ЭТНОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ПЕРВОБЫТНАЯ ИСТОРИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 4 (8). С. 104-109.
УДК 902.2
Х. Штойбле
КОЛОДЕЦ КУЛЬТУРЫ ЛЕНТОЧНОЙ КЕРАМИКИ ИЗ БРОДАУ (САКСОНИЯ).
ХРОНИКА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ*
В течение 20 лет крупномасштабных археологических раскопок на территории Саксонии было обнаружено 13 деревянных колодцев эпохи раннего неолита. В отличие от большинства ранних неолитических колодцев, которые обычно представляют собой деревянный сруб, собранный из брусов дуба, колодец из Бродау является сложной конструкцией, состоящей из дубового сруба и установленной в его центре выдолбленной колоды клена. Вся конструкция была глубоко скрыта под современной поверхностью, это обеспечило хорошую сохранность фрагментам органики различного происхождения. Еще одной особенностью колодца из Бродау является погребение в строительной яме двух поросят, которых мы рассматриваем как строительную жертву.
Ключевые слова: Саксония; ранний неолит; культура ленточной керамики; деревянные колодцы; органические остатки; ритуальная жертва.
H. Stauble
THE WELL OF THE LINEARBANDCERAMIC CULTURE FROM BRODAU (SAXONY).
ARCHAEOLOGICAL WORK CHRONICLE
During the last almost 20 years of large scale excavations 13 wooden wells were found within settlements of the early Neolithic epoch in the german federal state of Saxony. Unlike most of the early neolithic wells, which generally were built of chest-like constructions of radially cleft oak planks, the one from the site Brodau, consisted of a hollow maple trunk. At the bottom of the well-filling the preservation for organic material was quite good. The well in Brodau is also remarkable for another reason. Outside the stabilising frame two approximately ten weeks old piglets were buried in the fill of the construction pit. As the intentional deposition cannot be questioned, the piglets can be interpreted as being part of a founding sacrifice.
Keywords: Saxony; Early Neolithic; linearbandceramic culture; wooden wells; good organic preservation; ritual sacrifice.
Саксония - край колодцев эпохи камня За период с 1996 по 2006 гг. из тринадцати объектов, известных в Европе как колодцы эпохи камня, шесть было открыто в Саксонии [1]. Традиция обнаружения подобных объектов была заложена в начале
* Перевод с немецкого, подготовка к публикации И.
XX в. Даже если исключить два первых колодца, обнаруженных в 1907 г. в Мойзельви-це (сегодня округ Альтенбург, Тюрингия) и в 1921 г. в Реймсдорфе (сегодня округ Бур-генланд, Саксония-Анхальт), которые в настоящий момент находятся за пределами
В. Шмидт.
© Штойбле Х., 2015 104
Колодец культуры ленточной керамики из Бродау (Саксония). Хроника археологических работ
Саксонии, то невозможно проигнорировать тот факт, что они расположены всего лишь 20 км южнее от найденных в 1997 и 1998 гг. деревянных срубов в округе Лейпцига [2; 3]. Последние два принадлежат неолитическому поселению культуры ленточной керамики, занимавшему площадь в 25 га, на территории которого в настоящий момент ведется добыча бурого угля (угольные разработки в Цвен-кау). Датировка строительного дерева первой четырехугольной шахтообразной конструкции - 5100 лет до н.э.; усложненная вторая, состоящая из двух пересекающихся округлых форм, может быть старше на 100 или 150 лет. В 2002 г., уже в пределах самого Лейпцига, в районе строительства будущего концерна БМВ в местечке Плаузиг, был обнаружен четырехугольный сруб культуры ленточной керамики с отчетливо выделяющимися разными фазами строительства. Далее, согласно порядку находок, следует четырехугольная, шахтообразная конструкция из Готты (округ Дрездена), обнаруженная в 2004 г. Несмотря на то что она почти не сохранилась, пространство, заполненное остат-
ками дерева, однозначно указывало на расположение в этом месте деревянной шахты колодца эпохи камня с вертикально вкопанными по четырем углам укрепляющими балками. В 2005 г. известия о новой находке снова пришли из Лейпцига. В четырнадцати километрах западнее Плаузига при расширении территории аэропорта Лейпциг-Халле в ходе археологических раскопок был обнаружен колодец. Несмотря на то что данный объект удовлетворительной сохранности был изъят из слоя в виде блока для тщательных последующих исследований (он не раскапывался на месте), можно было уверенно утверждать, что он относится к группе шахтообразных четырехугольных колодцев культуры ленточной керамики.
В 2014 г. были обнаружены еще четыре из девяти колодцев этой же культурной принадлежности в местечке Дроздорф (округ Лейпцига). Все датированы ранним неолитом [4]. Позже открыты еще три. Таким образом, к настоящему времени только в Саксонии известны тринадцать колодцев эпохи раннего неолита культуры ленточной керамики (рис. 1).
Рис. 1. Карта расположения памятников культуры ленточной керамики (отмечены точками) и колодцев (отмечены квадратами разной величины)
105
X. Штойбле
Колодец из Бродау («шестой колодец»)
Осенью 2005 г. начались раскопки на территории трассы длиною примерно в два километра, соединяющей площадь предшествующего места добычи бурого угля Делич-Югозападный с карьером Б-184 недалеко от Бродау, расположенного примерно в двух километрах к югу от Делича. На участке протяженностью приблизительно в 350 м было обнаружено более 600 объектов эпохи раннего неолита и средневековья. Наряду со следами средневекового поселения, упоминания о котором сохранились в письменных источниках (где оно известно как местечко «Пресс»), и многочисленными средневековыми погребениями, протянувшимися вдоль дороги между уже несуществующим Вербе-лином и Деличем, были открыты и обследованы с полдюжины жилищных западин и многочисленных ям, располагавшихся на территории поселения эпохи ранней и развитой культуры ленточной керамики. На западной оконечности поселения после череды проливных дожей и неоднократных зачисток поверхности было обнаружено пятно, выделяющееся своим окрасом. В его контурах узнавался вполне конкретный объект. В связи с этим площадь раскопа была расширена, благодаря чему на глубине 0,8 м от современной поверхности, в слое мелкого галечника, была обнаружена подпрямоугольная яма, общие размеры которой - 8 х 6,5 м -поражали своей величиной. Немногочисленные находки, преимущественно маленькие фрагменты керамики с линейно-ленточным орнаментом на поверхности, позволили хронологически соотнести данный объект с эпохой раннего неолита.
Благодаря накопленному опыту в новом необычном объекте был узнан очередной колодец культуры ленточной керамики. Для продолжения его методически продуманных раскопок 6 октября 2005 г. был заложен буровой профиль. На глубине почти 3,6 м в восточном секторе объекта была достигнута предельная глубина конструкции. Это подтвердило предположения, согласно которым все известные на данный момент колодцы культуры ленточной керамики обладают глубокими подземными структурами. Они настолько глубоки, что иногда их воспринимают как шахты по добыче кремня или же как
подземные цистерны для хранения воды. Анализ бурового профиля, захватившего мелкую деревянную щепу, суглинок, чернокоричневый седимент с прослоями песка, показал, что ожидать появления сохранившихся органических остатков нужно на глубине 2,3 м.
Стратегия и темпы раскопок
Команда, которой предстояло заниматься раскопками данного объекта, была собрана из коллектива, привлеченного к археологическим работам на данном участке. Раскопки колодца начались в середине октября 2005 г. Вскоре после начала работ выяснилось, что в разработке находится не один, а два различных объекта - колодец эпохи ленточной керамики в верхнем отделе был частично нарушен ямой на тысячелетия моложе его, относящейся к эпохе железа.
Для продолжения раскопок в зимний сезон пришлось экскаватором расширить площадь раскопа и перекрыть её палаткой, защищающей и объект, и рабочую группу от холодов. К середине марта 2006 г. было заявлено не только об окончании разбора ямы эпохи железа, но и о достижении верхних слоев деревянной конструкции внутри ямы неолитической эпохи. И только теперь можно было дать ориентировочные даты по темпам раскопок интересующего исследователей объекта - неолитического колодца. Переговоры с управлением Лаузицкого и Средненемецкого управления разработок бурого угля, надеявшихся на окончание археологических исследований в данном месте к концу апреля, позволили продлить сроки работ до сентября 2006 г.
Конструкция колодца
В двадцать втором слое, на глубине почти 3,3 м от поверхности в центре большой строительной ямы колодца диаметром 2,6 м, благодаря специфической окраске почвы был идентифицирован округлый объект, средний диаметр которого составлял от 70 до 78 см. Немного ниже, на краю глиняной линзы, показались порошкообразные (напоминающие размолотый кофе) следы истлевшего дерева, аналогичные тем, которые обозначали деревянные конструкции многофазовых колодцев в данном регионе. В ходе дальнейших раскопок стало понятно, что вскрытию подвергаются остатки выдолбленного, вертикально
106
Колодец культуры ленточной керамики из Бродау (Саксония). Хроника археологических работ
установленного ствола дерева. Его сохранность была неудовлетворительной - вид использованной для строительства древесины точно установить так и не удалось (предположительно, клен), но все же практически на всем протяжении конструкции можно было заметить деревянную корку от 1 до 4 см тол-
щиной. Несколько ниже стали заметны следы и четырехугольного сруба, опоясывавшего округлую долбленную конструкцию. В ходе продолжения расчистки объекта и наблюдений по технике сложения конструкции, была получена информация относительно брусово-го сбора деревянного ящика колодца (рис. 2).
Рис. 2. Вид на колодец в период его расчистки. Заметны полукруг колоды и угол прямоугольного сруба, а также череп поросенка, погребенного в северо-западном секторе ямы
Его возведение было синхронным установке выдолбленной колоды, но более чем очевидно, что это сооружение относится к несколько ранней строительной фазе. Внутренняя площадь строительной ямы для деревянного сруба - 0, 85 м * 0,9 м. Для строительных балок использовалась древесина дуба. Длина балок - 1,6 м, они плохо сохранились, что затрудняет их дендрохронологический анализ. Глубина четырехугольной конструкции составила один метр. Её основания, лежащего на глубине 4,3 м от дневной поверхности, рабочая группа достигла в июле 2006 г. К моменту заключительной фазы раскопок прояснилась последовательность возведения всего сооружения. Четырехугольный деревянный сруб колодцем не являлся, а служил укреплением стенок ямы для «трубообразной» сердцевины колодца (которая собственной строительной ямы не имела), упиравшейся в слой гальки и песка раннего заальского периода, сопровождающего грунтовые воды в данной местности.
Находки
Внутри выдолбленного ствола, который следует рассматривать как сердцевину колодца, были обнаружены многочисленные, большей частью необработанные фрагменты дерева. Большинство из них лежало на глубине 3,8 м от современной поверхности и примерно 0,5 м выше подошвы колодца. Помимо этого в заполнение колоды попали фрагменты керамики, немного кремневых изделий и фрагменты кости. Определенное количество артефактов было изъято из глинистого «уплотнителя», заполняющего пространство между колодой и срубом; некоторые были обнаружены и за его пределами. В частности, за четырехугольным срубом, в пределах строительной ямы, найден большой фрагмент керамической миски со следами смоляной обмазки и отпечатками березовой бересты, многочисленные фрагменты продолговатого сосуда, также сохранившие следы смолы и отпечатки бересты на поверхности. К интересным находкам отнесена не-
107
X. Штойбле
большая по размерам «коробочка», выполненная из бересты березы, в отличие от деревянного сруба сохранившаяся до наших дней в идеальном состоянии.
Строительная жертва в яме колодца?
Уникальной и в данном контексте наиболее важной находкой является скелет десятимесячного поросенка, погребенного на
глубине 3,5 м от уровня современной поверхности в северо-западном углу этого сложного объекта. Он был обнаружен за пределами деревянного четырехугольного сруба в глинистой субстанции, которая плотно упаковывала внешнюю сторону стен сруба. Это обеспечило идеальную сохранность скелета поросенка (рис. 3).
Рис. 3. Схема расположения находок 25-го слоя
Он был погребен в «сидячем» положении, с головой, ориентированной вверх. Подобных случаев на тот момент зафиксировано не было. Полной неожиданностью стало обнаружение останков второго поросенка на противоположной стороне конструкции, расположенных на той же глубине, что и останки первого. Похоже, что животные были взяты из одного помета и погребены почти од-новременно1. Но, в отличие от первого, второй поросенок сохранился частично (только передняя часть), что вряд ли объясняется кислотностью крупнопесчанистых почв, в которые он был помещен.
Жертвы (так, очевиднее всего, необходимо воспринимать данные останки скелетов) не редкость в неолитических комплексах, но в данном случае оригинален состав жертвы. В местонахождениях культуры лен-
точной керамики часты жертвоприношения каменных топоров, но столь очевидное жертвоприношение животных было открыто впервые. Однако кажется странным, что в Бродау жители могли мириться с возможным отравлением воды трупными ядами. Вряд ли такое было возможным. Тела животных помещались в шахту не в момент использования колодца, а перед первым использованием строительного котлована, и в уплотняющий седимент (или после того как им были обработаны стены срубной конструкции). Это не допускало разложения, следовательно, и загрязнения воды.
Результаты и перспективы
В ходе раскопок данного объекта были получены уникальные находки и информация о конструкции колодца. Реставрация находок и их определение, междисциплинар-
108
Колодец культуры ленточной керамики из Бродау (Саксония). Хроника археологических работ
ные исследования более чем 1200 проб почвы пролили свет на образ жизни людей в ранненеолитическую эпоху и преподнесли новые сюрпризы (чему стоит уделить отдельное внимание в следующей работе). Благодаря находкам колодцев разного типа в Эйтре (местность, расположенная южнее, неподалеку от Бродау) уже оправдались некоторые ранее выдвинутые предположения, в частности, о функционировании в культуре ленточной керамики колодцев различного типа, следовательно, существовании различных способов получения чистой питьевой воды. Спектр типов колодцев, к которым обращались в культуре ленточной керамики, с каждой новой находкой становится все шире и интереснее. Работы над шестым колодцем Саксонии нельзя назвать рутинными, они дали археологам много новой информации2.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 За участие в археологических работах и видовое определение скелетов автор статьи приносит благодарность доктору преисторической археологии и археологической зоологии Хенриетте Кролл.
2 Автор публикации выражает свою благодарность за предоставленную информацию руководи-
телю археологической группы, производившей
раскопки колодца в Бродау, Мадлен Фройлих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Tegel W., Elburg R., Hakelberg D., Stauble H., Buntgen U. Early Neolithic Water Wells Reveal the World's Oldest Wood Architecture // PLOS ONE (www.plosone.org). - December. - 2012. -Volume 7. - Issue 12. - e. 51374.
2. Stauble H., Campen I. Vor 7083 Jahren gebaut. Nicht mehr der neueste Brunnen und auch nicht mehr der alteste! // Arch. aktuell Freistaat Sachsen. - 1997. - № 5. - S. 96-105.
3. Campen I. Zwei weitere bandkeramische Brunnen aus dem Tagebau in Zwenkau // Arch. aktuell Freistaat Sachsen. - 1998-1999. - № 6. -S. 42-47.
4. Kretschmer S., Viol P., Stauble H. Neues aus Drol3dorf. Mehrere neolithische Brunnen im Ta-gebauvorfeld Peres entdeckt // Archaeo. - 2014. - № 11 - P. 30-33.
5. Herbig C., Maier U., Stauble H., Elburg R. «Neolithische Fullhorner» Archaobotanische Untersu-chungen in funf linienbandkeramischen Brunnen in Westsachsen // Offa. - Band 69/70. -2012/13. - S. 265-293.
6. Tinapp C., Schneider B., Stauble H. Geochemical Analysis of the Sediments in and around an Erly Neolithic Well near Brodau, Germany // Archaeometry. - 2013. - № 55, 3. - P. 533-544.
109