Научная статья на тему 'Коллективные творческие работы - обучение на основе общения'

Коллективные творческие работы - обучение на основе общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ARTS / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО / COLLECTIVE CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева И.Ю., Самохвалова Д.З.

В статье рассматривается возможность развития коммуникативных навыков младшего школьника через коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева И.Ю., Самохвалова Д.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collective creative works - training is on base communication

The article considers the possibility of development of communication skills of the youngest pupil through collective forms of work on the Art's lessons.

Текст научной работы на тему «Коллективные творческие работы - обучение на основе общения»

Коллективные творческие работы -обучение на основе общения

И.Ю. Медведева1, Д.З. Самохвалова2

'МОУ Ильинская средняя общеобразовательная школа №26 140120, Московская область, Раменский р-н, пос. Ильинский, ул. Интернациональная, д. 15 MEI Ilyinsky Secondary School № 26

Internatsionalnaya str. 15, Ilinsky vill., Ramensky Distr., Moscow Region 140120 Russia e-mail: school26il@mail.ru

2МОУ Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов

140180, Московская область, г. Жуковский, ул. Фрунзе, д. 8 MEI Secondary school № 8 with in-depth study of individual subjects Frunze str., Zhukovsky, Moscow Region 140180 Russia e-mail: school8@trancom.ru

Ключевые слова: начальное образование, изобразительное искусство,

коммуникативная компетентность, коллективное творчество.

Key words: primary education, Arts, communicative competence, collective

creativity.

Резюме: В статье рассматривается возможность развития коммуникативных навыков младшего школьника через коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства.

Abstract: The article considers the possibility of development of communication skills of the youngest pupil through collective forms of work on the Art's lessons. [Medvedeva LYu.1, Samokhvalova D.Z.2 Collective creative works - training is on base communication]

В настоящее время, формирование коммуникативной компетенции школьников, является одной из актуальных проблем образования. Умения и качества, формирующие современного человека, включают в себя множество направленностей: работу с информацией, любознательность, саморазвитие, творчество, социальную ответственность, умение ставить проблемы и решать их, критически и системно мыслить, а также коммуникативные навыки.

Процесс усовершенствования образования включает формирование коммуникативной компетентности обучающихся. От уровня сформированности этого качества зависит не только плодотворность обучения и воспитания на всем протяжении

обучения в школе, но и дальнейшая жизнь ребёнка в социуме, как в личностном плане, так и в профессиональном.

Формирование коммуникативной компетентности, подразумевает под собой обучение на основе общения. И отвечают за ее осуществление следующие коммуникативные навыки:

• потребность общения с окружающими людьми;

• способность слышать, слушать и понимать

других; позицию;

уметь аргументировать, а также отстаивать свою

• договориться, чтобы сделать что-то сообща и т.д.

Отечественный ученый-психолог Л.С. Выготский подчеркивает, что общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза.

Советский психолог, философ С.Л. Рубинштейн, трактует коммуникативные умения и навыки как отражение коммуникативной способности, которая имеет общественно историческое происхождение; она проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении; она отражается в коммуникативных навыках и умениях, а особенно ярко в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков.

Принятие ребенком правил общения в учебных и внеучебных ситуациях и грамотное использование их в дальнейшем - задача не из легких. Но младший школьный возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости общения, и уже в первом классе ученики постигают основы коммуникации.

М.Н. Турро выделил три основные формы коллективной изобразительной деятельности, которые способствуют развитию коммуникативных умений, с точки зрения художественного творчества:

1. Фронтальная (индивидуально-коллективная) форма, при которой законченная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, с учётом поставленной

учителем задачи и с представлением учащимися замысла общей композиции.

2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате.

3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления коллективного панно.

Одной из форм учебной коммуникации на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности являются коллективные творческие работы.

Начало творческой коллективной работы -организационная часть. Продумать ее важно заранее. В малочисленных классах это сделать проще, но когда в кабинете сидят от 30 и более ребят, рациональнее разделить коллектив на творческие группы. И здесь есть свои правила и рекомендации. Российский психолог, профессор Ю.Н. Кулюткин в своей статье отмечает, что «в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.

Учитель - «режиссер» и соучастник творческого процесса, ориентируясь на вид и содержание коллективной работы, так планирует урок и подбирает наиболее совместимые типы для успешного взаимодействия, чтобы дети были активными участниками, а не пассивными исполнителями или зрителями:

• группа объединенная либо по однородности (гомогенная группа), либо по разнородности (гетерогенная группа);

• группа, которая состоит из 4-5 человек, такая группа более склонна к совместным обсуждениям. Деятельность такой группы будет более продуктивна, чем парная работа.

• нельзя принуждать к коллективной работе деток,

которые по каким-либо причинам отказываются творить совместно.

После успешного объединения в группы учитель приступает к обучению навыкам групповой работы, затем ребята выбирают лидера, и с помощью учителя распределяют творческую работу.

Групповые формы работы обеспечивают связи не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. Если учитель грамотно устанавливает, организует, поддерживает эти связи, не дает им прерваться и вылиться в бесполезные разговоры, то дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. Учатся проявлять толерантность к ошибкам других в ходе совместной работы в группах. Развивается умение подчиняться. При такой форме организации учебного творческого процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

Как правило, в процессе коллективной творческой деятельности, дети не только обучаются, но и обучают своих товарищей. Важным моментом является воспитание эмоционального сопереживания, сострадания, сочувствия и содействия - «я умею - я помогаю тому, кто еще не умеет». Необходимо поощрять тягу детей обращаться друг к другу за помощью и советом. Например, если ребёнок испытывает затруднение в выполнении какой-либо задачи, необходимо помочь ему найти помощника среди детей той группы, членом которой он является.

Иногда препятствием для эффективной работы становятся конфликтные ситуации: столкновения характеров, темпераментов, предпочтений и амбиций. Положительная взаимосвязь в группе так же корректируется учителем.

По стандартам групповая работа не должна занимать более 15-20 минут в 1-2 классах, 20-30 минут в 3-4 классах.

Предлагаем краткий сценарий фронтальной индивидуально-групповой творческой работы в 1 классе. Тема: «Зимний лес. Заячья полянка».

1. Организация рабочих мест: с учетом совместной работы в группах.

2. Целевая установка: подарок Деду Морозу на празднике.

3. Эмоциональный настрой: обучающиеся должны быть прежде всего заинтересованы предстоящей работой и почувствовать необходимость выполнения этой работы.

4. Распределение по группам (по сложности): 1 группа -фон (простое задание), 2 группа - снежинки (простое), 3 группа -деревья (сложное), 4 группа - зайцы (сложное).

5. Комментирование задания и распределение ролей внутри группы.

6. Практическая творческая работа: взаимодействие, коллективный поиск решения художественного образа (цвет, размер, техника, выразительные средства), самостоятельное творчество, контроль и помощь учителя в ходе выполнения практической части работы в группах.

7. Монтаж: рациональнее поручить лидерам или представителям от каждой группы.

8. Рефлексия: комфортнее выдавать коллективное мнение (чувство успешности каждого члена команды). После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на успехи, ошибки, дает оценку работе учащихся.

9. Результат работы: участие работы в новогоднем представлении. Это маленькая общая гордость класса и каждого в отдельности.

Всегда важно и интересно понаблюдать за поведением детей во время работы. Кто больше думает о совместной работе и согласен выполнить то, что ему досталось, а кто думает только о себе и будет задерживать процесс работы. Поскольку в классе всегда есть учащиеся с проблемами в общении то, как раз вот на таких уроках дети имеют возможность пообщаться по-деловому. Внутри каждой группы идет обсуждение, и принимаются общие решения: выбор цветовой гаммы, какого размера будут предметы, как лучше их украсить, как разместить элементы композиции и т.д.

Стремление к единой общей цели в игровой творческой обстановке вырабатывает способность преодолевать личные

неудачи, развивает выдержку, содействует развитию инициативы. Также меняется характер взаимоотношения между детишками: постепенно исчезает равнодушие и агрессия, проявляется великодушие, человеколюбие и теплота. В процессе коллективной работы, учителю нельзя требовать от детей абсолютной тишины в классе, так как им необходимо обмениваться мнениями и выражать своё отношение к работе своих товарищей, прежде чем они смогут предоставить «плод» совместного труда, так же нельзя лишать ребёнка права участвовать в совместной работе. Бороться надо лишь с возбуждёнными. Замечено, что обучающиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

Академик РАО и лауреат премии Макаренко И.П. Иванов, в середине прошлого века разработал методику организации коллективных творческих дел (КТД), где одним из факторов, влияющих на становление личности, готовой к жизни в социуме, в частности к взаимодействию с людьми, является участие младшего школьника в коллективной творческой деятельности. «Коллективные творческие дела, писал он, отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно».

Групповые формы работы имеют огромное значение в образовательном процессе, так как обеспечивают связи не только между учителем и учениками, но и между самими детьми. В процессе коллективной творческой деятельности у детей формируются коммуникативные навыки,

заинтересованность и чувство ответственности.

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. 1984. Собрание сочинений: в 6-ти т-х. Т. 4. Детская психология. Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика. 432 с.

Иванов И.П. 1990. Методика Коммунарского воспитания. Просвещение. 144 с.

Кулюткин Ю.Н. 1984. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения. - Вопросы психологии. № 5: 41-44.

Москвина А.С. 2013. Трудовая деятельность с малых лет. Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2(4): 575-582.

Рубинштейн С.Л. 1989. Основы общей психологии: в 2-х т. Сост. и авт. коммент. К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. АПН СССР. Т.2. М.: Педагогика. 322 с.

Получена/Received: 05.03.2017 Принята/Accepted: 09.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.