Научная статья на тему 'Коллекция иконных образцов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств'

Коллекция иконных образцов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Урал / иконопись / старообрядческая икона / невьянская икона / иконные образцы / мастерская Филатовых / Ural / icon painting / Old Believers’ icons / Nevyansk icons / icon graphic prototypes / studio of Filatov family

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хионина Алина Юрьевна

В статье дается обзор коллекции иконных образцов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств, происходящей из мастерской иконописца Трефилия Васильевича Филатова. Автор рассматривает иконографический репертуар образцов, уделяя внимание сюжетам, распространенным в старообрядческой иконописи. Среди опубликованных памятников уральской старообрядческой иконописи были обнаружены аналоги композициям некоторых иконных образцов. Определены стилистические особенности ряда иконных образцов, имеющих характерные черты художественного стиля невьянской иконописи. Также в статье приводится краткий обзор изученных филиграней на бумаге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection of icon graphic prototypes in collection of Ekaterinburg Museum of Fine Arts

The article provides an overview of the collection of icon graphic prototypes in the collection of the Ekaterinburg Museum of Fine Arts. The collection of icon graphic prototypes has its origins in the studio of icon painter Trephily Filatov. The author examines the iconographic repertoire of icon graphic prototypes, paying attention to scenes that had been wide spread at Old Believers’ icon painting. Discovered similar compositions in published pieces of Ural Old Believers’ icon painting with the compositions on icon graphic prototypes are examined. Further, the author discusses the stylistic features of a row of icon graphic prototypes having specific traits of artistic style of Nevyansk icon painting. In the article a brief review of studied filigree paper is included.

Текст научной работы на тему «Коллекция иконных образцов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств»

Искусство Евразии. 2023. № 4 (31). С. 168–175. ISSN 2518-7767 (online)

Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2023, (4), pp. 168–175. ISSN 2518-7767 (online)

Научная статья

УДК 75.046:069.5(470.54)

DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.04.010

Коллекция иконных образцов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Хионина Алина Юрьевна

Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург, Российская Федерация

[email protected]

Аннотация. В статье дается обзор коллекции иконных образцов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств, происходящей из мастерской иконописца Трефилия Васильевича Филатова. Автор рассматривает иконографический репертуар образцов, уделяя внимание сюжетам, распространенным в старообрядческой иконописи. Среди опубликованных памятников уральской старообрядческой иконописи были обнаружены аналоги композициям некоторых иконных образцов. Определены стилистические особенности ряда иконных образцов, имеющих характерные черты художественного стиля невьянской иконописи. Также в статье приводится краткий обзор изученных филиграней на бумаге.

Ключевые слова: Урал, иконопись, старообрядческая икона, невьянская икона, иконные образцы, мастерская Филатовых

Для цитирования: Хионина А.Ю. Коллекция иконных образцов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 4 (31). С. 168–175. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.010. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1058.

Original article

Collection of icon graphic prototypes in collection of Ekaterinburg Museum of Fine Arts

Alina Yu. Khionina

Ekaterinburg Museum of Fine Arts, Ekaterinburg, Russian Federation

[email protected]

Abstract. The article provides an overview of the collection of icon graphic prototypes in the collection of the Ekaterinburg Museum of Fine Arts. The collection of icon graphic prototypes has its origins in the studio of icon painter Trephily Filatov. The author examines the iconographic repertoire of icon graphic prototypes, paying attention to scenes that had been wide spread at Old Believers’ icon painting. Discovered similar compositions in published pieces of Ural Old Believers’ icon painting with the compositions on icon graphic prototypes are examined. Further, the author discusses the stylistic features of a row of icon graphic prototypes having specific traits of artistic style of Nevyansk icon painting. In the article a brief review of studied filigree paper is included.

Keywords: Ural, icon painting, Old Believers’ icons, Nevyansk icons, icon graphic prototypes, studio of Filatov family

For citation: Khionina, A.Yu. (2023) ‘Collection of icon graphic prototypes in collection of Ekaterinburg Museum of Fine Arts’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (4), pp. 168–175. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.04.010. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1058. (In Russ.)

© Хионина А.Ю., 2023

Введение

Коллекция иконных образцов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств (далее — ЕМИИ) насчитывает 154 листа. Сюда входят прориси, переводы, сколки, оттиски с правками и дополнениями и рисунки.

Иконные образцы поступили в ЕМИИ в 1992 году от Николая Гавриловича Чеснокова, екатеринбургского художника, некоторое время занимавшегося коллекционированием икон. Помимо иконных образцов от него в собрание ЕМИИ также в разное время поступило несколько икон.

Все листы происходят из одного источника, коллекция иконных образцов принадлежала иконописцу Филатову Трефилию Васильевичу (1836–1900), работавшему в Уткинском заводе Красноуфимского уезда.

Представители династии иконописцев Филатовых были старообрядцами часовенного согласия. Иконописным ремеслом в семье занимались Иван Филатов, работавший до середины XIX века, Василий Иванович, Трефилий Васильевич и Николай Трефильевич, работавший как иконописец до 1929 года. Заказчиками мастерской Филатовых были старообрядцы и единоверцы Уткинской волости, поселка Бисерти, Висима, Быньговского и Невьянского заводов, Екатеринбурга, Камышлова, Тугулыма, Тюмени, Сарапула [1, с. 327–328].

Имея обширный круг клиентов, деловые и родственные связи с иконописцами Колчиными (Сарапул) и Панковыми (Екатеринбург), Филатовы собрали в своем семейном архиве большое количество прорисей, переводов и сколков, датируемых 1788–1918 годами.

Известно, что Николай Гаврилович Чесноков получил коллекцию иконных образцов от потомков Трефилия Васильевича Филатова, наиболее активно занимавшегося собирательством листов. Части коллекции Т.В. Филатова находятся в собрании ЕМИИ, в Свердловском областном краеведческом музее (далее — СОКМ), в Государственном историческом музее (далее — ГИМ), а также в частных собраниях в Екатеринбурге (i).

В отечественной литературе в виде научных каталогов были опубликованы коллекции иконных образцов в серии изданий ГИМ [2–8] и в каталоге коллекции иконных образцов из собрания Пушкинского Дома, составленном Г.В. Маркеловым [9]. Коллекция иконных образцов мастеров Романова-Борисоглебска из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства Андрея Рублёва (далее — ЦМиАР) представлена в статье С.А. Кирьяновой с обзором состава коллекции и кратким научным каталогом [10]. Также коллекция иконных образцов мастеров Романова-Борисоглебска из собрания ГИМ опубликована в работе З.П. Морозовой [11]. Коллекция иконных образцов иконописцев Пошехоновых из собрания ЦМиАР представлена в статье Ж.Г. Белик [12].

Коллекция иконных образцов в собрании ЕМИИ не рассматривалась в литературе самостоятельно. Несколько листов было опубликовано в альбоме-каталоге «Уральская икона» [1] и в издании к выставке «Богатырёвы. Династия иконописцев» 2017 года [13]. Также в альбоме-каталоге «Уральская икона» коллекция иконных образцов и собирательская деятельность Трефилия Васильевича Филатова упоминается в разделе со справочником иконописцев и иконописных мастерских Урала. В статье Ю.В. Сириной, посвященной обзору коллекции иконописи в собрании ЕМИИ [14], коллекция иконных образцов не была упомянута в силу того, что листы не являются произведениями иконописи, а представляют собой рабочий материал иконописца.

Таким образом, данная статья является первым публикуемым обзором коллекции иконных образцов из собрания ЕМИИ, включающим данные по исследованиям филиграней на бумаге, краткий анализ иконографического репертуара и стилистических особенностей листов коллекции с указанием на обнаруженные точные аналоги в музейных, церковных и частных иконных собраниях Екатеринбурга и Свердловской области.

Иконографический репертуар коллекции Т.В. Филатова

Диапазон иконографий в коллекции иконных образцов из мастерской Т.В. Филатова достаточно широк. Помимо сюжетов двунадесятых праздников, популярных иконографий Богоматери (Федоровская, Владимирская, Казанская, Толгская, Тихвинская, Всех скорбящих Радость) и Спаса (Господь Вседержитель, Спас Нерукотворный) широко используются менее распространенные или даже достаточно редкие иконографии (иконографии Богоматери «Нерушимая стена», «О Всепетая Мати», «Взыскание погибших», «Прежде Рождества Дева», «Млекопитательница»). Любопытен сколок с Богоматерью, помещенной в языках пламени и имеющей определенное иконографическое сходство с образами Богоматери Огневидной и Богоматери «Неопалимая Купина». Одной из самых часто встречающихся иконографий в коллекции является Собор архангела Михаила.

По иконографическому составу коллекции заметны предпочтения в выборе образов и сюжетов, указывающие на старообрядческое происхождение коллекции, — поясной Иоанн Предтеча Ангел Пустыни с изображением нагого тела Спасителя в потире, поясной Симеон Богоприимец, фигура Симеона Богоприимца в рост для исполнения на полях иконы, праведный Артемий Веркольский, Семь отроков Эфесских, святые Гурий, Самон и Авив, сколок с фрагментом Голгофского креста.

Довольно значимую часть коллекции представляют листы с образцами житийных икон — как собственно образы святых со сценами жития (великомученик Георгий со сценами жития, преподобный Герасим Иорданский со сценами жития, Мария Египетская со сценами жития), так и отдельные клейма (клеймо со встречей Марии Египетской и старца, житийные клейма к иконе святителя Николая, клейма чудес к иконе Богоматери Тихвинской).

Некоторые иконные образцы обнаруживают иконографические параллели с миниатюрами уральских старообрядческих рукописей, значительная коллекция которых хранится в собрании лаборатории археографии Уральского федерального университета. Ярким примером является иконный образец с сюжетом «Предста царица», имеющий иконографические детали, соответствующие книжным миниатюрам и не встречающие аналогов среди опубликованных памятников иконописи.

Среди образов в коллекции иконных образцов встречаются любопытные иконографические казусы — примером подобного иконографического творчества может послужить образ святителя Николая на престоле. При ближайшем рассмотрении листа заметны сильные потертости на бумаге, свидетельствующие о том, что в основе изображения была фигура Спаса Вседержителя, у которой была стерта голова и впоследствии заменена на изображение головы святителя Николая.

К некоторым иконным образцам удалось обнаружить точные или отличающиеся лишь несколькими деталями аналоги среди икон из музейных, церковных и частных собраний. Прорись с образом Александра Невского со сценами Невской битвы (рис. 1) в точности совпадает с рисунком иконы из собрания ЕМИИ (рис. 2). Три листа со сценами двунадесятых праздников аналогичны в размерах и в рисунке иконам Воскрешения Лазаря, Входа Господня в Иерусалим и Вознесения Господня из главного иконостаса Свято-Николаевского храма в селе Быньги [15, с. 220–223; 16, с. 74]. Почти полное совпадение по рисунку и в размерах имеет лист с иконографией облачного Успения Богоматери с иконой из частного собрания В.В. Маслакова (Екатеринбург) [17, с. 70–71]. Развернутая иконография Троицы Ветхозаветной со сценами Бытия на прориси из собрания ЕМИИ не имеет точного иконографического аналога среди опубликованных памятников иконописи, но представляет собой расширенную композицию, одновременно иконографически соответствующую иконе Троицы Ветхозаветной из иконостаса Успенского придела Свято-Николаевского храма села Быньги [15, с. 232–233] и иконе Троицы Ветхозаветной из собрания СОКМ [1, с. 180], написанной в мастерской Богатырёвых. Также в собрании имеются два листа с фрагментами иконографии Перенесения мощей святителя Николая из Мир в Бари, соответствующие по рисунку иконам данной иконографии невьянского письма. Прорись с изображением Марии Египетской со сценами жития и клеймо к житийной иконе Марии Египетской точно соответствуют рисунку иконы святой Марии Египетской с житием в 16 клеймах работы Ивана Васильевича Богатырёва из собрания Государственного музея истории религии [13, с. 20].

Рис. 1. Иконный образец (прорись). Святой благоверный князь Александр Невский со сценами жития (Невской битвы). XIX в. Невьянск. Бумага, сажа, тушь; оттиск, перо. Лист 57,7 × 48; рисунок 57,7 × 48. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Рис. 2. Икона. Благоверный князь Александр Невский со сценами Невской битвы. 1820–1830-е. Мастерская Богатырёвых, Невьянск. Дерево, ковчег, шпонки врезные сквозные, паволока, левкас, золочение, темпера. 69,2 × 58,1 × 3,2. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Поиск аналогов в собраниях невьянских икон позволяет уверенно идентифицировать неизвестных святых на иконных образцах: таким образом были определены апостолы Фома и Варфоломей для деисусного ряда, имеющие точные аналоги на иконе Собора двенадцати апостолов из собрания ЕМИИ [13, с. 23], а также пророки Елисей и Даниил для пророческого ряда, демонстрирующие точное сходство с образами пророка Елисея на иконе пророков из иконостаса Успенского придела Свято-Николаевского храма села Быньги и пророка Даниила на иконе праотцев и пророков из собрания ЕМИИ соответственно [13, с. 25].

Несколько листов представляют собой иконные образцы с фрагментами орнаментов, также имеются сколок с фрагментом горок и образец с фрагментом архитектурных кулис.

Стилистические особенности иконных образцов

Значительная часть иконных образцов, по рисунку соотносящихся с иконами невьянского письма, имеет ряд характерных стилистических признаков. Иконные образцы этой группы обладают узнаваемой манерой построения композиции многофигурных сюжетов, характерные слегка вытянутые пропорции фигур, представленных в изящных поворотах и позах, с акцентированными жестами, с мягкими силуэтами и округлыми линиями. Рисунок имеет усложненный рафинированный декоративный характер с узнаваемым ритмом складок одежд, исполненных почти орнаментально.

В рисунке фона хорошо читается стилистически уникальный позем невьянских икон с характерными горками, деревцами и кустиками, узнаваемыми особенностями изображения рек. Обращает на себя внимание также тип изображения архитектурных кулис и архитектурных сооружений на фоне, использование пышных барочных орнаментов и картушей.

Стилистически данная группа иконных образцов соотносится с характерными признаками стиля невьянской иконы конца XVIII – первой половины XIX века, что подтверждается обнаруженными аналогами среди памятников иконописи, указанными выше.

Следует отметить особый собирательский интерес Т.В. Филатова к прорисям с икон мастерской Богатырёвых и мастерской Малыгановых, представлявших собой ведущие иконописные мастерские Невьянска. Также очевидна ориентация Т.В. Филатова на невьянскую иконопись первой половины XIX века, что можно заметить по особенностям икон его работы.

На подписной датированной ученической работе Т.В. Филатова — иконе «Воскресение Господне — Сошествие во ад», выполненной иконописцем в возрасте 14 лет в 1849 году и хранящейся ныне в собрании ЕМИИ — в рисунке, исполненном на этапе знаменования, т. е. нанесения предварительного контура рисунка со сколка по левкасу, очевидно использование прориси с одной из икон работы мастерской Богатырёвых. Об этом свидетельствуют, помимо прочих стилистических признаков, характерные рокайльные картуши на полях иконы [1, с. 198–199]. В литературе приводится предположение, что Т.В. Филатов мог обучаться иконописному делу в Невьянске [18, с. 9].

Филиграни

В процессе работы с листами были изучены филиграни на бумаге. Ряд иконных образцов представляют собой листы, склеенные из нескольких фрагментов бумаги, — в таких случаях также были зафиксированы филиграни каждого фрагмента. Листов, имеющих филиграни с литерным сопровождением и «белой» датой, в коллекции значительное количество. Изучение филиграней на бумаге показало, что наибольшая часть образцов исполнена на бумаге производства ярославских бумажных мельниц (Ярославские бумажные мельницы Яковлевых, Ярославская фабрика Алексея Затрапезнова). Существенно в меньшем количестве представлены другие производители (Адищевская бумажная фабрика Демида Мещанинова, Вятская фабрика содержателя Рязанцева, Фабрика тобольского купца Алексея Григорьевича Дьяконова, Московской округи Копнинская фабрика Елизаветы Баташевой, Кинешемская фабрика Маркела Мещанинова, Унличская фабрика Переяславцевых, Тобольская фабрика Медведевых). В целом вся бумага, имеющая филиграни, отечественного производства.

Датирование листов по филиграням оказалось нецелесообразным в связи с выявленной разницей между временем производства бумаги и временем создания иконных образцов благодаря датированному образцу, имеющему подпись «Знамененъ июня въ вi денъ зтsi года» (1852) и филигрань с «белой» датой «1801».

Указанный существенный временной период превышает типичный диапазон залежности, используемый в датировке по филиграням, в связи с чем данный метод датировки оказался неактуальным.

Всего в коллекции имеются два подписных и датированных иконных образца за именем екатеринбургского иконописца Иллариона Артемьевича Панкова и один датированный образец, подписанный именем иконописца Ивана Петровича Бурмашова.

Заключение

Коллекция иконных образцов из собрания ЕМИИ, происходящая из мастерской одного из последних мастеров старообрядческой иконописи Урала Трефилия Васильевича Филатова, представляет значительный научный интерес. Изучение коллекции позволяет выделить пользующиеся наибольшим предпочтением иконографические сюжеты и схемы, а также демонстрирует иконографические варианты, не встречающиеся в сохранившихся памятниках иконописи. Кроме того, состав и характер коллекции отражает стилистические предпочтения Т.В. Филатова и его ориентацию на невьянское письмо первой половины XIX столетия. Первичный стилистический анализ показывает, что обращение к иконным образцам в данном направлении также представляет интерес в рамках изучения эволюции стиля невьянской иконописи в целом. Методика обращения к поиску точных или близких аналогов среди иконописных памятников в собраниях Екатеринбурга и Свердловской области оправдывает себя при установлении персоналий неизвестных святых при отсутствии характерных узнаваемых атрибутов в их изображениях на иконных образцах. Таким образом, изучение комплекса иконных образцов, происходящих из мастерской Т.В. Филатова, позволяет шире взглянуть на невьянскую иконописную традицию в целом и глубже изучить истоки стиля в работах иконописца в частности.

Примечание

(i) Автор статьи выражает благодарность за предоставленные материалы и сведения Н.Г. Кряжевой и О.И. Бызову.

Список источников

1. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII – начала XX в. / авт.-сост. Ю.А. Гончаров, Н.А. Гончарова, О.П. Губкин, Н.В. Казаринова, Т.А. Рунёва. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. 352 с.

2. Иконные образцы XVII – начала XIX века / сост. З.П. Морозова. М.: Государственный Исторический музей, 1993. 23 с.

3. Иконные образцы XVII – начала XX века : каталог датированных и подписных иконных образцов / сост. З.П. Морозова. М.: Государственный Исторический музей, 2003. 152 с.

4. Иконография «Спаса Нерукотворного» / сост. З.П. Морозова. М.: Государственный Исторический музей, 2000. 32 с.

5. Иконография Богоматери и Богородичные праздники / сост. З.П. Морозова. М.: Государственный Исторический музей, 1993. 23 с.

6. Иконография Иисуса Христа / сост. З.П. Морозова. М.: Государственный Исторический музей, 1994. 31 с.

7. Иконография Илии пророка / сост. З.П. Морозова. М.: Государственный Исторический музей, 2005. 32 с.

8. Иконография русских святых / сост. З.П. Морозова. М.: Государственный Исторический музей, 1994. 31 с.

9. Маркелов Г.В. Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. 286 с.

10. Кирьянова С.А. Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства Андрея Рублёва // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. № 3 (9). С. 112–126.

11. Морозова З.П. Иконописцы Романова-Борисоглебска. Иконные образцы XVII – начала XIX века из собрания ГИМ. М.: Государственный Исторический музей, 2010. 231 с.

12. Белик Ж.Г. Собрание прорисей иконописцев Пешехоновых: первые итоги исследования // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Т. XVII : сборник научных статей / отв. ред. Н.И. Комашко. М.: Алетейя, 2020. С. 108–115.

13. Богатырёвы. Династия Невьянских иконописцев. Из музейных и частных собраний / авт. текста О.П. Губкин. Екатеринбург: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2017. 36 с.

14. Сирина Ю.В. Иконное собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. 3. Екатеринбург: ИД «Автограф», 2010. С. 381–386.

15. Невьянского письма благая весть. Невьянская икона в церковных и частных собраниях / науч. ред. И.Л. Бусева-Давыдова. Екатеринбург: ООО «ОМТА», 2009. 312 с.

16. Гилёва К.А., Будрина Л.А. Художники уральских заводов. Искусство конца XVIII – первой половины XIX века : научный каталог выставки в Екатеринбургском музее изобразительных искусств / ред. Е.В. Гарник. Екатеринбург: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2019. 120 с.

17. «Писан бысть сей святый образ в невьянском заводе» : альбом-каталог частной коллекции В.В. Маслакова. Т. 1 / ред.-сост. О.И. Бызов. Екатеринбург: Артефакт, 2011. 223 с.

18. Гончарова Н.А., Губкин О.П., Рунева Т.А. Иконописное наследие Урала: истоки и пути развития // Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII – начала XX в. / авт.-сост. Ю.А. Гончаров, Н.А. Гончарова, О.П. Губкин, Н.В. Казаринова, Т.А. Рунёва. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. С. 7–12.

References

1. Goncharov, Yu.A., Goncharova, N.A., Gubkin, O.P., Kazarinova, N.V. and Runeva, T.A. (comps.) (1998) The Ural icon. The painted, carved and cast icons of the 18th – early 20th centuries. Ekaterinburg: Ural University. (In Russ.)

2. Morozova, Z.P. (comp.) (1993) Icon samples of the 17th – early 19th centuries. Moscow: State Historical Museum. (In Russ.)

3. Morozova, Z.P. (comp.) (2003) Icon samples of the 17th – early 20th centuries: catalog of dated and signed icon samples. Moscow: State Historical Museum. (In Russ.)

4. Morozova, Z.P. (comp.) (2000) The iconography of the “Savior Not Made by Hands”. Moscow: State Historical Museum. (In Russ.)

5. Morozova, Z.P. (comp.) (1993) The iconography of the Mother of God and the Feasts of the Mother of God. Moscow: State Historical Museum. (In Russ.)

6. Morozova, Z.P. (comp.) (1994) The iconography of Jesus Christ. Moscow: State Historical Museum. (In Russ.)

7. Morozova, Z.P. (comp.) (2005) The of Elijah the prophet. Moscow: State Historical Museum. (In Russ.)

8. Morozova, Z.P. (comp.) (1994) The of Russian saints. Moscow: State Historical Museum. (In Russ.)

9. Markelov, G.V. (1999) Tracings and transfers from the icons from the collection of the Pushkin House. Saint Petersburg: Dmitry Bulanin Publ. (In Russ.)

10. Kiryanova, S.A. (2012) ‘Icon samples of the masters of Romanov-Borisoglebsk in the collection of the Central Museum of Ancient Russian Culture and Art of Andrei Rublev’, Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya V. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva = Saint Tikhon's University Review. Series V: Problems of History and Theory of Christian Art, (3), pp. 112–126. (In Russ.)

11. Morozova, Z.P. (2010) Icon painters of Romanov-Borisoglebsk. Icon samples of the 17th – early 19th centuries from the collection of the State Historical Museum. Moscow: State Historical Museum. (In Russ.)

12. Belik, Zh.G. (2020) ‘Collection of tracings of the Peshekhonov icon painters: first results of the research’, in Komashko, N.I. (ed.) Proceedings of the Central Museum of Ancient Russian Culture and Art named after Andrei Rublev, vol. 17. Moscow: Aletheya, pp. 108–115. (In Russ.)

13. Gubkin, O.P. (comp.) (2017) Bogatyrevs. Dynasty of Nevyansk icon painters. From museum and private collections. Ekaterinburg: Ekaterinburg Museum of Fine Arts. (In Russ.)

14. Sirina, Yu.V. (2010) ‘Icon collection of the Ekaterinburg Museum of Fine Arts’, Vestnik muzeia “Nevianskaia ikona” = Bulletin of the Nevyansk Icon Museum, issue 3. Ekaterinburg: Autograph, pp. 381–386. (In Russ.)

15. Buseva-Davydova, I.L. (ed.) (2009) Nevyansk icon-painting good news. Nevyansk icon in church and private collections. Ekaterinburg: OMTA Publ. (In Russ.)

16. Gileva, K.A. and Budrina, L.A. (2019) Artists of the Ural factories. The art of the late 18th – the first half of the 19th century. Ekaterinburg: Ekaterinburg Museum of Fine Arts. (In Russ.)

17. Byzov, O.I. (ed.) (2011) This Holy image was painted in the Nevyansk factory. Album-catalogue of the private collection of V.V. Maslakov, vol. 1. Ekaterinburg: Artifact. (In Russ.)

18. Goncharova, N.A., Gubkin, O.P. and Runeva, T.A. (1998) ‘Icon painting legacy of the Ural: sources and ways of development’, in Goncharov, Yu.A., Goncharova, N.A., Gubkin, O.P., Kazarinova, N.V. and Runeva, T.A. The Ural Icon. The Painted, carved and cast icons of the 18th – early 20th centuries. Ekaterinburg: Ural University, pp. 7–12. (In Russ.)

Информация об авторе:

Хионина Алина Юрьевна, старший научный сотрудник, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург, Российская Федерация, [email protected].

Information about the author:

Alina Yurievna Khionina, Senior Research Officer, Ekaterinburg Museum of Fine Arts, Ekaterinburg, Russian Federation, [email protected].

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares that there is no conflict of interest.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 11.12.2023; одобрена после рецензирования 21.12.2023; принята к публикации 23.12.2023.

The article was received by the editorial board on 11 December 2023; approved after reviewing on 21 December 2023; accepted for publication on 23 December 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.