Научная статья на тему 'КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ И СОБИРАТЕЛЬСТВО: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ'

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ И СОБИРАТЕЛЬСТВО: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллекционирование / собирательство / коллекция / коллекционер / провенанс / форма / понятийный анализ / критерии отличия / сходство / функции / мотивы коллекционирования. / collecting / gathering / collection / collector / provenance / form / conceptual analysis / criteria of diff erence / similarity / functions / motives for collecting.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Богданова Марина Александровна, Богданов Максим Сергеевич

Предпринята попытка провести содержательный анализ понятий «коллекционирование» и «собирательство». На основе изучения разноплановых источников, а также используя различные научные подходы, авторами предложены критерии, позволяющие выявить существующие различия в понятиях «коллекционирование» и «собирательство», а также черты их сходства. Авторы доказывают, что по целям, форме, времени возникновения, социальной значимости и мотиву коллекционирование и собирательство представляют собой неравнозначные социально-исторические практики. Предлагается следующее определение: коллекционирование – это целенаправленное и систематическое собирательство, организующее вещи в соответствии с задуманной коллекционером формой и имеющее культуросозидательный характер. Феномен коллекционирования в силу его многогранности является предметом не только научного, но и художественного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTING AND GATHERING: TOWARDS THE DEFINITION OF CONCEPTS

The authors have made an attempt to conduct a meaningful analysis of the concepts “collecting” and “gathering”. Based on the study of diverse sources, as well as using various scientifi c approaches, the authors propose criteria to identify existing diff erences in the concepts of “collecting” and “gathering”, as well as their similarities. The authors prove that in terms of goals, form, time of occurrence, social signifi cance and motive, collecting and gathering represent unequal sociohistorical practices. The authors proposed the defi nition of ‘collecting’. It is a purposeful and systematic gathering, which organizes things in accordance with the form conceived by a collector and has a cultural–creative feature. The phenomenon of collecting, due to its versatility, is the subject of scientifi c and artistic discourse.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ И СОБИРАТЕЛЬСТВО: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ»

УДК 303.01 DOI: 10.53315/1995-0713-2024-61-1-116-122

ББК 63.2

М.А. Богданова1, М.С. Богданов2

1Южный федеральный университет 2Пятигорский государственный университет

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ И СОБИРАТЕЛЬСТВО:

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ

Предпринята попытка провести содержательный анализ понятий «коллекционирование» и «собирательство». На основе изучения разноплановых источников, а также используя различные научные подходы, авторами предложены критерии, позволяющие выявить существующие различия в понятиях «коллекционирование» и «собирательство», а также черты их сходства. Авторы доказывают, что по целям, форме, времени возникновения, социальной значимости и мотиву коллекционирование и собирательство представляют собой неравнозначные социально-исторические практики.

Предлагается следующее определение: коллекционирование - это целенаправленное и систематическое собирательство, организующее вещи в соответствии с задуманной коллекционером формой и имеющее культуросозидательный характер. Феномен коллекционирования в силу его многогранности является предметом не только научного, но и художественного дискурса.

Ключевые слова: коллекционирование, собирательство, коллекция, коллекционер, провенанс, форма, понятийный анализ, критерии отличия, сходство, функции, мотивы коллекционирования.

M.A. Bogdanova1, M.S. Bogdanov2

1Southern Federal University 2Pyatigorsk State University

COLLECTING AND GATHERING:

TOWARDS THE DEFINITION OF CONCEPTS

The authors have made an attempt to conduct a meaningful analysis of the concepts "collecting " and "gathering ". Based on the study of diverse sources, as well as using various scientific approaches, the authors propose criteria to identify existing differences in the concepts of "collecting" and "gathering", as well as their similarities. The authors prove that in terms of goals, form, time of occurrence, social significance and motive, collecting and gathering represent unequal sociohistorical practices. The authors proposed the definition of ‘collecting’. It is a purposeful and systematic gathering, which organizes things in accordance with the form conceived by a collector and has a cultural-creative feature. The phenomenon of collecting, due to its versatility, is the subject of scientific and artistic discourse.

Key words: collecting, gathering, collection, collector, provenance, form, conceptual analysis, criteria of difference, similarity, functions, motives for collecting.

Введение

Для проведения содержательного анализа понятий «коллекционирование» и «собирательство», а также некоторых родственных понятий (коллекционер, собиратель и пр.) необходимо сформулировать критерии, позволяющие выявить отличительные признаки каждого из анализируемых феноменов, привести черты их сходства. Изучение данных феноменов требует изучения разнопланового комплекса научных источников

(словари, энциклопедии, статьи, монографии, архивы), использования концептуальных подходов (исторический, аксиологический, институциональный и пр.)

Введение в научный оборот понятия «коллекционирование» связывают с Марком Тулием Цицероном, который в своей политической речи «О назначении Гнея Помпея полководцем» использовал данное понятие в значении «собирание разрозненных вещей в одно целое».

Методы и понятия

Коллекционирование как предмет научного изучения весьма многогранно, его можно исследовать как психологический феномен, а также в экономическом, социологическом, педагогическом, правовом, культурологическом аспектах. Из этого следует, что при изучении коллекционирования уместным будет междисциплинарный подход в содружестве таких наук, как психология (коллекционирование как страсть), педагогика (коллекционирование как инструмент привития вкуса и воспитания), философия (коллекционирование как форма рефлексии), культурология (коллекционирование как феномен культуры), экономика (коллекционирование как вид инвестиционной деятельности и сбережения), история (коллекционный предмет как документ эпохи), социология (коллекционирование как социальный институт, как одна из характеристик общества потребления) и пр.

Многоаспектность коллекционирования доказывается также тем фактом, что он является темой художественного дискурса - литературы, живописи, кино. Можно назвать такие произведения литературы: С. Цвейг «Невидимая коллекция», Дж. Фаулз «Коллекционер», Д Рубина «Белая голубка Кордовы», Ж. Перек «Кунсткамера. История одной картины», В. Солоухин «Черные доски»; живописи: «Портрет коллекционера» Пармиджанино, «Коллекционер монет» Max Gaisser; кино: «Возвращение святого Луки» (1970) - реж. А. Бобровский, «Серафима из Санлиса» (2008) - реж. М. Прово, «Бархатная бензопила» (2019) - реж. Д Гилрой, «Завещание» (2012) - реж. Р Гудиньо.

Термины «коллекционирование» и «собирательство» представлены во всех известных словарях и энциклопедиях: Ожегова, Брокзауза и Ефрона, БСЭ, Словарь иностранных слов и пр. В данных источниках мы не нашли разногласий в трактовке понятия «коллекционирование», что касается пары понятий «коллекционирование -собирательство», то здесь существуют разночтения: иногда эти понятия трактуются как синонимы, иногда - как близкие по смыслу, но не совпадающие целиком.

Приведем некоторые их них.

«Коллекция (от латинского слова collectio - собирание) -систематизированное собрание каких-либо предметов, представляющее обычно научный, художественный, исторический интерес, например, коллекция картин, коллекция минералов, коллекция марок» [13, C. 235]. Соответственно «коллекционирование» - colligere - выбирать, собирать.

«Коллекционирование - это целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, обычно имеющих научную, историческую или художественную ценность» [2]. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» №4804-1 от 15.04.1993 (в посл. ред. от 23.07.2013), ст. 5 дает следующее определение: «Коллекция культурных ценностей - совокупность однородных, либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение» [5].

Согласно словарю Ожегова, «коллекционирование - это систематизированное собрание каких-н. предметов. К. древних монет. К. минералов. К. картин. 2. Совокупность предметов, растений, животных, представляющая внутреннюю целостность. Собиратель - человек, к-рый занимается собиранием, коллекционированием чего-н. С. предметов старины. С. редкостей. С. народных сказок» [10].

Согласно Большой советской энциклопедии, «изначально под собирательством понималась одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, заключающаяся в собирании для еды кореньев, орехов, плодов, ягод, т. е. всего того, что можно было найти в природе. Собирательство так же, как охота и рыболовство, относится к присваивающему типу хозяйственной деятельности и характерно для ранних этапов развития человечества. В силу естественного разделения труда между полами собирательством, как правило, занимались женщины, используя при этом примитивные орудия труда» [2].

Впоследствии термин «собирательство» сближается с термином «коллекционирование» и используется для обозначения деятельности, связанной с сохранением, накоплением и демонстрацией различных предметов.

Говоря о России, следует также отметить широкое использование понятия

«коллекционерство».

С обретением искусством и наукой институционального статуса, демократизацией коллекционирования, появлением его новых форм, понятия «собирательство» и «коллекционирование» наполняются новыми смыслами и приобретают содержательные отличия.

Под «собирательством» понимают массовый и бессистемный вид деятельности, который, тем не менее, «может носить вводный в непосредственное коллекционирование характер. А с коллекционированием связывают, прежде всего, системное (научное) собирательство, имеющее в своей основе устойчивый интерес коллекционера к какой-то конкретной теме, как правило, достаточно узкой» [6, С. 1533].

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что понятия «коллекционирование» и «собирательство» содержат существенные смысловые различия, требующие не только констатации, но и содержательного анализа феноменов, обозначаемых этими понятиями.

Выявление различий феноменов коллекционирование и собирательство в данной статье будет проведено по следующим критериям: 1) по целям, 2) по форме, 3) по времени возникновения, 4) по социальной значимости, 5) по мотиву.

1. Коллекционирование и собирательство имеют общее культурформирующее пространство, предполагающее выделение, накопление и сохранение каких-либо предметов, т.е. музейного к ним отношения. Тем не менее, по целям данные виды практик различаются между собой. Целью собирательства является обладание и увеличение количества предметов в собрании, целью коллекционирования является составление и выстраивание коллекции, что предполагает не только и даже не столько добавление предметов, сколько улучшение коллекции, в том числе и за счет удаления и изъятия из нее ненужных вещей. Таким образом, под коллекционированием мы будем понимать целенаправленное собирательство в соответствии с определенной формой.

2. Различие целей, преследуемых коллекционером и собирателем, определяет различие полученного результата - коллекционирование - это оформленное собирательство. Коллекционирование - это более сложная деятельность, основанная не только на собирании и пополнении предметов для коллекции, но и на изучении (атрибуция и провенанс) и систематизации коллекционных материалов. В отличие от простого

накопления, коллекционирование требует от человека экспертных знаний и компетенций в избранной области. Что касается собирательства, то оно доступно, как игра, даже ребенку: собирание игрушек из киндеров (современные дети) или календариков (их родители).

Таким образом, каждый коллекционер - это собиратель, но не каждый собиратель является коллекционером. Им становятся лишь тогда, когда путем изучения и систематизации из собранных однородных предметов составляют нечто цельное, формально-определенное. Форма будущей коллекции задается коллекционером в соответствии с его замыслом, и она же выступает определяющим принципом ее существования и развития, ее духовным стержнем.

«Потенциальный коллекционер должен определить границы коллекции - то, что он планирует собирать: марки, часы и т.п., затем определяются связи, которые будут объединять элементы коллекции в единое целое... Таким образом, часто по умолчанию выполняются правила классификации коллекции и внутренних связей так, что коллекция становится внутренне упорядоченной и урегулированной» (3, С.117-118).

Что касается собирательства, то форма здесь приносится в жертву количеству накопленных артефактов, здесь каждый предмет ценен вне относительно целого собрания.

3. Институциализация коллекционирования состоялась уже в Древнем мире, особенно в Греции и Риме. Как свидетельствуют исторические источники, здесь уже можно встретить все элементы институциональной респектабельности коллекционирования: собственно коллекционеров, художественных экспертов и консультантов, арт-дилеров, профессионально занимающихся куплей-продажей раритетов, сложившийся и активно функционирующий художественный рынок, знатоков, копиистов, аукционы по продаже ценных вещей и пр.

Что касается собирательства, то, как было сказано выше, данный социальный институт и хозяйственная практика сложились еще раньше и относятся к первобытным периодам человеческой истории, выступая одной из первых форм разделения труда.

Как отмечают специалисты [14], коллекционирование как систематическое сохранение предметов отнюдь не является универсальной практикой. В истории есть лишь малая часть культур, которые сочли целесообразным обременять себя накоплением бесполезных предметов, придавая значение восхищению редкими или необычными вещами.

4. Подчеркивая важное значение коллекционирования для сохранения и развития культуры, Клюканова Л.Г. пишет: «коллекции занимают свою заметную нишу в деле сохранения культурной памяти и подключения индивидов к культурным кодам искусства и истории» [8, С.251]. История знает немало примеров, когда частные коллекционеры участвовали в серьезных культурных процессах своих стран. Российский культуролог и философ В.А. Петрицкий приводит интересные исторические факты, касающиеся бесценной помощи коллекционеров в деле, например, восстановления исторических зданий, пострадавших во время Великой Отечественной войны. Отсутствие подробных описаний и фотографий Петродворца, необходимых реставраторам для работы, было компенсировано собранием старинных рисунков, гравюр, открыток Петродворца из коллекции Н.С. Тагрина.

«Выдающийся филокартист Николай Спиридонович Тагрин (1905-1981), в коллекции которого было более 500 тысяч открыток, предоставил все необходимые материалы реставраторам. Полученный материал был настолько ценен, что Президиум

Академии наук СССР по инициативе президента АН СССР С. И. Вавилова наградил Тагрина в 1947 году премией за создание коллекции, «...представляющей энциклопедию культурной жизни нашей эпохи» [12].

Частные коллекции и в России, и за рубежом часто становились основой крупных государственных музеев. Например, из частного собрания Ф.Е. Вишневского образовался музей В.А. Тропинина, Третьяковская галерея возникла на основе коллекции, собираемой на протяжении всей жизни П.М. Третьяковым, основу Исторического музея составляют коллекции П.И. Щукина и А.П. Бахрушина.

«Частное коллекционирование по сравнению с собирательством - это всегда культурная деятельность, то есть деятельность по сохранению (иногда созданию), освоению и распространению культурных ценностей и, более того, распространению теоретикохудожественного сознания и тиражированию культурных норм» [ 9, С.3].

На заслуживающий внимание аспект коллекционирования указали Mackenzie, Simon & Yates, Donna, считая, что коллекционеры часто спасают собираемые артефакты не только от физического разрушения, но и от забвения [15].

5. Что касается мотивов коллекционирования и собирательства, то здесь различие между этими видами деятельности наиболее разительно.

Говоря о мотивах коллекционирования и собирательства, мы вступаем в сферу психологии, что не вполне отвечает целям нашего исследования. Специалисты в области психологии, не разделяя данные термины, называют следующие мотивы: способ обретения душевного равновесия, стремление к превосходству, сделать запас на черный день, потребность в самовыражении и самоидентификации, форма репрезентации культурного капитала, азарт охотника.

И.В. Павлов дает следующую характеристику коллекционирования как психологического феномена: «Беря коллекционерство во всем его объеме, нельзя не быть пораженным фактом, что со страстью коллекционируются самые ничтожные вещи . А рядом с ничтожностью целей всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели. Коллекционер может сделаться посмешищем, преступником, может подавить свои основные потребности, все ради его собираний. Сопоставляя все это, необходимо прийти к заключению, что это есть темное, первичное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс» [11, С.362].

Мы не вполне разделяем данную точку зрения, нам представляется, что перечисленные мотивы в большей степени характеризуют собирательство как способ деятельности, в основе которого лежат древние инстинкты, эмоциональная вовлеченность, страстное желание обладания, фетишизация.

Коллекционирование же в большей степени характеризуется рациональностью, хотя и вышеперечисленные мотивы могут присутствовать. Коллекционирование -это целенаправленное, системное собирательство в соответствии с идеей и принципами создания коллекции, придающими ей целостность и оформленность. Коллекционера, главным образом, интересует нематериальная составляющая вещи, в отличие от накопителей, для которых художественные раритеты в основном являются средством вложения капитала.

В заключение следует указать на существующую генетическую родственность коллекционирования и собирательства.

Коллекционирование рождается из собирательства и в историческом плане, и в личностном. Систематическое и планомерное коллекционирование, создание тематических музеев, кунсткамер в европейской культуре специалисты связывают с появлением

науки и искусства [14], с потребностью систематического освоения культуры и ее ценностей. По сути дела, коллекция фактов и их интерпретаций лежит в основе любой науки. А.Г. Ваганов в статье «Коллекционирование как форма проявления исследовательского инстинкта ученого» пишет о необходимости коллекционерской деятельности в научных исследованиях, поскольку и одну и другую деятельность объединяет стремление к систематике [4]. Но справедливым будет и противоположный тезис о том, что наука рождается из «врожденной страсти к собирательству, сохранению и осмыслению собранного в течении тысячелетий...» [1, С.136]. Этот тезис справедлив и по отношению к искусству, имеющему в своей основе те же «коллекционерские принципы» выделения, систематизации, оформления, сохранения, изучения ценностных артефактов и пр.

Что касается личностного плана, то, когда человек начинает что-либо увлеченно собирать, это естественным образом заставляет его изучать историю предмета, устанавливать причинно-следственные и временные связи, касающиеся вещи, сохранность, подлинность, т.е. он самостоятельно «создает искусственную культурную среду и музейное отношение к собираемым вещам» [7, C. 532]; в результате собирательство перерастает в коллекционирование.

Результаты исследования

Проведя анализ феноменов коллекционирования и собирательства, можно прийти к следующим результатам:

1. Коллекционирование как особая культурная деятельность и историческая практика требует междисциплинарного взаимодействия наук в процессе ее изучения в силу своей многоаспектности, включающей экономическую, историческую, психологическую, юридическую и пр. составляющие.

2. Коллекционирование и собирательство по целям, по форме, по времени возникновения, по социальной значимости и по мотиву представляют собой неравнозначные социально-исторические практики, несущие различные системы смыслов.

3. Коллекционирование предполагает выявление, отбор (селектирование), изучение, систематизацию и оформление коллекционных материалов, что требует экспертных знаний и компетенций. Собирательство представляет собой массовый и бессистемный вид деятельности, который при этом может носить вводный в непосредственное коллекционирование характер.

4. Собирательство является более ранним видом культурно-исторической практики, связанной с первичными формами разделения трудовой деятельности. Врожденная страсть к собирательству, сохранению и осмыслению собранного имеет важное цивилизационное значение для истории человечества. Коллекционирование как вид специальной практики оформляется параллельно со становлением искусства и науки.

5. Исходя их вышесказанного можно дать следующее определение: коллекционирование - целенаправленное и систематическое собирательство, организующее вещи в соответствии с задуманной коллекционером формой и имеющее культуросозидательный характер.

Список литературы

1. Барболин М.П., Голядкин Г.Н. Коллекционирование как способ сохранения, воспроизводства и устойчивого развития цивилизации: опыт осмысления и осознания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. №1 (41). -С.135-142.

2. Большая советская энциклопедия (БСЭ). http:// bse.sci-lib.com/articl062839.html. Дата обращения: 5.08.2023.

3. Бьянчи М. Коллекционирование как парадигма потребления // Экономика современной культуры и творчества: пер. с англ.. М.: Прагматика культуры. 2006. - 447с.

4. Ваганов А.Г. Коллекционирование как форма проявления исследовательского инстинкта ученого // Социология науки и технологий. 2015. Том 6. №3. - С.91-104.

5. Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» №4804-1 от 15.04.1993 (в посл. ред. от 23.07.2013)

6. История изучения частного коллекционирования в России: теоретический обзор Игнатьева О. В. Манускрипт Изд-во Грамота 2021. Том 14. Выпуск 8. - С. 1530-1537.

7. Клюканова Л.Г. Междисциплинарный статус современного частного коллекционирования как феномена культуры // Мир науки, культуры, образования. №6 (49). -С.530-533.

8. Клюканова Л.Г. Частное коллекционирование как предмет культурологического исследования // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. - С.246-254.

9. Макарова Е.А. Коллекционирование как социокультурный институт: автореф. дис. ...канд. культур. наук: 24.00.01 / Елена Александровна Макарова. - Саранск, 2022. - 169 с.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд-во: Мир и образование, 2020. - 736с.

11. Павлов И. П. Рефлекс цели // Избранные труды. М.: Медицина. 1999. - С. 359-365.

12. Петрицкий В. А. К 65-летию секции книги и графики. Люди. События. История // Невский библиофил: Альманах. Вып. 17. СПб.: Северная звезда. 2012. - С.7-38.

13. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984. - 607 с.

14. Christian F. Feest European Collecting Of American Indian Artefacts And Art Journal of the History of Collections 5 no. 1.1993. Pp. 1-11.

15. Mackenzie, Simon & Yates, Donna Collectors on illicit collecting: Higher loyalties and other techniques of neutralization in the unlawful collecting of rare and precious orchids and antiquities. Theoretical Criminology. 2015. Pp. 340-357.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.