ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 882-4Б70Д.06
DOI: 10.21779/2542-0313 - 2017-32-1-62-67
Ш.А. Мазанаев, Ф.Ю. Алипулатова
Колоризмы как образы-символы в публицистике И.А. Бунина
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а;[email protected], [email protected]
Актуальность темы обосновывается необходимостью углубленного изучения публицистического наследия.
Исследование поэтики, в частности колоризмов, в дневниках очерках, частной переписке И. Бунина имеет большое значение для понимания его художественного мира. Актуальность подобного анализа обусловлена потребностью в углубленном изучении художественно-изобразительных средств, структурного своеобразия соответствующих произведений И. Бунина в контексте его эстетических и этических исканий, в русле традиционной русской культуры. В исследованиях публицистики И. Бунина до последнего времени отсутствовали концептуальные труды по указанной части творчества писателя; данной стороной его литературного наследия, к сожалению, до сих пор занимались недостаточно. Цель работы - выявление и многоаспектный анализ колоризмов в публицистических текстах И. Бунина. Научная новизна состоит в описании бунинских колоризмов и выявлении их роли в его публицистике; в определении основных функций колоризмов; в их интерпретации как определяющих критериев художественного мира писателя, его духовного склада; в анализе цветовой палитры Бунина в качестве способа познания его собственной психологии и специфического художественного метода, поэтики его произведений. Теоретическая значимость работы заключается в переосмыслении публицистического наследия И. Бунина в связи с проведенным анализом колоризмов. Намечены также ориентиры для дальнейшего изучения лирических приемов в «нехудожественной» прозе автора.
Ключевые слова: публицистический текст, колоризм, идиостилъ писателя.
Всякий цвет, как известно, «может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак или символ» [1].
«Писатели-живописцы» или «писатели-колористы» - мастера слова, чей талант проявляется благодаря вербальной «живописи» [2, с. 2]. «Их отличают чрезвычайно обостренная эмоциональная цветовосприимчивость, внимание к миру красок и мастерство в передаче тонов и оттенков» [2, с. 2]. К данному разряду авторов в русской литературе можно отнести представителей разных эпох -М.Ю. Лермонтова, М.А. Шолохова, И. А. Бунина и др.
Благодаря колоризмам произведения обретают особую красочность и убедительность. Колоризмы - «языковые (узуальные) или речевые (окказиональные) единицы, в состав которых входит корневой морф, семантически или этимологически связанный с цветонаименованием» [3, с. 23].
Цель настоящего исследования - описать природу различных колоризмов в публицистике И. Бунина. Задачи - проанализировать символику белого, красного и черного цветов в мировой культуре; выявить случаи и способы употребления указанных цветов в публицистике И. Бунина; определить основные функции ко-
лоризмов в соответствующих текстах писателя. Объект исследования - публицистика И. Бунина, в частности книга «Окаянные дни», очерк «Миссия русской эмиграции», книга очерков «Под серпом и молотом. Предмет исследования - колоризмы как образы-символы. Методика исследования базируется на сравнительно-типологическом, конкретно-текстуальном, структурно-аналитическом видах литературоведческого анализа.
В публицистических текстах Бунина смысловые оттенки подобных коло-ризмов самые разнообразные. Отметим, в первую очередь, цветосимволические эпитеты «черный», «красный», «белый». Среди ахроматических колоризмов у данного автора выделяют белый и черный; красный относится к разряду хроматических (цветных) [4]. По стилистической принадлежности они относятся к разряду колоризмов с нейтральной окраской; подобная нейтральность освобождает Бунина от ограничений в использовании их в любых текстах и позволяет их наполнить, в свою очередь, любым содержанием в зависимости от общей тональности контекста.
В произведениях исследуемого автора колоризмы имеют значения символов и изобразительно-выразительных средств, являясь «подлинно образными средствами, чья образность обусловлена их природой» [5]. Если в художественной прозе и лирике И.А. Бунина часто встречаются индивидуально авторские колоризмы («мглистобагровый», «туманносиний», «лазурнофосфорическая», «влаж-нобирюзовое», «гелеотроповый» и др.), то в его публицистике преобладают колоризмы узуальные.
Символика цвета уходит корнями в далекое прошлое, находя свое отражение в мифах, преданиях, сказках и т. д. При этом цвета олицетворяли не только отвлеченные понятия, но и вполне конкретные явления: например, социальное положение людей. В публицистике Бунина красно-черная цветовая гамма сопровождает почти все очерки, посвященные революции.
Так, в книге «Под серпом и молотом» Бунин рисует картину похорон Ленина с помощью черных, красных оттенков. Эпитетов в повествовании столь много, что без них, пожалуй, не обошлось здесь ни одно существительное: «Сколько мерзло, стояло тут и тех, кого эта смерть повергла в потрясающую радость, в некий мистический восторг, в лютую жажду увидеть гроб человека, ставшего страшным почти апокалипсически? А там, где он лежал, все было задрапировано красным и черным, люстры и канделябры покрыты черным газом...» [6, с. 91].
Черный - ахроматический цвет; это «отрицание света, символ греха, небытия, всего несуществующего, и ассоциируется с ночью, злом, невежеством, со всем ложным. Он означает невежество, порожденное злом, а также эгоистическими и злобными стремлениями личности» [7]. Не случайно Бунин употребляет слово «чернь» применительно к взбунтовавшемуся народу, вкладывая максимум сословного и личного презрения в это обобщающее понятие. Черный неотделим от меланхолии, различных фобий и отчаяния, инфернальной стихии: дьявол изображается чаще черным, чем красным, а сатанинские ритуалы глумления над Богом именуются «черными мессами» [8, с. 25].
Черный - это своего рода преграда хроматическим цветам, их конец, то есть он воплощает некую оппозиционность, деструктивность, негативизм. Черный поглощает все цвета и «свет», это абсолютный предел, за которым жизнь обрывается, отсюда и символика небытия, исчезновения. Потому Бунин погружает сцены
Алахвердиева Л.Г. Актуализация художественного потенциала адъективной лексики во французской прозе (на примере портретных и пейзажных описаний)
революционного террора в траурный мрак; кроме того, черный усиливает влияние и интенсивность соседнего с ним цвета [9], - в данном случае, красного.
Красный цвет ассоциируется с мистическим, потусторонним, он связан «с огнем и кровью, враждой, войной, агрессивностью, плотскими желаниями» [9, с. 96]. Примечательно, что в иудаизме этот цвет символизирует Страшный Суд, в христианстве - Святого Духа, кровь Спасителя, а в геральдике - революцию, борьбу, бунт [10].
Обилие этого цвета, особенно во время всенародных сборищ, раздражает Бунина: «красный» город полон обывателей, чьи лица «почти сплошь, отталкивающие, пугающие злой тупостью, каким-то угрюмо-холуйским вызовом всем и всему» [6, с. 35]. Цвет крови вызывает ассоциации также с древними ритуалами приношения жертвы: в интерпретации Бунина, на алтарь приносится Россия в лице ее лучших представителей - дворян.
Алый - это также цвет разврата, порока, сатаны; красными чернилами или кровью подписывают договор с дьяволом [1]. Закономерно поэтому, что эпитет «красный» у Бунина тянет за собой ряд других эпитетов с резко отрицательной коннотацией. Так, основное свойство «новых» горожан «красного города» -агрессивность, тупая животная сила; особенно выделяются матросы из Петербурга, осатаневшие от пьянства, кокаина и вседозволенности.
У Бунина читаем: «А в красноармейцах главное - распущенность. В зубах папироска, глаза мутные, наглые, картуз на затылок, на лоб падает «шевелюр»...» [6, с. 45]; «...Красная аристократия: матросы с огромными браунингами на поясе, карманные воры, уголовные злодеи и какие-то бритые щеголи во френчах, в развратнейших галифе, в франтовских сапогах непременно при шпорах, все с золотыми зубами и большими, темными, кокаиническими глазами...» [6, с. 47].
Как видим, формулировки сплошь уничижительные и довольно поверхностные, без каких-либо попыток проникновения в суть явления, без понимания того, что гражданская война стала катастрофой для всей России - для белых и для красных. Автор демонстративно отказывается от роли объективного публициста, цель которого - изобразить события под разными углами зрения. Нет, напротив, Бунин вызывающе пристрастный, несдержанный, патетичный, будто создает не публицистическое полотно, а пафосный стих, - сквозь позицию писателя-публициста то и дело проглядывает поэт.
Марса, бога войны, и бога Диониса (Бахуса, Вакха - отсюда вакханалии) также представляют в багряном цвете, как и серафимов (пламенных ангелов). В Ветхом Завете это не только цвет греха, но и карающей справедливости, Божьего суда [11]. Потому алый в различных изображениях присутствует в одежде апокалипсических воинов. В христианской культуре данный цвет воспринимался как цвет агрессии, разрушительного начала, насилия. В Средневековье палач и приговоренный часто были одеты в одежды красного цвета, так что можно констатировать его несомненную демонизацию в христианской культуре [12].
Бунин, несомненно, не мог не знать названных коннотаций, потому активно использовал их при изображении ненавистного ему красного движения. Концентратом отрицательной семантики «красного» становится метафора «красный гимн», что звучит из уст трех (глумливой пародии на Святую Троицу) матросов -«борцов с империализмом, капитализмом и контрреволюцией» [6, с. 32], на лицах которых «всепобеждающая наглость и каиновы печати» [6, с. 29]. Примечательно, что рассказ об этом ведется от лица русского офицера, что делает предсказуемой
его ответную реакцию шока и потрясения. В интерпретации Бунина, этот «программный» гимн-лозунг становится определяющим для понимания бандитской сути основной массы большевиков:
Э-эх, жил бы да был бы, Пил бы да ел бы, Не работал никогда! Жрал бы, Играл бы,
Был бы весел завсегда! [6, с. 46.]
Авторская оценка этого гимна во славу паразитических животных инстинктов следует незамедлительно: «Вот он, вот, подлинный, настоящий красный гимн! Не марсельеза там какая-то, не интернационал, вовсе нет, а именно она, эта изумительная, ошеломляющая своим ритмом и своей жаждой «пить да жрать» частушка! Тут для этого «борца за коммунизм» весь закон и все пророки!» [6, с. 47].
Отсутствие цвета или преобладание какого-либо тона свидетельствует об авторском отношении к героям и ситуациям. Потому цвет в творчестве Бунина становится одним из главнейших средств создания художественного образа. Колоризмы в его произведениях используются, в том числе для социальной характеристики персонажей, определяя два противоборствующих лагеря - белых и красных [13].
Писатель постоянно противопоставляет красных и белых. Вот, вчерашний сосед сегодня отбирает у писателя жилье, ссылаясь на волю революционного трибунала. А вот, бывшие жертвы монархизма и дворянства открыто мародерствуют при молчаливом попустительстве власти: цинично отбирают имущество у «белых», творят произвол. У «белых», по Бунину, «всё отнято, поругано, изнасиловано, убито, - родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сестры...» [6, с. 42].
Белый цвет традиционно символизирует радость, чистоту, невинность. В христианстве белый - это божественный свет; в белом изображаются святые и праведники, ангелы; белые одеяния носили жрецы, цари. Белый - цвет дня, воплощение производящей силы, но и соотносимый с пустотой, холодом, смертью. Ведь недаром у многих народов, в том числе и у славян, умерших одевали в белое и покрывали белым саваном, что означало новый путь - в иной мир. «Смерть считалась началом новой жизни, и белый цвет становился символом забвения всего, что он пережил в этом мире, в нашей, земной, жизни: новую жизнь надо начинать с чистого (белого) листа» [13, с. 42].
В произведениях И. Бунина этот цвет также неоднозначен. Уже с самого начала в книге «Окаянные дни» начинает звучать тема смерти, связанная со снежной стихией, вьюгой, белым цветом. Две стихии (белый и красный, холод и жар) одновременно противостоят и дополняют друг друга. Снежная стихия соединяется в повествовании Бунина с бесконечностью и мраком, чернотой, так что во взаимодействие красного и белого цветов вмешивается и черный.
Примечательно, что особенности военной одежды белогвардейцев имели свой символический смысл, отразив основополагающие духовные принципы Добровольчества. «Сочетание цветов черного и красного на погонах и фуражке трактовалось различно, но чаще всего как «свобода или смерть»; другой вариант: «красный - вера в победу, черный - нежелание жить, если погибнет Россия» [2,
Алахвердиева JI.Г. Актуализация художественного потенциала адъективной лексики во французской прозе (на примере портретных и пейзажных описаний)
Черный в элементах формы Добровольчества означал траур по России, гибнущей в хаосе революции, и «готовность умереть во имя ее спасения и грядущего воскресения» [11, с. 17]. Противостояние Белой армии богоборцам-большевикам, разрушавшим святыни и насаждавшим атеизм, стало своего рода защитой Христовой веры. Облик белогвардейцев, одетых во все черное, сопоставим с одеждой православных монахов: «и те и другие - «живые мертвецы» и «воины Христовы»
В интерпретации Бунина, «белые» - это дети Авеля; «красные» - потомки Каина, предатели веры. В своем очерке «Миссия русской эмиграции» писатель прибегает к христианской символике, приравнивая страдания своего сословия к мукам Иисуса: «Но поистине чаша скорби нашей и стыда нашего переполнена до безмерности...» [8, с. 25]. Бунин идеализирует белогвардейцев, придает их символике и борьбе сакральный смысл и свято верит наравне с ними, что «смертию смерть поправ», они воскреснут вместе с Россией.
Итак, можно сделать вывод, что И. Бунин использует вполне традиционные символические значения черного, красного и белого цветов, противопоставляя и одновременно парадоксально сближая их по подобию тесной взаимосвязи тем жизни и смерти. Колоризмы в публицистике Бунина играют роль социокультурной, психологической характеристики персонажей; восприятие же и интерпретация цвета автором становятся важным критерием художественного мира писателя, его духовного склада. Соответственно исследование цветовой палитры Бунина, доминирующих колоризмов или их отсутствие превращается в действенный метод познания авторской позиции и сути произведений.
В результате проведенного исследования намечены ориентиры для дальнейшего изучения колоризмов в публицистике Бунина, их функции и роли в «нехудожественной» прозе автора, что позволяет получить новое представление об оригинальной поэтике его публицистических текстов, психологии творчества, особенностях идиостиля.
Литература
1. URL: http://mironovacolor.org/theory/humans_and_color/symbolism/ (дата обращения: 15.12.2016).
2. Арнаутова Н.В. Колоризм: понятие и основы типологии // Концепт. -2014. - № S30. - С. 1-5; URL: http://e-koncept.ru/2014/14851.htm (дата обращения: 13.11.2016).
3. Мочалова Н.В. Проблема революции и культуры в публицистике И. А. Бунина 1918-1953 гг.: дис. ... канд. филол. наук. -М., 2001. - 134 с.
4. Михайлов О.Н. И.А. Бунин. Жизнь и творчество: литературно-критический очерк. - Тула, 1987. - 319 с.
5. Обухов Я.Л. Символика цвета. - URL: http://www.videoton.ru/Articles/sym_color.html (дата обращения: 10.02.2017).
6. Бунин И.А. Окаянные дни: Дневники, рассказы, воспоминания, стихотворения. - Тула, 1992.
7. URL: http://fb.ru/article/35516/simvolika-tsveta-krasnyiy-tsvet (дата обращения: 09.11.2016).
8. Атаманова Е.Т. Новозаветные реминисценции в поэтическом творчестве И.А. Бунина 1910-х годов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 7, ч. 2. - С. 24-27._
9. Смелковская М.Ю. Нравственно-философский потенциал русского национального характера в рассказах И.А. Бунина // Международный научно-исследовательский журнал. - Январь, 2017. - Вып. 1 (55). - С. 95-97.
10. Латкина Т.В. Средства выражения оценок в идиостиле И.А. Бунина // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 5. - С. 35-38.
11. Писаренко JJ.B. Лингвостилистическое описание российской публицистики рубежа XX-XXI вв. и научно-публицистического субстиля: дис. ... канд. филол. наук. - М.: РГБ, 2003.
12. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Obuh_Sim/02.php (дата обращения: 09.12.2016).
13. Ильинский И.М. Белая правда Бунина (заметки о бунинской публицистике) // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 4.
Поступила в редакцию 1 марта 2017 г.
UDC 882-4Б70Д.06
DOI 10.21779/2542-0313 - 2017-32-1-62-67
Kolorizms as the Images-Symbols in Journalism by I.A. Bunin
Sh.A. Mazanaev, F. Y. Alipulatova
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; philol@mail. ru, Jemchujina58@yandex. ru
Relevance of a research is explained by need of profound study of publicistic heritage of Ivan Bunin. The poetics research, in particular kolorizm, in his diaries, sketches and private correspondence is of great importance for understanding of his artistic world; relevance of the similar analysis is caused by the need for profound study of artistic and graphic means, a structural originality of the corresponding works by I. Bunin in the context of his esthetic and ethical searches, in line with traditional Russian culture. Until recently there were were no conceptual works on I. Bunin's journalism - the specified part of creative heritage of the writer. The research objective is the identification and the multidimensional analysis of kolorizm in publicistic texts by I. Bunin. Scientific novelty is as follows: description of Bunin's kolorizm and identification of their role in journalism; definition of the main functions of kolorizm; interpretation as the defining criteria of the artistic world of the writer, his spiritual world; the analysis of a color palette of Bunin as a way of knowledge of his own psychology and a specific artistic method, poetics of his works. The theoretical importance of the article is in reconsideration of publicistic heritage by I. Bunin in connection with the carried-out analysis of kolorizm; also further study of lyrical techniques in Bunin's "inartistic" prose is planned by the authors of the article.
Keywords: publicistic text, kolorizm, idiostyle of the writer.
Received 1 March, 2017