Научная статья на тему 'Колористическое решение цветочно-декоративных композиций территорий, наиболее значимых в градостроительном отношении г. Минска'

Колористическое решение цветочно-декоративных композиций территорий, наиболее значимых в градостроительном отношении г. Минска Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
295
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ / КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ FLOWER ORNAMENTAL ELEMENTS / COLOR SOLUTIONS / OPEN SPACES COMPOSITION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Макознак Наталия Александровна, Бурганская Тамара Минаевна, Сидоренко Марина Вячеславовна, Берёзко Ольга Михайловна, Игловикова Марина Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности колористического решения элементов цветочно-декоративного оформления общественно значимых пространств г. Минска в 2007 г. Прослежены тип и характеристика цветосочетаний декоративных композиций, их соотношение по колористической гамме, встречаемость цветового тона в композициях. Выявлено, что по типам цветосочетания доминируют контрастные сложные колористические композиции из 4 и более тонов; в колористическом отношении преобладают различные оттенки розового, красного и белого, что в целом соответствует сложившейся цветовой среде открытых пространств центра г. Минска. Сделаны выводы о необходимости учета при проектировании цветочно-декоративных композиций территорий г. Минска, наиболее значимых в градостроительном отношении, колористических характеристик всех составляющих городского ландшафта, в первую очередь основных цветоносителей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Макознак Наталия Александровна, Бурганская Тамара Минаевна, Сидоренко Марина Вячеславовна, Берёзко Ольга Михайловна, Игловикова Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the peculiarities of color design of the floral decorative elements on the most significant open public spaces of Minsk in 2007 are described. The type and the characteristic of color combinations of the floral decorative compositions, the balance of their coloristic range, the frequency of color tones usage in compositions are traced. It is revealed, that according to the types of color combinations the complex compositions of four and more contrasting color tones prevail; in the color compositions the different nuances of pink, red and white tones predominate, which on a whole corresponds to the prevailing color spectrum of the open spaces of center of Minsk. Conclusions about the necessity of taking into account the color characteristics of all components of urban landscape, especially of the basic color bearers, during the design of the floral decorative compositions for the most significant in the sense of town-building territories of Minsk are made.

Текст научной работы на тему «Колористическое решение цветочно-декоративных композиций территорий, наиболее значимых в градостроительном отношении г. Минска»

УДК 635.92

H. А. Макознак, доцент; Т. М. Бурганская, доцент; М. В. Сидоренко, ст. преподаватель;

О. М. Березко, ассистент; M. Е. Игловикова, студентка

КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЦВЕТОЧНО-ДЕКОРАТИВНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ТЕРРИТОРИЙ, НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ

Г. МИНСКА

In the article the peculiarities of color design of the floral decorative elements on the most significant open public spaces of Minsk in 2007 are described. The type and the characteristic of color combinations of the floral decorative compositions, the balance of their coloristic range, the frequency of color tones usage in compositions are traced. It is revealed, that according to the types of color combinations the complex compositions of four and more contrasting color tones prevail; in the color compositions the different nuances of pink, red and white tones predominate, which on a whole corresponds to the prevailing color spectrum of the open spaces of center of Minsk. Conclusions about the necessity of taking into account the color characteristics of all components of urban landscape, especially of the basic color bearers, during the design of the floral decorative compositions for the most significant in the sense of town-building territories of Minsk are made.

Введение. Колористическая палитра современного крупного города содержит множество цветовых данных. К основным цветоносителям относятся объекты городского озеленения, фасады зданий, а также покрытия поверхности земли (газоны, мощение), к второстепенным - элементы информации и наружной рекламы, малые архитектурные формы и сооружения, транспорт, элементы цветочного и праздничного оформления города. Нарушение количественного соотношения доминирующих и акцентных цветов ведет к созданию визуального дискомфорта и потому нежелательно. Направленность на создание гармоничной пространственной среды делает актуальным колористическое проектирование и как его часть - изучение всех цветовых составляющих городского ландшафта [1,2].

В ходе исследований колористическая гамма цветочных композиций дифференцировалась на нюансную (однотоновые композиции и композиции близких цветовых тонов) и контрастную (двух-, трех-, четырех- и более тоновые композиции).

Основная часть. Анализ архитектурно-ландшафтной организации 59 цветочно-декоративных композиций, использованных в оформлении 20 территорий г. Минска, выбранных по принципу наибольшей градостроительной зна-

□ нюансные однотоновые композиции

И нюансные композиции

близких тонов ^ контрастные двухтоновые

композиции Ш контрастные трехтоновые композиции

□ контрастные четырех- и более тоновые композиции

чимости, показал достаточное разнообразие использованных приемов колористического решения цветников и цветочных композиций в контейнерах. Характеристика цветосочетаний проанализированных декоративных композиций отражена на рисунке.

В решении цветников чаще встречаются контрастные цветосочетания (66,1%). Отмечено выраженное преобладание сложных четырех- и более тоновых композиций (32,2%), приблизительно поровну - трехтоновых контрастных (18,6%) и однотоновых нюансных композиций (20,3%).

На крупных объектах выявлено одновременное применение как нюансного, так и контрастного колористического решения композиций. В оформлении комплекса Национальной библиотеки Беларуси из 9 изученных композиций 2 принадлежали к нюансному типу (однотоно-вый массив петунии гибридной, рабатка из та-гетеса, решенная в желтых и оранжевых тонах), 7 - к контрастному типу (рабатки и клумбы из бегонии всегдацветущей, ирезине Линдена, пиретрума девичьего, цинерарии приморской и др.).

В большинстве цветников прослеживается соответствие распределения композиций по количеству цветовых тонов с количеством цветочных культур, которые использовались в их создании. Однако в некоторых случаях

32,2

18,6/

20,3

15,3

13,6

Рисунок. Соотношение проанализированных композиций по колористической гамме, %

колористическое многообразие многотоновых композиций создавалось за счет сортовых различий окраски цветков растений одной культуры. Характеристика колористической гаммы цветочно-декоративных композиций на значимых в градостроительном отношении территориях г. Минска в 2007 г. приведена в таблице.

Выбор колористической гаммы цветников во многом определяется характером градостроительной ситуации и прилегающих архитектурно-пространственных объектов, при этом учитываются прежде всего окраска как объемных элементов композиции (крупных архитектурных сооружений и малых форм архитектуры), так и мощения. Так, преобладание в цветочно-декоративных композициях оформления пл. Независимости растений с розовой окраской цветков (колористическая гамма включает розовый, темно-розовый, светло-розовый, белый, светло-зеленый, темно-пурпурный, желтый, оранжевый тона) обусловлено доминирующими красными и розовыми тонами гранитного мощения, элементов вентиляционного оборудования и световых фонарей, а также аналогичной насыщенной цветовой гаммой костела Св. Симеона и Елены.

Наряду с травянистыми во многих композициях встречаются также хво шые (фо щы туи западной, можжевельника казацкого, ели

канадской и др.) и лиственные (спирея японская, барбарис Тунберга, розы сортовые, фор-зиция европейская и др.) древесные растения, используемые одиночно или небольшими группами в самих цветниках или в непосредственной близости от них. Они активно участвуют в формировании цветового образа композиции, а вечнозеленые породы (хвойные, самшит вечнозеленый) в зимний период определяют его.

В летне-осенний период гамма зеленых тонов (светло-зеленый, оттенки зеленого, серо-зеленый) поддерживается использованием в композициях объемных травянистых растений (кохия веничная, хосты), а также некоторых низкорослых декоративно-лиственных растений (очитки, пиретрум девичий, флокс шиловидный и др.). В урбанизированной среде с доминирующими искусственными покрытиями повер х всти земли газон также может выступать в качестве полноправного компонента колористических композиций, а не фона, как в цветниках на территориях крупных объектов озеленения. Введение в композиции инертных материалов (белый, желтый, кирпично-красный) также позволяет расширить их цветовую гамму (Национальная библиотека Беларуси, Минский ледовый дворец спорта, пл. Калинина и др.).

Таблица

Характеристика колористической гаммы цветочно-декоративных композиций на значимых в градостроительном отношении территориях г. Минска в 2007 г.

Количество композиций с использованием тона, шт.

Цветовой тон <N МО 00 o <N МО 00 O <N O

(N МО 00 <N <N <N <N <N m m m

m чп m чп CK m o

<N <N <N <N <N m m ra

Голубой 2

Светло-фиолетовый 2

Лиловый 7

Фиолетовый 10

Темно-пурпурный 19

Красно-коричневый 1

Красный 32

Ярко-розовый 3

Темно-розовый 5

Розовый 34

Светло-розовый 2

Оранжево-розовый 1

Оранжевый 10

Золотисто-желтый 8

Светло-желтый 7

Светло-зеленый 11

Оттенки зеленого 20

Серо-зеленый 6

Серебристый 16

Белый 24

В некоторых случаях наблюдается сезонная смена колористической гаммы композиций. Так, изменения колористической гаммы цветников сменного оформления выявлены на пересечении пр. Дзержинского и ул. К. Цеткин - контрастная весенняя гамма тонов (малиновый, фиолетовый, желтый) сменяется более сдержанной летне-осенней гаммой (оттенки розового, светло-лиловый, темно-пурпурный, белый).

В целом на изученных объектах выделено 20 различных окрасок используемых растений. Чаще всего в цветочных композициях используются растения с розовой (34 композиции из 59) и красной (32 композиции), немного реже - белой (24 композиции) окраской цветков. Наиболее широким спектром окраски цветков среди летников отличаются петуния гибридная и бегония всегдацветущая, у которых в результате селекционной работы получены яркие сортосмеси, сорта и гетерозисные гибриды. Не менее декоративный эффект цветочным композициям придают декоративно-лиственные травянистые растения не только зеленой, но также темно-пурпурной (ирезине Линдена) и серебристой (цинерария приморская) окраски.

Согласно особенностям колористического восприятия среды цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, причем контраст тем сильнее, чем больше различия по светлоте, и сочетание контрастных цветов позволяет повысить насыщенность рисунка композиции; при сочетании неконтрастных цветов уменьшается ощущение их насыщенности.

Контрастная колористическая гамма подчеркивает четкую пространственную дифференциацию элементов композиции - тематические, геометризированные модульные, орнаментальные цветники, где необходимым условием построения является отчетливость восприятия надписи или изображения, элементы цветочного оформления в контейнерах (орнаментальная модульная композиция и цветочное оформление в контейнерах на пл. Калинина, линейная модульная композиция на пл. Октябрьской). В свою очередь, четкость, геометрическая правильность и модульность рисунка цветника подчеркивают различие между цветовыми тонами, и композиция выглядит более контрастной (смещение колористического эффекта в сторону контрастности в оформлении входной зоны Президиума НАЛ Беларуси).

Многие контрастные композиции содержат полутоновые переходы и растяжки тонов, например, 2 близких тона и контрастный к ним 3-й (контейнерные элементы цветочного оформления УО «Белорусский государственный аграрный технический университет»), что позволяет эффективнее гармонизировать ландшафт.

В то же время вкрапление контрастных тонов может смягчаться пейзажным характером композиции (кинотеатр «Октябрь»), особенно при введении в нее объемных декоративно-лиственных растений и значительных по площади посадок многолетних растений, которые создают непродолжительные по времени цветовые эффекты, повышая в долевом соотношении цветов значение оттенков зеленого на протяжении большей части вегетационного периода.

Смешанные посадки растений контрастных тонов (пестрые по окраске цветков смеси петунии, тагетеса и других летников, чередование близко расположенных однотоновых модульных элементов) также не производят общего контрастного впечатления, создавая иллюзию нюансных колористических переходов. Особенно заметен этот эффект при восприятии композиции в движении либо со значительного расстояния (пейзажная ленточная композиция у Национальной библиотеки Беларуси, элементы вертикального цветочного оформления в подвесных кашпо на пл. Октябрьской).

Некоторые недостатки колористического построения цветочных композиций проявились в использовании дисгармоничных цветосочета-ний близких тонов, что нежелательно в регулярных цветниках. Например, близкая цветовая гамма серо-зеленых, зеленых и светло-зеленых тонов (колосняк песчаный, кохия веничная, хоста ланцетолистная) в бордюрной посадке около УО «Минский дворец детей и молодежи» при отсутствии ярких цветовых акцентов производит несколько хаотичное впечатление.

Заключение. Исследования показали, что в колористическом отношении в композициях преобладают различные оттенки розового и красного, а также белый, что в целом соответствует сложившейся цветовой среде открытых пространств центра г. Минска. По типам цветосоче-тания доминируют сложные контрастные колористические композиции из 4-х и более тонов. Разнообразие элементов цветочно-декоративного оформления ландшафта города требует их композиционной гармонизации и визуального объединения либо соблюдения принципа ассоциативности при разработке композиций.

В целом учет при проектировании цветника колористических характеристик всех составляющих городского ландшафта, в первую очередь основных цветоносителей, наряду с учетом конкретных особенностей планировочного решения участка и условий его зрительного восприятия позволит органично вписать цветочно-декоративную композицию практически в любой архитектурный контекст.

Литература

1. Ефимов, А. В. Колористика города/ А. В. Ефимов. - М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.

2. Миронова, Л. Н. Цветоведение / Л. Н. Миронова. - Минск: Вышэйшая школа, 1984. - 286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.