Научная статья на тему 'Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак'

Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
история цвета / белый цвет / монументальная живопись / станковая живопись / творчество Марии Пак / history of colour / white colour / monumental painting / easel painting / creative work of Maria Pak

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сергеева Татьяна Демьяновна

В статье предпринимается попытка рассмотреть творчество московской художницы Марии Пак в контексте колористических исканий в русской живописи на материале работы художников с белым цветом. Статью открывает краткий абрис истории развития учения о цвете в европейском искусстве Нового и Новейшего времени. Основная часть посвящена рассмотрению последней выставки станковой живописи (март 2023 года) доцента МГАХИ им. В. И. Сурикова Марии Пак, ученицы И. Л. Лубенникова. Особое внимание сосредоточено на «зимних» полотнах, в которых решается творческая задача написать красками белое на белом. В заключении делается вывод о том, что колористические предпочтения не только обусловлены социальными, национальными и иными условиями развития художественной культуры, но и тесно связаны со способностями человека к эмоциональному сопереживанию. К такому выводу автор приходит в результате исследования белого цвета в станковой живописи М. Пак в широком культурном контексте — с привлечением не только произведений живописцев, но и поэтических творений русских писателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coloristic Searches of Modern Russian Artists: The White Colour Palette of the Easel Painting by Maria Pak

The article attempts to consider the work of the Moscow artist Maria Pak in the context of coloristic searches in Russian painting based on artists’ work with the white colour. The article opens with a brief outline of the development of the doctrine of colour in the European art of the early modern and modern periods. The main part is devoted to the analysis of the latest exhibition of the easel painting (March 2023) by Associate Professor of the V. I. Surikov Moscow State Academic Art Institute, Maria Pak, student of I. L. Lubennikov. Particular attention is focused on the “winter” canvases in which the creative task is to paint white on white. The author of the article makes the conclusion that colour preferences are not only determined by social, national and other conditions for artistic culture development, but also closely related to a person’s ability to empathize. The author comes to this conclusion considering the white colour palette of M. Pak’s easel painting in a broad cultural context — appealing to the works of painters as well as to the poetic creations of Russian writers.

Текст научной работы на тему «Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак»

Художественная культура № 3 2023

Индивидуальные художественные миры

УДК 75

ББК 85.103(2)6; 85.143(2)

Сергеева Татьяна Демьяновна

Кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории

искусств МГАХИ им. В.И. Сурикова, заслуженный работник культуры РФ,

109004, Россия, Москва, Товарищеский переулок, 30

С«СЮ Ю: 0009-0001-4541-2389

ResearcherID: МН-6995-2023

tdemsergeeva@gmail.com

Ключевые слова: история цвета, белый цвет, монументальная живопись, станковая живопись, творчество Марии Пак

Сергеева Татьяна Демьяновна

Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак

This is an open access article distributed under

the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

DOI: 10.51678/2226-0072-2023-3-106-123

Для цит.: Сергеева Т.Д. Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак // Художественная культура. 2023. № 3. С. 106-123. https://doi. org/10.51678/2226-0072-2023-3-106-123.

For cit.: Sergeeva T.D. Coloristic Searches of Modern Russian Artists: The White Colour Palette of the Easel Painting by Maria Pak. Hudozhestvennaya kul'tura [Art & Culture Studies], 2023, no. 3, pp. 106-123. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-3-106-123. (In Russian)

Sergeeva Tatiana D.

PhD (in History), Professor of the Art Theory and History Department, V.I. Surikov Moscow State Academic Art Institute, Honoured Worker of Culture of the Russian Federation, 30 Tovarishchesky Lane, Moscow, 109004, Russia

ORCID ID: 0009-0001-4541-2389 ResearcherID: IVH-6995-2023 tdemsergeeva@gmail.com

Keywords: history of colour, white colour, monumental painting, easel painting, creative work of Maria Pak

Sergeeva Tatiana D.

Coloristic Searches of Modern Russian Artists:

The White Colour Palette of the Easel Painting by Maria Pak

Аннотация. В статье предпринимается попытка рассмотреть творчество московской художницы Марии Пак в контексте колористических исканий в русской живописи на материале работы художников с белым цветом. Статью открывает краткий абрис истории развития учения о цвете в европейском искусстве Нового и Новейшего времени. Основная часть посвящена рассмотрению последней выставки станковой живописи (март 2023 года) доцента МГАХИ им. В.И. Сурикова Марии Пак, ученицы И.Л. Лубенникова. Особое внимание сосредоточено на «зимних» полотнах, в которых решается творческая задача написать красками белое на белом. В заключении делается вывод о том, что колористические предпочтения не только обусловлены социальными, национальными и иными условиями развития художественной культуры, но и тесно связаны со способностями человека к эмоциональному сопереживанию. К такому выводу автор приходит в результате исследования белого цвета в станковой живописи М. Пак в широком культурном контексте — с привлечением не только произведений живописцев, но и поэтических творений русских писателей.

Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак

Abstract. The article attempts to consider the work of the Moscow artist Maria Pak in the context of coloristic searches in Russian painting based on artists' work with the white colour. The article opens with a brief outline of the development of the doctrine of colour in the European art of the early modern and modern periods. The main part is devoted to the analysis of the latest exhibition of the easel painting (March 2023) by Associate Professor of the V.I. Surikov Moscow State Academic Art Institute, Maria Pak, student of I.L. Lubennikov. Particular attention is focused on the "winter" canvases in which the creative task is to paint white on white. The author of the article makes the conclusion that colour preferences are not only determined by social, national and other conditions for artistic culture development, but also closely related to a person's ability to empathize. The author comes to this conclusion considering the white colour palette of M. Pak's easel painting in a broad cultural context — appealing to the works of painters as well as to the poetic creations of Russian writers.

Введение

Сколько бы ни говорили о том, как виртуозно художник работает с пространством, какой интересный и значительный им был выбран сюжет, насколько легко он владеет кистью или мастихином, если речь идет об искусстве живописи, так или иначе все упирается в то обстоятельство, какова его палитра, ибо живопись, конечно, это прежде всего взаимоотношение человека и цвета.

Тема взаимоотношения человека и цвета привлекает внимание не только с точки зрения художественной практики, в контексте развития монументальной и станковой живописи. Теоретики — искусствоведы, философы и историки также не оставляют без внимания эту тему, интерес к ней в прошлом, имеющий спорадический характер, начиная с эпохи романтизма, с теории цвета И.В. Гёте [2], становится весьма устойчивым.

Трудно переоценить заслуги французских художников XIX века — на наш взгляд, наиболее ценным в данном отношении является опыт колористических исканий Эжена Делакруа. Его открытия внимательно изучали выдающиеся современные художественные критики: Теофиль Готье, Шарль Блан, Шарль Бодлер, Эрнест Шено. Последний писал о Делакруа, что «он постиг один из великих секретов... который не изучался в школах и даже не известен многим профессорам: в природе цвет, кажущийся однотонным, образуется из множества различных оттенков, которые видит только тот, кто умеет смотреть» [20, р. 12].

Со времен Делакруа и этого высказывания о нем французского писателя и историка искусства, близкого к кругу К. Моне, художники и ученые разных стран, в том числе ученые-естествоиспытатели, химики и физики, с различных сторон изучали природу восприятия человеком цвета [например: 3]. Были открыты законы оптического разделения цвета, определена шкала основных и дополнительных цветов, их изменения на свету и эффекты контрастов, созданы учебные пособия по цветоведению [11], написаны монографии [1] и диссертации [например: 6; 7].

И тем не менее каждый живописец, приступая к новой работе, всякий раз заново ступает на этот далеко не всегда предсказуемый путь колористических исканий.

Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак

Белый цвет: от монументальной к станковой живописи

В течение марта 2023 года в выставочном пространстве театра «Школа современной пьесы» на Сретенке (Москва) состоялась персональная выставка станковой живописи Марии Пак «Дорога домой».

На двух этажах в здании театра зрители могли видеть произведения масляной живописи, весьма изысканные по колориту, далекие от стремления к декоративности, напротив, приглушенной цветовой гаммы, очень деликатного отношения к цвету — можно сказать, цветовой минимализм. Лишь белый цвет, пожалуй, в этой строгой, даже скупой цветовой гамме, на наш взгляд, обладает полнотой звучания.

Мария Ильинична Пак, доцент кафедры живописи и композиции МГАХИ им. В.И. Сурикова, не нуждается в представлении [4], это уже ее третья персональная выставка в Москве (2008, 2013, 2023), в последнее десятилетие она также ежегодно участвует в групповых выставках. Выпускница мастерской монументальной живописи под руководством известного мастера Е.Н. Максимова, Мария Пак, ученица профессора И.Л. Лубенникова, владея многими секретами мастерства, полученными от своих педагогов непосредственно, что называется, из рук в руки, обладая таким образом добротной выучкой, вместе с тем сохранила ту степень искренности, которая не может оставить зрителя равнодушным.

На выставке представлены около сорока произведений разных жанров. Привлекают внимание, прежде всего, детские портреты («Серафима с персиком», 2016), городской пейзаж («Двор на Абельмановской», 2005; «Скоро весна», 2013; «Забытые санки», 2021). Сюжеты также разнообразны. Художника интересуют социальные темы («Дезинфекция. Оставайтесь дома», 2021), экологические проблемы («Потоп», 2013; «Мусор», 2017; «Доставка еды», 2021).

Мария Пак родилась во Владивостоке, там же получила начальное художественное образование, кореянка по происхождению, дочь морского офицера. Это важно отметить отнюдь не потому, что в искусстве этого художника превалирует этническая тема, либо важна географическая или, скажем, гендерная привязка. Однако вместе с тем сказанное также позволяет приблизиться к пониманию пути, пройденного мастером прежде, чем сложилось то художественное

видение, которое, на наш взгляд, позволяет говорить о ее картинах как о произведениях именно русского художника.

Чтобы не возникло желания сказанное выше каким-либо образом мистифицировать либо увести в социальную сферу, оговорим сразу же, что данное определение относится исключительно к области восприятия художником цвета. Ибо это обстоятельство, думается, объективно формируется с детства и затем на протяжении всей жизни, благодаря изучению конкретного пейзажа и тех этнотипов, которые окружают художника. Наше внимание привлекает работа художника с белым цветом.

Впрочем, так и слышится возражение со стороны живописца, может быть, весьма изощренного колориста: белый цвет — это отсутствие цвета, белая палитра — пустая палитра, это цвет грунта, белой стены, подготовительной стадии для нанесения собственно живописного слоя, палитра художника-живописца просто не может быть белой. Сказать так мог бы художник, наверное, любой другой страны, но только не русский художник.

После посещения выставки Марии Пак хочется воскликнуть: родился еще один художник, способный написать красками снежную стихию России!

Большой знаток проблемы взаимоотношения человека и цвета, французский исследователь Мишель Пастуро написал целую серию книг об истории цвета. В этой серии представлены — синий, черный, зеленый, красный, желтый. История каждого цвета рассмотрена автором, медиевистом, специалистом по сфрагистике и геральдике, на материале истории Западной Европы. Автор специально оговаривает, что Восток и Россия не входят в сферу его исследований.

Вся эта серия в настоящее время уже переведена на русский язык [13; 14; 15; 16; 17; 18]. В монографии, посвященной истории синего цвета, в самом начале М. Пастуро помещает небольшой раздел «Белый и два его антагониста», в качестве которых называет черный и красный. Эта троичная схема, основанная на белом цвете и двух его антагонистах, в Западной Европе сложилась, по его утверждению, еще в доисторические времена и претерпевает изменения в сторону более сложных цветовых комбинаторик только в период между серединой XII и серединой XIII века. Тогда же, на протяжении от эпохи Античности до сердцевины Средневековья, в Западной Европе

Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак

утвердились две основные шкалы измерения цвета — шкала яркости и шкала насыщенности цвета.

Исследователь высказывает предположение, что, возможно, они «возникли из этого двойного противопоставления: с одной стороны, черного и белого (из-за разного отношения к свету, к его силе и чистоте), с другой стороны, белого и красного (из-за разного отношения к красителю, к его наличию или отсутствию, к его сочности, к его концентрированности). Черное — мрачное, красное — яркое, а белое — противоположно и тому и другому» [13, с. 14]. При этом он считает необходимым отметить, что «в некоторых культурах, в частности мусульманской, черный и красный цвета связаны друг с другом напрямую, без посредничества белого» [13, с. 105].

Россия, как известно, — зона встреч цивилизаций, и в данном случае проблема взаимоотношения русского человека с белым цветом представляется нам гораздо более сложной, во всяком случае, требующей специального исследования. Думается, что историю белого цвета предстоит написать отечественному исследователю, ведь белый цвет это не только цвет снега, снежного покрова, но и цвет средневековых русских храмов, белокаменных соборов Владимирского и Суздальского кремлей, Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, Ферапонтова монастыря, архитектурного ансамбля Московского Кремля и Коломенского...

Интересные открытия были сделаны учеными, изучающими технологию штукатурных оснований русской монументальной живописи эпохи Средневековья и раннего Нового времени [8; 9]. Результаты сравнительных исследований оснований фресковой и мозаичной живописи на Руси Х-Х11 веков показывают, что они аналогичны и следуют византийской технологии. Эти штукатурные основания имеют характерную серую, серовато-бежевую и серовато-розовую окраску, которая получается в результате смешения различных наполнителей, состоящих из керамических добавок и глинистых известняков.

Исследователи отмечают, что такая основа была характерна только для мозаики, так как этот вид живописи не только не требовал чисто белых оснований, но в силу специфики укладки мозаичного модуля с большими швами даже избегал их. На рубеже Средневековья и раннего Нового времени изменения в русском монументальном искусстве сказались не только в художественном отношении, с точки

зрения стиля и развития иконографии, но также и в технологии приготовления штукатурных грунтов под фреску. Уже в начале XV века все штукатурные основания имели белый цвет и были выполнены из чистой извести без наполнителей и при этом, как отмечают специалисты, обладали высокой прочностью. В настенной живописи стала преобладать комбинированная техника живописи: подмалевок выполнялся в технике фрески, а моделировка — желтковой темперой.

Мария Пак как выпускница мастерской монументальной живописи, прежде чем подойти профессионально к станковой картине, должна была в полной мере изучить весь спектр взаимоотношений этих белых оснований с другими красками, как союзниками, так и антагонистами белого цвета.

Белое на белом

Для русского человека вообще весь белый свет наполнен белым цветом, особенно, конечно, в зимний период времени. Среди «зимних» картин Марии Пак, представленных на выставке, назовем следующие: «Первый снег» (2008), «Пограничная река» (2011), «Русская песня» (2007), «Ночь перед Рождеством» (2020), «Пушкин в Неопалимовском» (2011).

Подробнее рассмотрим последнюю работу. Сухая кисть, почти гризайль. В небольшом московском скверике на фоне зимнего пейзажа внимание художника привлекло скульптурное изображение поэта, исполненное Лазарем Гадаевым без привычного пафоса, без высокого постамента.

Изображение городской скульптуры в снежном уборе, которая, отметим, всегда представляет собой восхитительное зрелище, часто встречается в живописи и графике. Однако взоры художников обычно привлекает погрудное белое одеяние — головной убор и оплечье. В данном случае фигура поэта, то есть его скульптурное изваяние, представлена по колено в снегу. Создается полное впечатление бредущего по снегу Пушкина, ожившего на картине Марии Пак, которая, так и хочется сказать словами поэта, «сама не зная почему, любила русскую зиму».

При просмотре «зимних» полотен Марии Пак невольно вспоминаются и строки средневековых притч, богатой на лирическую, даже интимную интонацию византийской культурной традиции:

Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак

Ил. 1. Пак М.И. Пушкин в Неопалимовском. 2011. Холст, масло. 130 х 180 см. Собственность автора

... Греческая по морям тоска,

Как и русская по снегу, высока...(1)

Рассмотрим еще одну работу большого размера, занимающую центральное место в экспозиции настоящей выставки, — «Серафима» (2014). На картине изображен раскинувший ручки младенец в белой распашонке, парящий над городом на белом небесном фоне, на котором выделяются купола храмов и шпиль высотки на Котельнической набережной. Все это написано белым на белом, создавая ощущение космического пространства.

(1) См.: Аверкий Белов // Стихи.ру. URL: https://stihi.ru/avtor/almaata72 (дата обращения

12.03.2023).

Ил. 2. Пак М.И. Серафима. 2014. Холст, масло. 180 х 100 см. Собственность автора

Младенец пролетает над городом, деревья, еще не расставшиеся с последней осенней листвой, готовятся к зиме. Снег уже лежит на дорогах и на крышах домов, а небо не отличить от горизонта земного бытия, где мы различаем и детскую площадку, еще свободную от снежного покрова, и машину на дороге, прижатую к обочине, и прохожих в черном одеянии.

Это видение современного художника хочется сопоставить с картинами средневекового мастера Иоахима Патинира, невольно вспоминаются его «космические» пейзажи: в этом сочетании небесного и земного чувствуется архаика, нечто патриархальное — наряду с христианской символикой и интересом живописца к особенностям реального пейзажа. Однако эти историко-художественные ассоциации

Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак

Ил. 3. Пак М.И. Молодо-зелено. 2021. Холст, масло. 20 х 30 см. Частная коллекция

Ил. 4. Пак М.И. Отцы. 2023. Холст, масло. 120 х 120 см. Собственность автора

могут увести нас совсем в другие сферы — вплоть до «Прогулки» (1917) М. Шагала или «Белого на белом» (1918) К. Малевича.

Нас же интересует творческая задача написать красками белое на белом. И в данном случае нельзя не вспомнить опыт работы Владимира Вейсберга, русского художника, близкого нам по времени, который с математической точностью исследователя анализировал в своей живописи природу белого цвета [см.: 19]. Мария Пак продолжает работу в этом направлении, эта задача виртуозно решается ею, например в миниатюре «Молодо-зелено» (2021), колорит которой построен на сочетании множества оттенков белого, от голубоватого до цвета слоновой кости.

В контексте выбранного нами ракурса рассмотрения творчества Марии Пак хотелось бы обратить внимание еще на одну работу — «Отцы» (2023). Живопись решена в приглушенно-коричневой гамме, и при этом сверху донизу как бы пронизана льющимся, струящимся солнечным светом, насыщенный желтый цвет играет и на дощатом полу мастерской. На переднем плане изображена группа педагогов факультета живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова во главе с недавно покинувшим нас деканом В.Н. Слатинским, рядом с фигурой которого запечатлена его знаменитая трость. Все изображенные на картине предметы, разнообразные сосуды для вина, стоящие на круглом столе, натурно правдоподобны, реалистичны, и вместе с тем метафоричны. Это, конечно, изображение тайной вечери.

Мастера мирно беседуют, портретное сходство поразительно. Это И.Л. Лубенников, ушедший незадолго до В.Н. Слатинского, Е.Н. Максимов, заведующий кафедрой монументальной живописи, изображенный с таксой на руках, художник С.А. Гавриляченко, спиной к зрителю повернута фигура А.Д. Корноухова, педагога по искусству мозаики и композиции, а крайняя справа сидящая фигура с одухотворенным, обращенным вверх взором — педагог по рисунку В.П. Мясоедов.

А на заднем плане, в большом зеркале трюмо, полуприкрытом траурным занавесом, отражается женская фигура в платье с белым воротничком, — это автопортрет художницы. Белый воротничок, как на школьной форме или в одеянии послушницы, создает запоминающийся образ художника на пути к мастерству.

Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак

Можно представить некий воображаемый музей, стены которого выкрашены в насыщенный синий цвет, возьмем тот оттенок синего, который у нас называют «берлинская лазурь», впрочем, можно взять даже «индиго», и на этих стенах — зимние полотна А.К. Саврасова и В.И. Сурикова, А.А. Борисова и Н.К. Рериха, И.Э. Грабаря... И здесь же, на той же самой стене, неподалеку, «снежные» картины Марии Пак. В них нет, может быть, торжественного сияния, это тихая живопись, однако краски положены так, что создается почти физическое ощущение движущегося пространства.

В новейшей русской поэзии это ощущение снежной стихии как вечного круговорота жизни сумел выразить Борис Пастернак. Внимательный глаз художника найдет в строчках поэта («Снег идет», 1957) и мотив для натюрморта:

Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет;

и мотив для пейзажа:

Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод;

визуальные метафоры напрашиваются сами собой:

Снег идет, снег идет, Снег идет, и все в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот(2).

Однако не будем далее разворачивать эту перспективу в духе Андре Мальро [10; 21] и вернемся к реальности.

(2) Пастернак Б.Л. Снег идет // Культура.РФ. URL: https://www.culture.ru/poems/13870/

sneg-idet (дата обращения 12.03.2023).

Заключение

Искусствоведы — историки искусства и теоретики, специалисты в области технологии живописи, культурологи и поэты стремятся постигнуть, разгадать тайну белого цвета. С одной стороны, колорит, конечно, строится на принципах, которые должен знать каждый художник, и здесь, казалось бы, нет и не может быть никаких тайн. Но с другой стороны, как показывают новейшие исследования истории цвета, в частности и в области искусства кино [12], колористические предпочтения и художника, и зрителя обусловлены как социальными, так и национальными условиями развития художественной культуры, и даже напрямую связаны со способностями человека к эмоциональному сопереживанию.

Наше исследование белой палитры станковой живописи московской художницы Марии Пак позволило по-новому взглянуть на «зимние» картины в русском искусстве и сделать вывод о том, что отечественные художники Х1Х-ХХ веков уже многое сделали в изучении белого цвета, его эстетической природы, его многообразной полифонии и символизма. Хочется надеяться, что в скором будущем появится оригинальная монография на русском языке, посвященная истории этого сложнейшего цвета.

Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак

Список литературы:

1 Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. 213 с.

2 Гете И.В. Учение о цвете. Теория познания / Пер. с нем. В.О. Лихтенштадта. 6-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2015. 195 с.

3 Ефимов А. Цветовые исследования М.В. Матюшина // Проблемы дизайна-3: Сборник статей / Под ред. В.Л. Глазычева. М.: Архитектура-С, 2005. С. 103-121.

4 Иванов Н. Мария Пак. Между идиллией и гротеском // Юный художник. 2019. № 3. С. 18-21.

5 Калашников В. Художник парадоксов. Портрет художника И.Л. Лубенникова // Третьяковская галерея. 2012. № 36. URL: https://www.tretyakovgallery-m.art/articles/3-2012-36/khudozhnik-paradoksov (дата обращения 18.03.2023).

6 Карева Н.А. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства: Дис. ... уч. ст. кандидата философских наук: 09.00.04. М., 2004. 186 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Клинцова Ю.Г. Теоретическая история эстетико-цветовой рефлексии в европейской мысли: Дис. ... уч. ст. кандидата философских наук: 09.00.04. М., 2004. 131 с.

8 Кукс Ю.М., Лукьянова Т.А. Вопросы технологии древнерусской фрески // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. С. 265-269.

9 Лукьянова Т.А., Кукс Ю.М. Памятники культуры - уникальные свидетельства древней технологии // Наука и современность-2011: Сб. материалов XIII Международной научно-практической конференции. Часть 1. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2011. С. 75-83.

10 МальроА. Воображаемый Музей: голоса безмолвия / Пер. с фр. К.С. Володина. М.: КРУК-Престиж, 2005. 253 с.

11 МироноваЛ.Н. Учение о цвете. Минск: Вышэйш. шк., 1993. 463 с.

12 Михеева Ю.В. Синий цветозвук в фильме: из глубины к цвету // Художественная культура. 2022. № 3. С. 308-335. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2022-3-308-335.

13 Пастуро М. Синий. История цвета / Пер. с фр. Н. Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 135 с.

14 Пастуро М. Черный. История цвета / Пер. с фр. Н. Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 161 с.

15 Пастуро М. Зеленый. История цвета / Пер. с фр. Н. Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 164 с.

16 Пастуро М. Красный. История цвета / Пер. с фр. Н. Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 154 с.

17 Пастуро М. Желтый. История цвета / Пер. с фр. Н. Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 153 с.

18 Сергеева Т.Д. Новый опыт исторической реконструкции западного Средневековья второй половины XII - первой трети XIII века // Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого Стола / Пер. с фр. М.О. Гончар. М.: Молодая гвардия, 2009. С. 209-213.

19 ЧудецкаяА.Ю. Владимир Вейсберг. От цвета к свету. М.: Искусство-XXI век, 2018. 295 с.

20 Chesneau E. Les ^efs d'eœle: L. David, Gros, Gerbault, Deœmps, Meissonier, Ingres, H. Flandrin, E. Dela^oix. Paris: Didier et C-ie, Libraires-Editeurs, 1862. 424 p.

21 Tannery Cl. L'Héritage spirituel de Malraux. Paris: ARLEA, 2005. 112 p.

References:

1 Volkov N.N. Tsvetvzhivopisi [Color in Painting]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1965. 213 p. (In Russian)

2 Goethe J.W. Uchenie o tsvete. Teoriyapoznaniya [The Doctrine of Color. Theory of Knowledge], transl. from German V.O. Likhtenshtadt. 6th ed. Moscow, LENAND Publ., 2015. 195 p. (In Russian)

3 Efimov A. Tsvetovye issledovaniya M.V. Matyushina [M.V. Matyushin's Color Studies]. Problemy dizaina-3: Sbornikstatei [Problems of Design-3: Collection of Articles], ed. V.L. Glazychev. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2005, pp. 103-121. (In Russian)

4 Ivanov N. Maria Pak. Mezhdu idilliei i groteskom [Maria Pak. Between Idyll and Grotesque]. Yunyi khudozhnik, 2019, no. 3, pp. 18-21. (In Russian)

5 Kalashnikov V. Khudozhnik paradoksov. Portret khudozhnika I.L. Lubennikova [Artist of Paradoxes. Portrait of the Artist I.L. Lubennikov]. Tret'yakovskayagalereya, 2012, no. 36. Available at: https:// www.tretyakovgallery-m.art/articles/3-2012-36/khudozhnik-paradoksov (accessed 18.03.2023).

6 Kareva N.A. Vospriyatie tsveta vproizvedeniyakh izobrazitel'nogo iskusstva [Perception of Color in Works of Fine Art], Thesis for Dissertation for the Degree of Candidate of Philosophy, 09.00.04. Moscow, 2004. 186 p. (In Russian)

7 Klintsova Yu.G. Teoreticheskaya istoriya ehstetiko-tsvetovoi refleksii vevropeiskoi mysli [Theoretical History of Aesthetic and Color Reflection in European Thought], Thesis for Dissertation for the Degree of Candidate of Philosophy, 09.00.04. Moscow, 2004. 131 p. (In Russian)

8 Kuks Yu.M., Luk'yanova T.A. Voprosy tekhnologii drevnerusskoi freski [Questions of Technology of Ancient Russian Fresco]. Yaroslavskiipedagogicheskii vestnik, 2012, no. 4, pp. 265-269. (In Russian)

9 Luk'yanova T.A., Kuks Yu.M. Pamyatniki kul'tury - unikal'nye svidetel'stva drevnei tekhnologii [Monuments of Culture - Unique Evidence of Ancient Technology]. Nauka i sovremennost-2011: Sb. materialovXIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Science and Modernity: Digest of Materials of the 13th International Scientific and Practical Conference]. Part 1. Novosibirsk, OOO "Tsentr razvitiya nauchnogo sortudnichestva" Publ., 2011, pp. 75-83. (In Russian)

10 Malraux A. Voobrazhaemyi Muzei: golosa bezmolviya [Imaginary Museum: Voices of Silence], transl. from French K.S. Volodin. Moscow, KRUK-Ptrestizh Publ., 2005. 253 p. (In Russian)

11 Mironova L.N. Uchenie o tsvete [The Doctrine of Color]. Minsk, Vysheish. shk. Publ., 1993. 463 p. (In Russian)

12 Mikheeva Yu.V. Sinii tsvetozvuk v fil'me: iz glubiny k tsvetu [Blue Color Sound in the Film: From Depth to Color]. Hudozhestvennaya kul'tura [Art & Culture Studies], 2022, no. 3, pp. 308-335. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2022-3-308-335. (In Russian)

13 Pastoureau M. Sinii. Istoriya tsveta [Blue. The History of a Color], transl. from French N. Kulish. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2015. 135 p. (In Russian)

14 Pastoureau M. Chernyi. Istoriya tsveta [Black. The History of a Color], transl. from French N. Kulish. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2017. 161 p. (In Russian)

15 Pastoureau M. Zelenyi. Istoriya tsveta [Green. The History of a Color], transl. from French N. Kulish. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2018. 164 p. (In Russian)

16 Pastoureau M. Krasnyi. Istoriya tsveta [Red. The History of a Color], transl. from French N. Kulish. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2019. 154 p. (In Russian)

17 Pastoureau M. Zheltyi. Istoriya tsveta [Yellow. The History of a Color], transl. from French N. Kulish. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2022. 153 p. (In Russian)

Колористические искания художников современной России: белая палитра станковой живописи Марии Пак

18 Sergeeva T.D. Novyi opyt istoricheskoi rekonstruktsii zapadnogo Srednevekov'ya vtoroi poloviny

XII - pervoi treti XIII veka [New Experience of Historical Reconstruction of the Western Middle Ages in the Second Half of the 12th - First Third of the 13th Centuries]. Pastoureau M. Povsednevnaya zhizn'FrantsiiiAnglii vo vremena rytsarei Kruglogo Stola, transl. from French M.O. Gonchar. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2009, pp. 209-213. (In Russian)

19 Chudetskaya A.Yu. Vladimir Veisberg. Ot tsveta ksvetu [Vladimir Weisberg. From Color to Light]. Moscow, Iskusstvo-XXI vek Publ., 2018. 295 p. (In Russian)

20 Chesneau E. Les chefs d'ecole: L. David, Gros, Gericault, Decamps, Meissonier, Ingres, H. Flandrin, E. Delacroix. Paris, Didier et C-ie, Libraires-Editeurs, 1862. 424 p.

21 Tannery Cl. L'Héritage spirituel de Malraux. Paris, ARLEA, 2005. 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.