Научная статья на тему 'Коллекция карманных часов Псковского музея-заповедника'

Коллекция карманных часов Псковского музея-заповедника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
602
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллекция карманных часов Псковского музея-заповедника»

сжусстш®

И. А. Галицкая

Коллекция карманных часов Псковского музея-заповедника

Первые часы появились в Лондоне в XIII веке. Это были башенные часы. В XV столетии башенные часы появились в Московском Кремле. Они строились и были распространены в России в допетровскую эпоху. Нюрнбергский слесарь Петр Генлейн, по-видимому, первый сумел придать часам небольшие размеры так, чтобы их можно было носить в кармане: он был изобретателем карманных часов. Первые портативные механические часы («нюрнбергские яйца»1) были выпущены в продажу в Нюрнберге в 1510 году2. Мы традиционно называем мужские часы карманными, а женские — корсетными по месту их расположения в костюме. Успех был настолько ошеломительным, что часовые мастера сразу стали соперничать в украшении своих изделий. Часто создавались настоящие шедевры ювелирного искусства. Часы могли изготавливать несколько мастеров: сначала механизм, а затем ювелирный футляр для него. Искусной ручной резьбой покрывались иногда даже детали механизма. С момента возникновения часы — это дорогое престижное украшение. Начиная с XVII века, часовой механизм вставляют в трости, вазы, даже в люстры и ножи, прида-

Галицкая Ирина Акиндиновна — хранитель коллекции драгоценных металлов и драгоценных камней Псковского музея-заповедника.

вая футлярам часового механизма самый разнообразный облик3. Но все же самыми распространенными были часы круглой формы. Профессия часовщика была престижной, и среди них были знаменитые люди: ремеслу часовщика в юности учился у своего отца Бомарше; Вольтер был ревностным покровителем часовой индустрии и имел фабрику в городке Ферней недалеко от Женевы, которая под его руководством процветала. Художественно отделанные часы с живописной эмалью в корпусах цветного золота, усыпанные бриллиантами и с репетицией нашли большой сбыт среди придворных Людовика XV. Известно, что Екатерина II приобрела у Вольтера часы в 20000 талеров4.

Веку Екатерины принадлежат и самые ранние в нашей коллекции часы, которые датируются концом XVIII столетия. Они подарены музею в 1963 году Софьей Эрне-стовной Вавуль5. Это французские часы с городским клеймом Парижа6. Часы в золотом корпусе без крышки, украшены с обеих сторон по периметру фризом белой эмали с пятиконечными золотыми звездами. Фриз отделен от белого циферблатного поля полосой позолоты, и это яркое сочетание, присущее стилю рококо, придает часам особую нарядность. Задняя плата часов изображает звездное небо: на эмали чередуются темно

и ярко-синие штрихи, образующие фон, на котором расположены 37 ограненных «розой»7 алмазов. Французские мастера в XVII столетии значительно обогатили технологию изготовления и цветовую гамму эмалей. Прозрачные эмали двух оттенков темного синего цвета создают красивый мерцающий фон для ограненных алмазов, которые подчеркивают высокий статус предмета. Часы ХУН-ХУШ столетий, как правило, имели аллегорические, чаще всего латинские надписи «Помни о смерти», «Время бежит» или украшались сюжетами, символизирующими краткость временной земной жизни челове-ка8. В наших часах изображение звездного неба должно восприниматься как символ вечности, противопоставленной быстротекущему времени. Еще одни швейцарские женские золотые часы начала ХХ века находились в составе клада столовых приборов и украшений, найденного в 1974 году на улице М. Горького при строительстве котельной на месте нынешнего Завеличенского РОВД и переданы в музей рабочими С. С. Васильевым и В. П. Яковлевым.

Среди часов есть и мемориальные. Женские портативные часы диаметром 33-35 мм принято называть «корсетными». Одни из них, изготовленные в Женеве, датируются по пробирным клеймам рубежом XIX и ХХ веков, принадлежали писательнице Маргарите Владимировне Ямщиковой, которая издавала свои книги под мужским псевдонимом Ал. Алтаев. Она писала в жанре исторического романа и создавала для детей беллетризованные биографии представителей русской и мировой культуры. Согласно «Большой советской энциклопедии», Ал. Ал-таеву принадлежит 150 книг. Дача писательницы, где сейчас расположен мемориальный музей, находилась в деревне Лог Плюсского района. Ее дочь и соавтор, Л. А. Ямщикова-Дмитриева, передала эти часы в составе целой коллекции вещей, принадлежащих матери, в 1961 году в дар. Часы украшены так же, как украшались мужские хронометры такого класса, но они более изящные, с позолоченными ажурными стрелками. Индивидуальность им придает владельческий инициал: первая буква имени «М», процарапанная в

гербовом щитке на верхней крышке часов.

Выделяются необычной «легендой» дамские портативные часы, по словам их последней владелицы Н. М. Молевой9, принадлежавшие принцессе Елизавете Александре Луизе Алисе Гессен-Дармштадской, Великой Княгине преподобномученице Елизавете Федоровне, жене Великого Князя Сергея Александровича, сестре последней русской императрицы. Наружная сторона верхних крышек этих часов украшена ручной гравировкой, в виде вьющихся листьев аканта, и даже фон проработан резцом и заполнен мелким штриховым орнаментом. Ручная гравировка выделяет их среди более дешевых образцов, украшенных гильошировкой. В центре верхней крышки в гербовом щитке каллиграфически выполненный владельческий инициал «А», который пока не нашел объяснения. Получены часы в 2015 году в дар через С. К. Сарчен-кова от Н. М. Молевой, которая, в свою очередь, получила их от деда, Матвеева Ивана Гавриловича, с ее слов, «последнего дежурного генерала по Западному фронту».

Женщины XIX столетия носили часы в качестве подвески на цепочке, как это изображено на известном портрете Е. А. Карамзиной10, или на шатлене11, но уже в середине XIX века к визитному платью надевают жесткий ювелирный браслет обручем, в который вместо камня вставляются часы. И называли их не «часы с браслетом», как мы сейчас, а «браслет с часами». А чуть позже появляется мода на броши с часами и на дорожные портмоне, на задней стенке которых находятся часы12. Часы были дорогим и престижным подарком. Прима-балерина Императорского балета М. Ф. Кшесинская вспоминает, что в 1899 году ей были преподнесены «миниатюрные часики для ношения в петлице. Снаружи виднелся только крошечный циферблат, обрамленный бриллиантами, а самого механизма не было видно»13 Мужчины начинают носить наручные часы позже дам.

Мужские карманные часы (КП-1181) принадлежали легендарному путешественнику Глебу Леонтьевичу Травину, проехавшему на велосипеде14 вдоль всех границ Советского Союза в 1926-1931 годах. Это часы в серебряном корпусе с ключевым заводом и тремя крышками, верхняя из которых

украшена резьбой штихелем, изображающей крупный цветок, окруженный венком и гильошированной15 сеткой. Оформление наружных крышек такого рода часов выполнялось часто в технике гильоширования. Исполненные машиной сложные криволинейные орнаменты как нельзя лучше подходят для декорирования слегка выпуклых, закругленных по краям крышек часов. Эта новая техника декорировки изделий из драгоценных металлов завоевала такую популярность, что после успеха на I Всемирной выставке художественно-промышленных товаров в Лондоне и Всероссийской промышленной выставки в Москве в 1853 году владелец ювелирной фирмы И. Сазиков был награжден медалью на Владимирской ленте за заслуги, среди которых было введение машины для гильоши-ровки. Эта техника широко применялась и в изделиях фирмы К. Фаберже.

Часы Г. Л. Травина переданы музею в 1967 году составе коллекции предметов, которые были с путешественником во время его поездки вдоль тогдашних границ страны. На крышке механизма его швейцарских часов 1893-1917 годов выпуска гравировано «Часы для России». В «Золотой кладовой» Псковского музея хранится большая коллекция мужских хронометров рубежа XIX и XX веков, среди которых есть интересные экземпляры. Все они произведены швейцарскими фирмами либо в городах Швейцарии, либо в Петербурге. Это было время, когда российский рынок целиком захватили иностранные производители часов. С середины XIX века процветающая часовая промышленность стран Западной Европы нашла обширное поле сбыта своей продукции, тем более что таможенная политика России, которая вводила высокие пошлины на готовые часовые изделия, а ввоз деталей был практически бесплатным, провоцировала создание сборочных цехов и организацию торговли этой продукцией в российских городах. К началу ХХ века в Россию поставляли часы, их детали и инструменты 2 английские фирмы, 14 немецких, 5 французских и 38 швейцарских предприятий16. Эта ситуация привела к упадку собственной промышленности и индивидуального мастерства часовщиков17. В провинциальном Пскове в конце XIX

века существовало несколько часовых магазинов18 и часовых мастерских19. Очень характерную рекламу дал часовой магазин И. А. Израелита в «Псковском городском листке»: «И. А. Израелит, кончивший французское училище часового производства Ecole Nationale d'Horlogerie, извещает, что он привез из Женевы в большом количестве разные карманные часы, и вследствие его непосредственных сношений с лучшими женевскими фабриками, он в состоянии продавать наилучшие часы по весьма дешевым ценам. Всякому покупающему часы в магазине И. Л. Израелита (Великолуцкая улица дом Неймана) дается бесплатно изящный футляр. Починки производятся хорошо и дешево»20.

Карманные часы (КП-1182) были изготовлены в Петербурге между 1893 и 1917 годом швейцарской фирмой Генриха Кана, который был поставщиком частей императорской гвардии. Вероятно, и принадлежали они некоему конногвардейцу, потому что на крышке часов выгравирована надпись «Призъ за Ьзду».

Вслед за распространением часов в гражданском обществе и военной среде постепенно начала формироваться их наградная функция. Наряду с другими предметами ювелирного искусства, они получили статус императорского подарка, награждение которым стало приобретать регулярный характер. Пожалованные часы вносились в послужные списки тех, кто их получал. При этом установленный срок для представления к следующей награде лица, получившего подарок от высочайшего имени, должен был отсчитываться и от времени пожалования часов. Вместе с тем, наградные часы, жалуемые императором за участие в состязаниях, выполняли роль приза в тех случаях, когда этот приз устанавливался по личному повелению государя. Таковыми, очевидно, были и наши часы с гравировкой «Приз за ■Ьзду». Серебряные карманные часы стали регулярно вручаться в конце 60-х гг. XIX в. — после установления в войсках состязательных испытаний21. Среди многочисленных швейцарских и русских фирм, занимавшихся поставками часов с призовой военной тематикой, к концу XIX — началу

XX вв. безусловными монополистами стали фирмы «Павел Буре» и «Генрих Кан». У Генриха Кана был специальный магазин призовых часов для войск22.

«Генрихъ Канъ» — один из основных торговых домов Российской империи, хотя и не так широко известный как фирмы «Павелъ Буре» или «Г. Мозеръ». Но Генрих Кан сохранил отношения с Россией после и революции 1917 года. В советское время он выпустил четыре учебника по часовому делу, последнее издание его вышло одновременно в Москве и Ленинграде в 1937 году, а также «Краткую историю часового искусства», изданную несколько раньше, в 1926 году.

Оформление часов (КП-12827) получило в нынешнем, 2017 году, особую актуальность, в связи со 100-летней датой отречения Государя Императора Николая II, которое произошло в Пскове 2 (15) марта 1917 года. Это швейцарские часы фирмы

МопаМ» 1895 года, с вмонтированным в циферблат изображением Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Часы являлись наградой «За отличную стрельбу» (такая гравировка сделана на их верхней крышке). Надпись сопровождается изображением перекрещенных пушечных стволов и снаряда, в окружении лаврового венка победителя. Причем, это элементы заводского оформления, что предполагает специальный заказ23. На внутренней стороне сделана гравировка уже самими дарителями: «Отъ офицеровъ перемЪннаго состава24 офиц. Арт. школы. 4 Бат. 37 Арт. Бриг25. бомбардиру-наводчи-ку26 Павлу Иванову 1895 г.» В музей часы поступили от псковички Н. М. Михайловой. По мере расширения производства часов, а, следовательно, их удешевления и доступности, часы, главным образом, серебряные, все активнее стали использоваться как награда и для нижних чинов. В годы царствования императоров Александра II, Александра III и Николая II для поощрения нижних чинов из Императорского Кабинета стали выдаваться серебряные, редко — золотые, часы, украшенные гравировкой. Серебряные часы с портретом Николая II встречаются крайне редко, что объясняется незначительным ко-

личеством пожаловании, которые, главным образом, состоялись в первые годы царствования.

Коллекция портативных часов Псковского музея насчитывает десять единиц хранения. Большинство из них — это продукция швейцарских фирм второИ половины XIX — начала XX века. Среди них есть часы, произведенные между 1891 и 1900 годом фирмой Луи Брандта, которая позже зарегистрировала широко известные марки «Гельвеция» и «Омега». Эта фирма впервые отказалась от сборочных мастерских, широко распространенных в то время в часовом мире, в пользу современного фабричного производства из собственных компонентов. Механизированные, а не ручные процессы, а также создание первой в Швейцарии «раздельной сборочной системы» с возможностью взаимозамены стандартных частей позволили компании производить часы наивысшей точности. В начале ХХ века фирма была официальным поставщиком часов для Британских Королевских ВВС и армии США.

Двумя экземплярами — женскими и мужскими часами представлена в нашей коллекции фирма «Monard», по одной единице часов «Perret & Fils Brenets» и «Georges Favre-Jacot». Последняя существовала на родине часовой промышленности Швейцарии в городе Ле Локль. Личность Георга Фавра Жако вошла в историю часового искусства и часовой промышленности в связи с люк-совой часовой маркой ZENITH. Он родился в Ле Локле и в 1865 году в возрасте 22 лет организовал в своем городе производство часов и сборочных комплектов. В скором времени была отработана схема завоза комплектующих в Россию для сборки и сбыта. Сборку производили преимущественно в Петербурге. В 1896 году продукция фирмы получила золотую медаль на Швейцарской национальной ярмарке в Женеве, а спустя четыре года удостоилась награды на знаменитой международной выставке в Париже. Львиная доля экспорта приходилась на Российскую Империю. Часы Georges Favre-Jacot получили широкое распространение в России, поэтому их до сих пор несложно найти во многих коллекциях. В 1911 Георг

Фавр-Жако переименовал компанию, дав ей название самого удачного из созданных им механизмов — ZENITH.

Швейцарская фирма Perret & Fils поставляла часы на рынок Российской Империи, поэтому марка тоже довольно распространена. Фирма «Perret & Fils» существовала в городе Ле-Брене (Les Brenets) в Швейцарии с 1843 года, а торговая марка с изображением пальмовых ветвей «La Palme», которая обозначена на крышке наших часов, была зарегистрирована фирмой в 1887 году27.

Часы с момента своего изготовления были не только утилитарным, но и статус-

ным предметом. Старые петербуржцы вспоминают, что как только в полдень раздавался выстрел пушки со стен Петропавловской крепости, на прилегающих улицах города мужчины делали одинаковый жест, доставая из жилетного кармана свои часы — сверить время и продемонстрировать дорогую вещь. Оформление футляра часового механизма являлось воплощением художественной мысли своего времени и подчинялось законам моды.

Примечания

1. Наименование «яйцо» ничего общего не имеет с их формой; оно произошло от латинского слова «hora», что означает час, время; путем постепенного искажения слова на немецком языке в конечном результате получилось «яичко», «яйцо»// Канн Г. Краткая история часового искусства. [Электронный ресурс]: URL: http://fanread.ru/book/14128037/?page=6

2. Забозлаева Т. В. Драгоценности в русской культуре XVIII-XIX веков. Словарь. История. Терминология. Предметный мир. СПб., 2003. С. 411.

3. Например, часы в форме креста мастера Исидора Шампиона сер. XVII в. Париж, из коллекции Эрмитажа, № Э-11338. Такие часы производились во Франции для католических священников. В Оружейной палате хранятся часы, вставленные в ручку перочинного ножа // К. В. Донова, Л. В. Писарская. Оружейная палата. М., 1960. С. 77.

4. Канн Г. Краткая история часового искусства. [Электронный ресурс]: URL: http://fanread.ru/ book/14128037/?page=6

5. С. Э. Вавуль — внучка Богдана Андреевича Целлинского (Zellinsky, Johann Gottlieb) — профессора агрономии первого российского сельскохозяйственного института, действительного члена Вольно-Экономического общества, действительного члена Лебедянского, Калужского и Кавказского селькохозяйственных обществ, члена-корреспондента Ученого Комитета Министерства Государственных имуществ и т. д. Выйдя в отставку в 1866 г., Б. А. Целлинский поселяется вблизи Пскова, в своем имении Грузинском, создав образцовое хозяйство, на базе которого в дальнейшем вырос пригородный совхоз «Победа». Дом матери нашей дарительницы, Софии Готлибовны Вавуль, находился на Запсковье по Богоявленской улице // ГАПО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 254.

6. Клеймо в виде птичьей головы (Париж?).

7. Огранка «роза» — применяется для обработки камней небольшого размера. Представляет собой низкую пирамиду с плоским основанием и двумя рядами треугольных граней.

8. О быстротечности времени и о вечности, ожидающей человека после его смерти, напоминают часы (Германия, XVI в.) из эрмитажной коллекции, оформленные в виде Распятия с черепом Адама в основании креста № Э-12057, или часы в форме черепа № Э-11080. Череп — часто встречающаяся деталь натюрмортов XVI-XVIII столетия с мыслью «memento mori».

9. Нина Михайловна Молева, доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза писателей и Союза художников России, автор книг, посвященных различным проблемам истории искусства, коллекционер.

10. Неизвестный художник, 1830-е годы. Всероссийский музей А. С. Пушкина Санкт-Петербург.

11. Шатлен — декоративно оформленное приспособление из цепочек разной длины и крючков, которыми они прикреплялись к поясу. Служило для прикрепления к поясу платья флакона с духами, веера, бальной сумочки, часов.

12. Забозлаева Т. В. Указ соч., С. 416.

13. Кшесинская М. Воспоминания / Пер. с французского Л. Папилиной. Смоленск, 1998. С. 105.

14. Велосипед, лыжи, серебряная ложка и другие предметы, бывшие вместе с Г. Л. Травиным в его путешествии, хранятся в Псковском музее-заповеднике и неоднократно выставлялись.

15. Гильошировка или гильоширование — гравирование сложного орнамента из пересекающихся линий. Производится на специальных или токарных станках и заключается в повторении кривой линии через равные или равномерно меняющиеся промежутки. Гильошировка — один из самых популярных способов декорировки бытовых изделий на рубеже XIX и ХХ веков. Множество портсигаров, различных футляров были изготовлены в такой технике.

16. Фокина Т. А. Часы мастеров и предприятий России XVHI — начала ХХ веков из собрания Политехнического музея. Каталог. М., 2007, С. 30.

17. У России еще с XVHI века были предпосылки для развития собственного часового дела. Вплоть до середины XIX столетия российские часы были конкурентоспособны. Но позднее они не смогли конкурировать с потоком серийной продукции западных фирм.

18. Часовая лавка Эты-Леи Фрадиной на Михайло-Архангельской улице, магазин часов, золотых и серебряных изделий и велосипедов Цимбал Фейги Моисеевны на Великолуцкой улице, часовой магазин Файгенблюма Соломона Гершовича на Великолуцкой улице в доме Батова, магазин золотых и серебряных изделий и часов псковского крестьянина Силаева Николая Сергеевича на ул. Сергиевской в доме Земского банка, часовая лавка Добрыша Абрама Хацкелевича на ул. Сергиевской в доме Соловьевой часовая и галантерейная лавка Шавинской Берты Эльевны на ул. Сергиевской, часовая и парфюмерная лавка Супера Аарона Шмульевича на ул. Сергиевской // ГАПО. Ф. 278. Псковское губернское раскладочное по промысловому налогу присутствие. Именной указатель. ЛЛ. 12, 22, 58, 61, 65, 67.

19. Часовая мастерская дворянки Матильды Федоровны Сущевской на ул. Мироносицкой в собственном доме, часовая мастерская и магазин Иерешиаса Алоизия Иосифовича на Михайло-Архангель-ской улице // ГАПО. Ф. 278. Псковское губернское раскладочное по промысловому налогу присутствие. Именной указатель. ЛЛ. 28, 62.

20. Псковский городской листок № 36. 1896 г. С. 4.

21. [Электронный ресурс]: URL: http://zarev-grad.livejoumal.com/65000.html

22. [Электронный ресурс]: URL: http://15061981.diary.ru/p202978452.htm?oam

23. Военное ведомство заказывало часы со специальной гравировкой для наград солдат и офицеров. Фокина Т. А. Указ соч. С. 32.

24. Офицеры переменного состава — курсанты Офицерской артиллерийской школы стрельбы — военно-учебного заведения русской императорской армии. Была учреждена 14 (26) марта 1882 года на базе двух образцовых батарей. Школа готовила командиров артиллерийских батарей. Теоретические познания закреплялись на боевых артиллерийских стрельбах в Усть-Ижорском и Красносельском лагерях. Практические стрельбы являлись главнейшим предметом занятий.

25. 37 артиллерийская бригада была сформирована в 1863 году. В 1873 году в состав бригады добавлена вновь сформированная 4 скорострельная батарея. Бригада была расквартирована в Петербурге.

26. Бомбардир-наводчик — нижний чин артиллерийских частей русской императорской армии с повышенной квалификацией (соответствовал ефрейтору в пехоте). В бомбардиры назначали за примерное поведение и хорошее знание службы.

27. Чурюканова О. В. Карманные часы в собрании Плесского музея-заповедника // [Электронный ресурс]: URL: http://www.plyos.org

1. Часы дамские портативные

Часы дамские в золотом корпусе без крышки, украшенные с обеих сторон по периметру ободком белой эмали с пятиконечными золотыми звездами. Циферблат эмалевый, белый, цифры черные римские, минуты обозначены короткими штрихами. Стрелки тонкие черные волнообразные. Стекло обрамлено двойным золотым ободком, на полосе белой эмали между линиями золота по окружности равномерно расположены золотые пятиконечные звездочки. Оборотная сторона: на фоне чередующихся темно и ярко-синих полос эмали, образующих фон, расположены 37 ограненных алмазов по 0,15 карата в корнеровой оправе. Механизм часов закрыт. Отверстие для завода часов ключом — на циферблате. В верхней части корпуса высокий штырек, заканчивающийся кольцом.

Материал, техника: золото 750°, литье, штамповка, гравировка, сталь, медные сплавы, эмаль, рубины, алмазы огранки «роза», стекло.

Надписи, клейма: на внутренних крышках пробирное клеймо в виде птичьей головы (Париж?).

Датировка, атрибуция: Франция, Париж (?), к. XVIII в.

Размер: D — 37, 43,64 г.

Сохранность: Царапины, потертости, загрязнения, утраты эмали и золотых звезд, утрачен ключ для завода часов, механизм не работает.

Происхождение: Поступили в дар в 1963 году от С. Э. Вавуль.

Инвентарные номера: КП-4158 ЗК-911.

2. Часы дамские портативные.

Часы дамские в золотом корпусе с тремя крышками. Заводятся при помощи ребристой заводной головки. Кольцо для цепочки из круглого дрота диаметром 1 мм, рядом с заводной головкой на корпусе металлическая кнопка затвора крышки. Наружные крышки прокрыты литым орнаментом мелкой сетки. На верхней крышке оставлен гладкий вензельный щиток. Циферблат белый эмалевый с черными римскими цифрами для обозначения часов и мелкими арабскими цифрами для обозначения минут. Внизу — круглый циферблат простого секундомера с арабскими цифрами, секундная стрелка прямая, тонкая, часовая и минутная — ажурные с орнаментом завитков и листьев.. Стрелки позолочены. Внутренняя крышка-пыльник гладкая с гравированными надписями в пять строк, заключенными в кольцо литого орнамента мелкой серки. Механизм на восьми рубинах, цилиндрового типа с пружиной, Шестерни и винты гладко отшлифованы. Фирма-производитель не обозначена.

Материал, техника: золото 583°, литье, штамповка, гравировка, сталь, медные сплавы, эмаль, рубины.

Надписи, клейма: на внутренних крышках пробирное клеймо Швейцарии, в фигурной рамке проба «56.14к» и № 32388, на внутренней крышке: "Cilindre", "8 rubys", "Remontoire", № 32388.

Датировка, атрибуция: н. ХХ в. Швейцария.

Размер: D — 33 мм, вес: 23,78 г.

Сохранность: потертости, царапины, загрязнения, пятна, отломаны наружные крышки, утрачено стекло, сколы и трещины эмали циферблата, коррозия, сломан механизм часов, стрелка секундомера деформирована, патина.

Происхождение: находились в составе клада, найденного в 1974 году на ул. Горького, при строительстве котельной на месте Завеличенского РОВД, переданы рабочими С. С. Васильевым и В. П. Яковлевым.

Инвентарные номера: КП-8749 (65) ЗК-1184.

3. Часы дамские портативные

Часы дамские в серебряном корпусе с тремя крышками. Наружная сторона верхних крышек украшена ручной гравировкой в виде вьющихся стилизованных листьев, фон проработан резцом и заполнен мелким точечным орнаментом. В центре верхней крышки в гербовом щитке владельческий инициал «А» Заводной винт с круглой ребристой головкой. Циферблат белый эмалевый с черными римскими цифрами по часовому кругу и мелкими арабскими на секундном круге. Оборот пластины циферблата покрыт голубоватой с синими крапинами контрэмалью1. Часовой механизм завода им. Масленникова г. Куйбышев, (выпуск часов с 1937 г.) Производство Langendorf Watch Co зарегистрировано в 1914 г.

1 Циферблатное поле в часах этого времени покрывалось чаще всего белой эмалью, на которую черной эмалью наносились необходимые цифровые и штриховые обозначения. Покрытие эмалью и обжиг ее повторялись несколько раз. Для того, чтобы пластинка с наложенной на нее эмалью прогревалась равномерно и не коробилась, оборотную ее сторону тоже сплошь покрывали эмалью, называя ее «контрэмаль».

Датировка, атрибуция: корпус и циферблат — Швейцария 1914-1917 гг., фирма "Langendorf Watch Co" часовой механизм — СССР, Завод имени Масленникова, г. Куйбышев, 1940-50 гг.

Материал, техника: серебро 935°, литье, штамповка, резьба, медный сплав, эмали, нержавеющая сталь, рубины.

Размеры, вес, проба: d — 33 мм, общий вес — 27,75 г.

Клейма: пробирные клейма Швейцарии 1893-1934 гг., Российское пробирное клеймо с обозначением пробы металла «84».

Надписи: на циферблате — "Langendorf Watch Co", двойной треугольник с пятиконечной звездочкой в центре и буквами S.H.L. по углам. На внутренней крышке в 6 рядов (84) «м», 7//110737// 84// 0, 936// пробирное клеймо Швейцарии 1893-1934 гг в виде суживающегося книзу щитка с изображением вставшего на задние лапы медведя// два более крупных таких же клейма в изогнутом щитке, у краев справа и слева процарапано: слева — H 35,5// 5V17. Справа — W 25201//I 73227. На внутренней стороне пыльника (84), в 6 рядов: «м», 7 110737// «84» // «0,935», швейцарские клейма, идентичные описанным. На механизме вдоль окружности слева и вверху: 15 камней// ЗИМ// 58683.

Происхождение: Получены в 2015 г в дар через С. К. Сарченкова от Н. М. Молевой.

Сохранность: загрязнения, потертости, потемнение металла, следы ремонтной пайки на верхней крышке, мелкие очаги коррозии, незначительная деформация верхней крышки, утрачен подлинный механизм и стрелки, из замененных стрелок сохранилась только часовая, трещины, сколы и мелкие утраты эмали и контрэмали на циферблате, утрачен штырек заводного винта.

Выставки: «Выставка новых поступлений к Международному дню музеев», май 2015 г.

Инвентарные номера: КП-36549/11 ЗК-1152.

4. Часы мужские наградные

Часы мужские карманные в серебряном корпусе с тремя крышками. Швейцарские часы фирмы «G. Monard» 1895 года, с вмонтированным в циферблат изображением Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Часы являлись наградой «За отличную стрельбу» (такая гравировка сделана на их верхней крышке). Надпись сопровождается изображением перекрещенных пушечных стволов и снаряда, в окружении лаврового венка победителя. Причем, это элементы заводского оформления, что предполагает специальный заказ. На внутренней стороне сделана гравировка уже самими дарителями: «Отъ офицеровъ перемЪннаго состава офиц. Арт. школы. 4 Бат. 37 Арт. Бриг. бомбардиру-наводчику Павлу Иванову 1895 г.».

Заводятся при помощи ключей, отверстия для завода находятся на внутренней крышке, прикрывающей механизм часов. Кольцо для цепочки из круглого дрота диаметром 1 мм, рядом с головкой на корпусе металлическая кнопка затвора крышки. Наружные крышки прокрыты гильошированным орнаментом орнаментом мелкой сетки. Циферблат белый эмалевый с черными римскими цифрами для часового круга и мелкими арабскими цифрами для обозначения минут. Внизу — круглый циферблат простого секундомера с арабскими цифрами, стрелки прямые, тонкие, из медного сплава, секундная — черная. Внутренняя крышка-пыльник гладкая с гравированными надписями в три строки, заключенными в кольцо штампованного орнамента мелкой сетки. Механизм на пятнадцати рубинах с пружиной. Шестерни и винты гладко отшлифованы.

Материал, техника: серебро, стекло, литье, штамповка, гильошировка, гравировка, сталь, медные сплавы, эмаль, 15 рубинов, вставка фототехника, бумага.

Надписи, клейма: на внутренней стороне крышки пробирное клеймо Швейцарии, проба «0,875/84» и № 74410, на пыльнике надпись в три строки: «ANCER 15 RUBIS», Aiguilles № 74410» «G. MONARD».

Датировка, атрибуция: к. XIX в. Швейцария. Часовая фирма «Монардъ» имела медали национальной выставки в Женеве в 1896 г и «гран при» Универсальной выставки в Париже в 1900 г.

Размер: D — 4,9 мм, вес: 86,6 г , серебро 875° 43,6 г.

Сохранность: потертости, царапины, загрязнения, пятна, отломана наружная крышка, утрачены ключи, отсутствует крепление одной из деталей механизма, пожелтение бумаги, угасание изображения.

Происхождение : поступили в 1982 году от Чирковой Н. А.

Инвентарные номера: КП-12827 ЗК-765.

5. Часы мужские портативные

Часы мужские карманные в серебряном корпусе с шарообразной гладкой головкой для завода и кольцом, продетым сквозь нее. Через кольцо к нему прикреплен ключ для завода. Часы с тремя крышками. Наружные крышки украшены сетчатым орнаментом, а верхняя — гладким резервом в виде гербового щитка в окружении орнамента для владельческих инициалов. На крышке механизма надпись расположена по всей поверхности. Гравировкой на крышке механизма сделано изображение мчащейся санной повозки в одну лошадь. Ямщик и седок в теплых зимних одеждах. Надписи в пять строк вписаны в круглую форму предмета. Циферблат белый эмалевый с простым секундомером. Стрелки металлические прямые с небольшим утолщением посередине. Цифры черной эмали крупные римские, над ними штрихами обозначен минутный круг с мелкими арабскими цифрами. Четвертый час изображен в виде четырех крупных штрихов. Название фирмы заключено в рамку, украшенную виньетками. Часы повышенного класса с 23 рубинами. Фирма Жако — производство, основанное в 1865 году в городе Ле Локль — центре часовой промышленности. Часы для России могли быть собраны в Петербурге.

Материал, техника: литье, штамповка, гравировка, гильоширование, сталь, медные сплавы, эмаль, рубины.

Надписи, клейма: на внутренних крышках пробирное клеймо Швейцарии, в фигурной рамке. На обеих наружных крышках повторяется заводские номера, название фирмы и проба серебра: «0,875/84» и 84/875 № 2078964, № 4726, R GEORGES FAVRE-JACOT/ AVANSE, RETARD, ARGENT IR 0,875/84, «Часы для России» «Анкер 23 камней» «Верный ход» Георг Фавр Жако Локль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Датировка, атрибуция: II пол. XIX в. Швейцария.

Размер: D — 4,9 мм, вес: 88,6 г, 875 проба.

Сохранность: потертости до исчезновения орнамента, царапины, загрязнения, пятна, на деталях из медных сплавов и черного металла — коррозия и патина, утрачено стекло циферблата.

Происхождение : Поступили от Михайловой Н. М. в 1960 г.

Инвентарные номера: КП-3272 ЗК-1179.7.

6. Часы дамские портативные

Часы дамские в серебряном корпусе с тремя крышками, круглой гладкой головкой и кольцом, продетым сквозь нее. Наружные крышки украшены гильошированным сетчатым орнаментом. В центре верхней — оформленный по периметру гладкой полосой и орнаментом завитков — резерв для владельческой монограммы, где процарапана буква «М», начальная в имени владелицы. Крышка механизма с двумя отверстиями для завода, украшена фризом литой сетки. Надписи на крышке-пыльнике расположены по горизонтали. Крышка циферблата закрывается при помощи рычага, кнопка нажима находится в круглой головке часов. Циферблат белый эмалевый, закрыт стеклом. Часы обозначены крупными черными римскими цифрами, минуты — мелкими арабскими. Стрелки ажурные позолоченные. Механизм анкерного типа с ключевым заводом. На каждой оси стальная накладка, на двух из них — камни (рубины). В составе механизма система регулировки скорости хода. Часы среднего класса на 10 рубинах.

Материал, техника: серебро, позолота, литье, штамповка, гравировка, гильоширование, сталь, медные сплавы, эмаль, рубины.

Надписи, клейма: внутри наружных крышек клейма идентичные — пробирное клеймо Швейцарии, в фигурной рамке, проба «0,875», повторяются заводские номера 50097 и 5097 и клеймо «JW». На крышке механизма «CYLINDRE», 10 RUBIS, название фирмы «MONARD» заключено в рамку и место производства — «GENEVE».

Датировка, атрибуция: 1893-1934 гг., Швейцария, Женева.

Размер: D — 3,4 мм, вес: 33,7 г, 875 проба.

Сохранность: потертости, царапины, загрязнения, пятна, незначительная деформация торцовых поверхностей.

Происхождение: Поступили от Л. А. Ямщиковой-Дмитриевой, дочери писательницы Ал. Алтаев (Маргариты Владимировны Ямщиковой) в дар в 1961 г.

Инвентарные номера: КП-3626 ЗК-1180.

7. Часы мужские портативные

Часы карманные в серебряном корпусе с тремя крышками и ключевым заводом. Головка круглая гладкая с массивным кольцом для цепочки. Крышки присоединяются к корпусу при помощи штифтов. Нижняя крышка покрыта гильошированной сеточкой, в центре и по периметру резное изображение крупного цветка и венка из стилизованных листьев. Крышка механизма с двумя отверстиями для завода с надписями в шесть строк. В верхней половине гравированное изображение мчащейся двуконной триумфальной колесницы с возницей и богиней Афиной (?) в полном вооружении с лавровым венком победителя в руке. Надпись и рисунок обрамлены фризом орнамента косой сетки. Циферблат белый эмалевый с обозначенными крупными черными римскими цифрами часами и арабскими цифрами минутного круга. В нижней части циферблата простой секундомер с мелкими арабскими цифрами. Вверху — в прямоугольной рамке с виньетками по периметру синяя надпись «ТР1УМФЪ». Механизм анкерного типа. На каждой оси — стальная накладка с мелкими рубинами. В составе механизма система регулировки скорости хода.

Материал, техника: серебро, позолота, литье, штамповка, гравировка, гильоширование, сталь, медные сплавы, эмаль, рубины.

Надписи, клейма: внутри наружной крышки пробирное клеймо Швейцарии, в фигурной рамке, проба «0,875/84», заводской номер 291845 и клеймо <^». На крышке механизма «Часы для Россш», «ТР1УМФЪ», «Анкер», 16 камней, «Верный ходъ»

Датировка, атрибуция:1893-1934 гг., Швейцария.

Размер: D — 5,7 мм, вес: 105,93 г, 875 проба.

Сохранность: Сильное загрязнение, многочисленные мелкие деформации, потертости, царапины, пятна, коррозия стальных деталей, патина. Утрата накладных камней в механизме, утрата верхней крышки, стекла, стрелок, трещины на циферблате рант спадает, механизм сломан.

Происхождение: Поступили в 1967 г. Принадлежали путешественнику Глебу Леонтьевичу Травину. Переданы в дар в составе коллекции предметов, бывших с ним в путешествиях.

Инвентарные номера: КП-4978 ЗК-1181.

П. В. Басин. Портрет жены. 1837-1838 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.