическими структурами и
29
субъектами региона. В большей степени это обеспечивают создающиеся сегодня региональные научно-образовательные комплексы» [Морозова, 2012: 103].
Региональные вузы находятся в специфических условиях. Их важнейшими особенностями являются, во-первых, осуществление учебной деятельности преимущественно в пределах региона расположения; во-вторых, подготовка студентов в основном для того же региона; в-третьих, необходимость учета интересов региона при планировании и реализации научно-исследовательских разработок. Проблему составляет слабая востребованность результатов этих разработок (нередко и высококвалифицированных кадров как таковых) промышленностью,
проектно-конструкторскими и иными организациями, а также то, что федеральные исследовательские университеты пока не координируют деятельность региональных вузов даже в «своих» федеральных округах [Брумштейн и др., 2013].
Создание устойчивого благоприятного имиджа образовательного учреждения является огромным резервом в повышении конкурентоспособности, занятии достойного места в рейтинге учебных заведений [Аликперов, URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/53.htm]. В ходе исследования, проведенного Я.Н. Крупец, выявлено, что СМИ и наука оказываются взаимосвязанными и влияют друг на друга в производстве образовательного дискурса в России. В частности, и в печатных СМИ, и в научных публикациях широко транслируется образ работающего студента, чей опыт и профессиональные успехи становятся более значимыми в сравнении с успехами в учебе [Крупец, 2013].
Исходя из этих предпосылок и оценки конкретной ситуации, мы предприняли настоящее эмпирическое исследование, целью которого было выявить, каким образом местные печатные СМИ отражают деятельность КФ ПетрГУ и современную ситуацию с высшим образованием в городе с развитой научной инфраструктурой, какое представление о вузе могут сформировать газеты у читателей.
Общая характеристика и анализ содержания информационного потока
Было обследовано 216 номеров газет «Дважды Два», «Хибинский вестник», «Кировский рабочий» за период с 1994 по июнь 2014 гг. Выпуски изучались на предмет появления публикаций с упоминанием о КФ ПетрГУ. При анализе определялась частота упоминания, жанр и тип публикаций, целевое назначение. Напомним, что печатное издание «Дважды Два» появилось в 1991 г. и обладает статусом частной региональной газеты Кировско-Апатитского района Мурманской области. «Хибинский вестник» является дочерней структурой ОАО «Апатит» и издается с 1989 г. Газета «Кировский рабочий» выпускается с 1938 г. и обладает статусом региональной общественнополитической газеты.
Можно проследить динамику появления информации, связанной с деятельностью КФ ПетрГУ, в газетах «Кировский рабочий», «Хибинский вестник», «Дважды Два» за период с 1994 по июнь 2014 гг. (рис.1). В неравномерном распределении публикаций по шкале времени не выявляется четкой закономерности, скорее всего, действовал ситуативный фактор.
30
аФ аФ аФ оФ оф оФ оФ сФ
v V V т т *7 т Т Т Т Т
Кировский
рабочий
Хибинский
вестник
Дважды два
Рис.1. Динамика появления публикаций о КФ ПетрГУ в газетах «Кировский рабочий», «Хибинский вестник», «Дважды Два» за период с 1994 по июнь 2014 гг.
Вся структура информационного потока была рассмотрена по жанрам, среди которых определяются информационное сообщение, заметка, интервью, репортаж, статья, опрос, некролог, отчет, поздравление (рис.2).
31
Таким образом, информационные сообщения лидируют во всех изданиях на рассматриваемом временном промежутке, кроме 1996 г. Весь массив нами был условно разделен на «информационные» и «содержательные» публикации. Эти рабочие обозначения помогли отделить тексты, выполняющие исключительно функцию оповещения (прежде всего, объявления), от тех, которые содержат идею и представляют краткое или развернутое «высказывание» с использованием какого-либо типа речи (повествование, рассуждение, описание) или диалог (интервью, опрос). «Содержательные» тексты, в свою очередь, дифференцированы по совокупности критериев целевого назначения, формы и способа изложения, а также особенностей контента.
Сразу отметим, что на страницах исследуемых печатных изданий при абсолютном преобладании оценочно нейтральных и рекламных информационных материалов едва заметна публицистика - неотъемлемая область журналистики, которая выражает определенную общественную и авторскую позицию и посвящена дискуссионным, актуальным вопросам социальной жизни. Отсутствие социальной оценочности и проблемности в содержании публикаций фактически является свидетельством того, что у газеты и пишущих в ней нет общественной позиции по вопросам, касающимся деятельности вуза. Они или не видят проблем, или замалчивают их. Кроме того, публицистические материалы далеко не всегда напрямую связаны с конкретным, в нашем случае - внутригородским, информационным поводом. Таким поводом могут служить события, обстоятельства, процессы национального или «глобального» масштаба. Связь с текущими заботами локальной общности в этом случае опосредована, и, для того чтобы ее увидеть, необходима как «широта взглядов» самого издания, так и профессионализм отдельных журналистов. Единичны тексты, которые можно отнести к «биографическим», то есть посвященным жизни и опыту людей, работающих в высшей образовательной сфере города. Минимальный процент биографических текстов в рассмотренном массиве публикаций указывает на тот факт, что в образовательной вузовской сфере фактически не находится личностей. Отдельные публикации, которые можно определить как «публицистические» и «биографические», встречались только в газете «Кировский рабочий» в 1995 и в 2005 гг.
Основная задача публикаций, касающихся КФ ПетрГУ, - привлечение внимания аудитории к вузу, поэтому велика доля событийных текстов. Под событийными понимаются тексты, повествующие о каком-либо значимом для учебного заведения действии, мероприятии (событии). Выделение событий при анализе и истолковании социальной реальности является весьма произвольной исследовательской операцией, поскольку идентификация события зависит от его интерпретации в качестве значимого для кого-то действия или происшествия [Тюпа, URL: http: //www.gumfak.ru/otech_html/chekhov/chekhov-kritics/tupe/
tupe4.shtml]. Среди событий особое место занимают такие, которые связаны с историей развития и календарным циклом деятельности вуза. Событийный ряд включает изменения его структуры, периодические квалификационные и ритуальные мероприятия: открытие университета, новых специальностей и кафедр, посвящение в студенты, первые выпуски, проведение деловых мероприятий.
Велика в массиве доля рекламно-информационных материалов. В основном это тексты, содержащие информацию о наборе студентов и приеме документов на очную и заочную форму обучения, на обучение по программе
32
повышения квалификации и т.д. Цель таких публикаций - заинтересовать абитуриентов и их родителей, а также спонсоров для финансирования различных образовательных программ и проектов.
Определенное место занимают поздравительные микротексты, связанные со знаменательными и юбилейными датами: «С праздником, горняки!» [ХВ, 2011, 28 апр.], «Горняки отметили юбилей» [ДД, 2011, 16 мая], «Поздравление директору КФ ПетрГУ В.А. Путилову и главе администрации г. Апатиты Е.А. Вайнштейну в связи с началом занятий университета» [КР, 1995, 28 окт.] и нек. др. Незначительная, но закономерно присутствующая часть текстов содержит траурную тематику, связанную со смертью студентов, преподавателей или сотрудников вуза.
Еще меньшее число публикаций содержат результаты опросов студенческой молодежи: «Абитуриент - 96» [КР, 1995, 2 дек.], «Привет абитуриентам!» [КР, 1995, 29 мая], «Студент в деталях» [ДД, 2009, 1 мая], «На свет больших городов» [ДД, 2013, 15 марта].
Обратимся к отображенной в газетах картине образовательной жизни КФ ПетрГУ и рассмотрим содержательно-тематический аспект публикаций. Анализ содержания проводился на основе субъектно-предикативных отношений в текстах (о ком / чем и что сообщается). Эмпирическим путем были выделены главные субъекты - участники образовательной деятельности, на которых фокусируется сообщение: абитуриенты, студенты, выпускники, преподаватели, представители администрации и другие работники вуза (персоналии). Кроме того, субъектами могут выступать КФ ПетрГУ в целом или отдельные его подразделения (факультеты, отделения, кафедры). Предикативную основу составляют, в первую очередь, виды деятельности, в которую вовлечены участники образовательного процесса. Деятельность складывается из учебных и внеучебных (научных, организационных, досуговых и пр.) занятий, которые могут так или иначе отражаться в пресс-публикациях. Событийный ряд распределяется по категориям событий текущей научно-образовательной жизни, а также ритуально-праздничных и знаменующих этапы развития вуза.
Судя по распределению публикаций, субъектом которых являются участники образовательного процесса (рис.3), главной фигурой предстает абитуриент. При этом содержательное наполнение публикаций явно отступает перед информационной функцией. Тема «абитуриенты» (29,2 %) представлена рекламными микротекстами о наборе на очную и заочную формы обучения, получении дополнительной квалификации, о проведении вузом дня открытых дверей. Ряд материалов направлен на разъяснение новшеств и рекламу образовательных услуг для абитуриентов и их родителей, которые предоставляет КФ ПетрГУ: «Приглашает Кольский филиал ПетрГУ» [ДД, 2001, 21 июня], «Экзамен по-новому» [ДД, 2009, 9 янв.], «Выпускники приуныли» [ДД, 2009, 23 янв.], «Университетские прогулки» [ДД, 2009, 6 марта], «Предлагали учебу» [ДД, 2010, 20 марта], «Учитесь, дети!» [ДД, 2011, 11 февр.], «Новые студенты» [ДД, 2011, 30 апр.], «Нелегкий выбор» [ДД, 2012, 10 февр.], «Вуз ждет» [КР, 2014, 26 июня]. Присутствуют публикации об итогах зачисления в вуз на бюджетной и платной основе: «Хотят учиться. Не важно где» [ДД, 2009, 31 июля], «Трое на место» [ХВ, 2010, 19 авг.], «Хорошо набрали» [ДД, 2013, 6 сент.]. Содержательна публикация о том, какие профессии и институты выбирают выпускники апатитских школ: «На свет больших
33
городов» [ДД, 2013, 15 марта]. На страницах газеты «Кировский рабочий» публиковались результаты социологических исследований среди будущих абитуриентов, проведенные студентами КФ ПетрГУ: «Абитуриент - 96» [КР, 1995, 2 дек.], «Привет абитуриентам!» [КР, 1996, 29 мая]. Отражение в прессе нашли и проблемы оттока абитуриентов из Мурманской области, его причины, востребованность на рынке труда выбранных абитуриентами профессий: «На краю черной дыры» [ХВ, 2014, 6 марта].
Тема «студенты» (20 %) представляет внутренний уклад жизни студентов. В первую очередь, это быт (жилищные условия, питание): «Ломоносов бы позавидовал» [ДД, 2003, 14 февр.], «Осторожно: двери НЕ закрываются» [ДД, 2004, 17 сент.], «Где живут студенты» [ДД, 2004, 23 сент.], «Студент, защищайся!» [КР, 2004, 2 дек.], «Какой желудок у студента?» [ДД, 2006, 22 сент.], «У студентов новоселье» [ХВ, 2008, 18 сент.], «Студент в деталях» [ДД, 2009, 1 мая]. В одной из статей студенты и преподаватели университета рассказывают репортеру газеты «Дважды Два» о том, чего нет в университете: «Взрослым - хор, студентам - пирожки» [ДД, 2004, 22 окт.]. Газеты уделяли внимание организации отдыха студентов, в том числе различных поездок: «Вот это студенты!» [КР, 1999, 5 февр.], «В поддержку студентов» [КР, 2004, 25 марта], «Для студентов» [ХВ, 2014, 22 мая]. Проблеме «работающего студента» посвящена статья о том, где и какую работу находят студенты университета в Апатитах: «Сидеть на шее? Не круто!» [ДД, 2013, 8 февр.].
Тема «выпускники» (20 %) представлена публикациями о первых выпусках университета различных специальностей: «Две “красных” и
одиннадцать “синих”» [КР, 1998, 3 июля], «Первый выпуск» [ХВ, 2000, 8 июня], «Первый выпуск состоялся» [КР, 2000, 14 июля], «У нас свои разведчики» [ХВ, 2001, 14 июня], «Диплом № 1000» [ХВ, 2003, 11 июня], «1000 специалистов выпустил Кольский филиал ПетрГУ» [ДД, 2003, 12 июня], «Молодые и талантливые» [ХВ, 2013, 19 сент.], «Инструмент для карьеры» [ХВ, 2014,
34
22 мая], а также о выдаче дипломов выпускам центра интернет-образования при КФ ПетрГУ, например, «100000 интернет-образованных» [ХВ, 2004, 27 мая], «Пять тысяч слушателей» [ДД, 2009, 18 дек.].
Проблеме трудоустройства выпускников посвящены блиц-опрос выпускников вуза «Всем - терпения» [ДД, 2013, 4 окт.], материалы о том, где работают выпускники вузов и что они думают о профессии, которую получили: «Диплом есть - работы нет» [ДД, 2012, 24 авг.], публикация-рассуждение о выборе будущей профессии и рынке труда «На краю черной дыры» [ХВ, 2014, 6 марта]. Своеобразным ответом на пессимистические прогнозы в отношении трудоустройства выпускников высшей школы является материал о перспективах выпускников-инженеров в освоении Штокмановского месторождения «Кадровые перспективы Штокмана» [ХВ, 2010, 11 нояб.], а также публикация, в которой студенты экологического факультета делятся своим убеждением в том, что трудоустроиться можно, если любишь свою профессию: «Если любишь, найдешь» [ХВ, 2012, 6 дек.].
Тема «персоналии» (13,9 %) представлена публикациями печатного издания «Кировский рабочий», в которых отмечены Н.И. Семакова (заведующая библиотекой КФ ПетрГУ) - «Жизнь посвящается людям и книгам» [КР, 1996, 4 дек.], Н.В. Кременецкая (методист по работе с молодежью) - «Вначале был студком» [КР, 2002, 19 окт.], Е. Скрябина (специалист отдела по связям с общественностью, победительница городского конкурса бизнес-проектов) - «IT - область бескрайних возможностей» [КР, 2014, 30 янв.]. К этой теме относятся публикации
информационного характера, например, о заместителе директора КФ ПетрГУ, декане гуманитарного факультета - «Евгений Вайнштейн» [ДД, 2005, 28 окт.].
Тексты, относящиеся к теме «преподаватели» (9,2 %), посвящены вкладу преподавателей в функционирование университета, их имиджу: о заведующей кафедрой бухучета и аудита В.Н. Молчановой «Юбилей Валентины» [ДД, 2004, 13 февр.], о заместителе декана гуманитарного факультета, преподавателе философии Д.А. Федотове «Гроза студентов» [ДД, 2008, 18 янв.], о доценте, преподавателе культурологии Л.Б. Денисовой «Чтобы Этика ужилась с Эстетикой» [ХВ, 2011, 8 дек.]. На страницах печатных изданий регулярно публикуются тексты объявлений о конкурсах на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава.
Закономерно присутствует в газетах известный процент текстов на тему «умершие» (7,7 %). Информационными поводами стали потеря Заслуженного тренера Советского Союза, Почетного гражданина города А.Л. Мухачева, уход из жизни талантливого педагога Д.А. Федотова, гибель в автокатастрофе студента Н. Поповцева, дата памяти двенадцати молодых горняков, погибших на Расвумчоррском руднике (часть из них были студентами КФ ПетрГУ): «Беззаветное служение спорту» [КР, 2001, 11 мая], «Памяти земляков» [ДД, 2005, 29 апр.], «Мы помним и будем помнить всегда» [ХВ, 2009, 10 дек.], «Свечи не гаснут...» [ХВ, 2009, 17 дек.], «Последний путь» [ДД, 2010, 3 дек.].
Рассмотрим, какие виды деятельности участников образовательного процесса представлены в местной прессе. При наблюдении динамики появления на страницах газет текстов, посвященных повседневной деятельности вуза, легко убедиться, что их количество значительно возрастало по мере «взросления» КФ ПетрГУ. Столь же очевидно, что преобладающий поток информации формирует тема «внеучебные (досуговые) занятия» (рис.4.).
35
Рис.4. Распределение публикаций по индикатору «виды деятельности
участников образовательного процесса»
По публикациям собственно образовательную деятельность можно разделить на занятия учебные и профориентационные. Они имеют примерно равную долю в массиве, но различаются по характеру представления информации: если учебные занятия упоминаются исключительно
в информационном ключе, то профориентационная деятельность освещается содержательнее всех других направлений работы вуза.
Из всех упоминаний внеучебных занятий 63 % составляют культурномассовые, 5,5% - спортивно ориентированные. Наибольшее освещение в прессе получила общественная деятельность студентов, прежде всего по созданию организаций разного толка: «”Оскар” во главе студенчества» [КР, 2002, 8 мая], «К юристу, и бесплатно» [ДД, 2003, 4 апр.], «Движение вперед и вверх» [ДД, 2006, 12 мая], «На что способны студенты» [ДД, 2009, 26 марта], «С тремя НЕ» [ДД, 2011, 29 июля], «Деловые игры будущих специалистов» [ДД, 2012, 25 мая], «Ставка на молодежь» [ДД, 2013, 8 февр.], «”Юристплюс” - новый подход к оказанию юридических услуг» [ДД, 2014, 17 янв.]. Отражены игры команд КВН: «Сначала игра, а свадьба потом» [ХВ, 2004, 5 февр.], «Шагнули в «Балтику» [ДД, 2004, 13 февр.], «Было весело, местами - смешно» [ДД, 2009, 20 февр.], «А шутки без бороды» [ДД, 2010, 16 апр.]. Прессой отмечена активность студентов и преподавателей по сохранению памяти о Великой Отечественной войне, почитанию ветеранов, воинов: «Как и прежде, “за ценой не постоим”?» [КР, 1999, 18 июня], «Чтобы не забыли» [ДД, 2005, 18 нояб.], «Историки хотят играть в войну» [КР, 2005, 24 нояб.], «Воевать пошли безусые парни» [ХВ, 2005, 12 мая], «Выпускникам - воинам» [КР, 2005, 12 мая], «Помнить всегда!» [ХВ, 2009, 10 дек.]. Особо отметим, что пресса привлекала внимание к тому, как вуз и его преподаватели помогают населению города: «Компьютер для работы» [ДД, 2005, 5 февр.], «Экстрим для инвалидов» [КР, 2005, 1 дек.], «Дедушка и спам» [ДД, 2010, 26 нояб.]. На страницах прессы освещаются факты, свидетельствующие о творческой активности студентов:
36
«Ia mas Hermosa» [ДД, 2009, 4 дек.], «Титулы для всех» [ДД, 2010, 16 апр.], «Танцуй, пока молодой!» [ДД, 2010, 23 апр.], «Тепло от Данилина» [ДД, 2013, 11 янв.], «Из юристов - в клоуны» [ДД, 2013, 12 апр.], «Проекты и проказы» [КР, 2014, 23 апр.], «’’Золушки” во власти» [КР, 2014, 24 апр.], а также о спортивной жизни: «Студенты будут играть в шахматы» [КР, 1997, 9 авг.], «Победить без электрошокера» [ДД, 2011, 14 янв.], «И спросил студент хоккеиста» [ДД, 2013, 7 марта]. Отражение в газетах нашла и организация субботника студентами и преподавателями вуза: «Только золота не нашли!» [ДД, 2012, 25 мая].
Тема «учебные занятия» (14,8 %) занимает весьма скромное по количеству и содержанию публикаций место: «Чему научат учителей» [КР, 2002, 19 дек.], «Виват, будущие Эйнштейны» [ХВ, 2005, 1 дек.], «Где готовиться к ЕГЭ?» [ДД, 2012, 28 сент.], «Битва интеллектуалов» [КР, 2014, 3 апр.].
Тема «профориентационные занятия» (16,7 %) содержательно наполнена значительно разнообразнее. Привлекли внимание газет интеллектуальный турнир для школьников «Гуманитарная битва»: «Поле битвы - Кольский филиал» [ДД, 2012, 17 февр.], «Баталии гуманитариев» [ХВ, 2012, 16 февр.], «Гуманитарии “бились”» [ДД, 2014, 21 февр.], а также идеи создания и планы реализации проекта новой модели образования «Школы Сколково»: «Траектория без тупиков» [ДД, 2011, 2 дек.], «Какой подарок городу!» [ХВ, 2011, 28 дек.], «Переворот в образовании» [ХВ, 2011, 1 дек.], «Прекрасное далеко» [КР, 2011, 24 нояб.], «Школа Сколково» [ХВ, 2013, 8 авг.]. Есть статьи о работе со школьниками в рамках «Гуманитарной школы»: «Дело о пропавших глазах» [ХВ, 2014, 10 апр.], «Активный детектив» [ДД, 2014, 11 апр.]. Серия публикаций освещает работу воскресной математической школы на базе КФ ПетрГУ: «Математический телемост» [ХВ, 2008, 6 нояб.], «Научные призраки» [ДД, 2011, 18 марта], «Праздничная математика» [ДД, 2005, 2 дек.].
Публикации о международных связях - важном аспекте деятельности вуза - занимают 4,2 % от общего количества текстов. Они свидетельствуют об интересе за рубежом к российскому образованию, а именно к КФ ПетрГУ, о встречном интересе и возможностях регионального вуза в установлении международных контактов. Большей частью субъектом взаимодействия выступают студенты: «’Распределение” в Америку» [ХВ, 2001, 26 сент.], «По пути с “Живой Арктикой”» [КР, 2003, 23 окт.], «Школа для увлеченных» [ДД, 2004, 3 дек.], «Они влюбились в Германию» [ДД, 2005, 2 сент.], «Если хочешь учиться в Америке» [ДД, 2012, 12 окт.]. К наиболее содержательным относятся: «Ларс Гюлленхааль: “Верим в сотрудничество с обновленной Россией”» [КР, 1997, 13 сент.], а также отчетные публикации студентов о впечатлениях от знакомства с другой страной: «Швеция глазами русских студентов» [КР, 1997, 13 сент.], «Неделя в Германии» [ХВ, 2008, 26 июня].
Тексты о событиях научно-образовательной жизни вуза (35 % от общего количества «событийных» текстов) содержат сообщения о значимых научных, учебных мероприятиях, фактах и инновациях (рис.5).
Наибольшее освещение во всех трех периодических изданиях получили события научной жизни, эта же тема лучше представлена в плане содержания. Ее составляют публикации, информирующие о проведении научнопрактических конференций разного уровня, от городского до международного, с участием КФ ПетрГУ: «Умники и умницы а-ля Апатиты» [КР, 1999, 19 марта],
37
«И “чайники”, и Носик» [ХВ, 2005, 9 июня], «КНЦ: от морских глубин до земных недр» [ХВ, 2005, 1 дек.], «Молодые умы - на штурм будущего» [ХВ, 2011, 28 апр.], «Двенадцать лучших» [ДД, 2013, 25 окт.], «День умников» [ДД, 2006, 6 окт.], «Математик едет в Теберду» [ДД, 2009, 19 июня]. Газеты привлекали внимание к научно-техническим конкурсам и конференциям: «Максим написал закон» [ДД, 2007, 13 июля], «Элита инженерного корпуса» [ХВ, 2014, 6 марта] и нек. др.
Рис.5.
Научные события Образовательные Инновационные
события события
Распределение публикаций по индикатору «события научнообразовательной жизни вуза»
Инновационные события представляют создание в 2011 г. Центра дополнительного образования («Диплом за полтора года» [ХВ, 2011, 30 июня]), создание регионального центра международной программы «Шаг в будущее» («В вуз - с сертификатом» [ХВ, 1999, 12 февр.]); а также обсуждение на координационном совете представительных органов местного самоуправления Мурманской области реализации проекта «Школа Сколково» («Под депутатской лупой» [ХВ, 2012, 15 нояб.]) и нек. др.
К основным событиям, которые знаменуют этапы развития вуза, судя по публикациям, относятся создание университета, открытие новых специальностей и Центра дополнительного образования.
Особенно насыщена тема «создание университета» (42,1 %), причем публикации принадлежат только газете «Кировский Рабочий»: «Апатиты -Студенческий город. Это не мечта, это реальность» [КР, 1994, 10 нояб.], «Гаудеамус - будем радоваться!» [КР, 1995, 16 сент.]; «Детский сад -университет» [КР, 1995, 16 февр.]. Интересна статья о брифинге у главы апатитской администрации, на котором начальник учебно-научного отдела филиала В.В. Ртвеладзе опровергает мнение о коррумпированности вуза: «Еще раз об университете» [КР, 1995, 4 апр.]. К информационно-новостным публикациям относятся: «Университет в Хибинах. Он готовится к открытию»
38
[КР, 1995, 4 февр.], «Университет в Мурманске: пресс-конференция» [КР, 1995, 18 марта], «Кольский университет - презентация» [КР, 1995, 9 сент.].
Открытие новых специальностей указывает на этапы роста, развития учебного заведения. Газеты предоставляют информацию о наборе обучающихся по новым направлениям подготовки: «Новые специальности, новые правила» [ДД, 1997, 11 апр.], «В Кольском филиале ПетрГУ - кафедра экологии» [КР, 1997, 15 марта], «"Техническая физика” - новая специальность в университете» [ДД, 1997, 6 июня], «Зайдфудим привез североведение» [КР, 1999, 19 февр.], «У нас свои разведчики» [ХВ, 2001, 14 июня], «Где учат на теологов?» [КР, 2004, 10 июня].
36,8%
5,3% -
.wwww"
Информационные "Г Содержательные
31,6%
■.WWWW 21%
■.WWWW
■.wwww
■.wwww WWWW>
■.WWWW w\wwv
■.WWWW WWVWV
WWWW 0% wwww
■.wwww wwww
5,3%
Создание университета Новая специальность Открытие центра
дополнительного
образования
Рис. 6. Распределение публикаций по индикатору «основные события в истории
развития вуза»
Тема «Центр дополнительного образования» представлена информационными публикациями о торжественном открытии центра интернетобразования: «Салютуем интернет-образованию» [КР, 2002, 11 дек.], о наборе в региональный центр тестирования на базе КФ ПетрГУ: «Проверьте, на что Вы способны!» [ДД, 2004, 16 янв.], «Тест на профпригодность» [ХВ, 2004, 12 февр.], а также содержательной публикацией о появлении центра информационных технологий «Компьютеры “от” и “до”» [КР, 2003, 30 окт.].
К ритуально-праздничным событиям относятся День рождения университета, День первокурсника и профессиональные праздники. Тема «рождения университета» более других насыщена информационно и в содержательно-смысловом отношении, поскольку обращает к самой идее университетского образования, его значению и важности данного учебного заведения для города и области. Публикации чаще приурочены к «круглым» датам университета: «День рождения университета» [КР, 1994, 5 нояб.], «Это наше будущее, или грядет век профессионалов» [КР, 1998, 30 окт.], «Пять лет -первый юбилей» [КР, 1999, 10 сент.], «... И регги на десерт» [КР, 2003, 30 окт.], «Новый корпус плюс учебник» [ХВ, 2003, 29 окт.], «ПетрГУ - лучший» [ХВ, 2004, 28 окт.], «С днем рождения, филиал!» [ДД, 2004, 29 окт.], «Vivat Academia» [ДД, 2009, 6 нояб.], «10 тысяч дипломов» [ДД, 2013, 8 нояб.]. В публикации «Университет - тинейджер» [ХВ, 2009, 5 нояб.], посвященной
39
15-летию вуза, директор КФ ПетрГУ В.А. Путилов рассказывает о планах и перспективах развития вуза, причем основной целью признается обеспечение кадрами Штокмановского месторождения и Мурманского транспортного узла.
К серии публикаций, связанных с «Днем первокурсника», главным образом, относятся статьи и заметки, в которых рассказывается про обряд посвящения в первокурсники: «Выпускники напутствовали» [КР, 2000, 22 сент.], «Коси и забивай!» [ХВ, 2003, 24 сент.], «Им нравится экономика» [ДД, 2009, 9 окт.], «Кровь преподавателей не пили» [ХВ, 2012, 11 окт.], «У отличников стипендия отличная» [ДД, 2012, 12 окт.], «Билет - еще не все» [ДД, 2013, 11 окт.].
Тему «профессиональные праздники» представляют немногочисленные публикации о праздновании дня горняка, «юбилее» специальности «горное дело» и о праздновании дня бухгалтера: «С праздником, горняки!» [ХВ, 2011, 28 апр.], «Горняки отметили юбилей» [ДД, 2011, 16 мая], «Образ бухгалтера» [ДД, 2012, 14 дек.].
Статус и проблемы вуза
В отдельную категорию могут быть выделены тексты, субъектом содержания которых выступает «университет» как целое. Они представляют особый интерес, поскольку предикативной основой в этом случае является «судьба» учебного заведения как такового, его определение (статус) и самоопределение, жизненные перипетии (проблемы) и перспективы. К этой группе можно отнести, в частности, публикации, связанные с «рождением» университета в Апатитах. В целом же рассмотрение статусных аспектов и самых острых проблем функционирования КФ ПетрГУ занимает не самое значимое место в рассмотренном массиве (вопросы статуса присутствуют в 7,4 %, проблемы жизнедеятельности - в 3,7 % от общего количества текстов - при всей условности формальных подсчетов).
Кольский филиал ПетрГУ - первый университет на Кольской земле и первое в Апатитах учебное заведение Госкомвуза России, поэтому его открытие 26 октября 1994 г. явилось значимым событием в истории города и образования в Мурманской области. Об официальной регистрации вуза информировали публикация «Вузам - специальный статус» [КР, 1994, 24 дек.] и другие. В 1994 г. для жителей многих городов области открылись новые перспективы, а Апатиты получили новый неофициальный статус: «Апатиты - Студенческий город. Это не мечта, это реальность» [КР, 1994, 10 нояб.]. Очень быстро этот статус закрепился в массовом сознании, и Апатиты стали называться и считаться городом не только научным, но и студенческим [Разумова, 2009: 68-69]. Главные «герои» публикации Т. Жижилевой - глава Апатитской городской администрации Е.А. Вайнштейн и директор филиала В.А. Путилов. Основной является мысль об успешном осуществлении идеи создания университета, которая нашла свое воплощение в 1994 г. Это связано, как отмечал В.А. Путилов, «с социально-экономической ситуацией в области, когда идет перестройка промышленности, социально-экономической сферы, а также дефицитом специалистов», - то есть наличие вуза должно было способствовать адаптации города к сложившимся кризисным условиям. Отмечено, что создатели университета «использовали существующий опыт соседей из Скандинавии, <...>, это, конечно, им очень помогло». Тем самым утверждается идея «европейских связей», а также подчеркивается установка собственно на
40
«университет» (а не «институт»). Высшего учебного заведения данного статуса до того времени не было в Мурманске и в области. На вопрос журналиста, почему выбран именно Петрозаводский университет, Е.А. Вайнштейн ответил, что он «самый близкий к нам, у нас с ним прекрасные связи, и там учатся более 800 студентов из Мурманской области, <...>, к тому же, нам удалось убедить Госкомвуз о том, что университет должен находиться там же, где и Кольский научный центр». Именно соседство и «родство» с Кольским научным центром стало решающим в создании вуза: «Кольский научный центр станет симбиозом высшей школы и науки». Предполагалось, что КФ ПетрГУ будет способствовать закреплению в городе и области специалистов высокой квалификации. Главным внутренним мотивом статьи является ожидание нового, открытие перспектив.
Очевидно, образ Апатитов как студенческого города сформировался не только на основании объективных демографических характеристик населения, но и благодаря местным СМИ. В публикации «Город студентов» [ДД, 1998, 18 сент.] присутствует идея, что Апатиты благодаря университету станут восприниматься как студенческий город: «в новом издании Энциклопедического словаря город Апатиты будет значится как студенческий. Поскольку он уже является таковым». Автор статьи - Т. Кузнецова.
Примечательна публикация «Новый вуз. В свете происков конкурентов. Еще раз об университете» [КР, 1995, 4 апр.], направленная на опровержение отрицательного мнения о коррумпированности вуза. Данный стереотип быстро сформировался у населения города, скорее всего, под влиянием массового представления о деятельности высшей школы в целом. Начальник учебнонаучного отдела В.В. Ртвеладзе связала это мнение с конкуренцией в образовательной сфере и деятельностью представителей «заезжих» вузов. В статье еще раз отмечается, что недавно открытое учреждение высшей школы -региональное достояние, оно объявляется «способным удовлетворить интересы всей Мурманской области». Заголовок статьи С. Алтуховой «Гаудеамус» -будем радоваться!» [КР, 1995, 16 сент.], опубликованной на первой странице газеты «Кировский рабочий», отсылает к известному студенческому гимну, который символизирует традиции университетского образования и корпоративную солидарность, поддерживаемую от средних веков до настоящего времени. Подчеркивается, что наличие вуза-университета расширяет возможности других образовательных учреждений города.
В публикации «Университет классического типа» [КР, 1998, 1 мая] заместитель директора вуза Е.А. Вайнштейн рассказывает о преимуществах получения образования в Кольском филиале, об уровне получаемых знаний и навыков, о ближайшем будущем и появлении новых специальностей. Он подчеркивает: «Наш филиал - это университет классического типа. Студенты занимаются на пяти факультетах, где получают гуманитарные, математические, биологические, экономические и другие специальности, <...>, наш вуз -государственный и большинство студентов учатся бесплатно, получают стипендию», у КФ ПетрГУ «достаточно высокая преподавательская база». Е.А. Вайнштейн считает перспективной идею развития направления «Североведение», которое предполагает получение профессии с учетом региональной специфики вида деятельности. Эта идея отражается в публикациях «Как живешь, университет?» [ДД, 1996, 15 марта], «ПетрГУ, что нового?» [КР, 2003, 18 сент.].
41
Газеты не могли обойти вниманием проблему изменения статуса вуза. Заместителем директора по развитию КФ ПетрГУ В.В. Ртвеладзе была написана статья «Арктическому университету - быть!» [ХВ, 2004, 13 мая]. В ней приводятся показатели высокого уровня филиала, в составе которого «6 факультетов и 21 кафедра, филиал осуществляет как послевузовское образование (аспирантура), так и довузовское - работают подготовительные курсы, <...>, преподавательская база - в основном, научные сотрудники Кольского научного центра РАН». Отмечены наличие библиотеки, в которой насчитывается более 140 тысяч наименований учебной литературы, степень информатизации, в частности, работа регионального центра интернетобразования. По мнению В.В. Ртвелазде, все это является «непременным условием становления будущего Арктического государственного университета, создаваемого на базе КФ ПетрГУ».
В публикации «Вуз или филиал... за и против» [КР, 2005, 9 июня] отмечены важные показатели работы вуза: количество специальностей,
направлений, высокий процент кандидатов и докторов в преподавательском составе и многое другое. Подчеркнута и «изначальная цель университета -сотрудничество и интеграция с КНЦ», а также то, что «Арктический университет должен работать на потребности региона». Основная же проблема, обсуждаемая в публикациях «Кировского рабочего» на данную тему, заключается в том, насколько важен статус вуза, в котором обучаются студенты, и престиж учебного заведения. С одной стороны, как замечает журналист Н. Рябова, само слово «филиал» с престижем не ассоциируется, то есть «университет» предпочтительнее. С другой стороны, может быть, престижнее учиться в филиале известного вуза с хорошей репутацией, чем «в никому не известном Арктическом университете». В любом случае, абитуриентам и студентам следует акцентировать внимание на получаемом знании, в этом авторы публикаций едины. Таким образом, газета отразила одну из главных проблем филиала, которая выразилась в борьбе за самостоятельный и более высокий статус.
К той же проблеме, по существу заявленной в заглавии, обращает статья «В чем беда наукограда?» [КР, 2005, 28 июля]. В этот период решался вопрос о статусе самого города Апатиты. Город претендовал на статус «наукограда», а в таком городе желательно, чтобы был самостоятельный университет. Вопросы о статусах города и основного высшего учебного заведения оказались тесно связаны. До конца 2005 г. администрации Апатитов предстояло собрать документы, необходимые для присвоения городу статуса наукограда. Документация была представлена в правительство России еще ранее, но изменились законодательство и критерии присвоения этого статуса. Например, «оказалось, что в Апатитах доля населения, занятая в научно-промышленном комплексе, слишком мала для того, чтобы город мог называться наукоградом -не хватает примерно 400 человек». Одновременно появилось письмо главы Минобразования А. Фурсенко, адресованное губернатору Мурманской области, в котором он говорит о том, что «нет необходимости в преобразовании филиала давно известного вуза в самостоятельный университет». Масло в огонь подлил также руководитель отдела инновационной деятельности правительства Мурманской области А. Алимов, который советовал перейти от науки к бизнесу: «беда всего Кольского научного центра: здесь много замечательных идей и
42
разработок, но их авторы не хотят заниматься бизнесом». Автором публикации, которая привлекла внимание к этой важной проблеме, был журналист газеты «Кировский рабочий» М. Рыжов.
Мнения руководителей Петрозаводского госуниверситета по поводу изменения статуса КФ ПетрГУ высказаны в публикации «Арктического университета не будет!» [ДД, 2005, 28 окт.]. Декан эколого-биологического факультета Петрозаводского университета, член-корреспондент РАН Э. Ивантер как представитель головного учреждения выразил недовольство от имени всего вышестоящего коллектива по поводу сложившейся ситуации: «нам не
понравилось, что филиал, вдохновленный сепаратистскими идеями, забыл -пока он остается филиалом, он не должен нас игнорировать <...>, причем кампания велась через голову ректората и учебного совета Петрозаводского университета». Он же отметил, что теперь филиалы лишаются какой-либо самостоятельности и «не будут иметь отдельную лицензию на обучение, ее сможет иметь только головной вуз, который оставляет за собой право на определение количества бюджетных мест для набора студентов на факультеты филиала». Таким образом, филиал оказывается в определенных рамках. Отвечая на вопрос журналиста о перспективах Кольского филиала, Э. Ивантер заключил: «Кольский филиал будет развиваться. У головного вуза и филиала появилась возможность плодотворно сотрудничать». Автором публикации являлся журналист издания «Дважды Два». Следует отметить, что о встрече с журналистом попросил сам Э. Ивантер, то есть петрозаводское руководство понимало роль местных печатных СМИ в формировании общественного мнения и стремилось на него воздействовать.
В публикации «Наукоград - не цель, а средство» [КР, 2005, 1 дек.] обсуждается «провал идеи» о присвоении городу нового статуса. Однако городская администрация рассматривает это с других позиций: по словам заместителя главы администрации города В. Победоносцева, «наукоград - не цель, а средство, так как другого пути развития Апатитов все равно нет». Автор публикации М. Рыжов отмечает, что некоторые проекты, разработанные «под наукоград», все же развиваются, и перечисляет эти проекты. Таким образом, публикация направлена на то, чтобы поддержать у читательской аудитории оптимизм, не лишать надежды на развитие города. Одновременно статья подтверждает, что это развитие связано, в первую очередь, с наукой и образованием. Эта же тема присутствовала в более поздних публикациях. В статье «Самостоятельный филиал» (автор Н. Котляренко) [ХВ, 2010, 21 окт.] доказывается, что идея создания Арктического университета сохраняет свое значение и имеет все основания. Публикация «Университет со статусом» [ХВ, 2009, 19 марта] сообщает о том, что вуз успешно прошел государственную аккредитацию. На встрече с журналистами заместитель директора по развитию филиала В.В. Ртвеладзе и заместитель директора по учебной работе Е.А. Вайнштейн рассказали, как осуществлялась комплексная оценка деятельности университета по новой программе. Подчеркнуты высокое качество знаний студентов и тесное сотрудничество филиала с десятью научноисследовательскими институтами КНЦ. Немаловажным для статуса вуза является остепененность преподавательского состава, что составляет сильную сторону вуза. Еще раз утверждается достойный статус КФ ПетрГУ. На страницах изданий неоднократно публиковались материалы о его
43
эффективной работе: «Один из ста лучших» [ДД, 2009, 26 июня], «Эффективный филиал» [ХВ, 2012, 8 нояб.].
Заслуживает внимания публикация «Университет - тинейджер» [ХВ, 2009, 5 нояб.], посвященная 15-летию вуза. Автор М. Мязина удачно использует в заглавии антропологическую характеристику - возраст. Статья выстраивается в соответствии с периодами развития вуза. Упоминаются истоки формирования филиала, проведение праздника студентов и руководства; отмечается психологически комфортная атмосфера, характерная для вуза. По мнению преподавателя Н. Терешиной, «здесь особый микроклимат, которого нет в столичных вузах». Что касается перспектив, то, по словам директора КФ ПетрГУ В.А. Путилова, это «расширение круга специальностей, главным образом, в технологическую и инженерную стороны». Основной целью развития вуза признается обеспечение кадрами Штокмана и Мурманского транспортного узла.
С момента рождения филиала качество научно-образовательной жизни вуза значительно возросло, в чем должна убедить читателя публикация «Диплом за полтора года» [ХВ, 2011, 30 июня], в которой идет речь о перспективности создания Центра дополнительного образования (с его руководителем к.э.н. М.В. Ивановой беседовала Н. Котляренко). Серия публикаций «Прекрасное далеко» [КР, 2011, 24 нояб.], «Переворот в образовании» [ХВ, 2011, 1 дек.], «Траектория без тупиков» [ДД, 2011, 2 дек.], «Школа Сколково» [ХВ, 2013, 8 авг.] объединена общей идеей перспективности создания новой модели образования «Школы Сколково». Можно сделать вывод, что вуз занимается дополнительной деятельностью по профориентации школьников, тем самым обеспечивая себе мотивированных абитуриентов. Другая серия публикаций также фокусируется на профориентации школьников, но уже в рамках «Гуманитарной школы», прагматичной задачей которой было привлечение внимания к гуманитарному факультету: «Баталии гуманитариев» [ХВ, 2012, 16 февр.], «Поле битвы -Кольский филиал» [ДД, 2012, 17 февр.], «Гуманитарии “бились”» [ДД, 2014, 21 февр.]. В частности, в интеллектуальной игре, о которой информирует одна из публикаций, приняли участие около сотни школьников из Апатитов, Кировска и Кандалакши.
Жизнь учебного заведения имеет свои ритмы, которые определяются, в первую очередь, «наборами» и «выпусками». Очевидно, потому абитуриенты и выпускники являются главными действующими лицами газетных публикаций, что от решения их проблем зависит существование вуза как такового и его профиль. Анализ публикаций, которые мы определили как «содержательные», показал, что самыми обсуждаемыми являются взаимосвязанные проблемы трудоустройства студентов и выпускников, с одной стороны, и востребованности специальностей, с другой. Вместе с тем по отношению к общему массиву блок «проблемы вуза» занимает невысокое место по количеству публикаций.
Привлекают внимание две полемические статьи, которые представляют открытый диалог выпускников: «Все профессии нужны? Как бы не так!» [ХВ, 2008, 30 окт.] и «Кем же Вы хотите стать? - Между звездами летать?» [ХВ, 2008, 13 нояб.]. В первой выпускники-социологи рассуждают о «странностях» профессии, низкой востребованности социологов на рынке труда, о содержании социологического образования. По их мнению, «лучше быть плохим экономистом, чем отличным социологом». Подписываясь как «выпускники-социологи», авторы-анонимы приписали свое мнение целой категории лиц. Они
44
уверены в том, что «работодатели не видят практической необходимости в людях этой “странной” профессии». Ответом стала статья «Кем же Вы хотите стать? - Между звездами летать?» [ХВ, 2008, 13 нояб.]. В ней выпускники КФ ПетрГУ (Галаева М., Погореленко Т., Змеева О., Лукина Т., Орлова М.) опровергают мнение о невостребованности специальности, утверждая, что «отличный социолог» никогда не пропадет, только вот «до него дорасти надо», и советуют авторам-анонимам самим создавать рабочие места, «тем более что эта ниша в нашем регионе практически свободна». Эта публикация должна была привлечь внимание, во-первых, к проблеме трудоустройства выпускников, во-вторых, к профессии социолога и ее значению, в-третьих, к идее о том, что важным фактором получения хорошего образования является личность студента, его установки.
Публикация «На краю черной дыры» [ХВ, 2014, 6 марта] информирует о том, что «отток из Мурманской области в 2013 году составил 51 %». Основной причиной нежелания абитуриентов поступать на технические специальности, является «ненужный» диплом. Подчеркивая, что немалую роль в выборе будущей сферы деятельности играют родители, автор подвергает критике тех, кто хочет видеть своих детей «бизнесменами, юристами, экономистами», руководителями: «Каждая мать хочет, чтобы у ее ребенка была сытая стабильность, <...>, вот только, сколько выпускников стоят на бирже труда с “правильным” образованием». Таким образом, в сферу «правильного образования», которое, судя по кавычкам, в качестве такового уже не рассматривается, попадают многие собственно университетские специальности, требующие от выпускников выполнения организационных функций, владения общественно-научными знаниями, общекультурными компетенциями (на что справедливо рассчитывают родители, выбирая для детей университетское образование). Первостепенные задачи вуза видятся «в повышении имиджа инженерной профессии и удержании будущих молодых специалистов в регионе, а также в том, чтобы подготовку молодежи ориентировать на конкретного работодателя». Таким образом, вуз должен адаптироваться к конкретной ситуации, и публикация, автором которой является журналист «Хибинского вестника» И. Сергеева, утверждает установку на прагматичность образования, связанную с тем, какие профессии востребованы в настоящее время в регионе. Прежде всего, это позиция градообразующего предприятия, заказ которого выполняет газета.
При всем том, что разные стороны жизни вуза и его проблемы отражались на страницах газет неравномерно, публикации были более или менее разнообразны в тематическом отношении. Вместе с тем легко заметить, что основной функцией их была информационная. На проблемах вуза останавливались, прежде всего, представители самого учебного заведения, и преимущественно в связи с какими-либо информационными поводами.
Логично поэтому обратиться к мнениям представителей местной печатной прессы, журналистов периодических изданий «Кировский рабочий», «Хибинский вестник», «Дважды Два».
Мнения представителей печатной прессы
На основе анализа интервью выясним мнения представителей местной печатной прессы о том, надо ли и как освещать деятельность КФ ПетрГУ.
Отметим, что представители изданий не всегда давали интервью или же скупо отвечали на вопросы. Например, газета «Кировский рабочий» «отказала»
45
нам в беседе: «Нам не звонят с КФ ПетрГУ, не приглашают... Поэтому о чем нам с Вами разговаривать.?!» [И. 5]. В телефонном разговоре с редактором газеты «Хибинский вестник» также фактически прозвучал отказ: «КФ ПетрГУ присылает нам пресс-релизы, и, в общем-то, все...» [И. 4]. Из этого следовало, что инициатива, по мнению журналистов, должна исходить только от самого вуза, который выступает заказчиком, а печатные СМИ являются исполнителем.
Институциональная принадлежность газеты определяет направление и характер «обратной связи» с читателем. Так, издание «Дважды Два» представляет интересы горожан: «Наша газета городская частная, в связи с этим только мы решаем, чьи интересы мы будем представлять <...>, и мы не выходим за пределы вот этого маленького городского сообщества. <...>. То есть мы отражаем интересы горожан» [И. 1]. Другая ситуация складывается с изданием «Хибинский вестник»: освещение деятельности ОАО Апатит, компании
ФОСАГРО является обязанностью газеты, остального - «как и все другие СМИ» [И. 3]. В «остальное» включается образование, и отражают они (ХВ) его, по мнению информанта, лучше, чем другие издания, - «<...>, она у нас освещается даже в большей степени, чем, например, “Дважды Два”».
Информационными поводами для обращения к образовательной ситуации, в частности, к работе КФ ПетрГУ, в основном выступают даты «календарного цикла» университета - день первокурсника, преддверие набора абитуриентов: «лето, приемная комиссия, когда мы стараемся связаться со всеми и вузами, и учебными заведениями» [И. 2]. Обращения новостные и «сезонные» зависят от учебного календаря, в котором чередуются поступления (информация о наборе) и выпуски (вопрос трудоустройства). Оба вопроса связаны с шансами молодежи города на получение образования и места работы: «.какие
ожидания, сколько факультетов, сколько бюджетных мест, чтобы рассказать нашей городской молодежи, есть ли у них шанс остаться здесь и учиться» [И. 2]. Именно этот практический аспект «интересует не только абитуриентов, родителей, но и в целом жителей города, потому что вуз достаточно большой, и им интересуются жители» [И. 2]. Городская информационная среда является одним из источников сведений: «В городе обсуждают и качество преподавания, уровень студентов, тоже приходилось слышать от преподавателей, что слабее из года в год студенты. То есть информация доносится» [И. 2]. Одна из информантов упомянула о «слухах», которые циркулируют в городе и к которым прислушивается пресса.
По свидетельству самих газетчиков, чаще всего освещаются местной прессой факты, связанные с достижениями студентов и с рейтингом вуза («Кто-то где-то чего-то выиграл, о студенте каком-нибудь», «когда университет входит в сто или десять лучших» [И. 3]), реальные и планируемые изменения статуса вуза, их последствия («ходили слухи, что будут в Арктический переименовывать, плюсы и минусы этого» [И. 3]), кризисные события в жизни вуза («когда-то ползли слухи, что будут филологию закрывать, и мы сразу к Вайнштейну уточнять информацию» [И. 3]); цифры набора, конкурса («какие ожидания, сколько факультетов, сколько бюджетных мест <...>. Ну, и потом, естественно, о зачислении, осенью мы интересуемся, сколько человек поступило, на какие факультеты, какие пользовались популярностью» [И. 2]); университетские мероприятия («неважно, какие они, культурные, спортивные, или какие-то семинары» [И. 2]).
46
В вопросе о том, как надо освещать деятельность вуза, наблюдается противоречивая позиция. С одной стороны: «Ну, не углубляться, конечно же, поскольку есть и другие интересные новости» [И. 2]. С другой стороны: «Я считаю, это необходимо делать, так как это, своего рода, лицо города» [она же]. Одной из главных задач прессы, по мнению журналистки, является представлять новости, а не проблемы. Представитель газеты «Дважды Два» считает, что освещать проблемы вуза «могут все, и должны, в том случае, если это входит в приоритетные задачи издания. Потому что <...> есть же СМИ, принадлежащие корпорациям, каким-нибудь муниципалитетам, и у каждого своя издательская политика» [И. 1]. Что касается своей газеты, она отметила: «этим мы занимаемся не часто. И я не думаю, что в этом есть наша какая-то вина, потому что мы работаем <...>, нам бы хотелось работать плотнее с КФ ПетрГУ, может быть, даже с другими учебными заведениями». Для газетчика главные поводы - новостные, он ориентируется на интерес публики, который, в свою очередь, определяется точкой зрения работника газеты: «мне звонят и говорят, что у нас будет мероприятие, или у нас там то-то. И если мы считаем, что для большого круга читателей это будет интересно, мы, конечно, о ней пишем» [И. 1]. Таким образом, пресса решает, что интересно горожанам (будет иметь спрос), а что нет: «Наша задача продать информацию, чтобы ее купили». Складывается впечатление, что местные журналисты не знают или не принимают во внимание такие функции прессы, как формирование общественного мнения и пробуждение интереса к социально значимым проблемам.
Взаимодействие КФ ПетрГУ и местной прессы в целом характеризуется положительно. Однако инициативность вуза сводится к малому: «Как правило, мы по пресс-релизу приходим, например, на “Гуманитарную битву”» [И. 3]. Способ взаимодействия прессы и вуза связан со спецификой малого города, в котором большое значение имеют личные контакты: «Нам бы, конечно же, хотелось, чтобы инициатива исходила от самих заведений. Для нас в этом нет никакой проблемы, и, в общем-то, мы так и работаем. Потому что чаще всего наше сотрудничество происходит на уровне личных контактов, когда просто преподаватель или студент или еще кто-нибудь, имеющий отношении к филиалу, звонит конкретным репортерам» [И. 1]. По мнению редактора, личные контакты более эффективны, чем опосредованные коммуникации: «Мы
сотрудничаем и с пресс-секретарем филиала, но это сотрудничество не такое продуктивное, и секретари присылают пресс-релизы. Как правило, пресс-релизы в газетах никто не читает, их выкидывают как спам. <...>. Конечно, это, может быть, не относится к крупным городам, где связи наладить гораздо сложнее, но в Апатитах это достаточно просто. Можно просто позвонить, познакомиться и сказать, что давайте я Вам раз в неделю буду звонить и сообщать, что произошло у нас. Вот, в этом случае, конечно, было бы больше толку» [И. 1]. Во взаимодействии определенную роль играют конкретные лица, с которыми легко устанавливается контакт, причем главной личностью в налаживании взаимодействий оказывается Е.А. Вайнштейн, который упоминается не в одном интервью: «Ну, во-первых, Евгений Александрович Вайнштейн, у нас с ним очень давние отношения, еще когда он работал председателем городского совета, еще вначале 90-х он помогал нам, и он просто человек замечательный. И он совершенно, на мой взгляд, он не бюрократ, он ученый, и это большой плюс для нас» [И. 1]; «С Вайнштейном Евгением Александровичем мы хорошо
47
знакомы. Особенно часто мы общались, когда Катя Скрябина работала» [И. 2]. Есть примеры инициативы со стороны преподавателей: «Есть преподаватели активные, которые обращаются к прессе за помощью» [И. 3]. Другая журналистка заметила, что инициатива исходит как с ее стороны, так и со стороны университета: «В течение года, конечно же, ПетрГУ часто нам сообщает о своих внутренних мероприятиях» [И. 2]. Позицию руководства филиала одна из информантов характеризует так: «В целом само руководство не выходит на нас. Когда что-то значимое для вуза происходит, то тогда руководство, Путилов, обращается к нам»; «как правило, руководство не идет на разговор, чтобы говорить о плохом. Когда все хорошо, то делятся охотно...» [И. 3]. Журналист из «Дважды Два» опровергла мнение о том, что газета публикует материал только на «рыночных» условиях: «У нас есть всегда желание, может о нас имеют другое представление, что мы берем деньги за все, что пишем, но это не так, кто-то думает, что с нами сложно связаться, и что у нас нет времени, это, конечно же, не так» [И. 1].
Наибольшую компетентность в отношении вузовских проблем проявила журналист издания «Хибинский вестник»: «Если что-то и хотелось мне осветить, то просто потому, что я знаю, что какие-то проблемы существуют. Сокращения, угрозы, что эти сокращения будут более масштабными. Также все эти образовательные оптимизации <...>. В этом плане, может быть, и больше хотелось бы осветить»; «Люди <...> имеют право на высшее образование. Ведь по Конституции они должны иметь доступ к образованию... Конечно, не то, что вуз нарушает Конституцию, жаль, что нет многообразия дисциплин, может, она и не нужна как профессия, а просто, чтобы освоить для себя дисциплину. Но это, мне кажется, невозможно с существующей политикой государства» [И. 3]. Она хорошо знает проблемы именно КФ ПетрГУ, так как не только является жительницей города, но в свое время окончила университет в Апатитах. «Проблемы вуза такие: закрыли филологию, корпус в Стариках заморозили, но там давали разъяснение, что его только законсервируют, что еще возможно возобновить его работу» [И. 3]. Проблемные аспекты деятельности вуза информант связывает с комплексом вопросов: с экономической ситуацией и состоянием рынка труда, со статусом преподавателей и пренебрежительным отношением государства к их положению, со снижением качества образования, «оптимизацией», которая сводится к сокращению образования по указанию министерства образования. Она справедливо считает, что снижение качества образования является следствием «урезания гуманитарных дисциплин» [И. 3]. Можно предположить, что это мнение разделяют и другие журналисты, ведь они являются работниками СМИ, то есть представителями гуманитарной сферы.
Журналист из «Дважды Два» не училась в КФ ПетрГУ, но тоже понимает его основные проблемы, связанные, прежде всего, с гуманитарным образованием и предлагает какие-то варианты его развития и адаптации к кризисной ситуации. Проблемы вуза и города она ассоциирует со статусом университета: «мы очень внимательно следили, о желании Кольского филиала стать самостоятельным вузом, Арктическим университетом, я помню, одно время очень много об этом говорили. Искали поддержку у правительства Мурманской области, но, как видим, ничего не получилось. Он, по-прежнему, филиал Петрозаводска» [И. 2]. Она же обращает внимание на проблемы сокращения государственной поддержки высших учебных заведений в целом и
48
в особенности гуманитарного образования: «Жизнь непростая и в стране, и, естественно, она сказывается на вузе, востребованность технических специальностей, сокращение гуманитарных специальностей, а также бюджетных мест» [И. 2]. И проблемы развития университета, и пути их решения определяются особенностями города: его пограничным положением, социальноэкономическими особенностями, нехваткой квалифицированных преподавательских кадров высшей школы. В условиях небольшого города возможность выхода из кризиса связана с возможностью подготовки и закрепления кадров не только производственных специальностей, но и обеспечивающих развитие туризма: «Можно много рассуждать на эту тему, например, почему в Петрозаводске есть финно-угорское отделение, а у нас его нет, хотя граница рядом. В принципе, было бы неплохо получать здесь образование языковое, но я же понимаю, что у нас нет педагогов профессиональных. Также важный вопрос, связанный с трудоустройством. Город не в состоянии предоставить работу нашим студентам. Конечно же, есть нововведения, например, курсы двухгодичные английского языка. Может, не зря говорят, что наше будущее надо связывать с развитием туризма. Возможно, эту специальность надо развивать. Опять же, говорят об этом уже лет десять, а ничего не меняется» [И. 2].
Редактор газеты «Дважды Два» особенных проблем не видит: «Ну, какие проблемы, мне сложно критиковать, я же не имею никакого отношения к вузу, я не училась там, я не педагог, и не ученый. Мне сложно сказать о проблемах вуза.<...>. Наверное, с филиалом все в порядке, я думаю, что и наборы есть» [И. 1]. Судя по использованию слова «критиковать», к проблемам она относит, прежде всего, недостатки в работе. Информант фактически признает, что понимание проблем того или иного социального института, учреждения зависит исключительно от личного опыта журналиста и личной связи с этим институтом, учреждением. С ее точки зрения, есть только коммуникативная проблема взаимодействия СМИ с образовательными и научными учреждениями: представители прессы и науки говорят на разных «языках». Задачей СМИ является «перевод» с научного языка преподавателей высшей школы и ученых на «понятный». Журналист это признает, но по ее высказыванию не совсем ясно, входит ли такой «перевод» в профессиональные обязанности сотрудников СМИ, или сами работники науки и образования должны упрощать свою речь, чтобы помочь газетчикам «продать» свой «товар».
Подчеркнем важную особенность позиции журналистов. Все они разделяют мнение, что городу необходимы гуманитарии и, несмотря ни на что, надо развивать этот профиль подготовки студентов. Например, информант-редактор и как журналист, и как работодатель утверждает: «Мне не хватает как жителю города, как человеку, который нанимает других людей, не хватает все-таки гуманитарных направлений. Я понимаю, что филиал заточен под рынок трудовой, преобладают технические специальности, это горные, электрофизика, информатика, но, когда говорят о гуманитарной направленности, мне, лично, очень жаль, что нет истории, филологического факультета, я бы и сама пошла учиться с удовольствием на эту специальность. Трудно сказать, нужны ли такие специалисты рынку, но нам, например, нужны были бы молодые кадры с гуманитарным образованием. Хотя в нашей газете работало и работает очень много выпускников филиала» [И. 1]. Пожелание «Мне кажется, стоит дополнить
49
библиотеку вуза литературой для гуманитариев» [И. 2] заслуживает внимания. Освоение литературы, о которой говорит информант, способствует развитию общего уровня студентов, независимо от конкретного направления подготовки, что, соответственно, повышает статус вуза, независимо от того, какой в нем состав специальностей. Развитие общей культуры студента - задача высшего образования, в первую очередь, университетского.
В связи с вопросом о репутации вуза отметим точку зрения одной из информантов. С одной стороны, она признает, что есть неофициальное мнение («говорят»), что статус (репутация, связанная с качеством образования) вуза снижается. С другой стороны, она считает, что уровень образования зависит во многом от качеств самих обучающихся: «В то же время можно окончить какой-нибудь другой вуз и не быть хорошим специалистом. Как мне кажется, организации, которые испытывают кадровый голод, они находят своих специалистов. Мне кажется, они узнают на кафедрах, есть ли какие-нибудь детки толковые» [И. 2]. Качество образования, полученного в КФ ПетрГУ, информанты оценивают достаточно высоко: «я могу говорить только
о конкретных примерах, мои бывшие коллеги, учившиеся в филиале и уехавшие в другие города работать, судя по их карьере, замечательное качество. Потому что у нас был и социолог, и даже горный инженер, и люди, в общем-то, с этим образованием очень далеко пошли» [И. 1]. Она тоже считает, что качество образования зависит от мотивации того, кто учится: «<...>, тот человек, которому нужно это образование, он возьмет все, что необходимо ему. А тот, кто учиться не хочет, к сожалению, его не заставишь» [И. 1].
Таким образом, главное, в чем сходятся мнения представителей печатной прессы, - филиал предоставляет возможность для получения достойного образования, то есть отвечает потребностям населения города.
Заключение
В целом контент-анализ показал, что по мере развития университета количество статей, заметок на образовательную тематику увеличивалось, публикации становились разнообразнее по жанрам и видам текстов, но вид текста «информационное сообщение» по всем трем периодическим печатным изданиям во всем временном промежутке (1994 - июнь 2014 гг.), кроме 1996 г., оставался доминирующим. Основной задачей публикаций было информирование о событиях и мероприятиях. Всего в массиве оказалось не более 55 статей, содержание которых позволяет провести углубленный идейно-тематический анализ. Преобладают рекламные тексты. Судя по публикациям, главные фигуры образовательного процесса - абитуриент и студент. О преподавателях, кафедрах информация незначительна. Из аспектов образовательной деятельности лучше всего отражены профориентация и дополнительное образование. Учебно-научной деятельности отводится очень скромное место.
Местная пресса достаточно ярко донесла до читательской аудитории факт «рождения» университета на Кольской земле, обсуждение проблемы присвоения Апатитам статуса Наукограда. Газеты, особенно «Хибинский вестник», утверждают установку на прагматичность вузовского образования. Пропаганда конкретных технических специальностей отвечает текущим потребностям региона, но противоречит основной задаче вуза, записанной в уставе, и в целом - задачам университетского образования.
50
По мнению журналистов, инициатива в отношениях с прессой должна исходить от представителей вуза, а она сводится к малому и часто является формальной. Во взаимодействии большую роль играют личные контакты между представителями печатных СМИ и вуза, а также сами личности, их активная позиция. Больше всего в интересах университета на страницах прессы выступали Е.А. Вайнштейн и В.В. Ртвеладзе. Журналисты считают, что качество образования снижается из-за сокращения гуманитарных дисциплин. Однако это мнение не высказывается ими в газете.
Исследование выявило, что деятельность КФ ПетрГУ, хотя и отражается местной прессой, но ограниченно и часто односторонне. Презентация вуза большей частью сводится к внешним фактам и «информационным поводам». Это означает, что вузу надо самому идти навстречу прессе, выступать активной стороной в диалоге с ней. Это задача не только тех, кто отвечает за «связи с общественностью», но и других представителей вуза. Нельзя позволить, чтобы пресса, если не прямо, то косвенно, избегала освещать проблемы и принижала значение учебного заведения, от которого во многом зависит судьба города. А прессе, особенно той, которая считает себя независимой и городской, можно порекомендовать принять во внимание, что уровень развития городов Апатиты и Кировск, а также их населения, то есть читательской аудитории, напрямую связаны с положением и развитием университета.
Список сокращений
И. - информант.
ДД - Дважды Два. Газета городов Апатиты и Кировск.
КР - Кировский рабочий. Еженедельная региональная общественнополитическая газета (г. Апатиты).
ХВ - Хибинский вестник. Газета г. Кировска.
Список литературы
Аликперов И.А. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты. URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/53.htm.
Брумштейн Ю.М., Яковлева Л.В., Кузьмина А.В. Научный имидж региональных вузов: общий анализ проблематики управления // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2013. № 1 (21). С. 125-133.
Задонская И.А. История развития университетского образования // Классический университет в неклассическое время: Труды Томского
государственного университета. Т. 269. Серия культурологическая. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. С. 141-147.
Иванов В.М., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // СОЦИС. 2003. № 10. С. 20-29.
Крупец Я.Н. Студенческая молодежь в СМИ: особенности
репрезентации // СОЦИС. 2013. № 10. С. 61-68.
Лассуэлл Г.Д. Психология и политика // Вестник Московского университета. Сер. 18. 2001. № 2. С. 55-67.
Морозова И.С. Особенности университетского образования на современном этапе развития Российского общества // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9. С.100-104.
51
Разумова И.А. Культурные ландшафты Кольского Севера: города у «Большой воды» и Хибин. Социально-антропологические очерки. СПб.: Гамас, 2009. С. 68-69.
Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. С. 189.
Тюпа В.И. Категория события. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса. URL: http://www.gumfak.ru/otech_html/chekhov/ chekhov-kritics/tupe/tupe4. shtml.
Фрумкина Р. Уолтер Липпман: свободный коллективизм. URL:
http://corp.fom.ru/uploads/socreal/post- 112.pdf.
Сведения об авторах Гашкова Яна Евгеньевна,
студентка 5 курса гуманитарного факультета КФ ПетрГУ Разумова Ирина Алексеевна,
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН
Gashcova Ya.Ye.,
fifth year Student of the Kola branch of the PetrSU Razumova Irina Alekseyevna,
Dr.Sc. (History), Chief Research Fellow of the Barents centre of the Humanities of the Kola Science Centre RAS
УДК 001.83(48+470.1/2)
С.Н. Виноградова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БАРЕНЦЕВОМ/ЕВРО-АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
Аннотация
В статье рассмотрены принципы, на которых основывается международная научно-исследовательская кооперация в Баренцевом/Евро-Арктическом регионе. Анализируются формы международного научного сотрудничества, получившие развитие в рамках Баренцева региона. Выявлены современные тренды. Ключевые слова
Баренцев регион, история науки, международное сотрудничество, устойчивое развитие
S.N. Vinogradova
INSTITUTIONAL BASES OF SCIENTIFIC INTERNATIONAL COOPERATION IN THE BARENTS \ EURO-ARCTIC REGION
Abstracts
The article is focused on principals that provide international scientific cooperation in the Barents / Euro-Arctic region. The forms of international scientific relationships, developed in the frames of Barents region, are analyzed. The modern trends are identified. Keywords
Barents region, history of science, international cooperation, sustainable development
52