Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИЯ БРОНЗОВЫХ ЗЕРКАЛ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

КОЛЛЕКЦИЯ БРОНЗОВЫХ ЗЕРКАЛ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва / коллекция / металлические зеркала / Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva / collection / metal mirrors

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Чечена Айыр-Санааевна

фонды археологии Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва один из богатых фондов тувинского музея, где собраны уникальные коллекции по древней истории Тувы. Среди них особое место занимают металлические зеркала. Их насчитываются более 60 единиц хранения различных размеров и декоративных оформлений, найденных на территории Тувы. В статье представлена характеристика коллекции, время их поступления, отмечен вклад ученых-исследователей, которые принимали активное участие в комплектовании фондов тувинского музея. Выделяются самые интересные, отличившиеся по своему изготовлению и декору экземпляры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF BRONZE MIRRORS IN THE COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM ОF TYVA REPUBLIC

funds of archeology of Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva is one of the richest funds of the Tuvan Museum, which contains unique exhibits on the ancient history of Tuva. Among them, a special place is occupied by metal mirrors. There are more than 60 units of storage of various sizes and decorations found in the territory of Tuva. The article presents the characteristics of the collection, the time of their receipt, the contribution of scientists and researchers who took an active part in the acquisition of the funds of the Tuvan Museum. Stand out the most interesting, distinguished by its manufacture and decoration of specimens.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИЯ БРОНЗОВЫХ ЗЕРКАЛ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

5. НМРТ. ОФ. Фондохранилище «Редкая книга». Положение об орденах ТНР. Кызыл, 1942. 20 с. КП 7544

6. Указ Президиума Малого Хурала ТНР. О награждении передовых женщин республики в связи с 32 годовщиной празднования 8 марта. // Тувинская Правда. 1942. -8 марта.

7. Указ Президиума Малого Хурала ТНР. О награждении передовиков-животноводов. // Тувинская Правда. 1942. - 28 марта.

8. Указ Президиума Малого Хурала ТНР. О награждении передовиков производства Кызылского кожзавода. // Тувинская Правда. 1942. - 6 февраля.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Дыртык-оол Майя Оюновна, старший научный сотрудник отдела истории Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыла, Республики Тыва, Россия Эл. адрес: dyrtyk-ool@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dyrtyk-oolMaya Oyunovna, Senior Researcher, Department of History, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva. Postal address: 30 Titov St., 667000 Kyzyl, Russian Federation. E-mail: dyrtyk-ool@yandex.ru

УДК 902 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-217-222

КОЛЛЕКЦИЯ БРОНЗОВЫХ ЗЕРКАЛ В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО

МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Монгуш Ч.А.-С.

Аннотация: фонды археологии Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва один из богатых фондов тувинского музея, где собраны уникальные коллекции по древней истории Тувы. Среди них особое место занимают металлические зеркала. Их насчитываются более 60 единиц хранения различных размеров и декоративных оформлений, найденных на территории Тувы. В статье представлена характеристика коллекции, время их поступления, отмечен вклад ученых-исследователей, которые принимали активное участие в комплектовании фондов тувинского музея. Выделяются самые интересные, отличившиеся по своему изготовлению и декору экземпляры.

Ключевые слова: Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, коллекция, металлические зеркала

COLLECTION OF BRONZE MIRRORS IN THE COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM ОF TYVA REPUBLIC

Mongush Ch. A.-S.

Аbstract: funds of archeology of Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva is one of the richest funds of the Tuvan Museum, which contains unique exhibits on the ancient history of Tuva. Among them, a special place is occupied by metal mirrors. There are more than 60 units of storage of various sizes and decorations found in the territory of Tuva. The article presents the characteristics of the collection, the time of their receipt, the contribution of scientists and researchers who took an active part in the acquisition of the funds of the Tuvan

Museum. Stand out the most interesting, distinguished by its manufacture and decoration of specimens.

Keywords: Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, collection, metal mirrors

Фонды археологии Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва один из богатых фондов тувинского музея, где собраны уникальные коллекции по древней истории Тувы. Среди них особое место занимают металлические зеркала, найденные в ходе археологических экспедиций в захоронениях скифской эпохи на территории республики. Их насчитываются более 60 единиц хранения, представляющие различные размеры и декоративные оформления.

Металлическое зеркало являлось одним из главных личных ритуальных атрибутов древнего человека. Им пользовались как мужчины, так и женщины. В ходе археологических раскопок зеркала находили в мужских и женских захоронениях. По мнению некоторых ученых, древние люди по своим представлениям, зеркало связывали с силами мира мертвых, с царством холода и тьмы, помимо этого связывали еще и с солнцем, с его живительным теплом и светом (Шавкунов, 1993: с. 5). Поскольку зеркала, будучи начищенными до ослепительного блеска, способны не только отразить, подобно стоячей воде, облик человека, но при ясной погоде своим сверканием вполне могли посоперничать с самим солнцем. Поэтому не случайно, что металлические зеркала получили по аналогии с солнцем форму круглого диска. При этом на зеркала были перенесены все те сакральные свойства, которыми якобы обладало солнце - источник тепла, света и жизни на земле (там же: с. 13).

Коллекция металлических зеркал тувинского музея представляют собой литые, в основном из бронзы, диски округлой формы. По виду изготовления изделия отличаются друг от друга. В коллекции имеются зеркала с оригинально оформленными боковыми ручками. У некоторых из них они отсутствуют. Максимальный диаметр зеркал составляет 12,5 см., а самое миниатюрное изделие в 5 см.

Одной из разновидностей коллекции зеркал представляют изделия с боковыми прорезными ручками петлевидной или прямоугольной формы с овальным (5 ед.), треугольным (5 ед.) и прямоугольным (3 ед.) вырезом.

В коллекции особое место занимают зеркала, художественно оформленными ручками в зооморфном облике и с ручками, выполненными в стиле звериного искусства - в виде фигур горного барана, птиц, дикого кабана, кошачьих хищников.

Отличается своим декором зеркало зооморфной боковой ручкой в виде горного барана. Фигура в стоячем положении, поднятой головой, с огромными рогами. В древности это животное был объектом охотничьего промысла. Оно фигурирует на памятниках наскального искусства Мугур-Саргола. Как отмечает М.А. Дэвлет, наскальные изображения парнокопытных животных, в том числе и архаров, были культовыми объектами (Дэвлет,1990: с.53). Изделие обнаружено в могильнике Суглуг-Хем 1 Пий-Хемского района, в 23 км к юго-западу от пос. Ээрбек, в ходе экспедиции Института Истории материальной культуры РАН г. Санкт-Петербург под руководством Вл. А. Семенова в 1980-е гг. (Семенов, 2003: с.23).

В экспозиции музея представлено зеркало с ручкой в виде изображения головы птицы, возможно грифона. Эта птица одна из часто встречающихся фигур в искусстве скифов. Из множества легенд и источников известно, что грифоны считаются противоречивыми существами, одновременно объединяющие небо и землю, добро и зло. Их роль неоднозначна, они могут выступать как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери. Зеркало датируется алды-бельской культурой VII в. до н.э., оно обнаружено в могильнике Бош-Даг Улуг-Хемского района в 1964 г. в ходе экспедиции ТНИИЯЛИ под руководством М.Х. Маннай-оола.

Следующее зеркало с боковой ручкой в виде фигуры кабана. Животное выполнено с опущенной головой. Между передней и задней лапами имеется отверстие для крепления. Изделие происходит из могильника Догээ-Баары II, обнаружено в 1997 г., в ходе археологических раскопок под руководством К.В.Чугунова.

По мнению исследователей, культ кабана, возникший в эпоху бронзы, достиг расцвета в скифское время. Это связано с развитием охотничьего оружия у племен, населявших Южную Сибирь. Это животное издревле являлся объектом охоты проживающих на территории Тувы племен. Культ кабана был символом мужества и мужской силы и отличался активным и воинственным характером (Чистик, 2010: с.57). Возможно, зеркало принадлежало храброму, отважному человеку.

Из клыка кабана древние мастера изготовляли амулеты и различные украшения, а также бронзовые изделия с изображениями фигур этого животного. Фигуры кабанов, как известно, встречаются не только на бронзовых зеркалах, но и на оленных камнях, каменных плитах, кинжалах, амулетах, выполненных из клыка этого же животного. Этих артефактов можно увидеть в экспозициях тувинского музея. Также посетителей бесконечно удивляют и восхищают золотые изделия известного скифского кургана Аржаан 2 (2 пол. VII в. до н.э.), в том числе литые фигуры золотых кабанов «царского» колчана.

Своеобразно выполнено следующее бронзовое литое зеркало в стиле звериного искусства. Оно представляет собой плоский округлый диск диаметром 7,5 см., с боковой ручкой, оформленной в виде фигуры скребущего кошачьего хищника. У фигуры голова опущена вниз, частично открыта пасть, видны клыки и зубы. У животного круглое ухо, загнутый к спине хвост, согнутые локти. Обратная сторона зеркала также имеет плоский вид. С тыльной стороны фигуры животного имеется петля для подвешивания. Размеры ручки составляют 4,3х2,7х1 см. Зеркало найдено в 1980-е г. в ходе археологических раскопок могильника Суглуг-Хем 2.

Среди коллекции есть зеркала с боковыми ручками в виде растительных узоров (3 ед.). Один из них происходит из могильника Даган-Тээли Овюрского района, в ходе раскопок ТНИИЯЛИ под руководством А.Д. Грача в 1975 г., датируется периодом уюкско-саглынской культуры V-Ш вв. до н.э.

В числе изделий с боковыми ручками имеется зеркало с прямоугольной ручкой без прорези, с петлей для крепления на обороте. 5 ед. с боковыми ручками с маленькими отверстиями.

По мнению исследователей, боковая ручка зеркала порой выполняла не только функциональное назначение, но и отражала эстетические потребности, дополняла идейно-содержательный смысл основного сюжета, демонстрировала традиции или инновации в оформлении (Тишкин, Серегин, 2011: с.3). Таким образом, в музее металлических зеркал с боковыми ручками насчитывается 25 ед. хранения.

Один из распространенных видов зеркал в коллекции считаются плоские округлые диски без ручек с петлей для крепления в центральной части тыльной стороны. Их насчитываются 17 ед. хранения. В коллекции интересны округлые диски с центральной ручкой в виде «кнопки с отверстием на четырех ножках» (2 ед.), датируются алды-бельской культуры VII - V вв. до н.э., которые обнаружены в могильнике Чинге II Улуг-Хемского района в ходе раскопок IV отряда СТЭАН под руководством И.У. Самбу в 1971-1972 гг. Размеры зеркал составляют 5,5 см. и 9,5 см. в диаметре.

Своеобразными являются зеркала с бортиками - круговыми выступами вдоль внешнего края тыльной стороны корпуса, их насчитываются 9 ед. хранения. Среди них есть изделие, представляющее собой округлый диск с центральной ручкой в виде «круглой кнопки на одной ножке» тыльной стороны. Зеркало алды-бельской культуры VII - V вв. до н.э. Происходит из могильника Хемчик-Бом III в результате раскопок в 1970-1971 гг. руководимых А.Д. Грачом.

Следующий вид зеркал без ручек - это плоские зеркала с одним (6 ед.) или двумя (4 ед.) краевыми маленькими отверстиями для крепления. Некоторые из них датируются периодом алды-бельской культуры VII - V вв. до н.э., найдены в могильниках Хемчик-Бом III в начале 1970-х гг.и Ортаа -Хем I, II УлугХемского района в 1967 г.

Зеркала тувинского музея, в основном, двумя плоскими сторонами и все округлой формы. Как известно, в собраниях других российских музеев встречаются подчетырехугольные и овальные, а также с фигурными краями зеркала и т.д.

Отличается своим декором литое из бронзы зеркало с гравировкой в виде перевернутого оленя. Изделие датируется алды-бельской культурой VII - V в. до н.э., обнаружено в могильнике Бош-Даг Улуг-Хемского района в 1964 г. в ходе экспедиции ТНИИЯЛИ под руководством М.Х. Маннай-оола.

Как известно, олень - центральная фигура скифо-сибирского звериного стиля. По мнению некоторых исследователей, олень выступал как пережиток тотемического представления родового общества, также как и лошадь, - символизировал бег солнца -быстрейшего «из всех богов» (Чистик, 2010 с.58).

В коллекции зеркал хранятся небольшое количество плоских изделий выполненных из меди (8 ед.), некоторые из них обнаруженные в могильниках Бош-Даг и Хемчик-Бом III. А также обломок зеркала в китайском стиле из белого металла, обнаруженный в Чербинском могильнике саглынской культуры V-III вв. до н.э., в 1956 г. С.И. Вайнштейном.

Часть коллекции металлических зеркал выставлены в экспозиционных залах музея. В них представлены 18 ед. предметов. Четыре изделия, которых, происходят из элитного захоронения скифской эпохи Аржан 2 (2 пол. VII в. до н.э.), раскопки которого организованы Центрально-Азиатской экспедицией под руководством К.В. Чугунова. Два зеркала с золотыми обоймами кожаными ремешками были обнаружены перед лицами погребенных «царя» и «царицы» (Аржан, 2004: с.28).

В фондах музея хранятся и фрагменты металлических зеркал. По мнению некоторых ученых, зеркало ломалось пополам для того чтобы умертвить находящуюся внутри него душу покойного и не дать ей возможность появляться среди живых и причинять им вред. По другой же версии это делалось для того чтобы в будущем с помощью оставшейся у родственников покойного половинки зеркала они могли бы найти и опознать его в загробном мире после своей смерти (Шавкунов, 1993: с.22).

Металлические зеркала, поскольку являлись личным атрибутом древнего человека, его носили постоянно. Как отмечает А.Д. Грач, зеркала с боковой петельчатой дужкой носились у пояса в кожаных мешочках и подвешивались за дужку ремешком (Грач, 1980: с.35). По результатам некоторых археологических исследований, эти предметы находили в погребальных комплексах чаще всего в области живота, а также на груди и около плеча. Зеркала выполняли функции амулетов-оберегов. И многие признаки свидетельствуют о том, что их владельцы принадлежали к зажиточным слоям общества (Тишкин, Серегин, 2011: с.113-114).

Исследователи отмечают факты не прямого применения зеркал, используются они и в качестве атрибутов шаманских костюмов, а также в виде элемента защитного панцирного комплекса (Тишкин, Серегин, 2011 с.5).

Как считает Э.В. Шавкунов, зеркала являлись своеобразным окном в потусторонний мир, в мир духов и тьмы. С ними связаны шаманские обряды выявления вредящих человеку злых духов с тем, чтобы путем соответствующего камлания изгнать или уничтожить их. Благодаря способности зеркал отражать свет божественного солнца, их стали наделять магической силой, могущей, с одной стороны рассеивать тьму и тем самым изгонять затаившуюся в ней нечисть, а также, высветлить природу всех существ и отгонять демонов, а с другой - оказывать благотворное влияние на произрастание растений и размножение животных, на здоровье человека и увеличение продолжительности его жизни (Шавкунов, 1993: с.13).

220

Интересно то, что у многих тюркских народов, одним из главных шаманских атрибутов считается ритуальное зеркало - кYЗYнгY (по тув.), который берет свою историю из древности. М.Б. Кенин-Лопсан считает, что ритуальное зеркало шамана имеет небесное происхождение, при помощи которого излечиваются некоторые болезни у людей, например, головная боль и паралич, поскольку источником этих болезней считалось небо (Кенин-Лопсан, 2009: с.90).

Коллекция зеркал тувинского музея выполнены, в основном, в технике литья и ковки. Как отмечают исследователи, наиболее значительного развития бронзолитейное дело достигло в скифское время, расцвет которого падает на V-III вв. до н.э. Следы добычи и плавки меди найдены в местностях Хову-Аксы, Онгажа, а также Бай-Соот и др. Древнее население Тувы добывало медь и олово при помощи каменных, деревянных, роговых и костяных орудий, применяя огневой метод проходки. Выплавка меди производилась в горнах-медеплавильнях, представляющих собой горшкообразные ямы с круглым дном, обмазанные по стенкам глиной. Изделия из бронзы, обнаруженные в погребениях скифского времени, отливались древними мастерами-литейщиками там же, где происходила выплавка меди (История Тувы, 2014: с.42).

Как отмечают в источниках о способах изготовления зеркал, углубление для этих изделий делалось в одной створке литейной формы, а другая была плоской, поскольку только изредка на боковой окружности зеркал можно заметить следы литейного шва. Заливка металла в литейные формы производилась со стороны ушка или ручки. Для ручек кнопковых зеркал иногда делалась отдельная створка в литейной форме. Были и случаи, когда кнопка с гвоздевидными стерженьками изготовлялась отдельно, а затем приливалась к диску зеркала (Гришин, Тихонов,1960: с.160).

Коллекция металлических зеркал поступили в тувинский музей в числе других артефактов в результате археологических исследований на территории Тувы. Самое большое количество зеркал - 19 единиц поступили из могильников скифской эпохи в центрально-тувинской котловине Суглуг-Хем 1 (10 ед.) и Суглуг-Хем 2 (9 ед.). Раскопки проводились в 1980-1990-е гг. экспедицией Института Истории материальной культуры Ран г. Санкт-Петербург под руководством ученых Вл.А. Семенова и М.Е. Килуновской.

А также в ходе экспедиций СТЭАН под руководством А.Д. Грача с 1960-х по 1970-е гг., ТНИИЯЛИ, под руководством А.Д. Грача и М.Х. Маннай-оола с 1960-х по 1970-е гг. и др.

Фонд археологии тувинского музея ежегодно пополняется уникальными артефактами древности разных периодов, число единиц хранения увеличивается с каждым годом. Перед сотрудниками музея стоит важная задача по изучению и популяризации фондовых материалов. Несомненно, коллекция металлических зеркал имеют большую научную, историко-культурологическую ценность.

Список литературы:

1. Аржан. Источник в Долине царей. Археологические открытия в Туве. Санкт-Петербург: АО «Славия», 2004. - 63 с.

2. Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука,1980 - 255 с.

3. Гришин Ю.С. Тихонов Б.Г. очерки по истории производства в Приуралье и Южной Сибири в эпоху бронзы и раннего железа. М.: Изд.- во Академии наук СССР.1960 - 296 с.

4. Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл, Тувинское книжное изд.- во, 1990 - 120 с.

5. История Тувы. В 2 т. - Т.! - Кызыл: ОАО Тываполиграф, 2014.- 368 с.

6. Кенин-Лопсан М Б. Тувинские шаманы. М., ООО «ИПЦ «Маска», 2009. - 328 с.

7. Семенов Вл.А. Суглуг-Хем и Хайыракан - могильники скифского времени в Центрально-тувинской котловине. Санкт-Петербург: «Петербургское Востоковедение», 2003.- 237 с.

8. Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Металлические зеркала как источник по древней и средневековой истории Алтая (по материалам Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета). Барнаул. Типография ООО «Азбука». 2011.- 144 с.:ил.

9. Чистик Ж.К. Экологическая культура тувинского этноса. Кызыл: тувинское книжное издательство,2010.- 176 с.

10. Шавкунов Э.В. Тайны древних зеркал. Издательско-полиграфический комплекс Дальпресс. Владивосток 1993.- 51 с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Монгуш Чечена Айыр-Санааевна, заведующий отделом археологии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: chechena1@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Monguch Chechena Ajyr-Sanaaevna, chief of the Department of archeology, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: chechena1@yandex.ru

УДК 908+39 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-222-227

ЮРТА - ТРАДИЦИОННОЕ ТУВИНСКОЕ ЖИЛИЩЕ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Нурзат У.Б.

Аннотация: в статье кратко освещен опыт публичного представления традиционного жилища тувинцев - юрты - в выставочной и экспозиционной деятельности Национального музея Республики Тыва, показана роль этнографического фонда в презентации традиционной культуры тувинцев, особенно, за пределами Тувы.

Ключевые слова: юрта, традиционное жилище, этнографический фонд, публичное представление, экспозиционно-выставочная деятельность, постоянная экспозиция.

YURT, A TRADITIONAL TUVAN DWELLING IN EXHIBITION ACTIVITIES OF THE NATIONAL MUSEUM OF REPUBLIC OF TUVA

Nurzat U.B.

Abstract: the article briefly highlights the experience of public presentation of the traditional dwelling of tuvan people - yurts - in the exhibition activities of the National Museum of the Republic of Tuva, shows the role of the ethnographic fund in the presentation of traditional culture of tuvan people, especially outside Tuva.

Keywords: yurt, a traditional dwelling, the ethnographic fund, public performance, exhibition activity, a permanent exhibition.

В статье мы постараемся кратко осветить опыт публичного представления традиционного жилища тувинцев - юрты - в выставочной деятельности и в постоянной экспозиции Национального музея РТ, начиная с 1930-1940-х гг., когда музей начал свою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.