Научная статья на тему 'Коллективные монографии как средство формирования корпоративной культуры вуза'

Коллективные монографии как средство формирования корпоративной культуры вуза Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
720
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / УНИВЕРСИТЕТ / МОНОГРАФИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ МОНОГРАФИИ / СОВМЕСТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ / НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ / CORPORATE CULTURE / UNIVERSITIES / MONOGRAPHES / COLLECTIVE MONOGRAPHES / SCIENTIFIC PUBLICATIONS / CORPORATE VALUES / JOINT PUBLICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Виноградова Наталья Николаевна

Формирование корпоративной культуры университета рассмотрено с точки зрения совместного труда ученых вуза. Результаты этого труда, как правило, закреплены в научных публикациях, представленных в сборниках статей, продолжающихся изданиях, коллективных монографиях. Дан обзор подобных изданий, вышедших в последние годы в Волгоградском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Виноградова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллективные монографии как средство формирования корпоративной культуры вуза»

© Виноградова Н.Н., 2012

®

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ

УДК 378(470.45)

ББК 74.584(2Рос-4Вог)

КОЛЛЕКТИВНЫЕ МОНОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА

Н.Н. Виноградова

Формирование корпоративной культуры университета рассмотрено с точки зрения совместного труда ученых вуза. Результаты этого труда, как правило, закреплены в научных публикациях, представленных в сборниках статей, продолжающихся изданиях, коллективных монографиях. Дан обзор подобных изданий, вышедших в последние годы в Волгоградском государственном университете.

Ключевые слова: корпоративная культура, университет, монография, коллективные монографии, совместные публикации, научные издания, корпоративные ценности.

Последние несколько лет в научной и профессиональной литературе активно обсуждается проблема развития корпоративной культуры современного университета (см., например: [1-3; 5; 10; 14]). При этом внимание уделяется различным аспектам: историческим, организационным, управленческим, психологическим, воспитательным и пр. Это абсолютно справедливо, так как формирование корпоративной культуры вуза - процесс многогранный, сложный и достаточно продолжительный.

Корпоративную культуру университета можно рассматривать на нескольких уровнях:

1) общая культура вуза (как организации),

2) культура отдельного факультета, 3) культура кафедры, 4) культура профессорско-преподавательского сообщества (как социальной группы), 5)студенческая культура, 6) культура сотрудников (общая схема представлена на рисунке).

Исследователи отмечают, что в постиндустриальном обществе происходит трансформация социальной структуры, в результате которой формируется «креативный класс» [13] или класс «коллективных работников», обладающий свободой принятия решений, способностью производства новых знаний, высокоразвитым самосознанием [11, с. 12]. При этом корпоративная культура направлена на развитие личностного потенциала сотрудников, тем самым создавая условия для формирования коллектива единомышленников.

В вузе именно наиболее активная часть студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников и составляет тот самый «креативный класс», способный не только создавать культуру университета изнутри, но и транслировать ее вовне. Так, в числе прочих признаков университетской культуры американские специалисты выделяют сильную ориентацию на научные исследования и разработки, на современные направления науки, высокие технологии и инновационный

сектор, а также формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды [14, с. 19].

В числе механизмов формирования корпоративной культуры вуза (факультета) выделяют: развитие на основе имеющихся позитивных ценностей и норм, противодействие негативным ценностям и нормам, внедрение новых ценностей и норм [10, с. 14]. Указанные механизмы четко реализуются в процессе коллективной научной работы. Проектирование корпоративных традиций предполагает включение коллектива вуза в совместные виды деятельности: выполнение исследовательских проектов, разработку авторских курсов, подготовку учебных пособий. При этом особое внимание следует уделять развитию междисциплинарных связей. Только через междисциплинарное взаимодействие можно выйти на уровень общеуниверситетской корпоративной культуры.

Традиционно междисциплинарные исследования публикуются в виде сборников научных трудов, сборников статей, материалов конференций, очерков. Подобные издания регулярно выходят и в Волгоградском государственном университете (далее - ВолГУ). Однако научное сообщество вуза пошло дальше в формировании академических традиций.

Регулярно выпускаются издания продолжающегося характера, а в последние годы результаты совместного труда все чаще публикуются в виде коллективных монографий. Продолжающиеся издания ВолГУ представлены в таблице.

Однако в основной части обзора речь пойдет именно о коллективных монографиях.

Монография - научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. В монографии анализируются и оцениваются научные концепции, теории, факты, развивается научная мысль, создается основа для ее дальнейшего развития. Как правило, монографии имеют полноценный научносправочный аппарат (введение, заключение, обширную библиографию, вспомогательные указатели, примечания и т. п.) [8, с. 359].

Однако жанры научной литературы в последнее время претерпевают некоторые изменения, возникают переходные и/или смешанные формы представления материала. К числу таковых относится и коллективная монография. При этом, на наш взгляд, стоит различать такие виды изданий, как «монография, написанная коллективом авторов» и «коллективная монография».

Уровни корпоративной культуры (КК) вуза

Коллективная монография формально может выглядеть как сборник научных статей. Однако при более детальном анализе отличия монографии становятся очевидны: общая идея (тема); структура, выстроенная в соответствии с единой логикой; сводный научно-справочный аппарат. При этом, как правило, подобные исследования являются междисциплинарными. Именно такой подход позволяет раскрыть многоаспект-ность темы, показать совершенно иной уровень ее научной значимости.

Также стоит отметить, что монографии могут иметь неразделенное (авторы несут общую интеллектуальную ответственность за все исследование в целом) и разделенное соавторство (когда каждый из авторов отвечает за определенный фрагмент исследования; в этом случае, как правило, разделы, главы или параграфы соотнесены с фамилиями конкретных авторов). С этой точки зрения коллективная монография все более тяготеет ко второму варианту (именно в силу своей междисциплинарности).

Продолжающиеся издания Волгоградского государственного университета

№ п/п * Название издания Начало выпуска Количество выпусков ** Редакторы

1 Мир православия 1997 г. 7 Архиепископ (Митрополит) Волгоградский и Камышинский Г ерман

2 Americana 1997 г. 10 А.И. Кубышкин, И.И. Курилла

З Сталинградская битва в истории России 1997 г. 14 М.М. Загорулько, И.Я. Фроянов

4 Нижне-Волжский археологический вестник 199 В г. 10 Б.Ф. Железчиков, А.С. Скрипкин, Л.Т. Яблонский

5 Человек в современных философских концепциях 199 В г. 4 (в 9 кн.) Н.В. Омельченко

б Лингвистическая мозаика 199 В г. З А .Ю. Подгорная, Е.А. Пелих

7 Экономическая история России: проблемы, поиски, решения 1999 г. 10 (в 11 кн.) М.М. Загорулько

В Стрежень 2000 г. В М.М. Загорулько

9 Труды Волгоградского центра германских исторических исследований 2001 г. В Н.Э. Вашкау

10 Материалы по археологии Волго-Донских степей 2001 г. З И.В. Сергацков

11 Экономика развития региона: проблемы, поиски,перспективы 2002 г. 10 (в 11 кн.) О.В. Иншаков, М.М. Загорулько

12 Переосмысление Канады: кросс-культурные размышления о канадском обществе 2002 г. б А.И. Кубышкин, Р.М. Тимко

1З Актуальные проблемы современного управления 2002 г. 4 О.А. Ломовцева, В.О. Мосейко

14 Медико-биологические и психологопедагогические аспекты адаптации и социализации человека 2002 г. 5 (в В кн.) А .Б. Мулик

15 Война и мир в судьбах ученых-экономистов 200З г. 9 О.В. Иншаков, М.М. Загорулько, Е.И. Капустина

1б Канадские тетради 2005 г. З А.И. Кубышкин

17 Записки семинара «Сверхмедленные процессы» 200б г. 4 В.М. Миклюков

* Издания расположены в порядке первоначальной даты выхода.

* * Количество выпусков указано на момент составления обзора.

Коллективные монографии, безусловно, могут считаться одним из средств формирования корпоративной культуры современного вуза. Сплочение людей на основе общей профессиональной деятельности является отличительной особенностью корпоративной культуры. В данном случае умение вычленить в своем исследование необходимый прикладной аспект, внести вклад в разработку общей темы позволяет получить сильнейший синергетический эффект, так как результат командных усилий превышает простую сумму результатов работы отдельных членов [6, с. 163]. Это способствует не только рассмотрению объекта (явления) с позиций междисциплинарного подхода, но и выходу на качественно новый уровень осмысления его природы.

Анализ показал, что коллективные монографии, вышедшие в ВолГУ в последнее время, условно можно разделить на две большие группы: 1) отраслевые монографии (представляющие, как правило, научные школы вуза); 2) монографии, в которых преобладает междисциплинарный подход (в подобных работах последовательно раскрываются общефилософские, отраслевые, прикладные и другие аспекты темы).

Для обзора нами были отобраны лишь некоторые монографии, вышедшие за последние 5 лет, имеющие указание на вид издания в выходных данных, преимущественно с разделенным соавторством.

Монографии междисциплинарного характера

Ното Человек институциональ-

ный / под ред. О. В. Иншакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. - 854 с.

Данное издание представляет первый опыт масштабного междисциплинарного исследования «институционального человека», предпринятого учеными ВолГУ.

Монография подготовлена большим авторским коллективом (34 человека), в который вошли не только ведущие ученые ВолГУ, но и представители Российской академии наук, исследователи из других вузов города. Издание состоит из шести разделов: методология институционального анализа человека (с. 23219); дискуссионные проблемы развития ин-

ституциональной теории (с. 220-394); человек в институтах современного общества (с. 395521); эволюция институционального полиморфизма человека (с. 522-636); бытие homo institutius в языковых системах (с. 637-734); российский человек на пути институционализации (с. 735-848).

Работа получила высокую оценку специалистов. Так, академик Д.С. Львов в предисловии к изданию отметил: «Подготовленная усилиями высокопрофессионального коллектива ученых монография “Homo institutius” - верный шаг к сближению и продуктивной интеграции представителей различных гуманитарных наук. Такого рода комплексные исследования должны стать традиционной формой междисциплинарных дискуссий по актуальным теоретическим и практическим проблемам» (с. 8).

От себя добавим, что посыл академика был услышан и издание стало отправной точкой в формировании традиции публикации результатов научного труда в виде коллективных монографий, объединяющих исследования экономистов и юристов, историков и социологов, лингвистов и культурологов, математиков и философов.

Встреча с простотой = Meeting simplicity /подред. О. В. Иншакова. - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. - 594 с.

Монография стала результатом осмысления книги академика Н.Н. Моисеева «Расставание с простотой». Авторский коллектив (28 человек) представил свои размышления о том, какое место занимает простое в различных сферах жизни общества, о значении принципа простоты в основе строения сложных систем.

Монография состоит из трех разделов: простое в экономике и обществе (с. 26-225); лингвистическое отражение простоты в коммуникациях (с. 226-360); простота в координатах сложного человеческого мира (с. 361592). Первые два раздела содержат главы, раскрывающие действие принципа простоты в конкретных сферах - экономической (например, «Принцип простоты в методологии эволюционного подхода к исследованию хозяйственных систем», «Эволюция простоты в сложных схемах», «Простота и сложность

системной структуры экономики») и лингвистической («Зеркальный концепт “простота”», «Опрощение речи в условиях контактов языков», «Эксплуатация принципа простоты в рекламной лингвистике»). В третьем же разделе представлено осмысление философских, эстетических, культурных, социальных, религиозных, правовых аспектов этого явления (например, «Бытие и небытие - простые основы мироздания», «Религиозная традиция: простое и сложное», «Волны простоты в моде»).

Такой всесторонний анализ сегодня все прочнее закрепляется в современной науке, что отмечено и в предисловие к изданию: «Время узкой специализации неумолимо проходит. Нужно смелее подходить к границам предметных областей знания, искать связи с сопредельными областями. Междисциплинарная интеграция науки и ее глобализация - тенденции дня сегодняшнего» (с. 13).

Стоит отметить, что монография имеет соответствующее оформление: главы снабжены списками литературы; в тексте содержатся многочисленные примеры, иллюстрации, дополняющие и поясняющие теоретический материал.

Свет и цвет в экономике и обществе = Light and colour in Economics and Society : [монография] / под ред. О. В. Иншаков. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2008. - 736 с.

Третья монография, вышедшая в ВолГУ под научным патронажем Общественного отделения РАН, посвящена изучению феноменов света, цвета и тени в экономике и обществе. Исследование продолжает и закрепляет традицию междисциплинарного анализа, который помогает не только увидеть знакомые объекты и явления с новой стороны, но и «взаимно обогащает различные отрасли гуманитарного знания, благодаря консолидации их исследователей» (с. 14).

В авторский коллектив, наряду с учеными Волгоградского государственного университета, вошли исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов.

Монография состоит из четырех разделов: свет и цвет в экономической теории и практике (с. 29-215); измерение видимого и скрытого в эволюции хозяйственных систем

(с. 216-417); свет и цвет в феноменологии, мифологии и истории (с. 418-567); светоцветовые образы социальной коммуникации (с. 568-701).

В рецензии на монографию член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер высоко оценил идею реализации подобных междисциплинарных работ, отметив, что «классический университет несет в себе гигантский потенциал полидисциплинарного интеграционного подхода к исследованию фундаментальных проблем синкретического знания. Если этот потенциал будет раскрыт, мы станем свидетелями удивительных открытий» [7, с. 132].

Отдельно стоит отметить краткий англорусский словарь наиболее распространенных свето-цветовых терминов, представленный в приложении к монографии. Словарь включает порядка 200 терминов, в числе которых как хорошо известные (например, желтая пресса, золотая молодежь, красный диплом, темная лошадка, теневая экономика), так и употребляемые в узких профессиональных кругах (например, бежевые книги, бордовые фишки, зеленый шантаж, розовая собственность).

Все три представленные монографии были инициированы ректором Волгоградского государственного университета Олегом Васильевичем Иншаковым, который во введении к последней книге, выражая благодарность авторскому коллективу, сформулировал, на наш взгляд, основные элементы корпоративного духа университета: смелость поиска, высокий профессионализм и дружба.

Результативность и эффективность бюджетных расходов : [монография] для студентов и магистрантов экон. спец. вузов / под ред.: А. В. Дор-ждеева, А. В. Г уковой. - М. : Финансы, 2009. - 720 с.

В монографии представлен комплекс взаимосвязанных методик оценки результативности и эффективности бюджетных расходов на региональном и местном уровнях, применение которых апробировано в Волгоградской области. Авторы (17 человек, в числе которых А.В. Гукова, О.В. Иншаков, Я.Я. Кайль, В.О. Мосейко, В.В. Тараканов, И.О. Тюменцев) предложили возможные варианты решений наиболее важных вопросов, связанных с указанной проблемой. Монография состоит из четырех глав, в которых после-

довательно представлены методология исследования общественного мнения (с. 5-23); система оценки социальных эффектов бюджетных расходов (с. 24-148); методические аспекты оценки эффективности бюджетных расходов (с. 149-193); предложены направления совершенствования методов планирования бюджетных доходов и расходов при бюджетировании, ориентированном на результат (с. 194-249). Научно-справочный аппарат издания включает: введение, список нормативно-правовой и научной литературы, 27 приложений.

Авторы отмечают, что «на современном этапе наибольшую актуальность приобретает развитие механизма общественного мониторинга посредством проведения количественных опросов населения» с. 6). При этом наибольшего эффекта можно достигнуть при проведении регулярных измерений изменений, происходящих в обществе, что позволит оценить результаты проводимых в стране реформ в различных сферах жизни.

Россия и Беларусь: межкультурный и меж-религиозный диалог : [монография] / авт. коллектив: Е. О. Беликова [и др.]. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010. - 228 с.

Исследование, результаты которого легли в основу данной книги, было поддержано Российским гуманитарным научным фондом. Авторский коллектив (22 человека), в который вошли социологи, лингвисты, филологи, экономисты, историки, философы, представил свою точку зрения на развитие межкультурного диалога России и Беларуси.

Работа состоит из трех разделов: культурная множественность в контексте социальных трансформаций (с. 5-78); динамика и механизмы межкультурного диалога (с. 79-155); интеркультурная ситуация в условиях поликонфесси-онализма (с. 156-227). При этом вопросы меж-культурного взаимодействия рассматриваются на различных уровнях: от документного текста до этноэкономики, от повседневности до феномена этнической культуры в целом.

Отраслевые монографии

Дружественный рубеж: канадско-американское приграничное сотрудничество = Friendly

Barrier: Canadian-American Transboundary Cooperation / под ред. А. И. Кубышкина, В. И. Соколова. - М. ; Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. -178 с.

Монография стала результатом совместного труда ученых Центра американских исследований ВолГУ (А.И. Кубышкина, И.И. Куриллы, Г.В. Испаровой, О.В. Головкиной) и Института США и Канады РАН, а также явилась итогом совместного международного проекта «Старые и новые границы Евразии и Северной Америки».

Работа состоит из шести глав, в которых освещаются исторические, экономические, экологические, политические аспекты темы; рассматриваются вопросы национальной безопасности; приводятся рассуждения о феномене границы. При этом, как отметил во введении автор и редактор издания профессор А.И. Кубышкин, результаты исследования будут полезны и для России, которая выстраивает свои приграничные отношения на постсоветском пространстве в условиях так или иначе существовавших в истории канадо-американских отношений.

В приложениях к монографии представлены карты, иллюстрирующие развитие канадо-американской границы; а также документы по охране границ и пограничной политики.

Семантика древнерусского глагола: синхронно-диахронический аспект / отв. ред. Е. М. Шептухина. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2009. - 272 с.

Исследование написано представителями научной школы Софии Петровны Лопушан-ской (О.А. Горбань, Е.Г. Дмитриевой, М.В. Косовой, И.А. Сафоновой, Е.В. Терентьевой, Е.М.Шептухиной).

Монография состоит из семи глав, в которых, как следует из предисловия, обобщены результаты исследований исторических изменений глагольного слова, отражающие особенности речемыслительной деятельности носителей русского языка. При этом в первой главе раскрывается содержание научной концепции профессора С.П. Лопушанской, на которую и опирается исследование: анализируется комплексный подход к анализу языковых явлений, дается характеристика предложенной автором классификации глаголов (с. 5-26).

Особо следует отметить высокий уровень научно-справочного аппарата монографии, который включает списки источников (источники Х1-ХУИ вв. и современные), словарей; перечень принятых сокращений; вспомогательный именной указатель.

Работа получила высокую профессиональную оценку. Так, в своей рецензии профессор С.С. Ваулина обозначила важность именно комплексного подхода к объяснению тенденций языкового развития, что и было продемонстрировано исследователями [4, с. 217]. С.С. Ваулина отметила существенный вклад авторов монографии в развитие концепции С.П. Лопушанской, а также самостоятельную научную ценность работы [4, с. 220].

Язык и речь: динамические аспекты : монография / Н. А. Баландина [и др.] ; отв. ред. Е. Ю. Ильинова, Л. Г. Фомиченко. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2010. - 276 с.

Посвященная 30-летию Волгоградского государственного университета монография обобщила результаты исследований, проводимых в разные годы лингвистами кафедры английской филологии ВолГУ (Л.Г. Фомиченко, Т.В. Максимовой, Н.А. Баландиной,

О.Р. Валуйской, Е.Ю. Ильиновой, Л.А. Кочетовой, Е.А. Пелих, Н.Ю. Сороколетовой).

Структурно работа состоит из трех частей, каждая из которых делится на главы: просодия речи (с. 10-84); когнитивно-семантические аспекты синтаксиса и словообразования (с. 85-188); текст и дискурс (с. 189273). При этом, как отметили авторы в предисловии, главы монографии «демонстрируют один и тот же поразительный факт - пластику и динамику языка в его разнообразных функциях и проявлениях, которые перетекают друг в друга, позволяя языку активно жить и развиваться, сопровождая все инновации, создаваемые работой творческого сознания человека» (с. 9).

Справочный аппарат монографии включает предисловие, списки литературы по главам, послесловие, сведения об авторах.

Когнитивные, семантические и прагматические аспекты высказывания (на материале немецкого языка) : [монография] / сост. и ред. В. И. Куракова. -Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010. - 218 с.

Монография стала логическим продолжением сборника статей, вышедшего в 2007 г. «Когнитивные аспекты немецкой грамматики», в котором были освещены проблемы описания и интерпретации отдельных грамматических явлений современного немецкого языка.

В новом исследовании не только обобщены теоретические наработки учеников профессора В.И. Куракова в области когнитивной грамматики, но и развиваются дискуссионные вопросы немецкой грамматики, касающиеся таких классов слов, как модальные частицы (с. 78-117) и артикль (с. 44-77); анализируются прагматические аспекты высказывания (с. 150-217). Следует отметить, что все части монографии снабжены списками научной литературы и источников фактического материала.

Таким образом, создание коллективной монографии требует от всех авторов высокой культуры профессионального взаимодействия и исполнительства, ответственности. В то же время при издании подобных работ необходимо наличие «координатора» совместных усилий - человека, который отслеживал бы соответствие фрагментов монографии единой концепции, выстраивал бы линию исследования. Как правило, такую работу выполняет научный или ответственный редактор. При этом, как было сказано выше, немаловажным является и соответствие научно-справочного аппарата необходимым условиям. Надо отметить, что не во всех рассматриваемых коллективных монографиях данные требования соблюдены. Так, в некоторых изданиях отсутствуют единые (сводные) списки литературы; не везде есть вспомогательные указатели, заключения, дополнительные материалы (например, приложения, списки сокращений и пр.). Все эти элементы сделали бы исследования более цельными, что позволило бы говорить о высоком уровне не только содержательной стороны, но и оформления монографий.

Корпоративная культура вуза определяется требованиями внешней среды и миссией университета [12, с. 176]. С этой точки зрения смысл существования университетов заключается в добыче, переработке и распространении знаний. Идеи же, собранные в коллек-

тивной монографии, представляют собой «концентрат» знаний, с помощью которых вуз закрепляет результаты научного труда и транслирует их вовне на качественно новом уровне. Как отметил академик Д.С. Львов в предисловии к одному из обозреваемых изданий: «Университеты должны стать “точками роста” интенсивной междисциплинарной интеграции, поскольку в образовательном процессе в них естественно объединены представители разных отраслей знания» [9, с. 7].

В заключение стоит отметить, что ученые ВолГУ наметили еще одно направление совместной междисциплинарной работы -выпуск энциклопедических изданий. Так, уже увидели свет «Экономическая энциклопедия регионов России. Южный федеральный округ. Волгоградская область» (гл. ред. вып. О.В. Иншаков. М., 2005); «Энциклопедия Волгоградской области» (гл. ред. О.В. Ин-шаков. Волгоград, 2007; была переиздана в 2009 г., в том числе и на иностранных языках); «Сталинградская битва. Июль 1942 - февраль 1943» (гл. ред. М. М. Загорулько. Волгоград, 2007; дополненное издание вышло в 2010 г. и стало лучшей книгой года); «Археологическая энциклопедия Волгоградской области» (гл. ред. А.С. Скрипкин. Волгоград, 2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это является не только средством формирования, но и отражением уже существующего уровня корпоративной культуры университета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнян, М. Идея «корпоративного духа» в образовании: методологический анализ / М. Арутюнян // Высшее образование в России. - 2006. -№2. - С. 78-82.

2. Беляев, А. Корпоративная культура университета: от теории к практике / А. Беляев // Высшее образование в России. - 2007. - № 11. - С. 62-65.

3. Борисова, С. Г. Положительное влияние : о корпоративной культуре как ключевом маркетин-

говом активе вуза / С. Г. Борисова // Креативная экономика. - 2010. - N° 3. - С. 106-111.

4. Ваулина, С. С. [Рецензия] / С.С. Ваулина // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Языкознание. - 2010. - № 1 (11). - С. 217-220. -Рец. на кн.: Семантика древнерусского глагола: синхронно-диахронический аспект : коллективная монография / О. А. Горбань [и др.] ; отв. ред. Е. М. Шептухина. -Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2009. - 272 с.

5. Грауманн, О. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования / О. Грауманн, М. Н. Певзнер, А. Г. Ширин // Высшее образование в России. - 2009. - № 6. - С. 123-131.

6. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура : теория и практика / Э. А. Капитонов. - М. : Альфа-Пресс, 2005. - 352 с.

7. Клейнер, Г. От рассвета - к расцвету: (о книге «Свет и цвет в экономике и обществе») / Г. Клейнер // Вопросы экономики. - 2009. - № 8. -С. 130-135. - Рец. на кн.: Свет и цвет в экономике и обществе / под ред. О. В. Иншакова. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2008. - 736 с.

8. Книговедение : энциклопедический словарь / редкол.: Н. М. Сикорский [и др.]. - М. : Сов. энцикл., 1982. - 664 с.

9. Львов, Д. С. Предисловие / Д. С. Львов // Homo institutius. Человек институциональный / под ред. О. В. Иншакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2005. - С. 3-8.

10. Петросян, А. Р. Традиции факультета как средство формирования корпоративной культуры педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Р. Петросян. - Майкоп, 2005. - 30 с.

11. Разманов, В. В. Корпоративная культура постиндустриального типа: социально-философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук / В. В. Разманов. - Томск, 2009. - 28 с.

12. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы : аналит. докл. / В. М. Филиппов [и др.]. - М. : Логос, 2005. - 540 с.

13. Флорида, Р Креативный класс: люди, которые меняют будущее = The rise of the creative class and how it’s transforming work, leisure, community and everyday life / Р Флорида ; [пер. с англ. А. Константинова]. - М. : Классика-XXI, 2007. - 421 с.

14. Яблонскене, Н. Л. Корпоративная культура современного университета / Н. Л. Яблонскене // Университетское управление: практика и анализ. -2006. - № 2. - С. 7-25.

COLLECTIVE MONOGRAPHES AS THE MEANS OF THE FORMING OF THE UNIVERSITY CORPORATE CULTURE

N.N. Vinogradova

The forming of the university corporate culture is considered from the point ofview of joint work of scientists. The result of this work is scientific publications: collected articles, continued editions, collective monographs. It provides a review of these publications that have been published in recent years in Volgograd State University.

Key words: corporate culture, universities, monographes, collective monographes, scientific publications, corporate values, joint publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.