Научная статья на тему 'Коллекционные ценности и Коллекционеры: начало формирования художественных коллекций в России'

Коллекционные ценности и Коллекционеры: начало формирования художественных коллекций в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
717
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ / COLLECTORS / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / HISTORICAL EXPERIENCE / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / COLLECTOR VALUES / ART COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Качалова Виктория Геннадьевна

Статья посвящена проблемам истоков формирования коллекций произведений живописи, влиянию традиции и вкусов российских коллекционеров на формирование национального историко-культурного наследия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTOR VALUES AND COLLECTORS: THE BEGINNING OF ART COLLECTIONS FORMATION IN RUSSIA

The article considers the problems of formation origins of the painting collections, the influence of traditions and tastes of Russian collectors to the formation of national historical-cultural heritage

Текст научной работы на тему «Коллекционные ценности и Коллекционеры: начало формирования художественных коллекций в России»

§ УДК 7.074

О КОЛЛЕКЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ:

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

К В РОССИИ

к

_ Качалова В.Г.

Н

^ Статья посвящена проблемам истоков формирования коллекций произведений

О живописи, влиянию традиции и вкусов российских коллекционеров на формирование

С национального историко-культурного наследия

S The article considers the problems of formation origins of the painting collections, the

С influence of traditions and tastes of Russian collectors to the formation of national historical-cultural heritage

Ключевые слова: коллекционные ценности; художественные коллекции;

коллекционеры; традиции; исторический опыт; культурные ценности

Keywords: collector values; art collections; collectors; traditions;

Historical experience;cultural values

«Земля в конце концов выветривается, и пыль улетает с ветром, все ее люди умирают, исчезают бесследно, кроме тех,

кто занимается искусством.

Экономика тысячелетней давности кажется нам наивной, а произведения искусства живут вечно».

Э. Хемингуэй

Понятие «коллекционные ценности» чрезвычайно обширно. Коллекционировать можно любые движимые предметы материального мира. Именно частное коллекционирование стимулирует постоянное развитие антикварного рынка, весьма успешную деятельность различных международных аукционов.

Еще в 1978 году на своей двадцатой сессии Генеральная конференция ООН расширила понятие «движимые культурные ценности», подчеркнув, что «под «движимыми культурными ценностями» подразумеваются все движимые ценности, которые являются выражением или свидетельством творчества человека или эволюции природы и которые имеют ценность с археологической, исторической, художественной, научной или технической точек зрения, в частности, следующие категории предметов: находки в результате наземных и подводных археологических исследований и раскопок; предметы древности, такие как орудия, гончарные изделия, надписи, монеты, печати, драгоценности, оружие и предметы из погребений, в частности мумии;

элементы исторических памятников, подвергшихся расчленению; антропологические и этнологические материалы; исторические ценности, в том числе связанные с историей естественных наук и техники, военной и общественной историей, а также с жизнью народов и национальных руководителей, мыслителей, ученых и деятелей искусства и важными национальными событиями; художественные ценности, такие как произведения живописи и рисунки полностью ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных вручную); оригинальные эстампы, афиши и фотографии как виды оригинального творчества; оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов; скульптурные произведения из любых материалов; произведения прикладного искусства из таких материалов, как стекло, керамика, металл, дерево и т.д.; манускрипты и инкунабулы, кодексы, книги, документы или издания, представляющие особый интерес; предметы, представляющие особый интерес с точки зрения нумизматики (медали и монеты) или филателии; архивные документы, включая записи текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, звукозаписи и машиночитаемые документы; мебель, гобелены, ковры, костюмы и музыкальные инструменты; зоологические, ботанические и геологические образцы».

В основе коллекционирования лежит коллекция каких-либо предметов. Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» № 4804-1 от 15.04.1993 (в посл. ред. от 23.07.2013) в ст. 5 дает следующее определение данному понятию: «Коллекция культурных ценностей - совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение».

Значение частного коллекционирования огромно, так как история искусства имеет дело с конкретными произведениями и артефактами, изучает процесс развития искусства в его исторической динамике.

Попытка поставить произведение искусства в исторический контекст, понять соотношение творчества с осознанием человеком самого себя позволяет рассматривать произведение искусства как документ эпохи.

Частные коллекции определяются как комплекс исторических источников, так как складывание фамильного собрания позволяет оценить дошедший до нас пласт источников как феномен конкретного исторического периода.

Исследование материалов частных коллекций российских коллекционеров дает возможность изучать общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь России.

Коллекционирование произведений искусства как интереснейший культурно-социологический феномен всегда отражает не только личность, интересы и вкусы самого собирателя, но также и уровень существующей

культуры, позволяя проследить степень восприимчивости общества к художественным ценностям. Представляя из себя продукт культуры и зачастую соседствуя с меценатством, коллекционирование произведений искусства является одним из интереснейших видов человеческой деятельности и по отношению к некоторым сферам художественной жизни имеет «руководящий» характер, так как собиратели всегда воздействуют на состояние современной им культуры и ее будущее.

Итак, частное коллекционирование можно рассматривать как один из основных видов деятельности в области культуры, причем оно имеет особую важность, так как позволяет не только проследить приобретение отдельных произведений и формирование состава целых коллекций, но и выявить художественные вкусы эпохи.

И хотя частное коллекционирование известно на Руси с древнейших времен, его триумфальным шествием является XVIII столетие.

В России Санкт-Петербург с первых лет своего основания стал тем городом, в котором взаимодействие русской и европейской культуры и его влияние на художественные вкусы и моду высшего общества проявлялось с особенной силой, а частное коллекционирование стало одним из следствий этого взаимодействия.

Массовое частное коллекционирование в России, также как и многие традиции, берет свое начало в царствование Петра I.

Вполне очевидно, что Петр отдавал предпочтение работам именно голландских и фламандских мастеров1, хотя в его собрании были и произведения итальянской живописи. Эта особенность обусловила и вкусы дворянской аристократии петровской эпохи.

Одна часть приобретенных Петром картин находилась в Кунсткамере и стала первой в России «публичной галереей»2, другая, более значительная, - в Петергофе (Большом дворце, Монплезире, Марли), а также в Летнем саду, в специально выстроенной картинной галерее, которую создавали почти в те же годы, что и галереи, пристроенные к Монплезиру с запада и востока3.

Итоги коллекционирования произведений искусства Петром I были весьма впечатляющими. По приблизительным оценкам его картинное собрание состояло из более чем 400 работ4, а что касается значения его собирательской деятельности, то признают следующее. Петр имел разносторонние интересы в области коллекционирования, но с ярко выраженной

1 Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л., 1985. С. 39.

2 Врангель Н.Н. Первые годы академической школы // Русская академическая художественная школа в XVIII в. М.-Л., 1934. С. 15.

3 Кузнецова О.Н., Борзин Б.Ф. Летний сад и Летний дворец Петра I. Л., 1988. С. 84-86.

4 Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа... С. 252.

направленностью художественного вкуса5, которая была связана не только с его увлечением кораблестроением и другими практическими задачами, как это зачастую принято считать.

Петр I не просто собрал первую в России коллекцию западноевропейских картин, но и пригласил Г. Гзеля специально для наблюдения за ней, положив тем самым начало коллекционированию и хранению произведений зарубежной живописи в нашей стране. Есть основания предполагать, что Петр был знаком с весьма распространенным в Европе взглядом на коллекции как на своеобразные учебные выставки по самым различным наукам и искусствам, активно способствующие просвещению6. Это во многом определяет реформаторскую деятельность Петра в области культуры.

Художественные вкусы Петра I, его собирательская деятельность оказали значительное влияние на вкусы его придворных и начало коллекционирования ими произведений западноевропейского искусства. Примером большого интереса сподвижников царя к культурным ценностям Западной Европы могут служить составленные А.Д. Меншиковым, Б.П. Шереметевым, П.П. Шафировым, А.А. Матвеевым и другими первоклассные для того времени библиотеки, в которых находилось значительное количество книг на иностранных языках7. Роль Петра в зарождении частного коллекционирования в России была действительно велика. По сообщению Я. Штелина, знатные придворные украшали картинами свои дома в Петербурге и Москве, подражая вкусу царя, а что касается источников этих приобретений, то они покупали картины у иностранных купцов в Архангельске и Петербурге8. Однако о частных художественных коллекциях первой четверти XVIII века известно очень мало, если не считать сведений о собрании А.Д. Меншикова и весьма скудных данных о собирательской деятельности Я.В. Брюса и Д.М. Голицына, имевшего в своем подмосковном имении хорошую коллекцию итальянских и брабантских картин, которая после его смерти оказалась совершенно заброшенной9.

Как известно, после Петра царственные особы не уделяли особого внимания состоянию императорских коллекций, их пополнению и условиям хранения. Положение несколько изменилось к лучшему в годы

5 Андросов С.О. Заметки о Петре Великом как коллекционере // Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге. 1703-1917. Тезисы докладов конференции. СПб., 1995. С. 3-5.

6 Овчинникова Б.Б., Чижова Л.В. Из истории русских музеев. Екатеринбург, 1992. 115 с.

7 Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в XVIII - первой половине XIX века // Очерки истории музейного дела в России. М., 1961. С. 271.

8 Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России: в 2 т. М.: Искусство, 1990. Т. 1. С. 43.

9 Там же. С. 368.

царствования Елизаветы10, из мероприятий которой в этой области наиболее значительными являются покупка крупного собрания западноевропейской живописи в Праге и Богемии, а также устройство Картинного зала Екатерининского дворца в Царском Селе11.

Хорошая зрительная память, «тончайший и изысканнейший вкус»12, «большая охота до картин» - такой предстает перед нами Елизавета в середине 40-х годов XVIII века. Прошло всего тридцать лет после петровских приобретений 1716 года, а в России уже не только императрица и великий князь Петр Федорович собирали западноевропейскую живопись13 и считали картину ценным подарком, достойным их императорского величества, но и придворные, стремясь подражать правителям, мечтали иметь свои блестящие собрания живописи.

Середина и вся вторая половина XVIII века были временем крупных приобретений произведений искусства представителями высшей аристократии. Значение их коллекций стало весьма существенным для всей европейской культуры конца XVIII столетия. С полным правом можно утверждать, что петербургские частные коллекции западноевропейской живописи с успехом выполняли как репрезентативную, так и образовательно-просветительскую функцию в столичном обществе середины - второй половины XVIII века.

Иван Иванович Шувалов (1727-1797) - «первый министр нарождающегося русского просвещения», весь его жизненный путь был значительно насыщен важными делами для истории нашей культуры14.

Основанная в царствование Елизаветы Петровны Академия Xудожеств с самого начала стала его любимым детищем, для размещения которой (в первые годы ее существования) он даже предоставил свой петербургский особ-няк15. В отличие от попыток Я. Штелина16, усилия И.И. Шувалова увенчались полным успехом: созданная им Академия пользовалась благосклонным вниманием императрицы, и многие вельможи желали стать почетными членами этого в то время еще нового для России заведения.

Известно, что весь дом был украшен портретами и картинами, коллекционированием которых И.И. Шувалов увлекся, по всей видимости, еще в середине 1740-х годов, хотя о его приобретениях тех лет почти ничего не

10 Там же. С. 8.

11 Успенский А.И. Императорские дворцы. Т. 1-2. М., 1913. Т. 2. С. 169-174.

12 Записки Якоба Штелина... Т. 1. С. 385.

13 Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. С. 46, 254.

14 Моисеева С.В. Иван Иванович Шувалов и Академия Xудожеств конца 1750-1760 годов // Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге. 1703-1917. Тезисы докладов конференции. СПб., 1995. С. 5.

15 Записки Якоба Штелина. Т. 1. С. 134.

16 Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. С. 46-47. Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

известно17. В последующее время покупки картин более участились, причем нам даже известны источники и время приобретения некоторых из них. Так, например, в конце 1740-х годов он купил в Санкт-Петербурге несколько картин у торговца Мореля, а около 1755 года И.И. Шувалов за 500 дукатов приобрел у семьи Врангель очень известную в то время и считавшуюся работой Рафаэля картину «Обращение Савла»18.

В 1758 году И.И. Шувалов получил в подарок от графа Чернышева «Службу ангелов у Христа после искушения» Лафосса, купленную за 1 тыс. рублей у живописца Ле Пренса. В конце того же года у вдовы тайного советника Пехлина, составившего ранее хорошую коллекцию живописи, им были приобретены за 3500 рублей еще не проданные к тому времени картины, среди которых находилось «Избиение младенцев» Куапеля19. Примерно за полгода до этого события князь Д.М. Голицын (1721-1793) прислал ему из Парижа выполненную «по собственным указаниям» Петра I «Полтавскую баталию» работы Д. Мартена20.

К середине 1750-х годов его коллекция была уже достаточно большой по количеству находившихся там картин и весьма выдающейся по своим художественным качествам среди прочих частных собраний того времени. В ней, безусловно, находились разные по своему уровню произведения, но приводимый ниже отзыв Екатерины кажется не слишком объективным.

Большую часть этой коллекции (около 60 произведений), в которой была представлена итальянская, фламандская, голландская и французская живопись, в 1758 году он подарил Академии Художеств, предоставив тем самым ее ученикам прекрасную возможность изучать и в учебных целях копировать произведения западноевропейских мастеров. Три года спустя к ним присоединились почти все остальные картины этого собрания, купленные у владельца за 20 тыс. рублей для Академии Художеств по приказу Екатерины II. Тогда было приобретено 100 произведений, список которых с указанием цен вскоре был составлен Я. Штелиным под названием «Перечень картин, купленных по повелению ее императорского величества у камергера Шувалова для Академии Художеств. 1764 год».

И.И. Шувалов стал достаточно близким к Екатерине II вельможей, советами и услугами которого в вопросах искусства она постоянно поль-зовалась21, что всегда давало основание упоминать его имя в связи с формированием коллекции Эрмитажа.

17 Записки Якоба Штелина... Т. 2. С. 161.

18 Там же. Т. 1. С. 367.

19 Там же.

20 Там же. С. 368.

21 Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. С. 93-98.

Очень ценной для анализа проблемы формирования художественных вкусов имеет коллекция А.С. Строганова. При дворе Екатерины II А.С. Строганов занимал с самого начала особое положение, так как выступил на ее стороне во время событий 1761 года, за что был пожалован в камергеры, а после возвращения из Франции он стал особо приближенным к императрице, называвшей его «magot» (фр. «дурняшка»), но весьма ценившей его общество, острый ум и образованность. Он часто долгое время проводил с Екатериной II, иногда безотлучно находясь при ней, как то было, например, в первом ее путешествии в Москву22. Очень часто именно советами А.С. Строганова Екатерина пользовалась и в своей собирательской деятельности, так как сведения об европейских коллекциях, о роли, которую играло в эти годы собирательство в Париже, она нередко могла узнать именно во время своих бесед с И.И. Шуваловым и А.С. Строгановым23. Кроме того, известно, что граф А.С. Строганов был в числе постоянных посетителей Эрмитажных собраний, где он нередко распоряжался.

Собирательская деятельность А.С. Строганова началась еще в молодые годы и продолжалась, по всей видимости, вплоть до последних лет жизни. Особо заинтересовавшись искусством еще во время своей первой поездки за границу в 1750-х годах, он получил тогда прекрасную возможность не только ознакомиться с коллекциями западноевропейской живописи, но и приобрести первые картины для собственного собрания. Известно, что приехав тогда из Женевы в Турин, он был поражен тем, что «здесь почти во всех домах хороших картин премножество, если б мог найти продажных, то купил бы»24.

Особенно активно Александр Сергеевич участвовал в распродажах во время своего второго пребывания за границей (в 70-х гг. XVIII в.), покупая картины у известных парижских коллекционеров. Тогда им было приобретено множество картин из собрания Мариетта, Шуазеля, принца Конти и других25, причем иногда он пользовался услугами посредников (например, Дон-же). Его внимание было сосредоточено в основном на приобретении работ фламандских и голландских мастеров, однако он не пренебрегал и работами современных французских мастеров.

Вернувшись в Санкт-Петербург, А.С. Строганов продолжил свою собирательскую деятельность, успех которой был в немалой степени обусловлен существованием в столице антикварных лавок и фирм, благодаря которым можно было приобретать произведения искусства не выезжая за границу. В это время уже достаточно активно печатаются первые русские каталоги публичных распродаж антиквариата, являющиеся ценным источником для

22 Божерянов И. Граф Александр Сергеевич Строганов // Художественные сокровища России. СПб., 1901. Т. 1. С. 152.

23 Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. С. 44.

24 Калиничева И.Б. Частное коллекционирование. СПб.,1997.

25 Там же.

суждений о состоянии художественного рынка и уровне его развития во второй половине ХУШ века.

Пополняя свою коллекцию в 1780-1790 годы путем приобретения произведений искусств в антикварных лавках, торговых фирмах, у частных коллекционеров, А.С. Строганов уже в начале 1790-х годов имел замечательнейшую коллекцию западноевропейской живописи, для размещения которой было решено создать особое помещение - картинную галерею, и в 1788-1791 годах были проведены работы во дворце Строгановых на Невском проспекте, в результате которых были построены два дворцовых корпуса и созданы три парадные интерьера, объединенные общим замыслом в единый ансамбль, главное место в котором занимала именно Картинная галерея26.

Граф А.С. Строганов позаботился, однако, не только об устройстве особого помещения для своего собрания. Он стал первым ее систематизатором и исследователем, в результате чего в 1793 году вышел в свет каталог живописи, находящейся в его коллекции, составленный самим владельцем на французском языке27. В этом каталоге значилось 87 картин 55 мастеров, поэтому его сравнение с каталогом 1800 года позволяет выявить круг произведений, приобретенных между 1793 и 1800 годами. Во вступлении к своему второму каталогу граф А.С. Строганов писал: «Я составил этот каталог, чтобы изучить сокровище, которое я собирал сорок лет. Я написал его для истинных любителей искусства..., а не для комедиантов, имеющих о себе высокое мнение». И далее он продолжал: «Избавь нас, Боже, от этих любителей без любви, знатоков без знания, (которые) больше всего способствуют продажности вкуса и препятствуют искусству»28. Таким образом, автор каталога и владелец этого собрания начинал свое сочинение словами, подчеркивающими значение истинной любви к искусству, необходимой в деле его изучения, которой, к сожалению, часто не достает «знатокам».

Обзор коллекции был составлен в соответствии со сложившейся традицией в делении западноевропейской живописи по школами, после краткой общей характеристики которых шло перечисление работ отдельных мастеров, причем каждой картине был присвоен свой номер.

Флорентийская школа была представлена в коллекции графа Строганова работами А. дель Сарто, Ф. Бароччи, Гарофало (Бенвенуто Тизи), Д. Фетти, П. ди Кортоны, Ч. Ферри. Сюда же А.С. Строганов поместил полотна Клода Лоррена.

26 Н.В. Мурашова, А.Н. Воронихин и Ф.И. Демерцов. Были и легенды // Панорама искусств. М., 1990. Вып. 13. С. 294.

27 Калиничева И.Б. Частное коллекционирование.. .С. 63.

28 Там же.

Ломбардская школа состояла из картин Аннибалле и Агостино Каррач-чи, Корреджо (Антонио Аллегри), Г. Рени, К. Чиньяни, Б. Скедоне, Ф. Фурини и И.-К. Лота.

Из работ венецианской школы в коллекции находились картины Я. Бас-сано, Тинторетто и А. Маркезини. Неаполитанская и испанская школы, рассматриваемые в каталоге совместно, были представлены картинами Риберы, Веласкеса, Мурильо, Л. Джордано, Ф. Солимены и П. Маттейса.

Нидерландская школа - работами Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, Я. Веникса, Зегерса, Я. ван Гойена, Д. Тенирса, Ф. Воувермана, А. ван де Вел-де, П. Поттера, Я. ван Рейсдала и другими.

Французская школа живописи была представлена работами Пуссена, Валантена, С. Бурдона, П. Миньяра, Ш. де ла Фосса, Ж. Парроселя, Ж. Верне, Греза, Г. Робера и некоторых других29, причем вполне понятно, что А.С. Строганов покупал больше картин, чемихзначилось в каталоге, поэтому нельзя с полной уверенностью утверждать, что на этом его коллекция ограничивалась. Так, например, им была куплена картина Брейгеля Бархатного «Поклонение волхвов» из собрания Блонделя де Ганьи, но в каталоге ее нет и не известно, куда она попала впоследствии30.

Каталог собрания графа А.С. Строганова интересен не только как источник ценных сведений о самой коллекции, но также как документ, по которому можно составить представление о взглядах А.С. Строганова на искусство вообще и его отношение к отдельным мастерам в частности, так как при составлении каталога он снабдил его текстом, в котором сделал ряд замечаний и отступлений, связанных с биографиями художников и их творчеством, а также затрагивал некоторые вопросы теории и истории искусства. Претендуя быть чем-то большим, чем просто перечнем картин, каталог 1800 года стал «легким, заманчивым и выразительным описанием»31, способным заинтересовать широкий круг читателей, хотя при этом нельзя не учитывать узость той сферы, где распространялось это издание, так как его тираж и количество образованных людей были весьма невелики.

Печатные каталоги художественных собраний были в России чрезвычайной редкостью, и выходу каталога Строгановской коллекции предшествовало лишь издание каталога коллекции Эрмитажа32.

Таким образом, в картинной галерее графа А.С. Строганова находилось немало уникальных произведений искусства, что делало это собрание одним из лучших в Санкт-Петербурге, да и в России в целом, поэтому объясним особый интерес к нему со стороны любителей и знатоков искусства.

29 Там же. С. 65.

30 Арциховская-Кузнецова А.А. А.С. Строганов как тип русского коллекционера // Панорама искусств. М., 1988. Вып. 11. С. 283.

31 Калиничева И.Б. Частное коллекционирование. С. 66.

32 Арциховская-Кузнецова А.А. А.С. Строганов. С. 290.

Кроме прекрасных собраний, принадлежавших графам И.И. Шувалову и А.С. Строганову, в Санкт-Петербурге существовали и другие, причем не менее ценные и интересные коллекции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К таким собраниям в первую очередь относятся коллекции западноевропейской живописи М.И. Воронцова, А.А. Безбородко, И.Г. Чернышова, К.Г. Разумовского и А.М. Белосельского-Белозерского.

Михаил Илларионович (Ларионович) Воронцов (1714-1767) - граф, знаменитый вице-канцлер времен Елизаветы Петровны (1744-1758), был женат на ее двоюродной сестре Анне Карловне Скавронской, а в 1758 году занял пост канцлера вместо А.П. Бестужева-Рюмина.

В 1744 году граф М.И. Воронцов был человеком уже не только чрезвычайно заинтересованным в произведениях искусства, но и способным разбираться в живописи, а также в какой-то степени оценивать ее, что не слишком часто встречалось в русском обществе в середине 1740-х годов.

Это положение еще раз подтверждаетсятем фактом, что, путешествуя в 1745-1746 годы33 по Италии и Франции, граф, как пишет Я. Штелин, сам собрал небольшую коллекцию превосходных итальянских картин. Среди них Штелин особо выделил картины «Портрет папы» П. Сюблейра, «Христос на горе Елеонской» П. Корреджо и несколько больших «венецианских проспектов» работы Каналетто. Чрезвычайно любопытно то, что тогда же граф привез парные портреты Петра I и Екатерины I работы Наттье.

В 1753 году М.И. Воронцов приобрел большую часть старых итальянских картин, привезенных в Санкт-Петербург К. Преннером, приглашенным сюда из Рима в качестве придворного живописца34.

К началу 1760-х годов частые балы, «машкерады» и прочие статьи расходов исчерпали богатство графа и он решил продать казне свой петербургский дом на Садовой улице. Получив за него 217 600 рублей от Екатерины II, М.И. Воронцов вскоре уехал «для поправки здоровья» в свое второе заграничное путешествие по Италии.

Вернувшись на родину в 1765 году, он привез с собой несколько «превосходных оригиналов», среди которых были «Богоматерь» Челести и выполненная сухими красками копия с его же картины «Распятие ап. Андрея», причем известно, что первую граф подарил Григорию Орлову35.

Таким образом, коллекция М.И. Воронцова дает основания причислить графа к числу видных петербургских собирателей XVIII века.

Не меньший интерес представляла коллекция А.А. Безбородко.

Князь, граф Священной Римской империи Александр Андреевич Безбородко (1746-1799) был сыном генерального писаря

33 Записки Якоба Штелина. Т. 1. С. 387.

34 Там же. С. 364.

35 Там же. С. 373.

малороссийскогоказачьего войска, сумевшим стать одним из самых видных государственных деятелей. Дипломат, секретарь Екатерины II (с 1775 года), член Коллегии иностранных дел (с 1780 года), в 1797 году он стал канцлером.

С 1783 года он фактически руководил всей внешней политикой России, а Екатерина II часы досуга нередко проводила в Эрмитаже в беседе с ним, считая ее не менее занятной и полезной, чем общение с Дидро, Гриммом, принцем де Линем, Г.А. Потемкиным, И.И. Шуваловым или А.С. Строгановым. Причиной тому являлись особые дарования канцлера, который по выражению хорошо знавшего его современника «в теле толстом скрывал ум тончайший»36.

История петербургского дворца связана с началом 1780-х годов, когда князь А.А. Безбородко купил значительный участок земли на Ново-Исаакиевской улице, где был расположен дом, перестроенный для нового владельца Д. Кваренги.

Столичный дворец А.А. Безбородко поражал всех своим великолепием. Именно в нем, по рассказу очевидца, «поразительнее всего была ... обстановка... Его великолепный дом блистал чрезмерным богатством: лестницы были устланы драгоценными азиатскими коврами, стены убраны изящнейшими картинами, потолки зал горели люстрами и ... перекрестным огнем алмазов ... вазы, в которых стояли цветы, были осыпаны перлами, изумрудами и драгоценными камнями. Во многих залах были видны горки ... уставленные старинными серебряными и золотыми сосудами необыкновенной величины. Пораженный таким великолепием шведский король... воскликнул: «...это настоящий волшебный дворец»37. В гостях у А.А. Безбородко, в этом царстве роскоши, нередко бывали Д. Кваренги и Н.А. Львов, бывший на службе у князя, а также М. Козловский, Д. Бортнянский, И. Гауф и др.

Свои дома в Москве и Петербурге князь, не жалевший для этого средств, превратил в целые «музеи», изобиловавшие ценнейшими произведениями западноевропейского искусства, но целенаправленно заниматься коллекционированием живописи он начал, по всей видимости, не ранее рубежа 1780-х - 1790-х годов.

Составленная достаточно быстро, коллекция князя вскоре оценивалась в 250 тыс. рублей, причем о ней говорили, что если собирательская деятельность ее владельца продолжится в таких же размерах и далее, то коллекция вполне может стать одной из лучших в Европе38. Ее рукописный каталог, автором которого был художник и реставратор И.И. Гауф, к

36 Пыляев М.И. Старый Петербург. СПб.: Паритет, 2002. С. 202.

37 Там же. С. 296-297.

38 Вести из России в Англию. Письма графа Ф.В. Ростопчина к графу С.Р. Воронцову // Рус-

ский архив. 1876. Кн. 2. С. 87. 244 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (49) 2014

сожалению до сих пор не обнаружен, что дало основание предположить, что рукопись, содержавшая описание 330 полотен утрачена39. Частично она может быть реконструирована на основании сохранившейся «Описи картинам и мраморным статуям», в которой значится 91 произведение40.

О качестве этого собрания свидетельствует то, что именно оттуда происходит «Христос в терновом венце» Рубенса и «Бобовый король» Йорданса. Кроме того известно, что там же находились 22 картины Берне41.

Следствием создания этой коллекции стало, как писал сам А.А. Без-бородко, то, что «вышел другой расход... я должен был построить большую картинную галерею»42. Вход в устроенную галерею был украшен «Грозящим Эротом» Фальконе43.

А.А. Безбородко любил свою коллекцию и понимал ее ценность. В дополнении к его завещанию было написано: «Картины, как лучшее из движимого имения моего сокровище, сохранить без продажи»44, что, к сожалению, не было исполнено. После смерти его брата Ильи Андреевича (1756-1815), унаследовавшего в составе всего имущества собрание А.А. Безбородко, коллекция была поделена на две части между Клеопатрой Ильиничной (в замужестве Лобановой-Ростовской) и Любовью Ильиничной (в замужестве Куше-левой). Таким образом, одно из лучших петербургских собраний XVIII века прекратило свое существование как единое целое.

Князь Александр Михайлович Белосельский (1752-1809) - обер-шенк, посланник в Дрездене и Турине, известный как просвещенный человек своего времени, друживший с Руссо, Вольтером, Мармантелем и отличавшийся любовью к искусству.

Белосельские были богаты, но состояние молодого князя еще более увеличилось после женитьбы на Анне Григорьевне Козицкой, унаследовавшей от матери огромное состояние.

Род Белосельских был издавна не только богат, но и знаменит. Считалось, что он является родственным (хотя и более поздним по времени возникновения) роду князей Белозерских, ведущему свое начало от Владимира Мономаха. Эта родственность дала основание Павлу I в 1798 году разрешить А.М. Белосельскому носить двойную фамилию Белосельских-Белозерских в память о заслугахих предков перед родиной.

39 Неверов О.Я. Художественные коллекции А.А. Безбородко // Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге. СПб., 1995. С. 9.

40 Там же.

41 Пыляев М.И. Старый Петербург. С. 296.

42 Архив князя Воронцова. Кн. 1. С. 349.

43 Пыляев М.И. Старый Петербург. С. 296.

44 Архив князя Воронцова. Кн. 1. С. 423.

В свободное время Александр Михайлович много занимался литературой, писал стихи на французском языке, а находясь в Турине издавал «гравированные портреты русских людей»45.

Написанные им книги были весьма известны в конце XVIII века46, а его дипломатическая деятельность была достаточно успешной.

Таким образом, можно говорить о том, что именно в XVIII веке активная творческая деятельность коллекционеров и собранные ими коллекции способствовали выработке определенных художественных вкусов, что привело к появлению в империи крупнейших коллекций мирового значения и к формированию основ будущего музейного фонда России.

Библиографический список

1. Андросов С.О. Заметки о Петре Великом как коллекционере // Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге. 1703-1917. Тезисы докладов конференции. СПб., 1995. С. 3-5.

2. Архив князя Воронцова. Кн. 1. С. 423. Архив князя Воронцова: Кн. 1-40 / Ред. П.И. Бартенев. СПб., 1870-1897. 42 т.

3. Арциховская-Кузнецова А.А. А.С. Строганов как тип русского коллекционера // Панорама искусств. М., 1988. Вып. 11. С. 283.

4. Божерянов И. Граф Александр Сергеевич Строганов // Xудожественные сокровища России. СПб., 1901. Т. 1. С. 152.

5. Вести из России в Англию. Письма графа Ф.В. Ростопчина к графу С.Р. Воронцову // Русский архив. 1876. Кн. 2. С. 87.

6. Врангель Н.Н. Первые годы академической школы // Русская академическая художественная школа в XVIII в. М.-Л., 1934. С. 15.

7. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России: в 2 т. М.: Искусство, 1990. Т. 1. 447 с.; Т. 2. 247 с.

8. Калиничева Т. Частные коллекции западноевропейской живописи в Петербурге (XVIII - начало XX вв.): Автореф. канд. дисс. СПб., 1997.

9. Кузнецова О.Н., Борзин Б.Ф. Летний сад и Летний дворец Петра I. Л., 1988. 190 с.

10. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа(1764-1917). Л., 1985.408 с.

11. Моисеева С.В. Иван Иванович Шувалов и Академия Xудожеств конца 1750-1760 годов // Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге. 1703-1917. Тезисы докладов конференции. СПб., 1995. С. 5.

12. Мурашова Н.В. А.Н. Воронихин и Ф.И. Демерцов. Были и легенды // Панорама искусств. М., 1990. Вып. 13. С. 294.

13. Неверов О.Я. Xудожественные коллекции А.А. Безбородко // Коллекционеры и меценаты в Санкт-Петербурге. 1703-1917. Тезисы докладов конференции. СПб., 1995. С. 9.

14. Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в XVIII - первой половине XIX века // Очерки истории музейного дела в России. М., 1961. С. 271.

15. Овчинникова Б.Б., Чижова Л.В. Из истории русских музеев. Екатеринбург, 1992. 115 с.

16. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб.: Ленинздат, 1996. 670 с.

17. Пыляев М.И. Старый Петербург. СПб.: Паритет, 2002. 480 с.

18. Успенский А.И. Императорские дворцы. т. 1-2. М., 1913. Т. 2. 299 с.

45 Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1996. С. 198.

46 Записки Якоба Штелина. Т. 2. С. 173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.