Научная статья на тему 'Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста'

Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4659
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубинчик Юлия Семеновна

В статье рассмотрены коллективные взаимоотношения дошкольников с точки зрения возрастно-психологических особенностей дошкольного детства. Раскрыты роль общения и игровой деятельности в развитии коллективных взаимоотношений дошкольников. Автором отмечено, что детский коллектив определяется как объединение детей на основе общей полезной деятельности. По итогам проведенного исследования автор делает вывод о том, что развитие коллективных взаимоотношений со сверстниками в дошкольном детстве связаны с возникновением внеситуативно-личностной формы общения, с высшими для дошкольника уровнями развития сюжетно-ролевой игры, в результате которых ребенок обращает больше внимания и лучше понимает ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубинчик Юлия Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста»

УДК 159

Рубинчик Юлия Семеновна

старший преподаватель кафедры дошкольного образования Московского городского педагогического университета luch2118@mail.ru

Коллективные

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

YuliyaS. Rubinchik

seniorlecturerat the Department of preschool education.

Moscow City Pedagogical University luch2118@mail.ru

Collective relationships of

PRESCHOOL AGE CHILDREN

Аннотация. В статье рассмотрены коллективные взаимоотношения дошкольников с точки зрения возрастно-психологических особенностей дошкольного детства. Раскрыты роль общения и игровой деятельности в развитии коллективных взаимоотношений дошкольников. Автором отмечено, что детский коллектив определяется как объединение детей на основе общей полезной деятельности. По итогам проведенного исследования автор делает вывод о том, что развитие коллективных взаимоотношений со сверстниками в дошкольном детстве связаны с возникновением внеситуативноличностной формы общения, с высшими для дошкольника уровнями развития сюжетноролевой игры, в результате которых ребенок обращает больше внимания и лучше понимает ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми.

Ключевые слова: коллектив,коллективные

взаимоотношения, общение, сюжетно-ролевая игра.

Annotation. The collective relationships of preschool age children in terms of age and psychological characteristics of the preschool and the role of communication and game activities in the development of the collective relationships of preschool childrenare considered. The author notes that the children's collective is defined as the union of the children based on the total useful activity. According to the results of the research the author concludes that the development of collective relationships with peers in preschool childhood are associated with the occurrence of outsituative and personal forms of communication, with higher levels of development for preschoolers plot-roleplaying game, which resulted in the child pays more attention and a better understanding of the situation of everyday interactions between people around.

Keywords: collective, collective relations, communication, role-playing game.

Проблема изучения коллективных взаимоотношений детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку в дошкольном возрасте «ребенок овладевает социальным опытом, социально зафиксированными действиями, способами поведения, их социальной сущностью, которая и определяет развитие его социализации - индивидуализации» [10, с. 14]. Д.Б. Эльконин подчеркивает, что особая ответственность дошкольного периода детства состоит в том, что происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях людей и общественных мотивах и задачах их деятельности [11].

Коллективные взаимоотношения у детей дошкольного возраста развиваются в условиях детского коллектива, что показывает необходимость изучения данного понятия. В отечественной педагогике и психологии фундаментальные теоретические и практические разработки проблемы коллектива принадлежат А.С. Макаренко [5], который впервые определил характер целей дея-

тельности коллектива - цели, служащие на благо обществу. А.С. Аркин понимал детский коллектив как группу детей, длительно связанных общностью среды и организации, своей самодеятельностью значительно определяющих содержание и развитие коллективной жизни [1]. Таким образом, детский коллектив определяется как объединение детей на основе общей полезной деятельности. Отметим, что важнейшие признаки, присущие любому коллективу, к которым относятся единство цели, определенная организация совместной деятельности, характерны и для детского коллектива, но в отличие от коллектива взрослых, детский коллектив находится под руководством педагогов [3]. Согласно АЛ. Усовой [7], под влиянием коллективного образа жизни в детском саду, в общей деятельности, в коллективных занятиях у дошкольников формируются качества «общественности».

Развитие коллективных взаимоотношений детей в дошкольном детстве опосредованы возрастными особенностями развития, а также особенностями развития общения и деятельности до-

250

школьника. Дошкольный возраст, границы которого охватывает возраст от трех до семи лет, является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями, которые происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности - игровые, продуктивные, бытовые. Наряду с новообразованиями в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы, субъект общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности [2; 6; 8].

Условием развития коллективных взаимоотношений дошкольников является ведущая деятельность, в качестве которой в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра, представляющая собой «деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» [11, с. 105]. В работе АЛ. Усовой [7] обнаруживается подход к рассмотрению сюжетноролевой игры, с позиции её возможностей для образования детского общества. Ею охарактеризованы два типа отношений между детьми: реальные и ролевые. ГЛ. Щедровицкий изучает возможности деятельности детей для воспитания коллективных взаимоотношений в связи с анализом её объективной структуры, выявлением особенностей, которые вызывают необходимость у участников вступления во всякого рода взаимодействия, приводящие к развёртыванию взаимоотношений. Он обращал внимание на то, что только такая организация деятельности создаёт «общество», в которой помимо производственных отношений развёртывается особая сфера «личностных» отношений по поводу деятельности [9, с. 521-527].

Как отмечает Л Л. Божович [2], стремление к общению у дошкольников возникает, когда ребенку становится доступным осознание себя не только

Литература:

1. Аркин ЕЛ. Об изучении детского коллектива. М., 1927. 16 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПбю : Питер, 2008. 400 с.

3. Коломинский ЯЛ. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений.

2 изд., доп. и перераб. Минск : Народная асвета, 1984. 238 с.

4. Лисина МЛ. Формирование личности ребенка в общении.СПб. : Питер, 2009. 410 с.

как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений, у ребенка появляется осознание своего социального Я и притязание на социальное признание. По мнению МЛ. Лисиной, процесс общения у детей движется в следующих основных направлениях: развитие мотивов общения, развитие средств общения, совершенствование форм общения. Развитие мотивов общения идет параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов и потребностей. МЛ. Лисина считает, что деловые мотивы общения у детей в активной игровой и бытовой деятельности, связаны с необходимостью получения помощи со стороны взрослых [4].

Коллективное взаимодействие дошкольников со сверстниками характеризуется тем, что уже на третьем году жизни наблюдается резкое увеличение субъектных действий по отношению к сверстникам - обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. В возрасте 3-4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка, прежде всего, участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные характерологические черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В четырех-пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. Наконец, к 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения [8, с. 217-218]. К концу дошкольного детства в шести-семилетнем возрасте происходит переход к новой, высшей для дошкольного детства форме общения - внеситуативноличностной. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, к ценностям близких людей.

В заключение отметим, что развитие коллективных взаимоотношений со сверстниками в дошкольном детстве связаны с возникновением внеситуативно-личностной формы общения, с высшими для дошкольника уровнями развития сюжетно-ролевой игры, в результате которых ребенок обращает больше внимания и лучше понимает ситуации повседневного взаимодействия между окружающими людьми.

Literature:

1. Arkin E. On the study of a group of children. M., 1927. 16 p.

2. Bozovik L.I. Personality and its formation in childhood. SPb. : Piter, 2008. 400 p.

3. Kolominskii Ya.L. Psychology of group of children: personal system of interrelations. 2 ed., ext. and rev. Minsk : Narodnaya asveta, 1984. 238.

4. Lisin M.I. Formation of the child's personality in communication. SPb. : Piter, 2009. 410 p.

251

5. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М. : Педагогика, 1972. 336 с.

6. Урунтаева ГА. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 7-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 336 с.

7. Усова АЛ. Роль игры в воспитании детей / Под редакцией А.В. Запорожца. М. : Просвещение, 1976. 94 с.

8. Шаповаленко ИВ. Возрастная психология. М. : Гардарики, 2009. 349 с.

9. Щедровицкий Г.П. Избраниые труды. М. : Шк. Культ. Полит, 1995. 800 с.

10. Щетинина AM. Социализация и индивидуализация в детском возрасте : учебное пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.

11. Эпьконин ДВ. Детская психология. М. : Академия, 2011. 384 с.

5. Makarenko A. The staff and education of the individual. M. : Pedagogy, 1972. 336 p.

6. Uruntaeva G.A. Clinical Psychology : manual for students. 7th ed., stereotype. M. : «Academy» Publishing center, 2010. 336 p.

7. Usova A.P. Role of play in the education of children / Ed. by A.V. Zaporozhets. M. : Education, 1976. 94 p.

8. Shapovalenko I.V. Psychology. M. : Gardariki, 2009. 349 p.

9. Schedrovitskii G.P. Selected works. M. : School of Cult. Polit, 1995. 800 p.

10. Shchetinina A.M. Socialization and individualization in childhood : textbook. Veliky Novgorod : Novgorod State University of Yaroslav the Wise, 2004. 132 p.

11. El'konin D.B. Child Psychology. M. : Academy,

2011. 384 p.

252

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.