Научная статья на тему 'Коллизии между товарными знаками в едином экономическом Союзе'

Коллизии между товарными знаками в едином экономическом Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMON ECONOMIC SPACE / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / TRADEMARK / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полухин И.В., Швецова М.К., Кацура А.А.

Рассматривается проблема коллизий между товарными знаками зарегистрированных в разных государствах единого экономического пространства. Также выработаны принципы использования товарных знаков на территории единого экономического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTS AMONG TRADEMARKS IN THE SINGLE ECONOMIC UNION

This article considers the problem of conflicts among trademarks registered in different states of the common economic space. The researchers develop principles for the use of trademarks on the territory of the single economic space.

Текст научной работы на тему «Коллизии между товарными знаками в едином экономическом Союзе»

Решетнеескцие чтения. 2015

References

1. Tukhtaev B. B. Modern state of the printing market of Russia and its problems [Electronic resource]. URL: http://novainfo.ru/archive/1/problemy-poligraficheskogo-rynka (accessed: 01.05.2015).

2. RosBusinessConsulting. Russian printing market: trends changing the business processes in publishing (analytical review), Moscow, 2014.

3. About the company [Electronic resource]. URL: http://www.sibcard.ru/about/ (accessed: 25.06.2015).

4. Panskov V. G., Fedotkin V. V. Customs regulation of foreign economic activities in Russia in the Customs Union within the EurAsEC framework. SPb. : CI InterMedia, 2014. 580 a

5. The RF Government decree dated 30.04.2009 № 372 "On approval of the list of technological equipment (including components and spare parts), analogues of which are not produced in the Russian Federation, the import of which into the territory of the Russian Federation is not subject to tax on value added".

© no^yxHH H. B., 2015

УДК 347.772

КОЛЛИЗИИ МЕЖДУ ТОВАРНЫМИ ЗНАКАМИ В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

И. В. Полухин, М. К. Швецова, А. А. Кацура

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kamaletdinova.00@mail.ru

Рассматривается проблема коллизий между товарными знаками зарегистрированных в разных государствах единого экономического пространства. Также выработаны принципы использования товарных знаков на территории единого экономического пространства.

Ключевые слова: единое экономическое пространство, товарный знак, Таможенный союз.

CONFLICTS AMONG TRADEMARKS IN THE SINGLE ECONOMIC UNION

I. V. Polukhin, M. K. Shvetsova, А. А. Katsura

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kamaletdinova.00@mail.ru

This article considers the problem of conflicts among trademarks registered in different states of the common economic space. The researchers develop principles for the use of trademarks on the territory of the single economic space.

Keywords: common economic space, the trademark, the Customs Union.

В России появление большого числа конкурирующих производителей товаров и услуг делает особо актуальной проблему их индивидуализации. В условиях Единого экономического союза (ЕЭС) неразрешимым остается вопрос о порядке использования зарегистрированных товарных знаков-аналогов. Права на товарный знак, в том числе исключительное право, защищаются законодательством об интеллектуальной собственности. Радикальным вариантом решения проблемы является запрет использования товарных знаков, зарегистрированных на территории других государств. В обоснование данной позиции приводятся такие доводы, как статья 6 Парижской конвенции «Об охране промышленной собственности», знак, зарегистрированный в какой-либо стране Таможенного союза (ТС), рассматривается как независимый от знаков, зарегистрированных в других странах ТС,

включая страну происхождения [1]. Таким образом, товарный знак, зарегистрированный в третьем государстве, не может использоваться при наличии местного сходного до степени смешения товарного знака.

В рамках присоединения двух республик - Киргизии и Армении [2] к ЕЭС применяются нормы права в сфере защиты прав интеллектуальной собственности на основании соглашения, ранее подписанного Республикой Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» [3]. В ст. 3 данного соглашения рассмотрена обязательная фиксация в национальном законодательстве стран ЕЭС положения о предоставлении физическим и юридическим лицам, результатам интеллектуальной

Логискики и управление цепями поставок^на предприятии

дeятeльнocти и cpeдcтвaм индиви^^ю^ии госу-дapcтв дpугиx cтopoн тaкoгo жe уpoвня охрвны и зящиты пpaв интeллeктуaльнoй coбcтвeннocти, кaкoй oнa пpeдocтaвляeт cвoим физичecким и юpидичecким лицш, peзультaтaм интeллeктуaльнoй дeятeльнocти и cpeдcтвaм индивидуaлизaции нa cвoeй тeppитopии в oбъeмe, пpeдуcмoтpeннoм нacтoящим coглaшeниeм, и в paмкax междугародных oбязaтeльcтв cтopoн. Твким oбpaзoм, зaщитa гapaнтиpуeтcя не тoлькo юpидичecким лицaм, нo и cpeдcтвaм индивидуяли-зяции. В связи с этим товвры, мapкиpoвaнныe товapными знaкaми, зapeгиcтpиpoвaнными в одном гocудapcтвe, могут oбpaщaтьcя нa территории другого гocудapcтвa.

С нaчaлoм свободного обрадения тoвapoв нa территории ЕЭС вознигает пpoблeмa коллизий между средствши индивидувлизвции, имеющими пpaвoвую oxpaну в гocудapcтвax ЕЭС. Пpaвoвaя бaзa, которвя регулироввлв бы коллизии между товврными зняквми, га двнный момент не сформироввга. Cлeдoвaтeльнo, первоочередной зaдaчeй будет являться paзpaбoткa принципов paзpeшeния коллизий.

Пpoблeмa внутpигocудapcтвeннoй коллизии между средствши индивидувлизвции peшaeтcя га основе принциш звщиты cpeдcтвa индивидувлизвции, имеющего более рвнний приоритет. В Гpaждaнcкoм кодексе Российской Фeдepaции (ГК РФ) в статье 1474 paccмoтpeн приоритет фирменного нaимeнoвaния юридического лига, paнee включенного в Единый гocудapcтвeнный реестр юридических лиц [4]. Действия по peгиcтpaции более позднего товврного згата не являются злоупотреблением прввом или недобросовестной конкуренцией, так гак при регист-рвции товврных згаков пpaвooблaдaтeли не могли с достоверностью прогнозироввть объединение товвр-ных рынков госудврств.

Кроме того, вытеснение позднего товврного згата может ввести в звблуждение потребителей относительно приобретаемого товврв. Эти потребители использоввли рвнее товвры, мвркироввнные исключительно местным товврным згаком, видя знвкомый либо сходный с ним товврн^1й згак, они рвссчитывэют получить комплекс потребительских свойств, имеющихся у местных товвров. Большяя чвсть потребителей не идентифицирует товвр одновременно и по товврному згаку, и по фирменному нвименоввнию. Многие из потребителей не згают фирменные гаименоввния оргвнизвций, производящих товвр под тем или иным товврным зняком. Твким обрвзом, создвются условия смешения товвров.

Попыткой решения двиного вопросв стало принятие соглвшения «О мервх по предупреждению и пресечению использоввния товврных згаков и геогрвфических уквавний» от 04.06.1999 г. [5], двнное соглвшение было подписвно Российской Федервцией, Республикой Белврусь и Республикой Кaзaxcтaн в ст. 9 соглвшения установлено, что в случве использоввния одигаковых геогрвфических угазвний для вин или крепких спиртных гапитков прввовые средствв зящиты предостввляются кэждому геогрвфи-ческому уквзвнию. В целях обеспечения рввных условий для производителей и предотврвщения

введения потребителей в заблуждение каждая сторона определяет условные обозначения, по которым одинаковые географические указания будут отличаться одно от другого.

Также быстрому разрешению конфликтов будет способствовать разработка принципов использования на территории ЕЭС товарных знаков, зарегистрированных в различных государствах. Соглашение, подписанное странами ЕЭС, «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» предполагает необходимость заключения странами ЕЭС договора, закрепляющего единые механизмы регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров. В договоре целесообразно закрепить следующие принципы использования средств индивидуализации на рынке ЕЭС:

1. Товарные знаки, зарегистрированные в Российской Федерации, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Кыргызской Республикой могут использоваться на территории ЕЭС.

2. Ограничение на использование товарного знака на том или ином рынке может производиться только в случаях нарушения прав обладателей местных товарных знаков либо введения потребителей в заблуждение относительно места производства и изготовителя.

Коллизия товарных знаков может быть решена только на основе соблюдения баланса интересов потребителей и правообладателей из разных государств ЕЭС. Использование единых правил разрешения коллизий между товарными знаками, зарегистрированными в различных государствах ЕЭС, позволит обеспечить надежную защиту интересов правообладателей и потребителей, а также обеспечит предсказуемость судебной и административной практики.

Библиографические ссылки

1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1833 г.) (по состоянию на 02.10.1979 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 02.10.1968, № 40, ст. 363.

2. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169 854/ (дата обращения: 07.09.2015).

3. О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности : соглашение // Патенты и лицензии. 2011. № 8.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL : Ы1р : //www. сошиИаШ ги/рори1аг^й4/79_3 2. html (дата обращения: 07.09.2015).

5. О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний : соглашение от 04.06.1999 г. [Электронный ресурс]. URL: Ы1р://Ьа8е.сошиИатги/сош/ cgi/on1ine.cgi?req=doc;base=LAW;n=35900 (дата обращения: 07.09.2015).

Решетнееские чтения. 2015

References

1. Paris Convention for the protection of industrial property (Paris, 20 March 1833) (as 02.10.79 G.) // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR, 02.10.68 g., no. 40, art. 363.

2. The Treaty of accession of the Republic of Armenia to the Treaty on the Eurasian economic Union of 29 may 2014 [Electronic resource]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169854/ (accessed: 07.09.2015).

3. The agreement on unified principles of regulation in the field of protection and enforcement of intellectual property rights // Patents and licenses. 2011. № 8.

4. Civil code of the Russian Federation dated 18.12.2006 № 230-FZ, part 4 [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_32.html (accessed: 07.09.2015).

5. The agreement "On measures to prevent and combat the use of false trademarks and geographical indications" dated 04.06.1999 [Electronic resource]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=35900 (accessed: 07.09.2015).

© Полухин И. В., Швецова М. К., Кацура А. А., 2015

УДК 339.18

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

Л. А. Свердюк, Н. В. Широченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: luda120794.95@mail.ru

Рассмотрены основные способы повышения конкурентоспособности грузовых авиаперевозок в России. Освещен стандарт e-Freight, используемый в авиационной отрасли.

Ключевые слова: информация, грузопоток, информационные технологии, информационная система, электронный билет, авиакомпании, механизм «единое окно», конкурентоспособность.

ENHANCING COMPETITIVENESS OF AIR CARGO IN RUSSIA

L. A. Sverdyuk, N. V. Shirochenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: luda120794.95@mail.ru

The article discusses the main ways to improve the competitiveness of air cargo in Russia. E-freight standard used in the aviation industry is highlighted.

Keywords: information, cargo, information technology, information system, electronic ticket, the airlines, the mechanism of "single window ", competitiveness.

Необходимым условием успешной интеграции России в мировую индустрию авиаперевозок является повышение конкурентоспособности.

Безусловно, на сегодня позиции России среди других международных авиаперевозчиков далеко не так хороши, как хотелось бы. В последнее время проблемой повышения конкурентоспособности грузовых перевозок занимаются многие специалисты, и даже президент не обошел ее стороной. В частности, В. Путин не раз лично курировал вопрос о транзитном потенциале России [1].

Ведение бизнеса Россия по условиям занимает сто двадцатую позицию в рейтинге Всемирного банка. Если быть конкретными, то перед ведущими логистами страны стоит большая задача по выведению России к 2018 году на двадцатую строчку. Одним из про-

ектов, оказывающих реальную поддержку российским перевозчикам, считается проект «Развитие экспорта транспортных услуг России».

Первоочередными показателями, по которым Россия значительно уступает своим конкурентам, являются стоимость грузоперевозок, качество выполняемых работ и быстрота таможенных процедур. В таблице представлены отличия российских авиакомпаний от иностранных по выделенным характеристикам.

Вне всякого сомнения, остается то, что мировой рынок для большинства российских компаний недоступен. Мало того, что их деятельность осуществляется в рамках межправительственных соглашений, так и по своей конкурентоспособности они сейчас не соответствуют мировому уровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.