Научная статья на тему 'Коллекция бус из раскопок средневекового городища Уфа-II'

Коллекция бус из раскопок средневекового городища Уфа-II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
502
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУСЫ / СТЕКЛОДЕЛИЕ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ЮЖНОЕ ПРИУРАЛЬЕ / ГОРОДИЩЕ УФА-II / BEADS / GLASS PRODUCTION / MIDDLE AGES / SOUTHERN URALS / UFA-II SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тамимдарова Р. Р.

Исследуется массив каменных, раковинных, стеклянных, фаянсовых бус и бус из осадочных пород, обнаруженных в ходе раскопок средневекового городища Уфа-II. Рассмотрены их морфология (материал, форма, размер, цвет основы и декора), технология изготовления. Предпринята попытка датировать материал, выявить центры производств и пути поступления бус на территорию Южного Приуралья. Изучение бус городища позволило определить основной временной диапазон их бытования IV-VIII вв.н.э. Все бусы, найденные при раскопках городища Уфа-II, являлись импортом и связаны своим происхождением со стеклодельными мастерскими Сирии, Египта, Средиземноморья, а также с индийскими, иранскими и прибалтийскими центрами камнерезного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEADS COLLECTION FROM EXCAVATIONS OF UFA-II MEDIEVAL SETTLEMENT

The article investigates the collection of stone, shell, glass, faience and sediment beads, found in the course of Ufa-II medieval settlement excavations. The beads morphology (material, form, size, base and decor colour) and production technology have been examined as well. An attempt has been made to date back the materials, reveal production centers and routes of beads inflow to Southern Urals. The analysis of the beads from the settlement allowed to identify their time span as of IV-VIII A. D. All the excavated beads were imported and connected in their origin to the glass workshops of Syria, Egypt, the Mediterranean, as well as to the Indian, Iranian, and Baltic stone-cutting centers.

Текст научной работы на тему «Коллекция бус из раскопок средневекового городища Уфа-II»

УДК 930.26 (470.57)

КОЛЛЕКЦИЯ БУС ИЗ РАСКОПОК СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДИЩА УФА-II

© Р. Р. Тамимдарова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 229 96 39.

E-mail: ridushka@mail.ru

Исследуется массив каменных, раковинных, стеклянных, фаянсовых бус и бус из осадочных пород, обнаруженных в ходе раскопок средневекового городища Уфа-II. Рассмотрены их морфология (материал, форма, размер, цвет основы и декора), технология изготовления. Предпринята попытка датировать материал, выявить центры производств и пути поступления бус на территорию Южного Приуралья. Изучение бус городища позволило определить основной временной диапазон их бытования IV—VIII вв. н. э. Все бусы, найденные при раскопках городища Уфа-II, являлись импортом и связаны своим происхождением со стеклодельными мастерскими Сирии, Египта, Средиземноморья, а также с индийскими, иранскими и прибалтийскими центрами камнерезного производства.

Ключевые слова: бусы, стеклоделие, средневековье, Южное Приуралье, городище Уфа-II.

Бусы, обнаруженные при исследовании средневекового городища Уфа-11, составляют менее 1% от всего массива находок. Из 111 экземпляров 14 экз. (13%) составляют бусы из поделочных камней (халцедона, сердолика, агата, хрусталя и опала, рис. 1, 1-10), 5 экз. (4%) - из осадочных пород (янтаря и гагата, рис. 1, 11-13), 6 экз. (5%) - раковины (рис. 1, 14-16), 4 экз. (4%) из так называемого египетского фаянса (рис. 2, 18-20) и 82 экз. (73%) из стекла. Материал одной бусины точно не установлен: ее нижняя часть изготовлена из опала либо халцедона, верхняя - из секреции агата (отнесен нами к разделу каменных бус, рис. 1, 17).

Бусы из поделочных камней и осадочных пород имеют следующие формы: сердоликовые - зонные (4 экз.), шарообразные (4 экз.), дисковидная (1 экз.), биконическая (1 экз.); опаловая, агатовая бусины -шарообразные, халцедоновая - зонная. Бусина, материал которой был определен как составной из халцедона и агата,- сложнодисковидная. Бусы из янтаря имели дисковидную (2 экз.), подтреугольную (1 экз.) и цилиндрическую (1 экз.) формы. Форма гагатовой бусины - дисковидная. Раковинные бусы были округлых форм - цилиндрические (2 экз.) и шарообразная, усеченная ассиметрично (1 экз.). Коралловые бусы - цилиндрические.

Стеклянные бусы представлены большим разнообразием форм: больше всего найдено бисера - 26 экз., зонных (19 экз.) и шаровидных (20 экз.). Бочонковидных, цилиндрических, кольцевидных и яйцевидных - по 2 экз., дисковидных и полиэдрических - по 3 экз., бипирамидальная - 1 экз. У про-низок (2 экз.) были учтены формы долей, которые при перехвате щипцами получились зонными. Форма одного изделия не установлена. Среди стеклянных бус есть ряд фигурных форм: скарабей (1 экз.) и топорики (2 экз.).

Размер определяли в соответствии с методикой Ю. Каллмера только для целых и фрагментарных бус (98 экз. 88% и 8 экз. 7% соответственно) [1, р. 35]. В зависимости от показателя диаметра (у

плоских бус - ширина стороны) исследователь делит бусы на 4 группы: микро (диаметр не превышает 9 мм), средние (диаметр более 9 включительно, но менее 18 мм), макро (диаметр более 18 включительно, но менее 30 мм), гиганты (диаметр более 30 включительно). Исследуемые целые бусы разделились следующим образом: микробусы- 69 экз. (65%), средние - 32 экз. (30%), макробусы - 4 экз.(4%), бусы-гиганты - 1 экз.(1%).

У бус из поделочных материалов, янтаря, гагата, раковины и коралла цвет определяется самим материалом. Так, все сердоликовые бусы оранжевые (в различной тональности), янтарные - темнооранжевые либо бордовые, кораллы - бледнорозовые, бусы из раковины белые либо серые, опал -белый, агат разноокрашенный - бело-коричневый.

Стеклянные бусы подразделены на монохромные (71 экз., 82%), бусы с металлической фольгой -золото- и серебростеклянные (8 экз., 9%) и поли-хромные (8 экз., 9%).

Цвет монохромных изделий различный, тем не менее, видно преобладание бус синего (18 экз., 26%) и красного (17 экз., 24%) цветов. Также в коллекции имеются бусы бирюзового (10 экз., 14%), зеленого (7 экз., 10%), черного (6 экз., 8%), белого либо бесцветного (4 экз., 6%), желтого, оранжевого, аметистового стекла.

Две бусины имеют двуцветную, желтозеленую, основу. Один экземпляр декорированной бусины также, по всей вероятности, имел двуцветную основу, однако из-за патенизированности поверхности цвет стекла определить сложно.

Проз рачность стекла зависит от химического состава как стекла, так и почвы, из которой бусина была извлечена. Прозрачность минералов, смолистых веществ и изделий из раковины обусловлена их структурой.

Выделяют прозрачные (пр), полупрозрачные (пп) и непрозрачные (нп) бусы. В прозрачном материале четко прослеживается направление канала отверстия без подсвечивания с другой стороны.

* Выражаем благодарность д. г.-м. н., проф. кафедры геологии и геоморфологии геологического факультета Башкирского государственного университета Л. Н. Белан за помощь в минералогическом определении бус.

Полупрозрачный материал допускает некоторые колебания прозрачности, непрозрачный - абсолютно исключает видимость канала отверстия и любую про-пускаемость света.

Непрозрачными были 71 (64%), полупрозрачными 30 (27%), прозрачными 10 (9%) экземпляров бус.

Часть бус декорирована - 13 экз. (12%).Техника нанесения декоративных элементов различна: расписывание сердоликовых бусин раствором поташа и нашатыря (2 экз.) [2, с. 374]. Декор стеклянных бус и бус из египетского фаянса отличался большим разнообразием: борозды (3 экз.), поперечные полосы (1 экз.), продольные полосы (2 экз.), продольноволнистый декор (2 экз. нанесение декора + окатывание), глазчатый (2 экз. - нанесение на основу спаянных поперечных отрезков многоцветной палочки + окатывание; нанесение продольного отрезка многоцветной палочки), мозаичный (2 экз. - спайка отрезков многоцветной палочки+окатывание). Декор (глазок) лишь в одном случае нанесен одинарно и рельефно. Сочетали сиреневый (пп) + белый (нп) + коричневый (нп), голубой (пр) + синий(пр)-желтый

(нп), синий(нп) + голубой (пр), желто'-зеленый (нп) + зеленый (пр), бирюзовый (нп) + бело (нп)-серый(нп), синий (нп) + белый (нп), желтый (нп) + зеленый (пр). Видно преобладание сине-голубого стекла, выбранного для декорирования. Все декорированные бусы округлые.

Технология изготовления бус и пронизок была нами исследована, исходя из используемых материалов.

Так, при изготовлении бус из поделочных камней, осадочных пород и раковины применялись следующие основные технологические операции: 1) получение заготовки путем скалывания; 2) сверления либо выжигание отверстия; 3) придание окончательной формы шлифовкой; 4) полировка [2, с. 22-30].

Методика определения технологических приемов изготовления средневековых стеклянных украшений, в том числе и бус, была разработана З. А. Львовой [3, с. 90-103.]. Исходя из предложенных схем обработки стекла, нами выделены следующие приемы, которые использовались при изготовлении бус, найденных на городище (табл. ).

Приемы изготовления стеклянных бус городища Уфа-11.

Таблица.

Технологическая схема

Количество

%

Рис.

Деление тянутой трубочки

Членение ножом или стекольными ножницами

Членение щипцами

Трубочка + наложение фольги

Деление тянутой палочки

Прокол палочки

Прокол палочки + наложение декора Прокол палочки + прессование на плоскость Навивка Навивка

Навивка + наложение декора Сгиб полосы Сгиб полосы

Сгиб полосы + наложение декора Сварка полихромных палочек Формование (скарабей)

Не определено Всего

47

34

4

8

24

16

4

4 8

5 3 3 2 1 2 1 1 86

56

29

2

1

1

100

2, 21-31

2, 36-45

2, 34-35

2, 32-33

2, 46 2, 19 2, 20

9

3

Дополнительно к основным схемам изготовления бус применялись техники окатывания (для получения шарообразных, эллипсоидных бус), прессования (получение полиэдрических бус), обжига (придание изделию глянцевой поверхности).

Изделия датированы путем подбора аналогий из памятников Прикамья, Кавказа, Северного Причерноморья.

Бисер наиболее многочислен и встречается практически во всех памятниках с III в. до н.э-IV в.н.э. [5, с. 72; 6, с. 63]. В памятниках салтово-маяцкой культуры их доля достигает 58-60%, откуда они и попадают на территорию Прикамья [7, с. 18]. В распространении бисера случался так называемый «бисерный бум»: на юге он произошел

в III в.н.э., в Прикамье же, по мнению Т. И. Останиной, он немного запаздывает: IV в.н.э. - распространение бесцветного, черного, бирюзового бисера, вв. - время синего, зеленого,

желтого, голубого, белого бисера, V в. - появление в памятниках красного бисера. В это же время идет увеличение общего числа бисерных бус в составе ожерелий [8, с. 112].

Шарообразные бусины печеночно-красного непрозрачного стекла Е. В. Голдина относит к концу VI-VII вв. [9, с. 140].

Полиэдрические бусы синего непрозрачного стекла, появляясь в Северном Причерноморье в II-IV вв., достигают Прикамья в V в.н.э., продолжая здесь бытовать в Ш-УП вв. [9, с. 140; 8, с. 34].

Зонные и кольцеобразные бусы зеленого прозрачного стекла, изготовленные навивкой, датированы нами по аналогиям из погребений Тураевского могильника вв. (Голдина УШЛ1) [10, с. 467].

Кольцеобразные бусы оранжевого полупрозрачного стекла Р. Д. Голдина относит к типу 60, считая, что они сделаны в подражание янтарным. В Верхнем Прикамье она определяет ее датирующим признаком для вв. [11, с. 60].

Бусы с золотой фольгой мы можем датировать вв.н.э. В последующий период, Ш-ГХ вв., производство подобных бус заметно ухудшилось -вместо золотых листиков стали употреблять серебряные, покрывавшиеся не бесцветным, а желтым стеклом, что создавало лишь иллюзию позолоты [12, с. 221].

Продольно-полосатая бусина датируется по аналогиям с прикамских памятников VI—VIII вв. [9, с. 145].

Наиболее ранней мы можем назвать бусину в виде фигурки скарабея. Изделия из египетского фаянса в лесной части Приуралья встречаются с эпохи раннего железного века и, по мнению исследователей, являются свидетельством торговых контактов пьяноборских и караабызских племен с ранними кочевниками. Е. М. Алексеева датирует скарабеев данного типа I - началом II в. н.э. (Алексеева 50б) [13, с. 42; 14, с. 93].

Также эпохой раннего железного века можно датировать появление сердоликовых, коралловых и гагатовых бус [15, с. 67-68].

В памятниках эпохи раннего средневековья Прикамья сердоликовые бусы продолжают бытовать в вв. [11, с. 73]. Полученные данные по картографированию сердоликовых бус, позволили В. Б. Ковалевской сделать вывод о византийской торговле индийскими драгоценными камнями. Также, по мнению автора, не исключен привоз с Ближнего Востока необработанного камня и обработка его в ювелирных мастерских Кавказа [16, с. 18]. Декорированные бусы, появляясь в Верхнем Прикамье в VI в. (Голдина Х1Б), типичны для VII в. [9, с. 141, 144].

Аналогии для основных деталей орнаментированных сердоликовых бус - шести и трехконечной звезды - встречены на территории Ирана, что, по мнению А. А. Чижовой подтверждает их иранское происхождение [17, с. 180-183]. Поступая в Центральное Предкавказье и Северо-Восточный Кавказ в комплексы VII и VIII вв. восточными путями, расписной сердолик попадал на территорию салто-во-маяцкой культуры, Прикамья и Поволжья, а также к славянским племенам [18, с. 113].

Халцедоновые округлые бусы в памятниках Северного Причерноморья датируются Т-Ш вв. н.э. (Алексеева 4б) [19, с. 12].

Гагатовая бусина формы, подобной уфимской находке, найдена в могильнике Верх-Сая и характерна для VI в. (ГолдинаХБ1) [9, с. 141].

Наиболее ранние просверленные веточки коралла, относящиеся к III-II вв. до н.э., найдены в погребениях Танаиса и Беглицкого некрополя. Большинство же находок на территории Северного Причерноморья (Алексеева 9) датируется концом I в. до н.э. - первой половиной III в.н.э. до IV в.н.э. включительно [19, с. 30]. В средневековых памятниках Приуралья и Прикамья этот тип бус бытует в V-VII вв. [20, с. 33]. В. Б. Ковалевская, картографируя плотность распределения коралловых бус, определяет путь их поступления - черноморский, происхождение - средиземноморское [16, с. 41].

Раковинные бусы, по мнению Т. И. Останиной, появляются после IV в. н. э., когда они стали вытачиваться населением правобережья р. Белой из крупных створок моллюсков Turbo marmaratus, ранее используемых в качестве блях [8, с. 62-63]. Однако подобные бусы найдены в ранних комплексах Бирского могильника (III-IV в. н. э.).

Янтарные подтреугольные бусины краснокоричневого цвета, появляясь в V-VI вв., получают свое наибольшее распространение в VIII-IX вв. и свидетельствует о типичности подобных изделий для этого периода (Ковалевская 36) [16, с. 29]. Дисковидные янтарные бусы наиболее характерны для I-III вв. н. э., в IV в. н. э. количество их сокращается (Алексеева 5) [5, с. 24]. Р. Л. Розенфельдт, собравший и классифицировавший поделки из янтаря на всей территории Руси, полагал, что все они изготовлены из прибалтийского сырья [21, с. 198].

Вопрос о происхождении стеклянных бус мы можем определить в соответствии с методикой Ю. Л. Щаповой. Она полагает, что в древности существовали ряд школ стеклоделия, отличающиеся друг от друга по сырьевым материалам, технологическим приемам и морфологией изделий [22, с. 105].

К бусам, изготовленным в традиционно египетской мастерской, мы можем отнести монохромные и полихромные бусы, изготовленные из тянутой палочки, однократным обертыванием, навивкой.

Бусы из трубочки - массовая продукция специализированных мастерских, тесно связанных с международной торговлей. Бусы из монохромных палочек (стержней) - продукция мастерских, специализированных на изготовлении бус и некоторых полуфабрикатов. Такие мастерские располагались в областях традиционного стеклоделия, в Сирии и Египте. Специализированные мастерские выпускали бусы большими сериями.

Изготовление бус техникой навивки - несложный технологический прием, который зависит более от мастерства, чем от качества инструмента или самого стекла. Разные типы мастерских использовали стекло разного вида - с жидким стеклом работали в мастерской с полным технологическим циклом, с размягченным там, где его не умели варить [23, с. 247-248].

Т. к. в коллекции бус большинство составляют серийные изделия (изготовленные из трубочек и

Рис. 1. Бусы городища Уфа-11.

Бусы из поделочных камней: 1-8 - сердолик (7-8 - орнаментированный сердолик),

9 - опал, 10 - агат. Бусы из осадочных пород: 11-12 - янтарь, 13 - гагат. Раковинные бусы: 14 - раковина, 15-16 - коралл. 17 - материал не определен.

Рис. 2. Бусы городища Уфа-11.

Бусы из «египетского фаянса» (18 - топорик, 19 - скарабей, 20 - цилиндр). Стеклянные бусы (21-26 - членение тянутой трубочки ножом или стекольными ножницами, 27 - членение тянутой трубочки щипцами, 28-31 - трубочка + наложение фольги, 32-33 - сгиб полосы, 34-35 - навивка, 36-45 - деление тянутой палочки, 46 - сварка полихромных палочек).

палочек), то это позволяет их считать продукцией следующих стеклодельных школ: египетской традиционной и сирийской прибрежной. Бусы, изготовленные путем прессования, сварки, вероятно, относятся к продукции египетских мастерских, работающих в новых производственных традициях.

Таким образом, изучение бус городища позволило определить основной временной диапазон их бытования IV-VIII вв. н.э. Однако некоторые изделия (коралловые, янтарные, сердоликовые, фаянсовые бусы) появляются в Приуралье раньше - I—III вв. н.э., некоторые типы доживают до IX—XI вв.

Судя по данным морфологии и технологического анализа, бусы, найденные при раскопках городища Уфа-II, являлись импортом и связаны своим происхождением с мастерскими Сирии, Египта, Средиземноморья и, по всей вероятности, с индийскими, иранскими и прибалтийскими центрами камнерезного производства. Характер поступлений мог быть различным. Возможно, изделия выступали результатом торговли (по З. А. Львовой, трехступенчатая торговля: бусы — меха — серебро) [24, с. 10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Callmer J. Trade beads and bead trade in Scandinavia. ca 800 — 1000 A.D. // Acta archaeologica Lundensia. Series in 4. Nr. 11. Bonn Lund, 1977. 229 p.

2. Бируни Абу-Райхан Мухаммед Ибн Ахмед ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия). Изд-во АН СССР, 1963. 521 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Леммлейн Г. Г. Техника сверления каменных бус из раскопок на Кавказе // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. XVIII. М.; Л., 1947. С. 22—30.

4. Львова З. А. Технологическая классификация изделий из стекла // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 20. Л., 1979. С. 90—103.

5. Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья // Свод археологических источников. Г1-12. М.: Наука, 1978. 105 с.

6. Агеев Б. Б. Пьяноборская культура. Уфа: БНЦ УрО РАН, 1992. 140 с.

7. Ковалевская В. Б. Компьютерная обработка массового археологического материала из раннесредневековых памятников Евразии. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2000. 364 с.

8. Останина Т. И. Население Среднего Прикамья в III-V вв. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы. УрО РАН, 1997. 327 с.

9. Голдина Е. В. Бусы могильников неволинской культуры (конец ГV-IX вв.): Монография. Ижевск, 2010а. 264 с.

10. Голдина Е. В. Характеристика бус Тураевского I могильника (бескурганная часть) // Тураевский I могильник - уникальный памятник эпохи великого переселения народов в Среднем Прикамье (бескурганная часть): Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т. 17. // Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010б. С. 462-474.

11. Голдина Р. Д., Кананин В. А. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск, 1989. 216 с.

12. Деопик В. Б. Классификация бус юго-восточной Европы VI-IX вв. // Советская археология. 1961. №3. С. 202-232.

13. Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья // Свод археологических источников. Г1-12. М.: Наука, 1975. 94 с.

14. Красноперов А. А. К вопросу о хронологии пьяноборской культуры: заметки к констатации ответа // Древняя и средневековая археология Волго-Камья: Сборник статей к 70-летию П. Н. Старостина. Казань: Институт истории АН РТ, 2009. С. 92-105.

15. Акбулатов И. М. Экономика ранних кочевников южного Урала (VII в. до н.э.-ГV в. н.э.). Уфа: НМ РБ, 1999. 102 с.

16. Ковалевская В. Б. Хронология восточно-европейских древностей ¥-К веков. Вып.1. Каменные бусы Кавказа и Крыма. М., 1998. 94 с.

17. Чижова А. А. Мотивы росписи сердоликовых бус в раннем средневековье (находки на Северном Кавказе) // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции: Мат-лы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, 1-4 декабря, 2004 г. СПб, 2004. С. 180-183.

18. Давидан О. И. Скарабей из Старой Ладоги // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. №29. Л., 1988. С. 112-116.

19. Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья // Свод археологических источников. Г1-12. М.: Наука, 1982. 195 с.

20. Мажитов Н. А. Бахмутинская культура. М.: Наука, 1968. 162 с.

21. Розенфельд Р. Л. Янтарь на Руси (Х-ХШ вв.) // Проблемы советской археологии. М.: Наука, 1978. С. 197-208.

22. Щапова Ю. Л. Очерки истории древнего стеклоделия (по материалам долины Нила, Ближнего Востока и Европы). Под. ред. Янина В. Л. М.: Изд-во Московского университета. 1983. 200 с.

23. Лихтер Ю. А., Щапова Ю. Л. Гнездовские бусы. По материалам раскопок курганов и поселения // Смоленск и Гнездово. М., 1991. С. 244-259.

24. Львова З. А. Восточноевропейские стеклянные украшения ¥Ш-ХП вв. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1961. 22 с.

Поступила в редакцию 25.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.