Научная статья на тему 'Колористика города как искусство организации образа города'

Колористика города как искусство организации образа города Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1112
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОРИСТИКА ГОРОДА / ГОРОДСКОЕ ЦВЕТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСКУССТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗА ГОРОДА / THE CITY COLOUR / THE CITY COLOUR SPACE / THE ART OF CITY IMAGE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ситникова Н. В.

Формирование городской структуры и городского цветового пространства как логический аспект утилитарно-практических проблем, инженерно-технологических решений и художественно-эстетических концепций является необходимым условием сознания образа города. Природные объекты как сущность архитектуры имеют универсальную основу и различия других созданных искусственных форм. Цвет городских объектов это элемент искусства организации образа города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CITY COLOUR AS THE ART OF CITY IMAGE ORGANIZATION

While forming city extents and city color space, logical interaction among utilitarian-practical issues, engineering-technological decisions and artistic-esthetic conception is necessary. This triune objective is the essence of architecture that is unique and different from other art forms. The city color is the art of city image organization.

Текст научной работы на тему «Колористика города как искусство организации образа города»

now rest upon the United States under the treaty of Paris [William McKinley, (March 4, 1901)].

e.g.: Together, we will reclaim America’s schools, before ignorance and apathy claim more young lives; we will reform Social Security and Medicare, sparing our children from struggles we have the power to prevent; we will reduce taxes, to recover the momentum of our economy and reward the effort and enterprise of working Americans; we will build our defenses beyond challenge, lest weakness invite challenge; and we will confront weapons of mass destruction, so that a new century is spared new horrors [George W. Bush, (January 20, 2001)].

Декларация данных принципов не носит регулятивного характера, не является непосредственным призывом к действию, а лишь предлагается для размышления, реализуется через концепты «долга» и «работы».

Концепт «долга» реализуется посредством следующих индикаторов: must, sacred obligation, sacred duty, responsibility: e.g.: It has been our uniform practice to retire, not increase our outstanding obligations, and this policy must again be resumed and vigorously enforced [William McKinley, (March 4, 1897)].

Концепт «работы» реализуется через: task, effort, service, work, challenge.

e.g. Anxiety for the redemption of the pledges which my party has made and solicitude for the complete justification of the trust the people have reposed in us constrain me to remind those with whom I am to cooperate that we can succeed in doing the work which has been especially set before us only by the most sincere, harmonious, and disinterested effort [Grover Cleveland, (March 4, 1893)].

5) убеждение в великом предназначении Америки: e.g.: Realizing that we can not live unto ourselves alone, we have contributed of our resources and our counsel to the relief of the suffering and the settlement of the disputes among the European nations. Because of what America is and what America has done, a firmer courage, a higher hope, inspires the heart of all humanity [Calvin Coolidge, (March 4, 1925)].

Концепт «величие нации» является облигаторной составляющей инаугурационной речи. Данный концепт реализуется посредством следующих индикаторов: аффектива great, использования суперлативов:

e.g.: I see a great nation, upon a great continent, blessed with a great wealth of natural resources [Franklin D. Roosevelt, (January 20, 1937)].

e.g.: Great nations like great men must keep their word. When America says something, America means it, whether a treaty or an agreement or a vow made on marble steps [George H. W. Bush, (January 20, 1989)].

e.g.: Then, in turmoil and triumph, that promise exploded onto the world stage to make this the American century. And what a century it has been. America became the world’s mightiest industrial power, saved the world from tyranny in two World Wars

Библиографический список

and a long cold war, and time and again reached out across the globe to millions who, like us, longed for the blessings of liberty

[William J. Clinton, (January 20, 1997)].

6) убеждение посредством апелляции к Богу:

Апелляции к Богу в инаугурационных речах президентов

США свидетельствуют о незыблемых основах государственной власти в США, ее божественной природе: президент осуществляет государственную власть во благо своего народа, но при этом он ведом высшей силой - Богом как защитником основ государственности и народа. Религиозные концепты в инаугурационных речах американских президентов рассматриваются в стремлении постичь феномены религиозного духа и репрезентируются следующими лексическими детерминантами: God, Providence, Religion, Scripture, Salvation, Spirituality etc., придающими церемонии инаугурации, не только торжественный, но и сакральный характер.

e.g.: The Almighty God has blessed our land in many ways. He has given our people stout hearts and strong arms with which to strike mighty blows for freedom and truth. He has given to our country a faith which has become the hope of all peoples in an anguished world.

So we pray to Him now for the vision to see our way clearly to see the way that leads to a better life for ourselves and for all our fellow men-and to the achievement of His will to peace on earth [Franklin D. Roosevelt, (January 20, 1945)].

7) оптимистический финал выступления - президенты стремятся завершить выступление, оптимистично глядя в будущее - репрезентируется концепты «будущее», «процветание», создающие положительный эмоциональный настрой со стороны аудитории, т.к. в инаугурационных речах американских президентов будущее представлено как всеобщее благополучие и процветание.

e.g.: America. In the face of our common dangers, in this winter of our hardship, let us remember these timeless words. With hope and virtue, let us brave once more the icy currents and endure what storms may come. Let it be said by our children's children that when we were tested we refused to let this journey end, that we did not turn back nor did we falter; and with eyes fixed on the horizon and God’s grace upon us, we carried forth that great gift of freedom and delivered it safely to future generations [Barack Obama, (January 20, 2009)].

Итак, концепты как синкретичные и динамичные единицы сознания, генерирующие в себе знания о мире действительности и влияющие на него, не только участвуют в декодировании смысловой системы текста, являясь содержательно-тематическими доминантами, при этом имплицитно либо эксплицитно репрезентируя информацию, активизируя коннотативно-ассоциативный фон понятий и оказывая прагматическое воздействие, но и становятся значимыми элементами при конструировании композиционной организации текста, скреплении коммуникативно-тематических блоков инаугурационных посланий американских президентов.

1. Аскольдов-Алексеев, С. А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. - Л., 1928. - Вып. ІІ.

2. Алефиренко, Н.Ф. Проблема вербализации концепта: Теоретическое исследование. - Волгоград: Перемена, 2003.

3. Колесов, В.В. «Жизнь происходит от слова...». - СПб.: Златоуст, 1999.

4. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М.: Академический Проект, 2001.

5. Тексты инаугурационных речей американских президентов: http://millercenter.org/

Статья поступила в редакцию 02.03.10

УДК 7.03 (075.32)+711

Н.В. Ситникова, преп. Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск, E-mail: s-a-i@inbox.ru

КОЛОРИСТИКА ГОРОДА КАК ИСКУССТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗА ГОРОДА

Формирование городской структуры и городского цветового пространства как логический аспект утилитарно-практических проблем, инженерно-технологических решений и художественно-эстетических концепций является необходимым условием сознания образа города. Природ-

ные объекты как сущность архитектуры имеют универсальную основу и различия других созданных искусственных форм. Цвет городских объектов - это элемент искусства организации образа города.

Ключевые слова: колористика города, городское цветовое пространство, искусство организации образа города.

Современный город - сложная композиционная структура, складывающаяся в пространстве и времени. Город представляет сложное социокультурное пространство. В нем отпечатались следы самых разных культурных эпох. Они обнаруживают себя в архитектурных конструкциях, в топонимах, в социальной организации городского пространства. Вместе с тем, нас часто охватывает ощущение, что мы переживаем эпоху существенных перемен. При анализе проблем города эти перемены ассоциируются со сменой структуры управления, с изменениями карты профессий и структур занятости населения, с экологической ситуацией, с экспортом городской формы жизни за счёт использования интеллектуальных и информационных технологий, с децентрализацией и диверсификацией исконно городских функций и изменением реальных зрительных картин, художественных носителей функций архитектуры города (знаково-символических функций цвета) - в поле зрения профессионалов попадают территория города, его элементы, здания, люди, как беспрерывно меняющиеся в пространстве и времени. Даже будучи какое-то время стабильной, планировочная структура города постоянно меняется в деталях, здесь происходит непрерывная последовательность состояний.

Как природное, так и искусственное пространство города формируется людьми в процессе воспроизводства материальных условий жизни. В основе формирования ее структуры лежит взаимодействие человека и природы, на которое накладываются условия, определяемые отношение между людьми. Современное городское пространство вступает в конфликт и с природным окружением, и с человеком. Противоестественное визуальное пространство города отрицательно влияет на состояние городских жителей, на их социальное поведение. В решении этой проблемы на помощь может и должен прийти цвет. Цвет может придать городскому пространству стилевую направленность, повысить его информативность, организовать ансамблевое восприятие или разрушить его.

Формирование цветовой гармонии наряду с информативностью визуально воспринимаемой архитектуры города процесс сложный и многоплановый, требующий знания основ взаимодействия о восприятия всего цветового пространства. В современном урбанизированном обществе нарушены многие тонкие связи. Среда городского пространства утратила цветовую гармонию и семантику - важнейшие элементы полноценной работы глаз и эмоциональных переживаний человека. Тем не менее, система символов, предметов культуры, язык, природные условия мощно воздействует на человека.

Город как целостный организм и динамично развивающая система материализует не только градостроительный опыт, но и скрытые процессы. В системе мировоззрения сегодняшнего человека рассматриваются три их типа: гносеологический, методологический и праксиологический. Интегральный прием предполагает присутствие в проектировочных схемах города композиционного варианта и интегрального композиционного символа. Он связан с функцией города и может коррелировать с ней отношениями тождества, нюанса, контраста. Композиционная организация может быть организована как точечно-, линейно-, плоскостно-ориентированная система. Выделение структуры композиции может иметь свой цветовой символ, свою цвето-пластическую доминанту, свой цветовой акцент. Ими могут быть ахроматические цвета, хроматические, составные или ломаные, смеси хроматических цветов с серым и т.д., цветовые гаммы могут быть использованы для зонирования градостроительных структур любого уровня.

Архитектонический подход к цветовой композиции города предполагает выделение геометрически различающихся типов генплана, а так же выбор геометрических доминант (точечных, линейных, плоскостных, объемных, пространственных). Представление о слоевой структуре города позволяет

применять колористику горизонтальных его плоскостей (кровли, объектов низкой этажности, пояса этажности, замещение рельефа), фронтальные схемы полихромии обеспечивают формирование цветофронтальных акцентов с учетом природного фона панорамы фасадов зданий. Примером может служить проект окраски Москвы 1929 г. Несколько другой подход можно наблюдать в проекте реконструкции А. Ефимова, который предлагает три варианта цветового проектирования города: поясной, районный и артериальный.

Подход поясной окраски центра города имеет теплые тона от красновато-оранжевого до желтовато-зеленого; районный, прилегающий к нему - с преобладанием зеленоватых и синих тонов, в пригородах - светло-серых, и чем дальше от центра, тем ближе к белым строятся таким образом, что, чем ближе к центру города, тем интенсивнее цвет, чем ближе к окраинам, тем более цвет приближается к белому. Артериальный подход - когда все улицы, магистрали, коммуникации -цвета холодных оттенков и контрастной цветовой гаммы [1].

Если цвет определяет ограничения на поведение, диктует предпочтения, тогда он является одним из носителей определенной социальной функции; художественным, дающим эмоционально-духовную оценку объекта, позволяющим осмыслить его как символ, метафору, соответственно, можно говорить о роли знаково-символической функции цвета архитектуры города как коммуникативного пространства. Подобно произведению архитектуры, город представляет собой конструкцию в пространстве, но гигантского масштаба, нечто такое, что можно воспринять за продолжительное время. Город можно воспринимать при любом освещении и при любой погоде. Подвижные элементы в городе, и особенно люди и их деятельность, столь же существенны, как его неподвижные материальные части.

Гармоничный образ окружения дает важное чувство эмоционального комфорта и помогает установить гармоничные отношения между личностью и внешним миром. В ориентировочную деятельность в городе вовлечены его жители, а так же приехавшие из других городов, элементами ориентации городского пространства могут быть самые различные, но главным образом, это объекты культуры, торговли, транспортные узлы, площади, бульвары.

Информация, обеспечивающая эту деятельность, складывается, с одной стороны, из представлений о цели, запечатленных в памяти человека, из представлений о городской структуре и способе достижения цели, а с другой - из «прочтения» непосредственно воспринимаемой среды, т.е реальной зрительной картины. Смыслом передачи визуальных смыслов и форм является визуальный язык - система условных изображений, предназначенная для передачи специальной информации. Он строится на основе визуальных символов и знаков. Отдельным элементом языка цвета в архитектуре может являться какой-либо цвет, его изменение, сочетание нескольких цветов, цветовая среда, ее элементы. Знаки, образующие систему, выражают отношение людей к окружению, влияют на утилитарную и эстетическую организацию среды. Знаки языка цвета в архитектуре объединяют элементы цвета и элементы архитектурной формы, также и знаки, синтезирующие цвет с объемом и пространством, средства гармонизации архитектурной формы, который описывает пространственный цветовой бассейн, и говорят о цветовой культуре, целостности застройки, характере строительных материалов [2].

Использование языка цвета для постижения архитектуры прошлых эпох не исчерпывает его возможностей. Более обширная сфера его применения - современная архитектура, полихромия которой может и должна быть понятной людям. Язык цвета значительно расширяет художественно-смысловой потенциал архитектуры и способствует в решении процесса формирования образа города.

Цвет может выступать в роли носителя информации, причем такой информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии. Цвет раньше всех остальных факторов информирует нас о свойствах объекта, и обычно мы - сознательно или нет - доверяем этому «информатору» больше, чем другим. Использование цвета как средства информации приводит к сигнализации и кодированию, служит информацией о характере данной композиции. Цветовая композиция составляет совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков различают виды композиции: монохромная, полярная, трехцветная, многоцветная со сдвигом к одному цветовому тону, ахроматическая и полихроматическая.

Пространственное воздействие цвета неоднозначно и представляет, прежде всего, смешение цветов на расстоянии. Сутрактивное смешение цветов можно представить одним лучом, из которого отделяется (вычитается) энергия в разных количествах при различных длинах волн. Аддитивное смешение цветов происходит тогда, когда свет двух и более источников соединяется (смешивается) прежде, чем достигнет глаза [3]. Объединение может также произойти в процессе видения, когда быстрая последовательность вспышек света чередующихся цветов попадает на одну площадь сетчатки. Если изменение настолько быстрое, что зрительный процесс отстает от него, то в результате этого происходит временное смешение или усреднение. В обоих случаях возникает «смешанная» реакция: воспринимается смешанный цвет. В городском пространстве плоскости воспринимаются с достаточно большого расстояния, поэтому явление реакции смешения способно создавать совершенно иную цветовую картину, отличную от той, что воспринимается с близкого расстояния. Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социальнокультурным и эстетическим аспектами, формирует образ города и его территории.

Уникальность образа города создается наложением множества индивидуальных функций. Всякий индивидуальный образ уникален, он охватывает какое-то содержание, которое никогда или почти никогда не передается другим, но при этом он в большей или меньшей степени совпадает с общественным образом, обладающим в различных типах окружения большей или меньшей обязательностью. Результаты исследований позволяют выявить содержимое образов юрода, соотнесенное с предметными формами, и для удобства классифицировать последние: пути, границы, районы, узлы и ориентиры. Эти элементы имеют универсальный характер, поскольку они проявляются во множестве типов образа окружения. Ни один из специально выделенных элементов не существует в действительности изолированно. Районы структурированы узлами, определены с помощью границ, пронизаны путями и усеяны ориентирами. Более того, элементы обычно накладываются один на другой или взаимопроникают.

Библиографический список

Восприятие города складывается из суммы впечатлений: как объективных, так и субъективных. К объективным факторам относятся градостроительные: структура, замысел композиции, природные факторы. Субъективные же - результат, с одной стороны, мастерства зодчих, а с другой - подготовленности человека к восприятию наблюдателя. В сознании отдельно взятого наблюдателя формируется самостоятельный образ окружения. Однако и при групповом восприятии возникает определенное принципиальное согласие. Именно такие групповые «общественные» образы могут быть положены в основу формирования облика города. И задача архитектора заключается в выборе формирующих образ - элементов, которые вызывали бы примерно одинаковые чувства у всех зрителей, т.е. создать проектированием среды предпосылки существования в данной ситуации устойчивого образа. Современное общество технически в состоянии формировать за короткие отрезки времени заранее задуманные образы городов [4]. Так как зрительное опознавание предмета зависит от его структуры и композиции, то можно с уверенностью сказать, что планировочная структура города и ее композиционные основы являются важным фактором, влияющим на процесс формирования архитектурно-художественного образа. Хорошо организованная структура уже содержит в себе образ города.

Формирование городской среды - явление разноаспектное, многоступенчатое, в котором архитектурное творчество составляет лишь часть взаимодействующих в общем процессе факторов. Поэтому в архитектурной теории нет даже устоявшегося термина для того материально-пространственного объекта общей средовой ситуации, с которым оперирует зодчий. Его называют «фрагмент городской среды», «урбанистическое пространство», «внешнее городское пространство», «городской ландшафт», «интерьер улицы», даже «градостроительный ансамбль», подразумевая архитектурную среду, предназначенную для городской деятельности, не требующей закрытых помещений, активно связанной с природно-климатическими воздействиями или допускающей их в широких пределах.

«Архитектура делается искусством лишь с того момента, когда масса и пространство, или, вернее, синтез их, переживаются как ценности художественные» (А. Габричевский). Многообразие возникающих перед архитекторами задач объясняется тем, что городская среда представляет собой непрерывную систему неразрывно связанных уголков города, где равноправно взаимодействуют кроме традиционных для архитектурной школы объектов изучения - зданий, сооружений и объединяющего их пространства множество других слагаемых - от уникальных произведений монументально-декоративного искусства до стандартных элементов городского оборудования и благоустройства, составляющих самостоятельные очень активные зрительные ряды. Все это «заполнение» городской среды выступает как набор своеобразных полихром-ных архитектурных форм, определяющих эстетическое содержание целого, одновременно подчиняясь собственным законам проектирования.

1. Ефимов, А.В. Колористика города. - М.: Стройиздат, 1990.

2. Азизян, И. А. Цвет - культура - цветовая культура // Техническая эстетика. - 1981. - №9.

3. Фрилинг, Г. Ауэр. Человек, цвет, пространство. - М.: Стройиздат, 1972.

4. Линч, К. Образ города. - М.: Стройиздат, 1982.

Статья поступила в редакцию 06.03.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.