Научная статья на тему 'Коллекционирование как экономическое явление'

Коллекционирование как экономическое явление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2071
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ / ПОЛЕЗНОСТЬ / ДОХОДНОСТЬ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / АГЕНТЫ / ДИЛЕРЫ / ЛИКВИДНОСТЬ / НЕЛИКВИДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев А.Н.

В статье представлено теоретическое обобщение и осмысление процесса коллекционирования как экономического явления. Указана классификация коллекционирования (капиталоемкое, некапиталоемкое, инвестиционное, неинвестиционное и др.). Показана специфичность предметов коллекционирования и коллекций как основы познания экономического механизма в области коллекционирования. С экономической точки зрения выделено общепризнанное, узкогрупповое и единичное коллекционирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллекционирование как экономическое явление»

Вопросы экономики

УДК 338.467.6

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

А.Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: su500005@yandex.ru Тверской государственный университет

В статье представлено теоретическое обобщение и осмысление процесса коллекционирования как экономического явления. Указана классификация коллекционирования (капиталоемкое, некапиталоемкое, инвестиционное, неинвестиционное и др.). Показана специфичность предметов коллекционирования и коллекций как основы познания экономического механизма в области коллекционирования. С экономической точки зрения выделено общепризнанное, узкогрупповое и единичное коллекционирование.

Ключевые слова: коллекция, коллекционирование, полезность, доходность, инвестирование, агенты, дилеры, ликвидность, неликвидность

Коллекционирование — это психологический феномен, который является не до конца изученным. Целью коллекционирования является удовлетворение духовных потребностей личности через обретение всего многообразия вещей определенного рода и представляет собой одну из форм реализации интереса [8; 10]. В этом плане коллекционирование является прежде всего процессом удовлетворения потребностей (наряду с многообразием иных потребностей индивидов) [4]. Вторичным мотивом в коллекционировании является инвестирование денежных средств и труда в собирание коллекции с возможностью получения дохода.

Теоретически, если опираться на трактовку рационального поведения экономических субъектов,

предложенную, например, в работах Л.А. Карасёвой [5; 6], то можно наблюдать две модели поведения. В первом случае речь может идти о психологическом выборе экономических субъектов как потребителей, во втором — очевиден экономический выбор инвестора, поэтому с точки зрения сущности коллекционирования последняя модель является примером мнимой коллекционной деятельности. Более того, на практике можно наблюдать процессы модификации и даже деформации этих моделей, перехода одной модели в другую. Дело в том, что (см. работы Л.А. Карасёвой) хозяйственный выбор складывается на основе субъективного индивидуального осознания условий внешней среды, организационных и институциональных норм и институтов, которые определяют привычные или одобряемые обществом модели поведения [6]. Поэтому поверхностный взгляд на происходящие в мире процессы коллекционирования приводит к утверждению, что вторичный мотив в коллекционировании проявляется крайне редко и может иметь место только для общепризнанных предметов коллекционирования (картины, монеты и проч.) для которых объективно и исторически сложился рынок.

Коллекционирование можно подразделить: а) на материальное — это собирание материальных объектов, которые сами по себе обладают свойством наличия «конкуренции в потреблении»,

т.е. обладание данным предметом одним лицом приводит к невозможности одновременного обладания этим предметом другим лицом (кроме случаев, когда одна и та же вещь существует не в единственном экземпляре);

б) на нематериальное — это собирание пословиц, поговорок, выражений и проч. вещей, в отношении которых не существует «конкуренции в потреблении», т.е. собранная коллекция подобных вещей может быть передана неограниченному числу других лиц, и у каждого будет такая коллекция.

Нематериальные коллекции приводят к духовному обогащению всего общества и навсегда могут войти в духовное наследие человечества. Материальные коллекции являются суммой гомогенных артефактов и в этом плане могут иметь культурно-историческую и научно-фактологическую ценность, а их коренным свойством является физическая уничтожимость вследствие механических, физико-химических, биологических и других факторов.

Коллекционирование характеризуется некоторыми чертами, к которым можно отнести:

1) специфичность — это означает концентрацию внимания и интереса к узкому кругу вещей определенного рода, что приводит к накоплению уникальной информации о таких вещах, обладателем которой становится один или узкая группа лиц (коллекционеров). Эти знания не всегда могут быть вербально представлены и поэтому не могут быть непосредственно сообщены другим лицам;

2) длительность времени собирания коллекции;

3) отсутствие рынка оборота предметов коллекционирования (в том случае, если он существует, необходимо наличие узкоспециальных знаний);

4) рыночную стоимость коллекции — эта стоимость может намного (в разы и десятки раз) превышать затраты на ее формирование. Однако часто рыночная стоимость коллекции может быть и равна нулю, в том случае если ее полезность будет являться единичной, т.е. представлять ценность только для самого собирателя (в этом случае коллекция будет являться специфическим активом);

5) Сильное влияние случайных факторов на ценообразование (появление нового платежеспособного покупателя или выставление на продажу крупной коллекции).

Коллекционирование — это не накопление стоимости, которая собственно для собирателя коллекции и не выступает в качестве цели (но может

носить ограничивающий характер, сдерживающий пределы роста его коллекции). Коллекционирование может быть капиталоемким и некапиталоемким.

Так, капиталоемкое коллекционирование связано с собиранием дорогих (или имеющих значительную стоимость) вещей. К таким видам коллекционирования принято относить собирание картин, старинных монет и др. Капиталоемкое коллекционирование приводит к формированию капитала, вложенного в коллекцию.

Некапиталоемкое накопление — это собирание недорогих вещей или вещей, которые вообще могут не требовать затрат денежных средств (пробки, фантики, бутылочные наклейки). Коллекция некапиталоемких вещей очень редко может иметь какую-либо значительную стоимость, и со смертью коллекционера она вообще может быть уничтожена (утеряна, выкинута), так как не будет ни для кого представлять ценность.

В связи с этим виды коллекционирования можно подразделить на инвестиционное и неинвестиционное.

Инвестиционное коллекционирование представляет собой одну из форм вложения капитала, который может обеспечить его владельцу получение дохода от прироста рыночной стоимости коллекции.

Неинвестиционное коллекционирование вообще не предполагает возможности получения дохода от реализации (пусть даже мысленной) коллекции или ее отдельных предметов.

Инвестиционное коллекционирование может быть некапиталоемким. В этом случае действует си-нергетический эффект, когда стоимость коллекции намного превышает сумму стоимостей отдельных предметов в ней.

Реальная доходность инвестиционного коллекционирования может быть крайне незначительной и в среднем составлять 1— 2% в год. Учитывая, что коллекционер вряд ли при своей жизни расстанется со своей коллекцией, то он, скорее всего, не сможет не только получить доход, но и получить возврат средств на вложенный капитал. Необходимо отметить, что коллекционеры вообще крайне редко продают свои коллекции. Для них полученные от них деньги будут иметь меньшую полезность, чем та, которую они получают от владения коллекцией. Это фундаментальное свойство не приводит к частым распродажам коллекций, что сдерживает цены на объекты коллекционирования от падения.

После смерти коллекционера коллекция может быть продана наследниками по более низкой цене (в несколько раз меньше), чем ее мог бы реализовать сам коллекционер, прекрасно знающий рынок и многих его участников. Его коллекция будет распродана по более низким ценам, а выгоду от этого получат другие коллекционеры-знатоки, которым также вряд ли когда-то удастся получить от этого доход, так как они тоже не готовы расстаться со своей коллекцией.

Коллекционирование может быть частное и государственное (муниципальное). В свою очередь частное коллекционирование может быть индивидуальным (семейным) и корпоративным (включая университеты) [9]. Наиболее крупные коллекции находятся у государства (оно может формировать коллекцию в течение ряда столетий, т.е. за период времени, намного превышающий срок жизни одного человека). К таким коллекциям можно отнести коллекции монет, древних книг и документов, метеоритную коллекцию (находится в Российской академии наук) и проч. Все эти коллекции представляют огромную научную ценность и являются национальным достоянием страны. Указанные коллекции образуют материальную базу научных исследований мирового уровня в соответствующих областях. Такие коллекции не могут быть распроданы как по частям, так и проданы в целом. В настоящее время в мире не существует рынка таких коллекций, однако с учетом необходимости разработки и реализации международно-правового механизма банкротства государств, которые не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам, а также наблюдаемых процессов распада государств на ряд менее крупных и раздела между ними накопленных активов, вполне возможна постановка вопроса об оценке стоимости также и общенациональных коллекций. Примером здесь может служить распад СССР, когда главы ряда республик приняли решение о разделе Алмазного фонда [1, Ст. 1], однако впоследствии, когда Россия приняла на себя в полном объеме обязательства бывшего СССР, к ней перешли и его активы, включая и Алмазный фонд. В связи с этим в Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» было внесено положение о том, что Алмазный фонд РФ является неделимым [3, Ст. 7]. Многие университеты мира также стараются создавать собственные материальные и нематериальные коллекции в качестве базы исследования для своих ученых.

Закон РФ от 01.04.1993 № 4804-! «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями и дополнениями) под коллекцией культурных ценностей понимает «совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение» [2, Ст. 5]. Из России не допускается вывоз культурных ценностей, которые представляют собой историческую, художественную, культурную или научную ценность, а также культурных ценностей, созданных более 100 лет назад. Кроме того, не допускается вывоз и тех культурных ценностей, которые находятся на постоянном хранении в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках и др.

С экономической точки зрения предметы коллекционирования можно условно подразделить на три вида: общепризнанные; узкогрупповые и единичные (табл. 1).

Общепризнанные предметы — это вещи, которые в обществе собираются многими (может даже существовать хорошо функционирующий рынок таких вещей как предметов коллекционирования).

Узкогрупповые предметы — это вещи, собираемые узкой группой лиц и имеющие ценность в рамках этой группы.

Единичные предметы — это вещи, собираемые одним лицом или несколькими лицами, практически никак не связанными друг с другом.

Отличие в таком коллекционировании видов предметов состоит в степени признания их ценности и, соответственно, стоимости самих коллекций, что оказывает воздействие на экономический механизм коллекционирования. Необходимо отметить, что узкогрупповое коллекционирование имеет наибольшую экономическую специфичность.

Коллекционеры могут извлекать систематический доход от выполнения ими посреднической функции между продавцами и покупателями предметов коллекционирования, которая для них будет выступать вторичной и оказывается возможной за счет накопления опыта, связей и информации о рынке и предметах коллекционирования. По своей природе этот доход будет являться дилерским.

На рынке предметов коллекционирования посредников можно условно разделить на агентов и дилеров.

Таблица 1

Сравнительная характеристика предметов коллекционирования

Степень распространенности вещей как предметов коллекционирования Степень развитости рынка предметов коллекционирования Примеры предметов коллекционирования Характер предметов коллекционирования как активов

Общепризнанные предметы Рынок хорошо развит Картины, монеты Обще- или широкопризнанные активы

Узкогрупповые предметы Рынок отсутствует, но возможны случайные сделки по купле-продаже или обмену Программки местного футбольного клуба Специфические активы

Единичные предметы Рынок и какие-либо сделки с предметами как объектами коллекционирования полностью отсутствуют Кирпичи, люки канализации Узкоспецифические активы

Источник: авторская разработка.

Агенты — это лица, действующие от имени другого лица и за их счет и получающие денежное вознаграждение в виде процента от цены предметов коллекционирования. Для них не требуется вложения собственных средств в предметы коллекционирования, и они не несут инвестиционных рисков.

Дилеры — это лица, действующие от своего имени и за свой счет и риск в целях перепродажи вещей и получения дохода. Дилеры принимают на себя инвестиционные риски, так как вкладывают собственные средства в предметы коллекционирования, но эти риски, как правило, не столь высоки вследствие того, что дилеры обычно хорошо знают рынок данных вещей.

На рынке предметов коллекционирования наиболее ярко проявляется действие эффекта асимметричности информация — ситуации, когда один из участников сделки (продавец или покупатель) знает об истинной стоимости предмета больше, чем другая сторона. Обычно наиболее информированной стороной оказывается продавец, а наименее информированной — покупатель. Однако на рынке вещей, которые могут являться предметами коллекционирования, ситуация может оказаться диаметрально противоположной: покупатель может знать о вещи больше, чем ее продавец, который не обладает специальными знаниями о предмете, а также информацией о других потенциальных покупателях, готовых заплатить за вещь значительно больше (в разы и десятки раз больше). Большая информированность коллекционеров о собираемых ими вещах позволяет им систематически извлекать доход от перепродажи предметов коллекционирования.

С позиции теории полезности предельная полезность одних и тех же вещей для разных индивидов

различна и носит сугубо субъективный характер. Это определяет готовность различных индивидов приобрести одну и ту же вещь за различную цену. Для коллекционеров предельная полезность некоторых вещей может быть максимально высокой по сравнению с тем, как их оценивает большинство остальных индивидов. В том случае, если благосостояние коллекционера значительно больше среднего благосостояния остальных индивидов, то предельная готовность коллекционера заплатить за вещь будет еще более существенной. Предмет, который для большинства индивидов может оцениваться как не представляющий какой-либо значительной ценности (или оцениваться с отрицательной величиной)1, для коллекционера может иметь высокую цену. В связи с этим вещи, которые могут использоваться как предметы коллекционирования, получают как бы двойную цену: во-первых, обычную цену (цена ординарного товара) и, во-вторых, коллекционную цену (цена предмета коллекционирования).

Коллекционная цена вещи будет значительно больше ее обычной цены. При этом не всякая вещь, имея обычную цену, может иметь и коллекционную цену, а обладание знанием о наличии у вещи коллекционной цены связано с существованием трансакционных издержек (получение опыта и информации). Трансакционные издержки в этом случае — это инвестиции в получение такого знания и получение определенных возможностей, а их произведение происходит не из-за мотива получения чистого дохода (прибыли), а вследствие интереса индивидов к собиранию коллекции вещей определенного рода.

1 В том случае, если индивид сталкивается с затратами на утилизацию вещи.

Таблица 2

Доходность и ликвидность предметов коллекционирования

Степень распространенности вещей как предметов коллекционирования Степень ликвидности Возможность получения реальной доходности от коллекционирования

Общепризнанные предметы Относительно высокая Наличие, как правило, небольшой положительной реальной доходности

Узкогрупповые предметы Низкая Возможно получение как небольшой положительной реальной доходности, так и отрицательной доходности

Единичные предметы Абсолютная неликвидность Отрицательная реальная доходность

Источник: авторская разработка.

Чистый доход, извлекаемый от знания коллекционной цены вещи (включая механизмы ее реализации), можно представить следующим выражением:

ЧД = ЦК - Цо - ТИ, где Цк — коллекционная цена вещи;

Цо — обычная цена вещи;

ТИ — удельные трансакционные издержки.

На цену предметов коллекционирования оказывают влияние следующие факторы:

1) количество коллекционеров данных предметов (что зависит в свою очередь от моды в обществе на собирание тех или иных вещей);

2) средние доходы коллекционеров (с ростом ВВП они имеют тенденцию к росту);

3) изменение количества интересуемых коллекционеров предметов в частных коллекциях и их предложения на рынке (предметы, которые коллекционируют, могут утрачиваться, портиться, а также может увеличиваться их количество2). Так, если предметы коллекционирования подвержены порче со временем, то их цена со временем также будет увеличиваться из-за уменьшения их количества. Поэтому рыночная стоимость вещей, подверженных порче с течением времени, должна только увеличиваться (при условии обеспечения должной сохранности вещей), а темпы ее увеличения будут опережать темпы роста инфляции, обеспечивая их владельцам получение потенциального реального дохода.

Хорошо развитый рынок предметов коллекционирования приносит посредникам, действующим на нем, систематические прибыли и, в свою очередь, повышает ликвидность предметов коллекционирования, создавая возможность и для самих коллек-

2 Например, увеличение количества монет из-за применения при их поиске металлоискателя.

ционеров получать прибыль. Это возможно при наличии глубоких знаний об объектах коллекционирования, наличии богатой коллекции этих вещей и больших и разветвленных связей в «узком мире» тех, кто так или иначе связан с этими вещами или может иметь к ним отношение. Все это возможно только при длительном занятии коллекционированием и постоянном посвящении этому процессу времени и внимания.

При существовании узкой группы лиц, занимающихся коллекционированием, для продавца, который захотел бы реализовать свою коллекцию, наиболее выгодной будет стратегия реализации всей коллекции в целом, а не по частям. В противном случае ему удастся продать лишь наиболее востребованные вещи, а на другие может не найтись покупателей, и поэтому цену придется снижать. При продаже коллекции как единого целого удается реализовать по требуемой (воспринимаемой коллекционерами в качестве справедливой) цене каждою вещь из коллекции. Покупатель в погоне за нужными ему экземплярами вещей будет вынужден в «нагрузку» приобрести и другие, ему ненужные, но которые он будет намереваться перепродать в дальнейшем.

Влияние степени распространенности вещи как предмета коллекционирования на степень ее ликвидности и реальной доходности коллекционирования представлено в табл. 2. Так, для общепризнанных предметов коллекционирования (картины, монеты) существует относительно высокая ликвидность и, как правило, небольшая реальная доходность, в то время как для не типичных для коллекционирования вещей будет существовать абсолютная неликвидность и отрицательная доходность (она может быть связана с необходимостью произведения расходов без абсолютной возможности получения дохода от реализации коллекции) [11— 14].

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что коллекционирование направлено прежде всего на удовлетворение духовных потребностей человека, а его главным мотивом не может выступать получение дохода (прибыли). Вместе с тем коллекционеры могут получать доход от коллекционирования, выступая в качестве дилеров (чаще) или агентов (реже). Ценность предметов коллекционирования и коллекций для разных индивидов часто является очень различной и носит в высшей степени субъективный характер, что оказывает значительное влияние на процесс ценообразования на предметы коллекционирования.

Список литературы

1. Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР (Москва. 04.12.1991). URL: http://base.garant.ru.

2. О ввозе и вывозе культурных ценностей: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (с доп. и изм.). URL: http://base.garant.ru.

3. О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ. (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru.

4 . Василюк К.В., Дмитриева Л.М. Коллекционирование как особенный тип символического потребления // Омский научный вестник. 2013. № 1(115). С. 217— 220.

5. КарасёваЛ.А. Попытка рефлексивного взгляда на методологию экономической науки // Вестник Финансового университета. 2007. № 4. С. 77— 86.

6. Карасёва Л.А. О методе структурных уровней в исследовании хозяйственной системы //

Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Экономика и управление». 2012. № 15 . С. 25— 33.

7. Карасёва Л.А. Экономико-теоретические основы модернизации экономики (к вопросу о действительной и мнимой модернизации) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 33 (126). С. 11— 17.

8. Корепанова И.А., Журкова Е.А. Коллекционирование — феномен культурный и психологический // Культурно-историческая психология 2007. № 4. С. 32— 38.

9. Маринич А.А. Становление и развитие в России частного коллекционирования // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2006. Т. 26. № 2-2. С. 86.

10. Соколова И.А. Социокультурный аспект частного коллекционирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. «Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения». 2006. № 2. С. 168— 171.

11. Сухарев А.Н. Алмазы и бриллианты как инвестиционные инструменты, оценка их стоимости // Финансы и кредит. 2013. № 37 (565). С. 18— 23.

12. Сухарев А.Н. Антиквариат как объект инвестирования // Финансы и кредит. 2013. № 42 (570). С. 6— 10.

13. Сухарев А.Н. Арт-рынок: динамика и современное состояние // Финансы и кредит. 2013. 2013. № 45(573). С. 19— 24.

14. Сухарев А.Н. Арт-рынок: теоретические и практические аспекты // Финансы и кредит. 2013. № 43. С. 40— 48.

Finance and credit Issues on economics

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

COLLECTING AS AN ECONOMIC PHENOMENON

Aleksandr N. SUKHAREV

Abstract

The article presents a theoretical synthesis and understanding of the process of a collecting as an economic phenomenon The author specifies collecting

classification (capital-intensive, not capital-intensive, investment, non-investment, etc.). The paper shows the specificity of collecting and collections as a basis of knowledge of the economic mechanism in the field of

collecting . From the economic point of view the author discerns the generally recognized, narrow group and make-to-order collecting.

Keywords: collection, collecting, usefulness, profitability, investment, agents, dealers, liquidity, illiquidity

References

1. The Agreement on succession in respect of the foreign debt and assets of the Union of Soviet Socialist Republics (Moscow. December 04,1991). Available at: http://base.garant.ru. (In Russ.)

2. RF Law "On Exportation and importation of cultural valuables" of April 15, 1993 № 4804-1. Available at: http://base.garant.ru. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. RF Federal Law "On Precious metals and jewels" of March 26, 1998 № 41-FZ. Available at: http:// base.garant.ru. (In Russ.)

4. Vasilyuk K.V., Dmitrieva L.M. Kollektsionirov-anie kak osobennyi tip simvolicheskogo potrebleniya [Collecting as a special type of symbolic consumption]. Omskii nauchnyi vestnik — Omsk scientific bulletin, 2013, no. 1, pp. 217— 220.

5. Karaseva L.A. Popytka refleksivnogo vzglyada na metodologiyu ekonomicheskoi nauki [An attempt of reflective look at the methodology of economic science]. Vestnik Finansovogo universiteta — Bulletin of Financial University, 2007, no. 4, pp. 77— 86.

6. Karaseva L.A. O metode strukturnykh urovnei v issledovanii khozyaistvennoi sistemy [About a method of structural levels in research of economic system]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. "Ekonomika i upravlenie " — Bulletin of Tver State University. "Economy and management" series, 2012, no. 15, pp. 25— 33.

7. Karaseva L.A. Ekonomiko-teoreticheskie osnovy modernizatsii ekonomiki (k voprosu o deistvitel'noi i mnimoi modernizatsii) [Economic and theoretical basis of modernization of the economy (the real and imaginary modernization)]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: Priorities and security, 2011, no. 33, pp. 11— 17.

8. Korepanova I.A., Zhurkova E.A. Kollekt-sionirovanie — fenomen kul'turnyi i psikhologicheskii [Collecting as the cultural and psychological phenomenon]. Kul 'turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural and historical psychology, 2007, no. 4, pp. 32— 38.

9. Marinich A.A. Stanovlenie i razvitie v Rossii chastnogo kollektsionirovaniya [The formation and development of private collecting in Russia]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta — Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2006, vol. 26, no. 2-2, p. 86.

10. Sokolova I.A. Sotsiokul'turnyi aspekt chast-nogo kollektsionirovaniya [A socio-cultural aspect of private collecting]. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. "Filosofya. Kul 'turologiya. Politologiya. Pravo. Mezhdunarodnye otnosheniya" — Bulletin of St. Petersburg University. "Philosophy. Cultural science. Political science. Law. International relations" series, 2006, no. 2, pp. 168— 171.

11. Sukharev A.N. Almazy i brillianty kak investit-sionnye instrumenty, otsenka ikh stoimosti [Diamonds and cut diamonds as investment tools, assessment of their value]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2013, no. 37, pp. 18— 23.

12 . Sukharev A . N . Antikvariat kak ob"ekt in-vestirovaniya [Antique-trade as an investment]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2013, no. 42, pp. 6— 10.

13. Sukharev A.N. Art-rynok: dinamika i sovre-mennoe sostoyanie [The art-market: dynamics and the current state]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2013, no. 45, pp. 19— 24.

14. Sukharev A.N. Art-rynok: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [The art-market: theoretical and practical aspects]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2013, no. 43, pp. 40— 48.

Aleksandr N. SUKHAREV

Tver State University, Tver, Russian Federation su500005@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.